Главная страница

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в лог... В логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи


Скачать 3.77 Mb.
НазваниеВ логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
АнкорНищева Н. В. Система коррекционной работы в лог.
Дата04.11.2017
Размер3.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНищева Н. В. Система коррекционной работы в лог...doc
ТипДокументы
#30684
страница1 из 61
Каталог

С этим файлом связано 42131 файл(ов). Среди них: Szhigaem_zhir.pdf и ещё 42121 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Н. В. Нищева

СИСТЕМА

КОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЫ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Рекомендовано к печати

кафедрой логопедии РГПУ им. А. И. Герцена

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»

2004

УДК 376.3 ББК 74.3 Н717

Рецензент кандидат педагогических наук,

доцент кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцам

Е. А. ЛОГИНОВА

Нищева Н. В.

Н717 Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETC "Г НО ПРЕСС, 2004.- 528 с.

ISBN № 5-89814-054-9

Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах — средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении)

Каждый раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и приложений. Перспективные планы составлены с опорой на типовую программу детских дошкольных учреждений и включают элементы программы «Детство» (учитываются особенное i и развития детей с нарушениями речи). Приложения содержит обширный дидактический материал к логопедическим занятиям (стихи, шишки, подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики и др.), а также методические материалы в помощь логопеду: планирование работы над общими речевыми навыками (для средней группы), образцы заполнения рабочей сетки логопеда и образцы заполнения тетради взаимосвязи с воспитателями (для старшей и подготовительной к школе группе).

Пособие адресовано учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп детских дошкольных учреждений, студентам факультетов коррекционной педагогики, родителям.

УДК 376.

ББК 74.3

Нищева Н. В., 2002

ISBN 5-89814-054-9 Оформление. Издательство

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002


ПРЕДИСЛОВИЕ
Второе издание предлагаемого пособия, исправленное и дополненное автором, как и первое издание, адресовано учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп детских дошкольных учреждений. Дидактические материалы пособия (стихи, загадки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, упражнения) могут быть использованы педагогами, работающими в массовых детских садах, и родителями дошкольников.

Продолжая обобщать и систематизировать свой более чем двадцатилетний опыт, автор предлагает вниманию коллег не только примерное перспективное планирование работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи, но и еженедельные задания логопеда воспитателям, а также календарное планирование подгрупповых занятий логопеда.

Более десяти лет сотрудничая с кафедрой логопедии РГПУ им. А. И. Герцена и являясь методистом педагогической практики студентов логоотделения факультета коррекционной педагогики, оказывая помощь начинающим логопедам, автор оказался хорошо знакомым с их проблемами, поэтому перспективное планирование составлено достаточно подробно. Предлагаемое планирование одобрено кафедрой логопедии РГПУ им. А.И.Герцена и включено в сборник «Диагностика нарушений речи у детей и организация педагогической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения».

Примерное перспективное планирование составлено с опорой на типовую программу детских учреждений, учитывает рекомендации, данные в программе, разработанной Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной, включает элементы программы «Детство». В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых из года в год лексических тем. Составляя планирование, автор старался выстроить работу всех специалистов логопедической группы: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию в единую систему.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях коррекционного типа вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов. В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают логопед и воспитатели.

Обязательной в перечне документации логопеда дошкольного образовательного учреждения считается тетрадь занятий воспитателя по заданию логопеда (см. сборник «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения»). Как правило, логопеды заполняют тетрадь по трем разделам:

1. Логопедические пятиминутки.

2. Игры и упражнения.

3. Индивидуальные занятия.

Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями на любых занятиях. Пятиминутки должны быть достаточно короткими (что и следует из их названия), разнообразными, интересными. Они должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед, в свою очередь, должен обязательно указать цели, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное описание задания.

Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться на занятиях в качестве динамических пауз.

Индивидуальные занятия проводятся воспитателями во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с двумя-тремя детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по всем разделам программы, усваиваемым детьми с наибольшим трудом.

В предлагаемом пособии содержатся логопедические пятиминутки, а также игры и упражнения для четырех-, пяти- и шестилетних детей с общим недоразвитием речи. Хронология заданий логопеда воспитателям точно соответствует хронологии перспективных планов.

Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, автор включил в предлагаемое пособие примерный перечень иллюстраций и произведений детской литературы, рекомендуемых для каждой недели работы.

При работе над перспективным планированием автор также старался учитывать то, что совместная работа учителя-логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Такой раздел планирования, как «Лексика», и предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является учитель-логопед, а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом. Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствованию грамматического строя речи и обучению связной речи также ведет логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого. Зато такие разделы, как «Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений», а также «Конструктивный праксис и художественно-творческая деятельность» ведет воспитатель, а логопед при необходимости оказывает помощь.

Во второе издание предлагаемого пособия автор вновь включил подробное планирование работы логопеда над общими речевыми навыками в средней группе, так как именно этот раздел работы вызывает наибольшие затруднения у педагогов при работе с четырехлетними детьми. Следует напомнить, что все упражнения на постановку физиологического и речевого дыхания должны проводиться только логопедом или под его контролем.

Материал раздела «Физическое развитие» адресован инструкторам по физическому воспитанию и является лишь основой, на которой они могут построить свое планирование. Раздел «Музыкальное воспитание», адресованный музыкальным руководителям, тоже является лишь основой для составления планирования.

В перспективное планирование автор не включил отдельно работу по развитию высших психических функций: внимания, памяти, мышления и т.д., так как считает, что работа по каждому разделу планирования должна строиться так, чтобы способствовать развитию этих функций, что и отражено в календарном планировании подгрупповых занятий логопеда. Кроме того, в дошкольных учреждениях коррекционного типа сейчас работают педагоги-психологи, организующие работу всех специалистов по развитию высших психических функций у детей, занимающиеся развитием эмоционально-волевой сферы дошкольников и т. п.

Календарное планирование подгрупповых занятий логопеда разработано для средней, старшей и подготовительной к школе групп. Оно может стать той основой, на которой логопеды разработают собственные рабочие планы. Материалы календарного планирования соответствуют хронологии представленных в пособии перспективных планов, поэтому календарное планирование на сентябрь, когда проводится обследование, и первую неделю января, на которую приходятся рождественские каникулы, а также на июнь, когда логопеды занимаются преимущественно индивидуальной работой с детьми, не разрабатывалось.

Работая над календарным планированием, автор использовал материалы, представленные в книгах Гербовой В. В., Минаевой В. М., Мироновой С. А. и других, а также собственные методические разработки, опубликованные издательством «Детство-пресс» в последние три года. Следует отметить, что для планирования по каждой возрастной группе приведены отдельные списки литературы. В эти списки включены и рабочие тетради, подготовленные автором.

Для средней группы это три тетради, для старшей и подготовительной к школе групп — по две. Задания тетрадей №1,2 для средней группы и № 1 для старшей и подготовительной групп направлены на развитие мелкой моторики, творческого воображения, мышления детей и соответствуют хронологии перспективных планов. Задания тетради № 3 для средней группы и № 2 для старшей и подготовительной групп включают материалы, связанные с обучением грамоте. Это задания по «печатанию» букв, слогов, слов, развитию навыков звукового и слогового анализа.

Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов и предложений — одна из важнейших задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать. В тетрадях много занимательных заданий и упражнений, выполнение которых позволит ребенку овладеть трудными навыками.

В планирование для средней и старшей групп включены комплексные занятия из книги «Разноцветные сказки» по формированию цветовосприятия и цветоразличения, а также развитию речи, а планирование для подготовительной к школе группы — комплексные занятия по расширению лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи и развитию связной речи — из книги «Развивающие сказки».

В планировании для всех возрастных групп использованы игры из пособия «Играйка», в котором и даны их подробные описания. Автор не предлагает описаний широко известных логопедам игр и упражнений, таких как «Что изменилось?», «Четвертый лишний», «Разноцветные флажки» и т.п.

В разделе «Звукопроизношение» во всех возрастных группах намечены лишь примерные этапы работы. Более подробно сделать разработки этого раздела коллеги-логопеды смогут исходя из состояния звукопроизношения детей своей группы. Индивидуальную работу по звукопроизношению автор не рекомендует включать в планирование подгрупповых занятий, а советует вести отдельную тетрадь.

Отдельно следует сказать и о таком разделе, как работа над слоговой структурой слова. Эта работа должна проводиться строго индивидуально, с учетом принципа фонетической доступности, то есть на материале правильно произносимых каждым ребенком звуков. Поэтому в календарном планировании автор лишь намечает этапы работы по этому разделу.

СРЕДНЯЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА

(1-й год обучения)
ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
I КВАРТАЛ

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1—3-я недели сентября — обследование состояния речи и неречевых психических функций. Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт.
1-й раздел. Звукопроизношение

1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.

2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т. д.

3. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова

1. Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (мак погремушка, кот — велосипед, дом черепаха).

2. Учить детей передавать ритмический рисунок слова.

3. Работать над двусложными, а потом над трехсложными словами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны).
3-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

1. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].

2. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ау|, [уа].

3. Учить выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах, различать слова с начальными ударными [а], [у].
4-й раздел. Развитие общих речевых навыков

1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.

3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

4. Выработать правильный темп речи.

5. Работать над четкостью дикции.

6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей.
5-й раздел. Лексика

Лексические темы

Сентябрь

4-я неделя — «Осень». («Названия деревьев», «Дикие животные осенью».)

Октябрь

1-я неделя — «Огород». («Овощи», «Домашние животные осенью».)

2-я неделя — «Сад». «Фрукты».

3-я неделя — «Лес». «Грибы и лесные ягоды».

4-я неделя — «Игрушки».

Ноябрь

1-я неделя — «Одежда».

2-я неделя — «Обувь».

3-я неделя — «Квартира», «Мебель».

4-я неделя — «Кухня», «Посуда».

1. Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям. Ввести в речь наречия, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено.

Ввести в речь прилагательные хмурый, дождливый.

2. Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.

Ввести в словарь существительные — названия деревьев: береза, рябина, дуб, клен, ель.

3. Расширить представления детей об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус).

Ввести в словарь существительные — названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

4. Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, о подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Ввести в словарь существительные — названия животных: медведь, лиса, еж, заяц, белка; корова, лошадь, кошка, собака. »

5. Закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением: игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель.

Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла, мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки; платье, брюки, рубашка, кофта, шорты; чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка; шкаф, стол, стул, кровать, диван.

6. Ввести в словарь прилагательные — названия цвета: красный, желтый, зеленый.

Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение.

7. Создавать ситуации для обогащения словаря в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь «образ — слово»).
6-й раздел. Развитие грамматического строя речи

1. Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа — названия овощей, фруктов, грибов, деревьев, игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели.

2. Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев, мячей).

3. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

4. Закрепить в речи простые предлоги: на с, в из.

5. Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-.

7-й раздел. Обучение связной речи

1. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.

2. Развивать диалогическую речь. Стимулировать речевые реакции. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов: — Кто это? — Это кот. — Что ты видишь? — Я вижу дом. Где книга? — Книга на столе.

3. Учить детей составлять простые предложения из 2—3 слов (по демонстрации действия и по картинке).

4. Учить детей повторять за взрослыми рассказы-описания, загадки-описания из 2—3 предложений об овощах, фруктах, грибах, диких и домашних животных, игрушках, предметах одежды, обуви, посуды, мебели.
8-й раздел. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

1. Закрепить навыки счета в пределах пяти с участием слухового и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные в пределах пяти.

2. Учить детей различать контрастные и смежные части суток, определяя их последовательность. Закрепить в речи названия частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Ввести в речь наречия: вчера, сегодня, завтра.

3. Учить детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: вверху, внизу, влево, вправо, около, рядом.

4. Учить детей сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Ввести в словарь сравнительные прилагательные: выше, ниже,

шире, длиннее, короче.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

перейти в каталог файлов
связь с админом