К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:
- названия обрядовых праздников;
- отличительные особенности мордовских (мокша, эрзя, шокша) национальных костюмов;
- мифологию мордовского народа;
- мордовскую художественную литературу (сказки, рассказы, стихи );
-различные виды народных промыслов мордвы;
- кулинарные блюда национальной мордовской кухни.
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой,
-вышивать «крестиком» мордовские орнаменты;
- рассказывать произведения мордовской детской художественной литературы (сказки, рассказы, стихи );
- рассказать историю национальной мордовской кухни и особенности приема гостей.
Проверка результатов обучения осуществляется посредством:
- наблюдения и оценивания результатов практической работы учащихся;
- опросов по изучаемым темам;
- оценивания успешности участия в празднично-игровых мероприятиях, школьных праздниках, концертах и фестивалях и конкурсах.
Занятие1. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Организационные вопросы. Основные сведения о мордовском народе −1 час
Занятие 2-8. История мордовского народа. История формирования мордовского народа. Финоугорское языковое дерево.Поселения и жилища. Заочное путешествие по г.Саранск. История образования с.Родники.
Викторина “История мордовского народа”-7 часов
Занятие 9-12. «Хоровод круглый год». Народный календарь, приметы и пословицы. Загадки, считалки. Урок-праздник Сёксень чи» (Стихи, рассказы об осени) – 4 часа
Занятие 13-15.«В некотором царстве…» Мордовская детская художественная литература, (сказки, рассказы, стихи) Любимые сказочные герои. Добро и зло в мордовских сказках −3 часа
Занятие 16-18.Национальная кухня. Из истории национальной кухни.. Рецепты молочных и мясных блюд. Мучные изделия и напитки. Кулинарные особенности приема гостей −3 часа
Занятие 19-21.Сезонные обряды и праздники. Осенне-зимние праздники и обряды. (Покров,Роштувань куд). Зимние и осенние заклички, считалки, пословицы. Весенние заклички, пословицы. Весенние праздники Масенница, Пасха-3 часа
Занятие 22-24.Мифология мордовского народа. Быт и обычаи в легендах и мифах мордвы. Легенды о великанах. Женские божества- 3 часа
Занятие 25-27.Ютко шкасто. Разгадывание кроссвордов, загадок. Детские игры-3 часа
Занятие 28-32.Подготовка к фольклорному празднику. Разучивание стихов, частушек, инсценировки −5 часов
Занятие 33-34.Итоговое занятие. Праздник « Свал гайгезэ эрзянь келесь»-2 часа
Программа факультатива «История и культура мордовского народа»
(для изучения в ходе реализации национально-регионального компонента на факультативах) Данная программа направлена на реализацию задач этнорегионального образования и предназначена для изучения истории и культуры учащимися мордовской и других национальностей. Программу можно использовать на факультативных занятиях, кружках и частично на уроках истории, а также в качестве материала для внеклассной воспитательной работы. Программа отражает социальный заказ, который определяется правительством РФ: «В новых социально-политических условиях важным являются возрождение и развитие культурно-исторических и духовных традиций народов…».
Цель программы – формирование у учащихся национальной духовной и музыкальной культуры, национального мышления, сохранение и развитие традиций мордовского народа.
Программа строится с опорой на следующие принципы: принцип приоритета национальных духовных ценностей, которые предполагают усвоение подрастающим поколением духовных ценностей мордовского народа, положительных черт национального мировоззрения и характера; принцип опоры на диалог культур (в историческом и межнациональном плане), предполагающий взаимодействие и интенсивное взаимообогащение культуры народа с учетом ее развития в различные исторические эпохи, а также культуры мордовского и других народов; принцип природосообразности, проявляющийся в учете психофизиологических, возрастных особенностей учащихся, близости их к природе, жизни;
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА
«История и культура мордовского народа»
МОЙ ДОМ
ПРИРОДА
КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ
Осень
Зима
Весна
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ В МОРДОВСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
ВИРЯВА И ЕЕ ВЛАДЕНИЯ
Дети знакомятся с любимыми героями мордовского фольклора – сорокой, дятлом, зайчиком, медведем. Учитель рассказывает, что во многих мордовских сказках и песнях животные и птицы наделены человеческими качествами: лиса хитра и коварна, медведь добродушен.
Особо у мордвы почитали медведя. В некоторых мордовских сказках медведи женились на девушках и у них рождались сыновья – богатыри, защитники народа. Почитал мордовский народ и лесную пчелу, и был у нее даже покровитель Нишкепаз, в образе высокого человека с густыми белыми волосами и бородой. Бортничество (борт – дупло в дереве, где селились пчелы) – собирание сладкой дани с диких пчел – было очень распространено у мордвы. Были такие времена, когда налоги и подати платили диким медом.
РАССКАЖИ МНЕ СКАЗОЧКУ
В ГОСТЯХ У ВЕДЯВЫ
ДИАЛОГ КУЛЬТУР МОРДОВСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В НАШЕ ВРЕМЯ
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |