Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек есть природный, биологический факт. Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции. • верно только А • верно только Б • верно А и Б • оба суждения неверны Человек – существо биосоциальное!
Бытие человека Существование человека во всем многообразии его проявлений Все то, что есть
Отличия человека от животных • Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ • Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность • Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью • Используют только естественные орудия • Поведение подчинено инстинктам • Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить
Человеческие / животные потребности ЖивотныеЧеловекИнстинкты + Сознание Потребности не связаны между собой Потребности взаимосвязаны Подлинные потребности + Мнимые потребности не только ест, а ест определенным образом приготовленную и сервированную пищу только ест способствуют развитию ведут к деградации Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) Духовные (самореализация, индивидуальность…) Престижные (уважение, высокий статус…) Социальные (общение, дружба, любовь…) Экзистенциальные (защищенность, безопасность…) Физиологические (жажда, голод, сон, дыхание…) Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные
К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность: 1) в трудовой деятельности 2) в нормальном теплообмене 3) в сохранении здоровья 4) в физической активности
Человека от животных отличает способность: 1) к обмену информацией с себе подобными 2) к оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию 3) к усвоению форм поведения других 4) к совместному изготовлению орудий труда
Элементы деятельности субъект объект потребности цель средства результат Цель оправдывает средства Н. Макиавелли Благородная цель может быть достигнута только благородными средствами Н.С. Лесков
Мотивы деятельности Мотив – побудительная причина Потребности Интересы Потребность – осознаваемая нужда в том, что необходимо для физического и духовного развития Интересы – обобщенное выражение потребностей людей Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется: 1) цель деятельности 2) результат деятельности 3) мотив деятельности 4) потребность
Задатки и способности • Задатки – врожденные анатомо - физиологические особенности нервной системы. • Способности – сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества, которые позволяют успешно заниматься определенного рода деятельностью.
Уровни развития способностей Гениальность (высший уровень развития способностей и талантов) Талант (выдающиеся способности) Одаренность (сочетание различных развитых способностей)
Способности – это: 1) врожденные анатомо - физиологические качества человека 2) индивидуальные качества, помогающие осуществлять деятельность 3) умение сопереживать 4) умение жить в коллективе
Основные виды деятельности Игра Учение Труд Общение имитация действительности приобретение знаний и способов действий достижение практического результата установление и развитие взаимных отношений
Творчество–высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующееМеханизмы творческой деятельностиВоображение– создание нового образа на основе прошлого опытаФантазия– воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются Вид деятельности, характерный не только для людей: 1) материально - производственная 2) познавательная 3) творческая 4) игровая
Индивид – индивидуальность – личность • Индивид – каждый отдельный человек • Индивидуальность – неповторимость каждого человека • Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)
Структура психики личности По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939) Я ОНО Сверх-Я сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека либидо мортидо
Другие элементы психики • Привычки – приобретенные человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения потребностей. • Мотивы – осмысленные побудители действий. • Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). • Воля – способность человека делать что - либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий. • Разум – способность рассуждать, мыслить предметы и связывать их.
Важнейшие качества личности • Сознание и самосознание• Способность успешно взаимодействовать с другими людьми • Личное достоинство • Наличие убеждений и принципов • Способность нести ответственность • Самоопределение • Свобода (=«осознанная необходимость») Самоузнавание + образ своего Я + самооценка Бенедикт Спиноза (1632-1677) способность воспроизводить действительность в идеальных образах В чем отличие между понятиями «индивидуальность» и «личность»? Назовите три структурные элементы психики личности.
Социализация Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур детство юность зрелость старость агенты первичной социализации: родители, родственники, друзья вторичной социализации: учителя, коллеги, руководители институты социализации семья, школа, армия, церковь + Адаптация – процесс привыкания к новым условиям существования десоциализация? ресоциализация?
Отклоняющееся поведение Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям обществаНегативное ОП: нанесение ущерба людям (правонарушение, преступление, алкоголизм, наркомания…) Позитивное ОП: опережение привычного хода событий, вызывание у других недоумения (коллекционирование кирпичей и т. п.) Причины: 1) врожденная предрасположенность 2) неблагоприятная социальная среда 3) политические, экономические кризисы 4) конфликт между господствующей культурой и субкультурой Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм. Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм. • верно только А • верно только Б • верно А и Б • оба суждения неверны
Духовный мир личности • духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражении • знания о природе, обществе и человеке • убеждения и вера в истинность своих убеждений • способность к тем или иным видам деятельности • чувства и эмоции • цели • ценности • МИРОВОЗЗРЕНИЕ система взглядов человека на мир и свое место в нем
Типы мировоззрения Обыденное (житейское): опирается на личный опыт человека и мало использует опыт других людей Религиозное: возникает под влиянием религиозных учений Научное: опирается на достижения науки, тесно связано с общественной практикой людей Гуманистическое: высшей ценностью ставит права и свободы человека
Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания: 1) гуманистическое мировоззрение 2) религиозное мировоззрение 3) научное мировоззрение 4) обыденное мировоззрение
Смысл жизни Под смыслом жизни понимается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить Это самый глубокий и главный мотив человеческого существования
Подходы к пониманию смысла жизни • Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.)). • Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (400 - 325 гг. до н. э.)). • Смиренно - стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (336 - 264 гг. до н. э.)). • Религиозный: самоотверженное служение Богу. • Категорически - императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (1724 -1804 гг.). • Действенно - гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.
Что понимается под смыслом жизни? Какой подход к пониманию смысла жизни наиболее тебе близок?
перейти в каталог файлов
|