Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Психиатрия. Ответы к экзамену педфак. Вопросы организации психиатрической помощи, проведение экспертиз Организация психиатрической помощи детям и подросткам


НазваниеВопросы организации психиатрической помощи, проведение экспертиз Организация психиатрической помощи детям и подросткам
АнкорПсихиатрия. Ответы к экзамену педфак.doc
Дата26.09.2017
Размер0.91 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПсихиатрия. Ответы к экзамену педфак.doc
ТипДокументы
#19719
страница18 из 18
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

16. Понятие «стресс» и «фрустрация». Их значение в возникновении патологии и возможности преодоления.

Концепция стресса и общего адаптационного синдрома Селье раскрывают механизмы воздей­ствия факторов окружающей среды (стрессоров) и возможные пос­ледствия этого воздействия для организма. Реакция организма зави­сит, как было показано Селье, от силы воздействующего фактора, времени воздействия и адаптационных возможностей организма. Общий адаптационный синдром, возникающий в ответ на действие стрессорных факторов, имеет неспецифический характер, облегчает деятельность перенапряженных структур организма и является, по мнению Селье, рациональным и целесообразным, так как помогает сохранить функциональную устойчивость в неадекватных условиях среды. Если действующий фактор не велик по силе или его воздей­ствие кратковременно, то организм может, используя свои ресурсы, сохранить удовлетворительную адаптацию (эустресс). В случае значительной силы или продолжительности воздействия возникает выраженное перенапряжение регуляторных систем, способное привес­ти к истощению защитных сил организма (дистресс). При этом стресс-реакция организма из звена адаптации превращается в звено повреждения, в результате чего формируются определенные патоло­гические состояния функционального или органического характера .

Недостатком психофизиологических исследований являлось то, что они были сконцентрированы на реакциях организма и мало вни­мания уделяли роли психологических процессов. Воспита­ние поисковой активности у человека является одним из важных мо­ментов в профилактике психосоматических заболеваний .

Фрустрацией на­зывают чувство психического дискомфорта в виде напряжения и тревоги, связанное с неудовлетворенностью потребностей или конфликтами. Фрустрирующие ситуации могут быть внешними и внутренними. Феномен психологической защиты Наиболее часто встречающиеся формы и механизмы психологической защиты:

1. BblmecHeHue (подавление) - неосознаваемое перемещение лич­ностью неприемлемых для нее или неприятных переживаний, мыс­лей, побуждений, воспоминаний из сферы сознания на подсозна­тельный уровень. При этом ситуации, связанные с подобными пере­живаниями, как бы забываются (функциональная амнезия).

2)Проекция - приписывание другим людям неосознаваемых собственных чувств, желаний, побуждений, других отрицательных качеств, которые субъект не признает или отвергает в самом себе. Проекция может являться следствием вытеснения: вытесненное в подсознание переносится на другого человека. Чаше всего такой способ психологической защиты служит для повышения самоуважения и уважения со стороны окружающих, а также для оп­равдания перед собой и окружающими собственных отрицательных черт и поступков.

3. Идентификация - способ психологической защиты, противо­положный проекции. Он заключается в том, что одно лицо (субъект идентификации) на неосознаваемом уровне приписывает себе каче­ства других лиц (объектов идентификации). Такими объектами мо­гyт быть близкие люди, незнакомые, но значимые персонажи, в том числе воображаемые, или герои художественных произведений.

4. Рационализация - процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объясне­ние той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени. Неприемлемые для личности действия субъект объясняет ложными мотивами. Выдвижение лож­ных причин своих неудач или недостатков с целью оправдать себя: «Не все так плохо, зато я ...» помогает субъекту, обесценив таким образом не реализованные потребности, сохраняя самоуважения и предупреждает возникновение тревоги.

5. Интеллектуализация - излишне «умственный», лишенный эмоционального переживания, способ реагирования на конфликты. Путем пространных рассуждений, гипотез субъект пытается объяс­нить возникающие конфликты и неудачи в своей жизни не завися­щими от него причинами.

6. Регрессия - возврат от уже достигнутого уровня поведения и личностного реагирования к ранее пройденным этапам, формам и способам реагирования и моделям поведения. Наиболее ярко дан­ный механизм проявляется у больных детей, когда они отказывают­ся пользоваться приобретенными навыками самообслуживания. У взрослых регрессия может выражаться бессилием и отказом от борьбы.

7. Сублимация - замещение, или перевод напряжения в другое русло. Энергия нереализованной потребности перемещается в дру­гое русло, где активно используется.

8. Перенос - механизм, посредством которого эмоциональное напряжение, связанное с одной ситуацией или личностью, перено­сится на другую ситуацию или личность. В таких случаях эмоцио­нальное отношение к тому или иному объекту не адекватно или вов­се с ним не связано. Переноситься могут как положительные чувства (любовь, нежность), так и отрицательные (ненависть, гнев).

9. Бегство или уход - отказ от достижения цели, неосознанное из­бегание любыми средствами ситуации, вызывающей напряжение. Бегство носит вынужденный характер и, устраняя тревогу, избавляя от паники, делает жизнь человека терпимой, но не разрешает коренн­ыx проблем, что является причиной дальнейших душевных переживаний. У больных людей может иметь место «уход В болезнь».

10. Компенсация и гиперкомпенсацuя - механизмы защиты от тре­воги, вызванной наличием у человека действительного или мнимого недостатка. У физически слабых детей этой цели могут служить ги­перкомпенсаторные фантазии, когда дети воображают себя сильны­ми и храбрыми. У эмоционально ранимого подростка данная форма защиты может носить «маску» внешней грубости и т.д. Проявления компенсации часто встречаются у людей с физическими недостатками (слепота, глухота и т.д.) и за­болеваниями.

11. Разрушительность или агрессия заключается в активной атаке на объект психической травматизации или замещающий его, диск­редитации и обвинении. Причиной подобного поведения может быть чувство собственного бессилия перед угрожающей ситуацией. В медицинской практике подобные формы защитного поведения возможны у больных после сообщения им прогностически небла­гоприятного диагноза: они могут проявлять негативизм, грубость по отношению к врачам, медицинскому персоналу, игнорировать их назначения и рекомендации.

Описанные варианты психологической защиты присущи и здо­ровым людям, и больным. Они ограждают человека от чрезмерного психического напряжения, тревоги. Однако некоторые формы пси­хологической защиты, в случае их недостаточности, могут, наоборот, приводить к срыву психической устойчивости, создавать дополни­тельные проблемы в адаптации человека, в результате чего включа­ются разрушительные механизмы, и у него может развиться невро­тическое расстройство или психосоматическое заболевание.
17. Психологически сложные ситуации в медицинской практике (отказ от лечения, неизлечимые заболевания, смерть пациента).

В особом подходе, требующем от врача решения весьма непростых психологических задач, нуждаются больные с неизлечимыми за­болеваниями. Врач, зная, что перспек­тивы у больного весьма печальны, должен внушить ему надежду на выздоровление или хотя бы на частичное улучшение состояния. Пе­ред врачом встает дилемма: скрыть от больного горькую правду или сообщить о возможном прогнозе. Поэтому, в таких случаях больным и их родственникам лучше сообщать правду, но делать это нужно в щадящей форме, объясняя, что чудес ждать не приходится, что болезнь сложная, крайне трудноподдающаяся лечению, и ждать придется долго, пребывая в непре­станной борьбе и преодолевая возможные страдания.

В этой связи встает вопрос о праве неизлечимого и тяжко страда­ющего больного на добровольный уход из жизни. Ныне различают пассивную и активную эвтаназию. Пассивная эвтаназия, - это прекращение «оказания направленной на продление жизни медицин­ской помощи», что ускоряет наступление смерти. Этот метод практикуется практически во всех странах, в том числе и в России. Активная эвтаназия - введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств, либо другие действия, которые влекут за собой быстрый уход из жизни . .Активная эвтаназия имеет три формы: 1) «убийство из милосердия» врач вводит больному сверхдозу обезболивающего препарата); 2) «самоубийство, ассистируемое врачом; 3) собственно активная эвтаназия (пациент сам, без помощи врача включает специальное устройство, котopoe приводит к безболезненной смерти). Активная эвтаназия в большинстве стран карается законом. Однако в последние годы в не­которых странах: в Северной провинции Австралии, в Ни­дерландах, Бельгии право на эвтаназию установ­лено законодательно.




1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей