В. П. Лапковская, Н. П. Володькова
Речевые развлечения в детском саду
Сборник сценариев
Для работы
с детьми 5-7 лет сОНР Издательство Мозаика-Синтез Москва 2009
Лапковская Вера Петровна —
учитель-логопед I категории
МДОУ ЦРР - Детский сад №14
«Золотой Петушок» (г. Курчатов). Володькова Наталья Петровна — учитель-логопед. Лапковская В. П., Володькова Н. П.
Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5—7 лет с ОНР. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 56 с.
Данное методическое пособие содержит сценарии речевых развлечений для детей 5—7 лет с общим недоразвитием речи.
Пособие может быть использовано воспитателями коррекционных групп детского сада, логопедами, родителями.
978-5-86775-497-6
©Лапковская В. П., Володькова Н. П., 2007 © «Мозаика-Синтез», 2009 Введение
Речевые праздники и развлечения — один из актуальных видов работы дошкольных логопедических групп. Известно, что игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий.
Однако практического материала по организации речевых праздников и развлечений немного, тема является мало изученной.
В основе предлагаемых в данном пособии речевых праздников и развлечений лежат основные принципы программы обучения и воспитания детей с общим и фонетико-фонетическим недоразвитием речи в ДОУ. На основе обобщения имеющегося в литературе опыта и собственных положительных наработок авторы наметили интересные формы логопедического воздействия на ребенка с использованием игровой коррекции, эмоциональной стимуляции.
Дифференцированная помощь детям с нарушениями в развитии, затруднениями в общении, осуществляемая в процессе логопедических праздников и развлечений, особенно эффективна, поскольку позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости.
Сохраняя атрибутику игры и ее структуру, педагогам следует делать акцент на общеобразовательных и коррекционно-воспитательных целях: развитии наблюдательности, внимания, мышления, воспитании правильного отношения детей к коллективу, желания участвовать в общем деле. Конкретизируя
условия конкурсных заданий, логопед должен учитывать уровень речевых и психических возможностей детей.
Роль педагога остается значительной на протяжении всего праздника, эффективность которого зависит от его профессионализма. Логопед должен помогать детям в процессе игры, так как не все дошкольники с речевой патологией одинаково быстро усваивают условия конкурсных заданий.
Предлагаемые в пособии речевые развлечения служат хорошим воспитательным и коррекционно-развивающим средством в работе с детьми логопедических групп. Организация и проведение
речевых праздников и развлечений
в логопедических группах
Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально сложен и при отсутствии явной патологии в психическом и речевом развитии, но он значительно усложняется, если у ребенка ОНР.
В коррекционной работе с детьми с ОНР формирование связной речи является конечной целью, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей и родителей ребенка.
Развитие речи детей с ОНР является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у данной категории детей проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Однако важнейшее место в общей картине недоразвития речи таких детей занимает несформированность речевого общения. Коммуникативная функция речи является генетически более ранней, и именно она служит основой для становления других речевых функций. Зная эти особенности, нужно планировать занятия по развитию речи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования у детей потребности в общении.
Педагог должен поощрять любые попытки детей о чем-то спросить, сообщить взрослому; в процессе режимных моментов постоянно побуждать ребят обращаться за помощью, советом ко взрослому, товарищу («Попроси Алешу, чтобы он тебе помог», «Расскажи ребятам о том, что ты видел», «Скажи „спасибо"» и т. д.).
На занятиях по математике, лепке, рисованию нужно также обращать внимание на активизацию речевого общения и умение детей слушать; ставить ребят в условия, побуждающие их что-то сказать, спросить, сообщить друг другу. Необходимо следить и за тем, чтобы такое общение было результативным, то есть после него начиналась игра, оказывалась необходимая помощь и т. д.
Воспитатель должен постоянно обращать внимание на интонационную выразительность речи, учить детей обращаться с просьбой («Света, спроси у меня, что я делаю. Скажи: „Ольга Алексеевна, что вы делаете?"»).
На занятиях по изобразительной деятельности следует учить детей анализировать свою работу, работы товарищей, отвечать на вопросы предложениями, а через некоторое время — составлять небольшой рассказ по рисунку.
Следующим этапом в развитии речевой активности и связной речи является беседа — диалог нескольких собеседников, ведущая роль в котором принадлежит педагогу. Он придумывает вопросы, моделирует ответы, стимулирует активное участие детей в диалоге, особенно в постановке вопросов.
Чем выше самостоятельность и речевая активность ребенка, тем выше уровень развития диалогической речи и возможность качественного развития монологической речи. Проведение полноценной беседы, свободного диалога возможны только в конце второго — начале третьего года обучения. Сформированность диалогической речи является базой для овладения связной речью, умением составлять рассказы.
У детей с ОНР почти всегда страдают мыслительные процессы и познавательная деятельность. Для них характерны слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться. Поэтому перед дефектологом и логопедом стоит задача не только коррекции звукопроизношения и других компонентов речи, но и формирование психических процессов, мышления детей.
Привлечь неустойчивое внимание дошкольников к занятиям можно только заинтересовав их, то есть сделав обучение занимательным. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования произвольного внимания — избирательной направленности на определенный предмет или явление окружающего мира. Процесс формирования произвольного внимания должен происходить ежедневно в форме игры. Оценив уровень умственного развития детей данной речевой группы педагог должен составить перечень игр, которые вызывают у них наибольший интерес и дают возможность успешно проводить коррекционную работу.
Приведем в качестве примера перечень игр соревновательного характера и нетрадиционных игр для формирования связной речи, произвольного внимания, обучения грамоте. Игры соревновательного характера
Игра «Кто быстрее соберет целое из частей»
Дети собирают картинки, разрезанные на 6—7 частей. (Можно разделить ребят на 2 команды.)
Игра «Кто больше назовет...»
Педагог называет тему, например, «Имена девочек» («Клички кошек (собак)», «Названия деревьев» и т. д.). Дети называют имена по очереди. (Можно разделить ребят на 2 команды.) За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Выигрывает ребенок, у которого в конце игры окажется больше фишек.
Игра «Кто запомнит больше предметов и назовет их»
Педагог раскладывает на столе 10—12 мелких предметов. Дети в течение 1 минуты смотрят на предметы, запоминают их. Затем педагог закрывает предметы салфеткой, а дети по памяти называют их.
Игра «Кто выразительнее произнесет чистоговорку»
Дети по очереди произносят по одной чистоговорке; прислушиваются, кто лучше это сделал. Выигрывает ребенок, который произнес чистоговорку наиболее четко.
Игра «Кто назовет больше рыбок»
Дети делятся на 2 команды. У ребят удочки с крючками-магнитами. На картинках со звуками также прикреплены магниты. Ребенок должен «ловить» рыбку-картинку на определенный звук.
Игры на формирование связной речи
Игра «Волшебный стул»
Ребенка (по желанию) усаживают на необычный стул, и все дети по очереди говорят ему приятные, добрые слова.
Игра «Придумай рекламу книге (платью и т. д.)»
Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.
Игра «Конкурс чтецов»
Ребенок должен выразительно прочитать стихотворение (грустно, радостно, как просьбу, как вопрос).
Игра «Опиши товарища»
Ребенок должен рассказать о своем друге (его характере, привычках), учитывая его характерные особенности.
Игра «Кто нужнее?» («Кто лучше?»)
«Спор» животных, времен года и т. д. Дети учатся составлять описательные рассказы.
Игра «Расскажи о своей маме (о себе)»
Ребенок должен рассказать о своей маме (или о себе): характере, о привычках, учитывая характерные особенности.
Игра «Черный ящик»
Дети постепенно определяют, что лежит в ящике, задавая вопросы об определенных свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И так далее».
Игра «Мой папа — художник»
Ребенок должен составить рассказ (сказку) по рисунку, который нарисовал его папа.
Игра «Передай доброту»
Дети встают в круг. Каждый ребенок должен, бросая соседу мяч, сказать ему 2—3 нежных, ласковых слова или составить предложение.
Игра «Продолжи предложение»
«Учись читать книги, потому что...», «Слова надо говорить громко, потому что...», «Если бы я был волшебником, я бы...».
Игра «Диалоги»
Развивать интонационную выразительность речи.
Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»
Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести ее выразительно.
Игра «Найди букву на ощупь»
В «Чудесном мешочке» лежат 5—6 крупных букв. Ребенок на ощупь, не глядя, должен найти по контуру нужную букву.
Игра «На что похожа буква»
На листе бумаги изображены силуэты нескольких букв. Ребенок должен определить, на что похожа каждая буква (желательно, чтобы он называл несколько схожих с ней предметов).
Игра «Определи место звука в слове»
Педагог произносит несложные слова. Ребенок должен определить на слух, какой звук находится в конце, в начале, в середине слова.
Игра «Магазин игрушек»
Дети идут в «магазин», покупают нужную игрушку, определяя первый или последний звуки в ее названии и отдают «продавцу» соответствующую букву-«денежку».
Игра «Ть! — дирижер»
Ребенок должен разделить слово на слоги с помощью взмахов руки.
Игра «У телевизора не работает звук»
Дети встают в круг. Ребенок должен прошептать слово. Следующий ребенок передает его дальше по кругу и т. д.
Игра «Рассели зверей в домики»
Ребенок должен определить место звука в слове или определить первый звук и поселить зверушку в соответствующий домик.
Игра «Кто больше?»
Игра-соревнование: кто назовет больше слов с данным звуком. За правильные ответы дети получают фишки.
Игра «В каком вагоне поедут животные?»
Ребенок должен определить первый звук в названиях животных, а затем разделить слова-названия на слоги. («В первом вагоне поедет кот, во втором лиса, в третьем собака и т. д.».)
Игра «Наловим рыбки»
«Удочкой» с магнитом дети «ловят» картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть названный педагогом звук.
Игра «Перекличка»
Дети встают в ряд. Педагог называет звук. Выходят вперед те ребят, в именах которых есть названный звук.
Игра «Собери бусы»
Дети нанизывают на ниточку бусинки только тех цветов, в названиях которых есть названный педагогом звук.
Игра «Путешествие в страну Рычандию (Лапландию)»
Дети называют слова, составляют предложения с названным педагогом звуком; находят данный звук в названиях предметов одежды, сладостей.
Игра «Слова перепутались»
Педагог произносит деформированное предложение. Дети должны поменять слова в предложении местами и произнести его правильно.
Игра «Живые буквы»
У каждого ребенка карточка с буквой. Дети должны расставить буквы так, чтобы получилось названное педагогом слово.
Игра «Прочти с помощью «ключа»
У ребенка таблица с набором букв. По схеме-ключу он должен провести по буквам линию так, чтобы получилось названное педагогом слово.
Игра «Работа с перфокартой»
Дети должны подобрать слова к картинкам, указать гласные и согласные звуки, разделить слова на слоги.
Игра «Ребусы»
Развитие звукового анализа, внимания, логического мышления.
Игра «Кроссворды»
Формирование звукового анализа, развитие мышления.
Игры на формирование произвольного внимания
Игра «Посмотри, запомни, назови»
На столе в определенной последовательности разложены игрушки. Дети в течение 1 минуты смотрят на игрушки, запоминают их. Затем педагог закрывает игрушки салфеткой, а дети по памяти называют их.
Игра «Зрительный диктант»
Дети в течение 1 минуты смотрят на изображенный на листе знак. Затем они должны воспроизвести этот знак в своих тетрадях. Педагог снова показывает знак, дети исправляют свои ошибки.
Игра «Найди буквы» («Назови предметы»)
Картинка: контуры букв (предметов) наложены друг на друга. Ребенок должен внимательно рассмотреть изображение и назвать буквы (контуры).
Игра «Подчеркни яблочко, зачеркни грушу»
Картинка: ряд рисунков-контуров овощей (цветов). Ребенок должен подчеркнуть и зачеркнуть указанные педагогом изображения.
Игра «Подчеркни А, зачеркни О»
Картинка: ряд букв. Ребенок должен зачеркнуть и подчеркнуть указанные педагогом буквы.
Игра «Чем отличаются две картинки?» («Найди различия»)
Ребенок должен найти различия на двух схожих картинках (не показывая различия молча, а говоря о них предложениями).
Игра «Подбери выражения лиц детям»
Картинки: дети в разных ситуациях (играют, плачут, веселятся, грустят).
Игра «Я — слово, вы — много слов»
Педагог называет обобщающее понятие, а дети должны назвать много слов-предметов из этой группы.
Игра «Помоги почтальону Тишке»
Собака Тишка несет подарки зверям к Новому году. Ребенок должен определить, кому какой подарок предназначен, и объяснить почему (например, первый звук в названии животного соответствует первому звуку в названии подарка).
Игра «Пантомима»
Один ребенок выполняет движения (действия). Второй ребенок должен догадаться, что он делает и рассказать об этом последовательно.
Игра «Что перепутал художник?»
Картинка: снеговик стоит на траве; конура с собакой на дереве и т. д. Ребенок должен рассказать, что на картинке изображено неправильно.
На занятия к детям часто «приходят» сказочные герои. Например, приходит Петрушка или Незнайка и просит ребят помочь ему собрать слово, найти нужную букву, расставить правильно буквы, подобрать схемы к словам. На таких занятиях эффективней идет работа по развитию абстрактного мышления, памяти, внимания, фонематического слуха. Дети работают более продуктивно, сосредоточенно. У них появляется желание помочь героям сюжета, правильно выполнить конкретное задание, сопровождая его речью. Сказочный сюжет помогает заинтересовать всех ребят, удержать их внимание на протяжении длительного времени. Желание помочь героям делает ребят более активными, избавляет от страха перед выполнением задания.
Для детей занятие — это игра, а для взрослого — способ обучения, передачи ребенку знаний, умений и навыков, их закрепления. Действия, выполняемые в дидактической игре, всегда имеют результат. Это требует соблюдения определенных правил. Результат действий в дидактической игре привлекателен для детей: они разрешают проблемную ситуацию, например, помогают Красной шапочке добраться к бабушке или помогают Старухе Шапокляк расшифровать слово, которое закодировала крыса Лариска. Очень нравятся детям игры соревновательного характера, например «Кто быстрей соберет целое из частей», «Кто назовет больше кличек кошек, собак (названий деревьев и т. д.)», «Кто запомнит больше предметов и назовет их». Важным отличием таких игр от прямого обучения является то, что в них ребенка привлекает и заставляет соблюдать установленные правила именно результат.
У детей с общим недоразвитием речи преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому при рассматривании картины нужно обращать внимание детей не только на название предмета, но и на названия его частей.
Затем можно переходить к работе с разрезными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда, одежда. При складывании такой картинки дети должны называть составные части; это помогает им лучше запоминать каждую деталь предмета, развивает внимание, память. Затем хорошо провести игру «Кто быстрее соберет картинку?», в процессе которой тренируется не только внимание, но и сосредоточенность, мышление.
В игре «Кто лучше запомнит, что из чего сделано?» дети по памяти называют металлические, бумажные, деревянные, стеклянные и другие предметы. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает игрок, у которого в конце игры окажется больше фишек.
Игра «Чей хвост?» способствует решению нескольких словарных задач: изучению и закреплению названий диких и домашних животных, птиц; упражнению в образовании качественных и притяжательных прилагательных (длинный, короткий, лисий, волчий и т. д.); закреплению умения различать и называть цвета и их оттенки.
Цель игр «Что знаешь — расскажи», «Сделай рекламу» — обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и наречиями. Например, можно разделить детей на 3 команды и предложить им сделать рекламу котенку, то есть рассказать все, что они знают про него. Первая команда подбирает прилагательные (маленький, шустрый, пушистый, черный, ласковый, озорной, усатый). Вторая команда подбирает глаголы (сидит, бежит, прыгает, царапается, подкрадывается, мурлычет, мяукает, кусается). Третья команда называет слова, характеризующие погоду, во время которой котенок отправился гулять (жаркая, холодная, пасмурная, ветреная, дождливая, солнечная).
Для дифференциации звуков хорошо предлагать игру «Кукла Клава и кукла Рая (Соня и Зоя)». Сначала дети упражняются в согласовании прилагательных с существительными, в произношении звуков р — л, с — з. На столе сидят две куклы: кукла Рая одета в красное платье, кукла Клава — в голубое. Логопед предлагает детям подобрать для Раи предметы одежды, в названиях которого есть звук р. Например: «Рая надела красное платье с красным жилетом и красную шапочку, а на ногах у нее красные башмачки». Далее можно предложить детям рассказать, какие приготовили вкусные угощения к приему гостей кукла Рая (в их названиях есть звук р) и Клава (в их названиях есть звук л). На столах разложены картинки с изображением угощений или настоящие продукты (халва, торт, творог, карамель, мармелад, колбаса, зефир, лук, картошка, лукум и т. д.). Дети находят нужную картинку (продукт), называют и определяют место звука в слове. К кукле Рае гости приезжают на транспорте, в названии которого есть звук р (вертолет, грузовик, троллейбус, трамвай), а к кукле Клаве — на транспорте, в названии которого есть звук л (лодка, мотоцикл, велосипед).
Хорошо использовать кукол Галю и Катю при дифференцировании звуков г — к и составлении описательного рассказа по плану в играх, формирующих умение находить нужное слово, например: «Что вам нужно?», «Дополни предложение», «Скажи по-другому». Цель этих игр — научить детей подбирать слова, близкие по значению. Можно предложить ребятам вспомнить слова, похожие на слово, которое назовет логопед. Например, педагог произносит: «Красивый». Дети сначала подбирают существительное, например, «котенок» («щенок»), а затем перечисляют: «чудесный, хороший, прекрасный, милый».
К этой группе игр относится игра «Подбери слова». Педагог предлагает ребятам вспомнить, что можно шить (дети называют: рубашку, брюки, куртку, блузу, пальто, платье и т. д.), или перечислить слова-действия, называющие, чем можно заниматься в свободное время (играть, читать, бегать, прыгать и т. д.).
В работе с детьми подготовительной группы хорошо использовать игры, целью которых является обучение рассказыванию. Например, в играх «Что я задумала?», «Угадай, о ком я говорю?» дети отгадывают объект по описанию; это является образцом для самостоятельного рассказа. Подобные игры хорошо проводить как составную часть фронтального занятия или как самостоятельное занятие.
Дети охотно принимают участие в конкурсах на лучшее исполнение известных четверостиший А. Барто «Наша Таня громко плачет...», «Зайку бросила хозяйка...» и др. Ребята тянут билетики, в которых указано, как нужно прочитать стихотворение. Одному ребенку нужно прочитать его как секретное сообщение (шепотом), другому — как радостное сообщение, третьему — квк грустное известие, четвертому — как просьбу, пятому — как вопрос и т. д.
У детей, увлеченных игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе. Выполнение правил игры требует выдержки, самообладания, дисциплинированности, например, в игре «Фанты» есть запрет: нельзя произносить слова «да», «нет», «черное», «белое». В игре «Чего не стало» нужно закрыть глаза и ждать сигнала.
В дидактических играх обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Здесь очень уместны слова А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра». Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей. Ребенок испытывает радость от удачно найденных решений, быстро и правильно выполненных заданий. Многие игры способствуют пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, связной речи, умения правильно выражать свои мысли.
По мере накопления программного материала можно закреплять его в необычной форме — в виде развлечения. Структуру развлечения разрабатывают с учетом знаний детей, чередуя игры, задания, музыкальные паузы, чтобы у ребят не пропадал интерес.
Речевой праздник — это торжество, объединяющее детей общностью переживаний, эмоциональностью. Эту работу целесообразнее проводить в конце учебного года. К речевому празднику готовятся все: дети, родители, педагоги. Украшается зал или группа, дети приходят нарядные, приглашаются гости. Материал сценария носит характер развивающего воспитывающего обучения. Эмоциональность восприятия материала усиливается сюрпризными моментами (сюрпризная коробка, неожиданная телеграмма, шуточное выступление, сценка из семейной жизни, письмо с просьбой о помощи и т. д.). Присутствие на празднике сказочных персонажей, например, Красной шапочки, Волка, Старухи Шапокляк, Незнайки вызывает у детей большой интерес, усиливает зрелищность и театральность праздника.
У каждого праздничного сценария есть тема, сюжет, предполагающий роли для детей и для взрослых. К участию в играх следует привлекать родителей, чтобы они не были пассивными зрителями. Каждый ребенок радуется, если его мама становится участницей игры, переживает за нее, гордится.
Начало праздника — это завязка. Например, развлечение «Путешествие в страну Рычандию» начинается с чтения телеграммы от куклы Раи. Далее идет основное развитие действия (дети подбирают для куклы угощения, в названиях которых есть звук р, выполняют различные задания; читают стихи про звук р, произносят пословицы и поговорки) и концовка — финал праздника (вместе с куклой Раей дети пробуют угощение).
Наряду с закреплением материала по обучению грамоте, развитию фонематического слуха, связной речи, хорошо использовать в развлечениях игры, совершенствующие диалогическую речь, выразительность речи; развивающие внимание, слух, осязание, память («Пойми меня», «Волшебный мешочек», «Угадай на ощупь», «Назови и определи первый звук», «Посмотри, запомни и назови» и др.). Такие игры требуют от детей сосредоточенного внимания, активной деятельности анализаторов; умения различать, сравнивать, обобщать.
Воспитательное значение речевых праздников и развлечений очень велико. Они способствуют развитию активности, самостоятельности, уверенности в своих силах. В такие моменты, как правило, исчезают препятствия, мешающие ребенку проявить себя в коллективе активно; исчезают неуверенность и нерешительность. Ребенок легко, без принуждения добивается поставленной цели, действует вместе с товарищами, настойчиво добивается лучшего результата.
Выполнение условий игры и соблюдение правил требуют от ребенка сосредоточенного внимания, наблюдательности, запоминания и воспроизведения. Это приближает игру к обучению. В играх воспитывается честность, выдержка, терпение, решительность — черты, формирующие силу воли и характер.
Содержание и разнообразие сюжетов речевых праздников свидетельствуют о широте знаний, умений и навыков детей; степени сформированности познавательных процессов. Например, на занятиях по обучению грамоте дети работают с индивидуальными заданиями. Сначала они пишут, затем отмечают гласные и в конце проверяют себя и товарища. Очень нравится детям самооценка: они находят ошибки, подчеркивают их и ставят соответствующую оценку: улыбающегося или грустного человечка (печатка).
Дети очень любят ребусы и кроссворды, которые помогают им в игровой форме усваивать звуковой анализ.
На речевом празднике дети активны, ведут себя свободно, поэтому от взрослых требуется немало мастерства и фантазии, чтобы удержать внимание и интерес всей группы в течение 30-40 минут.
Игры включаются во все части развлечения и служат диагностическим, познавательным, развлекательным, коррекционным задачам. Для развлечения подходят разные игры: спортивные, дидактические, познавательные, психологического характера, игры-шутки, то есть все те задания, которые дети выполняли в течение года.
Дети подвижны, они не могут долго сосредоточенно работать, поэтому нужно давать им возможность расслабиться, отдохнуть. Для этого прекрасно подходят физкультминутки. Педагог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие тексту движения. Например:
— Вол к-волчище, что с тобой?
Гуси, куры и индюшки Наклевалися петрушки, Закусили лебедой И помчались за водой. Ты совсем-совсем больной...
Как ты, бедный, похудел,
Видно, целый день не ел?
Нездоровится мне что-то, Лезет шерсть, в костях ломота, Колет в сердце, в лапах дрожь...
Что ж ты к дятлу не пойдешь? К дятлу надо обратиться.
Он у нас такая птица — Сразу скажет, что к чему. Не ленись, сходи к нему!
Шел по берегу петух. Загляделся, в речку бух!.. Будет знать петух, что впредь Нужно под ноги смотреть!
Педагог должен учитывать и то, что дети с речевой патологией отличаются повышенной утомляемостью; в работе с ними нужно часто менять виды деятельности, разнообразить задания.
Речевые праздники — хорошее средство для закрепления и применения полученных знаний и умений, самоутверждения детей. А какой же праздник без подарков? Подарки любят все, поэтому и для речевого праздника нужно придумать подарки, по возможности связанные с его темой. Это могут быть медальки-призы, звездочки, печенье в форме букв, пирог. Но следует помнить, что награда, приз за выполненные действия, должна выступать как побуждающий фактор для более интенсивной и точной деятельности, а не быть решающим моментом, из-за которого дети выполняют данное задание.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |