ТЕМА «ШКОЛА»
Обобщающая беседа «Скоро в школу».
Цель. Уточнять и расширять знания детей о школе. Отвечать полными предложениями, правильно строя их. Воспитывать желание учиться в школе.
Словарь. Школа, класс, перемена, урок, мастерская, столовая, парта, доска, портфель, пенал, учитель, ученик, резинка, ручка, карандаш, азбука, букварь, учебники, тетрадь, урок, звонок.
Предварительная работа. Чтение произведения, заучивание стихов, пословиц, слушание и пение песен о школе, оформление сюжетно-ролевой игры «Школа»; сюжетно-ролевые игры; беседы с детьми об их старших братьях и сестрах; экскурсия в школу.
Материал. Индивидуальные наборы геометрических фигур разного цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, фиолетовый цвета и их оттенки), на которых изображены печатные буквы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. Игра с мячом «Закончи пословицу».
Без терпенья... (нет ученья).
Аз да буки... (всему миру науки).
От знаний уйдешь... (в хвосте пойдешь).
Ученье... (путь к уменью).
Ученья корень горек... (да плод сладок).
Без муки... (нет науки).
II.Обобщение материала по теме. Беседа.
Где мы были на экскурсии? (В школе.)
Как называются дети, которые учатся в школе?
Кто учит детей в школе?
Где проходят уроки?
Какая мебель есть в классе?
Какие окна в классе?
Где отдыхают дети на перемене?
Что можно сказать о коридоре?
Какой он?
Как дети отдыхают на перемене?
Какие еще помещения есть в школе?
Где дети занимаются физкультурой?
Понравилась вам школа?
Что понравилось в школе?
Хотели бы вы учиться в школе?
Физкультминутка. П/и «Делай, как я».
Закрепление.
И/у «Волшебные фигуры».
Чтение отрывка из стихотворения П.Сила «Книги».
Белые листы у книг,
Много черных букв на них.
Для людей они важны.
Знать ребята их должны.
Если буквы будешь знать,
Можешь книжку прочитать.
Дети раскладывают на полу геометрические фигуры, выбирая одинаковые и располагая их по насыщенности цвета: от темного к светлому. Прочитываются слова: школа, класс, ученица, учитель, парта, доска.
V. И т о г.
— Как вас будут называть, когда вы пойдете в школу?
Чтение стихотворения Л.Дьякова.
Первоклассник
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи —
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все ходили в первый класс,
Ваша очередь сейчас.
Год за годом промелькает,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Слушание (возможно и исполнение) песни «Чему учат в школе» (ел. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского).
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2000.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1997.
Анисимова Л. П. Педагогические условия формирования гуманных качеств личности дошкольников // Гуманизация и гуманитаризация образования: Теории, концепции, опыт: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24 — 25 апреля 1997 г. — Самара, 1997.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. — М., 1991.
Воробьева В. К. О некоторых особенностях построения фразы в устной речи детей-алаликов // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С.Ляпидевского. — М., 1967. — Вып. 3.
Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4.
Выготский Л. С. Проблемы общей психологии // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.-Т. 2.
Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1995. -№1.
Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. — М., 1953.
Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. — М., 1981.
Ефименкова Н. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1981.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филшева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М., 1973.
Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С.Ушаковой. - М., 1993.
Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач. — М., 1992.
Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982.
Карабанова О. А. Психология развития и возрастная психология: Сб. программ / Под ред. А. Н. Подольского, О. А. Карабановой. — М., 1998.
Карельская Е. Поможем Буратино заговорить (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 12.
Каше Г. А. Подготовка детей к обучению в школе. — М., 1985.
Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.
Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков: Методы и дидактические материалы. — М., 1995.
Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. — М., 1998.
Крылова Я.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. — 1985. — № 2.
Крылова Я. Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. — 1978. — № 1.
Крылова Я. Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию многогранности средств речи у дошкольников с ОНР // Дефектология. — 1989. — № 4.
Лалаева Р. И., Серебрякова И. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб., 1999.
Ларионова Я. Я. Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи / Сост. С.А.Миронова. — М., 1987.
Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.
Леонтьев А. Я. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977.
Лурия А. Р., Юдович Ф.Я. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. — М., 1981.
Ляпидевский С.С. Логопедия и смежные науки: Патология речи и голоса. — М., 1967.
Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. — М., 1997.
Межиковская М.В., Скрипченко М.П. Логопедические занятия в специализированных детских садах. — Ташкент, 1989.
Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991.
Михайленко Я. Я., Короткова Я. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования // Вестник образования. - 1991.-№ 12.
Моргулис И. С. Некоторые вопросы теории специализированного обучения //Дефектология. — 1989. — № 5.
Нищева Я. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.
Павлова Л. В. О некоторых формах работы с родителями: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи / Сост. С.А.Миронова. — М., 1997.
Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. — СПб., 1998.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. — М., 1985.
Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.
Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. — М., 1982.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДЦ для учащихся начальной школы. — СПб., 1997. — Ч. 1.
Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1976.
Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников. — Ярославль, 1997.
Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб., 1997.
Ушакова О. С, Арушанова А. Г., Струнима Е.М., Юртайкина Т.М. Скажи по-другому. — Самара, 1994.
Филичева Т. Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специализированном детском саду. — М., 1987.
Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М, 1991.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1991.
Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — М., 1961.
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Под ред. В. И.Логиновой. — М., 1990.
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И.Жуковская, Л.А.Пеньевская. — М., 1983.
Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Л. Н. Елисеева. — М., 1982.
Худенко Е.Д. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях // Развитие и коррекция. — М., 1998.-Вып. 1.
Худенко Е.Д., Останина Е. В. Практическое пособие по развитию речи. — М., 1994.
Худенко Е.Д., Мельникова Т. С, Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. — М., 1993.
Цветкова Л. С. К теории восстановительного обучения // Дефектология. — 1986. — № 2.
Шабанова И. Конспекты коррекционных физкультминуток для детей с нарушением зрения //Дошкольное воспитание. — 1992. — № 5 —6.
Шорыгина Т. А. Звери. Какие они?: Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М., 2001.
Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они?: Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М., 2001.
Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они?: Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М., 2000.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение , 4
Раздел I 6
Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи …..6
Система общедидактических и специфических принципов в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями ……………………….9
3. Преемственность в планировании занятий учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи ………13
Раздел II 16
1. Учебно-тематический план 16
I год обучения 16
II год обучения 17
2. Примерное перспективное тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи …..18
I год обучения 18
II год обучения 29
Раздел III 40
1. Методические рекомендации воспитателям по проведению занятий
с детьми, имеющими общее недоразвитие речи….40
2. Примерные конспекты занятий воспитателя с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 42
I год обучения 42
II год обучения 69
Литература 112
Учебное издание
Сазонова Светлана Николаевна
Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Учебное пособие
Редактор У. Г. Макухина. Ответственный редактор И. Б. Чистякова.
Технический редактор Е. Ф. Коржуева. Компьютерная верстка: Г. Ю. Никитина.
Корректоры В. Н. Рейбекелъ, Э. Г. Юрга
Изд. № A-408-II. Подписано в печать 31.05.2005. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 9,0. Тираж 3000 экз. Заказ №14994.
Издательский центр «Академия».
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.ОО4796.О7.04 от 20.07.2004.
117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.
Отпечатано в ОАО «Саратовский полиграфический комбинат». 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |