Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. Высшее профессиональное образование


НазваниеВысшее профессиональное образование
АнкорСазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР.doc
Дата09.10.2017
Размер1.24 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР.doc
ТипДокументы
#27554
страница15 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
ТЕМА «ШКОЛА»

Обобщающая беседа «Скоро в школу».

Цель. Уточнять и расширять знания детей о школе. Отвечать пол­ными предложениями, правильно строя их. Воспитывать желание учиться в школе.

Словарь. Школа, класс, перемена, урок, мастерская, столовая, парта, доска, портфель, пенал, учитель, ученик, резинка, руч­ка, карандаш, азбука, букварь, учебники, тетрадь, урок, звонок.

Предварительная работа. Чтение произведения, заучивание сти­хов, пословиц, слушание и пение песен о школе, оформление сюжетно-ролевой игры «Школа»; сюжетно-ролевые игры; беседы с детьми об их старших братьях и сестрах; экскурсия в школу.

Материал. Индивидуальные наборы геометрических фигур раз­ного цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, фи­олетовый цвета и их оттенки), на которых изображены печатные буквы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Игра с мячом «Закончи пословицу».

Без терпенья... (нет ученья).

Аз да буки... (всему миру науки).

От знаний уйдешь... (в хвосте пойдешь).

Ученье... (путь к уменью).

Ученья корень горек... (да плод сладок).

Без муки... (нет науки).

II.Обобщение материала по теме. Беседа.

  • Где мы были на экскурсии? (В школе.)

  • Как называются дети, которые учатся в школе?

  • Кто учит детей в школе?

  • Где проходят уроки?

  • Какая мебель есть в классе?

  • Какие окна в классе?

  • Где отдыхают дети на перемене?

  • Что можно сказать о коридоре?

  • Какой он?

  • Как дети отдыхают на перемене?

  • Какие еще помещения есть в школе?

  • Где дети занимаются физкультурой?

  • Понравилась вам школа?

  • Что понравилось в школе?

  • Хотели бы вы учиться в школе?

  1. Физкультминутка. П/и «Делай, как я».

  2. Закрепление.

И/у «Волшебные фигуры».

Чтение отрывка из стихотворения П.Сила «Книги».

Белые листы у книг,

Много черных букв на них.

Для людей они важны.

Знать ребята их должны.

Если буквы будешь знать,

Можешь книжку прочитать.

Дети раскладывают на полу геометрические фигуры, выбирая одинаковые и располагая их по насыщенности цвета: от темного к светлому. Прочитываются слова: школа, класс, ученица, учитель, парта, доска.

V. И т о г.

— Как вас будут называть, когда вы пойдете в школу?

Чтение стихотворения Л.Дьякова.

Первоклассник

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи —

Все когда-то в первый раз

Приходили в первый класс.

Все ходили в первый класс,

Ваша очередь сейчас.

Год за годом промелькает,

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога.

Слушание (возможно и исполнение) песни «Чему учат в шко­ле» (ел. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2000.

  2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1997.

  3. Анисимова Л. П. Педагогические условия формирования гуманных качеств личности дошкольников // Гуманизация и гуманитаризация образования: Теории, концепции, опыт: Материалы Всероссийской на­учно-практической конференции 24 — 25 апреля 1997 г. — Самара, 1997.

  4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для вос­питателя детского сада. — М., 1991.

  5. Воробьева В. К. О некоторых особенностях построения фразы в уст­ной речи детей-алаликов // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С.Ляпидевского. — М., 1967. — Вып. 3.

  6. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4.

  7. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.-Т. 2.

  1. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1995. -№1.

  2. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя рус­ского языка. — М., 1953.

  1. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошколь­ников с растениями. — М., 1981.

  2. Ефименкова Н. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1981.

  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филшева Т. Б. Преодоление за­держки речевого развития у дошкольников. — М., 1973.

  4. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С.Ушако­вой. - М., 1993.

  5. Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач. — М., 1992.

  6. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982.

  7. Карабанова О. А. Психология развития и возрастная психология: Сб. программ / Под ред. А. Н. Подольского, О. А. Карабановой. — М., 1998.

  8. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 12.

  9. Каше Г. А. Подготовка детей к обучению в школе. — М., 1985.

  10. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.

  1. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков: Мето­ды и дидактические материалы. — М., 1995.

  2. Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготови­тельной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в по­вседневной жизни и деятельности детей. — М., 1998.

  3. Крылова Я.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспи­тателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефек­тология. — 1985. — № 2.

  4. Крылова Я. Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. — 1978. — № 1.

  5. Крылова Я. Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию многогранности средств речи у дошкольников с ОНР // Дефектология. — 1989. — № 4.

  1. Лалаева Р. И., Серебрякова И. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб., 1999.

  2. Ларионова Я. Я. Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи / Сост. С.А.Миронова. — М., 1987.

  3. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.

  4. Леонтьев А. Я. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977.

  5. Лурия А. Р., Юдович Ф.Я. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи: Хрестоматия по возрастной и педагогической психоло­гии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. — М., 1981.

  6. Ляпидевский С.С. Логопедия и смежные науки: Патология речи и голоса. — М., 1967.

  7. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный воз­раст. — М., 1997.

  1. Межиковская М.В., Скрипченко М.П. Логопедические занятия в специализированных детских садах. — Ташкент, 1989.

  2. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических за­нятиях. — М., 1991.

  3. Михайленко Я. Я., Короткова Я. А. Ориентиры и требования к об­новлению содержания дошкольного образования // Вестник образова­ния. - 1991.-№ 12.

  4. Моргулис И. С. Некоторые вопросы теории специализированного обучения //Дефектология. — 1989. — № 5.

  5. Нищева Я. В. Система коррекционной работы в логопедической груп­пе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.

  6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.

  7. Павлова Л. В. О некоторых формах работы с родителями: Обуче­ние и воспитание дошкольников с нарушением речи / Сост. С.А.Ми­ронова. — М., 1997.

  8. Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. — СПб., 1998.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. — М., 1985.

  1. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.

  1. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. — М., 1982.

  2. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДЦ для учащихся начальной школы. — СПб., 1997. — Ч. 1.

  3. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1976.

  4. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошколь­ников. — Ярославль, 1997.

  5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб., 1997.

  6. Ушакова О. С, Арушанова А. Г., Струнима Е.М., Юртайкина Т.М. Скажи по-другому. — Самара, 1994.

  7. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специализи­рованном детском саду. — М., 1987.

  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспита­ние детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М, 1991.

  9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1991.

  10. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возра­ста. — М., 1961.

  11. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Под ред. В. И.Логиновой. — М., 1990.

  12. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И.Жуковская, Л.А.Пеньевская. — М., 1983.

  13. Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Л. Н. Елисеева. — М., 1982.

  14. Худенко Е.Д. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях // Развитие и коррекция. — М., 1998.-Вып. 1.

  15. Худенко Е.Д., Останина Е. В. Практическое пособие по развитию речи. — М., 1994.

  16. Худенко Е.Д., Мельникова Т. С, Шаховская С.Н. Как научить ре­бенка думать и говорить. — М., 1993.

  17. Цветкова Л. С. К теории восстановительного обучения // Дефекто­логия. — 1986. — № 2.

  18. Шабанова И. Конспекты коррекционных физкультминуток для де­тей с нарушением зрения //Дошкольное воспитание. — 1992. — № 5 —6.

  19. Шорыгина Т. А. Звери. Какие они?: Книга для воспитателей, гувер­неров и родителей. — М., 2001.

  1. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они?: Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М., 2001.

  2. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они?: Книга для воспитателей, гувер­неров и родителей. — М., 2000.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение , 4

Раздел I 6

  1. Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи …..6

  1. Система общедидактических и специфических принципов в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями ……………………….9

3. Преемственность в планировании занятий учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи ………13

Раздел II 16

1. Учебно-тематический план 16

I год обучения 16

II год обучения 17

2. Примерное перспективное тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи …..18

I год обучения 18

II год обучения 29

Раздел III 40

1. Методические рекомендации воспитателям по проведению занятий

с детьми, имеющими общее недоразвитие речи….40

2. Примерные конспекты занятий воспитателя с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 42

I год обучения 42

II год обучения 69

Литература 112


Учебное издание

Сазонова Светлана Николаевна

Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Учебное пособие

Редактор У. Г. Макухина. Ответственный редактор И. Б. Чистякова.

Технический редактор Е. Ф. Коржуева. Компьютерная верстка: Г. Ю. Никитина.

Корректоры В. Н. Рейбекелъ, Э. Г. Юрга

Изд. A-408-II. Подписано в печать 31.05.2005. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. 2. Усл. печ. л. 9,0. Тираж 3000 экз. Заказ №14994.

Издательский центр «Академия».

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.ОО4796.О7.04 от 20.07.2004.

117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.

Отпечатано в ОАО «Саратовский полиграфический комбинат». 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей