Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

В помощь учителю


НазваниеВ помощь учителю
АнкорKak nauchit rebenka risovat T S Komarova.pdf
Дата20.05.2019
Размер1.05 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_nauchit_rebenka_risovat_T_S_Komarova.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРассказ
#50824
страница1 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Т. С. Комарова
Как научить ребенка рисовать
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
Т.С. Комарова Как научить ребенка рисовать Обучение детей в детском саду ив школе СТОЛЕТИЕ МОСКВА
1998
УДК 371 ББК
74.100.5 К 63 Обложка
— в.Храмов
Комарова Т.С. К 63 Как научить ребенка рисовать / В помощь учителю. Изд. е перераб. и доп. — М АО СТОЛЕТИЕ, 1998 —

ISBN 5-7459-0094-6 В книге рассказывается о том, какими графическими навыками необходимо овладеть ребенку в детском саду ив начальной школе, как следует осуществлять обучение в каждой возрастной группе с учетом индивидуальных особенностей детей.
УДК 371 ББК
74.100.5
ISBN 5-7459-0094-6 © Комарова Т.С. Текст, 1970, 1976, 1994, 199$
© АО СТОЛЕТИЕ. 1994, 199$
3 ОТ АВТОРА Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование. Анализ процесса создания ребенком изображения показывает.что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения, следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений. Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания. Вместе стем, не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что мешает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию. Чтобы в дошкольные годы каждый ребенок испытал радость творческого созидания, я решила помочь педагогам сформировать у детей ручную умелость, которая позволила бы детям свободно и творчески создавать
изображения любых заинтересовавших их предметов и явлений. Предлагаемые в данной книге содержание, методика и последовательность формирования у детей ручной умелости проверены на работе со многими детьми, . которые благодаря овладению техникой изображения, разнообразными графическими средствами получили возможность свободно рисовать все, что им хотелось, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов. И я с удовольствием выражаю большую благодарность всем педагогам дошкольных учреждений, помогавшим мне в течение многих лет проверять и отшлифовывать разработанную мною систему и убедившим меня в ее необходимости. Хочу подчеркнуть, что обучение детей технике рисования, графическим навыками умениям не являлось самоцелью. Оно рассматривалось в моей работе с детьми как необходимое средство введения детей в мир творчества, как условие, необходимое для свободы творчества каждого ребенка. Разумеется, это не является единственным условием свободного творческого проявления. Ив занятиях с детьми рисованием, изобразительной деятельностью вообще мы осуществляем более широкие цели обогащение сенсорного опыта детей, развитие эстетического восприятия представлений, образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. В эту работу с детьми широко включались все виды искусства. Об этом говорится п других моих книгах, посвященных проблемам дсмскою изобразигельного творчества. В этой книге мним.знио мод,а'шов направлено на обучение детей тех- мико рисования
ГЛАВА
I
5 ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художествен- но-тйорческой деятельности является выразительный образ, Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средством образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени
6 организуются самим процессом изображения. Однако это не так технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники — самостоятельная важная задача. Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Иногда, не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчения маленького художника. Представители реалистического направления в изобразительном искусстве всегда придавали большое значение технике рисунка, уделяя ее выработке особое внимание. Замечательный русский художник-педагог П.П. Чистяков, подготовивший и воспитавший целую плеяду русских художников, неоднократно указывал своим ученикам на сильные и слабые стороны техники, подчеркивая ее значение для выражения замысла художника. Он писал К сожалению, при хорошем замысле и выразительности часто приходится видеть грубоватонеумелое исполнение, а ведь это большой недостаток Техника, по образному выражению П.П. Чистякова, — это язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения. Большое значение качества исполнения для выражения идей художника отмечали русские художники И. Е. Репин, И. Н. Крамской и др. Такой требовательный к себе художник, как Эжен
Делакруа, считал, что художник должен постоянно совершенствовать свое мастерство в области контура, добиваясь, чтобы уже первые штрихи в зачаточном виде содержали то, чем будет выделяться готовое произведение, а для этого нужно постоянно работать над техникой линии, штриха. Советский художник Д. И. Киплик в книге Техника
1 Чистя ко в П . П , Письма, записные книжки, воспоминания 1832— 1919. M.; Л,
1953. С. 339.
\
7 живописи указывает, что под техникой живописи должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которой является рациональное построение живописного произведения сточки зрения его материальной сущности. Знание техники дает художнику возможность не только создать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать живописные материалы, с художественной точки зрения. Техника рисования понимается художниками широко сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и пр) в соответствии сих свойствами, их изобразительными возможностями. В изобразительном искусстве под техникой (от-гре- ческого technike — искусная и techne — искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментами (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши, темперы и пр, умение использовать художественные возможности этого материала в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов. Таким образом, под техникой рисунка следует понимать, владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предметов. Рисование в детском саду направлено на обучение худо-
1 2 2 Кип лик Д. И. Техника живописи. МЛ жественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать. То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую самостоятельно ребенок не может. В рисовании, как и во всякой орудийной деятельности, закреплен общественно-исторический опыт людей. Нужно, чтобы ребенок правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого, который раскрывает передним этот опыт, овеществленный в каждом конкретном инструменте, орудии. Показ взрослого выступает перед ребенком как образец действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению. Однако положительное отношение к обучению детей технике рисования сформировалось далеко не сразу. Первые исследователи детского рисунка (начало XX века, как русские, таки зарубежные (В. М. Бехтерев,
Коррадо Риччи, Либерти Тэдд), отмечая своеобразие развития детского творчества, признают необходимость обучения детей рисованию ив частности, вооружения детей техническими навыками. Большое значение обучению технике рисования придавал Коррадо Риччи (итальянский искусствовед, который подчеркивал, что без обучения технике рисования даже взрослые остаются почти на том же уровне исполнения рисунка, что и дети. п Американский педагог Либерти Тэдд (директор художественно-промышленной школы в Филадельфии) считал развитие ловкости кисти руки, ее подвижности важным условием выражения содержания изображения.
Нам представляется правильной и важной его мысль о том, что овладение техникой рисования нужно не только для передачи изображения. Отработка техники в рисовании способствует формированию ручной умелости, необходимой для осуществления многих других видов деятельности. Либерти Тэдд разработал систему упражнений для развития рисовальных движений руки. Его упражнения начинаются с развития широких движений руки. Эти движения свойственны детскому возрасту, и дети с удовольствием их повторяют. Он предлагает строить упражнения не на прорисовке геометрических форм, как было принято, а на рисовании элементов природы, подчеркивая необходимость развития наблюдательности и любви к природе. Русский ученый В. М. Бехтерев относился к детскому рисунку как к объективному свидетелю проявлений и развития детской психики и большое значение в связи с этим придавал изучению характера детских рисунков. При анализе детских рисунков, по мнению ученого, должно быть принято во внимание развитие координации пальцев руки ребенка. Большую роль он отводил обучению маленького ребенка умениям правильно держать карандаши пользоваться им. В. М. Бехтерев подчеркивал, что усвоение ребенком неправильных приемов с трудом преодолевается впоследствии и вредным образом отражается на рисовании и письме. В своей работе, посвященной исследованию детского рисунка, он писал Для того чтобы изучать первоначальную эволюцию детского рисунка, необходимо с самого начала, как только развивается хватательная способность детской ручки, приучить ребенка к правильному держанию карандаша между тремя пальцами. Эта наука обыкновенно для ребенка дается не сразу, так как первоначально дитя предпочитает карандаш зажимать просто в кулак или же между первыми вторым фалангами второго и третьего пальца, пропуская карандаш между большими вторым пальцем. Необходимо > поэтому систематически приучать ребенка к правильно- яму держанию карандаша между пальцами, без чего не представляется возможным следить за первоначальными фазисами развития детского рисунка, так как при более позднем обучении ребенка держанию карандаша первоначальное развитие детского рисования не может быть прослежено с достаточной полнотой»
1
В. М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до двух лет, иначе закрепится неправильный навык. Таким образом, мы видим, что уже в то время многие исследователи большое значение придавали овладению техникой рисунка, подчеркивая важность этого для создания изображения. Несколько позже, примерно к началу х годов XX столетия, преобладающим становится мнение, отрицающее необходимость обучения детей рисованию в целом и технике рисунка в частности. Таких взглядов придерживаются многие буржуазные педагоги и психологи — последователи теории свободного воспитания, требующей невмешательства в детское творчество. Эта теория оказала влияние и на советскую дошкольную педагогику периода до 1936 года. Вместе стем в эти годы становления советской педагогической науки велись широкие дискуссии по вопросам обучения детей, ив частности по вопросам обучения рисованию. Целая группа педагогов (КМ. Ле- пилов, Е. В.
Разыграев, В. И. Бейер): отстаивая необходимость обучения, подчеркивала важность обучения технике рисования Отвечая противникам обучения, КМ. Лрпилов пишет Некоторые даже говорят, что дети — законченные художники. Если встать на эту точку зрения, то, пожалуй, их совсем не надо учить. Предоставленные же сами себе, дети-рисовальщики остановятся на известной ступени, на определенных излюбленных темах и схемах и дальше не двинутся. С другой стороны, они не получат графической грамотности 4 Развивая мысль о том, чему же надо учить детей, он отмечает, что руководитель должен оказать детям помощь в
3 Б е х тер е в В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., 1910. С. 6.
4 См Рисование Сб. статей. Л. : Культурно-просветительное товарищество Начатки знаний, 1927.
5 Там же. Совладении различными материалами, в приобретении навыка общения сними. Например, давая детям в руки кисть и краски, необходимо объяснить и показать, как обращаться с кистью, как разводить и смешивать краски, как наносить их на бумагу и т. д. Эти педагоги искали новых путей разрешения проблемы художественного образования. Они исходили из задач воспитания нового, всесторонне развитого человека социалистического общества, и узкие рамки теории свободного воспитания их не устраивали. Интересно проследить отношение к обучению рисованию такого видного педагога в области художественного воспитания, как Е. А. Флерина. Вначале (1924 гона высказывалась против какого бы тони было вмешательства взрослого в творческий процесс ребенка. В более поздней ее работе (1934 гуже говорится 0 необходимости руководства изобразительной деятельностью детей со стороны взрослых. Е. А. Флерина пока еще очень осторожно ставит вопрос о внимании к техническим навыками правильному пользованию материалом. Она рекомендует показывать правильные приемы только в крайних случаях, в основном предоставив детям возможность самим находить эти способы и приемы, приспособиться к инструменту. Далее она подчеркивает, что скорость овладения детьми инструментом при показе лишь кажущееся достижение гораздо полезнее для ребенка самостоятельное приспособление к инструменту, приобретенное им в результате ряда проб. Рассматривая вопрос о том, какой из материалов давать детям в первую очередь (карандаш, или краску, Е. А.
Флерина говорит о необходимости приобретения детьми некоторых элементарных навыков обращения с материалами "взяв кисть из банки с красной краской, нельзя ее класть в другую краску, порисовав ею, ее нужно положить обратно и взять кисть из другой банки (желаемого цвета) или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо и т. п. В работах х годов Е. А. Флерина уже признает желательным оснастить детей навыками в области техники рисования, убедившись в процессе опытной ра-
6 6 Флер и на Е, А Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. МС боты, что самостоятельно овладеть ими ребенок не может 8 9 10
* * * Е. А. Флерина выдвигает уже в ранних работах задачу развития движений руки ребенка. Она отмечает, что форма изображений на ранних ступенях детского рисования имеются ввиду дети 3—4 лет) обусловлена движением руки и усилением зрительного внимания к полученным результатам. Е. А. Флерина указывает два пути развития руки
1) включение нужных движений в игры 2) использование перед рисованием один разв неделю системы игровых упражнений типа намотаем клубок ниток, ровненькие дорожки, дождь кап-кап» и т. д. Разработанные ею игровые упражнения прочно вошли в практику обучения рисованию детей 3—4 лет. В интересной форме воспитатель дает им возможность упражняться в повторении однородных движений, осваивать технику рисования округлых и прямолинейных предметов. Проведенное Е. А. Флериной экспериментальное исследование показало, что возможности изображения у детей 6—7 лет ограничивались из-за отсутствия элементарных технических навыков. Поэтому была выделена специальная задача обучения детей правильному владению кистью и красками, обучение штриховке цветными карандашами. Упражнения в раскрашивании проводились на нарисованных детьми отдельных предметах, а также в процессе декоративного рисования. Учебные задачи ставились в центр детского внимания, и им подчинялся творческий элемент. Е. А. Флерина считала необходимым научить ребенка осмысленно пользоваться техническими приемами. Игровые упражнения для детей 3—4 лет получают в этих работах свое дальнейшее развитие. Таким образом, посредством данных упражнений мы разрешаем две задачи. — пишет Е. А. Флерина, — развитие доступных ребенку движений руки (в процессе рисования) и развитие формы в рисунке ребенка 7 Флорина С. А. Развитие детского изобразительного творчества под ллинниом учебно-воспитательного руководства. Труды Всероссийской пау шо-прзкшческой конференции по дошкольному воспитанию.
М
:
У
Ч
М^ из, 1949.
11 Флорина Ь. А. Развитие детского изобразительного творчества под линянием учебно-воспитательного руководства. Труды Всероссий- ( кои нчучпо-пракгической конференции по дошкольному воспитанию. МС В отношении детей старших возрастов неоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, тщательности штриховки. Таким образом, мы видим, что в своих последних работах Е. А. Флерина высказывалась за обучение детей технике рисования и не выделяла сколько-нибудь эффективного метода выработки технических навыков рисования. Вместе стем заслуга Е. А. Флериной состоит в том, что, перейдя на позицию обучения, она поставила этот вопрос и постаралась его решить. Интересно отметить, что в это время большое внимание детскому изобразительному творчеству уделяет Е. И.
Чарушин. Талантливый художник-иллюстратор и педагог, он много занимается рисованием с детьми дошкольного возраста. Е. И. Чарушин придавал огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, предлагая направлять содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности. Он проявлял заботу о том, чтобы техника работы карандашами и красками не затрудняла, а облегчала детям создание изображения. Техническую легкость процесса изображения Е.И.
Чарушин считал одним из побудителей создания образа. Он указывает, что если ребенок неправильно держит карандаши кисть (в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро утомляется, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества Художник считает необходимым показывать детям правильные способы пользования карандашом и кистью, отдельные приемы изображения. Несмотря на то, что в педагогической литературе, как мы видим, все определеннее звучит мнение о важности руководства изобразительной деятельностью, в практике работы детских садов все еще сильна была позиция невмешательства в детское творчество. Положение изменилось с введением обучения в детских садах. Огромная заслуга в этом принадлежит А. П. Усовой, обосновавшей ведущую роль взрослого в процессе обучения. Под ее руководством была разработана теория и практика обучения. Воспитатели детских садов получили средства и методы обучения детей от 3 до 7 лет. Утверждение необходимости обучать детей изобразительной деятельности, а не только
14 создавать воздействующую на детей материальную среду, ставит перед воспитателем определенные задачи ив области обучения детей техническим навыками умениям рисования. Необходимость чуткого и внимательного руководства рисованием детей как единственно правильного пути их художественно-творческого развития подчеркивает на протяжении всей своей педагогической и исследовательской деятельности Н. П. Сакулина. В то время как Е. А. Флерина в своей экспериментальной работе со старшими детьми вначале х годов столкнулась с отсутствием у них элементарных технических навыков и умений и вынуждена была поставить вопрос об обучении технике рисования детей шести лет, Н. П. Сакулина уже положительно решила вопрос об обучении рисованию детей даже младшего дошкольного возраста. Начиная с первых занятий в младшей группе воспитательница обращает внимание на то, как дети держат карандаш, ножницы, как пользуются кистью, какие движения делают руками при лепке. Неправильное использование оборудования тормозит развитие ручных умений, а следовательно, тормозит и развитие творчества в изобразительных занятиях»
1
И в последующих работах этого автора говорится о необходимости пристального внимания педагога к формированию техники рисования, указывается, что наряду с обучением умению передавать в рисунке задуманное содержание необходимо учить детей техническим навыкам отмечается, что приобретение умений владеть карандашом, кистью способствует развитию мелких и тонких движений кисти руки и пальцев. В понятие техники рисования включается умение правильно держать карандаши кисть и владеть ими, навыки закрашивания рисунка, не заходя за контур, которые не могуг быть приобретены без умения регулировать правильность размаха, нажима и темпа. Определяется круг технических навыков, которыми должны овладеть дети за время пребывания в каждой возрастной группе, подчеркивается, что дети, предоставленные сами себе, приобретают привычку держать карандаш неверно, неэкономно
I 12
тратят силы, чрезмерно напрягают мышцы руки, гак чтс в старшей группе, при более длительном
12 Саку ли на. П. Руководство изобразительными занятиями в младшей группе. — В кн. : Художественное воспитание малышей. МС рисовании, жалуются на утомление и боль в пальцах. Изучая развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисованием, Н. П. Сакулина отмечает большое значение в формировании способности к изображению овладением графическими навыками. Необходимость обучения рисованию, ив частности техническим навыкам, подчеркивается и современной психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого. Качество изображения предметов объективного мира на каждом возрастном этапе обусловлено восприятием качеством анализа изображаемого предмета) и техническими умениями изображать. При условии наличия систематической и целенаправленной рисовальной деятельности под руководством взрослых с возрастом постепенно улучшается и углубляется способность зрительного анализа изображаемых предметов и техника их изображения»
1
Таким образом, советская дошкольная педагогика и психология положительно решают вопрос о необходимости обучения детей технике рисования. В педагогике ряда зарубежных стран и поныне преобладает мнение, что детское изобразительное творчество может плодотворно развиваться без направляющего руководства взрослого все еще превалирует положение о необходимости предоставления детям свободы самовыражения. Однако требование предоставить детям широкие возможности самовыявления в процессе рисования соединяется в зарубежной педагогике с разработкой жестких условий развития детского творчества. Вся система руководства направлена на отвлечение детей от содержательной стороны рисования, от изображения окружающего их мира вещей и явлений. Интересы детей удерживаются в пределах манипулирования с разнообразными материалами. Наряду с рисованием
1 13 13 Игнат ь е в Е. И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. МС карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без кисти — размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т. д. Все эти способы создания изображения являются значительно более трудными, чем рисование карандашом и кистью. Нов большинстве случаев задача создания образа и не ставится. Если же дети стремятся перейти к изображению, их снова возвращают к манипулированию материалами, подсказывая новые возможности. Даже детей 7—9 лет увлекают пробами пользования разными новыми для них материалами для создания беспредметных композиций. Конечно, в этом манипулировании с материалами имеются и положительные черты богатство технических приемов, материалов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша, разнообразие сочетания этих материалов водном рисунке, однако оно отвлекает от передачи объективного содержания. Наблюдается по существу несвобода самовыражения, а твердо направленное формирование у детей отношения к рисованию как деятельности по преимуществу не изобразительной. В ряде зарубежных стран имеются и другие течения, приближающиеся к пониманию реалистического значения рисования. У отдельных зарубежных педагогов мы находим интересные поиски методических приемов руководства детским творчеством. Педагогикой и психологией доказано, что полноценное развитие ребенка возможно только в условиях его планомерного воспитания и развития. Определена роль образовательной работы, с детьми дошкольного возраста. В области рисования обучением охватывается и та группа умений и навыков, которая может быть определена как техника рисования. Итак, отечественная педагогика утверждает необходимость активного руководства детской изобразительной деятельностью вообще и процессом формирования техники рисования в частности
ГЛАВА II
17 ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их развития и формирования те же, что и у любых других двигательных навыков. Поэтому обучение техническим навыками умениям рисования будет успешным лишь в том случае, если педагог учтет физиологические и психологические особенности, условия и пути их образования. С этой целью воспитателям необходимо познакомиться с психологией формирования навыков и умений. Проблемы развития моторики (движений) ребенка издавна привлекали исследователей, т. к. это необходимо для любой деятельности. Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т. д. А. В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки или глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. В исследованиях В. П. Зинченко и А. Г. Рузской обнаружилось, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней. Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важно это влияние при овладении действиями с предметами и орудиями. Сталкиваясь с предметами, инструментами, орудиями, ребенок самостоятельно, без обучающего воздействия взрослого, не может раскрыть специфику их употребления и часто, не зная способов действия сними, использует
18 предметы неадекватно стучит карандашом по столу, берет его в рот, бросает и т. д. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Развитие движений руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами. Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Уже к трем годам движения руки ребенка достигают значительного развития. Но рука еще недостаточно ловка, подвижна. Не всегда движения целенаправленны, точны, подчиняются задаче деятельности, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, тонко координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений ребенка. Переход к более сложным формам деятельности предъявляет новые требования к моторике ребенка, принуждает его овладевать новыми двигательными навыками и умениями. Так, ребенок-дошкольник овладевает сложными и тонко дифференцированными навыками, связанными с употреблением некоторых орудий и инструментов (карандаш, кисточка, ножницы, молоток и пр, требующими точной координации. Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Рука ребенка должна действовать в зависимости от особенностей карандаша, кисти, которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя. Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность изобразительной деятельности указывали и художники и психологи — исследователи
19 детского рисунка. Еще Микеланджело говорил Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает. Определяя способность к рисованию, советские исследователи В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, Н.П. Саку- лина подчеркивают необходимость развития глаза и руки, координировать их действия. Маленькие дети еще не могут управлять движениями своих рук, поэтому они не могут скатать глину, сдавить ее ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму, не могут правильно взять карандаш, подчинить движение руки с карандашом созданию изображения того или иного предмета. Детей нужно учить и самому осуществлению движения, и его качествам силе, длительности, направленности и др. Техника рисования включает и движения, и восприятие их, те. движения под контролем зрения и двигательных осязательных и киностезических) ощущений. Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинесте- зически и зрительно ребенок видит, как движется рука и ощущает это движение. При восприятии движения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия. Подчеркивая это, И.П. Павлов писал Давно было замечено и научно доказано, что раз Выдумаете об определенном движении (те. имеете кинестезическое представление, вы его невольно, этого не замечая производите»
1
В соответствии с образовавшимися у ребенка зрительными и кинестезическими представлениями производится нужное движение и походу его выполнения корректируется. В связи с этим первый момент показа движения педагогом (показ формообразуещего движения, технического приема) очень важен, так как он кладет начало изображению. Ведь в результате восприятия движения и формруется представление о нем, на основе которого осуществляется движение.
1 На различных этапах овладения техническими навыками и умениями в рисовании зрительный контроль за движением и кинестезические (двигательные) ощущения
14 Павлов И. П . Поли. собр. соч. T. Ill, кн. 2, 1951. С. 316.
20 соотносятся по-разному. Вначале зрительный контроль за движением руки будет иметь большое значение, так как опыт движения только образуется. Постепенно, по мере формирования движений, роль зрительного контроля несколько снижается рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого невозможно сколько-нибудь отчетливое расчлененное изображение. Передача пространственных свойств предмета (формы, величины, строения) требует постоянного зрительного контроля за движением. С образованием двигательных представлений, накоплением опыта рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольность регуляции движений по размаху, направленности, длительности и т. д. Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося у ребенка представления о предмете. Направляя взором действия рук при создании рисунка, ребенок все время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимся представлением. Поэтому нужно, чтобы у ребенка было отчетливое представление о предмете. Регуляция изобразительного движения через двигательные ощущения возможна в том случае, если сформировано представление о движении. Это происходит на основе опыта движений. Ребенок начинает приобретать его уже в процессе обследования, когда включается движение руки по контуру предмета и ребенок ощущает, как движется его рукав каком направлении, каково движение по размаху, по продолжительности и т.д. Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестезическое восприятие детей, способствуют уточнению зрительных и двигательных представлений о форме предмета и его конфигурации. Однако значение движений руки, обследующей предмет, не исчерпывается только их ролью в формировании образа. Давно уже отмечалось, что характер этого движения зависит от формы обследуемого предмета. Движения обследования по своему направлению сходны с движениями исполнительными, изобразительными они как предворяют исполнительные, и, уже обследуя предмет, ребенок упражняется в том движении, которое нужно будет
21 произвести, чтобы изобразить предмет, те. передать его пространственные свойства.
Ориентировочно-исследовательская деятельность при предварительном подробном обследовании предмета приводит к возникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано. Взор может контролировать действия, производимые рукой, только на основе сформировавшегося представления о том, что в результате произведенного движения должно получиться. При рисовании оно служит критерием сенсорной оценки создаваемого изображения. Процессы восприятия, представления (зрительные и двигательные, движения рук взаимосвязаны между собой и должны развиваться в единстве. Нарушается единство этого процесса, в частности, из-за недостаточного развития движений рук ребенка. У него может быть сформировано отчетливое представление о предмете и о том движении, с помощью которого можно изобразить этот предметно если рука с инструментом не владеет этим движением, то ребенок не смржет его произвести, а следовательно, и изобразить предмет. Таким образом, необходимо единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических навыков. В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений. Обобщенные представления связаны с обобщенными умениями. Это очень важный момент в обучении движениям без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира. Что же такое двигательные навыки и каковы особенности их формирования Навык возникает как автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. Автоматизированное выполнение действия не есть бессознательное. Сознательный контроль остается в любой
22 степени автоматизации. На эту особенность автоматизированного действия указывал еще ИМ. Сеченов: Чем заученнее движение, тем легче оно подчиняется воле»
1
С. Л. Рубинштейн выделяет два рода автоматизмов — первичные и вторичные. Первично автоматические действия
— это действия,возникающие независимо от сознательного намерения и протекающие вне сознательного контроля к такого рода автоматическим действиям он относит рефлекторные реакции и привычки. От них следует отличать навыки — вторичные автоматизмы, те. действия, выработанные сознательно, а затем применяемые автоматически. Такое понимание навыков и процесса их автоматизации помогает раскрыть механизм формирования технических навыков рисования. Ни один из технических навыков рисования и после их отработки и автоматизации не может быть применен бессознательно. Это в одинаковой степени относится как к навыкам использования материала и владения инструментом, таки к навыкам регуляции движений. Не может, например, бессознательно регулироваться сила, скорость, размах движения, так как изменение регуляции движений всегда направлено на характеристику изображаемого. Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть — выполнение рукой рисовального движения и сенсорная — восприятие движения и осуществление
1 15
контроля за ним. Контроль за произведенным движением может быть зрительными кинестезическим. Роль этих компонентов на различных этапах процесса отработки технических навыков рисования различна. Вначале, когда движение только начинает отрабатываться, ведущая роль принадлежит зрительному компоненту. Ослабление зрительной регуляции на данном этапе сразу приводит к ошибочному, неуверенному движению, например, оно теряет взятое направление, линия искривляется. В других случаях недостаточно регулируется длительность движения — и линия получается слишком длинной или, наоборот, слишком короткой. Постепенно, по мере отработки навыка, более существенным становится кинестезический контроль за движением. Однако при выработке некоторых технических навыков рисования зрительная регуляция не
15 Сечено в ИМ. Очерк рабочих движений человека. M., 1906. Сможет быть совершенно заменена мышечной. Это объясняется тем, что техника рисования служит изображению предметов, передаче формы, величины, определенных пропорций, чего нельзя выполнить при одной только кинестезической регуляции. С другой стороны, одной зрительной регуляции при выработке двигательного навыка графической деятельности также недостаточно глаз замечает ошибку только тогда, когда она уже возникла, например отклонение от прямой, несоответствие проводимой линии изображаемой форме (ее излишняя длина, искривления, в то время как ошибку нужно по возможности предупредить. Этому помогают кинестезические ощущения, сопутствующие данному движению, когда оно отработано как навык. В процессе выполнения движения импульсы поступают в кинестезический (двигательный) анализатор. Их анализ позволяет сличать выполняемое движение с имеющимся представлением о нем и корригировать его до полного уподобления. Важным является и то, как соотносятся зрительная и кинестезическая регуляция в процессе выполнения рисовального движения. Соотношение этих двух компонентов зависит не только от степени отработанности того или иного навыка, о чем говорилось выше, но и от сложности самого навыка. Одни навыки требуют меньшего зрительного контроля, например навык правильного владения инструментом, навык регуляции силы движения другие могут осуществляться при условии преобладания зрительного контроля над кинестезическим. Так, в движениях, связанных с передачей пространственных свойств предметов, зрительная регуляция остается ведущей даже тогда, когда навык отработан, например навык правильного положения кисти при рисовании широких и тонких линий, навык произвольной регуляции амплитуды, размаха движения, навык сохранения направленности движений и др. В ряде психологических работ (Е. И. Бойко, Д. Ф.
Николаенко, К. К. Платонов и др) мы находим указания на необходимость четкого различения понятий навыка и умения. Навык определяется как часть более общего понятия. Умение характеризуется как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач. Такое понимание навыков и умений дает возможность выделить в предполагаемой группировке не только технические навыки, но и умения.
24 Механизмы отработки различных компонентов техники рисования будут разными. Навыки отрабатываются в результате многократного повторения действия, так как требуют доведения его до автоматизма (как держать карандаши кисть, положение руки при рисовании прямых вертикальных и горизонтальных линий и ДР-
_ Однако важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знание о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи. В это умение входит ряд навыков правильно держать инструмент (исходное положение, положение руки с инструментом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий, положение руки с кистью при рисовании широких полос и тонких линий и др. Овладев всеми этими навыками и зная, какой способ действия должен применяться в томили ином случае, дети приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Таким образом, первая группа нашей классификации включает не только навыки, но и умения. Вторая группа классификации включает навыки, отработка которых приведет к образованию умения регулировать рисовальные движения в отношении силы нажима, скорости, размаха, равномерности, слитности, плавности в соответствии с задачами изображения. Каждое из названных качеств движения отрабатывается как навык. Навыки, выделенные в третью группу, перерастают в сенсомоторные умения, обусловливающие создание изображения умение подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций, что требует умения соразмерять, подчинять движения контролю взора. Эти относительно сложные умения требуют усвоения определенных знаний и овладения входящими в них навыками произвольное прекращение движения в нужной точке, легкое, без излишнего напряжения движение, удержание направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности и т. д, изменение направления движения. Эти навыки обеспечивают передачу относительной величины и пропорций форм предметов.
25 Так, для того чтобы произвести формообразующее рисовальное движение, нужно ощутить и определить, каким должно быть это движение, соотнеся его с формой изображаемого предмета. Известно, что это движение будет различным в зависимости от формы изображаемого предмета. Для проведения движения необходимы навык сохранения направленности движения, навык произвольного изменения направленности движения, навык правильного положения руки при рисовании прямых (вертикальных, горизонтальных, наклонных, округлых и изогнутых линий. Атак как рисование осуществляется карандашом или кистыр, то важно еще и овладение способами действия с этими инструментами. При неправильных действиях формообразующее движение может быть произведено неточно, а следовательно, и форма предмета искажена. Таким образом, умение рисовать предмет требует отработки не одного, а нескольких навыков и может быть окончательно сформировано тогда, когда навыки, входящие в его состав, отработаны. Кроме того, это умение применяется сознательно оно требует такого умственного действия, как представление формы, величины, пропорций изображаемого предмета и соотнесение с ним рисовального движения. Овладение умениями, входящими в третью группу нашей классификации, даст возможность свободно, легко уверенно изображать предметы любой формы, сложной конфигурации. Однако приобретение этих умений невозможно без овладения навыками и умениями, входящими в I и II группы классификации. Итак, предлагаемая нами классификация компонентов техники рисования делится натри группы, включающие в себя навыки и умения. Навыки будут отрабатываться путем правильной постановки действия и доведения его до автоматизма в результате повторения, упражнения. Умения же будут приобретаться детьми по мере отработки входящих в них навыков, осознания задачи изображения, а также усвоения знаний о том, как, в каких условиях эти навыки нужно применять. Ясно, что одни компоненты техники должны быть отработаны раньше (навыки владения инструментом, навыки и качества движения, включенные во II группу нашей классификации, навык удержания направленности движения — по прямой, по дуге, по окружности, другие — позднее (умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования, умение регулировать движения по силе, темпу и т. д. в соответствии с задачами изображения. Умения, направленные на передачу формы предметов, ее пространственного положения, величинных отношений формируются в соответствии совладением навыками и усложнением изобразительных задач. Такая последовательность определяется тем, что умения, как говорилось выше, могут быть приобретены тогда, когда отработаны входящие в них навыки и усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в рисовании
Классификация технических навыков и умений Группы классификации
Навыки
Умения
1 группа Навыки и уме
1. Навык держания ка Умение свободно ния владения рандаша и кисти (ис владеть карандашом и инструментом ходное положение)
кистью при различных
2.
Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий
3.
Навык ведения линий кистью
4.
Навык держания кисти при рисовании широких и тонких линий приемах рисования группа Навыки, свя
1. Навык произволь Умение регулировать занные с вы ной регуляции силы движения в соответст работкой ка нажима вии с задачами изобра честв движе жения ния, от ко
2. Навык произвольно торых зависит го изменения амплиту качество линий ды (размаха движения)
и закраски в рисунке. Навык произвольного изменения скорости движения (его замедление и ускорение)
4.
Навык прекращения движения в нужной точке
5.
Навык ритмичного проведения повторных, однородных движений
Группы классификации
Навыки
Умения
III группа Навыки и уме Навык удержания. Умение изменять ния, обеспечи направленности направление движения вают, ие передвижения (по прямой,
(под углом, переход отдачу простран по дуге, по окружности движения по прямой к ственных и т. д.)
движению по дуге и свойств пред наоборот переход от метов (формы,
движения по одной строения,
дуге к движению по величины,
■пропорций)
другой дуге 2. Умение подчинять '•движения соразмерению отрезков по длине прямоугольник, квадрат. Умение подчинять (движения соразмерению изображений или их частей по величине
ГЛАВА
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей