Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

В. П. Молочный Как подготовиться и сдать экзамены в медицинском университете Организационные и психологические аспекты


Скачать 251.67 Kb.
НазваниеВ. П. Молочный Как подготовиться и сдать экзамены в медицинском университете Организационные и психологические аспекты
Анкор-SITE-files-editor file-obyavlenya 17122012.pdf
Дата31.10.2016
Размер251.67 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSITE-files-editor-file-obyavlenya-17122012.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#846
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

В. П. Молочный
Как подготовиться и сдать
экзамены в медицинском
университете
Организационные и психологические аспекты
Хабаровск
2012

1
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный медицинский университет»
В. П. Молочный
Как подготовиться и сдать
экзамены в медицинском
университете
Организационные и психологические аспекты
Хабаровск
Издательство ДВГМУ
2012

2
УДК 378.661-057.87:159.9(5Н.62)
ББК 74.58р(255)
М759
Рецензенты:
Томилка Г. С., профессор, проректор по учебно-воспитательной работе ДВГМУ;
Перевезенцева Н. Л., доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики ДВГМУ
М759 Молочный В. П. Как подготовиться и сдать экзамены в меди- цинском университете. Организационные и психологические аспекты /
В. П. Молочный. – Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2012. – 16 с.
В работе представлены общие сведения, помогающие сту- дентам первых курсов медицинского вуза лучше подготовиться и сдать экзамены, используя приемы психологической подготов- ки и организационные алгоритмы, основанные на достижениях современной науки.
УДК 378.661-057.87:159.9(5Н.62)
ББК 74.58р(255)
______________________________________________
Молочный Владимир Петрович
Как подготовиться и сдать экзамены в медицинском университете.
Организационные и психологические аспекты
Подписано в печать 28.11.2012. Формат 60х84/16.
Бумага офсетная. Тираж 120 экз. Заказ № 82
Издательство ГБОУ ВПО ДВГМУ. 680000, г. Хабаровск, ул. Пушкина, 31.
Отпечатано в типографии издательства ГБОУ ВПО ДВГМУ.
680000, г. Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 35.
© Дальневосточный государственный медицинский университет, 2012

3
Введение
Высшее медицинское образование традиционно относится к ряду наиболее привлекательных для молодежи форм деятельности и наиболее трудных при попытке реализовать ее в действительности. По нашим данным, за время учебы в медицинском университете около трети сту- дентов не справляются с учебной нагрузкой и их отчисляют. Причем это происходит независимо от формы обучения и среднего балла на конкур- се, полученного студентом. Длительный срок обучения, большая череда всевозможных испытаний, предусмотренных учебным планом, разнооб- разие предметов, освоение которых предполагает разные подходы к за- поминанию, особые требования к самодисциплине и личной ответствен- ности, нередкая смена условий проживания и окружающей среды, вызы- вающих и усугубляющих заболевания, оказываются основной пробле- мой адаптации, приспособления молодых людей к новым для них жиз- ненным обстоятельствам. Возникает психологический дискомфорт, де- задаптация, следствием которых и становится невозможность студентом освоить учебную программу. Особенно трудно это дается студентам первых и вторых курсов.
Наиболее сложными предметами в медицинских вузах считаются анатомия человека, гистология, фармакология и ряд других дисциплин, для освоения которых востребованы большие объемы механической па- мяти при заучивании медицинского языка, нового лексикона, без кото- рого невозможно освоение клинических дисциплин. При изучении кли- нических дисциплин, наоборот, основное значение имеют логическое мышление, образная и ассоциативная память.
Вместе с тем, учитывая довольно жесткий конкурсный отбор студен- тов при поступлении в медицинские вузы, можно предположить, что средний уровень умственных способностей молодых людей примерно одинаковый и заметно выше среднестатистического. Поэтому такой вы- сокий отсев студентов, скорее всего, обусловлен психологическими причинами, незнанием технологии подготовки и сдачи зачетов и экзаме- нов.
Многим студентам часто кажется, что зачеты и экзамены не нужны, их придумали недобрые люди. На это следует возразить. Во всем мире, во все времена любое обучение, освоение любого дела, ремесла базиру-

4 ется на систематических испытаниях, проверках на соответствие требо- ваниям, в том числе на прочность, чистоту, красоту, качество и другие заявленные характеристики. Как же без испытаний, проверок может сформироваться врач, медицинский работник, которому общество пла- нирует доверить жизнь человека, его здоровье во всем многообразии проявлений? Например, как можно верить прибору, если измерительная шкала его не выверена, прочности троса или стеллажей, если они не ис- пытаны определенной нагрузкой и так далее? Также и подготовка врача не может проходить без всесторонних проверок.
Принципы высшей медицинской школы выстраданы человеческим обществом в течение многих столетий. Это касается и тестов, и зачетов, и экзаменов как рубежных форм обучения. Без этого не может быть по- лучен диплом как документ, свидетельствующий о состоявшемся спе- циалисте, профессионале, соответствующем ожиданиям общества.

5
Пять шагов к успеху
Основой успеха учебы в медицинской высшей школе следует счи- тать прилежание, старательность, дисциплину, ежедневное посещение занятий и систематическую подготовку к ним. Кроме конкретных зна- ний эта систематичность исподволь формирует у студента ощущение психологической уверенности, внутреннего комфорта перед экзамена- ционным периодом, сессией.
Можно выделитьпять шагов, пройдя которые, потенциально «неус- пешные» студенты станут «успешными» при минимальных энергозатра- тах, связанных с изучением учебного материала в период семестра.
Освоение навыков позитивного мышления. Речь идет не о ложном оптимизме, позволяющем надеяться на провидение, божью помощь. По- зитивное мышление (уверенность в результатах труда) всегда предпола- гает ориентацию на желаемый вариант развития событий и понимание ресурсов, за счет которых этот вариант может стать реальностью. Преж- де всего в стремлении постичь неизвестное, формирование интереса к познанию.
1. Самомотивация. Этап заключается в постановке работающих це- лей и поиске косвенных мотивов, если вдруг прямых мотивов учебной деятельности нет. Зато подготовка к экзамену перестанет казаться нуд- ным и ненужным занятием! Каждый день убеждайте себя в необходимо- сти учиться.
2. Освоение способов учебной деятельности (автодидактика).
Этот этап предполагает выработку навыков составления понятного и простого конспекта, корректного определения любого понятия с помо- щью простых правил формальной логики; индивидуальный подбор под- ходящих способов заучивания и т.п. От энергозатратного зубрения к легкому и эффективному учению – так еще можно обозначить этот этап.
Хотя профессиональные термины, латинские названия, как и любой иностранный язык, нужно заучивать. И чем лучше удается преодолеть этот этап, тем успешнее и интересней будет последующая учеба в меди- цинском вузе.
3. Определение своего типа тайм-менеджмента, подхода к орга-
низации учебного труда. При выборе типа тайм-менеджмента нужно ориентироваться на свои биоритмы (жаворонки или совы), комфортную степень свободы в рамках учебного плана; учитывать несколько нехит-

6 рых правил чередования блоков для заучивания с активным отдыхом.
Тайм-менеджмент творит чудеса (если его применять)!
4. Освоение приемов саморегуляции. Самый важный этап. Во время практических занятий при опросе преподавателем или тестировании нужно формировать в себе устойчивость к тревожным состояниям. Не позволять свести к нулю всю вашу предварительную работу. Есть мно- жество эффективных техник снятия эмоционального напряжения. Одна из них, например, глубокое, равномерное дыхание. Другие направлены на умение концентрировать внимание, сосредотачиваться, отметая не- нужные, мешающие в данный момент внешние или внутренние влияния.
5. Подключение везения. Для выработки психологической устойчи- вости нередко помогает вера в звезду, которая ведет нас по жизни. Раз- личные суеверные привычки: пятачок в туфле, в определенном порядке вставание утром и одевание (помните: встать с нужной ноги). Помогает это или нет – науке неизвестно, но в трудный момент уверенности в себе обычно добавляет.
На первый взгляд все сложно. На самом деле эта ситуация из пре- словутого анекдота про тупую пилу, которую пильщикам было предло- жено наточить, а потом уже работать. «Отстань, некогда нам. Работать надо!» – такой или примерно такой ответ может выбрать представитель заведомо «неуспешных» студентов. Когда человек компетентен, уверен в знаниях, проблема сдачи экзамена его меньше тревожит, не изматыва- ет своей непредсказуемостью.
Быть на виду у преподавателя, проявлять активность во время прак- тических занятий – эти «элементы» успешности студентов относятся к категории дополнительных, в том числе и на экзаменах. В трудных си- туациях умные люди обычно задают вопросы, не очень умные – обычно молчат из принципа: вдруг не заметят мое незнание. Но это незнание ос- танется с вами не только сегодня или во время экзамена, оно остается с вами на всю жизнь. Не бойтесь задавать вопросы!
Усвоение знаний непростая задача. Здесь также важно использовать различные приемы, помогающие запоминать. Причем во время практи- ческих занятий нужно использовать долгосрочную память, позволяю- щую закрепить знания надолго.

7
Рациональные приемы запоминания
Малая мнемотехника
1) Запоминание перед сном, в состоянии расслабления или после сна, отдыха.
2) “Не в один присест” – здесь большую роль играет повторение (че- рез 2–3 дня).
3) Чередование восприятия и воспроизведения.
4) Сенсорная (чувственная) опора – вспомогательные приемы:
 узелки на память,
 подчеркивание в конспектах, книгах,
 приемы ассоциации сведений с предметами.
5) Обусловливание, оно может быть:
 ситуативное (учите в одной и той же обстановке),
 ритмическое (учите в одном и том же темпе),
 эмоциональное (музыка).
6) Важен эмоциональный настрой на работу (продуктивность памяти возрастает).
7) Вербализация образов (проговаривание, сравнение).
Большая мнемотехника
1) Версификация (запоминание в стихах).
2) Криптографирование (перекодирование).
3) Выделение логических структур (что главное, в чем суть).
4) Отделение знания от незнания.
5) Эстетическое (красивое) запоминается лучше.
6) Дидактический прием (изучили раздел, придумали задачу).
Правила сохранения знаний
1. Выделите то, что нужно запомнить.
2. Отвлекитесь от постороннего, сосредоточьтесь на том, что надо запомнить.
3. Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов друг с другом, используйте мнемотехнику.
4. В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи.
5. Опирайтесь на свой тип памяти.

8 6. Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.
7. Не смешивайте узнавание и воспроизведение.
8. В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний, к необходимым в данный момент.
Приемы заучивания
1. Правильное распределение повторений по времени.
2. Повторять рекомендуется сразу, через 15–20 минут, через 8–9 ча- сов и через сутки.
3. Полезно повторять материал за 15–20 минут перед сном и утром, на свежую голову.
4. Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами, близко к тексту (не дословно). Обращение к тексту лучше делать не раньше, чем через 2–3 минуты, если вспомнить не уда- ется.
5. Долговременное запоминание материала предполагает обязатель- ное воспроизводство, повторение полученных знаний по прошествии 2–
3 дней и далее.
Подготовка к экзамену в период сессии
Непосредственная подготовка к экзамену осуществляется в период сессии. Обычно на это дается 2–3 дня, редко больше. Много это или ма- ло? Чаще достаточно. Нами проводилось анкетирование студентов 6 курса о средней фактической продолжительности подготовки их к экза- менам. Оказалось, что наиболее успешным студентам (оценки 4 и 5), как правило, было достаточно около 3 дней подготовки. Троечники и другие занимались меньше 2-х дней (чаще ночью) или больше 3-х дней. Причем некоторые из последней группы начинали готовиться к следующему эк- замену в день сдачи предыдущего, не позволяя себе отдыха, либо наобо- рот отдыхали «до последнего». В то же время отличники и хорошисты в подавляющем большинстве после сдачи экзамена до конца дня отдыха- ли. Оказались полезными занятия физкультурой, прогулки, посещения кинотеатров, театров, то есть любые меры активного отвлечения, но без

9 излишеств. Очень важно хорошо выспаться после экзамена. Здесь по- лезно помнить о гигиене труда и отдыха, смене видов деятельности.
Начало подготовки к экзамену лучше осуществлять в определенное время дня: лучше с утра, в 9–10 часов. Через каждые 40–50 минут рабо- ты нужно делать перерыв на 10–15 минут. Во время перерыва полезно подвигаться, можно немного потанцевать или хотя бы потянуться, сде- лать несколько дыхательных упражнений, попить воды, сока, переку- сить. При этом лучше избегать приема тяжелой пищи в больших количе- ствах, после этого обычно клонит ко сну и о концентрации внимания можно забыть на 2–3 часа. Для активной работы мозга полезно прини- мать больше жидкости (простая или минеральная вода, зеленый чай, морсы). При этом лучше избегать употребления крепкого и чрезмерно сладкого чая, кофе.
Важно обеспечить продолжительный спокойный сон ночью, можно и днем поспать в пределах часа.
Психологическая подготовка к экзамену проводится уже в этот пе- риод. Она зависит от личностных особенностей и жизненного опыта, внешних условий для осуществления подготовки.
У тех студентов, для которых результаты экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает со- стояние тревоги. Вместе с тем поведение бывает разным:
 одни ребята сосредоточенно дочитывают те разделы учебника, в усвоении которых не вполне уверены, словом приходят в состояние по- вышенной мобилизации и готовности к экзаменам;
 другие, напротив, суетливо листают учебник, так как не в состоя- нии сосредоточиться на одном разделе; со страхом прислушиваются к рассказам тех, кто уже сдал экзамен, и убеждают себя, что не могут от- ветить ни на один из заданных вопросов – короче говоря, находятся в паническом состоянии и деятельность их полностью дезорганизована.
Эти две формы поведения отражают степень эмоциональной напря- женности. В этой связи важны приемы самоорганизации периода подго- товки к экзамену.
Правило I. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас.
Правило II. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

10
Правило III. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, перестаньте думать о том, что занимало ваши мысли перед этим.
Лучший способ – предварительный просмотр материала, составление плана предстоящей работы.
Правило IV. Устойчивость внимания во многом зависит от того, на- сколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в боль- шой степени основывается на знании предыдущих разделов программы).
Правило V. Если сосредоточить внимание на учебном материале ме- шают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием или чтением изучаемого мате- риала вслух. После того, как вам удасться сосредоточить внимание, можно читать про себя.
Правило VI. Чередуйте чтение с пересказыванием, решением задач, так как это предупреждает возникновение психического состояния мо- нотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Однако та- кая смена не должна быть слишком частой. Это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.
Правило VII. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя тотчас вернуться к то- му месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат освое- ние воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.
Правило VIII. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормаль- ном освещении и температуре в помещении.
Старайтесь не отвлекаться! Сосредоточьтесь! Радуйтесь выполнению намеченного вами плана, ощущениям полноты знаний!
Психологический комфорт возникает от того, что за период подго- товки к экзамену удалось прочесть весь необходимый учебный материал
(основной учебник, конспекты лекций) по предмету. Это придаст уве- ренность, что на экзамене можно вспомнить прочитанное при необхо- димой сосредоточенности и концентрации внимания.
Оставьте один день или хотя бы несколько часов накануне перед эк- заменом на то, чтобы бегло повторить планы ответов, еще раз пробе- жаться по оглавлению учебника.

11
Желательно закончить подготовку к экзамену накануне, к 22–23 ча- сам, вовремя лечь спать и выспаться. Выработанные ритуалы, соблю- даемые многими людьми в период испытаний, должны обязательно ис- полняться, это тоже обеспечивает определенное положительное психо- логическое воздействие на экзаменующихся.
Психологическая подготовка в день экзамена
Утром в день экзамена поведение людей отличается существенно.
Одни стремятся прийти на экзамен первыми, другие тянутся в хвосте.
Время сдачи экзамена не имеет особенного значения в результатах, если оно сознательно выбрано студентом, и он наилучшим образом к этому приспособлен. Важно не расплескать полученные знания, в полном объ- еме донести их до преподавателя.
Утром все-таки желательно позавтракать, но необильно. Проверьте, все ли вы взяли на экзамен: зачетная книжка, хорошо пишущая ручка, вспомогательный материал, если он разрешен на экзамене, шпаргалки, если вы их готовили сами. По дороге на экзамен не отвлекайтесь на раз- говоры. Старайтесь избегать излишне долгого стояния в очереди под дверями и опасного воздействия общей маяты и переживаний. Впечат- лительные натуры могут под влиянием страха толпы впасть в паниче- ское состояние и растерять уверенность в себе, очень нужные спокойст- вие и сосредоточенность. Не отвлекайтесь на пустые разговоры, нежела- тельно в коридоре рассказывать нерадивым то, что написано в учебнике.
В этот период студент сам себе напоминает полный сосуд, наполненный знаниями.
Психологическая подготовка во время экзамена
Войдя в экзаменационную комнату, поздоровайтесь, отдайте зачетку экзаменатору, возьмите билет, несколько листков бумаги для самопод- готовки. Сядьте за стол и сосредоточьтесь. Даже если сразу, с первых минут вы не представляете ответ на вопрос, не впадайте в панику.
Вспомните, что вы хорошо занимались на занятиях, прочитали весь учебник накануне – это придаст вам силы и уверенность в ваших воз- можностях. Начинайте писать на листочках ответы на тот вопрос, кото-

12 рый лучше всего знаете. Одновременно вспоминайте сведения и по дру- гим вопросам. Записывайте их сразу, пусть не по порядку, как придут в голову, потом перепишете, упорядочите. Не отвлекайтесь! Если вам ка- жется, что вы все знаете, делайте то же самое. Пишите и не отвлекай- тесь. Если все написали, обдумывайте ваш ответ.
Когда вы прояснили все непонятные для себя моменты, постарайтесь сосредоточиться и забыть про окружающих. Торопитесь не спеша! Ко- гда вы успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, вы вой- дете в рабочий ритм. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся энергия будет направлена на подготовку более трудных вопросов.
Оставьте время для проверки своей предварительной работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Тактика подготовки ответа
1. Прочитайте весь билет до конца, будьте внимательны!
2. Оцените, какой пункт для вас самый легкий.
3. Наметьте последовательность решения пунктов по принципу от самого легкого к сложному.
4. Если вопрос (задача) оказался сложнее, чем вы думали, переходите к следующему. Ответив на него, можно вернуться к первому.
5. Следите по часам за временем, отведенным вами на подготовку.
6. Если остается лишнее время, не торопитесь вставать. На письмен- ном экзамене потратьте время на проверку, на устном – послушайте, о чем спрашивает преподаватель, вопросы повторяются.
7. Шпаргалки полезны, если соблюдаются два условия:
- шпаргалки должны быть написаны лично;
- доставать шпаргалку есть смысл только тогда, когда вы не знаете
(не можете вспомнить) вообще ничего.
Преподаватель «засвечивает» обычно не менее 70 % имеющихся у студентов шпаргалок со всеми вытекающими последствиями.
8. Напишите примерный план ответа на отдельном листе бумаги.
Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам уда- сться это сделать, ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко, ваша энергия теперь может быть направлена на от- вет на экзаменационный вопрос.

13 9. Составление небольшого плана займет 20–25 минут. Прикрепите листок с планом к листку с экзаменационным вопросом, и экзаменатор увидит, что у вас методический склад ума.
10. Вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки, если по- черк четкий и понятный.
11. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении. Вы дадите экзаменатору понять, что смысл во- проса вам ясен.
12. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки. То же касается классификаций болез- ней. Экзаменатор увидит, что вам есть, что сказать по каждому пункту.
13. Если вы ведете речь о гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их: знание дат сразу бросится в гла- за экзаменатору.
14. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
Вас вызвали отвечать, не паникуйте, постарайтесь не растерять со- средоточенность. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только
«выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него самого. Поэтому примите уверенную позу (не вызываю- щую), говорите спокойным и уверенным голосом весь период экзамена до тех пор, пока вам не вручат подписанную зачетную книжку. Не об- ращайте внимания на действия преподавателя с Вашей зачетной книж- кой, на его разговоры с другими людьми, – продолжайте говорить. Ос- танавливайтесь только тогда, когда Вас об этом попросят. Во время пау- зы не отвлекайтесь, молча продолжайте обдумывать и про себя прогова- ривать ответ (ответы), не теряйте концентрацию, не отвлекайтесь, не об- ращайте внимания на разговоры и действия преподавателя, всей экзаме- национной комиссии!

14
Немного о преподавателях (почти всерьез)
Бывают такие преподаватели, которым трудно сдать экзамен, даже если вы готовились из последних сил. Они выспрашивают и выспраши- вают все до мельчайших подробностей. А вы сидите и печально думаете о том, что им бы в органах работать, а не мучить и без того несчастных студентов.
А если вы к экзамену не готовы вообще, то идти к такому «монстру» и вовсе бесполезно… Это не так!
Бесполезно, если вы не обладаете элементарными навыками психо- логии общения (с «монстрами» наук) и не владеете своим языком на- столько, чтобы можно было говорить много, красиво и вроде бы по теме, не разбираясь в таковой вообще.
Ну, во-первых, понадобится абсолютная, непробиваемая уверенность в себе. Перед тем как подойти к мучителю пять раз подумайте: «Я все знаю». Эта милая мысль должна отпечататься у вас в глазах настолько, чтобы преподаватель смог ее сразу прочитать.
А теперь – выдох, и спокойной походкой подходите, садитесь сда- вать свой билет. Если хватит сил и наглости, можете улыбнуться своей самой обаятельной улыбкой: мол, наши встречи с вами так прекрасны!
Во-вторых, придется следить за своей позой и своими движениями.
Со временем вам даже не придеться думать об этом, но пока нужно кон- тролировать себя, чтобы не выдать волнение, незнание или страх позой и жестами. Запомните: никаких скрещенных рук или ног, хаотично вра- щающейся ручки в руках, нервных пальцев, комкающих листочек или теребящих воротничок. Все это выдает человека неуверенного, стремя- щегося закрыться, спрятаться от собеседника, а вы же только что вну- шили себе, что все знаете.
Вот и садитесь так, как будто все знаете, и демонстрируйте свои знания для себя. Ноги твердо стоят на полу, спина прямая, голова подня- та. Все тело развернуто к преподавателю, уверенный взгляд на него. Ру- ки лучше положите на стол и не дергайте ими. Ну вот, теперь вы выгля- дите, как студент, который весь семестр усиленно готовился к сдаче эк- замена.
Обратите внимание на то, как сидит сам преподаватель, и попытай- тесь слегка отзеркалить его позу. Психологи доказали, что нам нравятся те, кто похожи на нас. Вот и станьте в этот момент немного похожим на преподавателя. Только в обезьянку превращаться не надо! От небольших

15 корректировок ваша «поза уверенности» не пострадает, а вот симпатия
«монстра» возрастет.
Наконец, установите визуальный контакт – открытый взгляд глаза в глаза – и начинайте отвечать. Вот здесь вам потребуется способность го- ворить много, красиво и почти по теме.
Наверняка, хоть что-нибудь по предмету вы знаете: пару раз на лек- ции были, открывали конспект, в коридоре от одногруппников слышали.
Вот от этого и пляшите. При этом вера в себя, в свою способность все вспомнить вас обязательно выручит в нужный момент.
Когда ваши длинные речи преподавателю надоедят, он захочет поза- давать вопросы. И тут у вас есть выбор:
1) вы можете снова начать свои речи и так ими утомить, что от вас легче будет отвязаться, поставив оценку в зачетку;
2) вы можете повторить вопрос, только уже как повествовательное предложение, добавив по ходу каких-нибудь деталей, и постепенно пе- рейти к длинным речам;
3) Повторите его вопрос, но потом делайте вид, что ответ вот он, у вас на языке, а слов нужных подобрать не можете. Как правило, в этот момент нужные (а главное – правильные) слова помогает подбирать сам преподаватель. Ваше дело – их ловить и вплетать в свои речи.

16
Заключение
Сессия трудная, но прекрасная пора студенческой жизни, если этот период сопровождается систематизацией и закреплением знаний. В то же время, если не заниматься, не учиться, не стараться усвоить предла- гаемый объем информации в процессе учебы, семестра, экзаменацион- ная пора и сам экзамен могут превратиться в тяжелое испытание, про- блему личности, ее успешности и состоятельности. При этом следует понимать, что кроме усвоения самих знаний, в период подготовки и сда- чи экзаменов независимо от предмета студенту предстоит решать опре- деленную организационную и психологическую задачу. На период адап- тации к учебе в вузе (первые два курса) именно освоение принципов и приемов психологической подготовки к экзамену для многих молодых людей может стать самой главной задачей. По сути, подготовку и сдачу экзамена можно представить в виде психологической технологии, имеющей универсальный вид для любых экзаменов, но индивидуальной для каждого отдельного человека, отличающегося от других людей ум- ственными, эмоциональными и другими особенностями. Поэтому каж- дый человек должен самостоятельно вырабатывать свои личные правила подготовки и сдачи экзаменов, прежде всего, психологического свойст- ва, ориентируясь на собственные возможности и желания в самореали- зации, а также известные общие подходы, показанные, в частности, в данной работе.
Экзамены – это испытания, которые нужно научиться преодолевать.
Они – обязательная часть веселой студенческой жизни, они – обязатель- ный атрибут студенческого счастья. Дерзайте!

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей