Главная страница

Перов В. Лучшие развивающие игры для малышей. Владимир Перов лучшие развивающие игры для малышей


Скачать 0.67 Mb.
НазваниеВладимир Перов лучшие развивающие игры для малышей
АнкорПеров В. Лучшие развивающие игры для малышей.pdf
Дата16.05.2018
Размер0.67 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPerov_V_Luchshie_razvivayuschie_igry_dlya_malyshey.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40379
страница1 из 12
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Владимир Перов
ЛУЧШИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ
ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 3
Вступление
Игра в развитии ребенка
За последние десятилетия развивающие игры приобрели небы­
валую популярность, хотя в том или ином виде они существовали всегда. Новый всплеск интереса к развитию малышей по опреде­
ленным системам был отмечен с приходом в педагогику целой плеяды замечательных специалистов в области детской психоло­
гии, поведения и самостоятельного творчества. Ими разработаны целостные комплексы развивающих игр, в том числе "Рамки и вкладыши Монтессори", "Уникуб", разнообразные пазлы, игры- шнуровки, пособия по методике Зайцева, математические зада­
ния и множество других специальных упражнений.
Считается, что развивающие игры — это головоломки; логиче­
ские игры с кубиками; иногда сюда же относят занятия, развива­
ющие мелкую моторику рук; игры, закладывающие основы чте­
ния и письма; пособия, расширяющие кругозор малыша и повы­
шающие его эрудицию. На самом же деле круг развивающих игр гораздо более широк: они включают в себя практически всю окружающую среду, в которой живет и которую познает ребенок.
Схожее определение встречается иногда и в педагогической литературе, где утверждается, что игра — это основной вид дея­
тельности ребенка. Это не совсем верно. Правильнее было бы сказать, что вся жизнь малыша — это игра. Ребенок не мыслит себя вне игрового пространства, созданного его воображением.
Он прокладывает настоящие дороги по бескрайней целине тарел­
ки с кашей, всерьез беседует со сказочными существами, силуэты которых видятся ему в трещинах на обоях и пятнах на потолке.
Малыш верит, что вдоль весеннего ручья расположилось волшеб­
ное царство, которое населяет крохотный народец, а игрушки,
стоит лишь закрыть глаза, оживают и вскакивают со своих мест...
Обучение ребенка вообще не может проходить вне игры, а лю­
бая детская игра, спокойная или активная, групповая или инди­
видуальная, сюжетно-ролевая или словесная, в итоге становится развивающей. Для этого лишь нужно, чтобы родители определи­
ли, какие способности и навыки ребенка могут развить игры и какой дидактический материал поможет эти навыки закрепить.
Многие почему-то думают, что развивающая игра непременно должна планироваться заранее и проходить под руководством и при непосредственном участии взрослого. Однако наибольшую пользу приносит ребенку как раз спонтанная игра наедине с со­
бой или в компании сверстников, когда малыш сам, по своей

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 4
инициативе приступает к тому или иному виду деятельности,
сам проводит наблюдения, делает выводы, пытается применить на практике свои навыки и умения.
Спонтанная игра стимулирует фантазию, развивает творче­
ские способности; самостоятельно общаясь со сверстниками, по­
стигая непростые законы детской субкультуры, малыш приобре­
тает и столь необходимые ему социальные навыки. И даже если кажется, что малыш попусту тратит время, катая по полу машин­
ки, или просто сидит, мечтательно глядя в одну точку, не стоит отрывать его для более "полезных", как представляется родите­
лям, дел. А вот когда ребенок просит поиграть с ним, нельзя отка­
зываться, ссылаясь на занятость: домашние дела никогда не за­
канчиваются, а детство так мимолетно!
Очень часто от родителей двух- или трехлетних малышей при­
ходится слышать: "Да он и не играет. Посидит минут пять и ухо­
дит". Чем младше ребенок, тем ниже его способность концентри­
ровать внимание, тем меньше времени он способен заниматься одним видом деятельности. Поэтому не стоит особо переживать,
если на подготовку затрачивается гораздо больше времени, чем на саму игру. "Урок" с двухлеткой может длиться и пять минут, и три, а иногда и всего-то чуть больше минуты.
Бывают периоды, когда дети вообще отказываются играть в развивающие (логические и словесные) игры. Например, между двумя и тремя годами малыш начинает осознавать себя как само­
достаточную личность. В это время он открывает для себя радость самостоятельной игры и способен часами увлеченно возиться с куклами или машинками. А четырехлетний, впервые обретя на­
стоящих друзей во дворе или в детском саду, с удовольствием присоединяется к ребячьей компании. И тогда совершенно беспо­
лезно пытаться увлечь его "Уникубом" или другими играми.
Некоторые родители воспринимают новые увлечения малыша чуть ли не драматически: "перестал соображать", "ничем не ин­
тересуется" и т. д. На самом деле нет никаких оснований для подобных опасений. Если не торопить события, через некоторое время, самостоятельно усвоив для себя что-то новое и важное,
ребенок вновь с удовольствием вернется к развивающим играм.
Встречаются и дети, которые как будто вообще ими не интере­
суются. Как правило, это артистичные, мечтательные натуры,
предпочитающие проводить время в мире своих фантазий. Такие дети очень ранимы, их нервная система крайне хрупка. Если заставлять "романтика" быть как все, требуя совершенно не свой­
ственного ему интереса к логическим играм и тяги к энциклопе­
дическим знаниям, можно разрушить его тонко организованный душевный мир. Возможно, он чуть позже сверстников научится

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 5
читать и считать, а может быть, и всегда будет слабоват в мате­
матике. Но зато со временем он может проявить себя в литерату­
ре, музыке, рисовании или другом виде творчества.
Впрочем, даже если кажется, что малыш уже не будет играть в ту или иную игру, не надо спешить отказываться от пособий и материалов, в том числе и самодельных. Они могут пригодиться,
когда некоторое время спустя ребенок захочет еще раз "повторить пройденное".
Рассмотрим теперь некоторые особенности поведения взрос­
лых. Бывает так, что им порой трудно удается выдержать игровой тон. При малейшей неудаче или заминке в процессе игры они начинают проявлять нетерпение или, хуже того, раздражитель­
ность. Этого нельзя допускать. Игра может быть игрой лишь в том случае, если сразу же отказаться от роли наставника и дер­
жать себя с малышом на равных, не боясь уронить свой авторитет и отступить от заранее намеченного плана, а также не забывать вместе с ребенком восхищаться его открытиями, радоваться даже самым маленьким успехам.
Если в игре принимает участие несколько детей, надо устроить так, чтобы каждый из них хотя бы один раз выиграл. Если у вас есть желание и возможность наградить победителей, вы должны предусмотреть для них абсолютно одинаковые призы. В играх,
где дети должны разделиться на команды, надо проследить, что­
бы силы были распределены более или менее равноценно. Если дети совсем маленькие, желательно, чтобы в каждой команде был один взрослый.
Дошкольные годы летят очень быстро. Вроде бы малыш совсем недавно учился ходить и произносить первые звуки — и вот уже завтра он идет в первый класс. Постарайтесь не упустить эти короткие, но такие счастливые годы раннего детства. Заполните каждый день ребенка интересными событиями, новыми откры­
тиями, познавательными играми. Пока есть время, не стоит торо­
пить малыша, заменяя веселые игры скучными уроками, ведь все хорошее, что будет заложено в детстве, непременно даст благо­
датные всходы.

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 6
Глава 1
С первых шагов
Что такое "раннее развитие ребенка", сегодня уже никому объ­
яснять не надо, хотя дискуссии об этом ведутся постоянно. Мно­
гие известные авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины,
Тропп и др.) утверждают, что такое развитие — не раннее, а как раз своевременное, ведь традиционная педагогическая наука,
основанная на опыте прошлых веков, безнадежно отстала от со­
временных методик.
Исходя из этого дается еще одно определение упомянутому термину — это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (до 2—3 лет). Естественно, такой подход, мягко говоря, далек от традиционных "детсадовско-школьных" методов обучения, что, вероятно, продиктовано ускоренным развитием нынешнего юного поколения.
Итак, раннее развитие — это:
• особая среда, наполненная необычными интересными объек­
тами для разглядывания и изучения всеми органами чувств;
• разнообразнейшие игрушки (во многих случаях из простей­
ших подручных материалов), дающие множество тактильных,
зрительных, звуковых, обонятельных ощущений;
• неограниченная физическая активность, которой способству­
ют специально оборудованные уголки в комнате малыша. Они дают ему возможность раньше и лучше овладеть своим телом,
стать сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее;
• различные игры и упражнения, нередко сделанные или при­
думанные родителями с учетом интересов и возможностей ре­
бенка.
Вот с них и можно начать.
Простые игры для ускоренного развития
малыша (12—15 месяцев)
Толкни игрушку
Годовалые дети любят толкать разные предметы. Им нравится наблюдать за движением и осознавать, что это именно они за­
ставляют объект двигаться. Игры, связанные с толканием пред­
метов, помогают детям ощутить свою силу и власть над ними.
Это отличный способ развития координации движений и уверен­
ности в себе.

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 7
Выберите несколько нетяжелых предметов, которые можно толкать, — мягкую игрушку, машинку на колесах и т. п.
Произнеся "раз, два, три — толкаем!", толкните одну из игрушек вперед. Продолжите считать, побуждая малыша толкать. Если ребенок целый день твердит слово "т'и" ("три"), значит, игра ему понравилась.
Сенсорные и моторные нейроны необходимо тренировать с самого раннего детства, иначе у взрослого они будут недостаточ­
но "пластичными", чтобы помогать ему приспосабливаться к раз­
личным жизненным обстоятельствам.
Больше заботы и ласки
Сядьте с ребенком на пол, положив рядом его любимые мягкие игрушки. Возьмите одну из них на руки и покачайте, говоря ласковые слова, например: "С тобой так весело играть", или "Мне так нравится твой мех", или "Я так люблю обнимать тебя".
Теперь то же самое предложите сделать малышу. Дайте ему игрушку и попросите покачать и приласкать ее. Продолжайте игру, пока ребенок проявляет интерес. Вскоре вы заметите, что он играет уже самостоятельно.
По мнению психиатра Брюса Перри из Медицинского колледжа
Бейлора, если ребенку в первые годы жизни не хватает заботы и ласки, в дальнейшем у него могут возникнуть трудности во взаи­
моотношениях с близкими людьми.
Попищим
Потренируйтесь петь свои любимые песни тонким голосом.
Прижав ребенка к себе, пропойте ему какую-нибудь песню сна­
чала обычным голосом, а затем фальцетом. Во втором случае внимание ребенка становится более устойчивым. Произнесение слов фальцетом особенно концентрирует внимание, а потому это хороший способ помочь ребенку понять важность речи.
Ползком к игрушке
Когда ребенок начинает ползать, это движение всячески следу­
ет поощрять, превращая его в игру.
Положите в дальнем конце комнаты игрушку. Опуститесь на пол и двигайтесь к ней ползком. Затем возьмите ее в руки и притворитесь, будто сама игрушка говорит: "Ползи сюда, (имя ребенка), и возьми меня".
Если ребенок уже может ходить, поместите игрушку повыше,
чтобы он попытался приподняться и дотронуться до нее.
В тканях организма содержатся элементы, служащие необхо­
димым сырьем для формирования связей между клетками мозга.

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 8
Одной из причин, почему некоторые дети начинают ползать и ходить раньше других, является то, что у них раньше вырабаты­
ваются эти вещества.
"Раз, два, три —бум!"
Усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите: "Раз, два,
три — бум!" — и очень аккуратно прижмите его лоб к себе.
С теми же словами осторожно прижмите к себе нос ребенка.
Продолжайте прижимать к себе разные части тела малыша —
локти, колени, щеки, уши, подбородок, каждый раз произнося слово "бум".
Прикосновение стимулирует выделение мозгом важных гор­
монов, способствующих росту ребенка. Наша любовь — не только ключ к созданию нерасторжимых уз между нами и малышом; ее проявления влияют также и на формирование нервных связей.
Пожалеемся
Возьмите ребенка на руки и, покачивая его, пойте колыбель­
ные или другие успокаивающие песенки вроде "Баю-баюшки-ба­
ю". Раскачивающие движения успокаивают малыша и укрепля­
ют доверие между ним и мамой. Пропев последнюю строчку пес­
ни, крепко прижмите ребенка к себе.
Недавние исследования показали, что прослушивание музыки развивает образное мышление — способность анализировать образ, а затем синтезировать его. Такой подход лежит в основе математики, инженерии и других дисциплин.
«Ку-ку»
Эта игра не только забавляет ребенка, она очень важна для развития его мозга. Играть в нее можно по-разному:
• закрывая глаза руками;
• прикладывая к лицу полотенце;
• прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда;
• закрывая малышу глаза его же руками, а потом убирая руки;
• пряча игрушку под покрывало, а затем стягивая его.
Нарисуйте фломастером на большом пальце руки подобие ли­
ца и спрячьте его в кулак.
Каждая игра в прятки способствует появлению новых ассоциа­
ций или закреплению уже сформированных, усложняя и упоря­
дочивая ту сложную систему связей, которая большей частью сохранится в мозгу на всю жизнь.
Ладушки

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 9
Такие игры развивают координацию движений, учат подра­
жать действиям взрослых. Произнесите слова, произведите необ­
ходимые действия, затем сопроводите их действиями ребенка
(возьмите его ладошки и хлопайте ими), а после побудите ребен­
ка к самостоятельному выполнению движений по словесной ко­
манде:
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки. И т. д.
Аналогичным образом формируйте связь между словами "до свидания" (сначала помогайте ребенку махать рукой, затем пусть машет самостоятельно); "дай ручку" (пусть дает руку по просьбе взрослого, сначала с помощью, затем самостоятельно); "ко-ко-ко"
(покажите ему, как стучать пальчиками по столу: "курочки клю­
ют зерна").
Когда ребенок освоит перечисленные игры, разучите более сложные их варианты по тому же алгоритму: выполнение движе­
ний с помощью взрослого, затем самостоятельно.
Мы ножками топ-топ-топ,
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп!
(Хлопайте в ладошки, стучите ножками.)
Все захлопали в ладошки
Дружно, веселее.
Застучали наши ножки
Громче и быстрее.
(Хлопайте в ладошки, стучите ножками.)
Мы топаем ножками,
Мы хлопаем ручками,
Качаем головой.
(Повторяйте движения вместе с ребенком.)
Чтение
Привить ребенку любовь к чтению можно разными способами,
например:
- поощряйте игры с книгами из твердого картона или с книж­
ками-игрушками;
- указывая на картинки, называйте изображенные предметы;
- пойте песенки из книг;
- при чтении варьируйте тембр голоса, используйте мимику или как-то иначе поддерживайте интерес ребенка к тексту и кни­
ге;
- читайте чаще, но недолго.

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 10
Читая или рассказывая ребенку сказки, мы помогаем развитию его мышления и способствуем тому, что книги у него начинают ассоциироваться с тем, что он больше всего любит, — с голосом и близостью мамы или папы.
Игры для язычка
Цель: тренировать артикуляционный аппарат — с полутора лет.
Читая, произносите выделенные слова вместе с малышом:
На лугу паслась корова: "Му-у-у, му-у-у".
Полосатый шмель летел: "З-з-з, з-з-з".
Летний ветерок подул: "Ф-ф-ф, ф-ф-ф".
Колокольчик зазвенел: "Динь-динь-динь".
Стрекотал в траве кузнечик: "Тр-р-р, тц-с-с".
Еж колючий пробегал: "Пх-пх-пх".
Птичка маленькая пела: "Тиль-ль, тиль-пь".
И сердитый жук жужжал: "Ж-ж-ж, ж-ж-ж".
Малыш может сначала слушать, затем пытаться повторять. Не стоит добиваться сразу точного воспроизведения звуков: артику­
ляционный аппарат у детей развивается индивидуально и посте­
пенно.
Зарядка для язычка
Цель: тренировать артикуляционный аппарат — с полутора лет.
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова,
выполняйте следующие действия. Малыш должен сначала смот­
реть, а затем пытаться их повторить:
Погулять язык собрался (откройте рот),
Он умылся (кончиком языка быстро проведите по верхним зубам),
Причесался (несколько раз проведите языком между
верхними и нижними зубами,
высуньте вперед и спрячьте его обратно),
На прохожих оглянулся
(проведите языком по губам),
Вправо, влево повернулся
(поверните язык в указанную сторону),
Вниз упал, наверх полез
(опустите язык вниз и поднимите вверх),
Раз — и в ротике исчез

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 11
(спрячьте язык во рту).
При этом нужно учитывать, что малыш воспринимает дей­
ствия зеркально, поэтому, произнося "влево", поворачивайте язык вправо и наоборот. Можно записать текст на магнитофон —
тогда можно полностью сосредоточиться на выполнении упраж­
нения вместе с малышом.
Можно также придумать свою сказку о язычке с похожими движениями ("сладкое варенье"; "грибок": язык упирается в верх­
нее небо, при этом нижняя челюсть опускается — так растягива­
ется уздечка языка; "толчки в стенку": язык упирается в щеку изнутри, затем нужно немного надавить на шишечку, образовав­
шуюся на щечке снаружи).
Угадай, кто к нам пришел
Материал: игрушки или картинки, изображающие животных.
Вариант 1. Покажите ребенку игрушку или картинку (напри­
мер, корову) и предложите вспомнить, как она мычит. Ребенок произнесет: "Му-у". Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т. д.).
Вариант 2. Предложите угадать по звукоподражанию, кто при­
шел в гости. "Му-у-у" — кто это мычит? "Мяу-мяу" — кто пришел?
А кто спрятался и пищит: "Пи-пи-пи"?
"Ко-ко-ко" — кто теперь?
"Ква-ква-ква" — а это кто?
"Ку-ку, ку-ку" — чей это голос?
"Тик-так, тик-так" — а это что? И т. д.
Меняя высоту голоса, попросите определить, какая мышка
(кошка, собачка и т. д.) пищит — большая или маленькая.
Чей это голос?
Цель: рассмотреть изображения животных и их детенышей,
научиться подражать их голосам, развивать память.
Материал: игрушки или картинки (мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок,
собачка и щенок, курица и цыпленок).
Сначала рассмотрите зверушек — не всех сразу, конечно. Рас­
скажите, кто как "разговаривает". Обязательно уточните, что взрослая мама-кошка мяукает громко, а котенок — тоненьким голоском, объясните малышу, что голоса взрослого и детеныша отличаются, например:

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 12
— Мяу-мяу — кто это мяукает? А тонким голосом кто мяукает?
У мамы-кошки есть детеныш. Он как мяукает? (Мяу-мяу.) Как его называют?
—Му-у-у — кто так мычит? А кто у нее детеныш? Каким голосом он мычит? (Тоненьким.)
— Ква-ква — чей это грубый голос? А кто квакает тоненько?
(Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Так же обыгрываются и остальные игрушки.
Теперь можно поиграть. Разложите перед ребенком несколько игрушек или картинок со зверушками. Малыш отворачивается, а взрослый мяукает, как взрослая кошка или как котенок (хрюкает,
лает и т. д.). Ребенок должен угадать, чей голос он услышал,
показать и назвать животное. Можно поменяться ролями с малы­
шом — пусть он тоже помяукает и покудахчет, а мама отгадает,
кого ребенок изображал.
Узнай по звуку
Цель: развивать внимание и звуковое восприятие.
Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (барабан, колокольчик, ложка,
бумага, книга и т. д.).
Предложите ребенку сесть к вам спиной и в это время произво­
дите шумы различными предметами. Малыш должен догадаться,
что это за предмет, и назвать его, не оборачиваясь.
Шумы могут быть самые разные: можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т. д.
За каждый правильный ответ можно давать ребенку звездочку или фишку. Можно играть с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 13
Упражнения для развития речевого
дыхания
Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как С, 3, Ш, Ж, Р,
ребенок должен уметь делать достаточно глубокий вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, глотания звуков и слов.
Одуванчик
На прогулке найдите одуванчик и предложите малышу подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок дела­
ет это за 3—4 раза.
Снежинки
Материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток.
Покажите, как сдуть снежинки с раскрытой ладони. Ребенок должен повторить действие. Упражнение повторите 2—3 раза.
"Бабочка, лети!"
Материал: 2—3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка.
Задача ребенка — дуть на бабочек, чтобы они летели, не более
10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.
Начиная с двухлетнего возраста уже можно придумывать что- то более разнообразное.
Что там такое голубое?..
Цель: развивать речь; этот вариант игры рекомендован для двухлетних ребятишек.
Материал: полая трубка или настоящий бинокль, отрегулиро­
ванный для глаз ребенка.
Посмотрите в бинокль и скажите:
— Я вижу в бинокль что-то голубое.
Это стул? Нет, это не стул.
Это пол? Нет, это не пол.
Может быть, это мой ботинок?
Да, это мой ботинок...

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 14
Теперь предложите малышу посмотреть в бинокль или трубу и повторите игру.
Побуждайте ребенка говорить. После вопроса: "Это стул?" —
поправьте: "Нет, это не стул".
Скорее всего, в начале игры он будет отвечать односложно:
"Нет", но со временем начнет добавлять и другие слова.
У двухлетних малышей эта игра вызывает смех. Они любят разглядывать вещи, попадающие в поле их зрения. Например,
если посмотреть на мишку и спросить: "Это дверь?" — ребенок наверняка засмеется.
Игра помогает развивать навыки мышления.

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 15
Согласованность движений
Это папа
Эта игра — прекрасный повод для того, чтобы поговорить обо всей семье. По мере чтения стишка поднимайте именно тот па­
лец, о котором говорится в данный момент. Дойдя до последней строчки, поднимите сразу все пальцы, изображая семью.
Это папа — самый сильный (большой палец).
Это мама — средь детишек (указательный).
Это братик — он высокий (средний).
Это сестренка — она поменьше (безымянный).
А это наш малыш — он еще подрастет (мизинец).
Вот и вся наша семья. (Все пять пальцев вместе. Сосчитайте
их: 1, 2, 3, 4, 5.)
Координация движений
вверх — вниз, влево — вправо
Вначале прочитайте малышу стишок, сопровождая слова дей­
ствиями, —- малыш должен повторять. Если он еще слишком мал, чтобы делать это самостоятельно, посадите его на коленки,
возьмите за руки и помогите координировать движения.
В дальнейшем старайтесь только читать текст, чтобы малыш выполнял действия самостоятельно.
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (Встаньте на носочки и
тянитесь вверх.)
Еще один стишок:
Вверх до неба,
Вниз до травки.
Вверх до неба,
Вниз до травки.
А теперь покружились
И вниз повалились.

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 16
Поднимайте и опускайте руки или приседайте (для детей по­
старше), как сказано в стишке, затем, когда дойдете до пятой строчки, покружитесь. Дойдя до шестой строки, резко сядьте на пол и скажите: "Бух!"
Открой — закрой
Маленькие дети очень любят открывать и закрывать разные баночки, коробочки. Это можно использовать в развивающих целях.
Поставьте перед ребенком несколько баночек разного размера и формы. Предложите открыть все баночки, а затем снова за­
крыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручивают­
ся, следите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.
Учимся различать цвета
Вырежьте по контуру конфеты разной формы. Можно взять для этого цветной картон или просто закрасить белый. Сначала ис­
пользуйте основные цвета, а затем и их оттенки. Приготовьте кар- тонные тарелки такого же цвета и устройте праздник для ку­
кол: положите перед каждой игрушкой разноцветные тарелки и вместе с ребенком раскладывайте угощение — кладите на тарел­
ки конфеты того же цвета.
Подбери по цвету
Материал: набор фломастеров с колпачками того же цвета.
Фломастеры лучше купить толстые. Сначала откройте их и попробуйте на бумаге, как они рисуют (не забывайте называть ребенку цвета), а затем закройте. Колпачки нужно надевать на фломастер соответствующего цвета, например: "Это какой флома­
стер?" — "Розовый". — "А где же у нас розовый колпачок? Давай приложим колпачок к фломастеру — такой же цвет, розовый?"
Свойства и признаки предметов
Хлоп-шлеп
Показывайте или называйте ребенку различные предметы:
кошка, чашка, шкаф, собака, человек и т. д.
Вариант 1. Предложите малышу хлопать в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее,
например, одушевленный предмет (что-то живое), и шлепать по коленям тогда, когда называют неодушевленный предмет
(что-то неживое). Постепенно уменьшайте интервал между сло­

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 17
вами.
Вариант 2. Хлопайте в ладоши тогда, когда называют живот­
ное, и шлепайте по коленкам, когда называют, например, посуду.
Вариант 3. Хлопайте в ладоши, когда называют что-то мягкое,
и шлепайте по коленям, когда называют твердое. (Вата, шапка (и другая одежда), полотенце, листок, помидор... — мягкие.)
Таким образом можно закреплять представления о свойствах предметов.
Найди пару
Цепь: развивать зрительную память, запоминать цвета.
Подберите несколько пар носков, рукавичек или обуви. Возь­
мите один носочек, а остальные отложите в сторону. Дайте вы­
бранную вещь ребенку и предложите найти другую такую же:
"Ай-ай-ай! Все носочки перепутались, помоги мне собрать их".
Если малышу будет трудно это сделать, помогите ему. Напри­
мер, обратите внимание на отличительные признаки — цвет,
элементы узора, размер и т. п. Дайте ему другой предмет и по­
смотрите, сумеет ли он найти пару.
что лишнее?
Картонную карточку разделите на четыре части, в три окошка наклейте предметы, относящиеся к одной смысловой группе, а в четвертое — i ред-мет из другой группы (транспорт и здание;
животные и игрушка; посуда и книга и т. п.). Чем старше ребенок,
тем ближе по смыслу должны быть категории. Например, три фрукта и овощ, три машины и самолет; шапка, шарф, варежки и сапоги; три диких животных и одно домашнее.
Величина и объем предметов
"входит и выходит"
Вспомните, как ослик Иа клал остатки воздушного шарика в горшок и приговаривал: "Входит и выходит — замечательно вы­
ходит"? Подберите коробочки, баночки и игрушки разного разме­
ра. Размеры игрушек не должны совпадать с размерами коробо­
чек и баночек.
Предложите ребенку игровую задачу — найти каждой игрушке домик. Разумеется, малышу надо проверить, в какой домик она может поместиться. Действия должны сопровождаться словами:
"Не помещается потому, что коробка меньше зайчика, давай най­
дем коробку побольше"; "Не проходит

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 18
шарик — слишком узкое горлышко, давай поищем баночку большего размера".
Игры с предметами
Уже в годовалом возрасте малыши начинают интересоваться окружающими предметами. И для того чтобы помогать ребенку познавать мир, вовсе не обязательно покупать дорогостоящие пособия и игрушки или тратить массу времени на их изготовле­
ние — достаточно использовать элементарные подручные мате­
риалы.
Достаньте из шкафов все кастрюльки, мисочки и чашечки раз­
ного размера. Можете составить из них пирамидку или, наоборот,
сложить одну в другую. Ребенок получит огромное удовольствие,
играя посудой.
Покажите, как складывать миски и чашки в ряд, вверх дном,
одну в другую и т. д. Скорее всего, ему захочется не только пере­
бирать посуду, но и погреметь ею. Не мешайте ему, а вместе терпеливо исследуйте, какой звук издают предметы разного раз­
мера, сделанные из различных материалов.
Игры следует чередовать, постепенно увеличивая степень сложности. Очень понравится малышу переливание жидкости из одной емкости в другую. Для такой игры подойдут небольшие небьющиеся чайники и леечки.
Сначала налейте в чайник воду чашечкой из миски, а потом разлейте из чайника в чашечки. Можно переливать воду из боль­
шой миски в маленькие с помощью ложки.
Также можно предложить малышу пересыпать из одной емко­
сти в другую с помощью ложки или маленькой чашечки разные сыпучие продукты. Для этих целей подойдут манная крупа, рис,
гречка. Не забывайте объяснять ребенку свои и его действия,
называть вслух предметы, которыми он играет, и, конечно же,
хвалить его за умелые действия,
игра с коробками
На крышке коробки вырежьте разные геометрические фигуры
(кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники). Дайте ре­
бенку эти фигуры и посмотрите, сумеет ли он вставить их в соот­
ветствующие отверстия в крышке коробки. Для этой игры можно использовать также детали деревянного конструктора.
что плавает?
Цель: познавать свойства предметов.

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 19
Налейте в большую миску или таз воду. Приготовьте несколько предметов, сделанных из различных материалов: кусочки проб­
ки, веточки, металлическую ложку, пластмассовую чашку и т. п.
(для одного занятия используйте не более 3—4 материалов). Пред­
ложите малышу угадать, какой предмет утонет, а какой будет плавать. Затем позвольте ему бросить их все в воду и поиграть с ними. Во время игры расскажите о каждом из них: "Эта кукла сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пластмасса очень лег­
кая, поэтому не тонет, а плавает. Эта ложка из металла. Она ме­
таллическая. Металл тяжелый, поэтому он тонет".
После игры предложите ребенку вынуть все предметы из воды и протереть каждый салфеткой.
строим дорогу
Цель: познакомиться с понятиями "широко — узко".
Постройте вместе с ребенком несколько домиков или гаражей из деревянного конструктора. Затем сделайте несколько дорожек разной ширины — обозначьте их кубиками с обеих сторон. А
теперь проверьте, по какой дорожке сможет пройти кукла или машинка: "Ой, не помещается, слишком узко. Посмотри, какая дорожка шире? Эта машинка широкая, ей нужна широкая дорож­
ка".
Как видите, играть с малышом — занятие увлекательное, осо­
бенно если его разнообразить, задействовав собственную фанта­
зию. Но самое главное, надо помнить, что раннее развитие — это активность родителей по отношению к малышу в первые годы жизни, это непрерывный процесс и кропотливый труд, требую­
щий постоянного творческого напряжения. А еще раннее разви­
тие — это самый короткий и успешный путь к взаимопониманию с маленьким человеком. Удовольствие непременно будет обоюд­
ным.

Перов В. .: Лучшие развивающие игры для малышей / 20
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом