Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. Высшее профессиональное образование


НазваниеВысшее профессиональное образование
АнкорСазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР.doc
Дата09.10.2017
Размер1.24 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР.doc
ТипДокументы
#27554
страница6 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
РАЗДЕЛ III
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ,

ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Предлагаемая нами схема построения занятий ни в коей мере не исключает творческого подхода к их проведению. Конспекты занятий разработаны в соответствии с содержанием коррекционной программы и перспективным тематическим планом.

В основу организации занятий наряду с общедидактическими положены принципы предметности и наглядности. Соблюдение этих принципов крайне важно, так как дает возможность макси­мально опираться на все анализаторные системы ребенка и раз­вивать зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, так­тильные ощущения. Использование на занятиях натуральных объектов позволяет получить желаемый эффект.

Все конспекты занятий построены по единой схеме, состоя­щей из двух блоков. В первом блоке определены: тема; форма организации занятия (дидактическая игра, экскурсия, рассмат­ривание иллюстраций, картин, составление рассказа, беседа и т.п.); цель занятия; словарь, который должен быть усвоен на за­нятии; характер предварительной работы; необходимый для заня­тия дидактический и наглядный материал. Во втором блоке кон­спекта представлен собственно ход занятия.

Структура занятия определяется его целями и задачами. В под­боре дидактического материала мы руководствовались классифи­кацией типов занятий, предложенной Е.Д.Худенко [55]: вводное занятие; изучение нового материала; обобщающее занятие; ком­бинированное занятие.

Вводное занятие имеет следующую структуру.

I. Организационный момент.

II. Введение в тему:

а) вводная беседа;

б) упражнения на узнавание, различение, определение пред­метов и явлений;

в) классификация предметов;

г) составление предложения на основе демонстрации нату­ральных объектов с опорой на их графические символы;

д) работа по иллюстрациям: «Подбери слово, антоним, си­ноним» и т.п.;

е) программированные задания.

III. Итог.

В соответствии с этой структурой составлены, например, кон­спекты по темам «Школа» (экскурсия в школу) и «Семья» (рас­сматривание картины «Семья»).

Структура занятия, посвященного изучению нового материала, может иметь несколько вариантов.

Вариант 1

I. Организационный момент:

а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания,
восприятия, памяти;

б) лексические упражнения.

II. Актуализация опорных знаний и представлений:

а) вводная беседа;

б) упражнения на узнавание, различение предметов и яв­лений;

в) сообщение темы, целей урока.

III. Изучение нового:

а) рассказ воспитателя;

б) демонстрация наглядности, схем, опор.

IV. Обобщение (обобщающая беседа).

V. Закрепление:

а) программированные задания;

б) графические работы;

в) работа с текстом и т.д.

VI. Итог.

Вариант 2

I. Организационный момент (лексические упражнения).

II. Введение в тему:

а) вводная беседа;

б) сообщение темы, целей урока.

III. Изучение нового:

а) актуализация имеющихся знаний воспитанников;

б) рассказ, объяснение воспитателя.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление:

а) обобщающая беседа;

б) практические работы.

По этим вариантам составлены конспекты занятий по таким темам, например, как «Помещение детского сада» (экскурсия по детскому саду), «Фрукты» (рассматривание картины «Сбор фрук­тов»), «Посуда» (рассказ воспитателя о посуде), «Осень» (чтение произведения А.Твардовского «Лес осенью»), «Зима» (рассказы­вание по картине «Зимние развлечения»).

Комбинированное занятие может быть построено следующим образом.

I. Организационный момент (упражнения на внимание, память, восприятие). П. Повторение:

а) обобщающая беседа;

б) упражнения в узнавании, различении предметов и явле­ний;

в) программированные задания;

г) рассказ воспитанника.

III. Изучение нового:

а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов;

б) рассказ педагога.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление:

а) упражнения на узнавание; определение;

б) лексические игры, задания.

VI. Итог.

В соответствии с этой структурой построены конспекты заня­тий по таким, например, темам, как «Сад и огород» (рассказ вос­питателя о труде овощеводов и садоводов), «Наш дом» (составле­ние творческих рассказов).

Обобщающее занятие может иметь следующую структуру.

I. Организационный момент: упражнения на развитие высших психических функций.

И. Обобщение:

а) обобщающая беседа;

б) упражнение на узнавание, определение предметов и яв­лений;

в) программированные задания;

г) лексические игры и задания;

д) работа с опорой на графические схемы.

  1. Физкультминутка.

  2. Итог.

Эта структура выдержана в конспектах занятий, таких, напри­мер, как «Школа» (беседа об экскурсии), «Транспорт», «Сад и огород».

Педагоги выбирают структуру в соответствии с типом занятия и затем находят соответствующий дидактический материал.

Обращаем внимание на то, что в структуру занятия обязатель­но входит организационный момент, включающий упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия. Цель его — настроить детей на учебную деятельность.

Практика показывает, что, поскольку детям с речевой патоло­гией трудно высказать мысль, построить предложение, участво­вать в диалоге, на занятиях следует использовать графические схемы, символы, программированные задания, помогающие орга­низовать речь.

В содержании физкультминутки учитывается лексическая тема коррекционной программы. Все занятия построены в игровой форме, динамично — с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

В отдельных случаях тексты бесед, включенных в конспекты, представлены детально, в качестве образцов, хотя, разумеется, не исключается, как и во всех других случаях, возможность твор­ческого подхода при подборе дидактического (иллюстративного, художественного, литературного) материала в рамках предложен­ной лексической темы.

Таким образом, идея комплексного подхода к устранению об­щего недоразвития речи у дошкольников находит выражение прежде всего в структуре тематического планирования и разра­ботанном в соответствии с ним методическом сопровождении. Ведущая роль в обучении и воспитании детей с ОНР принадле­жит учителю-логопеду, направляющему усилия педагогов на со­здание условий для успешного речевого развития и подготовки каждого ребенка к обучению в школе.
2. ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
I год обучения
ТЕМА «ПОМЕЩЕНИЕ ДЕТСКОГО САДА»

Экскурсия по детскому саду.

Цель. Дать представления о детском саде, о профессиях людей, работающих в нем, выполняемой ими работе. Учить детей расска­зывать об увиденном.

Словарь. Медицинский кабинет, кухня, музыкальный зал, физ­культурный зал, врач, медсестра, повар, музыкальный работ­ник, воспитатель, логопед, помощник воспитателя, карта, пу­тешествие.

Предварительная работа. Знакомство с группой, с работой вос­питателя и помощника воспитателя, знакомство со зданием дет­ского сада.

Материал. Предметные картинки с изображением музыкаль­ных инструментов, спортивного инвентаря, кукла-мальчик, эмб­лемы с изображением детского сада, карта, письмо.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Воспитатель вносит куклу-мальчика. Предлагает придумать ему имя (дети называют куклу Сережей).

II.Введение в тему.

— Жил-был мальчик Сережа. Исполнилось ему три года. Маме нужно было выходить на работу. В семье стали говорить, что пора сынку в детский сад ходить. И вот настал день, когда мама отвела Сережу в детский сад. А вечером, когда папа спросил сына, что ему понравилось в детском саду, сынок ответил (слушание сти­хотворения Н.Думбадзе «Сад»):

Я думал и вправду, что сад — это сад,

Где бабочек ловят, едят виноград.

Ой, мамочка — мама, куда я пришел?!

Сажают детей за обеденный стол!

Котлеты несут и молочный кисель!

А после, как дома, уложат в постель!

Ой, мамочка, лучше вернемся назад, —

Я сам покажу, где находится сад.
Кукла-мальчик обращается к детям:

  • Примите меня в свою группу, пожалуйста, я с вами поживу и поиграю.

  • Ну, вот и хорошо, оставайся с нами, мы тебе покажем мно­го интересного.

III.Изучение нового.

— Дети, нам принесли письмо. (Показывает конверт и выни­мает письмо.) Оно от Знайки. Вот что здесь написано: «Здрав­ствуйте, дорогие дети. Пишет вам ваш друг Знайка. Сегодня я при­глашаю вас в путешествие по детскому саду. Шлю вам карту. Сле­дуйте строго по ней».

Воспитатель вручает детям значки путешественников.

  • Итак, ребята, мы отправляемся в путешествие по детскому саду. Я буду вашим экскурсоводом. Начнем путешествие с первого этажа. Это кабинет директора. Здесь работает Светлана Николаев­на. Она заботится о вас, о вашем здоровье, о том, чтобы всем жилось в детском саду весело и интересно. Для этого она покупает много книг, игрушек. (Дети прощаются, идут дальше.)

  • Ой, ребята, как вкусно пахнет! Как вы думаете, куда мы сейчас попадем? (Ответ.) Это кухня. Здесь работают наши замеча­тельные повара и их помощники. (Воспитатель знакомит детей с главным поваром.) Они одеты в специальную одежду, белые фар­туки и белые косынки. Они готовят нам пищу — вкусную, бога­тую витаминами. (Дети благодарят поваров, прощаются, следуют дальше.)

  • Это медицинский кабинет. (Дети здороваются.)

Здесь работают врач Галина Александровна и медицинские се­стры Галина Аркадьевна и Галина Васильевна.

Если что-то заболит,

Вас излечит, исцелит

Не знаменитый Айболит,

А доктора нашего детсада.

Для этого рядом есть лечебные кабинеты, где есть много разных аппаратов. Вот и кушетка, на которой делают массаж.

Спасибо добрым докторам,

Они всегда помогут нам!

(Дети прощаются.)

— Стрелка на карте показывает, что надо подняться на второй этаж, откуда доносится красивая музыка. Это играет наш музы­кальный руководитель Зинаида Павловна. (Здороваются.)

Ребята, а что делают в музыкальном зале? Что здесь есть? Ка­кие музыкальные инструменты вы знаете? (Перечисляют.)

— Рядом с музыкальным залом находится еще один зал — физ­культурный. Здесь работает Светлана Владимировна. Она будет за­ниматься с вами физкультурой.

Для чего мы занимаемся физкультурой? (Ответ.) Что есть в этом зале?

Если хочешь быть здоров,

Надо не лениться,

На снарядах от души

Можно потрудиться.

— Стрелка на карте показывает, что нам надо спуститься на первый этаж, в нашу группу.

Когда дети расположились в своей комнате, кукла Сережа об­ращается к ним:

  • Спасибо, ребята, за это путешествие. У вас действительно очень интересно. А сейчас я вас кое о чем спрошу, а вы мне отве­тите.

  • Высокий ящик с клавишами. Что это? Где он стоит, зачем? Кто на нем играет? Когда? Какие музыкальные инструменты есть в музыкальном зале? (Если дети затрудняются, показываются пред­метные картинки.)

  • Где находятся эти предметы? Для чего они нужны? (Пока­зываются скакалка, обруч, мяч.)

  • Где работает повар? Что он делает? Что интересного увиде­ли вы на кухне?

  • Кто заботится о нашем здоровье?

  • Кто учит нас играть, дружить? (Воспитатель.)

  • Правильно, дети, мы, воспитатели, учим вас играть, дру­жить, но одним нам не справиться с этой работой, а потому в каждой группе есть помощник воспитателя (называет имя, отче­ство).

— Ой! Посмотрите, на нашей карте стрелка показывает место,
где находится клад. (Дети находят новую игру или игрушку.)

IV. Итог.

— Спасибо Знайке за интересное путешествие.
ТЕМА «ОВОЩИ» (1)

Рассматривание овощей.

Цель. Расширять знания и представления детей об овощах. Уп­ражнять в умении различать овощи по форме, вкусу. Закреплять навык словоизменения (согласование прилагательных с существи­тельными). Воспитывать интерес к растительному миру.

Словарь. Овощи, чистят, моют, режут, рубят, варят, солят, вкус­ные, сладкие, сочные, твердые, мягкие.

Предварительная работа. Загадывание загадок, рассматрива­ние иллюстраций, картинок с изображением овощей, экскур­сия на огород.

Материал. Натуральные овощи: огурец, морковь, свекла, ка­пуста, лук, картофель, репа, редиска; салатница для салата из овощей; карточки-схемы для определения характерных особен­ностей овощей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— О каком времени года говорится в этом стихотворении?

С вечера все спится,

На дворе темно...

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

II. Введение в тему.

Осень, осень к нам пришла,

Что-то осень принесла.

Принесла вам овощей

И для супа и для щей.

III. Актуализация знаний и представлений.

— Поиграем в игру «Назови правильно овощ».
(Показываются и называются овощи.)
IV. Изучение нового материала.

Детям предлагается рассказать о любом из овощей, используя карточку-схему (называется цвет, форма, вкус). Предварительно воспитатель знакомит со схемой, предлагает образец ответа: «По­мидор красный, круглый, сочный».

V. Физкультминутка (имитация действия).

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

Мы капусту трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

VI. Закрепление.
Д/и «Приготовим салат».

Во время приготовления салата воспитатель задает детям во­просы о разных овощах:

— Что это? Какого цвета? Какой формы? Какого размера? Ка­кой (какая) на ощупь? Какой (какая) по вкусу? Где растет?

VII. Итог.

Воспитатель хвалит детей за их правильные ответы. Дети пробуют салат и называют овощи, из которых они его приготовили.
ТЕМА «ОВОЩИ» (2)

Д/и «Угадай, что это».

Цель. Расширять знания и представления детей об овощах. Учить детей вслушиваться в обращенную речь, выделять названия ово­щей. Формировать навыки словообразования. Развивать память, внимание, тактильное восприятие. Воспитывать уважение к тру­ду взрослых.

Словарь. Вершки, корешки, твердый, мягкий, сочный, овоще­воды.

Предварительная работа. Беседа об осени, об урожае овощей, экскурсия на огород, рассматривание овощей, рисование, чте­ние стихов, исполнение песен.

Материал. Петрушка, картинки с изображением овощей, на­туральные овощи или муляжи, корзина, схема для описания овощей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Раздается стук в дверь. Входит Петрушка, здоровается с детьми. Спрашивает, у какого растения одинаковое с ним имя.

— Я очень люблю играть, особенно с ребятами в детском саду. Я слышал, что вы на огороде вырастили много овощей. А вы знаете названия овощей? Сейчас проверю. (Дети называют.)

— А теперь выполните такое задание: назовите овощи ласково (огурец — огурчик, лук — лучок и т.д.).

II. Актуализация опорных знаний и представ­лений.

Петрушка предлагает детям поиграть в игру «Угадай, что у тебя в руке». Он показывает детям овощи и прячет в мешочек. Дети на ощупь угадывают и описывают овощ по предложенной схеме (фор­ма, цвет, фактура): «Это огурец. Он овальный, зеленый, твердый».

Петрушка хвалит детей, предлагает отдохнуть.

III. Физкультминутка (пантомима).

Как живешь? — Вот так!

А плывешь? — Вот так!

Как бежишь? — Вот так!

Вдаль глядишь? — Вот так!

Ждешь обед? — Вот так!

Машешь вслед? — Вот так!

Утром спишь? — Вот так!

А шалишь? — ...

IV. Изучение нового.

1. Д/и «Угадай, что это» («Вершки и корешки»).

Петрушка предлагает поиграть в игру «Вершки и корешки».

Воспитатель вместе с Петрушкой демонстрируют картинки: морковь, репа, редиска, свекла, лук, чеснок (отдельно корнепло­ды и отдельно ботва).

На фланелеграф выставляется картинка с изображением мор­ковной ботвы. Предлагается отыскать недостающую часть. Дети хо­ром говорят: «Вершок, вершок, где твой корешок?»

Вызванный ребенок находит соответствующую картинку и при­крепляет в нужном месте.

Петрушка оценивает правильность его действий.

— Много овощей вырастили на полях овощеводы. Овощи мож­но заготовить на зиму: их солят, маринуют, делают из них сок, салат. (Выставляют банки с овощами и заготовками.)

Дети называют, что находится в каждой банке.

Петрушка предлагает отгадать загадку-шутку.

Былинкой была —

Все воду пила.

Побелела, растолстела,

Словно сахар захрустела. (Капуста.)

Вот я лето прожила,

Много платьев сберегла,

А раздеться не смогла. (Капуста.)

2. Заучивание загадок.

V. Итог.

Воспитатель отмечает, кто был особенно внимателен, хорошо знает овощи, их характерные особенности, кто отвечал полным предложением, быстро запомнил и выразительно прочитал за­гадку о капусте.

— Что нового вы узнали на занятии?
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей