Главная страница

Сборник материалов к родительским собраниям. В помощь классному руководителю сборник материалов к родительским собраниям Автор-составитель Тишкина Е. А. Содержание


НазваниеВ помощь классному руководителю сборник материалов к родительским собраниям Автор-составитель Тишкина Е. А. Содержание
АнкорСборник материалов к родительским собраниям.doc
Дата20.11.2017
Размер433 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСборник материалов к родительским собраниям.doc
ТипДокументы
#31926
страница1 из 13
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»


В помощь классному руководителю:

сборник материалов

к родительским собраниям



Автор-составитель: Тишкина Е.А.

Содержание

      1. Первоклассники...…………………………………………………..…3 стр.

      2. Второклассники…………………………………………………. …...6 стр.

      3. Третьеклассники………………………………………………..……..9 стр.

4. Четвероклассники……………………………………………….….….12 стр.

5. Время кризиса: переход из начальной школы в среднюю ………....14 стр.

6. Режим дня – основа успешной деятельности ……………………….18 стр.

7. Что такое самооценка и как она складывается в младшем

школьном возрасте…………………………………………….………….21 стр.

8. Правдолюб или ябеда: как реагировать на детские жалобы ………..24стр.

9. За уроки вовремя или как превратить выполнение

домашней работы в удовольствие…………………………………….... 30 стр.

10. Агрессивное поведение ребенка……………………………………. 34 стр.

11. Дружеские отношения в младшем школьном возрасте……………39 стр.

12. Как воспитывать уважение к старшим……………………………....41стр.

13. Собрание для родителей будущих пятиклассников………………...46 стр.

В помощь классному руководителю
ПЕРВОКЛАССНИКИ

(материал для проведения родительского собрания

в 1 классе в начале учебного года)
Поступление в школу — пере­ломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обу­чения кардинальным образом ме­няет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч­ность, беззаботность, погружен­ность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требо­ваний, обязанностей и ограниче­ний: теперь ребенок должен каж­дый день ходить в школу, систе­матически и напряженно трудить­ся, соблюдать режим дня, подчи­няться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, вы­полнять требования учителя, за­ниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших ре­зультатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6—7 лет, меняется и весь психо­логический облик ребенка, преоб­разуется его личность, познава­тельные и умственные возможно­сти, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обяза­тельно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.

Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первокласс­ника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику пре­одолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязан­ности. Это особенно важно на пер­вых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учеб­ный материал объективно однооб­разен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних перво­классников являются весьма иску­шенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачи­вает для ребенка элемент новиз­ны, мешает ему пережить значи­мость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит ро­дителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, вни­мание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласс­нику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

НОВЫЕ ПРАВИЛА


Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лави­ной обрушиваются на первокласс­ника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ре­бенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными же­ланиями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адапти­роваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успеш­но справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включает­ся в школьную жизнь.

Тем не менее, начало школьно­го обучения является для каждо­го ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испыты­вают тревогу, растерянность, на­пряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивля­емость организма, могут нару­шаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хрони­ческие заболевания. Дети, каза­лось бы, без повода капризнича­ют, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, свя­занный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у тре­тьих — растягивается на весь пер­вый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особен­ностей самого ребенка, от име­ющихся у него предпосылок овла­дения учебной деятельностью.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной де­ятельности требуют от ребенка ка­чественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высо­кой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности перво­классников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6—7 лет.

По данным физиологов, к 7 го­дам кора больших полушарий яв­ляется уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возмож­ность перехода к систематическо­му обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечаю­щие за программирование, регуля­цию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили сво­его формирования (развитие лоб­ных отделов мозга заканчивается лишь к 12—14 годам, а по некото­рым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказы­вается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свой­ственных детям особенностях эмо­циональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособнос­тью и быстро утомляются, воз­будимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие дви­жения рук еще очень несовершен­ны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет не­большой объем, плохо распреде­ляемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у до­школьников) хорошо развита не­произвольная память, фиксиру­ющая яркие, эмоционально насы­щенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на примене­ние специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассни­ков пока еще не характерна в силу слабости развития самих мысли­тельных операций.

Мышление первоклассников пре­имущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине не­достаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произволь­ности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недис­циплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учеб­ной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять со­бой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными це­лями и намерениями.

Родители и учителя должны по­нимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обес­печивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необ­ходимо избегать довольно распро­страненного противоречия: с по­рога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.
Известный отечественный пси­холог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школь­ников решения таких арифметиче­ских задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, приле­жания, ответственности, аккурат­ности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предва­рительно дать детям соответству­ющие умения и навыки и воспи­тать у них соответствующие при­вычки».

Первоклассники, уже перешаг­нувшие семилетний рубеж, явля­ются более зрелыми в плане пси­хофизиологического, психического и социального развития, чем шес­тилетние школьники. Поэтому се­милетние дети, при прочих рав­ных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятель­ность и быстрее осваивают требо­вания массовой школы.

Первый год обучения опреде­ляет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руковод­ством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
По материалам газеты «Школьный психолог», № 6-2002

В помощь классному руководителю
ВТОРОКЛАССНИКИ

(материал для проведения родительского собрания

во 2 классе в начале учебного года)
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми». школьниками. Период адаптации к системати­ческому обучению, к новым обя­занностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закон­чен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколь­ко успешным был для них пер­вый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».

Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей вто­роклассников.

Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с уче­том результатов собственной де­ятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьни­ка лежат его собственные успехи в учении, а также положитель­ное отношение к нему со сторо­ны близких взрослых.

Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структу­рированной, чем у первоклассни­ков, и вместе с тем более целост­ной.

Это связано с включением ре­бенка в процесс систематического обучения. «В школе ребенок вы­ступает объектом перманентных социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация «повора­чивает» ребенка на себя, форми­рует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соиз­мерять с ними собственные по­ступки. Все это способствует ста­новлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию от­ношения к собственной личности как особому объекту познания» (А.В. Захарова, 1998).

Самооценка второклассников в учебной деятельности существен­но отличается от таковой у пер­воклассников. Большинству пер­воклассников свойственна высо­кая самооценка.

Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной дея­тельности резко снижается. По­зднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».

Снижение самооценки у вто­роклассников связано с повыше­нием критичности школьников к себе, их возрастающей способно­стью ориентироваться на качество результатов своей учебной рабо­ты. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

Осложняющим фактором явля­ется и то, что критерии, по кото­рым оцениваются результаты уче­ния, для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов
связь с админом