Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

В. П. Лапковская, Н. П. Володькова Речевые развлечения в детском саду Сборник сценариев


НазваниеВ. П. Лапковская, Н. П. Володькова Речевые развлечения в детском саду Сборник сценариев
АнкорВ. П. Лапковская Н. П. Володькова Речевые развл.
Дата24.01.2018
Размер499 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВ. П. Лапковская Н. П. Володькова Речевые развл...doc
ТипДокументы
#35242
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4

В. П. Лапковская, Н. П. Володькова

Речевые развлечения в детском саду

Сборник сценариев

Для работы

с детьми 5-7 лет сОНР
Издательство Мозаика-Синтез Москва 2009

Лапковская Вера Петровна —

учитель-логопед I категории

МДОУ ЦРР - Детский сад №14

«Золотой Петушок» (г. Курчатов).
Володькова Наталья Петровна — учитель-логопед.
Лапковская В. П., Володькова Н. П.

Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5—7 лет с ОНР. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 56 с.

Данное методическое пособие содержит сценарии речевых развлечений для детей 5—7 лет с общим недоразвитием речи.

Пособие может быть использовано воспитателями коррекционных групп детского сада, логопедами, родителями.

978-5-86775-497-6

©Лапковская В. П., Володькова Н. П., 2007 © «Мозаика-Синтез», 2009
Введение

Речевые праздники и развлечения — один из актуальных видов работы дошкольных логопедических групп. Известно, что игровые задания помогают воспитывать интерес к окру­жающему, стимулируют познавательную активность дошколь­ников. Способствуя развитию мыслительной и речевой дея­тельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий.

Однако практического материала по организации речевых праздников и развлечений немного, тема является мало изу­ченной.

В основе предлагаемых в данном пособии речевых праздни­ков и развлечений лежат основные принципы программы обу­чения и воспитания детей с общим и фонетико-фонетическим недоразвитием речи в ДОУ. На основе обобщения имеющегося в литературе опыта и собственных положитель­ных наработок авторы наметили интересные формы лого­педического воздействия на ребенка с использованием иг­ровой коррекции, эмоциональной стимуляции.

Дифференцированная помощь детям с нарушениями в раз­витии, затруднениями в общении, осуществляемая в процес­се логопедических праздников и развлечений, особенно эф­фективна, поскольку позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости.

Сохраняя атрибутику игры и ее структуру, педагогам следует делать акцент на общеобразовательных и коррекционно-воспитательных целях: развитии наблюдательности, внимания, мышления, воспитании правильного отношения детей к кол­лективу, желания участвовать в общем деле. Конкретизируя

условия конкурсных заданий, логопед должен учитывать уро­вень речевых и психических возможностей детей.

Роль педагога остается значительной на протяжении все­го праздника, эффективность которого зависит от его про­фессионализма. Логопед должен помогать детям в процессе игры, так как не все дошкольники с речевой патологией оди­наково быстро усваивают условия конкурсных заданий.

Предлагаемые в пособии речевые развлечения служат хо­рошим воспитательным и коррекционно-развивающим сред­ством в работе с детьми логопедических групп.
Организация и проведение

речевых праздников и развлечений

в логопедических группах

Процесс формирования у дошкольников связной речи из­начально сложен и при отсутствии явной патологии в пси­хическом и речевом развитии, но он значительно усложня­ется, если у ребенка ОНР.

В коррекционной работе с детьми с ОНР формирование связной речи является конечной целью, требующей длитель­ной кропотливой работы логопеда, воспитателей и родите­лей ребенка.

Развитие речи детей с ОНР является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недос­татки речи у данной категории детей проявляются в беднос­ти словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Однако важнейшее место в общей картине не­доразвития речи таких детей занимает несформированность речевого общения. Коммуникативная функция речи являет­ся генетически более ранней, и именно она служит основой для становления других речевых функций. Зная эти особен­ности, нужно планировать занятия по развитию речи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для фор­мирования у детей потребности в общении.

Педагог должен поощрять любые попытки детей о чем-то спросить, сообщить взрослому; в процессе режимных момен­тов постоянно побуждать ребят обращаться за помощью, со­ветом ко взрослому, товарищу («Попроси Алешу, чтобы он тебе помог», «Расскажи ребятам о том, что ты видел», «Ска­жи „спасибо"» и т. д.).

На занятиях по математике, лепке, рисованию нужно так­же обращать внимание на активизацию речевого общения и умение детей слушать; ставить ребят в условия, побуждающие их что-то сказать, спросить, сообщить друг другу. Необходи­мо следить и за тем, чтобы такое общение было результатив­ным, то есть после него начиналась игра, оказывалась необ­ходимая помощь и т. д.

Воспитатель должен постоянно обращать внимание на ин­тонационную выразительность речи, учить детей обращать­ся с просьбой («Света, спроси у меня, что я делаю. Скажи: „Ольга Алексеевна, что вы делаете?"»).

На занятиях по изобразительной деятельности следует учить детей анализировать свою работу, работы товарищей, отве­чать на вопросы предложениями, а через некоторое время — составлять небольшой рассказ по рисунку.

Следующим этапом в развитии речевой активности и связной речи является беседа — диалог нескольких собесед­ников, ведущая роль в котором принадлежит педагогу. Он придумывает вопросы, моделирует ответы, стимулирует ак­тивное участие детей в диалоге, особенно в постановке воп­росов.

Чем выше самостоятельность и речевая активность ребен­ка, тем выше уровень развития диалогической речи и воз­можность качественного развития монологической речи. Про­ведение полноценной беседы, свободного диалога возможны только в конце второго — начале третьего года обучения. Сформированность диалогической речи является базой для овладения связной речью, умением составлять рассказы.

У детей с ОНР почти всегда страдают мыслительные про­цессы и познавательная деятельность. Для них характерны слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредото­читься. Поэтому перед дефектологом и логопедом стоит за­дача не только коррекции звукопроизношения и других ком­понентов речи, но и формирование психических процессов, мышления детей.

Привлечь неустойчивое внимание дошкольников к заня­тиям можно только заинтересовав их, то есть сделав обучение занимательным. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведе­ния, открывает новые возможности для развития познава­тельной деятельности, а значит и для формирования произ­вольного внимания — избирательной направленности на определенный предмет или явление окружающего мира. Про­цесс формирования произвольного внимания должен проис­ходить ежедневно в форме игры. Оценив уровень умствен­ного развития детей данной речевой группы педагог должен составить перечень игр, которые вызывают у них наиболь­ший интерес и дают возможность успешно проводить коррекционную работу.

Приведем в качестве примера перечень игр соревнователь­ного характера и нетрадиционных игр для формирования связ­ной речи, произвольного внимания, обучения грамоте.
Игры соревновательного характера

Игра «Кто быстрее соберет целое из частей»

Дети собирают картинки, разрезанные на 6—7 частей. (Мож­но разделить ребят на 2 команды.)

Игра «Кто больше назовет...»

Педагог называет тему, например, «Имена девочек» («Клич­ки кошек (собак)», «Названия деревьев» и т. д.). Дети назы­вают имена по очереди. (Можно разделить ребят на 2 коман­ды.) За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Выигрывает ребенок, у которого в конце игры окажется боль­ше фишек.

Игра «Кто запомнит больше предметов и назовет их»

Педагог раскладывает на столе 10—12 мелких предметов. Дети в течение 1 минуты смотрят на предметы, запоминают их. Затем педагог закрывает предметы салфеткой, а дети по памяти называют их.

Игра «Кто выразительнее произнесет чистоговорку»

Дети по очереди произносят по одной чистоговорке; прис­лушиваются, кто лучше это сделал. Выигрывает ребенок, ко­торый произнес чистоговорку наиболее четко.

Игра «Кто назовет больше рыбок»

Дети делятся на 2 команды. У ребят удочки с крючками-магнитами. На картинках со звуками также прикреплены маг­ниты. Ребенок должен «ловить» рыбку-картинку на опреде­ленный звук.

Игры на формирование связной речи

Игра «Волшебный стул»

Ребенка (по желанию) усаживают на необычный стул, и все дети по очереди говорят ему приятные, добрые слова.

Игра «Придумай рекламу книге (платью и т. д.)»

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, об­ращая внимание на характерные детали.

Игра «Конкурс чтецов»

Ребенок должен выразительно прочитать стихотворение (грустно, радостно, как просьбу, как вопрос).

Игра «Опиши товарища»

Ребенок должен рассказать о своем друге (его характере, привычках), учитывая его характерные особенности.

Игра «Кто нужнее?» («Кто лучше?»)

«Спор» животных, времен года и т. д. Дети учатся состав­лять описательные рассказы.

Игра «Расскажи о своей маме (о себе)»

Ребенок должен рассказать о своей маме (или о себе): ха­рактере, о привычках, учитывая характерные особенности.

Игра «Черный ящик»

Дети постепенно определяют, что лежит в ящике, задавая воп­росы об определенных свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И так далее».

Игра «Мой папа — художник»

Ребенок должен составить рассказ (сказку) по рисунку, ко­торый нарисовал его папа.

Игра «Передай доброту»

Дети встают в круг. Каждый ребенок должен, бросая сосе­ду мяч, сказать ему 2—3 нежных, ласковых слова или соста­вить предложение.

Игра «Продолжи предложение»

«Учись читать книги, потому что...», «Слова надо говорить громко, потому что...», «Если бы я был волшебником, я бы...».

Игра «Диалоги»

Развивать интонационную выразительность речи.

Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»

Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести ее выразительно.

Игра «Найди букву на ощупь»

В «Чудесном мешочке» лежат 5—6 крупных букв. Ребенок на ощупь, не глядя, должен найти по контуру нужную букву.

Игра «На что похожа буква»

На листе бумаги изображены силуэты нескольких букв. Ре­бенок должен определить, на что похожа каждая буква (же­лательно, чтобы он называл несколько схожих с ней пред­метов).

Игра «Определи место звука в слове»

Педагог произносит несложные слова. Ребенок должен оп­ределить на слух, какой звук находится в конце, в начале, в середине слова.

Игра «Магазин игрушек»

Дети идут в «магазин», покупают нужную игрушку, опре­деляя первый или последний звуки в ее названии и отдают «продавцу» соответствующую букву-«денежку».

Игра «Ть! — дирижер»

Ребенок должен разделить слово на слоги с помощью взма­хов руки.

Игра «У телевизора не работает звук»

Дети встают в круг. Ребенок должен прошептать слово. Сле­дующий ребенок передает его дальше по кругу и т. д.

Игра «Рассели зверей в домики»

Ребенок должен определить место звука в слове или опре­делить первый звук и поселить зверушку в соответствующий домик.

Игра «Кто больше?»

Игра-соревнование: кто назовет больше слов с данным зву­ком. За правильные ответы дети получают фишки.

Игра «В каком вагоне поедут животные?»

Ребенок должен определить первый звук в названиях живот­ных, а затем разделить слова-названия на слоги. («В первом вагоне поедет кот, во втором лиса, в третьем собака и т. д.».)

Игра «Наловим рыбки»

«Удочкой» с магнитом дети «ловят» картинки с изображе­ниями предметов, в названиях которых есть названный педа­гогом звук.

Игра «Перекличка»

Дети встают в ряд. Педагог называет звук. Выходят вперед те ребят, в именах которых есть названный звук.

Игра «Собери бусы»

Дети нанизывают на ниточку бусинки только тех цветов, в названиях которых есть названный педагогом звук.

Игра «Путешествие в страну Рычандию (Лапландию)»

Дети называют слова, составляют предложения с назван­ным педагогом звуком; находят данный звук в названиях пред­метов одежды, сладостей.

Игра «Слова перепутались»

Педагог произносит деформированное предложение. Дети должны поменять слова в предложении местами и произнес­ти его правильно.

Игра «Живые буквы»

У каждого ребенка карточка с буквой. Дети должны расста­вить буквы так, чтобы получилось названное педагогом слово.

Игра «Прочти с помощью «ключа»

У ребенка таблица с набором букв. По схеме-ключу он дол­жен провести по буквам линию так, чтобы получилось наз­ванное педагогом слово.

Игра «Работа с перфокартой»

Дети должны подобрать слова к картинкам, указать глас­ные и согласные звуки, разделить слова на слоги.

Игра «Ребусы»

Развитие звукового анализа, внимания, логического мыш­ления.

Игра «Кроссворды»

Формирование звукового анализа, развитие мышления.

Игры на формирование произвольного внимания

Игра «Посмотри, запомни, назови»

На столе в определенной последовательности разложены игрушки. Дети в течение 1 минуты смотрят на игрушки, за­поминают их. Затем педагог закрывает игрушки салфеткой, а дети по памяти называют их.

Игра «Зрительный диктант»

Дети в течение 1 минуты смотрят на изображенный на лис­те знак. Затем они должны воспроизвести этот знак в своих тетрадях. Педагог снова показывает знак, дети исправляют свои ошибки.

Игра «Найди буквы» («Назови предметы»)

Картинка: контуры букв (предметов) наложены друг на дру­га. Ребенок должен внимательно рассмотреть изображение и назвать буквы (контуры).

Игра «Подчеркни яблочко, зачеркни грушу»

Картинка: ряд рисунков-контуров овощей (цветов). Ребе­нок должен подчеркнуть и зачеркнуть указанные педагогом изображения.

Игра «Подчеркни А, зачеркни О»

Картинка: ряд букв. Ребенок должен зачеркнуть и подчер­кнуть указанные педагогом буквы.

Игра «Чем отличаются две картинки?» («Найди различия»)

Ребенок должен найти различия на двух схожих картинках (не показывая различия молча, а говоря о них предложениями).

Игра «Подбери выражения лиц детям»

Картинки: дети в разных ситуациях (играют, плачут, весе­лятся, грустят).

Игра «Я — слово, вы — много слов»

Педагог называет обобщающее понятие, а дети должны наз­вать много слов-предметов из этой группы.

Игра «Помоги почтальону Тишке»

Собака Тишка несет подарки зверям к Новому году. Ребе­нок должен определить, кому какой подарок предназначен, и объяснить почему (например, первый звук в названии жи­вотного соответствует первому звуку в названии подарка).

Игра «Пантомима»

Один ребенок выполняет движения (действия). Второй ре­бенок должен догадаться, что он делает и рассказать об этом последовательно.

Игра «Что перепутал художник?»

Картинка: снеговик стоит на траве; конура с собакой на де­реве и т. д. Ребенок должен рассказать, что на картинке изоб­ражено неправильно.

На занятия к детям часто «приходят» сказочные герои. Нап­ример, приходит Петрушка или Незнайка и просит ребят по­мочь ему собрать слово, найти нужную букву, расставить пра­вильно буквы, подобрать схемы к словам. На таких занятиях эффективней идет работа по развитию абстрактного мышле­ния, памяти, внимания, фонематического слуха. Дети рабо­тают более продуктивно, сосредоточенно. У них появляется желание помочь героям сюжета, правильно выполнить конк­ретное задание, сопровождая его речью. Сказочный сюжет помогает заинтересовать всех ребят, удержать их внимание на протяжении длительного времени. Желание помочь геро­ям делает ребят более активными, избавляет от страха перед выполнением задания.

Для детей занятие — это игра, а для взрослого — способ обу­чения, передачи ребенку знаний, умений и навыков, их зак­репления. Действия, выполняемые в дидактической игре, всег­да имеют результат. Это требует соблюдения определенных правил. Результат действий в дидактической игре привлека­телен для детей: они разрешают проблемную ситуацию, нап­ример, помогают Красной шапочке добраться к бабушке или помогают Старухе Шапокляк расшифровать слово, которое закодировала крыса Лариска. Очень нравятся детям игры со­ревновательного характера, например «Кто быстрей соберет целое из частей», «Кто назовет больше кличек кошек, собак (названий деревьев и т. д.)», «Кто запомнит больше предме­тов и назовет их». Важным отличием таких игр от прямого обучения является то, что в них ребенка привлекает и застав­ляет соблюдать установленные правила именно результат.

У детей с общим недоразвитием речи преобладает нагляд­но-действенное восприятие, то есть показ предмета или кар­тинки, обозначающей его, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому при рассматривании картины нужно обра­щать внимание детей не только на название предмета, но и на названия его частей.

Затем можно переходить к работе с разрезными картинка­ми, на которых изображены животные, мебель, посуда, одеж­да. При складывании такой картинки дети должны называть составные части; это помогает им лучше запоминать каждую деталь предмета, развивает внимание, память. Затем хорошо провести игру «Кто быстрее соберет картинку?», в процессе которой тренируется не только внимание, но и сосредото­ченность, мышление.

В игре «Кто лучше запомнит, что из чего сделано?» дети по памяти называют металлические, бумажные, деревянные, стеклянные и другие предметы. За правильный ответ ребе­нок получает фишку. Выигрывает игрок, у которого в конце игры окажется больше фишек.

Игра «Чей хвост?» способствует решению нескольких сло­варных задач: изучению и закреплению названий диких и до­машних животных, птиц; упражнению в образовании каче­ственных и притяжательных прилагательных (длинный, короткий, лисий, волчий и т. д.); закреплению умения раз­личать и называть цвета и их оттенки.

Цель игр «Что знаешь — расскажи», «Сделай рекламу» — обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и на­речиями. Например, можно разделить детей на 3 команды и предложить им сделать рекламу котенку, то есть рассказать все, что они знают про него. Первая команда подбирает при­лагательные (маленький, шустрый, пушистый, черный, лас­ковый, озорной, усатый). Вторая команда подбирает глаго­лы (сидит, бежит, прыгает, царапается, подкрадывается, мурлычет, мяукает, кусается). Третья команда называет сло­ва, характеризующие погоду, во время которой котенок отп­равился гулять (жаркая, холодная, пасмурная, ветреная, дожд­ливая, солнечная).

Для дифференциации звуков хорошо предлагать игру «Кук­ла Клава и кукла Рая (Соня и Зоя)». Сначала дети упражня­ются в согласовании прилагательных с существительными, в про­изношении звуков р — л, с — з. На столе сидят две куклы: кукла Рая одета в красное платье, кукла Клава — в голубое. Логопед предлагает детям подобрать для Раи предметы одеж­ды, в названиях которого есть звук р. Например: «Рая наде­ла красное платье с красным жилетом и красную шапочку, а на ногах у нее красные башмачки». Далее можно предложить детям рассказать, какие приготовили вкусные угощения к при­ему гостей кукла Рая (в их названиях есть звук р) и Клава (в их названиях есть звук л). На столах разложены картинки с изображением угощений или настоящие продукты (халва, торт, творог, карамель, мармелад, колбаса, зефир, лук, кар­тошка, лукум и т. д.). Дети находят нужную картинку (про­дукт), называют и определяют место звука в слове. К кукле Рае гости приезжают на транспорте, в названии которого есть звук р (вертолет, грузовик, троллейбус, трамвай), а к кукле Клаве — на транспорте, в названии которого есть звук л (лод­ка, мотоцикл, велосипед).

Хорошо использовать кукол Галю и Катю при дифференци­ровании звуков г — к и составлении описательного рассказа по плану в играх, формирующих умение находить нужное сло­во, например: «Что вам нужно?», «Дополни предложение», «Ска­жи по-другому». Цель этих игр — научить детей подбирать сло­ва, близкие по значению. Можно предложить ребятам вспомнить слова, похожие на слово, которое назовет логопед. Например, педагог произносит: «Красивый». Дети сначала подбирают су­ществительное, например, «котенок» («щенок»), а затем пере­числяют: «чудесный, хороший, прекрасный, милый».

К этой группе игр относится игра «Подбери слова». Педагог предлагает ребятам вспомнить, что можно шить (дети называ­ют: рубашку, брюки, куртку, блузу, пальто, платье и т. д.), или перечислить слова-действия, называющие, чем можно занимать­ся в свободное время (играть, читать, бегать, прыгать и т. д.).

В работе с детьми подготовительной группы хорошо ис­пользовать игры, целью которых является обучение рассказыванию. Например, в играх «Что я задумала?», «Угадай, о ком я говорю?» дети отгадывают объект по описанию; это является образцом для самостоятельного рассказа. Подобные игры хорошо проводить как составную часть фронтального занятия или как самостоятельное занятие.

Дети охотно принимают участие в конкурсах на лучшее ис­полнение известных четверостиший А. Барто «Наша Таня гром­ко плачет...», «Зайку бросила хозяйка...» и др. Ребята тянут билетики, в которых указано, как нужно прочитать стихот­ворение. Одному ребенку нужно прочитать его как секрет­ное сообщение (шепотом), другому — как радостное сообще­ние, третьему — квк грустное известие, четвертому — как просьбу, пятому — как вопрос и т. д.

У детей, увлеченных игрой, повышается способность к неп­роизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе. Выпол­нение правил игры требует выдержки, самообладания, дис­циплинированности, например, в игре «Фанты» есть запрет: нельзя произносить слова «да», «нет», «черное», «белое». В иг­ре «Чего не стало» нужно закрыть глаза и ждать сигнала.

В дидактических играх обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодо­ления некоторых трудностей. Здесь очень уместны слова А. С. Ма­каренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра». Активизируя мышление, игра воздейству­ет на эмоции детей. Ребенок испытывает радость от удачно найденных решений, быстро и правильно выполненных зада­ний. Многие игры способствуют пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, связ­ной речи, умения правильно выражать свои мысли.

По мере накопления программного материала можно зак­реплять его в необычной форме — в виде развлечения. Струк­туру развлечения разрабатывают с учетом знаний детей, че­редуя игры, задания, музыкальные паузы, чтобы у ребят не пропадал интерес.

Речевой праздник — это торжество, объединяющее детей общ­ностью переживаний, эмоциональностью. Эту работу целесообразнее проводить в конце учебного года. К речевому празд­нику готовятся все: дети, родители, педагоги. Украшается зал или группа, дети приходят нарядные, приглашаются гости. Ма­териал сценария носит характер развивающего воспитывающе­го обучения. Эмоциональность восприятия материала усилива­ется сюрпризными моментами (сюрпризная коробка, неожиданная телеграмма, шуточное выступление, сценка из семейной жиз­ни, письмо с просьбой о помощи и т. д.). Присутствие на празд­нике сказочных персонажей, например, Красной шапочки, Вол­ка, Старухи Шапокляк, Незнайки вызывает у детей большой интерес, усиливает зрелищность и театральность праздника.

У каждого праздничного сценария есть тема, сюжет, пред­полагающий роли для детей и для взрослых. К участию в иг­рах следует привлекать родителей, чтобы они не были пас­сивными зрителями. Каждый ребенок радуется, если его мама становится участницей игры, переживает за нее, гордится.

Начало праздника — это завязка. Например, развлечение «Путешествие в страну Рычандию» начинается с чтения телег­раммы от куклы Раи. Далее идет основное развитие действия (дети подбирают для куклы угощения, в названиях которых есть звук р, выполняют различные задания; читают стихи про звук р, произносят пословицы и поговорки) и концовка — фи­нал праздника (вместе с куклой Раей дети пробуют угощение).

Наряду с закреплением материала по обучению грамоте, развитию фонематического слуха, связной речи, хорошо ис­пользовать в развлечениях игры, совершенствующие диало­гическую речь, выразительность речи; развивающие внима­ние, слух, осязание, память («Пойми меня», «Волшебный мешочек», «Угадай на ощупь», «Назови и определи первый звук», «Посмотри, запомни и назови» и др.). Такие игры тре­буют от детей сосредоточенного внимания, активной деятель­ности анализаторов; умения различать, сравнивать, обобщать.

Воспитательное значение речевых праздников и развлече­ний очень велико. Они способствуют развитию активности, самостоятельности, уверенности в своих силах. В такие мо­менты, как правило, исчезают препятствия, мешающие ре­бенку проявить себя в коллективе активно; исчезают неуверенность и нерешительность. Ребенок легко, без принужде­ния добивается поставленной цели, действует вместе с това­рищами, настойчиво добивается лучшего результата.

Выполнение условий игры и соблюдение правил требуют от ребенка сосредоточенного внимания, наблюдательности, за­поминания и воспроизведения. Это приближает игру к обуче­нию. В играх воспитывается честность, выдержка, терпение, решительность — черты, формирующие силу воли и характер.

Содержание и разнообразие сюжетов речевых праздников свидетельствуют о широте знаний, умений и навыков детей; степени сформированности познавательных процессов. Нап­ример, на занятиях по обучению грамоте дети работают с ин­дивидуальными заданиями. Сначала они пишут, затем отме­чают гласные и в конце проверяют себя и товарища. Очень нравится детям самооценка: они находят ошибки, подчерки­вают их и ставят соответствующую оценку: улыбающегося или грустного человечка (печатка).

Дети очень любят ребусы и кроссворды, которые помога­ют им в игровой форме усваивать звуковой анализ.

На речевом празднике дети активны, ведут себя свободно, поэтому от взрослых требуется немало мастерства и фанта­зии, чтобы удержать внимание и интерес всей группы в те­чение 30-40 минут.

Игры включаются во все части развлечения и служат диаг­ностическим, познавательным, развлекательным, коррекционным задачам. Для развлечения подходят разные игры: спор­тивные, дидактические, познавательные, психологического характера, игры-шутки, то есть все те задания, которые де­ти выполняли в течение года.

Дети подвижны, они не могут долго сосредоточенно рабо­тать, поэтому нужно давать им возможность расслабиться, отдохнуть. Для этого прекрасно подходят физкультминутки. Педагог читает стихотворение, а дети выполняют соответ­ствующие тексту движения. Например:

— Вол к-волчище, что с тобой?


Гуси, куры и индюшки Наклевалися петрушки, Закусили лебедой И помчались за водой.
Ты совсем-совсем больной...

Как ты, бедный, похудел,


Видно, целый день не ел?

  • Нездоровится мне что-то,
    Лезет шерсть, в костях ломота,
    Колет в сердце, в лапах дрожь...

  • Что ж ты к дятлу не пойдешь?
    К дятлу надо обратиться.

Он у нас такая птица — Сразу скажет, что к чему. Не ленись, сходи к нему!



Шел по берегу петух. Загляделся, в речку бух!.. Будет знать петух, что впредь Нужно под ноги смотреть!


Педагог должен учитывать и то, что дети с речевой пато­логией отличаются повышенной утомляемостью; в работе с ними нужно часто менять виды деятельности, разнообразить задания.

Речевые праздники — хорошее средство для закрепления и применения полученных знаний и умений, самоутверждения детей. А какой же праздник без подарков? Подарки любят все, поэтому и для речевого праздника нужно придумать по­дарки, по возможности связанные с его темой. Это могут быть медальки-призы, звездочки, печенье в форме букв, пирог. Но следует помнить, что награда, приз за выполненные действия, должна выступать как побуждающий фактор для более ин­тенсивной и точной деятельности, а не быть решающим мо­ментом, из-за которого дети выполняют данное задание.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей