Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Вопрос 1 Понятие рчп


НазваниеВопрос 1 Понятие рчп
АнкорRimskoe.doc
Дата17.04.2019
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRimskoe.doc
ТипДокументы
#45260
страница1 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Вопрос 1 Понятие РЧП.

Понятие РЧП - правопорядок действовавший на всей территории римского государства, на протяжении всей его истории.

РЧП – совокупность норм римского права, которые регулировали отношения между частными лицами на всей его территории.

РП лежит в основе всей современной цивилистической науки, И составляет общей теории гражданского права основная часть которого – обязательственное право.

Впервые сформирована юридическая терминология, которая стала общеюридической; сформирована наука о праве, возникли правовые институты, действующие в современном праве(право собственности, сервитуты).

Впервые римские юристы делили права своей страны на две большие области: публичное (ius publicum) и частное (ius privatum). Критерием такого деления, по мнению римского юриста Ульпиана, являлся характер интересов, защищаемых правом: нормы публичного права защищали интересы государства, нормы частного права - интересы частных лиц. Римское частное право определяло правовое положение субъектов в имущественных отношениях и устанавливало возможность субъектов совершать сделки имущественного характера. Частное право регулировало брачно-семейные отношения (порядок заключения и расторжения брака, личные неимущественные и имущественные отношения между мужем и женой, родителями и детьми, положение главы семьи); отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи (владение, право на чужую вещь); обязательственные права; наследственные отношения и вопросы защиты частных прав.

Римское право состоит из публичного права и частного права. Публичное право регулирует состояние Римского государства, а частное право относится к имущественным выгодам отдельных граждан.

Публичное право (ius pudlicum) выражает и защищает интересы государства, регулирует отношения между государ ством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными, отдельными лицами они изменены быть не могут.

Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.

Частное право содержало нормы, регулирующие отношения как между физическими, так и между юридическими лицами.

Частное право включало в себя уполномочивающие и диспозитивные нормы, так как являлось областью, в которой вмешательство государства было ограниченным, и которая предоставляла простор для частных лиц.

Уполномочивающие нормы предоставляли частным лицам возможность отказаться от указанного в законе поведения и самим определить, как поступить в конкретном случае. Так, лицу предоставлялась возможность решить, то ли защищать свое нарушенное право собственности, то ли нет; предъявлять либо не предъявлять иск.

Диспозитивные (условно-обязательные) нормы действовали тогда, когда лицо не воспользовалось предоставленным ему правом. Например, если умерший не оставил после себя завещание, государство заполняло этот пробел. С помощью диспозитивной нормы оно определяло, кому и как переходит имущество умершего (наступало наследование по закону).

В настоящее время термин «частное право» сохранился в ряде государств, в особенности там, где имеется различение гражданского и торгового права. В этих государствах (например, Франция, Германия) частное право включает в себя главным образом: а) гражданское право, б) торговое право.

Гражданское право включает в себя нормы, регулиру ющие имущественные правоотношения автономных субъектов оборота, не являющиеся торговыми, а также семейные правоотношения и некоторые личные права. В области торгового права — нормы, регулирующие специальные взаимоотношения купцов и торговые сделки. В тех государствах, в которых отсутствовало торговое право, отношения в этой области регулировались просто гражданским правом.

Римское право не включало в себя термин «граждан ское право» («ius civile») в указанном выше значении. Дан ный термин имел ряд значений, в особенности он означал: а) древнее право римских граждан (цивильное право), и в этом смысле «цивильное право» противопоставлялось преторскому праву; б) всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве (civitas) и выраженных в законах этого государства; в этом смысле гражданское право противопоставлялось «праву народов» (ius gentium) и естественному праву (ius naturale).
2 вопрос Исторические системы РЧП. Система частного права. Система римского права - это определенный порядок группировки (расположения) правовых норм частного римского права. В теории выделяют две системы группировки правовых норм: пандектная (вещное право, обязательственное, семейное, наследственное); институционн – отсутствует общая часть.

Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права (ius Quiritium), формирование и развитие которого приходится на VI в. - середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами - римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитые торгово-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius Praetorium), как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавали новые формы права

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранцев. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права - "право народов" (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиритского и преторского права нормы "права народов" регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

Исканное римское частное право и "право народов" длительное время дополняли друг друга. При этом существенным было влияние "права народов" на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. Еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.

Вопрос 3. Роль римского права в истории права.

Когда-то римское право называли “писаным разумом” (ratio scripta). Разумеется, современное частное право ушло далеко вперед в регламентации сложнейшей сферы имущественных отношений, особенно торгового (коммерческого) оборота. "' Однако и многие новейшие юридические конструкции как из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве. С этой точки зрения римское частное право продолжает оставаться основой для изучения гражданского и торгового законодательства и базой для подготовки квалифицированных юристов.

Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом.

Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.).

римское право, отличающееся четкостью определений, вообще хорошей юридической техникой, может помочь современному юристу в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории.

Овладение же юридической техникой необходимо и для законотворческой работы, и для правильного применения закона. Законы должны излагаться не только понятным для всякого языком, но, кроме того, так, чтобы редакция закона, его текст вполне соответствовали тому, что законодатель хотел выразить. Необходимо, чтобы формулировки закона охватили все те отношения, которые законодатель желал урегулировать, но в то же время, чтобы редакция закона не давала повода применяь его к таким отношениям, на которые законодатель не имел в виду распространять его действие. Закон есть общая норма, а общее должно охватить все богатство отдельного. Реализация всех этих требований, предъявляемых законодателю, предполагает владение высокой юридической техникой.

Равным образом и применяющий закон, делающий из общих норм выводы для отдельных конкретных случаев жизни, также должен обладать развитой юридической техникой. Юристу, применяющему закон, необходимо уметь проанализировать и общую норму закона, и фактический состав конкретного жизненного случая и в конечном итоге сделать правильный вывод. Римское право, отличающееся точностью и чеканностью формулировок, представляет собой блестящий образец такого подхода.

После Юстиниана жизнь римского права разделилась на восточную ветвь и западную. Восточная ветвь после издания Юстиниановского свода развивалась довольно интенсивно, но со временем прекратила свое развитие.

Всеобщее признание РП в Европе, его возрождение, официально вводится в 12 веке, законом Лотаря II.

Начиная с XII в. происходит и захватывает большинство государств Западной Европы один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма — рецепция римского права.

Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права — не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс.

Главными деятелями в деле привития римского права были те социальные элементы, которые были живее заинтересованы в политическом и экономическом прогрессе—королевская власть, интеллигенция, но прежде всего—торговое сословие и города.

Вопрос 4. Роль РЧП в истории правовых учений.

Возрождение римского права в Западной Европе в качестве самостоятельной области культуры и практики началось с XI в. В 1080 г. возникла Болонская юридическая школа (с этой даты ведут свою родословную европейские университеты). Эта школа в лице знаменитого правоведа Ирнерия положила начало течению (школе) глоссаторов. Глоссаторы занимались изучением Свода Юстиниана в интересах современной практики. Они тщательно изучали источники, изымая из Свода греческие слова и интерполяции. Свое понимание и дополнения догматического толкования глоссаторы отражали в примечаниях - глоссах к рукописям римских текстов. Глосса Аккурсия (около 1250 г.) стала общепризнанной авторитетной работой по Дигестам. В практике утвердилось правило: что не признает глосса, не признает суд.

Продолжателями научно-практической рецепции римского права в XIII-XIV вв. стали комментаторы, или постглоссаторы (Бартол, Бальдо и др.). Постглоссаторы стремились воспроизвести дух римского права, создавая конструкции, прямо неизвестные римскому праву. Комментатор Бартол дал, например, знаменитое определение права собственности, отсутствовавшее у римлян: "Право полностью располагать своей вещью, если это не запрещено законом". Приспосабливая римское право к практическим нуждам своего времени, они существенно деформировали римское право. Научное значение работ постглоссаторов невелико, в решении научных вопросов господствует мнение арифметического большинства. В это время сокращается юридическое образование.

К XVI в. было сформировано новое, "современное римское право", или пандектное право (usus modernus Pandectarum). Оно стало ведущим элементом юридической науки и практики в Италии, Франции, особенно Германии. В это же время с эпохой Возрождения проявился особый интерес к античному наследию, ученые стали изучать первоисточники. Полициан, Халоандер восстанавливают первоначальный текст Свода Юстиниана. Особенно большая заслуга в возвращении римского наследия принадлежала Куяцию, Донеллу, Готофреду (XVI в.).

Историческая школа права XIX в. (Гуго, Савиньи) утверждала, что истинная система права может быть построена только на основе римского права. И хотя догма римского права исторической школы была мало связана с собственно римским правом, ее лозунг "назад к источникам" стал основанием научного изучения истории и догмы римского права. Ученые отмечают реакционные цели исторической школы. В это же время развитие юриспруденции в Германии происходило под влиянием виднейших философов - Канта, Гегеля, Фейербаха, Маркса.

Благодаря значению, которое наука и практика придавали римскому праву, под его влиянием были созданы крупнейшие кодификации частного права начала и конца XIX в. - Французский гражданский кодекс (Кодекс Наполеона 1814 г.) и Германское гражданское уложение (ГГУ 1896 г.), влияние которых испытали многие страны мира.

Первыми русскими романистами были профессора Московского университета Н.В.Кукольник, Л.А.Цветаев. Из последующих ученых можно назвать Н.И.Крылова, С.А.Муромцева, Л.И.Петражицкого, В.В.Ефимова, К.А.Митюкова, Д.Д.Гримма, И.А.Покровского, В.М.Хвостова и др.

Таким образом, возрождение римского права в Западной Европе в качестве самостоятельной области культуры и практики началось в XI в. Практическое изучение и освоение римских источников и, в частности, Свода Юстиниана глоссаторами и постглоссаторами положило начало европейской юриспруденции.
Вопрос 5 Обычай как источник РЧП.

Развитие римских норм поведения, как указывает римский юрист Помпоний проходило в 2 этапа:
До возникновения государства (эти нормы не имели правового значения, были равносильны правовому поведению).
Образование государства. (начало классового расслоения).
Обычай – это не писанное право, это такие нормы сложившиеся в практике правового поведения людей, которые признаются и защищаются государством-они становятся юридическими обычаями.

Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством и качестве общеобязательного правила.

Отмеченные признаки характеризовали правовой обычай в Риме. Римский юрист Юлиан говорит о давности (длительности) применения обычая и молчаливом согласии общества (считаем признание его государством в качестве общеобязательного правила) на его применение.

Нормы обычного права включали обычаи предков (mo res maiorum); обычную практику (usus); обычаи жрецов (com mentarii pontificum); обычаи, сложившиеся в практике магистратов (commentarii magistratuum). В императорский период обычное право именуется термином «consuetude».

Обычное право в течение длительного времени играло существенную роль в регулировании разнообразных общественных отношений. Даже в эпоху принципата за правовыми обычаями признавалась такая же сила, как и за законами.

Наряду с обычным правом уже в древний период в Риме в качестве источника права применялись законы (leges). Первыми законами в Риме были законодательные акты, принимаемые народными собраниями и утверждаемые Сенатом.

Характерные черты обычного права:

1.Долговременное их применение на практике

2.Однородность их применения.

3.Рациональность.

4.Убеждение в необходимости применения нормы (все обязательны).

Обычное право являлось единственным источником права до 451 года до нашей эры(до принятия первых письменных законов).

Вопрос 6. Закон как источник РЧП

451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). Правовые нормы содержащиеся в законах, носят как правило общий характер и по сути являются записью существовавших обычаев. Закрепляли вопросы регулирования: процессуального права, обязательственного, семейного, наследственного, вопросы регулирования уголовного, публичного, религиозного права.

В 326 г. до н. э. был принят Петелиев закон, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Примерно в III в. до н. э. появился закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей). Позднее был принят ряд других законов. В период принципата, когда роль народных собраний понизилась, они уже не принимали законы. Последним был аграрный закон I в. н. э.

Законы:
Плебесциты – решения собраний плебеев (республика) по закону Гартензиана lex и плебесцит объединялись и становились обязательными для всего народа.
Сенатусконсульты – постановления Сената магистратам, которые приводили их в действие; основная форма законодательства с 1 века до середины 3 века н.э. (начало империи).
Императорские конституции – постановления императоров имеющие силу и форму законов (империя)
Принятие закона проходило 3 стадии:
Законодательная инициатива
Вынесение на голосование народному собранию
Принятый законопроект поступал в Сенат для его одобрения.
Структура:
Наименование магистрата внесшего законопроект
Причины для принятия закона (прескрипция)
Собственно его содержание (текст - рогацио)
Санкция
В зависимости от санкции законы подразделялись на:
Законы совершенного вида – юридический акт ничтожен
Законы менее совершенного вида – не объявляет юридический акт ничтожным, но устанавливает наказание – штраф
Законы не совершенного вида – не предусмотрены санкцией.
При одновременном сосуществовании в Риме в течение длительного времени правовых обычаев и законов возникает вопрос: как соотносились друг с другом эти источники права?

У римлян не вызывало сомнения, что закон мог отменить правовой обычай. Римские юристы также считали, что правовой обычай может отменить закон (в этом случае говорили, что закон вышел из употребления). От классических юристов на сей счет сохранилось высказывание: «…Законы могут быть отменены не только вследствие выраженной воли законодателя, но и по молчаливому соглашению всех, путем обычая» (D. 1. 3. 32. 1). Этот вывод делался на основании того, что не существовало различия в том, как народ выразит свое согласие с той или иной нормой права: подачей голосов или своими поступками.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей