Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Орелев В._Опыт поэтики театра. Внимание!


НазваниеВнимание!
АнкорОрелев В. Опыт поэтики театра.doc
Дата19.09.2017
Размер1.3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОрелев В._Опыт поэтики театра.doc
ТипКнига
#14903
страница1 из 22
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Внимание! Все авторские права на тексты глав книги защищены Законами России и международным законодательством.

Запрещается издание и переиздание, размножение и перевод на иностранные языки, копирование без письменного разрешения праводержателей. Публикации, цитирование, использование данной информации в СМИ и сети Internet только с обязательным указанием В.Орелев «Опыт поэтики театра».

© В.Орелев «Опыт поэтики театра»





В. Орелев


Опыт

поэтики театра
( la clavicula )


Издание 2-е

(дополненное и переработанное)

Орел - Днепропетровск 1997г.
(стр.2)

Книга адресуется тем, кто наделен Даром творческого поиска, кто устремлен к цели, стать Художником, стремится найти свой стиль, направление, путь на Театре.

Для специалистов в области театрального искусства, творческой педагогики, студентов творческих ВУЗов, всем любителям театра.
© В.Орелев,1997г.

(стр.3)
“De omni re scibili et quibusdam aliis.”

По глубокой убежденности автора Искусство – есть высшее и единственное изначально присущее земному человечеству. Только Искусству доступно прикосновение и постижение Причин, только Искусство дает возможность творить и создавать новую реальность, только Искусство способно напоминать человеку, что он Человек.

Целью создания этой книги было желание напомнить всем, кто любит и живет Театром о величии, силе и безграничности возможностей Театра, о его огромной истории, не познанной до конца тайне, неоценимой роли в человеческом Бытии.

«Весь мир Театр, а люди в нем актеры» - сакральное значение этой фразы человечеству еще предстоит познать в будущем, в ней заложены все тайны Бытия нашего.
.Автор.

ВВЕДЕНИЕ

«Искусство основано на эмоциональном, интуитивном понимании, на чувстве неведомого, чего-то такого, что лежит по ту сторону видимого и ощутимого, на переживании творческой силы, т.е. способности перестраивать в видимых или слышимых формах присущие художнику ощущения, чувства, впечатления, образы и картины, воображения, настроения; в особенности оно основано на некоем мимолетном интуитивном ощущении, которое, в сущности, есть переживание гармонической взаимосвязи и единства всего, на ощущении души предметов и явлений.

Подобно науке и философии, а чаще на порядок выше, искусство – это определенный путь познания.

Но то искусство, которое не ведет в сферы Неведомого и не приносит нового знания, - лишь пародия на искусство; а еще чаще оно не доходит и до уровня пародии, выступая в роли коммерции или ремесленного производства».

Г. Сковорода

«Только искусство способно проникать сквозь мнимую действительность нашего мира. Ведь существует иная, настоящая действительность… И эта действительность все время посылает нам сигналы, которые мы без помощи искусства не способны воспринять».

Сол Беллоу

«Возможное почти беспредельно, тогда как действительное строго ограничено, потому что лишь одной из возможностей дано воплотиться в действительность. Действительное – это просто особый случай возможного».

«Книга мудрости»

«Уровень духовности и миропонимания художника должен быть всегда выше уровня его творческих возможностей».

«Книга мудрости»

Искусство ориентировано на духовное наслаждение, на стремление вызывать удовольствие, как в области эмоций, так и в области интеллекта, удивлять, впечатлять, увлекать к постижению прекрасного через Гармонию.

Произведение искусства – это субъективный взгляд художника («явление Жизни его глазами») на ощущаемую и воспринимаемую действительность, запечатленный в художественном образе или системе художественного языка.

Творчество – это процесс от зафиксированного впечатления через ощущения, представления и отношения к абстрагированному целому, т.е. от объективно воспринятых и познанных явлений к субъективным образам и моделям.

Художественная правда и достоверность в искусстве вытекает из внутренней вероятности, организованной мотивами и причинами.

Процесс восприятия произведения искусства от первого впечатления через последующую цепочку впечатлений, отношений, ассоциаций и аналогий к окончательному впечатлению на сей раз.

Театр – это кодирование человеческого опыта и постигнутой истины, отражение принципов и законов Бытия; это искусство моделирования познаваемого и постигнутого. Театр – это творчество не подлежащее фиксации.

Спектакль – это частная, временная модель иной реальности.

Художник – творческая личность, воспринимающая и создающая прекрасное, т.е. произведение искусства, и предполагающая в себе: Творческую одаренность (талант); профессиональное образование и выучку (мастерство); совокупность определенных философских, этико-эстетических, духовных, научно- теоретических взглядов (мировоззрение); стремление к новому, оригинальному, неповторимому как в содержании, так и форме создаваемого художественного образа; способность самостоятельно, самобытно, духовно мыслить (индивидуальность).

Режиссер – это творец иной реальности.

В основе театра лежит:

  1. Чувственно-интеллектуальное восприятие содержания;

  2. Сценическое, физически конкретное место, заполняемое всем, что может быть проявлено, означаемо, вещественно или энергетически выявлено; всем, что обращено к чувствам, ощущениям, интуиции, воображению и сознанию;

  3. Это искусство созидания внутренних мысле-форм, мысле-образов и внешних их оформлений;

  4. Живое, целенаправленное, продуктивное и намеренное движение и действие;

  5. Актерский творческий сценический акт;

  6. Представление возможной, воображаемой действительности;

  7. Это искусство создания инобытия, т.е. иной реальности.

Искусство актера – есть облечение результат творческого синтеза текста (текст дает идею, тенденцию, направление, творческую задачу, смысл, мотив, тип, «дух» будущего образа), творческой направленности театра, замысла режиссера через творческий акт в свою плоть «духа» персонажа в «душу» актера, лица в субъект.

Актер - имитатор (ремесленник)

  • Натуралист, бытовик, портретист, подражает искусству, нет преображения, нет зараженности душевным состоянием героя-персонажа; Актер антиэстетической категории.

Актер – мертвого штампа (марионеточный).

  • Механическое воспроизведение процесса бытия персонажа в сценической истории; Актер вне эстетической категории.

Актер – изобразитель (самосозерцатель).

  • Преображает действительность, творчески созерцает, интуитивно созидает, развиты фантазия, воображение; Актер эстетической категории. Качалов.

Актер – воплотитель (самозабвенный)

  • Владеет тайной полного перевоплощения, интерпретатор, преображает себя в героя в процессе самозабвения; обладает миметикой трансформации и метаморфоз; актер мистической категории. Дузе, Сальвини, Ермолова, Ленский.

Актер – импровизатор (еще нет)

  • Дар пророчества, проповеди в образе, пифической импровизации; актер мистериальной категории. Очень близка Комиссаржевская.

Воплощение – это истолкование, интерпретация персонажа.

Образ – это результат взаимодействия и взаимопроникновения актера с персонажем и ролью.

Актер – типаж – сочиняет персонаж.

Актер – личность – занимает место персонажа, преображаясь, в персонаж.

Актер – исполнитель – исполняет роль в сюжете и образ в спектакле.

Актер – творец – создает объемный художественный образ через сумму отношений Я-актера к Я-персонажу.

Олицетворение, преображение персонажа происходит от приобретения облика, характера, темперамента, повадок, пластики, речевых возможностей актера.

Актер – лицедей – олицетворяет персонаж.

Актер – аранжировщик – играет роль персонажа.

Реализация представляемого лица, актером, есть не оживоторение литературного героя, а чувственное воплощение («очувствление») персонажа сценической истории.

Актер – образ – это идейный знак. Это идейная модель. Это целостное художественное произведение, создаваемое в едином процессе перевоплощения, олицетворения и преображения.

Актер – персонаж – это сюжетный знак. Это модель окружения героя.

Актер – амплуа – это аналоговый, иконический знак. Это индивидуализированная модель.

Актер – роль – это функциональный знак. Это общественная модель.

Актер – типаж – это типовой знак. Это прототипная модель.

Актер – маска – это социальный знак. Это социальная модель.

Актер – функция – это обозначающий знак. Это структурная модель.

Актер – актант – это поведенческий знак. Это поведенческая модель.

Экспрессивность актера на сцене применяется не для выражения его собственной индивидуальности, а для художественно цельного представления заданной идеи в специфической театральной форме – персонажа.

Актер всегда интенционально экспрессивен (хочет):

  • представить;

  • казаться;

  • миметировать;

  • вызывать чувственное впечатление.

Сценическая игра – есть свободная, без принуждения деятельность, с обязательным элементом напряженности и становления, со склонностью быть эстетически ценностной; выступает антонимом обыденности и повседневности как таковой.

Игра возникает только при потребности в ней и игровом (игривом) настроении, при наличии исключительности и обособленности.

Игра существует в условиях «как будто» «если бы» с отношением «понарошку», но очень серьезно, а также при наличии игрового пространства, заранее обозначенного, в котором имеют силу особенные собственные правила, собственный и безусловный порядок.

Игра проявляется в своих главных аспектах: представление, воплощение, олицетворение, преображение, отражение, мимесис, моделирование чего-нибудь или кого-нибудь.

Импровизация – театральная – есть техника сценической игры с непредвиденной, не подготовленной, придуманной и направляемой творческой интуицией логику поведения персонажа по ходу развития действия в рамках развития сюжета и творческом акте искусства актера.

Множественности степеней импровизации:

  1. Придумывание игровых фигур на основе известной и очень четкой канвы (классическая, комедия дель’арте).

  2. Игра на заданную тему (коллективная драматическая импровизация без разделения на актера и зрителя; Кантор, Евреинов).

  3. Пластическая и разговорная импровизация при отсутствии людей – потоковая (Отан).

  4. Импровизация противопоставления условности и правилу (театр экзерсисов Гратовского, Ливинг театр).

  5. Вербальная деконструкция (отсутствие текста или отступление от текста) т.е. смысловые модуляции. (Вахтангов)

  6. Поиск нового «физического (невербального) языка» (Арто).

  7. Экспрессионизм тела (выраженная сила проявления чувств, отношений, мотивов. Стреллер).



Глава 1
ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ИСКУССТВЕ

Искусство, как объективный феномен человеческого бытия, - это неповторимое и бесконечное открытие, постижение и творческое отражение Мира.

Ум и чувства творческой личности проникаются вечными идеями, архетипами и абстракциями, общечеловеческими «вечными» вопросами, проблемами и устремлениями.

Жизненные впечатления, как зерна, прорастают во внутреннем мире художника и рождаются идеи, замыслы, сюжеты, образы, символы, знаки, постепенно вырисовываются типы, характеры, обстоятельства и проявляются в воображении творящего как сложившиеся образные системы, претендующие на право объективной самостоятельной жизни.

Именно в совершенных способностях к созданию такой воображаемой «иной реальности», действующих в единстве с хорошо развитыми творческими («искусство муз») способностями и виртуозной техникой мастерства, заключается феномен творческого процесса. Данный творческий процесс можно выразить двумя последовательностями:

  1. От объективной реальности через творящий субъект к художественной реальности;

  2. От импрессии через экспрессию к интериоризации.

В основе любого творческого акта, как атрибута творческой личности, лежит творческий способ мышления, основывающийся с одной стороны на 4-х парах направлений в познании, а с другой – на концепции личности, своего творящего Я.

§ 1. Структура творческого способа мышления.

А

  1. Творческие способности.

  2. Сценические способности.

  3. Импрессивные способности.

  4. Экспрессивные способности.

  5. Интериоризационные способности.

  6. Умственные способности.

  7. Гностические способности.

  8. Эмпирические способности.

  9. Эвристические способности.

  10. Сенситивные способности.

Б

  1. Ассоциативное мышление.

  2. Ментальное мышление.

  3. Формальное мышление.

  4. Образно-символическое мышление.

  5. Трансцендентное мышление.

  6. Конструктивное мышление.

  7. Аналитическое мышление.

  8. Абстрактное мышление.

  9. Аналоговое мышление.

  10. Логическое мышление.

В

Интенциональность к:

  1. Моделированию.

  2. Созданию иного.

  3. Трансляции.

  4. Коммуникации.

  5. Постижению.

  6. Гармонии.

  7. Становлению.

  8. Преображению.

  9. Воплощению.

  10. Быть понятым.

Четыре ведущие пары направлений в теории и практике познания.

  1. Рационализм и сциентизм. (Признание разума и научного опыта как основы познания).

  2. Эмпиризм и сенсуализм. (Признание чувственного опыта и чувственности сознания – как достоверного источника познания).

  3. Экзистенциализм и гносизм. (Признание поисковой функции сознания в решении «вечных вопросов», единственным смыслом познания).

  4. Интуитивизм и иррационализм. (Признание интуиции и надсознательного как единственно достоверного средства познания).

Принципы построения, моделирования и формирования «Я – концепции».

«Я – концепция» - двухчастная динамическая система представлений и отношений человека к самому себе, в основе которой, заключается феномен взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообусловленности личности и окружающей действительности.
Часть 1.

    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

      перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей