Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения. Восстановление


НазваниеВосстановление
АнкорЦветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения.doc
Дата21.10.2017
Размер2.13 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЦветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения.doc
ТипДокументы
#29544
страница7 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

Таблица 4.

Отработка наименования десятков

Число

Количество десятков в числе

Происхождение

20=

10+10=2

Два (десятка) двадцать

30=

10+10+10=3

Три (десятка) тридцать

40=

10+10+10+10=4

Сорок! (исключение)

50=

10+10+10+10+10=5

Пятьдесят (ков)

60=

10+10+10+10+10+10=6

Шестьдесят (ков)

70=

10+10+10+10+10+10+10=7

Семьдесят (ков)

80=

10+10+10+10+10+10+10+10=8

Восемьдесят (ков)

90=

100-10

Девя - но — сто

100=



Сто


Методы восстановления разрядного строения числа

Наиболее стойким и часто встречающимся дефектом при теменно-затылочной акалькулии является нарушение


понимания разрядного строения числа. Поэтому на этот дефект обращается особое внимание в восстановительном обучении. Работа над восстановлением названий чисел в пределах первой сотни способствует восстановлению пони­мания существования двух разрядов — десятков и единиц. Больные начинают понимать, что двузначное число в преде­лах первой сотни состоит всегда из десятков и единиц, что и получает отражение в наименовании числа. Кроме того, они усваивают общее правило называния чисел, указывающее на то, что чтение (называние) числа всегда начинается с более высокого разряда и идет в направлении к меньшему (ср.: 25, 35...95). Схему называния чисел второго десятка, имеющую обратное направление — от меньшего разряда к большему (ср.: 19, 15 и т.д.), больные усваивают как исключение из об­щего правила называния чисел. Связь названия числа с его разрядным строением используется сначала для восстанов­ления понимания того, что каждое сложное число состоит из разных разрядов, что и отражено в его наименовании.

Метод соотнесения названия числа с его разрядным стро­ением помогает восстановить понимание того, что в назва­нии числа отражены все разряды и что каждый разряд име­ет свое название и, наконец, что наименование разряда от­ражает его величину и место в разрядной сетке. Например, 125 — 100 больше 20, а 20 — больше 5. Эта работа идет обя­зательно совместно с восстановлением у больного пони­мания и количественной взаимозависимости разрядов. С этой целью проводится ряд упражнений, с помощью кото­рых раскрываются количественное содержание числа и количественные отношения между его разрядами. С испо­льзованием этого метода проводится большое количество различных упражнений, помогающих пониманию связи разрядного строения числа с его наименованием и с количест­венной стороной всего числа и отдельных его разрядов.

Упражнение 1.Написать числа под их наименованием.

Образец: сто пятьдесят шесть двести тридцать три сто восемьдесят пять

1 5 6
Упражнение 2. Написать наименования данных чисел.

Упражнение 3. (Реконструкция числа). Дано: сто пя­тьдесят шесть. Из данных трех слов: а) написать воз­можные варианты чисел путем перестановки цифр (516,
165 и др.), б) написать их наименования, в) написать все полученные числа в строчку в порядке возрастания их величины (в порядке уменьшения), г) объяснить, как и почему отличается величина одного числа от другого.

Эти упражнения подводят к возможности работы собст­венно над восстановлением разрядного строения числа. Здесь можно использовать известные в литературе методы обучения детей разрядному строению числа и операциям с числами (В.В. Давыдов, 1957, 1958, 1967; Н.Н. Непомнящая, 1957, 1960). Главная задача этих методов — научить больного пониманию перехода одного разряда в другой и их количествен­ных взаимоотношений. Первые два—три занятия (не более) проводятся с опорой на реальные предметы (так называемые этапы материализованной формы действия). В отличие от обучения детей, нашим больным этот этап работы нужен лишь в качестве наглядного способа актуализации сохранив­шихся знаний о строении числа, а не для длительного и по­следовательного обучения этому, как это имеет место у де­тей. В течение нескольких занятий больной работает над са­мостоятельным разложением заданного ему количества предметов (палочек, спичек и т.д.) на разряды, опираясь при этом на знания о том, сколько и какие единицы входят в каж­дый разряд. Например, больному дается 15 палочек и зада­ние — разложить их на десятки и единицы. Больной откла­дывает 10 палочек налево и 5 — направо. Десяток палочек он заменяет картонным квадратиком, который и будет впредь обозначать один десяток, и к нему придвигает 5 палочек, ко­торые обозначают единицы; после этого больной называет заданное число и записывает его в тетрадь, а в разрядную сет­ку записывает развернутую схему его построения:

15 = 1111111111 + 11111 ;

10 5 15 = 10 + 5.

Такую серию операций больной выполняет и с числа­ми второго десятка. Больному даются любые числа второ­го десятка (25, 28 и т.д.), и он должен таким же образом развернуть их количественное содержание: налево отло­жить отдельно друг от друга 2 десятка палочек, затем за­менить их двумя картонными квадратами, придвинуть к ним оставшееся количество единиц, сделать соответству­ющие записи и т.д. После прочного усвоения принятого построения двузначного числа проводятся упражнения с трехзначным числом, т.е. с числом, состоящим из трех разрядов. Здесь счет идет сразу по десяткам. Вольные к


этому времени обычно уже знают, что 100 состоит из 10 десятков. Поэтому они сначала вместо нужного количе­ства палочек («единиц») кладут слева 10 квадратиков, обозначающих вместе сотню, а затем заменяют их спи­чечной коробкой, в которую кладут все 10 квадратиков. И коробка с этого момента обозначает 1 сотню или 10 десят­ков. При задании составить число 123 больные кладут 1 спичечную коробку, обозначающую сотню, 2 пуговицы, обозначающие десятки, и 3 спички (палочки), обознача­ющие единицы (табл. 5).

Таблица 5.

Восстановление разрядного строения числа

Число

Сотни □

Десятки

Единицы |

123



1

ΘΘ

2

| | |

3

102



1

-

0

| |

2

214

□□

2

Θ

1

| | | |

4

□ спичечная коробка, Θ пуговица, | спичка (палочка) Эти упражнения очень полезны, но им не следует отво­дить много времени. После усвоения общего принципа построения числа надо сразу переходить к работе над чис­лом без опоры на его количественную сторону, для чего использовать разрядную сетку.

Метод разрядной сетки включает в себя ряд приемов и упражнений, которые помогают освоить и закрепить вос­станавливаемое действие или психический процесс. Цель — восстановить понимание разрядного строения числа. Приемы предварительной работы над числом вне разряд­ной сетки:

  1. анализ и разбор заданных чисел по разрядам вне раз­рядной сетки;

  2. прием заполнения пустого места (разряда) в числе, т.е. прием восстановления понимания значения нуля;

  1. прием перестановки цифр в одном и том же числе для получения новых чисел;

  1. прием сравнительного анализа полученных чисел (разрядного, количественного).

После закрепления полученных навыков можно пере­ходить к работе с собственно разрядной сеткой. И здесь возможны самые различные упражнения. Например, впи­сывание в разрядную сетку задаваемых чисел, строго при-

держиваясь разрядов. Пониманию соотношения разрядов в числе очень помогают упражнения, в которых больному даны одни и те же (или одна) цифры, которые путем впи­сывания их в разрядную сетку превращаются в число и каждый раз в другое (по своей количественной сущности) в зависимости от места, которое они занимают в этой сет­ке. Например, больному даются две цифры — 1 и 2. Он проставляет их в сетку и называет полученные числа. Пус­тые клетки сначала не заполняются и ставится прочерк. А затем идет работа над значением нуля в числе, отрабатыва­ется понимание количественной сущности нуля как указа­теля на отсутствие количества в каком-либо разряде (105; 150). И после этого прочерки (черточки) в числах замеща­ются нулем (табл. 6).

Таблица 6.

Восстановление разрядного строения числа.

Сотни тысяч

Десятки тысяч

Единицы тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

Число













1

2

12










1

2

__

120










1

__

2

102

1

__

2

__

__

__

102000


С помощью этих приемов и упражнений у больного восстанавливается осознание зависимости значения числа от его места в разрядной сетке, т.е. в пространстве, восста­навливается также и понимание значения и места нуля в записи числа. Эти знания закрепляются в целом ряде упражнений, в которых от больного снова требуется ана­лиз разрядов заданного числа, снова вне разрядной сетки. Для этого больной должен выполнить следующие задания: а) назвать разряды, из которых состоит заданное число, б) показать вразброс, где десятки, тысячи, единицы и т.д. в данном числе, в) составить двузначное или любое другое сложное число, г) назвать пропущенный в данном числе разряд (1—595, 1—5, —6 и т.п.), д) написать в столбик друг под другом заданные числа 25, 384, 108, 10590 и прочитать число и т.д.

Существует еще множество разнообразных методов, приемов и упражнений для восстановления понимания разрядного строения числа, но принцип построения ме­тодов один и тот же. Для всех этих методов характерна об­щая направленность на восстановление осознания больными

зависимости значения знака (числа) от его места в про­странстве.

Итак, описанная нами работа по восстановлению счета и счетных операций включает обучение больных: а) пони­манию состава числа, взаимозависимости чисел, их сис­темности и целостности, б) называнию чисел, в) понима­нию связи наименования с разрядным строением и коли­чественной стороной числа, г) пониманию собственно разрядного строения числа и зависимости величины числа от его положения в пространстве. Все это и ведет к восста­новлению понятия числа и создает основу для восстанов­ления счислительных операций.

Методы восстановления счетных операций

Нарушение понятия числа не может не привести к де­фектам счетных операций, поскольку выполнение ариф­метических действий сложения, вычитания, умножения и деления требует знания разрядного строения числа, схемы десятка, т.е. умения дополнять одно число другим в преде­лах десятка и т.д. Для правильного протекания процесса счета необходима также сохранность и пространственных представлений о направлении отнимания и прибавления. У больных описываемой группы счетные операции нару­шаются именно в связи с дефектами обоих указанных зве­ньев в структуре арифметических действий.

Обучение больных счетным операциям требует длите­льной и направленной работы и начинается уже при рабо­те над восстановлением понятия числа. Здесь больных, как мы видели, учат расчленению числа на составные части (состав числа), дополнению числа в пределах десятка. На этой же стадии больные обучаются и осознанному отно­шению к разрядному строению числа, пониманию места и значения нуля. Все это создает необходимые условия для восстановления счетных операций.

Специальное обучение больных счету (выполнению арифметических действий) лучше начинать с более про­стых и менее всего пострадавших операций сначала в пре­делах первого десятка, затем второго. Операции сложения и вычитания проводятся без перехода через десяток, а ум­ножение и деление производятся на простейших одно­значных и двузначных числах. Эта работа занимает 3-5 за­нятий. Трудности восстановительного обучения с приме­нением разнообразных творческих методов и приемов на-

чинаются при обучении больных вычитанию и сложению с переходом через десяток. Действие сложения или вычита­ния в пределах одного десятка является по своему составу простым, состоящим из одной операции (ср. 10—2=8; 15—5=10; 15+2=17; 23—3=20 и т.д.), так же как и операции с «круглыми» числами (10+10; 20—10; 50—40+10).

Те же арифметические действия с числами, требующи­ми перехода через десяток, являются по своему математи­ческому и психологическому составу более сложными: они включают несколько операций. Исследование навы­ков счета у больных этой группы показало, что у них преж­де всего нарушена способность совершать именно эти арифметические действия, требующие анализа простран­ственных схем. Эти больные не всегда в состоянии осознанно расчленить арифметическое действие на составляющие его операции. Преодоление этого дефекта и является основной задачей следующей стадии обучения. К этому времени боль­ные уже должны знать схемы десятка и уметь расчленять число на его составные части, уметь округлять числа до ближайшего десятка (ср.: 18(+2) = 20; 12(—2) = 10). Работу над восстановлением операций «округления» чисел необ­ходимо провести до этой стадии обучения, поскольку при решении арифметических примеров с переходом через де­сяток они выступают в качестве конкретных звеньев в структуре решения.

Есть разные способы округления числа до десятка. По­этому сначала надо провести ряд занятий по актуализации больным «своего» способа. С этой целью больной обучает­ся разным способам округления, и по эффективности вы­полнения (более точный счет, затрата меньшего времени, уверенность в действиях и т.д.) можно судить о более до­ступном больному способе (или об актуализации его соб­ственного способа).

Например, 15—7. 1-й способ: 7=5+2(округление до 5), 2-й способ: 7+3=10(округление до 10). Работу надо начинать с помощью метода восстановления состава числа (см. выше), используя прием сравнения величины чисел.

Задание. Указать, какое число больше или меньше (поставить соответствующий знак). 8 ...10; 7 ... 10; 10 ... 6; 20 ... 17; 15 ... 20 ит.д. Прием количественной оценки разницы чисел (числа даются те же). Дано: 8 и 10. Выполнение боль­ным: 8 < 10. Вопрос: на сколько единиц? «На 2». Дано: 20 и 17. 20 > 17. На сколько единиц? «На 3». Прием округления

числа. Задание: округлить число 17 до 20. Операция: 17+3=20.

На этой стадии работу нужно вести только с числами и на речевом уровне.

После обучения больного понятию числа и конкрет­ным операциям «округления» чисел можно переходить к работе над осознанием больным пооперационного реше­ния арифметического примера. К этому времени больной уже понимает благодаря отработанному ранее умению, что при выполнении действий с числами с переходом через де­сяток второе число (вычитаемое или слагаемое) нужно раз­бить на два составляющих его числа (путем округления), ко­торые потом последовательно вводятся в соответствую­щие операции, составляющие содержание арифметиче­ского действия. Исходя из этого понимания, больных обу­чают разбивать арифметическое действие на последовате­льные операции — сначала в вербальном плане: больной совместно с педагогом, а потом самостоятельно пишет программу операций: а) округлить число, б) вычесть (или прибавить) одну часть числа, в) сложить (или вычесть) вто­рую часть числа. Затем программа реализуется. Дается пример: 52—18. Больной проделывает все операции по вербальной программе, выполняя каждую операцию и од­новременно проговаривая: а) «я округляю число 18 до 20. 18(+2)=20; б) теперь нужно вычесть полученное число, это одна часть от 18(+2)=20. 52—20=32; в) а теперь прибавляю вторую часть числа 32+2=34».

Не менее эффективным является обучение способу ре­шения подобных примеров, который требует от больных умения приравнивать единицы вычитаемого (или слагаемо­го) к единицам уменьшаемого (или первого слагаемого). Тогда состав операции приобретает следующий вид.

Сверху пишется памятка: во второй и третьей опера­циях нужно вычитать или прибавлять:

2) - 3) - 2) + 3) +

52 - 18 = 34 52 + 18 = 70

1) 18 = 12 + 6 1) 18= 12 + 6

2) 5 2 - 1 2 = 4 0 2) 5 2 + 1 2 = 6 4

3) 4 0 - 6 = 3 4 3) 6 4 + 6 = 7 0

Обучение решению арифметических примеров на сло­жение и вычитание с переходом через десяток следует на­чинать с максимально развернутого действия с одновре-

менным громким проговариванием решения и с опорой на внешние средства — схемы, записи. Позже, после закреп­ления этой формы действия, можно переходить к посте­пенному сокращению действия за счет изъятия из записи первой операции и перевода ее на уровень громкой речи, т.е. эта операция не пишется, а только проговаривается. Позже на уровень громкой речи переводится вторая, а за­тем и третья операция, и все операции проговариваются бо­льным, но не записываются. Таким же образом, постепенно и последовательно арифметическое действие переводится на уровень шепотной речи, а затем и на уровень выполне­ния его «про себя».

В случаях затруднений все операции (или некоторые из них) снова следует выносить на уровень громкой речи, а иногда и на материализованный уровень выполнения ре­шений (запись операций).

Описанная методика позволяет создать у больного спо­соб решения арифметических примеров (или счета), который благодаря постепенному сокращению внутреннего состава действия и перевода его с одного уровня на другой стано­вится собственным достоянием больного. Процесс восста­новления счетных операций, как мы писали выше, лучше всего начинать с выяснения индивидуальных способов вы­полнения арифметических действий, характерных для каж­дого больного. Установление способов выполнения ариф­метических операций, которыми больные пользовались до болезни и которые должны представлять упроченные в про­шлом опыте стереотипы, является необходимым моментом в обучении, поскольку использование старого упроченного способа всегда эффективнее, чем создание нового навыка.

К обучению новому способу решения арифметических примеров следует прибегать лишь в случаях, когда не уда­лось выявить прежние стереотипы. В практике обучения нередко приходится сталкиваться с фактом, когда у боль­ного старый, его собственный способ решения вспомина­ется в процессе и в результате его обучения новому спосо­бу выполнения вычислительных операций. Актуализация прежнего навыка не только не мешает обучению, но, нао­борот, создает более благоприятные условия для создания не конкретного, а обобщенного способа выполнения счислительных операций.

Параллельно с восстановлением общей схемы решения арифметических примеров на сложение и вычитание с пере­ходом через десяток должна идти работа по восстановлению


осознания направления счета, умения анализировать про­странственные схемы счета. Утеря больными направления в счете приводит нередко к тому, что, отняв от уменьшаемого одну часть округленного вычитаемого, они теряются и часто не знают, что им делать с оставшейся частью вычитаемого — отнимать ее или прибавлять. Наши исследования показыва­ют, что некоторыми больными операция сложения осознается как операция, направленная вперед (т.е. направо —>). Возмож­но, что это понимание связано с осознанием построения и чтения натурального ряда чисел, постепенно увеличиваю­щегося слева направо, и запись которого также ведется слева направо. Операция вычитания связывается у них с представ­лением о движении в обратном направлении (налево), в сторону уменьшения чисел натурального ряда.

Для восстановления осознания направления в счетных операциях (в вычислениях) не бесполезным оказывается учет или специальная выработка этих пространственных представлений операций сложения и вычитания. С этой целью больные сначала упражняются в схематическом изображении направления операций вычитания и сложе­ния. Эти записи выглядят следующим образом. Натураль­ный ряд чисел — процесс и направление получения после­дующего числа в натуральном ряду.

Порядковый счет
1  2 3 4 5 6 7 и т.д.

1+1 2+1 3+1 4+1 5+1 6+1
Сложение слева – направо 

Порядковый обратный отсчет натурального ряда чисел
2 3 4 5 6 7 8  9

3-1 4-1 5-1 6-1 7-1 8-1 9-1
Вычитание справа – налево 

Кроме того, в процессе восстановления арифметиче­ских действий полезно, с точки зрения учета описываемо­го дефекта, пользоваться округлением единиц вычитаемо­го (или второго слагаемого) до единиц уменьшаемого; тог­да больным легче усвоить, что и в первой, и во второй опе­рации нужно вычитать. Для облегчения усвоения прин­ципа решения арифметических примеров следует напи­сать общую схему — таблицу на карточке и сверху обозна­чить нужные операции.

  1. - ; 3) –


А- Б=Х А-Б=Х

(1) (2) 35-17

1) Б=С+Д Б С Д

(1) 1) 17=15+ 2

2) А-С=Е А С Е

(2) 2) 35- 15=20

3) Е-Д=Х Е Д Х

3) 20- 2 = 18

Действия умножения и деления также нуждаются в восстановлении. И здесь общим методическим принципом является разложение целостного, свернутого акта умноже­ния на составляющие его операции с последующим сокраще­нием и интериоризацией действия и автоматизацией его вы­полнения. Для этого больных обучают осознанию внутрен­него содержания действия умножения через решение при­меров развернутым способом сложения: 1) 15=5+5+5 = пятерка повторяется 3 раза = 5x3=15; 2) 15=3+3+3+3+3= пять раз по 3 = 5x3 = 15.

Делению такие больные обучаются на простейших числах и тоже с помощью развертывания содержания дей­ствия деления. Больным дается конкретная схема деления: 15:5=15—5(1)=10—5(2)=5—5=0, следовательно, 15:5=3.

Умножение больной выполняет, осуществляя неско­лько промежуточных операций:

5хЗ=Х 17х4 = Х

1)5+5+5=15 1) (17+17)+ (17+17)

Х=152)17+17 = 34

  1. 17+ 17 = 34

  2. 34 + 34 = 68

Х = 68

Позже это действие постепенно сокращается, запись промежуточных операций снимается, и каждая операция замещается проговариванием. Именно такой развернутый способ умножения помогает больному снова осознать со­держание таблицы умножения и усвоить ее. Переход к ум­ножению (и делению) больших чисел возможен лишь по­сле прочного усвоения этих счетных процессов и таблицы умножения, но не ее заучивания, после осознания взаимо­зависимости этих двух арифметических действий, после


восстановления умения проверять результаты умножения делением, и наоборот.

В этом разделе описаны нарушения структуры счета и счетных операций, возникающие при поражении темен­ных и теменно-затылочных отделов коры как левого, так и правого полушарий мозга. Отличия заключаются лишь в отсутствии нарушения называния чисел у больных с пора­жением коры правого полушария. Намечены основные пути и описаны лишь некоторые конкретные методы вос­становительного обучения при этом виде акалькулии. Ниже обратимся к анализу конкретных наблюдений.

Анализ динамики и методов восстановления счета при первичной акалькулии
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей