РАЗДЕЛ III 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Предлагаемая нами схема построения занятий ни в коей мере не исключает творческого подхода к их проведению. Конспекты занятий разработаны в соответствии с содержанием коррекционной программы и перспективным тематическим планом.
В основу организации занятий наряду с общедидактическими положены принципы предметности и наглядности. Соблюдение этих принципов крайне важно, так как дает возможность максимально опираться на все анализаторные системы ребенка и развивать зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильные ощущения. Использование на занятиях натуральных объектов позволяет получить желаемый эффект.
Все конспекты занятий построены по единой схеме, состоящей из двух блоков. В первом блоке определены: тема; форма организации занятия (дидактическая игра, экскурсия, рассматривание иллюстраций, картин, составление рассказа, беседа и т.п.); цель занятия; словарь, который должен быть усвоен на занятии; характер предварительной работы; необходимый для занятия дидактический и наглядный материал. Во втором блоке конспекта представлен собственно ход занятия.
Структура занятия определяется его целями и задачами. В подборе дидактического материала мы руководствовались классификацией типов занятий, предложенной Е.Д.Худенко [55]: вводное занятие; изучение нового материала; обобщающее занятие; комбинированное занятие.
Вводное занятие имеет следующую структуру.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему:
а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений;
в) классификация предметов;
г) составление предложения на основе демонстрации натуральных объектов с опорой на их графические символы;
д) работа по иллюстрациям: «Подбери слово, антоним, синоним» и т.п.;
е) программированные задания.
III. Итог.
В соответствии с этой структурой составлены, например, конспекты по темам «Школа» (экскурсия в школу) и «Семья» (рассматривание картины «Семья»).
Структура занятия, посвященного изучению нового материала, может иметь несколько вариантов.
Вариант 1
I. Организационный момент:
а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия, памяти;
б) лексические упражнения.
II. Актуализация опорных знаний и представлений:
а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение предметов и явлений;
в) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) рассказ воспитателя;
б) демонстрация наглядности, схем, опор.
IV. Обобщение (обобщающая беседа).
V. Закрепление:
а) программированные задания;
б) графические работы;
в) работа с текстом и т.д.
VI. Итог.
Вариант 2
I. Организационный момент (лексические упражнения).
II. Введение в тему:
а) вводная беседа;
б) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) актуализация имеющихся знаний воспитанников;
б) рассказ, объяснение воспитателя.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) обобщающая беседа;
б) практические работы.
По этим вариантам составлены конспекты занятий по таким темам, например, как «Помещение детского сада» (экскурсия по детскому саду), «Фрукты» (рассматривание картины «Сбор фруктов»), «Посуда» (рассказ воспитателя о посуде), «Осень» (чтение произведения А.Твардовского «Лес осенью»), «Зима» (рассказывание по картине «Зимние развлечения»).
Комбинированное занятие может быть построено следующим образом.
I. Организационный момент (упражнения на внимание, память, восприятие). П. Повторение:
а) обобщающая беседа;
б) упражнения в узнавании, различении предметов и явлений;
в) программированные задания;
г) рассказ воспитанника.
III. Изучение нового:
а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов;
б) рассказ педагога.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) упражнения на узнавание; определение;
б) лексические игры, задания.
VI. Итог.
В соответствии с этой структурой построены конспекты занятий по таким, например, темам, как «Сад и огород» (рассказ воспитателя о труде овощеводов и садоводов), «Наш дом» (составление творческих рассказов).
Обобщающее занятие может иметь следующую структуру.
I. Организационный момент: упражнения на развитие высших психических функций.
И. Обобщение:
а) обобщающая беседа;
б) упражнение на узнавание, определение предметов и явлений;
в) программированные задания;
г) лексические игры и задания;
д) работа с опорой на графические схемы.
Физкультминутка.
Итог.
Эта структура выдержана в конспектах занятий, таких, например, как «Школа» (беседа об экскурсии), «Транспорт», «Сад и огород».
Педагоги выбирают структуру в соответствии с типом занятия и затем находят соответствующий дидактический материал.
Обращаем внимание на то, что в структуру занятия обязательно входит организационный момент, включающий упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия. Цель его — настроить детей на учебную деятельность.
Практика показывает, что, поскольку детям с речевой патологией трудно высказать мысль, построить предложение, участвовать в диалоге, на занятиях следует использовать графические схемы, символы, программированные задания, помогающие организовать речь.
В содержании физкультминутки учитывается лексическая тема коррекционной программы. Все занятия построены в игровой форме, динамично — с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
В отдельных случаях тексты бесед, включенных в конспекты, представлены детально, в качестве образцов, хотя, разумеется, не исключается, как и во всех других случаях, возможность творческого подхода при подборе дидактического (иллюстративного, художественного, литературного) материала в рамках предложенной лексической темы.
Таким образом, идея комплексного подхода к устранению общего недоразвития речи у дошкольников находит выражение прежде всего в структуре тематического планирования и разработанном в соответствии с ним методическом сопровождении. Ведущая роль в обучении и воспитании детей с ОНР принадлежит учителю-логопеду, направляющему усилия педагогов на создание условий для успешного речевого развития и подготовки каждого ребенка к обучению в школе. 2. ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ I год обучения ТЕМА «ПОМЕЩЕНИЕ ДЕТСКОГО САДА»
Экскурсия по детскому саду.
Цель. Дать представления о детском саде, о профессиях людей, работающих в нем, выполняемой ими работе. Учить детей рассказывать об увиденном.
Словарь. Медицинский кабинет, кухня, музыкальный зал, физкультурный зал, врач, медсестра, повар, музыкальный работник, воспитатель, логопед, помощник воспитателя, карта, путешествие.
Предварительная работа. Знакомство с группой, с работой воспитателя и помощника воспитателя, знакомство со зданием детского сада.
Материал. Предметные картинки с изображением музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, кукла-мальчик, эмблемы с изображением детского сада, карта, письмо.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Воспитатель вносит куклу-мальчика. Предлагает придумать ему имя (дети называют куклу Сережей).
II.Введение в тему.
— Жил-был мальчик Сережа. Исполнилось ему три года. Маме нужно было выходить на работу. В семье стали говорить, что пора сынку в детский сад ходить. И вот настал день, когда мама отвела Сережу в детский сад. А вечером, когда папа спросил сына, что ему понравилось в детском саду, сынок ответил (слушание стихотворения Н.Думбадзе «Сад»):
Я думал и вправду, что сад — это сад,
Где бабочек ловят, едят виноград.
Ой, мамочка — мама, куда я пришел?!
Сажают детей за обеденный стол!
Котлеты несут и молочный кисель!
А после, как дома, уложат в постель!
Ой, мамочка, лучше вернемся назад, —
Я сам покажу, где находится сад. Кукла-мальчик обращается к детям:
Примите меня в свою группу, пожалуйста, я с вами поживу и поиграю.
Ну, вот и хорошо, оставайся с нами, мы тебе покажем много интересного.
III.Изучение нового.
— Дети, нам принесли письмо. (Показывает конверт и вынимает письмо.) Оно от Знайки. Вот что здесь написано: «Здравствуйте, дорогие дети. Пишет вам ваш друг Знайка. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по детскому саду. Шлю вам карту. Следуйте строго по ней».
Воспитатель вручает детям значки путешественников.
Итак, ребята, мы отправляемся в путешествие по детскому саду. Я буду вашим экскурсоводом. Начнем путешествие с первого этажа. Это кабинет директора. Здесь работает Светлана Николаевна. Она заботится о вас, о вашем здоровье, о том, чтобы всем жилось в детском саду весело и интересно. Для этого она покупает много книг, игрушек. (Дети прощаются, идут дальше.)
Ой, ребята, как вкусно пахнет! Как вы думаете, куда мы сейчас попадем? (Ответ.) Это кухня. Здесь работают наши замечательные повара и их помощники. (Воспитатель знакомит детей с главным поваром.) Они одеты в специальную одежду, белые фартуки и белые косынки. Они готовят нам пищу — вкусную, богатую витаминами. (Дети благодарят поваров, прощаются, следуют дальше.)
Это медицинский кабинет. (Дети здороваются.)
Здесь работают врач Галина Александровна и медицинские сестры Галина Аркадьевна и Галина Васильевна.
Если что-то заболит,
Вас излечит, исцелит
Не знаменитый Айболит,
А доктора нашего детсада.
Для этого рядом есть лечебные кабинеты, где есть много разных аппаратов. Вот и кушетка, на которой делают массаж.
Спасибо добрым докторам,
Они всегда помогут нам!
(Дети прощаются.)
— Стрелка на карте показывает, что надо подняться на второй этаж, откуда доносится красивая музыка. Это играет наш музыкальный руководитель Зинаида Павловна. (Здороваются.)
Ребята, а что делают в музыкальном зале? Что здесь есть? Какие музыкальные инструменты вы знаете? (Перечисляют.)
— Рядом с музыкальным залом находится еще один зал — физкультурный. Здесь работает Светлана Владимировна. Она будет заниматься с вами физкультурой.
Для чего мы занимаемся физкультурой? (Ответ.) Что есть в этом зале?
Если хочешь быть здоров,
Надо не лениться,
На снарядах от души
Можно потрудиться.
— Стрелка на карте показывает, что нам надо спуститься на первый этаж, в нашу группу.
Когда дети расположились в своей комнате, кукла Сережа обращается к ним:
Спасибо, ребята, за это путешествие. У вас действительно очень интересно. А сейчас я вас кое о чем спрошу, а вы мне ответите.
Высокий ящик с клавишами. Что это? Где он стоит, зачем? Кто на нем играет? Когда? Какие музыкальные инструменты есть в музыкальном зале? (Если дети затрудняются, показываются предметные картинки.)
Где находятся эти предметы? Для чего они нужны? (Показываются скакалка, обруч, мяч.)
Где работает повар? Что он делает? Что интересного увидели вы на кухне?
Кто заботится о нашем здоровье?
Кто учит нас играть, дружить? (Воспитатель.)
Правильно, дети, мы, воспитатели, учим вас играть, дружить, но одним нам не справиться с этой работой, а потому в каждой группе есть помощник воспитателя (называет имя, отчество).
— Ой! Посмотрите, на нашей карте стрелка показывает место, где находится клад. (Дети находят новую игру или игрушку.)
IV. Итог.
— Спасибо Знайке за интересное путешествие. ТЕМА «ОВОЩИ» (1)
Рассматривание овощей.
Цель. Расширять знания и представления детей об овощах. Упражнять в умении различать овощи по форме, вкусу. Закреплять навык словоизменения (согласование прилагательных с существительными). Воспитывать интерес к растительному миру.
Словарь. Овощи, чистят, моют, режут, рубят, варят, солят, вкусные, сладкие, сочные, твердые, мягкие.
Предварительная работа. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением овощей, экскурсия на огород.
Материал. Натуральные овощи: огурец, морковь, свекла, капуста, лук, картофель, репа, редиска; салатница для салата из овощей; карточки-схемы для определения характерных особенностей овощей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
— О каком времени года говорится в этом стихотворении?
С вечера все спится,
На дворе темно...
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
II. Введение в тему.
Осень, осень к нам пришла,
Что-то осень принесла.
Принесла вам овощей
И для супа и для щей.
III. Актуализация знаний и представлений.
— Поиграем в игру «Назови правильно овощ». (Показываются и называются овощи.) IV. Изучение нового материала.
Детям предлагается рассказать о любом из овощей, используя карточку-схему (называется цвет, форма, вкус). Предварительно воспитатель знакомит со схемой, предлагает образец ответа: «Помидор красный, круглый, сочный».
V. Физкультминутка (имитация действия).
Засолка капусты
Мы капусту рубим,
Мы капусту трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
VI. Закрепление. Д/и «Приготовим салат».
Во время приготовления салата воспитатель задает детям вопросы о разных овощах:
— Что это? Какого цвета? Какой формы? Какого размера? Какой (какая) на ощупь? Какой (какая) по вкусу? Где растет?
VII. Итог.
Воспитатель хвалит детей за их правильные ответы. Дети пробуют салат и называют овощи, из которых они его приготовили. ТЕМА «ОВОЩИ» (2)
Д/и «Угадай, что это».
Цель. Расширять знания и представления детей об овощах. Учить детей вслушиваться в обращенную речь, выделять названия овощей. Формировать навыки словообразования. Развивать память, внимание, тактильное восприятие. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Словарь. Вершки, корешки, твердый, мягкий, сочный, овощеводы.
Предварительная работа. Беседа об осени, об урожае овощей, экскурсия на огород, рассматривание овощей, рисование, чтение стихов, исполнение песен.
Материал. Петрушка, картинки с изображением овощей, натуральные овощи или муляжи, корзина, схема для описания овощей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Раздается стук в дверь. Входит Петрушка, здоровается с детьми. Спрашивает, у какого растения одинаковое с ним имя.
— Я очень люблю играть, особенно с ребятами в детском саду. Я слышал, что вы на огороде вырастили много овощей. А вы знаете названия овощей? Сейчас проверю. (Дети называют.)
— А теперь выполните такое задание: назовите овощи ласково (огурец — огурчик, лук — лучок и т.д.).
II. Актуализация опорных знаний и представлений.
Петрушка предлагает детям поиграть в игру «Угадай, что у тебя в руке». Он показывает детям овощи и прячет в мешочек. Дети на ощупь угадывают и описывают овощ по предложенной схеме (форма, цвет, фактура): «Это огурец. Он овальный, зеленый, твердый».
Петрушка хвалит детей, предлагает отдохнуть.
III. Физкультминутка (пантомима).
Как живешь? — Вот так!
А плывешь? — Вот так!
Как бежишь? — Вот так!
Вдаль глядишь? — Вот так!
Ждешь обед? — Вот так!
Машешь вслед? — Вот так!
Утром спишь? — Вот так!
А шалишь? — ...
IV. Изучение нового.
1. Д/и «Угадай, что это» («Вершки и корешки»).
Петрушка предлагает поиграть в игру «Вершки и корешки».
Воспитатель вместе с Петрушкой демонстрируют картинки: морковь, репа, редиска, свекла, лук, чеснок (отдельно корнеплоды и отдельно ботва).
На фланелеграф выставляется картинка с изображением морковной ботвы. Предлагается отыскать недостающую часть. Дети хором говорят: «Вершок, вершок, где твой корешок?»
Вызванный ребенок находит соответствующую картинку и прикрепляет в нужном месте.
Петрушка оценивает правильность его действий.
— Много овощей вырастили на полях овощеводы. Овощи можно заготовить на зиму: их солят, маринуют, делают из них сок, салат. (Выставляют банки с овощами и заготовками.)
Дети называют, что находится в каждой банке.
Петрушка предлагает отгадать загадку-шутку.
Былинкой была —
Все воду пила.
Побелела, растолстела,
Словно сахар захрустела. (Капуста.)
Вот я лето прожила,
Много платьев сберегла,
А раздеться не смогла. (Капуста.)
2. Заучивание загадок.
V. Итог.
Воспитатель отмечает, кто был особенно внимателен, хорошо знает овощи, их характерные особенности, кто отвечал полным предложением, быстро запомнил и выразительно прочитал загадку о капусте.
— Что нового вы узнали на занятии?
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |