Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

родина 4 класс. Уроки по окружающему миру


НазваниеУроки по окружающему миру
Анкорродина 4 класс.docx
Дата02.10.2017
Размер9.52 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлародина 4 класс.docx
ТипДокументы
#23395
страница4 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
Тема. Лес. Животный и растительный мир леса

Цель: продолжить формировать представления учащихся о природных зонах родного края; развивать познавательную активность, словарный запас обучающихся, умение делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи; воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости к ней.

Оборудование: изображения леса в разное время года, стихотворение С. Погореловского « Лес», мелодия звуков леса, эпиграф.

Предварительная подготовка:

  1. Индивидуальные задания для учащихся: (сообщения до 3 минут о лесах, растительном и животном мире лесов)

  2. Рисунки детей:

Эпиграф к уроку:

 «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить – её надо знать». Н. И. Сладков

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний.

Лес

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловскийhttps://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

- Ребята, а как вы представляете, что такое лес? На каждую букву слова придумайте определение.

Л – ласковый,https://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/10/7b/1080249.jpg

Е – естественный

С – спокойный

Ассоциативный куст:

Природа леса, растительный и животный мир, охрана лесных богатств.

Лесной массив красив в любое время!

Показ картинок леса в разные времена года. https://www.sunhome.ru/usersgallery/wallpapers/25/oboi_zimnii_les.jpg

https://wpapers.ru/wallpapers/nature/landscapes/7081/1920x1440_%d0%9b%d0%b5%d1%81%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%80%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b0.jpghttps://lesorub.ru/netcat_files/image/6396.jpg
III. Работа над закреплением материала.https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

- Какие бывают леса в нашем регионе? (хвойные, лиственные, смешанные)

Великоанадольский лес, леса Святогорья, Красного Лимана.

В нашем регионе 70% лесных массивов имеют искусственное происхождение. Они занимают площадь в 213 тыс. га, или 8% всей территории Донецкой области. Наши леса не имеют промышленного значения, а выполняют исключительно природоохранную функцию. А сравнить лес можно с 5-этажным домом.

Работа с картой: продолжите предложения:

ярусы леса


(предварительно закрыв описание)

Пятый этаж – … это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов.

Четвертый – … кроны деревьев пониже: клена, березы, осины, рябины.

Третий – … кусты и совсем молоденькие деревца.

А два нижних этажа – … второй и первый – травы, цветы, мхи.https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

Во всяком лесном «доме» есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

Лес – это группа деревьев, кустарников, трав, растений и животных, которые существуют на одной территории. Если исчезнет какая-то группа растений или животных, то лес погибнет.

Лесистость нашего края в сельских районах разнообразная. В Краснолиманском районе - пойменные леса в долине Северского Донца. Вдоль канала Северский Донец растет дуб, липа, сосна, лещина, калина и другие виды деревьев. Они выполняют водоохранные функции, предохраняют водные объекты от заиления, засорения, уменьшают фильтрацию. А лесные насаждения вдоль железных дорог служат для с него и ветрозащиты.

Работа с дополнительным материалом (сообщения учащихся)https://steshka.ru/wp-content/uploads/2015/03/sreda_obitaniya_zhivotnyh_1.jpg

Растения

Животные

Птицы

Земноводные


Насекомые

Другие организмы


Великоанадольский лес - лесной заказник ,расположен в Волновахском районе Донецкой области. Здесь преобладают смешанные насаждения дуба обыкновенного, ясеня, клёна, граба, липы. Встречаются берёза, тополь, сосна крымская, бархат амурский, лиственница европейская, сосна обычная, дуб каштанолистный и кавказский, орех валахский, софора. Многие животные и птицы, обитающие здесь, занесены в Красную книгу.https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.pngвеликоанадольский лес под донецкомвеликоанадольский лес в донецке

Работа с таблицей.

1. Рукотворными чудесами Донбасса называют Святогорскую лавру с вырубленными в меловом массиве церквями и зелеными хвойными лесами.

https://fayne.info/wp-content/uploads/2013/08/svyatogorsky-monastir.jpg

2. В лесах Донецкой области обитают лось, косуля, дикий кабан, лесная куница, заяц - русак, красная белка, каменная куница, европейская норка, барсук, ласка, горностай, крот.https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

3. Достаточно разнообразен видовой состав птиц. В донецких степях можно встретить серую куропатку, дрофу, стрепета, жаворонка, скворца, черноголовую овсянку, орлана - могильника, скопу, филина, степного орла, орлана - белохвоста, аиста, ласточку деревенскую, стрижа. В полезащитных полосах и в лесных массивах обитают иволги, коршуны, горлицы, дятлы, соловьи, синицы, грачи, галки, серые вороны, сороки, козодои, кукушки, пеночки.

4. По берегам рек и водоемов, на косах Азовского моря много водоплавающей птицы - гусей, уток, степных куликов, чибисов, краснозобых казарок, лебедей-шипунов, кроншнепов, чаек - черноголовок, чаек - хохотуний, крячек. В степных водоемах живут болотная черепаха, озерная лягушка, прудовая лягушка, некоторые моллюски - катушка, прудовик, лужанка, раки и около 30 видов рыб. Наибольшее значение имеют лещ, судак, белуга, сельдь, тарань, хамса, большая камбала, бычок.https://galerey-room.ru/images/070050_1385524850.png

Работа с пословицами: доскажи словечко

Вырос лес, … так будет и топорище.

Как в лес кликнешь, … так и откликнется.

Леса от ветра защищают, … урожаю помогают.
IV.Подведение итогов урока.

К дереву дети прикрепляют листья с ответами:



  • Сегодня я узнал

  • мне было интересно

  • меня удивило

  • я понял




Любите родную природу:
Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.


Домашнее задание: составить кроссворд по теме урока. https://4put.ru/pictures/max/211/648351.jpghttps://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png
e:\вита\картинки и аниме\5840691dd9eee82a4330cfa7a990c97f.gife:\вита\картинки и аниме\5840691dd9eee82a4330cfa7a990c97f.gif

Разработала учитель начальных классовhttps://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

ГОШ І–ІІІ ступеней № 1

Петренко Инна Александровна

Тема: Жизнь луга. Луг - природное сообщество
Цель: сформировать представления учащихся о луге, как природном сообществе; познакомить с животными и растениями лугов и их особенностью приспособления к окружающей среде; показать связь между природой и деятельностью человека. Развивать познавательную активность детей, интерес к уроку познания мира, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: модели лугов, картинки к уроку, аудиозапись «Звук летнего луга с пением птиц».
Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

-  Сядьте удобно. Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить задания нашего урока.

ḬḬ. Проверка домашнего задания.

На доске схема

ГРИБЫ

  

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ


деревья    кустарники звери  птицы съедобныеhttps://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

травы    насекомыенесъедобные

- На какие ярусы делятся растения леса?

- Могут ли растения прожить без животных? Докажите это на примерах. Как вы считаете, нужны ли растениям грибы? Почему?

- Могут ли животные прожить без растений? А без грибов? Докажите на примерах.

-  Какую роль играют грибы в жизни растений и животных? Приведите примеры.

 ḬḬḬ. Сообщение темы и цели урока.

  (аудиозапись: шум степи, (Приложение))https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0199/00086608-d8be80ea/3/hello_html_31792db3.png

Давайте пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами поклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Как вы думаете, почему я начала урок этим стихотворением?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с сообществом луг, с представителями растительного и животного мира данного сообщества.

- Ребята, а что такое луг в вашем представлении? Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (Это много цветов, травы, летают бабочки, пчёлы, шмели. Растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли достаточно ровная).

На доске составляется ассоциативный куст (в центре - иллюстрация луга).

https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png1146131



- Сегодня нам предстоит выяснить, так ли это?
IV. Изучение нового материала.

- Посмотрите на иллюстрацию.

(На доске вокруг иллюстрации, в соответствии с открытием новых знаний, ученики записывают названия растений и животных. В конце урока подводится итог, опираясь на полученный материал)

- Что такое луг? Верно ли, что луг можно встретить только на ровной поверхности земли?

- Какие растения там растут? Как можно их назвать одним словом? (Травы)

- Почему они растут на открытом пространстве? (Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности).

ВЫВОД: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.

Знакомство с растениями луга (демонстрация изображения луга (Приложение)

- Донецкий край богат лесами, полями, степями, реками и озерами. На равнинах можно встретить луга. Называют такие луга — цветочные. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели. Эти луга расположены на равнинах вне пойм.

- Можно ли проследить ярусность среди растений луга?https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

-  Почему одни растения выше, а другие — ниже?

Вывод: Луговые травы растут ярусами — этажами; выше всех светолюбивые, ниже — теневыносливые.

3

- Как вы думаете, в чем же главное отличие леса от луга? (В лесу деревья, а на лугу - травянистые растения, на лугу нет крупных животных).

- А почему крупные животные не живут на лугу? (Им негде прятаться)

Работа с учебником с 171-174. (Дети читают вслух)

- Основной признак луга — многолетняя трава, разнотравье.

- Попробуйте теперь сами дать определение луга.

Итак, луг – это участок земли с достаточным количеством влаги, на котором растут влаголюбивые травянистые растения.

- Луга могут располагаться по берегам рек и озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут — вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т. к. в половодье зальёт жильё. (Демонстрация изображения луга. (Приложение))https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

107736707

 

- Как вы думаете, какие животные и растения обитают на лугах?

- Чем растения и животные луга отличаются от обитателей других сообществ?

(Цвет, размер, форма тела (небольшого размера, пестрой окраски, которая сливается с прошлогодней травой. Форма тела птиц — обтекаемая, чтобы легче пробираться в траве)

- Послушайте стихотворение. Постарайтесь как можно больше запомнить ении:https://previews.123rf.com/images/milacroft/milacroft0903/milacroft090300083/4504215-ladybug-and-flowers-card-for-kids-scrapbook-and-labels-useful-stock-vector.jpg

Вера Баранова 
Соберу букет для мамы
Из цветочков полевых:
Пять ромашек белых самых,
Шесть гвоздичек луговых,
Незабудки не забуду 
И добавлю две в букет,
Иван-чай один добуду,
Как малиновый рассвет.

Василёк и колокольчик 
Разыщу я на лугу,
Клевер - розовый помпончик,https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.pnghttps://okartinkah.ru/img/kartinki-cvety-dlya-detskogo-sada-1770/kartinki-cvety-dlya-detskogo-sada-37.png

Не добавить не могу…
- Какие растения вы запомнили?

-Давайте познакомимся с растениями, растущими на лугу. (Рассказывает учитель или подготовленный ученик, по возможности рассказ может сопровождаться иллюстрациями. (Приложение))

- Яркие и разноцветные луга становятся весной. Когда в почве еще достаточно влаги, появляются раннецветущие растения: ирисы, гиацинты, крокусы, горицвет, тюльпаны, пионы, маки. До наступления жары растения отцветают и дают семена. Их наземная часть отмирает. В почве остаются клубни, луковицы, корневища, где накапливаются питательные вещества. Благодаря этим веществам растения вырастут и расцветут следующей весной. Раннецветущие меняются растениями, которые приспособились к жаре и нехватке влаги. Летом на лугах появляются полынь, типчак, ковыль. Одни растения имеют длинные корни, которым из глубины достают воду. В других - жесткие или узкие опушенные листья. Через них испаряется очень мало воды.

В середине лета от жары начинают высыхать все растения. Ветер подхватывает их и катит клубами по степи, вытряхивая созревшее семена.

https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png


-  Что объединяет растения луга? (Растут на открытой местности. Любят свет и тепло)

- Какие растения растут на лугу? (Есть растения, которые любят и едят животные. Их называют кормовые травы. На лугу много цветущих растений. Есть на лугу и ядовитые растения (сон-трава, лютик, чистотел, дурман). Многие из этих растений являются лекарственными). https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

Луг - это настоящая аптека

Вы знаете, что такое луговое растение, как ромашка лекарственная поможет от простуды. А зверобой используют при лечении более 90 болезней, в т.ч. и простуды.https://collectedpapers.com.ua/wp-content/uploads/2015/03/0_%d0%a1%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0_22_%d0%98%d0%b7%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5_0001.jpg

1.Погляди на зверобой,

Он на лугу повсюду.

Он поможет нам с тобой

Вылечить простуду.

2.Растёт лекарство под ногами.

Прошу вас, убедитесь сами.

Кладём на ссадину листочек, https://lektravs.ru/uploads/product/500/554/podorozhnik.jpg

И ссадина не кровоточит.

И можно снова в путь-дорогу.

Ведь их у нас так много!
- Что за растение? (подорожник)

- А вот это растение помогает при болезнях желудка. (тысячелистник)

- А отвар из этого растения освежит и успокоит.

(мята)

- Конечно, мы не может представить себе луг без животных.

- А как вы считаете, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит: легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы — разноцветные пёстрые — значит: и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков).

- На лугу должны быть хищники или нет? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность).https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

-  Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений).

- Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка, и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается).

- Сообщение о животных луга (учитель или подготовленный ученик, по возможности с демонстрацией иллюстраций из приложения).

На лугах беднее животный мир, чем в лесу. Почти все животные имеют желто-серый окрас, которое делает их менее заметными среди пожелтевшей травы.

Большинство животных живет в норах. Это грызуны: сурки, суслики, хомяки, мыши, тушканчики. Хорошо развитыми передними зубами они грызут растения. Роют норы лисы, хорьки, барсуки. Для зверей норы является убежищем во время опасности и неблагоприятной погоды, местом рождения малышей. А для некоторых из них - местом зимнего сна или спячки, накопление запаса кормов. В норах мелких зверей селятся пресмыкающиеся, в частности гадюка степная, черепаха степная, ящерица прыткая.

Благодаря умению быстро бегать от врагов спасаются редкие степные птицы - дрофа, стрепет. С ранней весны на лугах можно слышать пение жаворонка степного. Подает голос и перепелка. Расхаживает редкая птица - журавль степной. Высоко в небе летают хищные птицы: орел степной, кобчик, пустельга. Они охотятся на грызунов и мелких птиц.

На лугах множество насекомых: бабочек, жуков, саранчи, кузнечиков. Кормом для них являются различные части растений. Насекомые, в свою очередь, являются кормом для птиц, пресмыкающихся и земноводных.

- Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много. Иначе они погубят растения.https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

- Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему?

- На лугах растут и ядовитые растения (информацию о ядовитых растениях найти на следующий урок).

- А теперь проверим, насколько вы знаете животный мир луга. Какое животное про себя могло бы так сказать:

  • «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (Кузнечик)

  • Зачем кузнечику длинные, сильные ноги? (Прыгать)

  • Я самое прожорливое животное на планете. (Стрекоза)

  • Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу- вою, сяду - землю рою. (Жук)

  • Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (Бабочка)

  • Спинка в веснушках, ах, как неловко, и покраснела… (Божья коровка)

  • Лечу – говорю, сяду – молчу. (Оса)

  • Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед я накоплю. (Пчела)

  • Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шубка. (Шмель)

- Итак, луг богат разнообразием животных и растений, и все они связаны друг с другом. Какой вывод мы можем сделать? (Луг - природное сообщество).
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей