Главная страница
qrcode

Программа 1-4 классы коррекц кл. утверждаю и о. директора гбс(К)ОУ


Скачать 414.7 Kb.
Названиеутверждаю и о. директора гбс(К)ОУ
Дата07.11.2019
Размер414.7 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПрограмма 1-4 классы коррекц кл.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма курса
#64932
Каталог
1
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья общеобразовательная школа № 29 VIII вида г. Усть - Лабинска
Краснодарского края
«УТВЕРЖДАЮ»
и.о. директора ГБС(К)ОУ
школы № 29 г. Усть - Лабинска
Л.В. Полетаева________________
Протокол № 1 от 28.08.2014
Программа курса коррекционных занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 1—4 классов специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
составлена педагогом-психологом ГБС(К)ОУ школы № 29
Огановой Владленой Валентиновной на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида»
(авторы Метиева Л.А., Удалова Э.Ю.)
2014 год
2
Пояснительная записка
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку.
Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуальнотипологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи:
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
3
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительнодвигательной координации;
— формирование точности и целенаправленности движений и действий.
В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество
(шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени.
4
Категории обучающихся, которым адресована данная программа курса коррекционных занятий:
— дети с умеренной степенью умственной отсталости, принятые в школы
VIII вида;
— дети с легкой степенью умственной отсталости, не прошедшие дошкольную подготовку;
— дети с легкой степенью умственной отсталости, в структуре нарушения которых имеется более грубое недоразвитие отдельных психических функций.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
—классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
5
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1 класс
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
— Различать и называть основные цвета.
— Классифицировать геометрические фигуры.
— Составлять предмет из 2—3 частей.
— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
— Различать речевые и неречевые звуки.
— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
— Выделять части суток и определять порядок дней недели.
2 класс
— Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.
— Выполнять выразительные движения.
— Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.
— Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.
— Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.
— Различать и называть основные цвета и их оттенки.
— Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.
6
— Узнавать предмет по части.
— Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их.
— Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.
— Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.
— Различать вкусовые качества.
— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.
— Различать характер мелодии.
— Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.
— Соотносить времена года с названиями месяцев.
3 класс
— Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.
— Дорисовывать незаконченные изображения.
— Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.
— Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.
— Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.
— Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.
— Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.
— Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.
— Различать запахи и вкусовые качества, называть их.
Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.
7
— Действовать по звуковому сигналу.
— Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
— Определять время по часам.
4 класс
— Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.
— Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
— Пользоваться элементами расслабления.
— Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
— Смешивать цвета, называть их.
— Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
— Находить нереальные элементы нелепых картинок.
— Определять противоположные качества и свойства предметов.
—Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
— Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
— Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
— Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
— Определять возраст людей.
8
Календарно - тематическое планирование курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
1 класс (68 часов)

п/п
Название раздела, тематика занятий
Количество
занятий
Дата
проведения
(планируе-
мая)
Дата
проведения
(фактичес-
кая)
1
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
2 1.09.2014 2
3.09
Развитие моторики, графомоторных
навыков
14
3
Развитие крупной моторики.
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)
1 8.09 4
Развитие крупной моторики.
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога
(повороты, перестроения)
1 10.09 5
Формирование чувства равновесия
(«дорожка следов»)
1 15.09 6
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.)
2 17.09 7
22.09 8
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика
2 24.09 9
29.09 10
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)
2 1.10 11 6.10 12 Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
2 8.10 13 13.10 14 Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)
1 15.10
9 15 Работа в технике рваной аппликации
1 20.10 16 Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос
1 22.10
Тактильно-двигательное восприятие
4
17 Определение на ощупь величины предмета
(большой — маленький — самый маленький)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
1 27.10 18 Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
1 29.10 19 Упражнения в раскатывании пластилина.
Лепка «Угощение»
1 10.11 20 Игры с крупной мозаикой
1 12.11
Кинестетическое и кинетическое развитие
4
21 Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений.
Дидактическая игра «Море волнуется»
1 17.11 22 Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног,
«акробаты», имитация ветра)
1 19.11 23 Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений
1 24.11 24 Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)
1 26.11
Восприятие формы, величины, цвета,
конструирование предметов
18
25
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
2 1.12 26 3.12 27 Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом
2 8.12 28 10.12 29 Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
1 15.12 30 Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»
1 17.12 31 Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего»)
1 22.12 32 Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)
1 24.12
10 33 Различение предметов по величине (большой
— маленький)
1 12.01.15 34 Сравнение двух предметов по высоте и длине
1 14.01 35 Сравнение двух предметов по ширине и толщине
1 19.01 36 Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу
1 21.01 37 Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)
1 26.01 38 Дидактическая игра «Назови цвет предмета»
1 28.01 39 Различение и обозначение основных цветов.
Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»
1 2.02 40 Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали)
2 4.02 41 9.02 42 Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале
1 11.02
Развитие зрительного восприятия
5
43 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)
1 16.02 44 Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»
1 18.02 45 Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки)
1 23.02 46 Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)
1 25.02 47 Упражнения для профилактики и коррекции зрения
1 2.03
Восприятие особых свойств предметов
4
48 Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом
1 4.03 49 Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра
«Узнай по вкусу»
1 9.03 50 Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра
«Определи по запаху»
1 11.03
11 51 Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести
1 16.03
Развитие слухового восприятия
5
52 Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»
2 18.03 53 1.04 54 Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений
1 6.04 55 Различение речевых и музыкальных звуков
1 8.04 56 Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)
1 13.04
Восприятие пространства
7
57 Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)
1 15.04 58 Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)
1 20.04 59 Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении
1 22.04 60 Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)
1 27.04 61 Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)
1 29.04 62 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур
1 4.05 63 Расположение предметов на листе бумаги.
Дидактическая игра «Расположи верно»
1 6.05
Восприятие времени
5
64 Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).
Упражнения на графической модели
«Сутки»
1 11.05 65 Последовательность событий (смена времени суток)
1 13.05 66 Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»
1 18.05 67 Неделя. Семь суток. Порядок дней недели
1 20.05 68 Дидактическая игра «Веселая неделя»
1 25.05
12
Календарно – тематическое планирование курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
2 класс (68 часов)

п/п
Название раздела, тематика занятий
Количество
занятий
Дата
проведения
(планируе-
мая)
Дата
проведения
(фактичес-
кая)
1
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
2 1.09.14 2
3.09
Развитие моторики, графомоторных навыков
14
3
Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)
2 8.09 4
10.09 5
Координация движений (игры с мячом, обручем)
2 15.09 6
17.09 7
Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. Д.)
1 22.09 8
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
1 24.09 9
Упражнения на синхронность работы обеих рук
(работа со шнуром, нанизывание бус)
1 29.09 10 Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету
2 1.10 11 6.10 12 Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур
1 8.10 13 Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)
1 13.10 14 Графический диктант (по показу)
1 15.10 15 Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм
1 20.10 16 Работа в технике объемной аппликации
1 22.10
Тактильно-двигательное восприятие
4
17 Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)
1 27.10 18 Определение на ощупь формы предметов.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
1 29.10 19 Работа с пластилином и глиной (твердое и
1 10.11
13 мягкое состояние)
20 Игры со средней мозаикой
1 12.11
Кинестетическое и кинетическое развитие
4
21 Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога)
1 17.11 22 Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений
1 19.11 23 Движения и позы всего тела. Дидактическая игра
«Зеркало»
1 24.11 24 Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)
1 26.11
Восприятие формы, величины, цвета,
конструирование предметов
14
25 Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб)
2 1.12 26 3.12 27 Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)
1 8.12 28 Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине
1 10.12 29 Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине
1 15.12 30 Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога
1 17.12 31 Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога
1 22.12 32 Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку
1 24.12 33 Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»
1 12.01.15 34 Подбор оттенков к основным цветам.
Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета»
1 14.01.15 35 Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали)
1 19.01 36
Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.)
1 21.01 37 Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале
2 26.01 38 28.01
Развитие зрительного восприятия
5
39 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей
(по инструкции педагога)
1 2.02 40 Нахождение отличий на наглядном материале
1 4.02
14
(сравнение двух картинок)
41 Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов)
1 9.02 42 Различение наложенных изображений предметов
(2—3 изображения)
1 11.02 43 Упражнения для профилактики и коррекции зрения
1 16.02
Восприятие особых свойств предметов
6
44 Развитие осязания (температурные ощущения).
Приборы измерения температуры (градусник)
1 18.02 45 Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»
1 23.02 46 Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений
2 25.02 2.03 47 48 Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. Д.), словесное обозначение барических ощущений
2 4.03 49 9.03
Развитие слухового восприятия
5
50 Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)
1 11.03 51 Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки)
1 16.03 52 Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений
1 18.03 53 Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)
1 1.04 54 Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи»
(различение по голосу)
1 6.04
Восприятие пространства
7
55 Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения
1 8.04 56 Ориентировка в школьном помещении, понятия
«дальше — ближе»
1 13.04 57 Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)
1 15.04 58 Расположение плоскостных и объемных
1 20.04
15 предметов в вертикальном поле листа
59 Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами
1 22.04 60 Пространственная ориентировка на поверхности парты
1 27.04 61 Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов
1 29.04
Восприятие времени
7
62 Порядок месяцев в году
2 4.05 63 6.05 64 Времена года. Работа с графической моделью
«Времена года»
1 11.05 65 Знакомство с часами (циферблат, стрелки)
1 13.05 66 Меры времени (секунда, минута, час, сутки)
1 18.05 67 Определение времени по часам. Игры с моделью часов
2 20.05 68 25.05
16
Календарно - тематическое планирование курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
3 класс (68 часов)

п/п
Название раздела, тематика занятий
Количество
занятий
Дата
проведения
(планируе-
мая)
Дата
проведения
(фактичес-
кая)
1
Обследование вновь принятых детей
1 2.09
Развитие моторики, графомоторных
навыков
12
2
Упражнения на развитие меткости
(«Кольцеброс», дартс, «Тир»)
1 4.09 3
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)
1 9.09 4
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. Д.)
1 11.09 5
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
1 16.09 6
Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)
1 18.09 7
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях
1 23.09 8
Рисование бордюров по образцу
1 25.09 9
Графический диктант (зрительный и на слух)
2 30.09 10 2.10 11 Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений
2 7.10 12 9.10 13 Работа в технике объемной и рваной аппликации
1 14.10
Тактильно-двигательное восприятие
5
14 Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)
1 16.10 15 Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает … (пушистое)»
2 21.10 16 23.10
17 17 Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»
1 28.10 18 Игры с сюжетной мозаикой
1 30.10
Кинестетическое и кинетическое развитие
4
19
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела
(глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений
2 11.11 20 13.11 21 Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)
2 18.11 22 20.11
Восприятие формы, величины, цвета,
конструирование предметов
14
23 Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)
1 25.11 24 Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала
1 27.11 25 Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции
1 2.12 26 Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам
(длинный и широкий, узкий и короткий и т. Д.)
1 4.12 27 Дидактическая игра «Часть и целое»
1 9.12 28 Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов
2 11.12 29 16.12 30 Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку
1 18.12 31 Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные
1 23.12 32 Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета
1 25.12 33 Дидактическая игра «Цветик-семицветик»
1 13.01.15 34 Узнавание предмета по его отдельным частям.
Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов
1 15.01 35 Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)
2 20.01 36 22.01
Развитие зрительного восприятия
6
37 Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу
1 27.01 38 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух
1 29.01
18 картинок)
39 Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами
1 3.02 40 Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»
1 5.02 41 Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)
1 10.02 42 Упражнения для профилактики и коррекции зрения
1 12.02
Восприятие особых свойств предметов
6
43 Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)
1 17.02 44 Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение
1 19.02 45 Определение различных свойств веществ
(твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)
2 24.02 46 26.02 47 Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче).
Взвешивание на ладони, определение веса на глаз
2 3.03 48 5.03
Развитие слухового восприятия
6
49 Определение направления звука в пространстве
(справа — слева — спереди — сзади).
Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»
1 10.03 50 Выполнение действий по звуковому сигналу
(поворот головы на определенный звук).
Дидактическая игра «Прерванная песня»
2 12.03 51 17.03 52 Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона
1 19.03 53 Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков
1 31.03 54 Развитие чувства ритма. Дидактическая игра
«Мы — барабанщики»
1 2.04
Восприятие пространства
7
55 Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов
1 7.04 56 Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания.
Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»
1 9.04
19 57 Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.
Дидактическая игра «Обставим комнату»
1 14.04 58 Деление листа на глаз, на две и четыре равные части
1 16.04 59 Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа
1 21.04 60 Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)
1 23.04 61 Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
1 28.04
Восприятие времени
7
62 Определение времени по часам
2 30.04 63 5.05 64 Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)
1 7.05 65 Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»
1 12.05 66 Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)
2 14.05 67 19.05 68 Времена года, их закономерная смена.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
1 21.05
20
Календарно – тематическое планирование курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
4 класс (68 часов)

п/п
Название раздела, тематика занятий
Количество
занятий
Дата
проведения
(планируе-
мая)
Дата
проведения
(фактичес-
кая)
1
Обследование вновь принятых детей
1 2.09
Развитие моторики, графомоторных
навыков
10
2
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)
1 4.09 3
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. Д.)
1 9.09 4
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении
2 11.09 5
16.09 6
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)
1 18.09 7
Графический диктант с усложненными заданиями
2 23.09 8
25.09 9
Вычерчивание геометрических фигур
(окружность, квадрат, треугольник)
1 30.09 10 Дорисовывание симметричной половины изображения
1 2.10 11 Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)
1 7.10
Тактильно-двигательное восприятие
5
12 Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам
(выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)
2 9.10 13 14.10 14 Закрепление тактильных ощущений при
1 16.10
21 работе с пластилином и глиной
15 Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)
1 21.10 16 Игры с мелкой мозаикой
1 23.10
Кинестетическое и кинетическое развитие
4
17 Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий
1 28.10 18 Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
1 30.10 19 Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)
2 11.11 20 13.11
Восприятие формы, величины, цвета,
конструирование предметов
12
21 Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом
1 18.11 22 Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету
2 20.11 23 25.11 24 Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из
4—5 предметов
1 27.11 25 Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)
2 2.12 26 4.12 27 Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)
1 9.12 28 Определение постоянных цветов.
Дидактическая игра «Назови цвет»
1 11.12 29 Конструирование сложных форм предметов
(«Технический конструктор», мелкие пазлы)
1 16.12 30 Узнавание предмета по одному элементу
1 18.12 31 Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
2 23.12 32 25.12
Развитие зрительного восприятия
7
33 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале
(сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)
2 13.01.15 34 15.01 35 Нахождение нелепиц на картинках
2 20.01 36 22.01 37 Дидактическая игра «Лабиринт»
1 27.01 38 Тренировка зрительной памяти.
1 29.01
22
Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»
39 Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
1 3.02
Восприятие особых свойств предметов
10
40 Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т.
Д.), их словесное обозначение
1 5.02 41 Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха
2 10.02 42 12.02 43 Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. Д.), словесное обозначение
1 17.02 44 Дифференцированное восприятие ароматов
(запах фруктов, цветов, парфюмерии).
Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»
1 19.02 45 Упражнения в измерении веса предметов на весах
1 24.02 46 Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)
2 26.02 47 3.03 48 Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)
2 5.03 49 10.03
Развитие слухового восприятия
6
50 Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)
1 12.03 51 Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра
«Определи самый громкий (высокий) звук»
1 17.03 52 Развитие слухомоторной координации.
Дидактическая игра «Запрещенный звук»
1 19.03 53 Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»
1 31.03 54 Формирование чувства ритма. Игровые упражнения
1 2.04 55 Дидактическая игра «Угадай по голосу»
1 7.04
Восприятие пространства
6
56 Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции
2 9.04 57 14.04
23 58 Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве
1 16.04 59 Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений
1 21.04 60 Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)
1 23.04 61 Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)
1 28.04
Восприятие времени
7
62 Определение времени по часам
1 30.04 63 Длительность временных интервалов.
Дидактическая игра «Береги минутку»
2 5.05 64 7.05 65 Работа с календарем и моделью календарного года
1 12.05 66 Дидактическая игра «Когда это бывает?»
1 14.05 67 Последовательность основных жизненных событий
1 19.05 68 Возраст людей
1 21.05
24
ОБЩАЯ СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ПО ПСИХОМОТОРИКЕ для учащихся специальных/коррекционных/ классов.
1.РАЗМИНКА:
Цели:
1) Психологический настрой на занятие.
Создание положительного, рабочего настроя в группе.
2) Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.
В этой части занятия используются:
 упражнения на моторику,
 сохранение зрения,
 дыхательные упражнения,
 стимулирующие упражнения (повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей рук, работа с пальцами рук).
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: РАБОТА ПО ТЕМЕ.
Развитие сенсорных процессов и психомоторики.
Цели: Коррекция сенсорных процессов и психомоторики.
1) Повторение.
2) Работа по теме (тематические игры и упражнения).
3) Физкультминутка
4) Работа в тетради, ИЗО-деятельность.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Цели:
1. Проверка полученных знаний и навыков.
2. Закрепление положительных эмоций от работы.
3. Подведение итогов занятия.
25
Схема обследования уровня сформированности
моторных и сенсорных процессов у детей
1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И.
Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
2. Оценка ручной моторики:
— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы
(«ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.
3. Оценка тактильных ощущений:
— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
26
— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4. Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы
— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала
(до 24).
Восприятие величины
— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
5. Оценка зрительного восприятия:
— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
— узнавание контурных изображений (5 изображений);
— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
6. Оценка слухового восприятия:
— воспроизведение несложных ритмических рисунков;
27
— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
7. Оценка пространственного восприятия:
— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
8. Оценка восприятия времени:
— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).
Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:
— «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
— «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
— «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
28
На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых оценены как
«удовлетворительно» и
«неудовлетворительно».
29
Программное обеспечение
Нормативные документы
1. Закон об образовании РФ.
2. Конвенция о правах ребёнка
3. Федеральная программа развития образования. 2000г.
4. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.
5. Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.
6. Устав ГСОУ " школы № 29 г. Усть- Лабинск.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок"
1998 г.
2. Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
3. Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995 г.
4. Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976 г.
5. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону:
"ФЕНИКС", 2007г.
6. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997г.
7. Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.
8. Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н.
Новгород, 2005 г.
9. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
10. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В
4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
11. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
12. Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.
13. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль:
"Академия развития", 2006.
14. Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.
15. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
16. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В.
Семенович, 1998 г.
30 17. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
18. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
19. Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". Чебоксары: "КЛИО", 1994.
20. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997 21. Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.
22. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
23. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000 24. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии, сборник игр и игровых упражнений. Л.А. Метиеева, Э.Я. Удалова. -М.: «Книголюб»,
2007.
25. Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989 26. Умайская А. А. "Волшебные точки". - М.: 1987.
27. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.:
ГЕНЕЗИС, 2001.
28. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М.: КЛАСС, 2001 г.
29. Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990 30. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игркоррекций". - М.: Новая школа, 1993 и др.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://w w w .school press, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php
2. Газета "Школьный психолог"
3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru
4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru
5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
6. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru
31
Перечень средств,
необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства
1. Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
2. Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
3. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
4. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)
1. Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
2. Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки)
3. Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
4. Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
5. Тетради для творческих работ учащихся
6. Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
32
Проверено педагог-психолог МБОУ
«Центра диагностики и консультирования» г. Усть – Лабинска
__________ Н. Е. Ходаков

перейти в каталог файлов


связь с админом