Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

психодиагностика (итоговый). Вопросы к экзамену по психодиагностике


НазваниеВопросы к экзамену по психодиагностике
Анкорпсиходиагностика (итоговый).doc
Дата23.01.2017
Размер402 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpsikhodiagnostika_itogovy.doc
ТипВопросы к экзамену
#7062
страница5 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников.

27. Правила комплектования психодиагностических батарей.

Тестовая батарея – совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.

Наиболее известными и распространенными в современной психологической диагностике примерами тестовых батарей являются шкалы измерения интеллекта Векслера, батарея тестов Общих способностей (ОАТБ), тест структуры интеллекта Амтхауэра (TSI). Составные методики с включением в них различных групп заданий, направленных на изучение вербальных и практических сторон общих способностей, довольно распространены среди тестов интеллекта.

Комплекс заданий, включенных в тестовую батарею, в значительной мере отражает элементный состав конструкта, на исследование которого направлена данная методика (см. валидностьконструктная). Так, батарея тестов WISC (см. шкалы измерения интеллекта Векслера) включает задания на общую осведомленность, понимание, способность к установлению сходства и аналогий, визуальную комбинаторику и репродукцию, смысловой анализ последовательных событий, арифметические способности и навыки, изучение репродуктивной функции памяти и т. д. В совокупности результаты измерений по отдельным субтестам с той или иной степенью полноты репрезентируют исследуемое комплексное качество (в данном примере – комплекс общих способностей).

Несмотря на принадлежность к общей методике, некоторые субтесты тестовых батарей используются в отдельности для решения определенных узких диагностических задач. Часто отдельные субтесты тестовых батарей снабжаются собственными частными нормами и стандартами выполнения. Возможность их комбинирования в зависимости от ситуации обследования является специфической особенностью многих батарейных методик.

Для отдельных многосубтестовых тестовых батарей разработаны сокращенные варианты, состоящие из наиболее нагруженных исследуемыми факторами субтестов, результаты которых тесно коррелируют с результатами полной батареи.

Невзирая на относительную независимость некоторых субтестов тестовой батареи, непременным условием разработки методики и оценки качеств теста в целом является анализ внутренней согласованности, трудности заданий теста, валидности заданий теста не только с точки зрения состава задач отдельных субтестов, но и связи отдельных субтестов с общим результатом тестовой батареи. Процедура разработки и проверки диагностических качеств батарейных методик значительно усложняется по сравнению с единичными тестами.

Методики для диагностики должны отбираться с учетом возраста обследуемого человека, запроса и гипотез и должны охватывать основные подструктуры личности, а именно сферу направленности, темперамент, характер, способности (прежде всего, интеллектуальную сферу как общую способность), Я-концепцию (например, самооценку, самоотношение, особенности самосознания).

Методики в батарее должны взаимно дополнять и контролировать результаты друг друга. Составить правильную психодиагностическую батарею – это трудная задача.

Собирая тесты в батарею мы расширяем психодиагностическую процедуру, например, один тест диагностирует интеллект, другой эмоции, третий личность и т.п. Кроме того, несколько тестов, диагностирующие одну сферу психики, например, личность, дают слегка отличающиеся результаты. Сопоставление этих противоречий психологом повышает достоверность полученных данных и одновременно дает психологу те самые тонкости, которые и делают результат психодиагностики блестящим.
28. Принципы построения психологического портрета личности.

В зависимости от задач обследования, применяемых методов, моделирующих те или иные ситуации, в которых человеку приходится выполнять определенные действия, активизируются и разные черты. Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком круге ситуаций, психологи стремятся измерить так называемые универсальные, базовые или системообразующие черты, на основе которых может быть получен более объективный психологический портрет личности. Выявление (или выделение) системообразующих черт, охватывающих основные структуры (подструктуры) личности позволяет получить, в конечном итоге, достаточно полное ее психологическое описание. В этих целях используются возможности и методы двух основных подходов: описательного (идеографического, клинического) и естественно-научного (объяснительного, объективного, статистического). Для первого характерна абсолютизация уникальности каждой личности, ориентация на опыт исследователя, его интуицию, доверие к "субъективному" суждению. Для второго - ориентация на объективность процедуры измерения психических свойств.

Естественно-научный (статистический) подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку. Данный подход реализуется посредством применения высокоформализованных методов и средств психодиагностики (тесты, анкеты, психофизиологические аппаратурные методики, контент-анализ и пр.).

Получить более объективный портрет личности позволяет сочетание ипсативного и нормативного оценивания.

Ипсативное оценивание (от лат.Ipse - сам) - подход к оценке и интерпретации измеряемых тестом показателей, основывающийся на установлении их отношения к выраженности других, с ними связанных.

Для получения данных относительно различных параметров личности (относящихся к различным уровням, например, уровню индивидных и характерологических качеств), могут применяться тестовые батареи.


29. Соотношение и содержание терминов: психологический портрет, психологический диагноз, психологическое заключение.

(ссылка, если кто захочет посмотреть еще информ-ю по данному вопросу https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472228)
Психологический портрет личности включает в себя: темперамент, характер, способности, направленность (деловая, личностная, коммуникативная), интеллектуальность - степень развития и структура интеллекта; эмоциональность - уровень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые качества - умение преодолевать трудности; настойчивость в достижении цели; общительность, самооценку (заниженная, адекватная, завышенная); уровень самоконтроля: способность к групповому воздействию.

Методы, используемые для составления психологического портрета личности: психологическое интервью, психодиагностика, проверка на полиграфе (в особых случаях!).

Психологический диагноз - результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде профиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида, а также прогноз его будущего поведения или возможных событий в его жизни.

Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

УРОВНИ ДИАГНОЗА:

• симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.

• этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие.

• типологическая диагностика, заключающаяся в определении типа личности.
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. Вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое. Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.

Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:

• клиническая практика – объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;

• экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния ребенка на данный момент;

• школьная практика – определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.

Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное.
30. Предмет и методы постановки психологического диагноза.

Ряд авторов рассматривает психодиагностику как научную систему методов и приемов постановки психологического диагноза. Под психологическим диагнозом понимают конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, которые определяются диагностической задачей. Психологический диагноз может существовать как минимум в двух вариантах: 1) клинико-психологический диагноз как выявление скрытых причин некоторого неблагополучия; 2) психологический портрет личности как описание индивидуально-психологических особенностей, включающих в себя и проблемные, и ресурсные качества.

При изучении данной темы целесообразно обратить внимание на ступени развития психологического диагноза, определенные Л.С.Выготским.

  1. Симптоматический (эмпирический) диагноз. Заключается в расшифровке тестовых показателей. Направлен на выделение симптомов. Прогноз на данном этапе невозможен.

  2. Этиологический диагноз. Обобщение полученных данных, выдвижение гипотез относительно структуры личности.

  3. Типологический диагноз. Отбор существенных свойств личности, раскрытие внутренних связей между ними. Создается «теория исследуемой личности» или «рабочая модель случая». Возможен прогноз.

  4. Психологический диагноз направлен на решение психодиагностической задачи, которая определяется спецификой психодиагностических ситуаций. А.А.Бодалев и В.В.Столин выделяют следующие диагностические ситуации: 1) ситуация клиента (заказчик и испытуемый – одно лицо); 2) ситуация экспертизы (заказчик и испытуемый – разные люди).

Для понимания специфики диагностического процесса необходимо выделить его этапы.

1. Заказ и его уточнение.

2. Формулировка диагностической задачи. Определение параметров измерения.

3. Выбор и подготовка инструментария. Обеспечение стандартности условий.

4. Сбор данных: инструктирование и мотивирование испытуемых, контроль и поддержка.

5. Обработка и интерпретация данных.

6. Написание психологического диагноза.

7. Обсуждение результатов с заказчиком и разработка программы действий.
31.Основные трудности и ошибки при составлении психологического заключения.

Типичными ошибками при составлении психологического заключения являются отсутствие формулировки заключения, его неадекватность, игнорирование противоречивой информации в ранее сформулированном диагностическом заключении.

Психологическое заключение – документ резюмирующий данные психодиагностического исследования. Существуют такие ошибки, как неадекватность и избыточность данных в резюме.

Рекомендации к составлению психологических заключений:

В начале заключения кратко описываются жалобы клиента на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания.

Следующую часть заключения составляет описание того, как работал клиент в ситуации психологического исследования: понимал ли смысл исследования, старательно или неохотно выполнял задания, проявлял ли интерес к успеху своей работы, мог ли критически оценить качество своих достижений. Все эти данные могут быть описаны как подробно, так и кратко; в любом случае они составляют важную часть заключения, позволяют судить о личности больного. Эту часть заключения можно дополнить результатами исследования с помощью проективных методов или материалами специально организованной направленной беседы с клиентом.

Следующая часть заключения должна содержать сведения о характере познавательной деятельности клиента. Желательно при этом начинать подробную характеристику с описания центрального нарушения, которое выявлено у клиента в ходе исследования. Требуется показать также, в комплексе каких нарушений выступает это ведущее нарушение, т.е. следует вести описание не по методикам исследования и не по психическим процессам, а необходимо описать психологический синдром нарушений психической деятельности. В этой же части заключения описываются сохранные стороны психической деятельности клиента. Последнее необходимо для решения вопросов трудоустройства клиента, а также рекомендаций родственникам в отношении клиента. При характеристике познавательной деятельности клиента может возникнуть необходимость в иллюстрации отдельных положений выписками из протоколов исследования. Такие примеры приводить нужно, но только в краткой формулировке; следует приводить лишь наиболее яркие выписки из протокола, не вызывающие сомнений в квалификации нарушения. При обилии примеров или их недостаточной яркости можно исказить или затушевать основную мысль заключения, сделать его расплывчатым по содержанию.

В конце заключения дается резюме, отражающее наиболее важные данные, полученные при исследовании. Эти данные должны выражать структуру основного психологического синдрома, выявившегося при исследовании. Резюме может содержать данные о диагнозе заболевания, но опосредованно, через описание структуры нарушений, выявленных в эксперименте.
32. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

Тест структуры интеллекта был разработан немецким психологом Р. Амтхауэром для задач профессионального отбора и профориентации. Тест позволяет получить целостное представление об интеллекте человека. Стимульный материал имеет 2 параллельные формы А и В.

Тест состоит из 9 субтестов (на выполнение ограниченное кол-во минут) , ориентированных на исследование основных составляющих вербального и невербального интеллекта:

• лексический запас

• общая осведомленность

• способность к абстрагированию

• способность к обобщению

• математические способности

• комбинаторное мышление

• пространственное воображение

• способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации

Инструкция: В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, а кроме того не тратить много времени на поиски решений, вовремя переходя к следующим заданиям.

Результаты , полученные с помощью «теста Амтхауэра», позволяют :

• прогнозировать успешность профессиональной деятельности, требующей специальных интеллектуальных навыков

• помочь в выборе уровня обучения, профессии

• формировать кадровый резерв, исходя из требований к интеллекту, предъявляемых конкретной должностью

Время проведения: 90 -100 мин. Возраст: от 12 до 40. Форма проведения: Индивидуальная и Групповая

Обработка результатов: Ручная и Компьютерная

33. Характеристика интеллектуальной шкалы Векслера для детей.

Цель: определение уровня интеллекта детей в возрасте от 5лет до 15 лет 11 мес.

Описание: Интеллектуальная шкала Векслера для детей состоит из 12 субтестов, разделенных на две равные по численности группы, вербальную и невербальную (наглядную) Большинство вербальных тестов коррелируют друг с другом в большей степени, чем с невербальными тестами, и наоборот. К субтестам вербальной группы относятся: "Общая осведомленность", «Общая понятливость", "Арифметический субтест", "Нахождение сходства", Словарь", "Воспроизведение цифровых рядов".

К невербальным (наглядным) принадлежат субтесты: "Завершение картинок», "Установление последовательности картинок", "Составление орнаментов из кубиков", "Составление фигур из разрозненных деталей", "Кодирование», «Лабиринты".

Обработка заключается в подсчете первичных "сырых" оценок по каждому субтесту. Затем "сырые баллы" по соответствующим таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. Сырые оценки отдельно по вербальной и невербальной части суммируют и определяют по таблицам показатели общего, вербального и невербального IQ.

  • очень высокий

  • хорошая

  • средний IQ

  • плохая

  • пограничная

  • умственный дефект


34. Прогрессивные матрицы Равена: теоретические основания, принципы, обработка и анализ результатов.

Цель: изучение логичности мышления.

Структура: Чёрно-белые прогрессивные матрицы состоят из 60, в каждой из которых отсутствует один из составляющих её элементов. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. Задания сгруппированы в 5 серий - А, В, С, D, Е, каждая состоит из 12 матриц. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке.

Описание: Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности.

  • В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов.

  • Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти этот принцип и подобрать недостающий фрагмент.

  • Серия С - «Принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц». Задания содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, «обогащения» по вертикали и горизонтали.

  • Серия D. «Принцип перегруппировки фигур». Серия составлена по принципу перестановки фигур по горизонтальному и вертикальному направлениям.

  • Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Правильное решение оценивается в 1 балл.

Время проведения: 20 минут.

Интерпретация:

  • определение интеллекта согласно процентной шкале;

  • перевод полученных результатов в IQ-показатель;

  • качественный анализ результативности выполнения заданий по сериям.

Степени развитости интеллекта: высокий – выше среднего – средний – ниже среднего – деффект.
35. Особенности процедуры исследования умственного развития детей (на примере Школьного теста умственного развития (ШТУР).

Цель: Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это 7-9 классы). ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Характеристики: Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б (которые проводятся в разное время).

Процедура: Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.

При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.

В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.

Обработка: 2 вида анализ – качественный (по критериям: 2осведомленность, аналогия, классификация и обобщение) и количественный (1 балл за правильный ответ)
36. Исследование креативности и одаренности с помощью тестов П. Торренса.

Креативность по Торренсу - это естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. 

Тест креативности. Полный вариант методики Э. Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно-звукового творческого мышления.

Тест Торренса «завершение картинок» представляет собой набор картинок 10 шт. с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.

Время: 10 минут

Оцениваются след.показатели:

  • Показатель БЕГЛОСТИ (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей.

  • Показатель ГИБКОСТИ оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

  • ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

  • РАЗРАБОТАННОСТь, детализация идей используется только для оценки фигурных тестов.

37. Социометрический тест Дж. Морено: цель, процедура, обработка и интерпретация данных.

Применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых образований во главе с неформальными лидерами.

Проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в работах по совершенствованию отношений в коллективе.

Возраст: от дошкольного до любого.

Процедура:

  • 1-й этап - Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

  • 2-й этап - Разработка социометрических критериев. Критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе.

  • 3-й этап - Выбор типа процедуры (непараметрическая: без ограничения количества выборов; параметрическая :4-5 выборов)

  • 4-й этап - Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.

  • 5-й этап - проведение социометрии

  • 6-й этап - обработка и интерпретация

Обработка: Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный(социометрическая матрица), графический(социограмма) и индексологический(социометрические индексы).

Анализ: Статусная группа «Звезды», «Предпочитаемые», «Принятые», «Непринятые», «Отвергнутые».
38. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (опросник Т. Лири).

Назначение теста: Установить преобладающие характерологические тенденции личности. Состоит из двух методик. На первом этапе используется методика самооценки испытуемым собственных свойств, а на втором – методика взаимооценки

Описание: перечень состоит из 128 черт.

Обработка: Цель – получить индексы восьми характерологических тенденций и на их основе высчитать показатели двух основных тенденций – доминирование и дружелюбие. Результаты обрабатываются по принципу: сначала подсчитывают в баллах индексы по каждой тенденции с помощью ключа и заносят в таблицу, а потом по специальной формуле определяют показатели доминирования и дружелюбия.

Анализ: Вначале анализируются показатели каждой из восьми тенденций, устанавливаются наиболее и наименее выраженные тенденции по методике самооценки и взаимооценки. Минимальное значение тенденции – 0, максимальное – 16.

Каждая характерологическая тенденция имеет три степени выраженности:

  • первая степень - адаптивный вариант проявляющейся черты характера по отношению к другим людям.

  • вторая– промежуточный вариант

  • третья свидетельствует о дезадаптивности тенденции характера.


39. Практическое применение методик исследования психологической атмосферы в группе (методика А. Ф. Фидлера, Сишора, ЦОЕ, Фейя и др.).

Фидлер

Назначение теста: для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика допускает анонимное обследование, что повышает ее надежность.

Инструкция к тесту: В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

Обработка и анализ результатов теста: Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается от 1 до 8 баллов. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная). На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

Сишор

Назначение и инструкция к тесту

Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
40. Характеристика опросника 16PF Р. Кеттелла.

Цель: оценка индивидуально-психологических особенностей личности.

Описание: существует 4 формы опросника: А и В (187вопросов), С и Д (105вопросов). Опросник включает в себя все виды испытаний: оценку, решение теста, отношение к какому-либо явлению.

Форма С: 105 вопросов и 3 вар-та ответа. Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, относящихся к тем или иным факторам.

Возраст: школьники и взрослые

Время: 25-30 минут

Обработка: происходит по ключу, где можно получить от 2 до 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в таблицу. И затем определяется какое развитие получил каждый фактор(низкое, среднее, высокое). Отдельные факторы можно объединить по 3м направлениям:

  • интеллектуальный блок

  • эмоционально-волевой

  • коммуникативный.

Анализ: описываюся макс. и миним. значения факторов; можно описывать по блокам.
41. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ – адаптированный тест MMPI: теоретические и практические характеристики.

Адаптирован в Психоневрологическом институте Бехтерева Л. Собчик.
Многофакторный анализ личности СМИЛ (MMPI), предназначен для многофакторной оценки устойчивых индивидуальных особенностей, а также диагностики степени адаптиpованности, изучения стpуктуpы клинического состояния или выявления устойчивых профессионально важных склонностей.

Шкалы:

?- количество вопросов, на которые испытуемый ответил «не знаю»;

L- шкала лжи;

F- шкала достоверности ;

К-шкала коррекции;

1 – шкала невротического сверхконтроля;

2-шкала пессимистичности;

3 – шкала эмоциональной лабильности;

4- шкала импульсивности;

5 – шкала мужественности- женственности;

6-шкала ригидности;

7-шкала трвожности;

8 – шкала индивидуалистичности;

9- шкала оптимистичности;

0- шкала социальной интроверсии.

Интерпретация начинается со шкал лжи, достоверности. Если профиль достоверен и показатели шкалы лжи не превышают допустимых результатов, проводится комплексный анализ остальных шкал. Нормативный коридор – 30-70 Т, все что выше и ниже – акцентуированные черты личности. Сначала эти пики анализируются по отдельности, а потом в очетании с другими пиками. Анализ должен быть целостным!!!!!
42. Практические возможности методик исследования самооценки личности (на примере методики Дембо-Рубинштейна или любой другой).

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  1. здоровье;

  2. ум, способности;

  3. характер;

  4. авторитет у сверстников;

  5. умение многое делать своими руками, умелые руки;

  6. внешность;

  7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

  1. По каждой из шести шкал определить:

    1. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

    2. высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

    3. значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

  2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

43. Проективные методы исследования личности (характеристика любой проективной личностной методики).

Адаптирован в Психоневрологическом институте Бехтерева Л. Собчик.
Многофакторный анализ личности СМИЛ (MMPI), предназначен для многофакторной оценки устойчивых индивидуальных особенностей, а также диагностики степени адаптиpованности, изучения стpуктуpы клинического состояния или выявления устойчивых профессионально важных склонностей.

Шкалы:

?- количество вопросов, на которые испытуемый ответил «не знаю»;

L- шкала лжи;

F- шкала достоверности ;

К-шкала коррекции;

1 – шкала невротического сверхконтроля;

2-шкала пессимистичности;

3 – шкала эмоциональной лабильности;

4- шкала импульсивности;

5 – шкала мужественности- женственности;

6-шкала ригидности;

7-шкала трвожности;

8 – шкала индивидуалистичности;

9- шкала оптимистичности;

0- шкала социальной интроверсии.

Интерпретация начинается со шкал лжи, достоверности. Если профиль достоверен и показатели шкалы лжи не превышают допустимых результатов, проводится комплексный анализ остальных шкал. Нормативный коридор – 30-70 Т, все что выше и ниже – акцентуированные черты личности. Сначала эти пики анализируются по отдельности, а потом в очетании с другими пиками. Анализ должен быть целостным!!!!!
44. Характеристика одного из инструментов психодиагностики мотивационных особенностей личности.

Методика диагностики личности на мотивацию Т. Элерса

Методика состоит из 3 частей, результаты интерпретируются в совокупности.

1. Методика «Мотивация к успеху» Т.Элерса (41 вопрос)

2. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке, выбрать 1, наиболее подходящий).
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей