I. Философско-нравственные проблемы
Проблема
| Вариант вступления. Автор, произведение, герой. Краткий анализ (в соответствии с данной проблемой).
| Проблема поиска смысла жизни
| Вариант вступления.
Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины. Литературные аргументы:
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
— Проблема поиска смысла жизни является центральной во многих произведениях русской литературы. Одно из них — «Война и мир» Л. Н. Толстого. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог — утрата смысла жизни.
Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев), Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек. А. П. Чехов. Рассказ «Студент».
— Одним из произведений, в котором поднимается проблема обретения истинного смысла жизни, является рассказ А. П. Чехова «Студент». Молодой человек, будущий священник, Иван Великопольский в душе не верит ни во что хорошее, доброе, светлое. Ему кажется, что жизнь — это бесконечная череда несчастий, тоска, невежество. Все изменила случайная встреча с двумя простыми женщинами. Они, несмотря на тяжелую судьбу, не утратили веры, способности глубоко сочувствовать чужому горю. Иван Великопольский понял, что в жизни, как и в природе, все гармонично: если есть зло (невежество, тоска, голод), то есть и добро: любовь, правда, красота. Именно они направляли и будут всегда направлять течение человеческой жизни.
| Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути
| Вариант вступления.
Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных. Литературные аргументы:
— Проблема выбора жизненного пути стоит перед главным героем романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» — Григорием Мелеховым…
— М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
— В. Быков. Повесть «Сотников».
| Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней / обретения памяти, корней)
| Вариант вступления.
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства». Литературные аргументы:
— А. Твардовский. Поэма «По праву памяти».
— Ч. Айтматов. Роман «Буранный полустанок».
— Ф. Абрамов. Повесть «Поездка в прошлое».
— И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне».
— В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».
| Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» (Евгений Онегин).
— М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).
— И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Илья Ильич).
— И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».
— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Пьер Безухов).
— А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев).
— М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Данко».
— М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (Григорий Мелехов).
| Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.)
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
1) Проблема нравственной стойкости:
— М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов).
— А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».
— Б. Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова, Вика Люберецкая).
— В. Быков. «Сотников».
2) Проблема нравственного падения:
— А. Куприн. Рассказ «Негласная ревизия».
— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (трусость Понтия Пилата, предательство Иуды).
— А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая Дама» (Германн).
— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов, Раскольников до духовного воскрешения).
— А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» (Швабрин).
— М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).
— А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
| Проблема милосердия, сострадания
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (Самсон Вырин)
— И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий».
— Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин).
— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова).
— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Иешуа — Понтий Пилат; Маргарита — Фрида).
— В. Тендряков. «Хлеб для собаки».
| Проблема чести, благородства, справедливости
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (Петр Гринёв).
— М. Ю. Лермонтов. «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).
| Проблема судьбы
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (Жилин, Костылин).
— М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» (Печорин).
| Проблема истинной дружбы
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— А. С. Пушкин. Стихотворения «Пущину», «19 октября».
— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Соня — Наташа).
— И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Штольц — Обломов).
| Проблема воспитания
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— В. Распутин. Рассказ «Уроки французского» (учительница французского языка Анна Михайловна — главный герой).
— М. Горький. Повесть «Детство» (Алеша Пешков — бабушка Акулина Ивановна, дед Каширин).
— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (наказ отца Петру Гринёву).
— Д. И. Фонвизин. «Недоросль».
— Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (воспитание Павлуши Чичикова).
— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (воспитание в семье Ростовых, Болконских).
| Проблема внутренней свободы (несвободы)
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником).
— А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов).
— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).
| Проблема отцов и детей
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».
— И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (Базаров — родители; Аркадий Кирсанов — отец, дядя; Базаров — Павел Петрович Кирсанов).
| Проблема равнодушия, душевной черствости
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— А. Платонов. Рассказ «Юшка».
— А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч».
— А. П. Чехов. Рассказ «Баран и барышня».
| Проблема преданности, верности в любви
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» (Желтков – княгиня Вера).
— И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи» (Надежда).
— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Мастер и Маргарита).
| Проблема веры (безверия)
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— М. Горький. «На дне» (Лука — Сатин).
| Проблема счастья
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— И. А. Бунин. Стихотворение «Вечер».
— А. П. Чехов. Рассказ «Студент».
| Проблема совести
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).
— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов).
| Проблема античеловечной сущности войны
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы».
— М. Шолохов. Рассказ «Родинка».
— Ю. Бондарев. Рассказ «Война».
— М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий Мелехов убивает австрийского солдата»; ч. 6, гл. 31. «Казнь командира отряда Лихачева»)
| II. Человек и государство
Проблема отношений художника и власти (свободы творчества). Проблема внутренней, духовной свободы писателя
| Вариант вступления.
Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции. Литературные аргументы:
— А. С. Пушкин. Стихотворение «Из Пиндемонти».
— А. С. Пушкин. Стихотворение «Пророк».
— М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (Мастер). Проблема отношений художника и власти с предельной четкостью раскрыта в стихотворении А. С. Пушкина «Из Пиндемонти». «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» — эти слова являются определяющими для настоящего художника. Они дают ответ на вопрос, почему, например, многие произведения соцреализма оказались в забвении, а творения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и многих других талантливых художников слова стали гордостью русской литературы XX века.
| Проблема трагедии эмиграции
| Вариант вступления.
Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одни уезжают из-за сложившихся обстоятельств, другие ищут лучшей жизни, третьих - вынуждали уехать или высылали из страны власти. Но ни один человек никогда не забудет свое отечество, дом, где он родился, родную землю. Литературные аргументы:
— И. А. Бунин. Рассказ «Косцы».
— В. Набоков. «Роман «Машенька», эссе «Русская река».
— С. Довлатов. Рассказ «Чемодан».
| Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— А. Ахматова. Поэма «Реквием».
— А. И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Один день Ивана Денисовича».
— Б. Васильев. Повесть «Завтра была война».
| III. Социально-философские проблемы
Проблема русского характера
| Вариант вступления.
Довольно часто мы слышим пословицы, крылатые выражения о русском национальном характере. Например: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «И какой же русский не любит быстрой езды!» (Н. В. Гоголь) и т.д. Есть фильм — «Любить по-русски»… Когда иностранцы говорят о загадочной русской душе, то, в первую очередь, имеют в виду, что в русском характере уживаются самые разные черты. Да, много непонятного для других народов таит в себе русский характер, однако всему миру известны такие наши замечательные качества, как щедрость, гостеприимство, смекалка. Литературные аргументы:
— М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).
— Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник» (Иван Флягин).
— Н. С. Лесков. Сказ «Левша».
— М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов)
— А. И. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матрёнин двор» (Матрёна).
- В. О. Ключевский Научная статья «Природа и ее влияние на русский характер»
| Проблема назначения искусства, проблема отношений художника и «толпы»
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— А. С. Пушкин: «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк».
— М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Поэт».
— Г. Успенский. «Выпрямила».
— Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (отступление о писателе-реалисте и писателе-романтике, начало 7-й главы поэмы).
| Проблема духовного здоровья общества
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
| Проблема влияния искусства (литературы) на человека
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— Г. Успенский. «Выпрямила».
|
| IV. Экологические проблемы
Проблема пагубного влияния человека на природу
| Варианты вступления.
а) Кто хоть раз держал в руках Красную книгу, обратил внимание на то, какая она большая и тяжелая. И это не случайно: только за последние полвека сотни представителей флоры и фауны стали ее постоянными, вечными жителями. И причина этого не во всемирном потопе, новом ледниковом периоде или смертоносных вирусах. Причина исчезновения многих видов растений и животных мира — человек. б) Когда мы разглядываем ночное небо, то пытаемся предположить, что в этой удивительно красивой бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется еще одна такая планета, которую бы так варварски уничтожали ее самые разумные обитатели. Литературные аргументы:
— В. Астафьев. Роман «Царь-рыба».
— В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».
| Проблема благотворного влияния природы на человека
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— И. А. Бунин. Стихотворение «Вечер».
— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (при виде зазеленевшего старого дуба князь Андрей обретает веру в возможность счастья).
— А. Фет. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…».
| V. Национальные проблемы
Проблема единства, братства всех народов и их культур
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— С. Довлатов. Рассказ из сборника «Речь без повода» (философия Кеннета Бауэрса).
| Проблема обострения межнациональных отношений (проблема национальной нетерпимости, проблема преступлений на национальной почве)
| Вариант вступления.
Не так давно в средствах массовой информации появилось новое сочетание — «лицо кавказской национальности». Произносится оно с оттенком осуждения и настороженности, как будто человек изначально виноват в том, что он не «лицо» славянской или, допустим, европейской национальности. Стыдно, грустно, тревожно… Литературные аргументы:
|
| VI. Патриотическая проблема
Проблема стойкости духа, мужества и героизма в трагические моменты истории страны
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
— Ю. Бондарев. «Горячий снег» (батарея лейтенанта Кузнецова).
— М. Ю. Лермонтов. «Бородино».
— А. Ахматова. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мне голос был…»
| Проблема ответственности писателя за судьбу страны, мира
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
|
| Проблема любви к Родине. Проблема ответственности гражданина за судьбу страны
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
— А. Ахматова. Стихотворение «Родная земля».
— М. Лермонтов. Стихотворение «Родина».
— А. Блок. Стихотворение «Россия».
— С. Есенин. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…»
|
| VII. Социальные проблемы
Проблема наркомании
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
| Проблема здорового образа жизни
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
| Проблема влияния современного телевидения на молодое поколение
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
| Проблема «компьютерной болезни»
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
| Проблема падения интереса к чтению
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
| VIII. Культурологические проблемы
Проблема сохранения памятников культурного наследия прошлого
| Вариант вступления… Литературные аргументы:
| Проблема русского языка
(сохранения, засорения русского языка). Проблема утраты языковой культуры
| Вариант вступления…
Когда мы говорим о богатстве России, то прежде всего имеем в виду ее леса, реки, полезные ископаемые. При этом часто забываем о такой ценности страны, как язык, на котором говорит ее народ. Русский язык — один из самых богатых языков, давший в XIX веке лучшую в мире литературу. К сожалению, в наше время русский язык подвергается многим негативным изменениям и сегодня можно говорить о серьезной болезни языка.
Литературные аргументы:
— М. Зощенко. Рассказ «Обезьяний язык».
— И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».
— Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (отступление в конце главы V).
— А. Ахматова. Стихотворение «Мужество».
— В. И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |