Оборудование: ПК, проектор, презентация, иллюстрации домашних животных. Учебник «Окружающий мир» 4 класс. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, карточки для рефлексии.
Ход урока
Организационный момент.
Если
урок начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
Наш урок пройдет под девизом: «Знание - лучшее богатство»II. Актуализация знаний. 1. Мозговой штурм.- Теплолюбивое растение, иногда выращивается на силос (
кукуруза).
- Полевая культура, в народе называется « второй хлеб» (
картофель).
- Из зерен этого растения получают крупу пшено (
просо).
- Круглый овощ, краснеющий к осени (
томаты).
- Из зерен этого растения варят гречневую кашу (
гречиха).
- Из муки, полученной из зерен этого растения, пекут батоны и плюшки (
пшеница).- Маленький овощ с острым вкусом и резким запахом, обладающий противомикробным действием (
чеснок).
- Полевое растение, из муки которого получают черный хлеб (
рожь).
- Полевое растение-лакомство лошадей
(овес).- Гордость цветоводов, растение, получившее свое название от персидского слова «тюрбан»- чалма (
тюльпан).- Растение с крупными желтыми плодами (
тыква).
- Плоды этого кустарника бывают красными и черными
(смородина).
- Как называется отрасль сельского хозяйства, которая занимается возделыванием культурных растений? (
растениеводство).
ІІІ.Формулирование темы урока, постановка цели.- Как вы думаете, что еще необходимо человеку для полноценного питания?
- Только ли растения разводит человек?
- Как называется эта отрасль? (Животноводство)
- Давайте сформулируем тему нашего урока:
Животноводство в нашем крае.- Какие задачи мы поставим перед собой?
1) Расширить свои знания о домашних животных.
2) Узнать, чем занимается отрасль сельского хозяйства - животноводство.
3) Какие есть отрасли в животноводстве.
4) Люди каких профессий трудятся в этой отрасли.
5) Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае.
IV. Изучение нового материала.
Совместное открытие знаний.
– Найдите толкование слова “животноводство” в словаре С.И. Ожегова.
(
Животноводство – отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчёл, и др.)
2. Отрасли животноводства.- Вспомним, каких животных разводят в нашем крае.
Загадка 1.Узнать ее совсем легко.
Даёт парное молоко.
Рогата, с виду чуть сурова,
Твоя кормилица…(Корова)
- Как называется отрасль по разведению крупного рогатого скота?
(Скотоводство). Сообщение по теме (заранее готовит ученик).
Корова – домашнее животное. Человек приручил корову более 6 000 лет назад, и с тех пор она приносит людям большую пользу. Долгое время её даже считали священным животным. Корова даёт нам молоко – от одной коровы можно получить по четыре-пять литров молока в день. Оно очень полезно. Породы коров : молочные, мясо - молочные и мясные.
В нашем крае скотоводство развито в Амвросиевском районе, Тельмановском районе, Новоазовском районе.
Загадка 2.Спереди пятачок, сзади крючок,
Посередине спинка,
А на ней щетинка.
(Свинья)- Как называется отрасль по разведению свиней?
( Свиноводство).Сообщение по теме (заранее готовит ученик).
У свиней нет потовых желез, а
потеет только рыло, поэтому они пытаются искать прохладу в грязи, а не потому что они такие грязнули. Отрасль занимается разведением свиней для получения мяса, кожевенного сырья.
В нашем крае в Амвросиевском районе скоро появится первая племенная свиноферма.
Загадка 3.Что за птица?
Ходит, а не летает,
Зерна собирает.
(Курица) Загадка 4.На коротких красных лапках
вперевалочку идёт.
Любит в озере поплавать
и покрякать у ворот.
(Утка)- Как называется отрасль по разведению домашней птицы? (
Птицеводство).Сообщение по теме (заранее готовит ученик).
Домашних кур начали разводить 4 тысячи лет назад. Они бывают яичные, мясные, мясо - яичные. Куры некоторых яичных пород откладывают яйца ежедневно, некоторых через день, а другие несколько раз в неделю.
В
нашем крае птицефабрики находятся в Шахтерском, Амвросиевском, Новоазовском районах, в Донецке, Енакиево, которые снабжают наше население мясом, яйцами.
Загадка 5.В тесной избушке ткут холсты старушки.
(Пчелы)- Как называется отрасль по разведению пчел?
(Пчеловодство).Сообщение по теме (заранее готовит ученик).
Пчел разводят для получения меда, воска, пчелиного яда, прополиса ,а также для опыления сельскохозяйственных растений. Медоносная пчела машет крыльями с частотой 200 раз в секунду. Ей нужно сделать 11400 взмахов в минуту, чтобы получилось характерное жужжание. Для того, чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 млн. раз слетать от улья к цветку и обратно.
В нашем крае Макеевское общество пчеловодов, в котором состоят 150 пчеловодов, кроме получения основных продуктов пчеловодства (меда, прополиса, перги) обеспечивает опыление пчелами подсолнечника и других технических культур, что позволяет увеличить урожайность на 30 -50%.
Загадка 6.
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
(Лошадь)- Как называется отрасль по разведению лошадей? (
Коневодство).Сообщение по теме (заранее готовит ученик).
На протяжении столетий человек проявлял к лошади только гастрономический интерес. На лошадей охотились, как и на всех диких животных. В период 4000–3000 лет до н. э. азиатские кочевые племена, обитавшие недалеко от побережья Чёрного моря, стали содержать диких лошадей в стадах – прежде всего ради мяса и шкур. Они также запрягали лошадей в сани. Разводят лошадей и с целью проведения досуга и занятий спортом.
В нашем крае есть Донецкая республиканская конно-спортивная
школа Олимпийского резерва, где находится 38 спортивных лошадей.
Загадка 7.В воде она живет.
Нет клюва, а клюет. (Рыба)
- Как называется отрасль по разведению рыб?
( Рыбоводство).Сообщение по теме (заранее готовит ученик).
Отрасль занимается разведением рыбы: карп, толстолоб, карась, белый амур. Слово
«карп
», например, в переводе с греческого означает
«плод
», «урожай». Эта рыба была посвящена богине Венере и считалась символом плодородия.
В нашем крае рыбоводство развито в Ясиноватском и Новоазовском районах.
- Каких еще животных разводит человек? (Овец, кроликов …)
3. Кроссворд.- Отгадав кроссворд, мы узнаем, люди каких профессий трудятся в животноводстве?
(По вертикали)1) Специалист по разведению пчел, их содержанию и получению продуктов пчеловодства (пчеловод).
2) Работница, которая ухаживает за домашними птицами (птичница).
3) Работница, которая доит , кормит коров и ухаживает за ними (доярка).
4) Человек, который подбирает корма животным, следит за их здоровьем, своевременной вакцинацией (зоотехник).
5) Работница, занимающаяся уходом за свиньями (свинарка).
6) Работник, который выполняет разнообразные работы по созданию условий для разведения рыбы (рыбовод).
(По горизонтали)
7) Доктор животных (ветеринар).
-
|
|
|
|
| 4
з
|
|
|
|
|
|
|
|
| о
|
|
|
|
1
п
|
|
|
|
| о
|
|
|
|
ч
|
|
|
|
| т
|
|
|
|
е
|
|
|
| 3
д
| е
| 5
с
|
|
|
л
|
|
|
| о
| х
| в
|
|
|
о
|
| 2
п
|
| я
| н
| и
|
|
|
7
в
| е
| т
| е
| р
| и
| н
| а
| 6
р
|
о
|
| и
|
| к
| к
| а
|
| ы
|
д
|
| ч
|
| а
|
| р
|
| б
|
|
| н
|
|
|
| к
|
| о
|
|
| и
|
|
|
| а
|
| в
|
|
| ц
|
|
|
|
|
| о
|
|
| а
|
|
|
|
|
| д
|
VIII. Закрепление изученного материала. 1. Работа в группах.- Обсудите, какие отрасли животноводства развиты в нашем крае. От чего это зависит. (От природных условий. Разные погодные условия,
разная земная поверхность, разные формы рельефа. В разных природных зонах – разная растительность.)
(Проводится обсуждение в группах. Представители от каждой группы делают сообщение. Их рассказы дополняют учащиеся из других групп, задают уточняющие вопросы.)
2. Стихотворение о родном крае.Где бы вы в дальнейшем не учились и не жили – вашей малой родиной, по которой вы всегда будете скучать, останется ваш родной край…
Гордитесь своим краем, растите настоящими хозяевами своей земли.
Вокруг поля и рощи, и луга -
Степная наша чудная природа,
Бывают и дожди, жара, мороз, снега,
Но люди трудятся во все сезоны года.
Здесь каждый должен делать и мечтать,
Чтоб красоту сберечь и небо голубое.
И всякий человек смог с гордостью сказать:
Вот это все вокруг моё родное!
ІХ. Подведение итогов урока.
Что нового узнали о домашних животных?
Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?
Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке.Оцени себя:Отлично поработал - закрась 5 квадратов.
Хорошо поработал - закрась 4 квадрата.
Мог бы лучше поработать - закрась 3 квадрата.
Не постарался - не закрашивай.
Спасибо ребята всем за урок. Вы, молодцы!
ХІ. Домашнее задание.
Стр. 195–203.
Подготовить информацию об одной отрасли животноводства нашего края.