2. ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
И СВЯЗНОЙ РЕЧИ
При отборе лексико-грамматического материала мы ориентировались на тематические циклы, предложенные Т. Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. Опора на концентрический принцип определила преемственность в прохождении тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. Лексические темы занятий спланированы так, что на протяжении двух лет обучения они изучаются дважды. Обусловлено это тем, что, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии, дети подготовительной группы обнаруживают заметное отставание как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении.
Использование концентрического принципа дает возможность сформировать устойчивые грамматические навыки, расширить объем активного словаря, при этом при повторении на втором году обучения предусматривается постепенное усложнение совокупности лексического и грамматического материала.
I год обучения
I ПЕРИОД Сентябрь
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| I
неделя
| —
| Обследование детей
| —
| II неделя
| —
| Обследование детей
| —
| III неделя
| 1
| «Помещение детского сада»
| *' «Помещение детского сада». Экскурсия по детскому саду
| Поддерживать интерес ребенка к детскому саду, группе.
| 1 Звездочка (*) означает, что в разделе III настоящего пособия есть конспект занятия на данную тему.
Продолжение табл.
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| III
неделя
| 2
| «Помещение детского сада»
| «Помещение детского сада». Чтение стихотворений о жизни детского сада [54, 54], [36, 177].
И/у' «Один — много» (предметы мебели, игрушки)
| Проверить, знает ли, на какой улице находится детский сад; имя и отчество учителя-логопеда, воспитателей, младшего воспитателя
| IV
неделя
| 1
| «Овощи»
| * «Овощи».
Рассматривание
овощей.
Д/и «Приготовим
салат»
| Привлекать детей к сбору овощей на огороде.
Закрепить названия овощей, их характерные признаки.
Д/и «Что вырастили на огороде?», «Узнай на вкус» [10, 13]
| 2
| «Овощи»
| *«Овощи». Д/и «Угадай, что в руке» [10, 12]. И/у «Вершки и корешки» (только об овощах) [10, 38]. Заучивание загадок об овощах
| Октябрь
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| I
неделя
| 1
| «Фрукты»
| *«Фрукты».
Рассматривание картины «Сбор
фруктов».
И/у «Один — много»
| Рассмотреть фруктовые деревья на даче.
Знать, что фруктовые деревья растут в саду.
Закрепить названия фруктов. И/у «Заготовим сок на зиму» (упражнять в образовании относительных
| 2
| «Овощи и фрукты».
Составление описательного рассказа
| *«Овощи и фрукты». Составление предложений с опорой на демонстрируемые действия.
| 1 И/у — игровое упражнение. Далее Д/и — дидактическая игра.
Продолжение табл.
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| I неделя
|
| сопорой на схему
| Отгадывание загадок о фруктах
| прилагательных: сок из яблок — яблочный, из слив — сливовый и т.д.)
| II
неделя
| 1
| «Овощи и фрукты»
| «Овощи и фрукты». Экскурсия в овощной магазин
| Закрепить названия овощей и фруктов и знания о том, где их выращивают.
Загадать загадки об овощах и фруктах
| 2
| «Овощи и фрукты».
Пересказ сказки «Репка» с опорой на схему [11, 14]
| «Овощи и фрукты». Чтение произведения Е. Сюарт «Огород» [36, 128]. И/у «Четвертый лишний» (овощи и фрукты)
| III
неделя
| 1
| «Осень»
| «Осень».
Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осенью» [53, 123].
Д/и «Найди и назови в букете такой же листок» (основные и оттеночные цвета) [10, 23]
| Ежедневно вместе с ребенком наблюдать за изменениями в природе осенью.
Закрепить знание характерных признаков осени. Помочь выучить стихотворение об осени
| 2
| «Осень»
| «Осень».
Рассказывание по картине «Осень»
| IV неделя
| 1
| «Одежда»
| *« Одежда». Рассматривание предметов одежды. Д/и «Оденем куклу на прогулку»
| Закрепить знания детей о том, что одежда различается:
- по сезонам: зимняя, весенняя,
летняя, осенняя; - по принадлежности: женская, мужская, детская. И/у «Надевай — называй» («Я надеваю платье, шорты» и т.д.)
| 2
| «Одежда». Составление рассказа по цепной структуре «Новое платье для куклы Тани»
| «Одежда». Д/и «Узнаем, из чего сделаны платья и костюмы, кто их сделал, откуда они появились» [42, 47].
|
Продолжение табл.
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| IV
неделя
|
|
| И/у «Какой, какая?» (согласование существительных с прилагательными)
|
| V
неделя
| 1
| «Обувь»
| *« Обувь».
Рассказ воспитателя о предметах обуви, ее видах.
И/у «Назови правильно»
| Закрепить обобщающее понятие «обувь».
И/у «Какая обувь?» (упражнять в употреблении относительных прилагательных: сапоги из резины — резиновые; туфли из кожи — кожаные)
| 2
| «Обувь»
| Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» [53, 101].
И/у на образование существительных с суффиксом -ищ-(глаза — глазищи, лапа — лапища, нос — носище)
|
Ноябрь
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| I неделя
| 1
| «Игрушки»
| «Игрушки». Рассматривание новых игрушек, их обыгрывание. Заучивание стихотворения об игрушке.
Повторение стихотворения А. Барто «Игрушки» [54, 58] с показом иллюстраций
| Рассмотреть и назвать имеющиеся дома игрушки. Назвать, из чего игрушки сделаны. И/у «Мой, моя»
| 2
| «Игрушки».
Составление
описательного
| «Игрушки». Составление простых предложений с
| Продолжение табл.
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и формы занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| I
неделя
|
| рассказа об игрушке
| опорой на демонстрируемые действия с игрушками. И/у «Мой, моя»
|
| II
неделя
| 1
| «Игрушки»
| «Игрушки». Чтение произведения К. Чуковского «Телефон» [52, 112]. И/у «Назови ласково»
| Рассказать детям, где изготавливают игрушки, где их продают.
Выучить стихотворения об ифуш-ках.
И/у «Что есть у игрушки?» (называние частей игрушки)
|
| 2
| «Игрушки». Составление рассказа по действиям детей
| «Игрушки». Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так ифают?» [13, 263].
И/у «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных) [4, 61]
| III
неделя
| 1
| «Посуда»
| *«Посуда». Рассказ воспитателя о посуде. И/у «Что лишнее?»
| Рассказать детям о назначении посуды, о необходимости бережного отношения к ней. И/у «Один — много»
| 2
| «Посуда». Д/и «Угостим куклу чаем» (составление простых предложений, комментирование действий)
| «Посуда». Рассказывание на тему стихотворения С.Капутикян «Маша обедает» [13, 150].
И/у «В чем готовят еду?» (употребление предлогов в, на).
| IV
неделя
| 1
| «Продукты питания»
| «Продукты питания».
Экскурсия в магазин «Продукты»
| Рассмотреть и назвать продукты питания.
Побеседовать о том, что можно употреблять в сыром виде, а что нужно приготовить
|
Продолжение табл.
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| IV
неделя
| 2
| «Продукты питания». Составление рассказа «У Маши день рождения» по началу, заданному учителем-логопедом
| *« Продукты питания».
Д/и «Магазин "Продукты"»
|
| II ПЕРИОД Декабрь
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации
родителям
| I
неделя
| 1
| «Слова-предметы»
| *Рассказывание русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер» [52, 21]. И/у «Кто? Что?»
| Закрепить знания о том, что живые предметы отвечают на вопрос кто?, а неживые — что? Упражнять в назывании слов-предметов и правильном подборе вопросов.
Закрепить знания о том, что слова, обозначающие свойства предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? Упражнять в подборе слов-признаков. Упражнять в подборе слов-действий
| 2
| «Слова-действия»
| Пересказ сказки «Петух и собака» [13, 264].
И/у «Угадай, что я делаю» (закрепление по показу слов-действий)
| 3
| «Слова-признаки»
| II
неделя
| 1
| «Предложение»
| Экскурсия в парк
| Закрепить с детьми понятие о том,
| Продолжение табл.
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| II
неделя
| 2
| «Предложение»
| Описание картины
«Зима».
И/у «Какой, какая,
какие?» (с опорой
на картинки) [25,
84]
| что такое предложение.
Знать, что при написании предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой. Упражнять в определении количества слов в предложении, в составлении схемы предложений
| 3
| «Предложение»
| III
неделя
| 1
| «Зима»
| «Зима».
Заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима» [52, 91]. И/у «Три линейки» (согласование числительных с существительными в роде) с опорой на картинки (один снеговик, одно облако) [47, 112]
| Закрепить признаки зимы. Подобрать слова-признаки к словам небо, ветер, снежинка.
Выучить стихотворения о зиме, побеседовать по их содержанию
|
| 2
| «Зима»
| *«Зима». Составление рассказа «Игры зимой» с привлечением личного опыта. Практическое задание «Помоги художнику дорисовать картинку»
|
|
| 3
| «Зима». Составление рассказа «Зима» с использованием схемы
|
|
| IV
неделя
| 1
| «Зима»
| «Зима».
Чтение произведения Л. Воронковой «Таня выбирает елку» [52, 167]. И/у «Назови ласково»
| Сходить на экскурсию к новогодней елке.
Понаблюдать, как идут приготовления к Новому году. Выучить стихотво-
|
Продолжение табл.
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| IV
неделя
|
|
|
| рения о новогоднем празднике
| 2
| «Новый год»
| «Новый год». Инсценирование подготовленного диалога «Медведь» [41, 248].
Д/и «Чудесный мешочек» (определение предмета — игрушки — на ощупь)
| 3
| «Новый год». Составление описательного рассказа по сюжетным картинкам «Елка в детском саду»
| Январь
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя -логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| I
неделя
| 1
| «Части тела»
| «Части тела». Чтение произведения К. Чуковского «Айболит» [52, 103]. И/у «Покажи, где» (учить ориентироваться в частях тела и лица)
| Закрепить названия частей тела и лица.
Воспитывать культурно-гигиениче-
ские навыки. И/у «Один — одна», «Две — два» (один глаз, две руки, два уха). Прочитать стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр» [54, 166]
| 2
| «Части тела»
| 3
| «Части тела». Составление рассказа по плану «Научим Незнайку соблюдать чистоту и порядок» с использованием личного опыта
| Пересказ сказки «Лиса и кувшин» [52, 15].
И/у «Один — много» (части тела: ухо — уши, глаз — глаза)
| II
неделя
| 1
| «Домашние животные»
| «Домашние животные».
Рассказ воспитателя о домашних животных с использованием иллюстраций и произведения
| Закрепить названия домашних животных и их детенышей. И/у «Чем угостить домашних животных?»
| Продолжение табл.
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| II
неделя
|
|
| К. Ушинского «Спор животных» [50, 158]. Д/и «У кого кто?»
| И/у «Расскажи, какую пользу приносят домашние животные»
| 2
| «Домашние животные»
| «Домашние животные».
Описание картины «Кошка с котятами».
И/у «Чей хвост? Чья морда?»
| 3
| «Домашние животные». Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кролик» [50, 152]
| III
неделя
| 1
| «Дикие животные»
| *«Дикие животные». Рассматривание иллюстраций, картин из жизни диких животных с рассказом воспитателя
| Закрепить названия диких животных и их детенышей.
И/у «Кто где живет?»
Загадать ребенку несколько загадок и выучить их с ним
| 2
| «Дикие животные»
| «Дикие животные». Беседа о диких животных с использованием стихотворений, потешек, загадок [59, 12-14; 60]
| 3
| «Дикие животные». Описание внешнего вида животных с использованием схем
| IV
неделя
| 1
| «Птицы зимой»
| «Птицы зимой». Чтение произведения В. Бианки «Синичкин календарь» [52, 160].
Заучивание пословиц и поговорок о птицах [62, 87]
| Повторить названия зимующих птиц.
Изготовить кормушку и понаблюдать за птицами. Повторить пословицы, поговорки о птицах
| 2
| «Птицы зимой»
| «Птицы зимой». Пересказ рассказа Е. Чарушина «Дятел» [54, 363].
| 3
| «Птицы зимой». Составление рассказа по
|
Продолжение табл.
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| IV
неделя
|
| серии картин «Кормушка»
| И/у «Назови ласково»
|
| V неделя
| 1
| «Профессии людей» (кто кем работает, профессии родителей)
| «Профессии людей». Рассматривание картин о строителях из серии «Кем быть?»
Д/и «Кто больше назовет действий?» [4, 135]
| Побеседовать о профессиях людей.
Рассказать детям о своей профессии
|
| 2
| «Профессии людей»
| «Профессии людей».
Чтение стихотворений о строительных профессиях [50, 160], [41, 267] с заучиванием стихотворения М. Пожаровой «Маляры». И/у «Покрасим комнату» (основные и оттеночные цвета)
|
| Февраль
Сроки
| Номер занятия
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| I
неделя
| 1
| «Профессии людей»
| «Профессии людей».
Чтение произведения В. Маяковского «Кем быть?» [53, 236].
Д/и «Кому что нужно для работы?»
| Составить рассказ «Кем работают мои родители». Д/и «Кому что нужно для работы?»
| 2
| «Профессии людей»
| 3
| «Профессии людей». Пересказ рассказа «Для чего руки нужны?»
[12, 203]
| «Профессии людей». Пересказ рассказа «Пришли в детский сад...» [50, 160]. И/у «Кто больше назовет профессий?»
| II неделя
| 1
| «Одежда»
| «Одежда». Рассматривание картины «Портниха» из серии «Кем быть?».
Д/и «Чья одежда?» [4, 96] (определить принадлежность: детская, женская, мужская одежда)
| Побеседовать о правильном уходе за одеждой, ее хранении. Д/и «Без какой одежды не обойтись зимой?»
| 2
| «Одежда»
| Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» [53, 109]. И/у «Подбери предмет к признаку» (подбор существительных к качественным и относительным прилагательным: ситцевый сарафан, шелковое платье)
| 3
| «Одежда». Составление описательного рассказа об одежде по картинкам
| III
неделя
| 1
| «Наша армия»
| *«Наша армия». Рассказ воспитателя «Наша армия» с использованием пословиц о доблести, смелости. И/у «Подбери правильно»
| Рассказать о видах войск (артиллерийские, танковые и т.д.).
Составить рассказ «Мой папа (дедушка) — солдат». Выучить стихотворение об армии
| 2
| «Наша армия»
| *«Наша армия». Чтение произведения З.Александровой «Дозор» [53, 39]. И/у «Один — много»
|
| 3
| «Наша армия». Составление рассказа «Мой папа (дедушка) — солдат»
|
|
|
Сроки
| Номер
занятия
и
| Тема занятий учителя-логопеда
| Тема и форма занятия воспитателя
| Рекомендации родителям
| IV
неделя
| 1
| «Февраль — последний месяц зимы»
| «Февраль — последний месяц зимы». Рассматривание картины А. Мухина «Последний снег». Д/и «Когда это бывает?» [41, 215]
| Закрепить признаки конца зимы. Выучить народные приметы о феврале
| 2
| «Февраль — последний месяц зимы». Составление рассказа о зиме с опорой на схемы-символы
| «Февраль— последний месяц зимы». «Игры зимой» — рассказывание с привлечением личного опыта. И/у «Скажи наоборот» (холодно — жарко, пасмурно — ясно)
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |