Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Традиционный орнамент. Текстиль. Часть 2.. В. Н. Теплова в северо-восточных районах Свердловской области, участников экспедиций Дома фольклора в 1991-1994 гг под руководством Н. И. Жулановой в Юрлинском районе Пермской области, в 1990-1995 гг под руководст


Скачать 13.06 Mb.
НазваниеВ. Н. Теплова в северо-восточных районах Свердловской области, участников экспедиций Дома фольклора в 1991-1994 гг под руководством Н. И. Жулановой в Юрлинском районе Пермской области, в 1990-1995 гг под руководст
АнкорТрадиционный орнамент. Текстиль. Часть 2..pdf
Дата29.10.2016
Размер13.06 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTraditsionny_ornament_Textil_Chast_2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#811
страница3 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4
85
Фото 1
Мужская рубаха. Село Деево Алапаевского района Свердловской области. Из фондов народного Дома села Деево.
ФОТОГРАФИИ

86
Фото 2, 3
Женские поликовые рубахи. Село Петровское Артемовского района
Свердловской области.

Фото 4
Женская рубаха на кокетке. Из фондов Каменск-Уральского краеведческого музея.
Фото 5
Фрагмент женской поликовой рубахи. Из фондов Коми-Пермяцкого государственного окружного краеведческого музея, г. Кудымкар
Пермской области.
87

88
Фото 6
Женский костюм - рубаха, сарафан, фартук, пояс. Село Покровское
Артемовского района Свердловской области.

Фото 7
Мужской костюм 1 9 - 2 0 веков - рубаха, порты, пояс, обутки. Село Деево
Алапаевского района Свердловской области.
89

Фото 8
Пояс. Пермская губерния. Из фондов СОКМ.
Ф о т о 9
Женский пояс - "шитик". Из фондов народного Дома села Деево Алапаевского района Свердловской области.
90

91
Фото 10
Полотенце. Верхотурский район Свердловской области. Из фондов СОДФ.
Фото 11
Полотенце. Пермская область. Из фондов ансамбля "Песельная артель", ПГУ.

Фото 12
Полотенце. Из частной коллекции, г. Екатеринбург
Фото 13, 14
Полотенца. Свердловская область. Из фондов СОДФ
Фото 15
Полотенце. Из фондов Каменск-Уральского краеведческого музея.
92

93
3.2
Полотенце. Пермская губерния. Из фондов СОКМ.
3.3
Полотенце. Из фондов Ильинского краеведческого музея.

94

3.4 (стр. 94)
Полотенце. Алапаевский район Свердловской области. Из фондов СОДФ.
3.5, 3.6
Полотенца. Деревня Андронова Сладковского с/с Слободо-Туринского района
Свердловской области. Из фондов школьного музея д. Андронова.
3.7
Полотенце. Из фондов Ильинского краеведческого музея.
95

96

3.8 (стр. 96)
Полотенце. Рабочий поселок Староуткинск Шалинского района Свердловской области. Из частной коллекции Т.И. Швалевой, г. Екатеринбург.
3.9
Женская рубаха на кокетке. Пермская область. Из фондов СОДФ. Вышивка по периметру кокетки.
3.10
Полотенце. Деревня Андронова Сладковского с/с Слободо-Туринского района
Свердловской области. Из фондов школьного музея д. Андронова.
3.11
Полотенце. Из фондов Ильинского краеведческого музея.
97

98

99
3.12 (стр.98)
Полотенце. Верхотурский район Свердловской области. Из фондов СОДФ.
См. фото 10.
3.13
Полотенце. Деревня Андронова Сладковского с/с Слободо-Туринского района
Свердловской области. Из фондов школьного музея д. Андронова.

100 3.14
Полотенце. Верхотурский район Свердловской области. Из фондов СОДФ.

101
4.1
Нижняя юбка. Режевской район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ.
4.2, 4.3
Нижняя юбка. Село Нижние Таволги Невьянского района Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ.

4.4, 4.5
Женская рубаха на кокетке. Село Юм Юрлинского района Пермской области.
Из экспедиционных материалов СОДФ. Верхний рисунок выполнен по вороту,
второй - на планке ворота (левым концом вниз). Вышивку на этой же рубахе см. на рис. 4.7, 4.8 (стр. 103).
4.6
Женская рубаха на кокетке. Село Юм Юрлинского района Пермской области.
Из экспедиционных материалов СОДФ. Рисунок выполнен на планке ворота.
Вышивку на этой же рубахе см. на рис. 4.9 -4.11 (стр. 104).
102

4.7, 4.8
Женская рубаха на кокетке. Село Юм Юрлинского района Пермской области.
Из экспедиционных материалов СОДФ. Верхний рисунок выполнен на манжетах рукавов, нижний - по периметру кокетки. Вышивку на этой же рубахе см. рис. 4.4, 4.5 (стр. 102).
103

4.9, 4.10, 4.11
Женская рубаха на кокетке. Село Юм Юрлинского района Пермской области.
Из экспедиционных материалов СОДФ. Верхний рисунок выполнен по периметру кокетки, средний - по вороту-стойке, нижний - на манжетах рукавов. Вышивку на этой же рубахе см. на рис. 4.6 (стр. 102).
104

105
4.12
Полотенце. Село Быньги Невьянского района Свердловской области. Из частной коллекции Т.И. Швалевой, г. Екатеринбург.
4.13
Полотенце. Село Коптелово Алапаевского района Свердловской области.
Из фондов Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян.

4.14, 4.15
Нижняя юбка. Село Нижние Таволги Невьянского района Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ. Вышивка по подолу.
Орнаменты расположены друг под другом, как в нашем варианте.
4.16
Полотенце. Село Казаковское Талицкого района Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ.
106

107
4.17, 4.18
Женские рубахи на кокетке. Юрлинский район Пермской области.
Из экспедиционных материалов СОДФ. Вышивка на различных деталях рубах.
4.19
Полотенце. Пермская область. Из фондов студии "Песельная артель", ПГУ,
г. Пермь. См. фото 11.

108 4.20
Нижняя юбка. Село Косой Брод Полевского района Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ.
4.21
Полотенце. Ирбитский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ.

109 4.22
Полотенце. Ирбитский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ.
4.23
Полотенце. Алапаевский район Свердловской области. Из фондов
Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества и народного искусства. Село Нижняя Синячиха Алапаевского района.

4.24
Женская рубаха на кокетке. Юрлинский район Пермской области. Из экспедиционных материалов СОДФ. Вышивка выполнена на манжетах рукавов,
по планке ворота, по периметру кокетки - показан поворот рисунка под прямым углом.
110

4.25
Полотенце. Свердловская область. Из фондов СОДФ.
4.26
Полотенце. Село Пьянково Кочевского с/с Ирбитского района Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ.
111

4.27
Полотенце. Свердловская область. Из частной коллекции Т.И. Швалевой,
г. Екатеринбург.
112

113 4.28
Нижняя юбка. Режевской район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ.
4.29
Полотенце. Свердловская область. Из экспедиционных материалов СОДФ.

4.30
Наволочка. Город Пермь. Из частной коллекции Т.И. Швалевой,
г. Екатеринбург. Орнамент расположен по центру наволочки.
Вышивку на этой же наволочке см. рис. 4.31 (стр. 115).
114

115 4.31
Наволочка. Город Пермь. Из частной коллекции Т.И. Швалевой,
г. Екатеринбург. Орнамент расположен по всем 4-м углам наволочки.
Вышивку на этой же наволочке см. рис. 4.30 (стр. 114).

4.32
Пеленка. Город Пермь. Из частной коллекции Т.И. Швалевой, г. Екатеринбург.
Орнамент расположен по всем 4-м углам пеленки.
116

КОММЕНТАРИИ
К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ
БРАНОЕ ТКАЧЕСТВО И В Ы Ш И В К А НАБОРОМ
Рис.1.1 — 1.4. Выполнены, по всей видимости, одной мастерицей, которая могла быть потомком переселенцев с Русского Севера, так как такие орнаменты характерны именно для тех мест. «Строчи» — название, которое дала предмету жительница г. Н. Салда — хозяйка предмета.
«Строчи» выглядит как длинная полоса (чуть меньше
2-х метров) шириной 25 см с браными орнаментами и кружевом между ними. Назначение предмета неизвестно. Можно предположить, что это часть подола женской рубахи (юбки) или подзора к кровати.
Рис. 1.5, 1.6, 1.8, 1.9. Такие орнаменты поясов распространены в Юрлинском районе. Пояса ткут чаще всего цветными полосами по серому (естественный цвет льна) или черному фону.
Рис. 1.12 - 1.21. Пояс из коллекции Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), собранной во второй половине XIX века, впоследствии вошедшей в фонды Свердловского областного краеведческого музея. Пояс выполнен цветными нитками (см. фото 8).
На поясе 10 орнаментов, каждый из которых имел определенное значение. Судя по цветовой гамме пояса,
мастер, который его изготовил, мог быть коми-пермяком.
С другой стороны, к середине XIX века коми-пермяки были ассимилированы русским населением, кроме того,
они могли использовать орнаменты русских поселенцев.
Пояс широкий, скорее всего мужской.
Рис. 1.23. Полотенце изготовлено на кроснах в технике браного ткачества. Использование в утке только красных или красных и белых нитей дает разные варианты одного орнамента.
Рис. 1.26. В технике браного ткачества выполняют негеометрические орнаменты — птиц, человеческие фигуры, цветы. Чтобы не было длинных провисающих нитей, делают перехваты за одну-две нитки, образуя
«столбики».
117

В Ы Ш И В К А КРЕСТОМ, БОЛГАРСКИМ КРЕСТОМ
Рис. 2.1. Восьмиконечная звезда очень характерна для уральских орнаментов. Христиане такую звезду называют звездой Богородицы. Далее в сборнике представлены ее варианты в виде цветка. Восьмилепестковую розетку можно встретить в орнаментах многих народов, можно предположить, что этот элемент возник в дохристианские времена.
Рис. 2.3, 2.6, 2.7, 2.17, 2.22, 2.39, 2.45, 2.56, 2.63
Типичные брокаровские орнаменты.
Рис. 2.8. Возможно, полотенце свадебное: 1) лебеди считались птицами счастья, их обязательно делали на свадебном пироге, 2) трехчастная композиция с древом жизни посредине. На данный орнамент повлияли брокаровские узоры, так как на более ранних орнаментах птицы и рисунок более лаконичны.
Рис. 2.16, 2.57, 2.65 Один из популярных на Урале мотивов. Виноград считался символом богатства:
«Виноградье красно-зеленое мое», — припевали в колядках, желая хозяевам богатства и благополучия в доме. Часто встречающиеся орнаменты с виноградом очень детализированы — также под влиянием поздних,
брокаровских, узоров.
Рис. 2.32, 2.37. Композиция с двухглавым орлом очень характерна для рисунков, разработанных фирмой
Брокара. На обоих полотенцах в композицию включены народные орнаменты: бордюрчик с геометрическими фигурами, половинка косого ромба с продленными концами в виде женской фигуры (рис. 32), женские фигуры (рис. 37). Стилизованное изображение инициалов распространилось во второй половине XIX века среди разных слоев населения. Вышивали инициалы мастерицы или человека, для которого предназначалось изделие.
Рис. 2 . 4 1 . Элемент орнамента ассоциируется с календарным годовым кругом — с четырьмя временами года по три месяца в каждом. Возможно, это просто совпадение.
Рис. 2.69, 2.96. Мифические персонажи древности,
геральдические образы средневековья, идеи брокаровских художников, заимствованные в прошлом,
— о том, что является здесь первичным, можно лишь догадываться.
Рис. 2.82, 2.83. Вышивка на рубахе имитирует браный орнамент, характерный для нитовых поясов. Здесь присутствует даже подузорник, выполняемый на поясах нитками другого цвета — часто голубого, как и в данном варианте. Можно предположить бытование в Невьянском районе поясов с такими орнаментами.
118

Рис. 2.84, 2.88-2.90. Вышивка на мужских рубахах-
«украинках» — многоцветный геометрический орнамент
— выполнена мелким крестиком.
В Ы Ш И В К А СЧЕТНОЙ ГЛАДЬЮ
Рис. 3.1-3.14. Техника счетной глади чаще всего сочетается с другими техниками вышивки — крестом,
болгарским крестом, росписью. Счетная гладь либо дополняет другие техники, либо названные техники используются для оформления счетной глади.
Восьмиконечная звезда — самый распространенный элемент этой вышивки.
ВЫШИВКА ТАМБУРОМ
Рис. 4.1-4.32. О происхождении тамбурной вышивки есть несколько гипотез. Существует точка зрения, что русские могли заимствовать данную технику у тюркских народов.
С другой стороны, техника вышивки тамбуром присуща многим народам и является одной из ранних: для нее не требуется переплетение нитей, счет которых требуется для других техник вышивки, ее можно было сделать по коже и выделанным шкурам в то время, когда тканей еще не было. А мотивы для вышивок народы могли заимствовать друг у друга. Вышивки тамбуром обычно нешироки, их орнаменты лаконичны. На таких орнаментах могут присутствовать птицы, кони (рис. 4.25), но самые распространенные мотивы — растительные. Обычно тамбуром вышивали красным цветом или красным и черным; в оригиналах орнаментов, представленных на рис. 4.7-4.11, 4.20 использован только черный цвет.
Тамбурные вышивки соседних с русским тюркских народов отличаются — вышивки занимают больше площади, на них часто представлены крупные цветки,
многие элементы орнамента заполнены яркими нитками разных цветов.
119

ТЕХНОЛОГИЯ
ВЫШИВКИ "КРЕСТ",
"БОЛГАРСКИЙ КРЕСТ"
Орнаменты на рис. 2.1 - 2.98 на оригиналах были выполнены в технике вышивания "крестом"
("крестиком"), или "болгарским крестом". Можно использовать оба типа "креста" в одной вышивке или комбинировать их с другими техниками, как, например,
"счётная гладь" и "роспись" (рис. 3.1-3.4, 3.6-3.10,
3.12, 3.13), с технологией выполнения которых вы сможете познакомиться в дальнейших выпусках.
В начале работы над любой вышивкой необходимо продумать соответствие ткани, техники вышивки, рисунка и предмета, для которого вышивка предназначена. При этом следует учитывать фактуру ткани: её толщину, плотность переплетения основы и утка, цвет и др., и в соответствии с этим подбирать нитки для вышивания.
Подготовка к вышивке
(разметка ткани, выбор ниток)
Вышивку "крестом" выполняют по канве или по счёту нитей на ткани с прямым (льняным)
переплетением.
Перед работой необходимо определить размер крестика, учитывая толщину ткани, величину орнамента и размер вышивки на изделии. При работе с канвой (обычно на тканях с мелким (ситец) или косым (сатин) переплетением) размер крестика кратен размеру квадратика, заданного канвой. На ткани с полотняным переплетением размер крестика выбирается произвольно. Нужно иметь в виду, что вышивка выглядит тем более изящно, чем меньше крестик. В зависимости от размера креста подбирается и толщина ниток для вышивания: чем меньше крестик,
тем тоньше должна быть нить. Кроме того, квадратик,
в котором выполняется крестик, может быть полностью заполнен нитками -тогда вышивка выглядит плотной, - или не полностью - вышивка выглядит ажурной. Здесь выбор зависит от того, что именно вы вышиваете: картины, например, следует вышивать плотно, при выполнении орнаментированных вышивок плотность вышивки значения не имеет, каждая мастерица определяет её по своему художественному вкусу.
120

Использование канвы и пялец
При работе с канвой необходимо вырезать кусок канвы, размер которого можно определить следующим образом. Для определения ширины канвы считают количество крестиков по высоте орнамента и количество квадратиков на канве, немного прибавляя по краям для пришивания канвы к ткани. Длина канвы делается равной ширине или длине изделия (ширина полотенца, длина манжета, воротника и т. д.) или ширине выбранного участка изделия (уголок скатерти,
пелёнки, наволочки и т.д.). Канву надо пришить к изделию по периметру швом "вперёд иголку", лучше дважды. Если кусок канвы широкий и длинный, то его следует приметать также в нескольких местах по середине, чтобы канва не перекашивалась - при перекосе канвы вышивка получится неровной.
Вышивая по канве, следует правильно ею пользоваться, а именно: иголку вводить в большой квадратик в канве, а не в меньший (см. схему 1: а - правильно, б - неправильно). После того, как вышивка будет готова, канву из неё выдёргивают по нитке,
удаляются и вспомогательные нитки.
Некоторые мастерицы для вышивки по канве пользуются пяльцами, другие ими не пользуются.
В том и другом случае необходимо следить за тем,
чтобы канва не перекашивалась.
Если Вы вышиваете на ткани с прямым и достаточно крупным переплетением, то лучше работать без канвы: после нескольких десятков крестиков глаза привыкают к мелкой работе. При таком способе вышивки важно следить за правильным отсчётом нитей ткани. Необходимость применения пялец здесь отпадает - вышивать можно "через палец":
натяжение ткани производится на указательном пальце левой руки. Многие современные фабричные ткани имеют неодинаковую плотность ниток по утку и по основе, поэтому на таких тканях для выполнения крестика нужно брать разное число ниток по утку и по основе, чтобы крестик получался квадратным,
например, 3 и 2 нити соответственно (см. схему 2).
ПРОЦЕСС ВЫШИВКИ "КРЕСТ"
Теперь рассмотрим непосредственно процесс вышивания для двух наиболее часто встречающихся в народном творчестве вариантов вышивки "крест":
1. художественная вышивка, (многоцветная и сюжетная;
121

Художественная вышивка (в каталоге не приводится) пришла в Россию в XVIII веке из Европы и первоначально была принадлежностью городской и дворянской культур. Так вышивают картины,
пейзажи, натюрморты, цветочные букеты и тому подобное. Художественная вышивка характеризуется богатой цветовой гаммой и плотным заполнением поля,
поэтому здесь большое значение имеют световые эффекты: падение, преломление и отражение световых лучей на поверхности вышивки. На этом основано главное правило художественной вышивки:
направление верхнего стежка у всех крестиков должно быть одинаковым. Для некоторых, наиболее часто встречающихся элементов художественной вышивки,
в данном сборнике приводятся схемы (3, 5),
в остальных случаях Вам придётся воспользоваться собственной сообразительностью.
2. орнаментированная вышивка (чаще всего двух- или трехцветная).
Эта книга посвящена традиционной народной вышивке. В ней преобладают 2, иногда 3-4
цвета ниток; такая вышивка, как правило,
орнаментирована и не всегда имеет плотное заполнение поля. Определяющим является не направление верхнего стежка у крестиков,
а изнаночная сторона изделия, особенно если таким изделием является полотенце, нижняя юбка, скатерть,
фартук, пелёнка и другие, где изнаночная сторона просматривается. Вышивальщицы следили за тем,
чтобы стежки на изнанке шли не вразброд, а имели все одинаковое направление. Чтобы понять, как это выполнить, обратитесь к схемам 3, 4. В качестве примера приводим последовательность выполнения вышивки "крест" одного из орнаментов (рис. 2.97)
из каталога на схеме 6. В тех случаях, когда схемы не помогут, воспользуйтесь следующим советом: по всему рисунку (за редким исключением) в одну сторону выполняйте один из стежков крестиков,
а в обратную сторону - второй стежок каждого крестика (на приведенной схеме 6 так и сделано).
1   2   3   4

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей