Тема. Лес. Животный и растительный мир лесаЦель: продолжить формировать представления учащихся о природных зонах родного края; развивать познавательную активность, словарный запас обучающихся, умение делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи; воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости к ней. Оборудование: изображения леса в разное время года, стихотворение С. Погореловского « Лес», мелодия звуков леса, эпиграф. Предварительная подготовка: Индивидуальные задания для учащихся: (сообщения до 3 минут о лесах, растительном и животном мире лесов)
Рисунки детей:
Эпиграф к уроку: «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить – её надо знать». Н. И. Сладков Ход урокаI. Организационный момент.II. Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний.Лес Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою, Что нам шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои. С. Погореловский - Ребята, а как вы представляете, что такое лес? На каждую букву слова придумайте определение. Л – ласковый, Е – естественный С – спокойный Ассоциативный куст: Природа леса, растительный и животный мир, охрана лесных богатств. Лесной массив красив в любое время! Показ картинок леса в разные времена года. III. Работа над закреплением материала.- Какие бывают леса в нашем регионе? (хвойные, лиственные, смешанные) Великоанадольский лес, леса Святогорья, Красного Лимана. В нашем регионе 70% лесных массивов имеют искусственное происхождение. Они занимают площадь в 213 тыс. га, или 8% всей территории Донецкой области. Наши леса не имеют промышленного значения, а выполняют исключительно природоохранную функцию. А сравнить лес можно с 5-этажным домом. Работа с картой: продолжите предложения:(предварительно закрыв описание) Пятый этаж – … это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов. Четвертый – … кроны деревьев пониже: клена, березы, осины, рябины. Третий – … кусты и совсем молоденькие деревца. А два нижних этажа – … второй и первый – травы, цветы, мхи. Во всяком лесном «доме» есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Лес – это группа деревьев, кустарников, трав, растений и животных, которые существуют на одной территории. Если исчезнет какая-то группа растений или животных, то лес погибнет. Лесистость нашего края в сельских районах разнообразная. В Краснолиманском районе - пойменные леса в долине Северского Донца. Вдоль канала Северский Донец растет дуб, липа, сосна, лещина, калина и другие виды деревьев. Они выполняют водоохранные функции, предохраняют водные объекты от заиления, засорения, уменьшают фильтрацию. А лесные насаждения вдоль железных дорог служат для с него и ветрозащиты. Работа с дополнительным материалом (сообщения учащихся) Растения
| Животные
| Птицы
| Земноводные
| Насекомые
| Другие организмы
| Великоанадольский лес - лесной заказник ,расположен в Волновахском районе Донецкой области. Здесь преобладают смешанные насаждения дуба обыкновенного, ясеня, клёна, граба, липы. Встречаются берёза, тополь, сосна крымская, бархат амурский, лиственница европейская, сосна обычная, дуб каштанолистный и кавказский, орех валахский, софора. Многие животные и птицы, обитающие здесь, занесены в Красную книгу. Работа с таблицей.1. Рукотворными чудесами Донбасса называют Святогорскую лавру с вырубленными в меловом массиве церквями и зелеными хвойными лесами. 2. В лесах Донецкой области обитают лось, косуля, дикий кабан, лесная куница, заяц - русак, красная белка, каменная куница, европейская норка, барсук, ласка, горностай, крот. 3. Достаточно разнообразен видовой состав птиц. В донецких степях можно встретить серую куропатку, дрофу, стрепета, жаворонка, скворца, черноголовую овсянку, орлана - могильника, скопу, филина, степного орла, орлана - белохвоста, аиста, ласточку деревенскую, стрижа. В полезащитных полосах и в лесных массивах обитают иволги, коршуны, горлицы, дятлы, соловьи, синицы, грачи, галки, серые вороны, сороки, козодои, кукушки, пеночки. 4. По берегам рек и водоемов, на косах Азовского моря много водоплавающей птицы - гусей, уток, степных куликов, чибисов, краснозобых казарок, лебедей-шипунов, кроншнепов, чаек - черноголовок, чаек - хохотуний, крячек. В степных водоемах живут болотная черепаха, озерная лягушка, прудовая лягушка, некоторые моллюски - катушка, прудовик, лужанка, раки и около 30 видов рыб. Наибольшее значение имеют лещ, судак, белуга, сельдь, тарань, хамса, большая камбала, бычок. Работа с пословицами: доскажи словечкоВырос лес, … так будет и топорище. Как в лес кликнешь, … так и откликнется. Леса от ветра защищают, … урожаю помогают. IV.Подведение итогов урока.К дереву дети прикрепляют листья с ответами: Сегодня я узнал
мне было интересно
меня удивило
я понял
Любите родную природу: Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою, Навеки родная земля.
Домашнее задание: составить кроссворд по теме урока.
Разработала учитель начальных классов
ГОШ І–ІІІ ступеней № 1
Петренко Инна Александровна
Тема: Жизнь луга. Луг - природное сообщество Цель: сформировать представления учащихся о луге, как природном сообществе; познакомить с животными и растениями лугов и их особенностью приспособления к окружающей среде; показать связь между природой и деятельностью человека. Развивать познавательную активность детей, интерес к уроку познания мира, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: модели лугов, картинки к уроку, аудиозапись «Звук летнего луга с пением птиц». Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
- Сядьте удобно. Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить задания нашего урока.
ḬḬ. Проверка домашнего задания.
На доске схема ГРИБЫ
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
деревья кустарники звери птицы съедобные
травы насекомыенесъедобные
- На какие ярусы делятся растения леса?
- Могут ли растения прожить без животных? Докажите это на примерах. Как вы считаете, нужны ли растениям грибы? Почему?
- Могут ли животные прожить без растений? А без грибов? Докажите на примерах.
- Какую роль играют грибы в жизни растений и животных? Приведите примеры.
ḬḬḬ. Сообщение темы и цели урока.
(аудиозапись: шум степи, (Приложение))
Давайте пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Как вы думаете, почему я начала урок этим стихотворением?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с сообществом луг, с представителями растительного и животного мира данного сообщества.
- Ребята, а что такое луг в вашем представлении? Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (Это много цветов, травы, летают бабочки, пчёлы, шмели. Растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли достаточно ровная).
На доске составляется ассоциативный куст (в центре - иллюстрация луга).
- Сегодня нам предстоит выяснить, так ли это? IV. Изучение нового материала.
- Посмотрите на иллюстрацию.
(На доске вокруг иллюстрации, в соответствии с открытием новых знаний, ученики записывают названия растений и животных. В конце урока подводится итог, опираясь на полученный материал)
- Что такое луг? Верно ли, что луг можно встретить только на ровной поверхности земли?
- Какие растения там растут? Как можно их назвать одним словом? (Травы)
- Почему они растут на открытом пространстве? (Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности).
ВЫВОД: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
Знакомство с растениями луга (демонстрация изображения луга (Приложение)
- Донецкий край богат лесами, полями, степями, реками и озерами. На равнинах можно встретить луга. Называют такие луга — цветочные. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели. Эти луга расположены на равнинах вне пойм.
- Можно ли проследить ярусность среди растений луга?
- Почему одни растения выше, а другие — ниже?
Вывод: Луговые травы растут ярусами — этажами; выше всех светолюбивые, ниже — теневыносливые.
- Как вы думаете, в чем же главное отличие леса от луга? (В лесу деревья, а на лугу - травянистые растения, на лугу нет крупных животных).
- А почему крупные животные не живут на лугу? (Им негде прятаться)
Работа с учебником с 171-174. (Дети читают вслух)
- Основной признак луга — многолетняя трава, разнотравье.
- Попробуйте теперь сами дать определение луга.
Итак, луг – это участок земли с достаточным количеством влаги, на котором растут влаголюбивые травянистые растения.
- Луга могут располагаться по берегам рек и озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут — вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т. к. в половодье зальёт жильё. (Демонстрация изображения луга. (Приложение))
- Как вы думаете, какие животные и растения обитают на лугах?
- Чем растения и животные луга отличаются от обитателей других сообществ?
(Цвет, размер, форма тела (небольшого размера, пестрой окраски, которая сливается с прошлогодней травой. Форма тела птиц — обтекаемая, чтобы легче пробираться в траве)
- Послушайте стихотворение. Постарайтесь как можно больше запомнить ении:
Вера Баранова Соберу букет для мамы Из цветочков полевых: Пять ромашек белых самых, Шесть гвоздичек луговых, Незабудки не забуду И добавлю две в букет, Иван-чай один добуду, Как малиновый рассвет.
Василёк и колокольчик Разыщу я на лугу, Клевер - розовый помпончик,
Не добавить не могу… - Какие растения вы запомнили?
-Давайте познакомимся с растениями, растущими на лугу. (Рассказывает учитель или подготовленный ученик, по возможности рассказ может сопровождаться иллюстрациями. (Приложение))
- Яркие и разноцветные луга становятся весной. Когда в почве еще достаточно влаги, появляются раннецветущие растения: ирисы, гиацинты, крокусы, горицвет, тюльпаны, пионы, маки. До наступления жары растения отцветают и дают семена. Их наземная часть отмирает. В почве остаются клубни, луковицы, корневища, где накапливаются питательные вещества. Благодаря этим веществам растения вырастут и расцветут следующей весной. Раннецветущие меняются растениями, которые приспособились к жаре и нехватке влаги. Летом на лугах появляются полынь, типчак, ковыль. Одни растения имеют длинные корни, которым из глубины достают воду. В других - жесткие или узкие опушенные листья. Через них испаряется очень мало воды.
В середине лета от жары начинают высыхать все растения. Ветер подхватывает их и катит клубами по степи, вытряхивая созревшее семена.
- Что объединяет растения луга? (Растут на открытой местности. Любят свет и тепло)
- Какие растения растут на лугу? (Есть растения, которые любят и едят животные. Их называют кормовые травы. На лугу много цветущих растений. Есть на лугу и ядовитые растения (сон-трава, лютик, чистотел, дурман). Многие из этих растений являются лекарственными).
Луг - это настоящая аптека
Вы знаете, что такое луговое растение, как ромашка лекарственная поможет от простуды. А зверобой используют при лечении более 90 болезней, в т.ч. и простуды.
1.Погляди на зверобой,
Он на лугу повсюду.
Он поможет нам с тобой
Вылечить простуду.
2.Растёт лекарство под ногами.
Прошу вас, убедитесь сами.
Кладём на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь-дорогу.
Ведь их у нас так много! - Что за растение? (подорожник)
- А вот это растение помогает при болезнях желудка. (тысячелистник)
- А отвар из этого растения освежит и успокоит.
(мята)
- Конечно, мы не может представить себе луг без животных.
- А как вы считаете, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит: легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы — разноцветные пёстрые — значит: и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков).
- На лугу должны быть хищники или нет? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность).
- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений).
- Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка, и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается).
- Сообщение о животных луга (учитель или подготовленный ученик, по возможности с демонстрацией иллюстраций из приложения).
На лугах беднее животный мир, чем в лесу. Почти все животные имеют желто-серый окрас, которое делает их менее заметными среди пожелтевшей травы.
Большинство животных живет в норах. Это грызуны: сурки, суслики, хомяки, мыши, тушканчики. Хорошо развитыми передними зубами они грызут растения. Роют норы лисы, хорьки, барсуки. Для зверей норы является убежищем во время опасности и неблагоприятной погоды, местом рождения малышей. А для некоторых из них - местом зимнего сна или спячки, накопление запаса кормов. В норах мелких зверей селятся пресмыкающиеся, в частности гадюка степная, черепаха степная, ящерица прыткая.
Благодаря умению быстро бегать от врагов спасаются редкие степные птицы - дрофа, стрепет. С ранней весны на лугах можно слышать пение жаворонка степного. Подает голос и перепелка. Расхаживает редкая птица - журавль степной. Высоко в небе летают хищные птицы: орел степной, кобчик, пустельга. Они охотятся на грызунов и мелких птиц.
На лугах множество насекомых: бабочек, жуков, саранчи, кузнечиков. Кормом для них являются различные части растений. Насекомые, в свою очередь, являются кормом для птиц, пресмыкающихся и земноводных.
- Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много. Иначе они погубят растения.
- Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему?
- На лугах растут и ядовитые растения (информацию о ядовитых растениях найти на следующий урок).
- А теперь проверим, насколько вы знаете животный мир луга. Какое животное про себя могло бы так сказать:
«Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (Кузнечик)
Зачем кузнечику длинные, сильные ноги? (Прыгать)
Я самое прожорливое животное на планете. (Стрекоза)
Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу- вою, сяду - землю рою. (Жук)
Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (Бабочка)
Спинка в веснушках, ах, как неловко, и покраснела… (Божья коровка)
Лечу – говорю, сяду – молчу. (Оса)
Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед я накоплю. (Пчела)
Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шубка. (Шмель)
- Итак, луг богат разнообразием животных и растений, и все они связаны друг с другом. Какой вывод мы можем сделать? (Луг - природное сообщество).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |