Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизаци... Введение появление нашего пособия Дидактический материал для автоматизации звуков у детей , состоящего из


НазваниеВведение появление нашего пособия Дидактический материал для автоматизации звуков у детей , состоящего из
АнкорКоноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизаци.
Дата02.10.2017
Размер8.32 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКоноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизаци...doc
ТипДокументы
#23353
страница1 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8





ВВЕДЕНИЕ

Появление нашего пособия «Дидактический материал для автоматизации звуков у детей », состоящего из 4 альбомов, явилось результатом ностальгии по 4 альбомам Надежды Ивановны Соколенко «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей», сослужившим хорошую и долгую службу не одному поколению логопедов в течение многих десятилетий.

Но этих 4 альбомов Н.И. Соколенко, ставших логопедическим раритетом, увы, уже нет два десятилетия.

Со времени создания пособия Н.И. Соколенко в нашей жизни,а значит и в языке произошли значительные изменения (вышли из употребления некоторые устаревшие слова, появилось много новых и т.д.).

В основном мы разделяем подход Н.И. Соколенко к автоматизации звуков, считаем удачной для пользования структуру ее пособия:

  1. свистящие звуки С, Сь, Зь, 3, Ц.

  2. шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ.

3 соноры Л Ль.

4 — соноры Р — Рь.

Поэтому, сохранив удачную и привычную структуру Н.И. Соколенко, изменили подход к отбору дидактического материала:

  • во-первых, максимально, где только возможно, исключили картинки и лексику, провоцирующие употребление в речи конфликтных и других дефектных звуков;

  • во-вторых, осовременили внешний вид предметов на картинках;

  • в-третьих, предложили другие сюжеты для работы над фразовой речью;

  • в-четвертых, по возможности увеличили смысловую нагрузку лексико-грамматических упражнений, и, наконец,

  • в-пятых, в отличие от пособия Н.И. Соколенко, в дополнение к картинному дидактическому материалу включили значительное количество вербального материала на каждый из автоматизируемых звуков: набор слов, словосочетаний, предложений, скороговорок, а также систему как устных, так и письменных упражнений без опоры на картинки.





Примерный перечень дидактических игр и упражнений с картинками

для автоматизации звуков:

  1. Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам.

  2. Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки («Запомни, повтори»).

  3. Деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слова»).

  4. Выделение ударного слога («Эхо»).

  5. Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов.

  6. Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова.

  7. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем под картинками.

  8. Образование и употребление различных падежных форм существительных («Эхо», «Закончи предложение», «Скажи дальше», «Потерялись слова»).

  9. Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Эхо», «Один—много»).




  1. Прямой и обратный счет с предметами: (1<->5,1<-»10,2<-»20,3<->30).

  2. Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои и проговаривание полученных словосочетаний.

  3. Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.

13. Подбор действий к предметам, проговаривание полученных
нераспространенных предложений.

  1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой — маленький»).

  2. Образование от существительных относительных прилагательных.

  3. Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.

17! Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.

18. Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшие текстам и ответы на них.



с


Артикуляционная поза:

  • губы растянуты в улыбку,

  • зубы заборчиком со щелью,

  • кончик языка за нижними зубами,

  • воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка -свист длительный.

Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:

«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Почистим нижние зубы», «Желобок», «Футбол», «Фокус», «Заморозим пальчики (подбородок)» и т.д.

Постановка:

а) по подражанию (предпочтительный, но далеко не часто осуществимый способ);

б) от И, X, Т, Ф с придыханием;

в) механический (с помощью зонда, шпателя);

г) смешанный;

д) при шипящем, боковом, носовом сигматизме вначале ставится межзубный С.

Основные направления автоматизации:

1.Прямые слоги и слоговые ряды с ними: СА, СЫ, СО, СУ

са-со-су-сы су-сы-са-со

со - су - сы - са сы - са - со - су

2.Слова с прямыми слогами:

а) сад сын сок сопка сук суббота
сани сыпать сода сохнуть судно суфле
сапоги сыт совы Соня сутки сухой
самокат сынок сом соты сумка сукно
самоход сыпь сон сотня суп судак


б) оса усы песок посуда коса весы
носок несут касса бусы кусок пасут
посадка осы поясок опоссум осадок косы
квасок косуха досуха




Звук С


3. Обратные слоги и слоговые ряды с ними: АС, ОС, УС, ЫС, ИС

ас - ос - ус - ыс ус - ыс - ас - ос

ос - ус - ыс - ас ыс - ас - ос - ус

4. Слова с обратными слогами:

а) бас квас нос вкус мыс лес*
вас погас поднос укус кумыс навес
нас ананас покос фокус бис пес
пас компас космос кактус повис утес

б) каска киска тиски тоска подписка
маска миска носки доска выписка

5. Слоговые ряды со стечением согласных:

ста - сто - сту - сты аст - ост - уст - ыст

сто - сту - сты - ста ост - уст - ыст - аст

сту - сты - ста - сто уст - ыст - аст — ост

сты - ста - сто - сту ыст - аст - ост - уст
ска - ско - ску - скы аск - оск - уск - ыск кса - ксо - ксу - ксы

ско - ску - скы - ска оск - уск - ыск - аск ксо - ксу - ксы - кса

ску - скы - ска - ско уск - ыск - аск - оск ксу - ксы - кса - ксо

скы - ска - ско - ску ыск - аск - оск - уск ксы - кса - ксо - ксу
спа - спо - спу - спы асп - осп - усп - ысп апс - опс - упс - ыпс

спо - спу - спы - спа осп - усп - ысп - асп опс - упс - ыпс - апс

спу - спы - спа - спо усп - ысп - асп - осп упс - ыпс - апс - опс

спы - спа - спо - спу ысп - асп - осп - усп ыпс - апс - опс - упс
сма-смо-сму-смы асм-осм-уем-ысм

смо-сму-смы-сма осм-усм-ысм-асм

сму-смы-сма-смо усм-ысм-асм-осм

смы-сма-смо-сму ысм-асм-осм-усм

сна-сно-сну-сны асн-осн-усн-ысн

сно-сну-сны-сна осн-усн-ысн-асн

сну-сны-сна-сно усн-ысн-асн-осн

сны-сна-сно-сну ысн-асн-осн-усн
мса-мсо-мсу-мсы амс-омс-умс-ымс

мсо-мсу-мсы-мса омс-умс-ымс-амс



Звук С


мсу-мсы-мса-мсо умс-ымс-амс-омс

мсы-мса-мсо-мсу ымс-амс-омс-умс

нса-нсо-нсу-нсы анс-онс-унс-ынс

нсо-нсу-нсы-нса онс-унс-ынс-анс

нсу-нсы-нса-нсо унс-ынс-анс-онс

нсы-нса-нсо-нсу ынс-анс-онс-унс

(то же с согласными К,П,М,Н)

5. Слова с со стечением согласных:

а) стая стой ступня стыд снова
стадо стойка студень стык сноп
станок стон стукнуть стынуть спутник
стакан стук ступеньки стыковка ступать,
стадион ступа студент стыдно спать
ставни ступать студеный стыдить спокойный
скамейка скелет* скобка свадьба сматывать
скакать скит скок свобода смахнуть
скатка скифы скот сваха смокинг
скакун скука скованный сватать смыть
скалка* скупой скотовод свой смутно

б) паста достать тесто пастух вкусно уснуть
баста доставка место хвастун тесно основа
хваста подставка густо пестун опасно оспа
капуста остановить пусто поступать вкусный успех
мангуста остановка густой поступок опасный успеть
невеста устать пустой восток тесный успокоить

в) даст мост аист куст диск
наст пост пианист дуст писк
гимнаст тост баянист август поиск
гимнастка хвост хоккеист бюст пуск


7. Фразы с отработанными словами:

В саду стоит скамейка. На скамейке Соня. У Сони сумка. В сумке у Сони посуда.
У Сани самокат. Самокат стоит в саду под сосной и т. д.


* Здесь и далее: Слова, отмеченные *, используются только при отсутствии дефекта в произношении Л, Р, Ль, Рь.



Звук С


8. Чистоговорки, потешки и скороговорки на С:

Са-са-са - Соня идет в сад, Ас-ас-ас - покупаем ананас,

Са-са-са - в саду оса, Ас-ас-ас - какой вкусный ананас!

Со-со-со - оса пьет сок, Ос-ос-ос - в детском саду много ос,

Су-су-су - Соня видит осу, Ас-ас-ас - съедят осы ананас,

Сы-сы-сы - у осы усы, Ус-ус-ус - у ананаса дивный вкус,

Сы-сы-сы - в саду нет осы. Ис-ис-ис - ананасы ест Денис.

Киска, киска, где твоя миска? В саду темно, все спят давно.
Ест киска суп из миски: Одна сова не спит -

Сыта киска, пуста миска. На суку сидит.

На кокосы, на кокосы Мы видим на суку совят,

Налетели мы, как осы, Совята вместе там сидят.

А кокосы высоко, Когда не спят, они едят,

Высоко и далеко.* Когда едят, они не спят.

Сани, сани едут сами, Едут в степи и леса, Едут сани в небеса.*

9. Небольшие прозаические адаптированные тексты для заучивания:

Соня и Саня в саду. Там много кустов и высокая сосна. На высокой сосне сухой сук. Под сосной стоит скамейка. На скамейке стоят Соня и Саня. Они снимают с высокой сосны сухой сук. Под скамейкой спит собака. На обед у Сони и Сани суп с мясом, капуста с соусом, соевое суфле и ананасный (ананасовый) сок. Вкусный обед у Сони и Сани.*

10. Лексико-грамматические упражнения.

а)Подбор родственных слов:

  • сад - садик, садовник, садовый, садовод, посадить, посадка...

  • лес - лесок, лесной, лесник, лесовик, подлесок...*

б)Образование относительных прилагательных:

лес - лесной* посуда - посудный капуста - капустный

сад - садовый мясо - мясной уксус - уксусный

автобус - автобусный сон - сонный сосна - сосновый

кокос - кокосовый ананас - ананасовый соя - соевый

касса - кассовый усы - усатый вкус - вкусный

в)Образование существительных, обозначающих лиц по их занятиям
фокус - фокусник пианино - пианист хоккеист - хоккеистка



Звук С


хоккей - хоккеист лес - лесник* пианист - пианистка

танк - танкист гимнастика - гимнаст гимнаст - гимнастка

баян - баянист сад - садовник баянист - баянистка

г)Образование именительного и родительного падежа мн. числа существитель-
ных


мост - мосты - много мостов фикус - фикусы - много фикусов

куст - кусты - много кустов автобус - автобусы - много автобусов

аист - аисты - много аистов поднос - подносы - много подносов

хвост - хвосты - много хвостов стакан - стаканы - много стаканов

лист - листья - много листьев скамейка - скамейки - много
скамеек


миска - миски - много мисок доска - доски - много досок

носок - носки - много носков сова - совы - много сов

каска - каски - много касок сын - сыновья - много сыновей

касса - кассы - много касс оса - осы - много ос

д)Составление предложений из слов

Соня, мост, стоять, на - Соня, сумка, ананас, в, у -

Саня, ступеньки, стоять, на - Соня, сумка, скамейка, на, ставить
Саня, Соня, нести, и, сумку - Саня, сок, пить, ананасовый -

Саня, Соня, стадо, пасти, и - Саня, суп, мясо, с, есть -
11. Письменная речь.

а)Чтение и печатание написанных наоборот слов:

пус - (суп) асок - (коса) кус - (сук)

ыдас - (сады) инас - (сани) мое - (сом)

куднус - (сундук) сан - (нас) ысу - (усы)

косон - (носок) ысуб - (бусы) авос - (сова)

ные - (сын) ысев - (весы) косук - (кусок)

б)Перестановка слогов, чтение полученных слов:
ги-са-по - сапоги бус-то-ав - ко-сы-ко -
мо-кат-са - а-нас-на - сту-па-хи -
по-да-су - вя-та-со - пус-ка-та -


в)Преобразование слов путем перестановки букв:

нос - сон нас - сан навес - весна сосна - насос

стаи - аист куст - стук анис - сани наст - стан





г)Преобразование слов путем замены одной буквы:
маска - миска - киска - каска доска - тоска
соска - сосна пуск - писк - диск


д)Подбор начала к данному кониу слова:











е) Подбор последнего слога к данному началу слов по образиу:

капуста кусок поясок тесто вкусный

неве... пе... ба... ме... она...

па... но... ква... гу... те...

мангу... ви... туе.. пу... отве...

ж ) Кроссворд-головоломка (отыскивание спрятанных среди букв слов на С):








з)Ребис (отгадывание слов):

100 К ВО 100 К ТЕ 100 (100 Л)*

100 П ЛИ 100 К* ГУ 100 МЕ 100

100 Н 100 ЛИК* ЛЕПЕ 100 К* 100 ЙКА

и)Кроссворд (отгадывание и вписывание слов на С сверху вниз по горизонта-
ли):_


  1. Сухая ветка.

  2. Домашнее животное.

  3. Экзотический фрукт.

  4. Часть тела животных и птиц.

  5. Насекомое.


Иллюстративный материал на звук С на цветной вставке (с. 1-13).









С(мягкий)


Артикуляционная поза:

Сходна с артикуляционной позой звука С (твердого), но имеет некоторые особенности:

  • спинка языка более приподнята и выгнута по направлению к твердому небу,

  • весь язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.

Подготовительные упражнения:

Те же, что и для звука С. Дополнительно добавляются специфические: «Горка», «Катушка», «Киска сердится».

Постановка:

Преимущественно по подражанию со слуховым и зрительным контролем после автоматизации звука С (твердого), в наиболее трудных случаях - с механической помощью от С — са-са-са, нажимая шпателем на кончик языка и отодвигая язык вглубь рта -» с'а-с'а-с'а (ся-ся-ся).

Основные направления автоматизации:

1. Прямые слоги и слоговые ряды:

ся - сё - сю - си сю - си - ся - сё

сё - сю - си - ся си - ся - сё - сю

2.Слова с прямыми слогами:

сядь семь осенний сито укусить

гусята сени весенний синий косить

десяток сети непоседа осина гуси

овсянка семена восемь осиновый семга

висят секунда осень такси гусенок

косят кисет ясень висит тесемка

носят беседа ясеневый носит сюда

3. Обратные слоги и слоговые ряды АСЬ, ОСЬ, УСЬ, ИСЬ:

ась - ось - усь - ысь усь - ысь - ась - ось

ось - усь - ысь - ась ысь - ась - ось - усь

4. Слова с обратными слогами:

гусь боюсь Васька письмо





высь моюсь Моська письма

весь одеваюсь восьмой письменный

повесь купаюсь авоська тесьма
5. Слоги и слоговые ряды со стечением согласных

-СТЯ. СТЁ. СТЮ. СТИ:

стя - стё - стю - сти стю - сти - стя - стё

стё — стю — сти — стя сти — стя — стё — стю

-ЛСТЬ. ОСТЬ. УСТЬ. ЫСТЬ:

асть - ость - усть - ысть усть — ысть - асть — ость

ость - усть - ысть - асть ысть - асть - ость - усть

то же с мягкими согласными Н'.П'.М'.К'.Л'.

6.Слова со стечением согласных:

стенка вести снег снять свет смех

стены гости снеговик снимать Света смена

стена кости снегопад снимок светить сметана

степь нести снегоход басня свинья смять

Степан пасти снегокат песня свить спеть

стихи угости гаснет «Веснянка» свиток спина

7. Фразы с отработанными словами:

Нюся пасет гусей.

Вася несет иваси в сетке.

Ася сидит на скамейке под осиной (ясенем).
8. Чистоговорки, скороговорки на мягкий звук С:

Мы сидим на лесенке, Понавесили сетей

И поем мы песенки. Все для маленьких детей.

Все поют и я пою Выбегают дети -

Песню звонкую свою.* Сами лезут в сети.*
Непоседа Васенька не сидит на месте, Вместе с мамой я встаю,

Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Сам постель свою стелю,

Есть усы у Васеньки, на усах сединки, Умываюсь, одеваюсь,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке. С мамой в детский сад иду.*
У Сени и Сани в сетях сом с усами. Ты не бойся - это гусь!

Я сама его боюсь.





До свиданья, сад, сад,

Все осинки спят, спят. Санки синие летят,

И мы с Асей спать пойдем, Седоки в санях сидят.*

Только песенку споем.
Под сосенкой под сосенкой спеют не подосиновики, а опенки.


9. Небольшие адаптированные прозаические тексты:

Наступает осень. Ася, Вася, Сеня в осеннем саду. С дубов, ясеней, осин падают сухие осенние листья. Дети поднимают их. У Аси, Сени и Васи будет осенний

букет.

Ася спит. Она видит во сне ясное небо и осенние листья под ногами. На осине свистит синяя сойка.*

Вася пасёт гусей и гусят в степи. Гуси и гусята наелись и спят под кустом. А Вася следит, нет ли поблизости лисы. Только суслик тихонько посвистывает в овсяном поле.*

10. Лексико-грамматические упражнения

а)Подбор родственных слов:

  • осина - осинка, осиновый, подосиновик;

  • гусь - гусенок (гусята), гусиный;

  • лиса - лисица, лисий, лисонька, лисенок (лисята)*;

  • писать - письмо, письменный, записка и т. д.

б)Словообразование относительных прилагательных:

весна - весенний ясень - ясеневый осина - осиновый

осень - осенний овес - овсяной письмо - письменный

в)Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным зна-
чением:


сосна - сосенка басня - басенка осина - осинка

лестница - лесенка* песня - песенка бусина - бусинка

г)Образование глаголов 1 лииа ед. числа настоящего времени:
бояться - я боюсь обуваться - я обуваюсь
умываться - я умываюсь подниматься - я поднимаюсь
купаться - я купаюсь лениться - я ленюсь*
одеваться - я одеваюсь кусаться - я кусаюсь
пастись - я пасусь кататься - я катаюсь
спускаться - я спускаюсь смеяться - я смеюсь и т.д.






д) Составление предложений из данных слов

Сено, Вася, степь, косить, в - Ася, беседка, сидеть, в -

Люся, гусята, степь, в, пасти* - Синий, Вася, костюм, носить -

11. Письменная речь.

а) Чтение наоборот, печатание полученных слов:

исуг - (гуси) отис - (сито) искат - (такси) ихитс - (стихи)

онес - (сено) тсил - (лист)* итес - (сети) исок - (коси)

б)Перестановка слогов, чтение полученных слов:
та-ся-гу - (гусята) ни-си-ца - (синица)
вик-го-сне - (снеговик) си-ва-лек - (василек)*
ний-сен-о - (осенний) сём-те-ка - (тесёмка)
сед-бе-ка - (беседка) па-ка-се - (пасека)
ся-ток-де - (десяток) на-си-о - (осина)
се-нок-ли - (лисенок)* кун-се-да - (секунда)

в ) Кооссвоод-головоломка (отыскивание соеди бикв слов на С):


г) Придумывание 5 слов, начинающихся на слог СЕ. и 5 слов, заканчиваю­щихся на слог СИ.






12. Работа со сложными по звуковому составу и слоговой структуре словами (наличие обоих звуков, С твёрдого и С мягкого, и стечения согласных в словах)1

свист сесть система соседка

спесивый басистый свисток сельский*

смесь совесть спасибо таксист

свистеть семьсот смеситель* совсем

спасение теннисист освистанный сенокосный

смести сосиска список голосистый*

сеанс снасти соседский спасённый

теннисистка велосипедист* и др.

а) отчётливое слоговое проговаривание слов логопедом (взрослым) без соблю-
дения орфоэпических норм (по орфографическим нормам), не акцентируя
внимания детей на слоговой структуре;

б) сопряжённое слоговое проговаривание с детьми этих слов с соблюдением
норм орфографии;

в) отражённое самостоятельное слоговое проговаривание детьми;

г) группировка слов: выделение и проговаривание предметов, признаков, дей-
ствий;

д) деление слов на слоги при помощи хлопков (игра «Телеграф»), с ладонью
под подбородком, по гласным (со зрительным контролем и без него).

Иллюстративный материал на звук С на цветной вставке (с. 14-18).

  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей