Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ААААмойРебенокПоступаетНаЖурналистику. Вы уверены, что именно


НазваниеВы уверены, что именно
АнкорААААмойРебен окПоступаетНаЖурналистику.pdf
Дата07.04.2017
Размер0.76 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAAAAmoyRebenokPostupaetNaZhurnalistiku.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#13919
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

, мой ребёнок поступает на журналистику!
ААААА
Пособие для родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер
Эта брошюра не является рекламой какого-либо факультета журналистики. Она не агитирует поступать на журфаки. Иногда даже отговаривает.
Вы уверены, что именно
журналистика?
Это весьма общее слово, описывающее крайне специфическую отрасль. Говоря
«журналистика», ваш ребёнок может подразумевать массу других специальностей и направлений, для которых он просто не знает названия. Стоит покопать глубже.
Поговорите со своим ребёнком не о вузе, в который он хочет поступать, а о будущей профессии. Что именно привлекает его в журналистике? Кем он хочет работать, как видит свою будущую работу?
Стоит насторожиться, если ваш ребенок не может назвать ни одного имени и произносит общие фразы типа “хочу работать на телевидении, в газете”, “хочу быть журналистом”.
Это значит, что абитуриент плохо представляет себе, что конкретно его ждёт, в чем именно заключается работа журналиста.
Такая проблема не только повышает шанс ошибиться с выбором факультета, но и сильно портит впечатление о поступающем на творческом конкурсе. Члены приемных комиссий часто задают вопросы о любимых журналистах и изданиях, чтобы понять, насколько хорошо абитуриент ориентируется в пространстве медиа.
Конечно, он пока неглубоко разбирается в этом вопросе. Лучший способ понять направление его мыслей — спросить, на каких представителей этой профессии ваш абитуриент хотел бы быть похожим.
Пусть составит список минимум из пяти реальных имен. Берем эти пять имен и анализируем.
Сначала делим их на:
• Телевидение
• Радио
• Интернет
• Газеты и журналы
• Другое
Скорее всего, в каждом из разделов вы увидите довольно известные имена, например:
Ф
о то
T
ro is
T
ê
te s,
fli ckr
.co m/
p h
o to s/
tro is-t e
te s
Прочитали?
Перешлите тем, для кого это тоже актуально
1
в разделе “Телевидение”:

ведущие программ
(Александр Масляков,
Андрей Малахов, Владимир
Соловьев, Владимир Познер,
Павел Воля, Эвелина
Хромченко,Иван Ургант,
Тина Канделаки, Леонид
Парфенов, ...)

ведущие новостных программ, дикторы новостей
(Екатерина Андреева,
Алексей Пивоваров, Андрей
Добров, Михаил
Осокин,Марианна
Максимовская, ...)
в разделе “Радио”:

ведущие эфира (Сергей
Стиллавин, Алла Довлатова,
Вера Кузьмина, Ольга
Шелест, Антон Комолов, ...)

радиодиджеи (Алекс
Мануйлов, Михаил
Гребенщиков, Джош
Дэвис, ...)

главные редакторы радиостанций (Алексей
Венедиктов, ...)
в разделе “Интернет”:

создатели, главные редакторы интернет-изданий
(Антон Носик, Галина
Тимченко, Юрий Сапрыкин,
Илья Красильщик, Леонид
Бершидский, ...)

блогеры (Рустем Адагамов,
Тёма Лебедев, Максим
Кононенко, Сергей Доля, ...) в разделе “Газеты и журналы”:

редакторы (Дмитрий
Муратов, Владимир
Сунгоркин, Павел Гусев,
Юрий Поляков, Михаил
Идов, Виталий Лейбин, ...)

журналисты (список здесь очень широкий)
Возможно, в “Другое” попадут фотографы, колумнисты, репортеры информационных агентств, режиссеры, авторы документальных фильмов, продюсеры.
Поищите в интернете тех людей, которые попали в список. Почитайте их биографии, материалы, интервью, спросите у с сына/дочери,почему именно эти люди привлекли их внимание.
Чаще всего в список попадают ведущие программ, люди, работающие в кадре. Это естественно: это первое, что мы видим, сталкиваясь со СМИ. Это публичные люди, имена которых мы знаем.
Хитрость в том, что далеко не всё, что мы видим на экране и читаем в газете, является журналистикой.
Большая часть телевидения — это шоу, развлекательные программы, концерты, сериалы. Для того чтобы работать в шоу-бизнесе, журналистские навыки вряд ли пригодятся, так же, как и диплом журналиста.
Многие ведущие попали на ТВ через КВН и аналогичные конкурсы, позволяющие отбирать
“новые лица”. Для работы “в кадре” нужны люди с навыками, которым обучают в театральных вузах и на актерских курсах: поставленная речь, умение вести себя на сцене и перед камерой, владение мимикой и жестами, импровизация.
В общем, если мечты вашего ребенка крутятся в основном вокруг экрана, публичности, шоу, стоит подумать не о журналистике, а об актерском образовании. Именно театральные вузы, курсы, мастерские способны дать знания и умения, необходимые для работы на телевидении.
Журналистика — сфера гораздо менее публичная. Большинство имён журналистов читателям неизвестно.
Корреспонденты остаются в тени, делают шаг назад, чтобы показать событие, явление, героя, о которых снимают или пишут.
Профессиональный стандарт требует от журналистов непредвзятости и представления разных сторон.
Журналисту интересны другие люди, он гораздо меньше заинтересован в
«демонстрации себя». Им движет желание «показать других».
Человеку, который стремится быть на виду, конечно, тесно в этих рамках.
Журналист внимательно слушает, хорошо слышит, интерпретирует ответы других, работает с документами, цифрами.
Несомненно, журналисту иногда приходится работать в кадре, это важный навык, но не основной.
Журналистика — практическая специальность. Не отдельная наука, не очень широкая сфера знаний. В отличие от
“классических наук” — физики, географии, биологии, истории, филологии, социологии, — где специалист, владея основой, имеет много прикладных аспектов применения своих знаний, —
журналистика сама по себе прикладная специальность.
Не существует универсального журналиста, который с одинаковым качеством освещал бы модные показы и кризис на Ближнем
Востоке,премьеру в Большом театре и последствия изменений в налогообложении малого бизнеса.
Журналисту нужно разбираться в какой-то сфере человеческой деятельности и уметь понятно рассказывать о ней массовой аудитории.
Абитуриенту стоит понимать суть своей будущей профессии, чем она отличается от других
2

Поэтому на втором этапе важно определиться, какая тематическая сфера привлекает абитуриента.
Преподаватели на собеседованиях открыты и готовы услышать любую, даже экзотическую тему, которая увлекает абитуриента. Главное - продемонстрировать, что этот интерес не поверностный, что абитуриент реально погружен в эту тематику, следит за событиями,персонами, экспертами, читает специализированные сайты, журналы, книги.
Имитировать этот интерес невозможно. Увлеченный человек виден издалека, он может рассказывать массу интересного, уточнять детали, делиться своими эмоциями, приводить примеры, дискутировать с собеседником. Из человека, которому мало что в жизни интересно, ответы приходится вытягивать клещами.
Почему увлечённость — это важно?
Журналистика предполагает, что вам интересен мир вокруг или какая-то часть, грань этого мира. Она должна быть интересна настолько, что вы готовы погружаться в неё, узнавать новых людей, задавать им вопросы, перелопачивать документы, сравнивать, сомневаться, уточнять, думать, читать и рассказывать другим людям то, что вы узнали, в интересной форме.
Попросите своего абитуриента выбрать интересующие его направления жизни общества:
Социальная сфера (образование, здравоохранение, городское планирование и развитие, качество жизни, ЖКХ, пенсионная система, благотворительность и так далее),
Региональная политика и
управление (деятельность депутатов, отделений политических партий, деятельность мэров и муниципалитетов, формирование регионального бюджета),
Национальная и международная
политика и экономика
(долгосрочные стратегии, национальные программы, дипломатия, транснациональные корпорации, международные организации и альянсы, биржи, индексы и офшоры),
Наука и технологии
(изобретения, открытия, внедрение
Цитаты
из реальных собеседований
на творческих конкурсах
— Какие темы вас привлекают?
— Культура
— Культура большая, можно поконкретнее?
— Афиша
— Журнал?
— Нет, объявления о концертах
______________________________
— Я хочу быть международным журналистом
— Отлично, в какой части света хотели бы работать?
— В Америке.
— В какой из них?
— А что, их несколько?
______________________________
— Где бы вы хотели работать в качестве журналиста?
— На телевидении.
— В какой-то конкретной передаче?
— Не знаю, я же телевизор не смотрю.
______________________________
— В какой сфере вы хотели бы работать?
— Спортивным комментатором.
— Какой вид спорта любите?
— Хоккей
— Кому в прошлом сезоне достался Кубок Гагарина?
— Эммм….
Дистанционные курсы по мультимедийной журналистике
, творческие экспедиции и квесты
, межрегиональные проекты, конкурсы, практики
Профориентация для тех, кто хочет попасть в мир медиа.
2014
Silamedia.ru профессиональное обучение медиаспециальностям
3

Проверь себя
На нашем сайте есть 9 заданий для начинающих журналистов.
Попробуйте их выполнить, чтобы понять, нравится ли вам делать эту работу.
silamedia.ru/newbie
Сколько баллов вы наберете за 1 час?
Засекайте время.
Мыслить
Формулировать
Излагать
Проверь себя
На нашем сайте есть 9 заданий для начинающих журналистов.
Попробуйте их выполнить, чтобы понять, нравится ли вам делать эту работу.
silamedia.ru/newbie
Сколько баллов вы наберете за 1 час?
Засекайте время.
Задание 1
Определить последовательность действий героев материала.
+3 балла
Задание 4
Выделить основную мысль в высказывании эксперта.
+5 баллов
Задание 7
Сформулировать свою позицию после знакомства с мнениями двух экспертов.
+5 баллов
Проверь себя
На нашем сайте есть 9 заданий для начинающих журналистов.
Попробуйте их выполнить, чтобы понять, нравится ли вам делать эту работу.
silamedia.ru/newbie
Сколько баллов вы наберете за 1 час?
Засекайте время.
Задание 2
Проверить достоверность фактов.
+10 баллов
Задание 5
Подобрать правильный вопрос эксперту .
+5 баллов
Задание 8
Описать график, выделив ключевые тренды.
+3 балла
Проверь себя
На нашем сайте есть 9 заданий для начинающих журналистов.
Попробуйте их выполнить, чтобы понять, нравится ли вам делать эту работу.
silamedia.ru/newbie
Сколько баллов вы наберете за 1 час?
Засекайте время.
Задание 3
Подобрать адекватные подписи к фотографиям.
+5 баллов
Задание 6
Подобрать верные глаголы в предложениях.
+3 балла
Задание 9
Определить ключевые моменты истории на основе разноформатных разрозненных данных.
+12 баллов научных разработок в ежедневную жизнь, нано- и биотехнологии, инновации, энергетика, экология, андронный коллайдер),
Спорт (любительский и профессиональный, на локальном и международном уровне, спартакиады, олимпиады и Кубок
Дэвиса),
Музыка, кино, театр,
литература (стили и направления, классики и новые авторы, фестивали, премии, массовая и элитарная культура, показы и критика),
Бизнес и занятость
(рынки, налоги, рабочие места и безработица, кредиты на развитие, стартапы и инвесторы),
Происшествия и
криминал (бедствия и катастрофы, конфликты и беспорядки, расследования и суды),
Информационные сети, новые
медиа, коммуникации (глобальные системы связи, массовые открытые онлайн-курсы, трансмедиа, многопользовательские сетевые игры, социальные сети),
Космос (спутники, космические станции, космический туризм).
Теперь, когда определиться стало чуть проще, пусть будущий журналист ответит на следующие вопросы:
— Что самое важное в этой сфере
случилось за последнее время?
— Кто считается авторитетным
экспертом в этой теме?
— Какие события в этой сфере
являются значимыми?
— О чем бы ты хотел(а) узнать
поподробнее в этой сфере?
— С кем бы из этой отрасли ты
хотел(а) сделать интервью?
Ответить на эти вопросы полезно не только для более глубокого понимания профессии, но и для подготовки к собеседованию на творческом конкурсе.
Журналистика — это рассказ о том, что происходит в той или иной сфере деятельности человеческого общества. Журналист не просто
«умеет брать интервью, писать, снимать, монтировать». Он понимает, о чем идет речь, может выделить причины и следствия событий, умеет определять достоверность источников информации, выбирать экспертов для интервью, задавать им осмысленные вопросы.
В отличие от, например, хирургии, пробовать себя в журналистике можно задолго до первого курса. И даже до поступления. Тем более, что сейчас для этого есть
Ф
о то
А
н фи сы
Т
к а
ч ук
Люди, которым ничего вокруг не интересно, в журналистике не приживаются
4
подходящие платформы: блоги и социальные сети. Не надо ждать зачисления на журфак. Сходил на концерт — попробуй описать его так, чтобы было интересно друзьям в соцсети. Поучаствовал в олимпиаде
— напиши материал о том, как это было.
Ключевой навык журналиста
— понятно изложить то, что происходит не на глазах читателя.
Кто что сделал, с какими целями, какие причины у этого события или действия, какие последствия, что самое значимое в событии, каких мнений на этот счет придерживаются очевидцы и эксперты, какие детали отличают это событие от тысяч подобных.
От журналиста часто требуется умение разобраться в хитросплетениях фактов, мнений, оценок. Взять запутанный клубок и размотать его в понятное логичное повествование.
К сожалению, в наших школах практически нет предметов или занятий, которые помогли бы абитуриенту получить такие навыки и попрактиковаться в них. Придется осваивать их самостоятельно.
Если у ребёнка в школе хорошо
получаются сочинения, а в его
текстах мало ошибок, ему надо
поступать на журналистику. Это
миф.
Миф широко распространен в среде учителей русского языка и литературы. Считается, что грамотно написанный текст обеспечивает успех на профессиональном журналистском поприще.
Увы. Несмотря на то что журналисты действительно много пишут, знания орфографии и пунктуации — не самые важные в этой работе.
Грамотность — хороший плюс, экономящий время и нервы редакторов и корректоров, но он далеко не ключевой.
Журналист читает массу документов, встречается и разговаривает с людьми, которые часто противоречат друг другу, разбирается в цифрах и терминах, пробует из всего этого месива выстроить логичную историю и доступно ее рассказать.
Если в тексте присутствуют орфографические ошибки — их поправит корректор или редактор.
Если будут ошибки в фактах и логике
— материал выбросят в корзину.
В реальной жизни для журналиста- практика коммуникативные навыки важнее. Нужны риторика, логика, мастерство интепретации. Им, к сожалению, практически не учат в школе.
Не рассматривайте пятерки за сочинения как основной аргумент для поступления на журфак. Оцените другое: способность без стеснения подойти, спросить, настоять, добиться ответа. Общаться придется много. Общаться с незнакомцами, большая часть которых совсем не хочет разговаривать с журналистами.
Также важно, насколько быстро ребёнок находит выход в стрессовой ситуации, насколько творчески может “выкрутиться”.
Оцените его (её) умение систематизировать и логически выстраивать разрозненные куски информации.
Это для многих поступающих является проблемой.
«Ээээ, ну вот, понимаааете, тут это так, короче, типа того» — верные спутники человека, которому очень трудно будет и на факультете журналистики, и в профессии.
Сформулированная мысль.
Законченные предложения.
Отсутствие логических ошибок в высказываниях. Точно подобранные глаголы. Преподаватели вузов понимают, что такие навыки практически не тренируются в
Ф
о то
А
н фи сы
Т
к а
ч ук
Даже если так случится, что вы не поступите на журфак, помните, что умение находить и структурировать информацию, определять причины и следствия - это один из самых ценных и высокооплачиваемых навыков в любой предметной сфере.
Индивидуальные консультации для тех, кто думает связать свою жизнь с журналистикой и медиа
Сообщество медиаспециалистов
2014
Silamedia.ru профессиональное обучение медиа специальностям
5
массовой школе. Но профессия требует именно этого.
И при прочих равных условиях выигрывает увлеченный человек, умеющий формулировать и интерпретировать мысли.
Можно ли этому научиться до поступления? Можно потренироваться. Несколько упражнений на “выжимание смыслов”, на внимательность к цифрам и деталям, на умение интерпретировать есть на нашем сайте и в группе vk.com/sila4media.
Кстати, о слове «цифры». Оно невероятно пугает огромное число поступающих на журфак, который считается строго гуманитарным.
Но журналистика — это далеко не всегда про тексты и буквы.
Современный журналист должен уметь работать с данными, проводить анализ, понимать, как числами можно манипулировать и как эту манипуляцию обнаружить.
Числа встречаются не только в практике взрослых, матерых журналистов. Они встретятся молодому репортеру буквально в первый же день, как только он начнет работать с пресс-релизами или экспертными интервью.
Посмотрите на пример из книги
Дастина Хаффа «Как лгать с помощью статистики»:
«Представим себе компанию, в
которой руководитель получает 25
тысяч, его заместитель 7,6 тысяч,
топ-менеджеры по 5,5 тысяч,
менеджеры среднего звена по 3,5
тысячи, младшие менеджеры по 2,5
тысячи, а обычные работники по 1,4
тысячи (абстрактных фунтиков) в
месяц.
И наша задача — представить
информацию о компании в
положительном свете. Мы можем
написать, что средняя заработная
плата в компании составляет X, но
что означает среднее? Рассмотрим
возможные варианты.
Арифметическое среднее
некоторого конечного множества
X={x
i
} — это такое число m, равное
mean(X) из уравнения:
Это самая бесполезная
информация с точки зрения
работника — 3,472 средняя
зарплата, но за счет чего
получается такая высокая цифра?
За счет высоких зарплат
руководства, что создает иллюзию,
что работник будет получать
столько же. С точки зрения
работника данная величина не
является особо информативной.
Конечно же, народное творчество
не обошло стороной эту
особенность «средней величины» в
виде среднеарифметического
«Чиновники едят мясо, я — капусту.
В среднем мы едим голубцы».
Медиана некоторого
распределения P(X) (X={x
i
}) — это
такая величина m, что она
удовлетворяет следующему
уравнению:
Проще говоря, половина
работников получает больше
данной величины, а половина
меньше — ровно середина
распределения! Данная статистика
достаточно информативна для
работников компании, так как она
позволяет определить, как
зарплата сотрудника соотносится с
большинством сотрудников.
Мода конечного множества X={x
i
} —
это число m, которое встречается в
X чаще всего. В данном случае
мода может быть наиболее
информативна для человека,
который собирается начать
работать в данной компании.
Таким образом, в зависимости от
ситуации под средним
значением может пониматься
любая из указанных выше величин
(в принципе, и не только из них).
Поэтому принципиально важно
понять, как же рассчитывается это
среднее значение».
Теперь представьте, что нужно написать материал о «средней зарплате в регионе». Наверняка вы читали массу таких публикаций. И удивлялись, как у специалистов получаются такие странные цифры.
www.m24.ru/articles/38086
Журналисты часто сталкиваются с бюджетами, данными социологических исследований, расчетами экспертов (часто с противоположными результатами).
Это всё не должно пугать. Это реальность, с которой журналисту придется работать, которую нужно понимать, проверять и понятно описывать.
В связи с цифрами отдельно стоит сказать о двух перспективных направлениях современной журналистики: инфографике и дата-журналистике.
Инфографика — это представление информации графическими методами. Вы точно знаете самую распространенную инфографику — карту погоды: «Морозный антициклон быстро движется на юг...» Можно эту информацию представить в виде текста, а можно
— в виде карты. Тогда одного взгляда достаточно, чтобы понять, что происходит в нижних слоях атмосферы.
Многие данные удобнее представить в виде схемы, графика, алгоритма, предмета в разрезе. Данные для подобных проектов готовят журналисты, а внешний вид рисуют дизайнеры.
Хотя технологии уже сейчас позволяют самим журналистам рисовать инфографику.
Примеры инфографики вы можете посмотреть на сайте РИА Новости: https://ria.ru/infografika/
Так что современному журналисту приходится работать не только с текстами. Далеко не только с текстами.
6

Журналистские специальности
Журналисты бывают разные.
Их обязанности отличаются, им пригождаются разные профессиональные навыки. Вот лишь 4 из них.
1. Репортер
Человек, который находится в гуще событий,. Глаза, уши и ноги редакции в том месте, где что-то происходит. Важны наблюдательность, скорость принятия решений и формулирования, быстрая реакция, умение снимать, делать заметки на бегу, задавать короткие вопросы.
2. Продюсер
Специалист, который находит темы, идеи для материалов и проектов, придумывает, как их воплотить в реальность и организует процесс этого воплощения. Ценится совмещение креативного подхода с организаторскими способностями.
3. Редактор
Определяет, как будет выглядеть конкретный материал. В зависимости от того, где редактор работает (в газете, на радио, на ТВ или на сайте), он пишет и/или редактирует тексты, подбирает фотографии из архива или заказывает их фотографу, определяет структуру телевизионного сюжета или программы. Редакторы определяют, какие цитаты, цифры, справочные материалы войдут в конечную публикацию, а какие — нет. Редактор хорошо логически мыслит и излагает, умеет комбинировать информацию, имеет чувство стиля (литературного, визуального).
4. Интервьюер
Специализируется на беседах с людьми. Хороший психолог, умеет вести беседу, раскрыть интервьюируемого для того, чтобы он поделился нужной информацией или эмоцией.
Дата-журналистика — другое направление, тесно связанное с информационными технологиями и сегодняшними возможностями по сбору и анализу больших объемов данных.
Ангелика Перальта-Рамос из газеты
La Nación (Аргентина) приводит свой любимый пример дата- журналистики: «Мой любимый пример – это проект «Не навреди» в газете Las Vegas Sun – серия статей о больничной помощи. www.lasvegassun.com/hospital-care
Sun проанализировала более 2,9 миллиона больничных записей, счетов, которые позволили раскрыть информацию о 3 600 предотвратимых травмах, инфекциях и хирургических ошибках. Они получили данные из открытых источников и идентифицировали более трехсот случаев, когда пациенты умирали из- за ошибок, которые можно было предотвратить.
Этот проект содержит различные элементы, включая: интерактивный график
, который дает возможность читателю просматривать информацию по каждой больнице, какие хирургические травмы происходили наиболее часто, чаще, чем можно было бы ожидать; карту с временной шкалой и графиком, который показывает распространение инфекций от больницы к больнице; и интерактивный график
, который позволяет пользователям отсортировать данные по предотвратимым травмам или по больницам, чтобы посмотреть, где людям наносится вред.
Мне нравится этот проект, потому что он очень понятный и по нему легко ориентироваться. Также от него есть реальная польза: законодательный орган Невады отреагировал шестью правовыми актами
Участвовавшие в реализации проекта журналисты упорно работали над тем, чтобы собрать данные и очистить их от ненужного.
Один из журналистов, Алекс Ричардс
(Alex Richards), отправлял данные обратно в больницы, а также в органы государственной власти, как минимум, десяток раз
, чтобы ошибки были исправлены».
Подробнее о дата-журналитике можно прочитать здесь:
ria.ru/files/book/_site/index.html
Так что, журналистика — это далеко не только написание текстов.
В журналистике высоко ценится конкретика: точное изложение фактов, точная интерпретация слов эксперта, грамотная работа с цифрами.
Большинство преподавателей журфаков на собеседовании ожидают увидеть самостоятельно думающего, грамотно формулирующего свои мысли молодого человека. На собеседовании нет четырех заранее заготовленных ответов, из которых нужно выбрать правильный. Чаще
Ф
о то
А
н то н
а
Ге р
до
7
всего вопросы формируются так, чтобы “раскрыть” абитуриента, позволить ему рассказать о себе, о своих ожиданиях, пристрастиях, увлечениях, амбициях.
Предполагается, что поступающему есть что сказать.
Удивление вызывают абитуриенты, которые на вопросы отвечают односложно, смотрят в пол, не берут инициативу в разговоре.
Журналистика — это сфера коммуникации, где умение и желание общаться ценится очень высоко.
Если на собеседовании абитуриент заявляет тему своего интереса, последующие вопросы чаще всего будут уточняющими по этой теме.
При этом преподаватели стараются задавать вопросы максимально широко:
— Что именно вам интересно в ___?
— Есть ли у вас какой-то опыт, с кем-то вы уже общались, писали уже про _____?
— Расскажите поподробнее о _____.
На такие вопросы нет «правильного ответа», который «нужно угадать, чтобы понравиться
»
Больше всего преподаватели-практики не любят общие слова и размытые формулировки. Конкретика, факты, четкость высказываний показывают, что абитуриент понимает, о чем говорит.
Неконкретные формулироваки:
• Мне нравится встречаться с новыми людьми
• Мне интересно узнавать что-то новое и интересное
• Мне хотелось бы научиться журналистике
• Я хочу писать о культуре
Конкретные формулировки:
— Я интересуюсь балетом, регулярно хожу в Новосибирский театр оперы и балета, последняя книга, которую я прочитала по теме, была « ______», пробую писать рецензии на постановки, вот пример, но до ______ мне еще далеко.
— Мне интересны молодые бизнесмены, стартаперы, тема развития молодежного предпринимательства, я сделал три интервью с ними, участвовал в Стартап-школе, пытаясь разобраться, что ими движет и какие перспективы есть у этого направления.
8
Летняя практика
в Silamedia
Можно участвовать, даже если не поступил
Дистанционная
журналистская практика для
начинающих
Реальные
задания, обратная связь от мастеров,
рекомендации
успешно закончившим курс
Сообщество
интересных и ярких
Посмотрите фильмы
• Римские каникулы / Roman Holiday,
1953
• Дайте жалобную книгу, 1965
• Вся президентская рать / All the
President's Men, 1976
• Доброе утро, Вьетнам / Good morning,
Vietnam, 1987
• Афера Стивена Гласса / Shattered
Glass, 2003
• Охота на Веронику / Veronica Guerin,
2003
• День радио, 2003
• Доброй ночи и удачи / Good night, and good luck, 2005
• Дьявол носит Prada / The Devil wears
Prada, 2006
• Вся королевская рать / All the King's
Men, 2006
• Фрост против Никсона / Frost/Nixon,
2008
• Доброе утро / Morning Glory, 2010
• Ромовый дневник / The Rum Diary, 2011
• Невероятная жизнь Уолтера Митти /
The Secret Life of Walter Mitty, 2013
• Сериал Отдел новостей / The Newsroom
следи за подробностями в vk.com/sila4media

— Я по духу — репортер, мне важно самому побывать на месте событий, своими глазами увидеть происходящее, пообщаться с очевидцами.
— Я еще не определилась, какая сфера журналистики меня привлекает, но я уже попробовала себя в научной журналистике - написала пост в блоге о научной конференции «_______»
— Мне интересны передачи и журналы о путешествиях, я прочитала книги «_______» и
«_______» о такой журналистике. Я сама путешествовала по _____, и это был не банальный отдых по путевке.
Я написала ______ по результатам этой поездки.
Может показаться, что приемные комиссии хотят от абитуриентов слишком многого: чтобы они не только понимали, в какой сфере они хотят работать, но и уже попробовали что-то сделать.
Это особенность практических специальностей. Пока вы не попробуете сделать что-то, вы не поймете, хотите вы этим заниматься или нет. А при поступлении в вуз цена ошибки достаточно высока: бесмысленно потраченных несколько лет, ощутимое количество впустую потраченных денег и нервов.
Поэтому не стоит удивляться вопросам о журналистике или о том, какое самое яркое событие произошло в городе на прошлой неделе. Не стоит считать, что вопросы о том, чем занимаются журналисты, при поступлении преждевременны. Как раз наоборот.
Странно выглядят на собеседованиях абитуриенты, которые никаких СМИ не читают, не слушают, не смотрят.
Это парадокс, что человек хочет идти создавать то, чем сам не пользуется, но с распространением социальных сетей такие ответы на вступительных собеседованиях встречаются всё чаще.
Социальные сети не являются СМИ, они — всего лишь платформа, на которой разные авторы и редакции могут публиковать свои материалы.
Поглубже разобраться в этой теме бывает полезно, чтобы выделиться на фоне остальных поступающих, рассуждающих о новых медиа и глобализации на уровне обывательского здравого смысла.
Конкретика, конкретика и еще раз конкретика.
Читайте, узнавайте, спрашивайте, интересуйтесь. И не переживайте, если не поступите.
Один устойчивый миф звучит так:
«Для того, чтобы работать в журналистике, нужно учиться на журфаке». Этот миф не разрушается никакими примерами, никакой статистикой. В реальности в журналистике работает много людей без дипломов журналистов.
Позвоните (а лучше попросите своего абитуриента позвонить) в редакции
СМИ вашего региона (а если он(а) решится позвонить в редакции национального уровня, получат дополнительный навык и опыт) .
Пусть скажет, что делает исследовательскую работу для школы, собирая данные о том, какое образование получили сотрудники редакции. Пусть составит таблицу специальностей. Для того чтобы иметь более менее полное представление, нужно опросить не менее 10 разных редакций.
Смею предположить, что в ответах вам попадутся географы и историки, экономисты и физики, учителя труда и выпускники консерватории. Да, вам будут попадаться и обладатели дипломов журфаков. Но самое главное, что, в отличие от медицины, диплом факультета журналистики не является обязательным и непременным условием для работы в редакции.
Журфаки дают связи, более простой выход на редакции, на журфаках часто ищут «толковых ребят на практику». Но это — не единственное место, где эти связи и выходы можно получить.
Проговорите очень тщательно — чего именно хочет ваш ребёнок.
Многие молодые люди во время обучения понимают, что хотели от обучения и профессии совершенно не того.
Но, к сожалению, не уходят, не меняют свою траекторию, не пробуют понять, почему это произошло, а “доучиваются” через силу, отбивая у себя всяческий интерес к медиасфере и обвиняя факультеты и преподавателей в своем разочаровании.
Если человек решительно настроен на работу в сфере журналистики, то эту задачу можно решить двумя путями:
1.
Учиться ремеслу журналиста в вузе + самостоятельно осваивать какую-то тематическую сферу
2.
Осваивать какую-то тематику в вузе + самостоятельно осваивать ремесло журналиста.
Оба варианта могут привести к успеху, но возлагать надежды исключительно на факультет журналистики неправильно.
Можно получить любое хорошее базовое образование. История, социология, биология, физика, экономика — любые науки, систематизирующие мир.
Журналисту приходится описывать мир и процессы, происходящие в нем.
Имея стройную систему мира в голове, научиться показывать её журналистскими инструментами — дело практики.
9
В принципе, ни один вуз сейчас не сможет вам предложить «полный набор» нужных знаний и навыков.
Вузовская программа — это только одна часть профессионального обучения. Вторая часть — индивидуальная практика в реальной редакции, в реальном медиапроекте.

Чек- лист
Что нужно сделать абитуриенту, чтобы лучше подготовиться к творческому конкурсу на журфак.
Прочитать
Подумать
Сделать
Чек- лист
Что нужно сделать абитуриенту, чтобы лучше подготовиться к творческому конкурсу на журфак.
«Ремесло»
Книга первого главного редактора газеты
«Ведомости», сайтов Slon.ru и
Forbes.ua, первого издателя русского Forbes о сути журналистики litres.ru/leonid-bershidskiy/
remeslo
Что вы будете делать, если не поступите на журфак?
Насколько сильно ваше желание работать в медиа?
Пойдете ли вы неоплачиваемым стажёром в редакцию, чтобы приобрести опыт?
Набрать не меньше 25 баллов за час (смотри страницу 4)
Чек- лист
Что нужно сделать абитуриенту, чтобы лучше подготовиться к творческому конкурсу на журфак.
История русских медиа
1989—2011
afisha.ru/article/mediahistory
На кого из журналистов вы хотели бы быть похожим? Почему?
Найти блоги или аккаунты в
Фейсбуке действующих журналистов, принять участие в дискуссии на профессиональную тему.
Чек- лист
Что нужно сделать абитуриенту, чтобы лучше подготовиться к творческому конкурсу на журфак.
17 любых материалов на сайте planetasmi.ru
Сколько российских и зарубежных журналистов вы сможете назвать без подготовки?
Написать свой материал по результатам какого- либо события.
Опубликовать его в своем блоге/на странице соцсети.
Чек- лист
Что нужно сделать абитуриенту, чтобы лучше подготовиться к творческому конкурсу на журфак.
19 любых материалов на сайте media-media.ru
Какие
СМИ своего региона вы знаете и чем они отличаются друг от друга?
Снять фоторепортаж.
Опубликовать фотографии, сопроводив их содержательными подписями.
Чек- лист
Что нужно сделать абитуриенту, чтобы лучше подготовиться к творческому конкурсу на журфак.
СМИ XXI века
Новые журналисты для новых информационных потоков habrahabr.ru/post/56353
Зачем вы поступаете на факультет журналистики?
Взять интервью у человека
— эксперта в той теме, которая вам интересна.
Опубликовать интервью в своем блоге.
10
Присоединяйся и делись своими опытами в группе vk.com/sila4media

Об авторе
Оксана
Силантьева
Создатель Silamedia.
Мультимедийный продюсер, режиссер, медиаменеджер и маркетолог. Тренер- консультант в сфере внутренней, внешней и массовой коммуникации.
Магистр мультимедиа журналистики (диплом
Bournemouth University,
Великобритания).
Специалист в области медиаменеджмента и маркетинга медиапроектов, построения социальных сетей, онлайн и офлайн сообществ.
Преподавала на факультете медиакоммуникаций Высшей школы экономики и в Высшей школе журналистики НИУ ВШЭ. Работала программным директором
Института развития прессы – Сибирь (Школа гражданских коммуникаций и Правозащитная социальная сеть taktaktak.ru). Есть опыт работы маркетологом в отделе внутренних сервисов компании «Яндекс».
Участвовала в создании Объединенной мультимедийной редакции в
Издательском доме «Алтапресс», развитии сайта altapress.ru (Лучший региональный сайт по версии Ассоциации независимых региональных издателей, 2009; премия «Золотой гонг», 2010). Была руководителем службы сетевых сообществ проекта «Электронный город» в
Новосибирске.
Разработанный и реализованный образовательный мультимедийный квест «Стратегия А» получил Премию Всемирной газетной
Ассоциации(WAN) в 2009.
Сайт: silamedia.ru
Фейсбук: facebook.com/silamedia
Email: oksana@silamedia.ru
Вебинары и индивидуальные консультации для молодых людей, мечтающих о карьере в медиа и журналистике, и их родителей
Регистрируйтесь!
Оксана Силантьева ответит на вопросы, поможет разобраться, объяснит, успокоит.
11
Выбирать профессию всегда непросто.
Особенно профессию в сфере медиа, где многое непонятно, а многое меняется прямо на глазах.
Важно попробовать. Важно ответить самому себе, чего я хочу достичь. С ответом на вопрос «Как этого достичь?» мы в Silamedia всегда поможем.
silamedia.timepad.ru/event/125867

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей