Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

лек 1 Введение-в-предмет-патологической-анатоми... Введение в предмет патологическую анатомию


Скачать 157.5 Kb.
НазваниеВведение в предмет патологическую анатомию
Анкорлек 1 Введение-в-предмет патологической-анатоми.
Дата25.09.2017
Размер157.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлалек 1 Введение-в-предмет-патологической-анатоми...doc
ТипДокументы
#19224
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Введение в предмет - патологическую анатомию



Основными формами постижения Мира как известно являются: Искусство, Религия и Наука. Они основываются соответственно на Чувстве, Вере и Разуме. Наглядными признаками научного (т.е. разумного) познания считаются: иерархизация материала; однословность-однозначность терминов; сущностные определения; одноосновность классификаций; не очевидность (а лучше - парадоксальность) выводов. Иначе говоря, получая любую информацию нужно, прежде всего, прояснить для себя излагается ли она на базе критериев научного познания:
1 - выделяются ли в излагаемом материале уровни иерархии как зоны действий особых законов, понятий и терминов,
2 - используются ли термины из одного слова, имеющего один смысл,
3 - отражают ли определения суть явлений (например: "болезнь-это стесненная в своей свободе жизнь"); или являются перечнем признаков, логическим кругом ("болезнь - нарушение здоровья"; "то, что принято считать болезнью").
4 - имеют ли классификации только по одному основанию (пример многоосновности классификации: ответ одного из политиков на вопрос о его родителях: "мама украинка, а папа - юрист"),
5 - не пытаются ли авторы упростить до обыденного сознания способы решений сложных проблем, предлагая простые, очевидные, а следовательно - неверные решения.
Если признаки научности имеются, то высказываемые соображения по любому разделу естествознания можно принимать во внимание.

Попробуем на вышеизложенной базе рассмотреть место и значение для врача нового для студентов 3 курса предмета - патологической анатомии. Сейчас выделяют следующие этапы развития Вселенной:
1 - переход от энергии - к веществу,
2 - от неживого - к живому (одушевление),
3 - от души к Духу (в научных терминах - к Ноосфере; в терминах религии - к Богу) и наконец,
4й этап - от энергии к новому веществу.
Стратегический путь развития живого - это движение от несознательного - к осознающему себя, от рассудка к разуму, от разума к душе. Наука о живом - это биология. Часть биологии, изучающую отклонения живого от стратегического пути своего развития можно назвать патологией. Раздел патологии имеющий отношение к человеку - это медицина. Раздел медицины изучающий структурные изменения организма человека по ходу развития болезней - патологическая анатомия. Вместе с патологической физиологией (которая изучает функциональные изменения организма человека по ходу развития болезней) наши дисциплины составляют научную базу медицины. Уже двухсловность названий показывает не научность разделения патана и патфиза. Очевидно, что со временем произойдет их естественное слияние и будет придумано однословное название единой дисциплины дающей целостные представления о изменениях человека по ходу развития болезней.
В патанатомии выделяют разделы: 1- "общая патология" - (изучающая закономерности изменений структур человеческого организма общие для разных болезней), 2-"частная патология" - (занимающаяся конкретными болезнями) и 3-"клиническая патология" - (клинико-анатомический анализ и микроскопическая диагностика болезней). В нашей академии первые два раздела патана излагаются на 3м курсе, последний раздел - отдельным циклом на 5м или 6м курсах.

В первом полугодии 3го курса мы будем изучать "общую патологию. Для подхода к понятиям общего "патана" определимся с терминологией и иерархизируем материал.
На уровне "организм"(человека) медицина смогла предложить однословные и односмысленные термины для разных состояний (рис.1): оптимума ("здоровье - гармония структур и функций организма



человека как целостной системы", нарушения ("болезнь - разные степени дисгармонии целостного организма"), гибели ("смерть"- гибель организма как системы).



На уровне "система органов" (рис.2) понятия и термины еще не устоялись. Отсутствует термин отражающий качественное своеобразие "нормы" для "системы органов" . В зоне "патология" "систем органов" могут быть помещены: "нарушения кровообращения" (полнокровие, малокровие, тромбоз, эмболия, стаз и др.), "воспаление" и "иммунопатология". Отдельно приходится размещать: "адаптацию" (приспособление), "компенсацию"(возмещение ущерба) и "организацию" (восстановление целостности).

Не лучше положение с понятиями и на уровне "орган". (рис.3) Нет термина отражающего качество



органной "нормы". В клеточке "гибель органа или его части" размещены: "инфаркт"(гибель внутреннего органа или его части как следствие нарушения кровообращения), "гангрена"(то-же, но относительно органов связанных с внешней средой, с гниением и почернением), "секвестр"(то-же, но когда погибшее долго остается плотным). Отсюда , в клеточку "органо-патология" можно поместить "прединфаркт". После гибели части органа в живом организме закономерно наступает "демаркация" (отграничение живого от погибшего).

На уровне "ткань"(рис.4) термина для клеточки "норма" также нет. К тканевой "патологии"



несомненно относится "дистрофия"(нарушение структуры ткани связанное с нарушениями тканевого метаболизма). Для обозначения гибели ткани употребляют термин "некроз". После гибели ткани следует ее восстановление ("регенерация"). К тканевой патологии по нашим данным следует относить "дисплазии" (нарушения роста ткани), "узловатые гиперплазии" и "опухоли"(особые варианты развития новых тканей).

На уровне "клетка"(рис.5) "норма" пока также не определена. Основная масса изменений описываемых сейчас как "патология клетки" на самом деле связаны с существованием клеточных



коопераций. К клеточной патологии очевидно нужно отнести только нарушения митотического цикла. Далее можно наверное поместить "апоптоз"(особый тип гибели клетки), а затем варианты разрушения клетки( слущивание, лизис, фагоцитоз и др.).

При сведении вышеприведенных таблиц в одну (рис. 6), становится очевидным, что в медицине пока



отсутствует научно обоснованная иерархизация такого объекта как "организм" человека. Это проявляется в бедности и многословности терминов, использовании одних терминов на разных "этажах", преобладанию описательных, а не сущностных определений и др. Практически не рассматривается проблема переходных, межуровневых - "предельных" состояний. Но детальное обсуждение перечисленных проблем лежит за пределами вводной лекции. Вернемся к сегодняшнему состоянию "общей патологии".

На сегодняшний день в общей патологии принято выделять пять групп клинико-морфологически значимых изменений, которые условно называют "типовыми патологическими процессами"(типатпро). На таблице (рис.6) эти "типатпро" выделены пятью крупными номерами и разными цветами. В нашем курсе типовые патологические процессы будут изложены в следующей компоновке:
1 - Дистрофия, некроз, инфаркт, гангрена, секвестр, смерть.
2 - Нарушения кровообращения (полнокровие, малокровие, кровотечение, кровоизлияние, стаз, тромбоз, эмболия, отек, шок).
3 - Воспаление, иммунопатология.
4 - Компенсаторно-приспособительные процессы (регенерация, адаптация, компенсация, гипертрофия, атрофия, организация, демаркация).
5 - Опухолевый рост, узловатые гиперплазии, дисплазии.
Как видно к одному "типатпро" пока относят разноуровневые изменения (например: смерть- инфаркт-некроз,). Но тем не менее, для врача исключительно важно уметь определять какой "типовой патологический процесс" преобладает у данного больного!!!!. Именно по преобладанию того или иного "типатпро" врачи планируют стратегию диагностики и лечения больного. Учитывая это, все лекции первого полугодия будут посвящены "типовым патологическим процессам".

Рекомендуемая дополнительная литература:
1- Общая патология человека. И.В.Давыдовский. М.Медицина.1969.
2- Принципы целостности.Г.П.Короткова.Л.изд.гос.ун-та.1968.
3- Синергетическое мышление. Г.Д.Селезнев.в кн: Экология, экологическое образование,Труды.третьей конференции. Воронеж.1997.217.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей