Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

В.Е. Баглай. Вексельным культом мирового дерева Так, хоровод вокруг майского дерева как форм


Скачать 4.93 Mb.
НазваниеВексельным культом мирового дерева Так, хоровод вокруг майского дерева как форм
АнкорВ.Е. Баглай
Дата06.06.2017
Размер4.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаV_E_Baglai_774_Etnicheskaya_khoreografia_narodov_mira.pdf
ТипДокументы
#21967
страница32 из 32Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 26 файл(ов). Среди них: Tantsy_raznykh_narodov_Chast_5.pdf, Tantsy_raznykh_narodov_Chast_4.pdf, Tantsy_raznykh_narodov_Chast_3.pdf, Tantsy_raznykh_narodov_Chast_2.pdf, Tantsy_raznykh_narodov_Chast_1.pdf, T_Tkachenko_Narodnye_tantsy.pdf, V_E_Baglai_774_Etnicheskaya_khoreografia_narodov_mira.pdf, G_P_Gusev_Metodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Etyudy.pdf, vk_gettoken, G_P_Gusev_Metodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Uprazhnenia_u_s и ещё 16 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
Экеко. Замечательные фольклорные праздники индейцев проводятся в находящемся на озере Титикака городе Копака-
бана. - " Интересна этнохореография, танцевально-музыкальная и праздничная культура еще одного южноамериканского государства, Чили. Жители ее, чилийцы, — народ, сформировавшийся в процессе слияния двухосновных этнических групп — переселенцев из Испании и индейцев (кечуа, аймара, мапуче и др. Здесь популярны родео — состязания, в которых молодые люди соревнуются в умении владеть лассо — на всем скаку завалить быка. В перерыве между соревнованиями выступают певцы — мужчины и женщины, исполняющие под гитару народные песни. Песня и танцы, особенно национальный танец куэка (или самакуэка), в Чили очень популярны. Весьма заметен здесь куэка — парный танец, изображающий любовную пантомиму в сопровождении пения. Население государства Венесуэлы сложилось в результате смешения различных этнических и расовых групп — испанских переселенцев, индейцев (прежде всего арава-
ки, гуахиро) и потомков африканских рабов. По этой причине до трех четвертей населения составляют метисы, до одной пятой европейцы и креолы (потомки первых переселенцев из Европы. Коренное индейское население и черные африканцы составили лишь менее 1 0 % . Одно из любимых зрелищ венесуэльцев — завезенные из Испании бои быков. Кое-где еще не исчезли петушиные бои. Но все венесуэльцы любят музыку и танцы. В городах и деревнях можно увидеть и услышать гуарачас. Гуара-
час — это венесуэльские песни и танцы. По природе — это афрокубинский песня-танец, исполняемый солистом и хором. Как уже отмечалось, он распространен также во всем Карибском регионе. Танец исполняется в быстром темпе под аккомпанемент куатро (четырехструнная гитара, распространенная, главным образом, в Венесуэле и Колумбии, а иногда и аккордеона. Среди многих праздников Венесуэлы, как индейских, таки завезенных (прежде всего, европейцами, выделяется карнавал, длящийся обычно до десяти дней. Как ив других странах, он заполнен весельем и танцами. Улицы и площади в эти дни наводняют толпы людей в народных, карнавальных костюмах, масках зверей, украшенных перьями, лентами, блестящей мишурой и др. До начала X V I в. территорию Аргентины населяли разнообразные, но немногочисленные индейские племена (ди-
агиты, арауканы, алакалуфы, она и др, которые в период испанской колонизации подверглись массовому намеренному истреблению. Дело в том, что индейцы, являясь охотниками в доиспанский период, стали охотиться и на стада домашнего скота колонистов, полагая, что все, что находится на их промысловой территории, является законным объектом охоты. Как следствие — отмеченное выше массовое истребление индейцев колонистами. По этой причине не индейцы, а потомки испанских колонистов (креолы) составили основное ядро будущей аргентинской нации. Также чрезвычайно велика была роль иммиграции, национальный состав которой отличался разнообразием. Хотя больше всего прибыло испанцев и итальянцев, немало было французов, поляков, выходцев из Российской империи (главным образом, евреи, русские, украинцы, белорусы. Вообще же, были и есть представители практически всех народов мира. В результате смешения, этнического взаимопроникновения культура Аргентины, креольско-метисная по природе, испытала воздействие культурного наследия многих народов мира. Этот специфический культурно-этнический облик отличает ее от остальных латиноамериканских стран. К тому

394 РАЗДЕЛ V же существуют культурные различия между разными частями Аргентины. Что касается традиционной культуры, то ее носителями являются крестьяне, живущие и работающие в системе крупных латифундий. Фольклор формировался на индей-

ско-испанской основе, на которую легли элементы европейского, а также и латиноамериканского происхождения. Кроме того, в сельский быт проникают, начиная с колониального периода, новая городская культура. Однако до сих пор традиционная сельская культура отличается от городской большим своеобразием и региональными различиями. В народной аргентинской музыке, песнях и танцах отразилось влияние индейских обрядовых мелодий и ритмов, хотя более сильное воздействие на них оказала музыкальная культура европейских, прежде всего испанских, переселенцев. Особой спецификой отличалось музыкально-песенное творчество знаменитых аргентинских пастухов, гаучо (этническая группа, образовавшаяся в X V I I - X V I I I вв. в результате браков испанцев с индеанками). Поэтому большой любовью пользовались бродячие музыканты-импро­
визаторы, так называемые паядоры. Они воспевавали в своих песнях-куплетах под аккомпанемент гитары подвиги гаучо вовремя освободительных битв от испанского владычества. В протяжных и грустных напевах гаучо выражали свою любовь, тоску и одиночество. Танцы гау­
чо своей красотой, необыкновенной выразительностью прославили их навесь мир. В народе широко распространены групповые танцы Большинство их — «гато» (кот, «палома» (голубка) — имеют живой, энергичный темп. Известный национальный танец «перикон» сопровождается музыкой и пением умеренного темпа. Перикон в Аргентине — это креольский парный танец. Он произошел от европейского контрданса. Кроме Аргентины, АМЕРИКА
395 распространен также в Уругвае, где является даже национальным танцем. Интересен также аргентинский танец марама. В индейских общинах частично сохраняются групповые ритуальные танцы. Среди народных музыкальных инструментов наряду с гитарой и мандолиной продолжают жить индейская флейта

сику и индейский барабан культрун, креольские барабаны каха и бомбо, маленький барабан тамбориль.
Сику (на языке аймара, антара (на языке кечуа) — духовой музыкальный инструмент, неоднократно упоминавшаяся многоствольная флейта (флейта Пана) андских аборигенов. Состоит из одного или двух рядов закрытых с одного конца трубок различной длины (по 6 - 8 в ряду. Музыкальный инструмент используется в ансамблях, которые обычно состоят из нескольких антар и дополняющих их ударных инструментов. Что касается культруна, то это сопровождающий ритуальные церемонии ударный музыкальный инструмент
арауканов, разновидность литавр. Он имеет полусферическую форму, достигает диаметра 4 0 - 4 5 см. Культрун снабжен одной мембраной из конской или овечьей кожи. Корпус инструмента делали из выдолбленного дерева или из половины высушенной тыквы. Звук музыкантами извлекается колотушкой. Распространенный на северо-западе страны музыкальный инструмент каха ( « ля ка ха) ведет свое происхождение от испанского тамбурина. Каха — это креольский барабан с двумя мембранами, деревянным корпусом цилиндрической, реже квадратной формы. Высота корпуса и размеры мембраны сильно варьируют. Музыкант извлекает звук ударами пальцев или палочек. « Ля каха» обычно сопровождает пение «коплас» (куплетов) (особенно вовремя карнавала, которые ведут начало от испанских романсов X V - X V I вв. Используется также маленький барабан, называемый
тамбориль.

396 =========== РАЗДЕЛ V = = = = = = = = = = = = = = = = = АМЕРИКА
397
вовали военные и обрядовые танцы, кроме того, разнообразные по жанрам одноголосные песни, инструментальная музыка. Музыкальный инструментарий гуарани, как и других индейцев Латинской Америки, включал продольные и поперечные флейты, различные типы барабанов и т.д. В креольской музыкально-танцевальной культуре преобладают европейские традиции. Главные инструменты, используемые при этом, — гитара и арфа. Народные парагвайские песни и танцы пользуются популярностью далеко за пределами страны.
Этнорасовая структура современного населения Бразилии крайне пестра. Она включает индейцев, негров, белых (прежде всего потомков португальских колонизаторов) и значительное число лиц смешанного происхождения. Распределение этих групп населения по всей Бразилии неравномерно. Так, на севере и западе Бразилии преобладают индейцы и метисы португальско-индейско­
го происхождения, на северо-востоке превалирует африканский этнический пласта на юге — европейский. Однако общим для всех областей страны является преобладание смешанного населения. Португальцы принесли в Бразилию свои обычаи, язык, религию, архитектуру, литературу, музыку и т.п. Бразильская национальная культура — это, прежде всего, сплав португальских, индейских и африканских элементов. Вместе стем индейское и африканское влияние на формирование бразильской национальной культуры весьма значительно. Бразильские народные танцы весьма часто можно охарактеризовать и как народный театр — настолько сильно драматическое начало наряду со специфическими хореографическими средствами. Бразильские фольклорные танцы представляют собой прекрасные формы выражения художественного творчества народа. В них переплелись текст, ритм, костюмы и хореография, которые отражают Под разными названиями и различной конструкции оба инструмента, кроме Аргентины, распространены в Перу, Боливии, Чили.
Бомбо — креольский барабан правильной цилиндрической формы больших размеров (он имеет диаметр до
60 см) с двумя мембранами, при этом звук извлекается колотушкой. Бомбо используется в инструментальных ансамблях, аккомпанирующих танцам. Он распространен преимущественно в северо-западных провинциях Аргентины и сопредельных сними районах Боливии и Чили. В Бразилии аналогичный инструмент называется забум- "
ба, бумбу. Все эти инструменты создавали своим звучанием неповторимую атмосферу самобытной, своеобразной южноамериканской музыкально-танцевальной традиции. Местное индейское население Уругвая (чарруа, чана и др) было почти полностью истреблено в процессе испанской колонизации. Уругвай принадлежит к странам переселенческого типа. Как ив Аргентине, в формировании его населения большую роль сыграла европейская иммиграция. Первоначальную же основу уругвайской нации ' составили потомки испанских колонистов — креолы. Что касается танцевальной традиции, то наиболее распространены среди прочего хороводные танцы, такие как
перикон. Песни и танцы исполняются также под аккомпанемент гитары, аккордеона, барабана. В Уругвае, как ив большинстве стран Латинской Америки, распространены карнавалы. Население Парагвая отличается однородностью расового состава, поскольку более девяти десятых парагвайцев — это метисное население и креолы. Местное индейское население представлено, прежде всего, гуарани. По этой причине основа народной культуры Парагвая — это культура индейцев гуарани, метисов и креолов. Индейцы гуарани в доколониальный период имели развитую музыкально-танцевальную культуру. У них сущест-

398 • РАЗДЕЛ V = АМЕРИКА
399 да применяется ив более широком смысле — человек смешанного происхождения, среди предков которого были негры. Самба — это старинный афробразильский парный танец. Он сопровождается пением (солиста и хора) и удар­

но-шумовыми инструментами. Существует несколько разновидностей самбы, и среди них — самба батата и самба
матуто». В самбе батата изображается начало уборки сахарного тростника. Этот танец исполняется в кругу и сопровождается хоровым пением. В другом танце — самба
матуто» — показывается драматический момент схватки беглых негров-рабов и их преследователей-плантаторов. Этот танец зародился в колониальный период, нов почти неизменном виде дожил до наших дней. Самбой называют и современный бразильский танец городского происхождения (появился в Рио-де-Жанейро в середине XX в . ) , который также сопровождается пением и игрой инструментального ансамбля. Широко известный, знаменитый бразильский карнавал нельзя представить без самбы итак называемых школ самбы, где в течение года готовятся к исполнению танцев карнавала. Эти танцы исполняются под аккомпанемент традиционных негритянских инструментов, таких как атабаке большой барабан) и аже (инструмент, сделанный из глины и по форме напоминающий большой сосуд внутрь сосуда насыпают мелкие камешки, которые, ударяясь о глиняные стенки сосуда, производят своеобразный звук. Также важен реко-реко — бразильский музыкальный инструмент в виде полого цилиндра (обычно из бамбука) или дощечки с поперечными надрезами, по которым проводят деревянной или металлической палочкой. Используется в народных ансамблях. Иногда инструмент называется ганза и каракаша. Весьма примечателен самакуэка — старинный креольский парный танец. Он ведет свое начало от испанских
танцев-пантомим X V - X V I вв. Кроме Бразилии, он сохра-
главные составные части бразильской культуры в их сложном взаимодействии. Существует множество типов бразильских фольклорных танцев, в которых переплелась история и культура разных этнических элементов. Это и драматические постановки на тему о войне португальцев с индейцами (имеющие собственные названия и исполняемые в штатах
Фернамбуку и Алагоас), и театральные постановки в штате Гойас продолжительностью в три дня, в которых описывается борьба христиан с маврами на Пиренейском полуострове, в основе которых средневековые рыцарские турниры. Среди бразильцев широкое распространение получили элементы индейской этнохореографии. В таком своеобразном танце, как сапатеадо (название танца произошло от португальского слова «сапату» — башмак, тесно переплелись португальские и индейские традиции. Исполнитель танца надевает башмаки на специальной деревянной подошве, с помощью которой отбивается ритм каблуками под звуки тамбурина. Медленный и плавный вначале, танец затем становится быстрым, ритмичными исполняется до полного изнеможения танцоров. Кроме обычных танцев и песен на праздниках нередко поют особые торжественные песни «шинелас», в которых немало архаичных португальских выражений и индейских слов. Широко известно, что праздники и карнавалы — любимое развлечение бразильцев. В карнавалах принимает участие практически все население страны, ив них особенно ощутимо чувствуется влияние африканских культурных традиций.
- На карнавалах и других праздниках белые, индейцы, негры исполняют сложные красочные танцы. Большинство из них тесно связано с африканскими песенно-танце-
вальными традициями. Это такой популярный танец, как самба. Словом самбо обозначают, прежде всего, потомков от браков между неграми и индейцами. Правда, иног-

400 . РАЗДЕЛ V = АМЕРИКА
401 являлись ввозимые негры-рабы из Африки, законтрактованные рабочие из Азии и других частей света. В силу этих причин население страны в основном состоит из иммигрантов и их потомков, а коренное, аборигенное население, индейцы, весьма незначительно. Гайану называют страной шести народов. В самом деле, более половины населения страны составляют индийцы, около одной трети — африканцы (потомки завезенных негров-рабов), вполовину меньше этого метисов и мулатов, около 5% индейцы и менее чем по 1 - 2 % от общего числа населения занимают остальные меньшинства — китайцы, португальцы и другие лица европейского происхождения. Хотя в последнее время можно наблюдать, как разные этнические группы населения Гайаны принимают участие в общих празднествах в стране, традиционные обряды и обычаи, танцевально-ритуальные формы продолжают сохраняться и у индейцев, и у негров. Словом, народная танцевальная, песенно-танцевальная,
инструментально-танцевальная культура народов Центральной и Южной Америки в той или иной мере и форме сочетает традиции разных народов, судьба которых, так или иначе, оказалась связанной с этим континентом. Собственно этнохореография коренных народов Америки является замечательным примером проявления их традиционной культуры, благодаря которой существует все многообразие этнических традиций народов мира. Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте влияние религии индейцев на эт-
нохореографическую традицию.
2. Проанализируйте роль тайных обществ (мужских и женских союзов) в формировании особенностей
этнохореографии индейцев Северной Америки.
3. Дайте анализ роли танцевальной атрибутики в эт­
нохореографии индейцев Северной Америки (на примере бифасов, качин и др.
нился под собственными названиями до наших дней в Перу
(маринера), Боливии, Аргентине (куэка), Чили (чилена). По хореографическому содержанию самакуэка — любовная пантомима (ухаживание кавалера за дамой. Темп танца подвижный, сопровождается пением (сольными хоровыми игрой на гитарах, арфах или, как ныне, в сопровождении инструментального ансамбля. Особую группу составляют так называемые ритуальные и магические танцы черных бразильцев. К магическим действиям обращаются в разных случаях при изготовлении лекарств, при лечении от сглаза, в случае любовных неудач, денежных затруднений и др. Так, в случае денежных проблем совершали особое купание в море вдень праздника Матери Воды — праздника, зародившегося еще в колониальный период среди негров-ра­
бов. Сейчас широкое участие в нем принимает и белое население. Он отмечается ив наши дни впервые недели января. Согласно обычаю, задолго до этого праздничного дня готовятся особые подношения богине. В самый день праздника приготовленные подарки в нарядно украшенных лодках отвозят в. наиболее глубокие места залива ив сопровождении ритуального пения и отдельных танцевальных движений опускают вводу. После этого совершался обряд омовения водой, освященной якобы присутствием богини. Вечером в честь праздника Матери Воды, и сейчас являющегося популярнейшим бразильским праздником, устраивают танцы в костюмах, сохранивших некоторые черты традиционного африканского костюма. Традиционная культура народов Бразилии в наше время тщательно изучается. В стране имеется несколько центров по изучению-народных песен, танцев, в частности в университетах городов Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Риу-
Гранди-ду-Сул. Современное население небольшого государства Гайана чрезвычайно пестро как в расовом, таки этническом отношении. Это связано с особенностями процессов его формирования. В этих процессах важными элементами
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей