Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

психодиагностика (итоговый). Вопросы к экзамену по психодиагностике


НазваниеВопросы к экзамену по психодиагностике
Анкорпсиходиагностика (итоговый).doc
Дата23.01.2017
Размер402 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpsikhodiagnostika_itogovy.doc
ТипВопросы к экзамену
#7062
страница2 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

Требование верификацииозначает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту. Последнее предполагает наличие методики экспериментальной диагностики того явления, которое описано в данном понятии. Слово «верификация» буквально обозначает «проверка». Эта проверка непустоты понятия, т. е. реальности существования явления, определяемого этим понятием, должна быть осуществлена при помощи соответствующей психодиагностической процедуры.

10. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека:номотетический и идеографический, которые отличаются по следующим основаниям:

Основание

Номотетический подход

Идеографический подход


Понимание объекта измерения

Понимание личности как набора свойств

Понимание личности как целостной системы

Направленность измерения

Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности

Распознавание индивидуальных особенностей личности


Методы измерения


Стандартизованныеметоды измерения, требующие сопоставления с нормой

Проективные методики и идеографическиетехники

Номотетический подход (образец) ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. Идеографический подход основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности.


11. Различные подходы к классификации психодиагностических методик. (критерии)

1) тип применяемых в методике тестовых задач: опросные(используются вопросы), утверждающие(в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый соглашается или нет), продуктивные(здесь применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной), действенные(испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические(психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

2) адресат используемого в методике тестового материала; сознательные, апеллирующие к сознанию испытуемого (опросники), и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека (проективные методики). 

3) форма представления тестового материала испытуемым; бланковые(представляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме: в виде рисунка, схемы и т. п.), технические (презентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео– или киноформе), сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

4) характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики; объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него).

5) наличие в методике тестовых норм. Есть или нет

6) внутреннее строение методики. Мономерные (оценивается единственное качество или свойство), многомерные (предназначены для психодиагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека).
12. Тест как основной инструмент психодиагностики.

Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Они всегда и везде должны приме­няться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, кончая способами вычисления и интерпретацией.

Требования к тестам:

  • социокультурная адаптированность теста (соответ­ствие тестовых заданий и оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры, сложив­шимся в обществе, где данный тест используется)

  • простота формулировок и од­нозначность тестовых заданий (не должно быть таких мо­ментов, которые могут по-разному вос­приниматься и пониматься людьми).

  • ограниченное время выполнения тесто­вых заданий (не более 1.5 – 2 часов!)

  • наличие тестовых норм для данного теста. (т.е. показатели, представ­ляющие большую совокупность людей, с которыми можно срав­нивать показатели данного индивида, оценивая уровень его пси­хологического развития)

  1. Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) и его отдель­ных когнитивных процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, речь.

  2. Личностные тесты связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей че­ловека, определяющих его поступки (тесты тем­перамента, характера, эмоций, способностей..)

  3. Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах.

  4. Образные задания - упражнения с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями.

  5. Вербальные тесты - на оперирова­ние словами (определение поня­тий, умозаключения, сравнение объема слов).

  6. Аппаратурные — используется аппаратура для предъявления и обработки ре­зультатов тестирования.

  7. Процессуальные - ис­следуется какой-либо психологический или поведенческий про­цесс, и ему в результате дается точная качественная или количе­ственная характеристика (напримаер, процесс запоминания).

  8. Тесты достижений - оцениваются успехи человека в какой либо деятельности, в сфере познания (например, ­ логичность мышления, устойчи­вость внимания).

  9. Тесты состояний и свойств исследуются более или менее стабильные психологические качества человека, (на­пример, свойства темперамента, способнос­ти).


13. Проективные, рисуночные, психосемантические техники как методы идиографического исследования индивидуальности.

Идиографический подход — поиск индивидуально-психологических особенностей человека, по наличию которых он отличается от остальных людей. Противоположное — номотетический подход.

Проективная техника — это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. В них используются неопределенные стимулы, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения и т. п. Ответы на задания не могут быть правильными или неправильными; возможны разнообразные решения. Характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах.
Рисуночные методики в психологической диагностике

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции. Рисуночные методики позволяют выявить множество психологических особенностей человека, при этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

Психологические функции рисунка.

1. Функция опосредования субъективных эмоциональных переживаний.

2. Передача информации.

Классификация рисуночных методик (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой).

1. Свободные. Максимум личностных проявлений – в спонтанных рисунках.

2. Тематические.

Психосемантическая диагностика направлена на оценку категориальных структур индивидуального сознания, на реконструкцию системы индивидуальных значений и личностных смыслов. В них особое внимание уделяется тому, как события, явления воспринимаются человеком.

Психосемантические методы диагностики личности позволяют раскрыть индивидуальные системы значений, несущих так называемое личностное знание (знание о человеческой личности, которым обладает индивидуальное сознание).

Психосемантические методы индеографичны и подходят для диагностики индивидуальных случаев, прогноза поведения отдельных людей. В их основании используется субъектная структура данных, предполагающая сравнение индивидуальных результатов не с групповой нормой, а с собственными оценками.

14. Особенности психофизиологических методов исследования.

Психофизиологические методики позволяют диагностировать природные особенности человека, обуслов­ленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Теплова-Небылицына.

Теоретическое обоснование — психофизиологическая концепция индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.

Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, работоспособ­ности и др.).

Психофизиологи­ческие методики ли­шены оценочного подхода к индивиду.Диагностические психофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку сказать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже, невозможно. При определении диагностической значимости результатов используются стандартизация, надежность, валидность.

По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер.
15. Малоформализованные методики: наблюдение, опрос, интервью, анализ продуктов деятельности (контент-анализ). https://www.pedlib.ru/Books/6/0425/6_0425-42.shtml#book_page_top

К малоформализованным диагностическим методикам относятся наблюдение, опрос, интервью, анализ продуктов деятельности. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов. 

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы и т.п.) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (например, динамика целей, состояний, настроений и т.п.).

Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдение за обследуемым иногда осуществляется в течение нескольких месяцев) и в большой степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности и интуиции психолога. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений и бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Наблюдение — это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий. Основной принцип этой методики — максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений. Второй принцип — это наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов. И третий принцип — избирательность записи. Регистрируются только те проявления, которые существенны для конкретной задачи исследователя. 

Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.  Внутреннее наблюдение – это самонаблюдение.

Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации. Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле). Они могут иметь открытый или закрытый характер.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Интервью. Это проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим). По форме оно бывает

- свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная),

- стандартизированное (осуществлена детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкие стратегия и тактика);

- частично стандартизированное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Чаще всего интервью имеет следующую структуру:

а) введение: настройка на беседу, на сотрудничество;

б) свободные высказывания испытуемого;

в) общие вопросы (например: «Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?»);

г) подробное исследование;

д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ). В психодиагностике существует ещё один способ получения информации — это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием "документальный источник" понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.).

Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. 

Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т.е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

16. Методы диагностики психических функций и психических состояний.

В психологической диагностике психических состояний принято выделять три основные группы методов, с помощью которых можно оценить состояние человека:

  • методы, направленные на изучение осознаваемых компонентов психических состояний (субъективно-оценочные методы);

  • методы, направленные на изучение неосознаваемых психических состояний;

  • методы, направленные на изучение экспрессивного (поведенческого) компонента психических состояний.

Субъективно-оценочные методы диагностики психических состояний – это методы самооценки психических состояний. При помощи данной группы методов диагностируются состояния, которое человек сам способен осознать и описать в словесной форме. Это группа методов представлена двумя типами методик.

К первой группе относятся методики, которые представляют собой шкалы–градусники, по которым обследуемому необходимо оценить степень выраженности каждого признака, выбрав необходимую цифру, меду парами слов-состояний. В эту группу входят широко применяемые методики “САН”, “АСС”, “Шкала-градусник оценки состояния”, “Рельеф психического состояния” и т.д.

Ко второй группе относятся методики, которые представляют собой опросники, в которых приводится ряд признаков, описывающих то или иное состояние. Обследуемому необходимо оценить, насколько эти признаки свойственны именно ему в данный момент (или обычно) и свою оценку выразить с помощью выбора того или иного ответа. В эту группу входят такие методики, как “Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина”, Методика Тейлора, Методика Л.Д. Малковой “ШАС”, Опросник MBI.

Методы, направленные на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний, можно также разделить на две группы. К первой группе относятся физиологические методы, которые не являются собственно психологическими, но, тем не менее, используются психологами в своей работе. При помощи данных методов диагностируется функциональное состояние человека путем снятия психофизиологических показателей (вегетативных проявлений): частоты пульса, дыхания, КГР, электроэнцефалограммы мозга и т.д. К данной группе относятся такие методики как Релаксационно-активационный тест (РАТ), направленный на определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванических реакций; Методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-гальванической реакции.

Физиологические методы регистрации психических состояний дают возможность описать непосредственные сдвиги в функционировании психики человека. Нередко объективные характеристики, основанные на физиологических данных, оцениваются как более надежные и достоверные в сравнении с субъективными характеристиками, поскольку психофизиологические данные, полученные для разных людей в одинаковой ситуации или для одного и того же человека в различных ситуациях, поддаются объективному сравнению. 

Ко второй группе данных методов, направленных на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний, относятся психологические проективные методики. Они направлены на исследование глубинных неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. К данной группе относятся такие методики, как Метод цветовых выборов (МЦВ), “Методика изучения фрустрационных реакций” С. Розенцвейга. 

Методы, направленные на изучение экспрессивного компонента психических состояний, используются для описания того компонента эмоциональных состояний, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе и речи.

Методически эти принципы реализуются в использовании различных видов оценок состояния: двигательных (психомоторных) тестов, биопотенциометрии, субъективной оценки человеком своего состояния, анкетных методик, цветовой диагностики и т. д. Большое значение для эффективности диагностики имеет обоснованный подбор методик исследования, который должен опираться на предварительный анализ особенностей изучаемого вида деятельности человека. Наряду с психомоторными тестами могут с успехом применяться анкеты самооценки человеком своего состояния. 
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей