Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

В.Е. Баглай. Вексельным культом мирового дерева Так, хоровод вокруг майского дерева как форм


Скачать 4.93 Mb.
НазваниеВексельным культом мирового дерева Так, хоровод вокруг майского дерева как форм
АнкорВ.Е. Баглай
Дата06.06.2017
Размер4.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаV_E_Baglai_774_Etnicheskaya_khoreografia_narodov_mira.pdf
ТипДокументы
#21967
страница14 из 32Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 26 файл(ов). Среди них: Tantsy_raznykh_narodov_Chast_5.pdf, Tantsy_raznykh_narodov_Chast_4.pdf, Tantsy_raznykh_narodov_Chast_3.pdf, Tantsy_raznykh_narodov_Chast_2.pdf, Tantsy_raznykh_narodov_Chast_1.pdf, T_Tkachenko_Narodnye_tantsy.pdf, V_E_Baglai_774_Etnicheskaya_khoreografia_narodov_mira.pdf, G_P_Gusev_Metodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Etyudy.pdf, vk_gettoken, G_P_Gusev_Metodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Uprazhnenia_u_s и ещё 16 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   32
балийская — сложилась на основе мистериальных действий под влиянием индийских и яванских канонов. Действительно, остров Бали славится не только красотой природы, но яркой национальной культурой своих жителей,
балийцев. Своеобразие традиционной культуры Бали объясняется также тем, что он — единственный в Индонезии очаг индуизма, где присутствует также значительный слой первобытных верований. Неудивительно поэтому, что многочисленные обряды сопровождают всю жизнь
балийцев, а в год их насчитывается до двухсот. Традиционное искусство органично вплетено в жизнь этого народа, поэтому почти каждый балиец является танцовщиком, музыкантом. На характер танца влияет музыка. Стремительная игр ом ка я балийская музыка отличается, например, от мягкой и спокойной яванской. Поэтому и балийский танец отличается от яванского энергией, силой, стремительностью, очевидным духом соревнования. Бали й с кий танец насыщен быстрыми,

156 ' РАЗДЕЛ III = = = = = = = = = = = = = = = сложными движениями, требует длительной подготовки. Балийские танцовщицы движутся зигзагообразно по кругу, руки согнуты на уровне плеч локтями вверх. Голова втянута. Неожиданная смена направления движений, выверецность резких шагов — особенность балийс-
кой хореографии. Почти все балийские танцы — сюжетные, многие из них включают пантомиму и клоунаду (баронган, легонг). Исполняются они, как правило, на открытой площадке около храма (пура) или в нем вовремя религиозных церемоний либо праздников. Среди танцев Бали наиболее известен легонг. Это танец пантомимического характера. Вовремя его исполнения в движении находится все тело танцора. Обычно он исполняется двумя юными девушками в украшенных цветами пышных одеждах, виз я щ н ы х головных уборах, с веерами. В настоящее время модернизированный вариант легонга — джогет — становится общественным танцем танцовщица стиля легонг исполняет танец с партнерами. Подтверждением мозаичности традиционной культуры Индонезии является также культурный мир острова Суматры, Калимантана, Ириан-Джая (западная часть острова Новая Гвинея. На Суматре живет народ минангкабау. Здесь сильно влияние как индийской, таки мусульманской культур. На Суматре к числу аборигенов принадлежат также бата-
ки, которые еще в X I X в. даже слыли каннибалами. Духовная культура батаков испытала весьма сильное влияние древних анимистических верований. Это же касается таких народов Суматры, как батины, кубу и др, которые всего несколько десятилетий назад вели полуоседлый образ жизни, занимаясь собирательством. Танцы острова Суматры (а также Малуку и большинства других островов) характеризуются грациозностью и очарованием. Их отличает также то, что они исполняются не под аккомпанемент традиционного инструментального ансамбля-оркес-
АЗИЯ
157
тра (он называется гамелан, см. далее, а под звуки других музыкальных инструментов. На Калимантане его западное и восточное побережье в течение последней тысячи лет было освоено малайцами, при этом коренные жители, даяки, были оттеснены вглубь острова. Здесь они вплоть до недавнего времени занимались своим древним подсечно-огневым земледелием, охотой и собирательством. Поэтому их культура, в том числе и этнохореография, сохранила черты, присущие первобытному строю. Для даяков типичны мужские боевые пляски, в прошлом посвященные охоте за головами. Женские танцы даяков характеризуются замедленностью и скованностью движений. Популярны комические танцы-бурлес­
ки, имитирующие движения тех или иных животных. На Молуккских островах популярен чекалеле — старинный воинский танец, исполняемый в быстром энергичном темпе под аккомпанемент барабанов и гонгов или под звуки большой раковины и бамбуковых флейт. Танец сопровождает мужской хора танцоры одеты в воинские наряды и вооружены щитом и копьем. Танец длится несколько часов и сопровождается воинскими кличами. Здесь же исполняется старинный обрядовый смешанный танец мужчин и женщин, называемый маро. В Ириан-Джая, где живут папуасы, распространена традиционная папуасская культура, проанализированная нами выше. В целом же у жителей этих островов — Суматры, Калимантана, Ириан-Джаи, — древние обрядовые традиции представляли синкретическое целое. Национальный индонезийский оркестр вместе сна bbциональными танцами создают яркое экзотическое зрелище. Обычно представления индонезийского классического театра идут в сопровождении оркестра (гамелана. Полный оркестр насчитывает до пятидесяти и даже восьмидесяти музыкантов, и без него не обходится ни один праздник. В оркестре преобладают ударные инструменты различного характера. Это гонги, барабаны, инструменты, напоминающие металлофоны и ксилофоны. Своеобразным инструментом является бонанг. Он представляет собой тонально подобранные бронзовые полые сосуды разного размера, подвешенные отверстиями вниз на шнурах, натянутые на деревянной раме. В индонезийский оркестр гамелан входят также струнные и смычковые (например, двухструнный ребаб, напоминающий небольшую виолончель. Духовые представлены вариантом флейты. Важную роль в оркестре играет также ангклунг — музыкальный инструмент, состоящий из набора бамбуковых трубок, подвешенных на специальной деревянной раме. Размер диаметр и длина) трубок подобраны таким образом, что звуки, издаваемые ими при легком встряхивании, образуют мелодичную звуковую гамму. Один из индонезийских музыкантов, определяя роль гомелана, утверждал, что в его музыке нет ни начала, ни конца, его звучание вызывает ассоциации, связанные с созерцанием лунного света или струящейся воды. Яванский танец славится ровным потоком медленных движений, которые оставляют умиротворяющее, завораживающее впечатление. Звучание гамелана усиливает этот эффект. В современной Индонезии обычными являются современные массовые танцы — пендет, джангер (Бали, повсеместно исполняемый джогет, гандрунг (Баньюванги), кету тилу (Ява. Но жизнь в современной Индонезии преподносит сюрпризы индонезийскому танцу. Так, в этой стране по требованию мусульманского населения разрабатывается законопроект по борьбе с порнографией, в котором один из пунктов — запрет на публичное обнажение тела, эротические танцы. За это предполагается карать не только танцоров, но и зрителей. Примечательно, что эротика согласно законопроекту — это не порнография, что вполне может быть понятно, а просто раскачивание бедер. В настоящее время многие древние танцы находятся под угрозой исчезновения, поскольку танцоров, которые их исполняют, становится все меньше. Тем не менее древ-
АЗИЯ
159
ние традиции этнотанца и драмы сохраняются в различных танцевальных школах, которые пропагандируются не только на уровне любительства, но и средствами государственной поддержки и пропаганды. Так, хореографическая подготовка осуществляется в целом ряде специальных учебных заведений. Таковыми являются Консерватория музыки и танца в Денпасаре и Суракате, Институт художественного образования (Джакарта. Несмотря на то, что Филиппины населяют достаточно разные народы (тагалы, висайя, биколы, илоки и др) ив стране идет активный процесс этнической консолидации под влиянием современных общественных процессов в мире, этнокультурное своеобразие и особенности сохраняются достаточно стойко. Коренное население Филиппин очень музыкально. Все эти народы имеют одну общую черту — они необычайно артистичны. Ни одно их празднество не обходится без народных песен, музыки, танцев и своеобразных стихотворных импровизаций. Почти у всех народов наиболее популярный музыкальный инструмент — гитара, точнее, множество ее местных разновидностей. В музыке и танцах христианизированных народов чувствуется испанское влияние, но многие песни и мелодии сохраняют малайскую основу. Кроме того, есть влияние и индонезийской, и арабской, и мусульманской культуры на юге страны. Наконец, сохранились и домусульманс-
кие, доевропейские традиции. Вместе стем, при значительной общности культуры и национальной психологии всех филиппинцев, у любого народа есть свои наиболее характерные черты. У каждой провинции есть свои народные танцы. Так, тагалы отличаются открытостью, гостеприимством, как и все филиппинцы — природным артистизмом. О тагалах говорят, что это нация поэтов, художников, музыкантов. Большими любителями музыки, песни, танцев являются и биколы. Славятся музыкальностью и любовью к танцам висайя.

160 ========== РАЗДЕЛ III " • • • = АЗИЯ
161 атак же Корея, Япония, Монголия. У них есть как общие, таки специфические черты, связанные с особенностями исторической судьбы. Не в последнюю очередь своеобразие культуры этих стран связано с особенностями ведущих занятий населяющих их народов. Так, культура Монголии, в отличие от остальных перечисленных стран, развивавшихся главным образом на основе земледелия, формировалась в структуре культуры кочевого скотоводства. Вместе стем есть одна важная общая составляющая духовности этих стран — все они испытали значительное влияние буддизма, а Китай, Корея, Япония в разной степени еще и конфуцианства. Другая общая составляющая заключается в том, что все эти страны населены народами монголоидного антропологического типа. В национальном отношении Корея практически однородна сточки зрения этнического состава. Правда, как и во многих других странах, в Корее есть и отдельные, особые этнографические группы (например, жители острова
Четджудо, которые говорят на особом диалекте корейского языка, не нарушающее, однако, моноэтничности страны. Корейский язык принадлежит к так называемым изолированным языкам (правда, есть мнение, что его можно отнести к алтайской языковой семье. Музыка и танцы играют важную роль в жизни корейского народа. Любовь к музыке и танцу была присуща корейцам на протяжении всей их долгой истории. Многие танцы были забыты или утрачены в период колониального режима. Но уже в е гг. XX встал возрождаться интерес к полузабытым танцам. Часть их, в соответствии с местной традицией, даже признаны национальными сокровищами духовной культуры, а их исполнители удостоены звания человек — сокровище культуры. Традиционный корейский танец можно подразделить на шесть типов придворный, шаманский, буддийский, конфуцианский, народный танец и танцевальное представление в масках.
6. Зак. 469 У них почтив каждой деревне изготовляются музыкальные инструменты из бамбука и дерева. Своеобразны в этнокультурном отношении народы мусульманского юга, в частности моро. Моро тщательно оберегают традиции своей культуры , которая сохранила весьма сильную местную домусульманскую основу. В тоже время культура моро впитала многие элементы индонезийского и арабского происхождения. Как и все филиппинцы, моро очень музыкальны. Их музыка сохранила близость к индонезийской, а танцы испытали воздействие индийской, яванской и арабской этнохореографии. Моро изготовляют собственные музыкальные инструменты. Это прежде всего кудьяпи (разновидность двухструнной гитары) и кулинтан (он представляет собой восемь выстроенных вряд металлических гонгов. Как уже отмечалось, на Филиппинах есть народы, сохранившие значительный слой традиций доевропейского периода. Речь идет, прежде всего, о народах, живущих в труднодоступных горных районах. Эти горные народы и племена (ифугао, калинги, апайао) живут изолированно, слабо связаны друг с другом. По этой причине ив культурном отношении представляют пеструю мозаику. В их духовной культуре сохранились старые традиции, несмотря на попытки обратить их в христианство (такие попытки делали еще испанцы. Очень самобытна музыка и танцы горных народов, незатронутых европейским влиянием. Ритуальными танцами сопровождаются религиозные церемонии и торжественные события. Музыканты аккомпанируют танцорам, играя на металлических гонгах, обтянутых кожей, барабанах, носовых флейтах. Особой выразительностью и оригинальностью отличаются напоминающие пантомимы военные, свадебные танцы ифугао.
3.4. Центральная и Восточная Азия Центральная и Восточная Азия представлена здесь такими странами, как Китай, входящий в его состав Тибет,

Для придворного танца характерны грациозные, степенные движения. Они отражают средствами хореографии эмоциональную сдержанность, присущую конфуцианской системе мировосприятия и образа жизни. В противоположность придворным, корейские народные танцы являются отражением быта, труда и верований простых людей (сельский танец, танец в масках, шаманский танец. Танцоры в масках и ярких костюмах исполняют отдельные танцы или разыгрывают целые представления. Подобные действа включают и сольные, и групповые народные танцы. Их сопровождает инструментальная музыка, а также песни, прибаутки, иногда используется также и форма диалога. Хотя по религии корейцы являются буддистами, большая часть их традиционных праздников связана с древним земледельческим календарем. Так, начало весны и посевного периода отмечается приготовлением хлеба (из пяти злаков) и исполнением танцев, в которых имитировалась уборка богатого урожая таким образом как бы призывались силы плодородия, обеспечивающие этот богатый урожай. В далеком прошлом сельские жители отмечали и окончание посевных работ, сбор урожая песнями и плясками, которые и легли в основу народной музыки и танцев, популярных в наши дни. Так, разновидностью танцевального представления на
юго-востоке Кореи было шествие, устраиваемое впервые дни Нового года. Эти танцы в масках назывались танцы, изгоняющие черта. Кроме трех основных персонажей в масках (двое из них представляли так называемых ян-
бам — дворян, а один изображал охотника, возглавлявших процессию, шла огромная толпа танцоров в фантастических костюмах и гротескных масках. Среди них находились и многочисленные музыканты, игравшие на барабанах, гонгах, трубах, флейтах, цимбалах. Процессия, проходя по деревне, останавливалась перед домами наиболее зажиточных крестьян, ее участники заходили, АЗИЯ
163 танцуя, к ним во двор. Там они выкрикивали возгласы, смысл которых сводился к изгнанию духов и призыву
« тысячи благодатей». Хозяин дома должен наградить танцоров деньгами и зерном, которые потом нередко использовались на нужды деревенской общины. Отличительная черта корейского народного танца — это гармоничное сочетание пластики движения и музыкального сопровождения. В народных танцах демонстрируется гармония динамичности и утонченного спокойствия одновременно. Им может быть также присущи быстрота, живость, красочность и энергичность. В классических танцах Кореи иная, чем в народном танце, динамика движения для выражения сложных общечеловеческих, философских идей нередко используются и специфические асимметричные движения (рук, ног, тела. Корейский танец нередко наполнен символикой, отражаемой, в том числе, с помощью использования предпочтительных цветов в костюме. Так, очень часто присутствуют красный и синий цвета, означающие, символизирующие борьбу добра и зла. Подобный тщательный подбор цветовой гаммы особенно характерен для ритуальных танцев. Примером танца, заключающего в себе значительную символику, является, например, танец с барабанами. В нем средствами хореографии отражается проблема выбора, стоящая перед молодым буддийским монахом — остаться монахом или отдать предпочтение мирской жизни. В танце отражается, прежде всего, этот драматический момент. Перед тем как принять решение, монах должен изгнать из себя всех злых духов. Для этого он бьет в барабан считается, что звуки барабана изгоняют злых духов, освобождая и очищая человека. Как ив танцевальной культуре других народов мира, корейский народ в этнохореографии выражал свои заветные думы и переживания, высмеивал ханжество, глупость и т.п. Образцом подобного народного танца является танец
6*

164 • РАЗДЕЛ III = АЗИЯ
165 ламаизма, а также другие народы, родственные народам
Индокитая. На своеобразие этнической культуры в Китае оказали распространенные здесь традиционные религии — буддизм, конфуцианство, даосизм. Поэтому на характер танца повлияли, конечно, и религиозные верования часть танцев появилась исключительно как ритуальные. С древности танцы исполнялись на праздниках, связанных с окончанием полевых работ, рыболовством, охотой и т.п. Они носили подражательный характер, поэтому народный китайский танец как таковой часто носит характер пантомимы. Таковым можно считать танец дракона. Он означал конец зимы и исполнялся на празднике в феврале. Правда, в наши дни его можно видеть и без связи с календарными праздниками. Как ив других странах с древней историей и цивилизацией, истоки китайской танцевальной культуры восходят к ритуальным представлениям, которые еще в глубокой древности частично трансформировались в драматическое искусство. Можно считать, что искусство танца на территории современного Китая зародилось еще в эпоху неолита (IV тысячелетие до н.э.). На керамических сосудах эпохи неолита, обнаруженных на западе Китая, изображены цветные фигурки танцующих персонажей. Изображение представляет групповые танцы, участники которых, взявшись за руки, танцуют какой-то круговой танец. Танцы существовали с глубокой древности. Они имеют общие корни с другими видами зрелища — театром и цирком, поэтому эти три вида искусства и сейчас тесно переплетены. В праздничных шествиях и народных зрелищах (типа янгэ), носящих танцевальный характер, танец были является органической частью китайского традиционного театра. Еще в древности правители Китая учитывали большую роль хореографии в организации религиозной и общественной жизни. Так, в период правления династии Хан ь ( 2 0 6 г. до н.э. — 2 2 0 г. н.э.) была предпринята
«сальпхури» (в переводе означает дыхание жизни. В нем передаются душевные переживания и чувства скорбящей женщины. По этой причине данный танец обычно исполняют женщины с большими, возможно, сложным жизненным опытом. Женщины танцуют «сальпхури» в традиционном белом наряде. Традиционная корейская музыка называется « куга к » . Она имеет общие культурные корни с традиционной музыкой Китая и Японии. Вместе стем, несмотря на некоторое внешнее сходство, куга к существенно отличается от музыки других стран Восточной Азии. Дело в том, что корейская музыка имеет тройной ритм (три удара в такт, в то время как для китайской и японской музыки характерен двойной ритм. «Кугак» подразделяются на две основные категории « ч она кили музыка для высших слоев общества (те, придворная, ими нс о гак, или народная музыка. Для «чонак» характерна размеренная, торжественная и сложная мелодия, которая исполнялась вовремя придворных церемоний. Связанная с жизнью народа, «минсогак» включала в себя такие жанры, как народные песни, крестьянская музыка, песенно-
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   32
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей