Главная страница

скворцы прилетели. Введение формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (онр)


Скачать 2.37 Mb.
НазваниеВведение формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (онр)
Анкорскворцы прилетели.doc
Дата18.09.2017
Размер2.37 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файласкворцы прилетели.doc
ТипДокументы
#14060
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы







ВВЕДЕНИЕ

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение де­тей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи - одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:

  • бедный, в основном общеупотребительный бытовой словарь;

  • плохое понимание оттенков значений слов;

  • аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложе­нии, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;

  • предложения простые, чаще нераспространенные, состоящие из существитель­ных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов;

  • связная речь развита слабо - пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинам представляют собой перечисление (называ­ние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.

Одним из видов работы по развитию связной речи является проведение заня­тий по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картин. Обучение рассказыванию по серии картин занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Мето­дика обучения строится с учетом особенностей психического и познавательного развития и специфики отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений.

Вниманию логопедов предлагается комплект, включающий серию из четырех больших сюжетных картин «Скворцы прилетели!», 2 набора маленьких сюжет­ных картин и соответствующие им пиктограммы (для индивидуальной работы логопеда или воспитателя с детьми) и конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей с ОНР навыкам рассказывания. Обучение детей с ОНР рассказыванию по серии картин данного пособия логопед проводит с под­группой детей на трех занятиях (подготовительном, основном и итоговом).

Цель подготовительного занятия состоит в проведении подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин. Логопед:

  • расширяет, уточняет и активизирует предметный, глагольный словарь и сло­варь признаков у детей по серии сюжетных картин (ССК);

  • развивает произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую па­мять и логическое мышление детей;

  • упражняет детей в подборе вариантов и придумывании названия рассказа по данной ССК.

Цель основного занятия - обучение детей составлению предложений по ССК. На основном занятии логопед учит детей:

  • составлять предложения по опорным словам;

  • преобразовывать деформированные фразы;

  • распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих воп­росов педагога и самостоятельно;

  • составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии и пиктограммы.

Цель итогового занятия — составление детьми рассказа по ССК. Логопед учит детей:

  • развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произ­вольное внимание;

  • составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова - подсказки логопеда;

  • обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского язы­ка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);

- воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам.
Занятия обязательно должны проводиться логопедом эмоционально. Это по­
может поддержать интерес детей к данному виду работы. Количество занятий
логопед может устанавливать самостоятельно, ориентируясь на уровень подго­
товленности детей каждой подгруппы.

Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Чем больше каналов воспри­ятия информации педагог сможет задействовать у детей с ОНР, тем лучше и быс­трее они смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содер­жательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации, так как такие сложные психические процессы, как мышление, воображение, разви­ваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.

При проведении занятий педагог может использовать различные современ­ные средства обучения:

  • магнитно-маркерную доску, которая позволит достаточно быстро перемещать в пространстве картины каждой серии и графически изображать маркерами разных цветов пункты плана рассказа;

  • магнитофон и набор кассет с записями различных мелодий и звуков (речевых и неречевых, серия так называемого «Театра звуков»).

Специфика обучения детей рассказыванию состоит в воспитании умений не только последовательно и логично отвечать на вопросы, но и рассказывать выра­зительно. Работая над интонационной выразительностью речи, логопед учит де­тей выражать при помощи голоса внутренние состояния героев и свое отношение к изображенным на картинах серии событиям, подводит детей к пониманию того, что необходимо быть чуткими и внимательными к животным и птицам.

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развер­нутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последо­вательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следствен­ных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необ­ходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.

4

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ
ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН


ЗАНЯТИЕ № 1. Тема: Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели!»

Цель: формирование лексико-семантической готовности к составлению расска­за по серии сюжетных картин (ССК).

Задачи: расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного сло­варя и словаря признаков у детей по ССК; развитие произвольного внима­ния, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления; упражнение детей в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данной ССК; стимулирование мыслительной и речевой активности де­тей; воспитание бережного отношения, любви к живой природе.

Оборудование: серия сюжетных картин «Скворцы прилетели!» (№ 1-4), мяч.

Ход занятия

/. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям вспомнить и назвать перелетных птиц, затем про­сит внимательно послушать стихотворения-загадки:

Крепкий деревянный дом Прилетели певцы -

С круглым маленьким окном, Молодой весны гонцы.

Он стоит на длинной ножке, Они в скворечнике живут,

Чтобы не залезли кошки. Песни звонкие поют.

(Скворечник) (Скворцы)

Логопед спрашивает у детей, почему они так решили. Затем предлагает еще раз послушать загадки, запомнить и назвать слова, которыми по-другому назы­вают скворечник и скворцов.

1. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери действие».

Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные дейс­твия (словосочетания), которые могут выполнять птицы весной.

Птица (-ы) весной (что делает (-ют)?) - поют (звонкие песни), чирикает (-ют), вьют (гнезда), высиживает (-ют) (яйца), заботится (-ятся) (о птенцах), пры­гает (-ют), прилетает (-ют) (из жарких стран), ищут и клюют (жуков, гусениц), чистит (-ят) (перышки)...

При затруднениях детей логопед использует вопросы-подсказки типа: «Что делают птицы с веточками?» «С жуками и гусеницами?»

2. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак».

Выполняется аналогично, но, передавая мяч, дети подбирают слова-признаки. Птицы (какие?) - веселые, шустрые, пестрые, маленькие, бойкие, пушис­тые, забавные и т.д.

//. Основная часть занятия

1. Вступительное слово логопеда.

Логопед: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произош­ло и о ком эта история.

2. Беседа по содержанию каждой картины.

На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на воп­росы.

  • Картина № 1: Кого вы видите на этой картине? Что делает учитель? Что де­лают дети? Как одеты учитель и дети? Для кого дети собираются строить до­мики? Как называют такие домики для птиц? Из чего дети будут строить? Что лежит на столе? Что ребята держат в руках? Почему дети решили построить скворечники? В какое время строят скворечники? Почему вы так думаете?

  • Картина № 2: Что делают дети на этой картине? Что делают мальчики? А что делают девочки? Какими инструментами пользуются ребята? Из чего делают скворечники? Из каких частей состоит скворечник? А как части скворечника соединяют между собой? Какое настроение у детей? Почему?

  • Картина № 3: Где находятся дети и учитель на этой картине? Почему вы так решили? Какое время года изобразил художник на картине? Как одеты дети? Зачем ребята принесли с собой лестницу? Сколько скворечников сдела­ли дети? Почему скворечники вешают высоко от земли? Какое настроение у ребят? Почему у ребят хорошее настроение?

  • Картина № 4: Что мы видим на этой картине? Кто прилетел в скворечник? Понравился ли скворцам новый скворечник? Почему вы так думаете? Где находятся дети? Что они делают? Почему дети и учитель улыбаются? Зачем дети сделали скворечники? Как птицы будут помогать людям?

3. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Прилетели скворцы -Молодой весны гонцы, Червяков они клюют И поют, поют, поют!

4. Игра на внимание «Запомни и назови».

Логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и за­помнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем перево-

6

рачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к первой, второй, третьей и четвертой картинам. Игра проводится в виде соревно­вания. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

5. Упражнение в договаривании предложений с опорой на картины.
Выполнение двухступенчатой инструкиии логопеда.


Придумайте подходящий конец к каждому предложению. Определите, к ка­кой из четырех картин оно относится.

Ребята приготовили для своих построек... Ребята принесли скворечники... Дети стояли у дерева и наблюдали за ... Ребята решили построить для птиц ... Мальчики и девочки начали ... Скворечники прикрепили... Дети стояли вокруг стола ... Скоро в скворечнике уже поселились ...

6. Игра «Путанииа».

Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и пос­ледовательности событий в рассказе по ССК.

Логопед говорит детям о том, что скворцы поиграли с картинами, но перепута­ли их порядок. Логопед просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины по порядку.

  1. Припоминание предложений из упражнения 5 с опорой на правильно расположенные картины серии.

  2. Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов.

Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию ССК. Весной в парке. Весной на стройке. Птицы и ребята. Сквориы прилетели! Скворечник.

Домики для пернатых друзей. Как птицы пели. Скворцы и кот. И т.п.

III. Подведение итогов занятия

Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили? И т.д.

11

ЗАНЯТИЕ № 2. Тема: Составление предложений по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели!»

Цель: обучение детей составлению и распространению предложений по карти­нам.

Задачи: обучение детей составлению предложений по опорным словам; упраж­нение детей в преобразовании деформированных фраз; распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно; обучение детей составлению повествовательного плана рассказа с опорой на картины серии; развитие словесно-логического мыш­ления и памяти.

Оборудование: серия сюжетных картин «Скворцы прилетели!» (№ 1-4), ма­ленький мячик или камушек.

Ход занятия

/. Интеллектуальная разминка

Повторение игры «Путаница» с произвольно расположенными картинами данной серии.

2. Основная часть*

1. Составление предложений по опорным словам.

Наступить, долгожданная, весна.

Солнышко, ярко, светить.

Ребята, построить, скворечники.

Учитель, помогать, дети.

Дети, приготовить, доски, инструменты.

Скворечники, прикрепить, деревья.

Скворечники, поселиться, скворцы.

2. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Спал птенец и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Повернулся, оглянулся, Прыгнул вверх и полетел.

3. Игра «Исправь ошибку».

Преобразование предложенных логопедом фраз. Логопед говорит детям о том, что птицы поиграли с предложениями и перепутали в них все слова. Логопед предлагает детям исправить ошибку:

Наступила, долгожданная зима.

Ярко светит луна.

Птицы решили построить скворечники для ребят.

* Все упражнения выполняются на фоне выставленной ССК.

12

Дети учат учителя строить будку. Доски и инструменты подготовили детей. Скворечники построили детей. Деревья в парке прикрепили к скворечникам. Новые скворечники поселились в скворцах.

4. Распространение предложений. Игра «Добавь слово»
с передачей мячика.


Логопед предлагает детям запомнить предложение (например: Дети гуляли.). Кто-то из детей должен повторить его и составить новое предложение, добавив в исходное любое подходящее слово. Если ребенок справился с заданием, он пере­дает мячик следующему ребенку. При затруднениях логопед помогает наводя­щим (подсказывающим) вопросом или вопросительным местоимением.

Например: Что? (Весна.) Что сделала? (Весна наступила.) Какая весна на­ступила? (Наступила ранняя весна.)...

Постепенно темп проведения игры увеличивается. Примерные «цепочки предложений»:

  • Весна. Наступила весна. Наступила ранняя весна. Наступила ранняя долго­жданная весна. Наступила ранняя, теплая, долгожданная весна...

  • Дети построили. Дети построили скворечники. Дети построили скворечники из досок. Дети построили скворечники из новых досок...

  • Дети развесили. Дети развесили скворечники. Дети развесили скворечники на деревьях. Дети развесили скворечники на деревьях в парке...

5. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Прилетали птички, Птички-невелички. Весело скакали, Зернышки клевали.

6. Обучение детей составлению повествовательного плана.

Рассматривание каждой картины серии отдельно. Выделение в ней главной мысли. Выбор наиболее подходящего к данной картине предложения из пред­ложенных логопедом и выставление (рисование) на доске соответствующей пик­тограммы (схематичного рисунка).

  • Картина № 1: Дети играют. Весна. Дети собираются строить скворечники. ... Птицы поют. И т.д.

  • Картина № 2: Дети и птицы. Дети строят скворечники. ... Птицы и сквореч­ники. Теплые домики. И т.д.

  • Картина № 3: Дети гуляют. Дети пришли в парк. Дети развешивают скво­речники. ... Птицы летают. И т.д.

  • Картина № 4: Дети делают кормушку. Дети смеются. Скворцы у скворечни­ка. ... Скворцы прилетели. И т.д.

13



Логопед делает вывод. Мы подобрали главные предложения или названия к каждой картине:

Дети собираются строить скворечники (1). Дети строят скворечники (2).
Дети развешивают скворечники (3). Скворцы у скворечника (4).

Эти главные предложения вместе называются планом рассказа.

III. Подведение итогов занятия

Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что запомнили? И т.д.

ЗАНЯТИЕ № 3. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели!»

Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по ССК.

Задачи: развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания; составление рассказа по ССК с опорой на план и с помощью слова-подсказки логопеда; обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами пред­ложения, эпитетами, синонимами); стимулирование положительных эмо­ций детей; воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.

Оборудование: серия сюжетных картин «Скворцы прилетели!» (№ 1-4).

Ход занятия

/. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям расставить в логической последовательности кар­тины серии на доске. Припоминается название рассказа и пункты плана (с опо­рой на ССК и пиктограммы, схематичные рисунки).

/1. Основная часть занятия

1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).

Упражнение выполняется по подсказке логопеда - одному данному слову.

  • Картина № 1: Дети... Учитель... Ребята... На столе...

  • Картина № 2: Мальчики... Девочки... Получились...

  • Картина № 3: Дети... К стволам... Мальчики... Девочки... Учитель...

  • Картина № 4: Учитель... В скворечнике... Скворцы... Ребята...

В процессе составления предложений проводится обсуждение и выбор наибо­лее удачных вариантов.

2. Физкультминутка.

По ходу стихотворений дети выполняют соответствующие движения.

Спал птенец и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Повернулся, оглянулся, Прыгнул вверх и полетел.

3. Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.
Игра «Скажи иначе» (на подбор синонимов).


Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы) к каждой картине.

  • Картина № 1: Ребята решили скворечники построить(сконструировать, сделать, смастерить)... Учителя слушали заинтересованно(внимательно, сосредоточенно)... Инструменты на столе лежали(находились, располагались, размещались)...

  • Картина № 2: Работа началась(закипела, пошла, продолжилась)... Ребята делали(трудились, мастерили, шли к цели)...

  • Картина № 3: День погожий(светлый, теплый, ясный)... Скворечники веша­ли(прикрепляли, закрепляли)...

  • Картина № 4: Скворцы прилетели(прибыли, поселились, обживают новый скворечник)... Дети радовались(веселились, были счастливы)...

4. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты
рассказа в соответствии с повествовательным планом


и 4 картинами серии.

5. Рассказывание детьми по иепочке (принимают участие все дети).

Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить*.

III. Подведение итогов занятия

Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались на трех заняти­ях? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнес­лись дети к птицам в рассказе? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.

* Используя маленькие картинки серии «Скворцы прилетели!», логопед и воспита­тель закрепляют навыки рассказывания у каждого ребенка на индивидуальных за­нятиях.

15







































перейти в каталог файлов
связь с админом