Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ЯШ vi


Скачать 14.81 Mb.
НазваниеЯШ vi
Анкорabueva zh nadyr hachilaev listaya sudbu.doc
Дата07.12.2017
Размер14.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаabueva_zh_nadyr_hachilaev_listaya_sudbu.doc
ТипДокументы
#32745
страница3 из 21
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ГЛАВА 2. МУТНЫЕ ПОТОКИ

11 аедипо с собою л слабою,

И ком мата, тюрьме подобно, дан и т,

Сужаясыюетеиенпо... 1?от и ином

11рсдстал сейчас к стекле4 передо мною

Лимы подслеповатыми глазами,

И неё ннутри меня заледенело...

Какие они злые! Ьудто н мраке

Холодном мх весь мир уж исчезает...*

«Говорят, что имя определяет всю дальнейшую судь­бу человека...

Я спрашивал своего отца, чем он руководствовался, давая мне имя человека, ненавидимого всеми дагестанца­ми. Какая же судьба может быть у меня с таким име­нем?»-Н.Х.

Ощущение рока, будто довлеющего над его семьёй, вызывало в Надыре сопротивление этому року, бунтарскую непримиримость с ним:

...Я молча стоял в стороне и, глядя, как моя сестра по­могает тёте, вспоминал, что женщины нашей семьи всегда ходили в трауре...

... Ну, траур! Ну, забодал, проклятый! Ну, чёрный ситец! — говорил я вслух самому себе, выходя на улицу, чувствуя, как я устал от чёрных одеяний женщин своей семьи.

Стихотворение Н.Хачилаева (пер. Ж. Абуевой).

45

На улице я хотел встретить кого-нибудь из знакомых, погулять с ними, подышать свежим воздухом, но, вспомнив, что отец ждёт, вернулся обратно...

И далее: ...Яустал от угнетающего меня траура этого дома...

На страницах хачилаевской прозы нашла своё непростое и сво­еобразное отражение извечная проблема «отцов и детей».

Отношения Хажи со своим отцом - в некотором роде противо­речия двух миров, или, если хотите, двух систем. Мир отца прост и однозначен: здесь патриархальный примитивизм и горское вос­питание мирно уживаются с законопослушностью коммуниста и богобоязненностью верующего. Длительное общение с природой, горами сделало его философом, унаследовавшим от предков то стремление к свободе, которое во все времена отличало настоящих горцев, и которое, сам того не сознавая, он передал своим сыно­вьям. Так, в ответ на замечание о правах, старый чабан отвечает:

- Увх-ва-а! Права у меня есть - дышать чистым и горным воз­духом, и я благодарю Великого Залла, что он до сих пор не отнял у меня право дышать им свободно, сколько мне хочется!

Отношения сына с отцом «е носят оттенка доверительности, скорее, наоборот, сын укрыт в коконе своей скрытности, что, впро­чем, не мешает ему при наличии собственного взгляда на мир упорствовать в своих заблуждениях:

...Я долго не мог заснуть, слыша, как отец вздыхает, во­рочается и глухо ворчит. Засыпая, я слышал, как отец встал, накинул на плечи полушубок и вышел в коридор, а потом во двор, кряхтя и сморкаясь.

Далеко за полночь я снова проснулся от дверного скрипа и шарканья шагов. Отец, заметив, что я проснулся, начал говорить:


- Я-то всегда плохо сплю в городе, а ты чего не спишь?

- Просто думаю.


- О чём?


- Чего молчишь?

- Думаю, как же интересно получается, ты мне в дет­стве всегда давал наказы «не воруй», «не связывайся с хули-

46

ганами», и это каждый день, хотя я не давал никакого на это повода. Ты как будто предвидел...


- Что ты говоришь, Хажа! Ты что, воруешь?!... Или с хулиганами связался?

- Нет, успокойся... я просто вспомнил твои наказы.


- Тогда что за дурацкие мысли лезут в твою голову?

-Да ничего, я просто вспомнил... Я вспомнил, что бабуш­ка учила меня другому: «Видел? Не видел! Слышал? Не слы­шал! Знаешь? Не знаю!» Три её заповеди я знал, как стишки.

-Хажа, перестань ерунду говорить и спи!... Вечно ты... - Отец чертыхнулся и шумно закутался в одеяло...

Проживший на свете немало лет и переживший многие систе­мы и режимы, старик знает своё место в этом мире и, не претендуя ни на что, довольствуясь тем, что имеет, не может и не хочет понять своего бунтаря-сына. Практически каждый их диалог - это борьба противоречий. Отец, чувствуя порой бессилие перед молчаливым сопротивлением сына, относит его, это сопротивление, к «испор­ченной гордостью крови материнского рода»:

... - Эта упрямая черта вашего материнского рода...Да кто вы такие, со своей гордостью? - Отец встал, покраснев от ярости, которая находила на него всегда, когда он заго­варивал о нашем материнском роде...

- Послушай, Хажа, в последнее время ...мы с тобой не понимаем друг друга... Ты уже взрослый, самостоятельный мужчина, и я не должен на-тебя кричать, но не могу. Твой старший брат Гаммада с полуслова понимал меня, а ты? -Отец остановился и с какой-то судорожной быстротой на­чал тереть нож о брусок. Я глядел ему в руки, боясь, что он вот-вот порежется.

- Хорошо, я подумаю, - сказал я.

- Хажа! - окликнул он меня, - что ты имел в виду, вспом­нив мои наставления «не воруй», «не связывайся с хулигана­ми»? Ну, ночью!

- Ничего, я просто вспомнил.

- Смотри, ты очень скрытный у меня вырос,- что у тебя на душе, для меня тёмный лес... Но я прошу тебя, что бы ты ни собирался делать, думай о нашей семье, думай о чести нашей папахи...

47

- К чему эти громкие слова? - усмехнулся я,

- Да это не громкие слова, мать вашу, я о них помнил и придерживался всю свою жизнь. Я, может, как другие, тоже хотел покайфовать, поездить по курортам, но я по­святил себя вам - семье, не потеряв своего честного имени. Я не своровал и яблока из колхозного сада, об этом всё село знает... Я не отомстил за твоего дядю, чтобы вы не оста­лись сиротами!

- Вот потому это за тебя придётся сделать мне, - эти слова у меня вылетели с такой злостью и презрением, что я сам испугался.

- Вот какой ты у меня вырос, оказывается, - побледнев, тихо сказал отец...

Голос его чуть не сорвался и, резко повернувшись, он ушёл вниз на кухню, и впервые за последнее время мне стало его жалко...

Исчерпав все возможные доводы или не находя их, отец при­бегает к старому, как мир, методу воспитания, который лишь от­страняет от него сына:

... Я не успел докончить, как отец сильно ударил меня... Во рту я почувствовал привкус крови. От удара левая щека разодралась о зубы. Я нащупал языком кусочек мяса, тянув­шийся нитью от щеки. Выходя из комнаты во двор, я отку­сил его зубами и выплюнул.

Первым во дворе открылось для меня сквозь беседку с виноградной лозой бледное-бледное небо. Вдали у горизонта оно сливалось с морем. Море тоже было бледным.

- Здравствуй, свобода. -Явздохнул полной грудью. -Вот ты какая, свобода......бледная-бледная, сквозь решётку вино­градной лозы. - Сквозь эту решётку вдалеке я увидел какую-то птицу. Она парила кругами, степенно раскрыв крылья. Свободна ли она, думал я и, набрав полной грудью воздух, вы­шел на улицу.

Несмотря на противоречия и кажущуюся неприязнь, чувству­ется, что роль отца чрезвычайно значительна в жизни героя, ибо он вновь и вновь возвращается к теме их непростых взаимоотношений:

...Отец как-то сильно помрачнел. Видимо, на него разом

навалились напряжение и усталость последних дней. Сетча­тые морщины на его лице стали более глубокими, а выцветшие жёлтые усы и седоватая щетина ещё более старили его.

Мне показалось, что, кроме уважения к его морщинам, у меня нет никакой нежности к отцу...

И всё же, под внешне упрямым непокорством Хажи, в котором мы легко узнаём самого Надыра, нельзя не разглядеть его нежной и неизбывно-щемящей любви к отцу:

...Отец сел рядом со мной и тяжело вздохнул... Хотелось спросить отца, что его мучает... может, вместе разберём­ся. Но не мог, словно между нами была пропасть.

...Он словно понимал, о чём я думаю. Голос его был над­ломленным и слабым.

- Кто-то обещал нам светлое будущее... только надо было верить...Верить и работать, не покладая рук. По своей наивности, сынок, я думал, что мы достойны лучшей уча­сти... И на тебе, жизнь прошла...

От голоса отца веяло холодом. Он был усталым, но впервые откровенным со мной...

Наиболее глубоко своё отношение к отцу Надыр выразил в по­свящённом ему стихотворении:

ОТЦУ

Зиме уже конец, по холод .задержался. Чего же ты, отец, от бурки отказался? Весна уж миру ветром ласковым явилась, I? тебе ж осенняя прохлада поселилась.

11о склонам горным облака ползут привычно, Стадам подобно по отрогам растекаясь, Среди отар своих к ковчеге поэтичном Плывёшь, должно быть, облакам уподобляясь.

I [ебесною канатною дорогой Сквозь горные вертит,! вознесёшься 11а высоту орлиного полёта, И там к земле родной ты обернёшься.

48

49

И вдруг душа глубокою печалью Наполнится I! неведомой кручине, За безмятежной ласкокою далью Ненастья разгорается лучина.

11роети меня, отец, за опоздайье К тебе навстречу 1! жизни переулках, Лишь I! летний зной пришло мне осознапье Нежданном осени шагов морозно-гулких.

Заметил лишь сейчас, как под папахой Дуга твоих броней заиндевела, Л время, сокращая жизни веху, Сквозь горы в поднебесье; улетело.

И я, внизу оставшись, наблюдаю, Стоишь как наверху ты одиноко, Ьеепомощно догнать тебя пытаюсь, Чтоб оторвать от времени и рока.

11о жизнь твоя у цени гор безбрежных 11одчинена печальному закону. Чем выше устремляется тропинка, Тем облака сгущаются сильнее.

Так хрупок жизни срок и быстротечен, Так коротка стезя у человека, И будто серебром заиндевелым Кругом всё покрывается от века.

Единственно в горах твоих недвижных 11а высоте орлиного полёта, В разгар страды осеннею порою Весна горит лучами золотыми.*

...Отец мой всегда был тяжёлым человеком. От него так и веяло мрачностью Лёжа в бурке, он часто кряхтел и тяжко вздыхал - мне казалось, от того, что он, как и я, гля­дя в ночное небо, думал о смерти. И, наверное, поэтому отец относился к деньгам небрежно. Это впоследствии переда­лось и нам, его детям...

Стихотворение Н.Хачилаева(пер. Ж.Абуевой)

50

Давайте отступим здесь немного от темы повествования и об­ратим своё внимание на параллель, проводимую Надыром в плане мыслей о смерти и пренебрежения к деньгам. Смотреть в ночное небо... думать о вечном, высоком и неизвестном:

...В высокогорье чабанам приходится спать в бурках под открытым небом. Перед сном'ничего не остаётся, как на­блюдать за звёздами. Такого яркого Млечного Пути, как в горах, я нигде не видел.

Чабаны часто вздыхают, глядя на звёзды. Сами собой возникают вопросы: а что там, за ними? И что будет по­том?...

Городские жители почти не смотрят на небо и практически не вспоминают о Млечном Пути. И жизнь простого чабана, «на­блюдающего за звёздами», монотонная и однообразная, в гораздо большей степени наполнена философским звучанием, философ­ским мироощущением и мировосприятием. Так кто же лучше: горожанин-сноб или тот самый, «спустившийся с гор»?

* * *

Беспокойство за судьбу Хажи, или Ансара (или Надыра!) ис­пытывала и тётя Асли, в образе которой легко узнаётся бабушка Надыра Хачилаева, вложившая в него большую часть своей души. О ней он пишет с теплотой и нежностью, посвятив ей довольно зна­чительное место в своих произведениях и подтверждая тем самым тщательно скрываемое трепетное отношение к родным и близким людям:

...Тётя Асли сообщила мне, что приехал отец и что её на-днях положат в больницу на операцию. Она сидела с жал­ким измученным видом, и лучи заходящего солнца освещали багровым светом её изрезанное морщинами лицо и побелен­ную каменную стену соседского дома.

В прошлые годы, когда тётя была здоровой и приезжала с гор на некоторое время, она вот так оке под вечер садилась во дворе и пела тонким мелодичным тоном грудного голоса. Тётя пела тихо, как бы самой себе, и голос её был звонок, как флейта.

51

Песни тёти Асли напоминали мне горный откос, покры­тый багровым румянцем вечерних лучей заходящего солнца. По откосу бегут куропатки на своих быстрых и красных ножках. Они бегут в страхе, затаив дыхание, и от быстрых, незаметных движений их крыльев раздаётся свистящий гул разрезаемого ими воздуха. А я с ружьём в руках иду за ними и не стреляю, тоже затаив дыхание, и в страхе смотрю, как они всё дальше и дальше уходят от меня, издавая крыльями трру-ррукающие звуки, заполняющие вечернее затишье гор­ного котлована...

Обратив внимание на художественные приёмы, используемые автором в повестях, мы наблюдаем здесь не просто принцип «по­тока сознания» как таковой, а гармоничное сочетание описания природы, событий и эмоционального состояния героев. Кажется, что воочию видишь всё, что описывается автором одновременно объёмно и лаконично:

... За тёмными окнами по-прежнему шумели деревья. Их стволы с мохнатыми ветками то приближались к стёклам, то исчезали в ночи. Я лежал на постели, постланной на полу. В соседней комнате сильный порыв ветра вырвал из окон­ной рамы стекло и швырнул вовнутрь. Раздался трески лязг разбитого стекла. Я вскочил и забежал туда. Моя старая тётя окровавленной рукой шарила темноту. Сестра плака­ла и успокаивала тётю, чтобы та не наступила на разби­тые стёкла. Тюлевые занавески на окнах вздутыми -паруса­ми поднимались к потолку. Уже редкие, волосы тёти, как белый шёлк, мельтешили в густом течении воздуха. Я завёл её в среднюю комнату и, усадив на диван, перебинтовал по­резанную стеклом руку, пока сестра расчесала её растрё­панные волосы и завязала их платком.

- Великий Залл (так зовут нашего бога)! Это предупре­ждение!... Хажа, ты, наверное, занят чем-то недобрым... Это предупреждение, - повторяла тётя как бы самой себе.

- Ладно, ладно! Спокойной ночи, -сказал я и, возвращаясь к себе, заткнул тяжёлой подушкой пробоину в окне. Дома сра­зу стало тихо, и, весь озябший, я нырнул под одеяло. За окном то появлялось, то исчезало дерево. Иногда уличный свет вы­свечивал в ветках гнёзда сорок. Деревья сгибались почти до

52

половины и словно тянули за собою землю. Я слышал, как в соседней комнате сестра убирает стёкла. Куски стёкол не­приятно лязгали о металлический совок. Потом наступила тишина, но я слышал, как молится тётя. Она молилась то шёпотом, то громко, словно ветер действовал на неё. Тётя молилась то нашему богу Заллу, то Аллаху-Таале...

Автор никак не комментирует слова тёти о предупреждении свыше, мы можем лишь догадываться о его душевном состоянии, которое подавляет его так, как если бы «тяжёлой подушкой заткну­ли пробоину в окне»...

Те же тщательно скрываемые мысли и эмоции сублимируют­ся в описании погоды, действий и диалогов, к примеру, беееды с другом, когда Хажа категорически не желает говорить о плохом, а только лишь о хорошем:

...Утром ветра уже не было, был только его запах, какой-то нездешний и степной. За окном, слабо покачиваясь, вид­нелись пожелтевшие листья на деревьях. Они словно разом пожелтели за эту ночь... Через пробоину в окно комнаты за ночь нанесло жёлтую листву. Когда я поправляю одеяло, ли­стья с настоящим осенним шорохом подлетают в воздух и, опускаясь вниз по стене, оседают в углах комнаты.

В комнату, не постучавшись, вошёл Шамиль. Он уселся в кресло и, взяв со стола обрывок пожелтевшей газеты, стал читать.

- Слушай, какого года эта газета? Здесь пишут, что хлеборобы Узбекистана за год будут получать по четыре урожая!


- Ну и что?

- Ничего, просто будем жить лучше.

- Мы же не узбеки...

- Понятно, что не узбеки, но страна-то одна!

- Шамиль, не смеши меня...


- Хажа, ты случайно ближе к полуночи не слышал криков с улицы?


- Вроде бы да, а что?

- Да ничего, просто я в это время только собрался ло­житься, как вдруг эти крики... выбежал из дома в одних

53

спортивках, несколько раз упал в темноте... но потом вопли исчезли. Возвращаясь, встречаю постовых с двумя овчарка­ми. «Вы что, товарищи милиционеры, криков не слышали?» - спрашиваю. «Это не с нашей территории» - говорят они... Ты хоть меня слушаешь?

- Нет! Ты не обижайся, Шамиль, но давай о чём-нибудь хорошем... Я прошу тебя, не рассказывай мне о драках, о скан­далах, даже о спорте не надо. Лучше о смешном, уютном и цветном... Давай сегодня на индийский фильм сходим...

- Да пошёл ты к чёрту!

- Вот видишь, а ещё удивляешься тому, что люди не по­нимают друг друга... Ешь, а то остынет!

?..Проводив Шамиля, я вернулся во двор и спустился по лестнице в сад, на ходу отвечая на вопросы тёти. Она спрашивала меня, почему я не иду на работу, сколько меся­цев может длиться мой отпуск, откуда я беру деньги и что это за непонятные люди, которые каждый день приходят ко мне не через ворота, а через калитку на нижней террасе сада.

Ответив на все вопросы однозначно, как делал это каждый день, я взял грабли и начал грести опавшую, ещё не успевшую высохнуть листву'в одну кучу...

* * *

На страницах повестей Н.Хачилаева мы встречаемся с описа­нием убийств, свидетелем, а то и соучастником которых приходи­лось поневоле быть его персонажу. Описания эти необыкновенно мрачны и тяжелы. Герой противится этим убийствам всеми фибра­ми своей души, но бессилен изменить что-либо там, где срабаты­вают древние и тёмные законы гор, как это случилось, к примеру, в жуткой сцене убийства Зазы, виновной в глазах родственников в том, что самовольно вышла замуж и развелась..., или в ситуации, когда стоишь перед выбором: либо ты, либо тебя, как это было в сцене с браконьерами в далёких ногайских степях...

Люди, совершавшие эти убийства, жестоки по определению, но имеют собственную философию, позволяющую им искать и на­ходить оправдание своим действиям:

54



«Человек человеку - враг. Между людьми идёт борьба за выживание. Идёт тихая война между людьми. Но мы не тихушники, мы -мужчины!»

Комментарии автора, проскальзывающие в общую канву по­вествования, достаточно скупы, однако совершенно отчётливо вы­ражают его внутреннее состояние:

...Всё было мерзко и безрадостно......Он чувствовал мою

усталость - безысходную, ожесточённую......такое не про­ходит, не забывается: это неисчезающая, не объяснимая тоска...

Читатель будто сам ощущает эту «неизбежность какого-то страшного конца». И здесь же автор размышляет о самой сущно­сти убийства:

...Убийство - это протест и вызов природе. На этот по­ступок надо иметь большое моральное право, ибо сама при­рода тебе этого никогда не простит.

...В глубине души я, конечно, понимал, что всякое убий­ство обязательно вернётся к тебе и поставит тебя на край бездны, чтобы сделать трусом или героем...

Повесть «Спустившийся с гор» завершается словами: «Это правда, но правда о прошлой жизни» и подписью: «Авчиев Ансар». И сама повесть, и её завершающие строки походят на исповедь. Автор, Авчиев Ансар, исповедуется перед читателем о своей про­шлой жизни. А ведь исповедь по своей сути есть не что иное, как очищение, необходимое человеку для того, чтобы начать новую жизнь. Вот и наш герой исповедуется перед читателем в своём стремлении очиститься, прежде чем начать новую жизнь.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей