Главная страница

В.Е. Баглай. Вексельным культом мирового дерева Так, хоровод вокруг майского дерева как форм


Скачать 4.93 Mb.
НазваниеВексельным культом мирового дерева Так, хоровод вокруг майского дерева как форм
АнкорВ.Е. Баглай
Дата06.06.2017
Размер4.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаV_E_Baglai_774_Etnicheskaya_khoreografia_narodov_mira.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#21967
страница1 из 32
Каталог

С этим файлом связано 41973 файл(ов). Среди них: и ещё 41963 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
вексельным культом мирового дерева) Так, хоровод вокруг майского дерева как форм».приветствия, встречи пробуждающейся природы характерен, для всех народов
Евроцы, а его истоки прослеживаются еще в древнегреческих дионисийских празднествах Имитация борьбы аимы и лета находила отражение в древнегреческом языческом обряде, где важнейшим был военный танец. Еще один пример типологически близкого танца — шотландский мужской одиночный танец с мечами. Подобная же религиозная традиция почитания природы отражена в танце вокруг огня исполнявшегося в ночь на Ивана Купала. Это же касается южнославянского коло (разновидности кругового танца, символизирующего солнечный _ круг, круговых танцев-оберегов восточных славян (при первом выгоне скота в поле, вовремя мора, засухи, на крестинах, свадьбе и т.п.), танцев вокруг убитого зверя у охотников и т.д. Слитность, танца и религиозно-магических представлений сохраняется очень долго, пережив архаический этап в развитии общества. Так, в танцах народов мира (например, чехов, словаков) есть танцы с подскакиванием кверху в соответствии с магическим принципом подобное' вызывает подобное, чем выше прыжки, тем выше будут произрастать полезные растения. С изменением мировоззрения (сменой верований, появлением самых ранних научных знаний) происходила эрозия прежнего мировосприятия, следствием чего стал распад древнего синкретического комплекса, некогда служившего духовной опорой существования раннего сознания. Каждая из составляющих этого комплекса, утрачивая прежние функции,.обретала самостоятельную жизнь. Это касается песни, танца игры, когда-то являвшихся единым целым. С отходом от прежних, древних обрядовых действий, с изменениями в общественной и производственной жизни, ее усложнением, новым содержанием, отражающим новые параметры и особенности бытия, наполняется и народное художественное творчество. Происходит изменение роли прежних источников танца, в частности природы. Так, народы, занимающиеся животноводством (или скотоводством, а также сохранившей с древности свое значение охотой, отражали в танце наблюдения над животным миром. Необычайно выразительно и образно передавались характер и повадки зверей, птиц, позже и домашних животных. В этих танцах, даже если они и имели очевидные древние магические истоки, факт сверхъестественного отступал на задний План и даже просто исчезал в глубинах уже изменившегося мировоззрения. Тем. не менее до сих пор огромный интерес вызывают старинные обрядовые по истокам-танцы многих народов мира танец бизона у североамериканских индейцев, индонезийский пенчак (тигр, якутский танец медведя, памирский танец орла, китайский и индийский танцы павлина. К этому же кругу принадлежат русские «журавель» и «гусачок>, норвежский петушиный бой, финский танец бычка и т.п. Природа (в широком смысле) использовалась здесь для создания пластики художественного образа или хореографической характеристики человека, а не для ее умилостивления (как прежде.
Природно-климатические условия жизни, различные явления природы служили источником танцевальной пластики в таких, например, русских танцах, как сосенка, «утушка», и этнохореографии целого ряда других народов. Несмотря на различия исторического характера, этнические танцы разных стран нередко имеют много общего в ритмическом строении и рисунке движений. Эти сходства или различия иногда обусловлены упомянутыми географическими условиями. Например, танцы горцев одной страны могут быть в большей степени похожи на танцы горцев Других стран, чем танцы жителей равнины в той же стране. Источником, питающим-народное искусство танца, является трудовая деятельность народа. В частности, находят отражение в тематике так называемых трудовых танцев трудовой процесе, отдельные его этапы, связи между людьми в труде, их отношение к труду, его продуктам. С изменением и усложнением производственной и социальной жизни связано возникновение танцев на темы земледельческого труда и быта танец жнецов у латышей, гуцульский танец дровосеков, белорусский «лянок», молдавский «поамэ» (виноград, узбекские шелкопряд и пахта (хлопок)и др. Хотя фольклорный танец может исполняться ив городах, истоки его почти всегда связаны с сельской местностью. С развитием городской жизни, появлением ремесленного и фабричного труда возникают новые народные танцы — украинский бондарь, эстонский сапожник, немецкий танец стеклодувов карельский как ткут сукно и др. Важнейший источник этнической хореографии — жизненный уклад народа, его нравы, мораль, этика. В танце он отражается, передается посредством Показа условного, игрового характера взаимоотношений. Эти танцы выражают сложившиеся в народе представления и понятия об общественных отношениях между людьми. В них часто применяются образные, порой символические жесты, позы, используются предметы, которые помогают выразить отношения между участниками. К танцам этой группы относятся многочисленные кадрили, лансье, игровые пляски и хороводы. Источником содержания народных танцев служит также сфера домашнего хозяйства. Человек в своей повседневной жизни постоянно имеет дело с какими-то предметами обихода, инструментами. Неудивительно, что он часто изображает их в своем творчестве для воспроизведения атмосферы окружающей жизни. Широко известны танцы этого плана у многих народов, хотя и под разными названиями, яо сходные по существу плетень, «капус- тка», улица, сени, ворота, веретено, колесико ВВЕДЕНИЕ 13 и др. Уже самоназвание говорит о том, что лежит в основе их образности, пластики, настроения Оставаясь частью народной жизни, музыка, пение, народный театр и конечно же танец со временем составили то, что называется фольклором. Поэтому этническому танцу присущи все те, качества, признаки и функции, которые характерны фольклору в целом. Характерная черта этнического танца — коллективность. В данном случае имеется в видуто, что этнический танец — это непрерывная цепь творческих актов, совершаемых в диалектическом единстве Массового и личного индивидуального. Любой этнотанец когда-то исполнялся в первый раз, имел автора. Но лучшее доказательство его ценности, признания народом — это утрата авторства. Принимая этнический танец, тот или иной народ со временем вносит в него изменения, уточнения и т.п. По ЭТОЙ причине справедливо будет считать, что творцом этнического танца является народ, этнос. Еще одна из характерных чертили признаков танца — его народность. Действительно, профессиональное хореографическое искусство во многом несет на себе отпечаток индивидуальности хореографов (прежде всего выдающихся. Аристократия (верхушка общества) (например, европейских стран в эпоху феодализма) развлекалась практически одними и теми же танцами, что было закономерным отражением одного итого же образа жизни. Что касается простого народа, то именно он создает и исполняет танцы, которые отражают особенности его образа жизни, отличного как от Аристократического таки от . танцев других народов. Вместе стем народному танцу присуща вариативность вариантность именно благодаря этому свойству образцы этнической хореографии способны существовать одновременно в нескольких вариантах (например, в разных районах расселения этноса На вариативность влияет также окружающая внешняя этническая среда этнохорео- графическая культура представляет Собой своего рода

14 РАЗДЕЛ I непрерывность, ибо танцы соседних народов (особенно- близких по характеру и образу жизни) испытывают сильное влияние друг друга. Традиция важная составляющая народной жизни, обеспечивающая сохранение фольклорного танца. Благодаря такому ее признаку, как преемственность (передача из поколения в поколение, танец способен оставаться частью жизни народа, переживая вместе с ним временные границы и различные культурные, в том числе иноэтнич- ные, влияния, сохраняя при этом свою специфику. В связи стем, что многие танцы пришли из глубины веков, их и называют традиционными. Важнейшим признаком этноса, как известно, является национальный характер. Национальная специфика, которая свойственна тому или иному народу, является результатом влияния целого ряда факторов. К главным из них надо отнести исторический путь, развития данного народа, природно-климатические условия, в которых он живет, основную направленность его трудовой деятельности. Эти факторы оказывают самое активное влияние на национальное искусство, придавая ему специфические черты. Национальный характер проявлялся ив разных сферах жизни народа, в том числе этнической художественной традиции и танце, как ее части. В фольклорном танце проявляются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Этнический танец — отражение народной жизни, поэтому, как и всякое явление фольклора, он отобрал все самое существенное и принципиальное, что характерно для данного народа, именно. поэтому танцы часто так непохожи друг на друга и являются уникальными в своем роде. Мазурка воплощает польский характер, полька, с ее отрывистым ритмом, лучше всего отражает дух чешского народа. Равным образом чардаш, состоящий из двух частей — медленного кругового танца мужчин и огненного Парного танца, — отражает особенности венгерского Национального характера с ВВЕДЕНИЕ его открьггыми эмоциями, сочетающими и тоску, и-бур­
ные страсти. Танец щуплаттер (танец ухаживания) распространен среди германоязычного населения альпийского региона (Австрия, Бавария, поскольку характер рисунка танца одинаковый танец состоит в притопывании ногами, прищелкивании каблуками, включает хлопки по бедрами коленям. В этом танце мужчина перепрыгивает через присевшую партнершу, а она кружится под его рукой. Танец рил-американского штата Виргиния близок хороводным танцам народов Европы, потомки которых обосновались в этом районе Северной Америки. Таким образом, этничность, национальная специфичность — характерный признаки этнотанца. Любому хореографу известна глубоко эмоциональная характеристика народного танца, данная Н.В. Гоголем в работе Петербургские записки 1836 года Испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как. немец, русский не так, как француз, как азиат. Даже в провинциях одного итого же государства изменяется танец. Откуда родилось такое разнообразие танцев Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает туже гордость в своем танце у Народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах народ климата пламенного оставил в своем национальном танце туже негу, страсть и ревность. Характер и содержание этнического танца определяются его назначением в жизни народа и тем, что он выражает и утверждает в эмоционально-образной форме, ив какой конкретной обстановке исполняется. Так, окончание важного трудового процесса может завершаться песнями, а также танцами. У земледельцев праздники, связанные с весной, возрождением природы и т.п., отмечаются весенними хороводами на лоне природы. Напротив, танцы на девичнике, которые отражают прощание девушки с девичеством, подругами, наполнены грустью.
В танцах разных народов воссоздаются достаточно типичные чувства — национальная гордость, достоинство.
Также.весьма многочисленными являются танцы, в которых отражаются воинский дух, доблесть, героизм, готовность защищать свою родину, воспроизводятся сцены боя.
(«пиррические» танцы древних греков, сочетающие танцевальное искусство с фехтовальными приемами и составляющие обязательную часть греческого античного театрального представления, грузинские «хоруми» и «берикаоба», шотландский танец с мечами, казачьи пляски и т.п.). Но наибольшую группу составляют те танцы, в которых раскрываются отношения между людьми. Их содержанием бывают выражение отношений в труде, в быту, в общественной жизни, взаимоотношений между влюбленными, представителями старшего поколения и молодыми и т.д. Надо сказать, что в танцевальном народном творчестве тема любви-действительно занимает видное место. Более того, в самый ранний период истории человечества танцы подобного содержания и направленности были откровенно, эротическими, поскольку отражали господствовавшие в тот период языческие культы плодородия. Позже, сут ратой древних верований, появились танцы, выражающие благородство чувств, почтительное и уважительное отношение к женщине (этому соответствуют грузинский кар- тули», польский «мазу», русская «байновская кадриль. Эти отношения выражаются по-разному: в одних танцах проявляются условно (знаковая природа народного танца, [ в других — с использованием элементов драматургии. Наглядным примером условности отношений в танце, могут служить некоторые молодежные танцы, в которых юноша в соответствии с существующими в традиции того или иного народа нормами поведения) в условной форме, принятой в танце, выражает свое отношение к девушке прежде всего, внимание и уважение. Эти взаимоотношения (и отражение их в танце) могут и должны быть неизменными, поэтому практически не дают повода для драматического развития. Именно поэтому для них характерна статичность культуры исполнения. Пластика и композиция каждой фигуры подобного танца могут быть различными и дают Возможность юноше в разных формах показать свое внимание к девушке, которое, однако, не меняется в течение всего танца, как неизменны народные представления о должном характере их взаимоотношений. Таким образом, характер взаимоотношений здесь постоянный, а выражаются они каждый раз по-разному. Повторяемость фигурно вместе стем свобода импровизации (для передачи одного итого же образа отношений с помощью выразительных средств) — типичная черта народных, так называемых бытовых танцев. Не менее характерны танцы, в которых отношения между участниками развиваются с использованием средств драматургии и которые, таким образом, демонстрируют драматическое развитие. Пример тому — широко известные русские парные переплясы: в них с каждым новым коленом проявляется стремление переплясать своего противника (при этом ходи итог танцевального действа не вполне очевидны. В танцевальном фольклоре народов мира довольно широко распространены уже упоминавшиеся нами танцы, в содержании которых отражаются события и явления народной жизни. Как правило, эти танцы имеют разверз нутый сюжета значит, развиваются на драматургической основе. Ярким примером могут служить многие танцы, исполняющиеся на сельских праздниках (праздники земледельцев, вроде праздника первой борозды, праздники скотоводов, рыболовов и др. В подобных танцах создаются образы, характерные как для традиций определенного народа, таки представленного сюжета. Пониманию специфики выразительных средств, этнических танцев помогают данные физиологии- психологии. Так, анализ особенностей координации движений враз ных культурах приводит к заключению, что она биологически обусловлена, но закрепляется в зависимости оттого какова социально-культурная и этническая среда. Действительно, у каждого народа в традиционный период в зависимости,от характера хозяйственной деятельности формируются, развиваются соответствующие группы мышц, У земледельцев, которые ходят за плугом, занимаются, ручным или палочным земледелием, развивается одна группа мышцу кочевников, проводящих много времени в седле, — другая, и т.д. Основываясь на этих фактах, ученые сформулировали понятие сенсотипа. В этом понятии фиксируются особенности мышления, мировоззрения, в целом направленность той или иной этнической культуры и, соответственно, связанные с этим особенности сенсотипа личности. Так, в формировании сенсотипа личности в африканском обществе, входе его инкультурации, те, процесса вхождения в национальную, культуру, важная роль принадлежит танцам, ритуалам. По этой причине в традиционных африканских обществах значительное место отводится тренировке владения телесными ощущениями, умению вырабатывать двигательные стереотипы. В этом отношении африканский еевсотип отличается от европейского, культура которого основана на овладении визуальным восприятием, опосредованным письменными и языковыми формами культуры. Кстати, по этой причине психологи часто называют западный сенсотип символически-визуально- коммуникативным, в то время как африканский они определяют как музыкально-хореографический. Движения человека ив повседневной жизни, ив труде, ив радости, ив печали эмоционально интонированы, они выразительны, подчинены определенному ритму. В танце на протяжении всей человеческой истории шлифовались' и обобщались эти выразительные движения. В результате этого длительного процесса возникла целая система танцевальных движений, свой художественно выразительный и уникальный язык пластики человеческого тела. Миром правит ритм. Именно ему подчинены природа и человек. Танец —? язык тела»„а жесты — немые интонации тела. В движениях тела, составляющих танец, как в музыкальной интонации, отражается глубинное чувство, которое вызывает движение и определяет его пластический рисунок, темп и ритм. Танец позволяет развивать гибкость тела, общую физическую подготовку, но для успешного овладения танцевальным мастерством необходимо усвоить этот язык поз и жестов. Любому хореографу известно что танцевальное движение - это гармония движений ног, рук, головы и корпуса, с помощью которых выражаются образ, действие, чувство С помощью них формируются выразительные средства этнографического танца Кстати, анализ палеолитических изображений специалистами хореографами показал, что движения танцоров на них представлень в правильной последовательности те, их можно исполнить и сейчас- Если бы это- было не так, то при исполнении движений, па можно получить травму. К выразительным средствам народного танца относятся также отдельные жесты, позы, мимика, стилистические особенности, которые создают манеру исполнения. Предпосылками к появлению танца стали шаг, бет, прыжок, припадание к земле, возведение рук к небу и т.п. Возгласы, пантомимическая игра Также тесно связаны С:
танцами. Поэтому многие элементы древних танцев сохранились утех народов, которые не так давно жили в структуре и системе традиционного общества. Действительно, двигательная первооснова танца связана с ходьбой- с ее индивидуальным устойчивым своеобразием (те, походкой. Известно, что дети, находясь в радостном настроении, нередко не столько идут, сколько подпрыгивают, слегка отталкиваясь же касается вообще поведения людей при неожиданном радостном известии они не только подпрыгивают, но и могут захлопать в ладоши, закружиться на месте и т.п. Таким способом энергетически проявляется сильное внутреннее чувство, изменяющее движения человека. В Том числе и таким образом рождается танец.

20
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

перейти в каталог файлов
связь с админом