ГЛАВА 5. «ЧТО ЕСТЬ СВЯТОЕ У ТЕБЯ...»
И чувствуется, мало как осталось жить, И годы пролетают, будто миг, Пылинкою па суше и к морс каплей быть 11е хочется, а хочется, останин след, прожить...
В 1994 году на свет появилась маленькая брошюрка, состоявшая из стихов и презентовавшая себя надписью: «Сборник стихов одаренного музой человека с религиозно-философскими взглядами на нашу суетную жизнь». Вместо имени автора было выведено лишь слово «Лакец». Этим «одаренным музой человеком» был Надиршах Хачилаев. Внимательно присмотревшись к книжке, мы поймём, что экземпляр, что называется, штучный, для широкой печати не предназначенный, хоть и печатан типографским способом.
В отличие от других его поэтических произведений, созданных на родном, лакском языке, данные стихи писаны по-русски и строгому критику могут показаться примитивными. Стоит, однако, внимательно в них вчитаться, чтобы почувствовать, насколько они созвучны умонастроениям любого думающего и неравнодушного человека, и как сильно в них философское звучание.
Период написания - 1991-1994 годы, то есть автор стихов был Уже достаточно зрелой личностью, как говорится, «в возрасте Христа», когда человек готов к тому, чтобы подвести какие-то
73
жизненные итоги и, обозначив ориентиры, обратиться с ними к себе и к людям.
Прочтём же эти стихи, позволяющие заглянуть,во внутренний мир их автора в разные моменты его жизни:
1991
Чего искал всю жизнь, того ты но нашёл, А может, и найдёшь? Ты просто подошёл, А может, ты застрял на месте, как юла, На месте, как юла, и жизнь твоя прошла.
Всё просто в жизни иногда для "ас,
I |роблемы забываются подчас,
11а всё сквозь пальцы смотрим мы порой,
11с видя лжи. обмана за собой.
11о стоит лишь споткнуться нам слегка,
Мы истину искать бежим тогда,
И жизнь мгновенно вся уже по та,
И жить уже не хочется тогда...
И разобраться впей хотим теперь.
Ох, как сложна жизнь, думаем о пей,
Зачем нам, смертным, разбираться в ной?
.Когда себя незнаем в жизни сей...
Бежит по асфальту судьбы колесо. Всё гладко и ровно, и всё хорошо. Но нет вдруг асфальта, закончился он -11ошли теперь ямы — то горе. урон.
Закончились ямы, теперь.вот иода — Болезнь, неудачи теперь у тебя. Ворота и другая — болота теперь, Печаль означают он и. друг, поверь.
И катится дальни4 судьбы колесо, Хорошего мало нам в жизни дано.
1992
Тепло душ и и доброту К чему скрывать, я не пойму? Тепло таится в глубине, И доброта же рядом с пей.
Всё ;>то в глубине души, 11аружу ото всё сплесни — Отдай всё людям, пожалей, Жизнь станет для тебя светлей.
«Весна, - пишет здесь автор, - это всё новое. В начале каждой весны каждый из нас должен подумать, а правильно ли он жил и живёт? И если есть сомнения, надо с приходом весны начинать всё с нуля. И так каждую весну, открывая в себе что-то новое.
...С надеждою весну ты ждёшь, Мечтаешь всё начать с пуля, Когда опять придёт весна. 11олучитея ли у тебя?
11ельзя без дороги Мам в жизни своей. Их в жизни так много, Пойти бы своей.
Когда ты бросишь лгать себе И лицемерить кое-где, С натяжкой улыбаться, Фальшиво возмущаться, 11ротивным восхищаться, Вздыхать и расслабляться, Когда ты бросишь это всё. Когда найдёшь себя в себе;, Ты ясен всем, ты прост совсем — Тогда мечты сбываются, Вокруг все улыбаются,
74
75
11|юстор1>1 открываются I? большой тпосй. душе.
Гуляешь, пьёшь, неправедно живёшь,
Испорчен ты — грязь.в Космос отдаёшь.
Спой прав и мыл ты уронил на дно,
Л там темно, не видно ничего.
Ты, как слепой, ты излучаешь зло,
Ты — в пустоте", не зная сам того.
Л к старости вскарабкаешься вверх,
Оставишь дно, увидишь свет,
11оймёшь всю пошлость юных лет.
Теперь молиться ты начнёшь,
Изменишь нрав и всё поймёшь,
11о ныл уже тот не вернёшь,
Энергия погаснет, пропадёт,
11лоть старая что Космосу даёт?
Л если в юности ты праведно живёшь,
Всё чистое ты в Космос отдаёшь,
Твой прав, и мысли, и дела,
11ет злобы в сердце у тебя,
Энергия твоя чиста —
И счастлив только лишь тогда.
Далее идёт обращение Надыра ко «Всем людям, которым тяжела жизнь моральная в нашем волчьем мире»:
Жизнь прекрасна, правильно пойми, Только трезво на неё взгляни, , 11усть не все такие тут, как ты — Ты себя таким лишь сбереги...
Детство безоблач но, Юность — туман, .Зрелые годы — Дожди, ураган. Старость — затишье, Л жизнь вся обман, Что ждал от жизни, Чего ты познал?
76
Ведь вот так и мы сгорим дотла, Как бумажка, смятая в комочек, Искрами прощальными светя, Пепел оставляем на дорожке.
13 жизнь страничкой гладкою войдя, Мы сгораем смятыми в комочки; Мало в этой жизни кто сгорал Гладкою страничкой па дорожке...
1993
I (опроси у сердца из души,
Лёгким, тихим голосом спроси:
Что ты хочешь? 13зяв, к чему придёшь?.
Ты тогда отказа не найдёшь,
Ксли па вопрос ответ найдёшь.
...Нам трудности в жизни нужны, Чтоб зло от добра отл ичать, Мам трудности в жизни нужны, Хорошее чтоб вспоминать.
Мой деда друг и наш сосед — Он тоже дед,
Кму уже восьмой десяток лет. Он жизнь нелёгкую прожил, К нам очень часто приходил, И всё, вздыхая, говорил: Эх, жизнь! Вставал и уходил.
1994
Ты речью и словами не богат, И говорить не можешь, как Сократ. Чтоб от души кому-то речь сказать, Не нужно много слов красивых знать.
77
Каждый, кто пишет стихи, в большинстве случаев раскрывает в них что-то личное, накопленное в жизни и пережитое в ней. Вступая в зрелый возраст, творческий человек начинает больше обращаться к философским моментам, выплескивая набранные впечатления, которые принято относить к жизненному опыту. И здесь просто неизбежно влияние философской поэзии великого Хайяма! Вот и у Надыра Хачилаева оно ощущается довольно отчётливо:
Ошибка — жизнь,
Иль I! жизни мет конца...
11у, как мне обрести дар мудреца?
Мы кеч: мудры, когда жизнь у конца,
11ет и молодости дара мудреца.
Нее на носах мы 1$ миро атом, И по изменишь ничего. Дно чаши — неё па них кладом, И каждый вправе сделать выбор, 15 геенну или н рай мм попадём.
А
Мы просто в этот мир придём, И просто из пего уйдём. За г.ремя, н ном что нам дано, Чего же мы себе возьмём?
Грусть и усталость, владевшие Надыром, отчётливо видны во многих стихотворениях этого цикла:
I? жизни ничего мне не осталось,
Неё прошёл, осталась лишь усталость.
15 жизни ничего мне не осталось —
Всё прошёл, лишь грусть н глазах осталась.
Жизнь горька, не видел в ней я сладость,
Иногда лишь ощущал л радость,
И была она такой короткой...
11очему она должна быть кроткой?
78
Л на заре — рассвет, Л на пего смотрю, Л глаз не отвожу. Он силы мне даёт.
Какие мы глупцы! Машины, быт, кино, Всё с виду хорошо, 11о это всё не то.
Мы не туда идём, И мы не так живём, И город для меня -Туман, где всё обман.
«Игород для меня/туман, где всё обман»... Здесь видно разочарование горца, спустившегося вниз, на равнину, в поисках лучшей жизни и не обретшего там её.
Словно глядя в лицо собственной правде, Надыр подводит первоначальные итоги своей жизни:
Сколько ошибок проделано в жизни, Сколько их было — все сознаю, Сколько пропущено в жизни хорошего — Это вернуть я уже не смогу.
Иногда не могу я в себе разобраться — Что-то держит меня, мысли в голову бьют, Что-то мучит меня и терзает жестоко — Это совесть моя травит душу слегка...
Других мне не исправить, Исправить бы себя... С трудом хватает жизни, Чтоб в ней найти себя.
Найти в других ошибки Мне легче и быстрей,
Свои ошибки в жизни 11айти, о, как сложней!
В этот период Надыр уже полностью погружён в раздумья о высоком и вечном, что «красной нитью» проходит в его стихах:
Л ведь с нами живут параллельно миры — Высший разум у них, заглянуть бы нам в них, Ну, а кто мы для них?
11е надо думать, друг, о том, Что будут деньги, будет дом, 11е надо думать, друг, о том, Машина будет иль диплом. Л надо в жизни знать всегда, Что есть ЛЛ.ПЛХ и небеса, Что есть Всевышний для тебя. И в жизни чтобы знал всегда, Что ость святое; у тебя.
11е стоит нам бояться смерти — Нас продолжение всех ждёт, И каждый там своё получит И от Суда он не уйдёт.
...она (религия —Ж.Л.) тебя научит
Любить ж и кос всё,
Быть только справедливым
И делать всем добро,
Тогда есть смысл жизни — Ты праведно живёшь И в мир иной, прекрасный, Ты скоро попадёшь...
Он обращается с вопросом к невидимым собеседникам, делясь с ними своим внутренним самоощущением и как бы испрашивая совета:
80
81
Что-то такое Сидит но мне, Что-то большое — Сдержать бы к себе. Что же мне делать, Скажите но сне, Чтоб удержать То большое в себе?
Ещё одно стихотворение, написанное в 1994 году, свидетельствует, что Надыр знал и предчувствовал свой ранний уход из жизни:
Л чувствую, могу что опоздать,
I |е нужно мне себе уж больше лгать,
Л чувствую, могу что опоздать,
Не нужно жизни лёгкой мне искать.
Л чувствую, могу что опоздать, 11ора быть проще, чтоб Себя познать. Л чувствую, готовь!м надо быть, Когда придут за мной, чтоб не скулить,
А
С улыбкою в обитель проводить И 1$ атот мир уж больше не входить.
Ну и, конечно, лирика. Как же поэту без неё?
Мишу я стих — миг счастья обретаю, Частицу истины мгновеньем открываю В тех строчках для души своей...
В поэтических произведениях Надиршаха Хачилаева нередка «женская» тема. Всего несколькими штрихами ему удаётся раскрыть самую суть женщины гор:
В моих краях, в моих горах О женщине, горянке я скажу. Она — и музыка, и живопись,
и танец,
Она искусство есть само Для нас, мужчин...
82
Есть здесь и обращение к женщине, и раздумья о том, как обстоит дело с любовью там, на небесах:
Л хочу попасть с тобою вместе 15 мир иной, а этот бросим вместе. Л хочу и там с тобой быть вместе. Милая, боюсь разлуки, мести...
Ты и там прекрасней розы будешь, 11ет грехов — терзать себя не будешь. Грешен я — жалеть меня не будешь... 11еужели ты со мной не будешь!
Быть может, там, у них, Нет женщин и мужчин, Быть может, там, у них, Один вместо двоих. Быть может, там, у них, Всё цело и едино, Л нам искать нею жизнь Свою лишь половину.
Твою всю горечь взять хочу себе И н будущем и в настоящем дне. Ты мне принадлежишь, а я — тебе, Дадим друг другу счастье на Земле.
Не можем не привести здесь ещё одно стихотворение Надыра Хачилаева, написанное им на родном, лакском, языке. Прочитав его, вы поймёте, насколько романтичен и в то же время насколько сложен и необычен был внутренний мир Надыра:
Как нервозданен снег! Как белоснежны горы! В пещере заморожен ной застыл, К прыжку молниеносному готовый, Кавказский снежный барс, уж полный сил.
Сияющим но тьме; пытливым взглядом Он смотрит на дорогу сквозь пургу,
83
К тому готовый, чтобы где-то рядом 11ежданную расставить западню.
Кому же .западню он расставляет? Кого решил поймать и ночи густой? И в думах ледяных п кого вонзает Но тьме горящий ярко взор он свой?
Его я почитал, как символ сланы. Ему я, словно брату, доверял, А он меня так дерзко, так лукаво Коварством, не задумавшись, предал.
Его мне сердце благородным мнилось, 11о был свиреп оскал его клыков, Когда в когтистых лапах его билась Моя лесная лань, моя любовь.
Тропой ледовою к обманчивой пещере
С ружьём наперевес держал путь,
Где честным выстрелом смогу сразить я зверя.
Что лань мою убил — помедлив лишь чуть-чуть...*
Стихотворение, на наш взгляд, очень символичное. В нём сквозит восхищение мужской силой и нежность к женской слабости; презрение к подлости и жажда справедливого возмездия - иными словами, всё, что составляло самую суть Надыра.
Читая стихотворение, мы словно находимся там, возле ледяной пещеры с опасным затаившимся хищником, готовым погубить облюбованную им жертву, которую автор не смог спасти, но за которую полон решимости отомстить. Пожалуй, нигде больше истинная сущность Надыра Хачилаева не проявляется так, как в его стихах.
Эту главу, посвящённую поэтической стороне его жизни и творчества, хочется завершить следующим его советом:
...Чтобы о пустом не сожалеть, Надо чаще в небо нам смотреть...
Пер. Ж. Абуевой
ГЛАВА 6. БРАТ ЗА БРАТА...
...Я шёл между деревьями по мокрой земляной тропинке, ... и вдруг в расползающемся утреннем тумане, мне показалось, что на нижней террасе, за столиком с никелированными ножками, которых уже коснулась ржавчина, сидит человек. Мне почудилось, что там сидит мой старший брат... но, спустившись, я не нашёл за столом никого, и почувствовал себя, как никогда, одиноким...
Старший брат... В чём-то эталон, в чём-то оппонент, у обоих натуры сложные, достаточно амбициозные - и в высшей степени харизматичные. Бывало так, что противоречия между братьями принимали характер принципиальный и даже непримиримый, но когда нависала опасность над семьёй, над фамилией, над жизнью и жизненными идеалами, молниеносно срабатывал извечный неписаный кодекс кавказских гор: «Брат за брата в чёрный день», и тогда, не раздумывая ни секунды, один устремлялся за другим в опасность, в риск, в неведомое и неодолимое...
Магомед Хачилаев не был назначенцем от властей, не являлся представителем партноменклатуры, а был избран своим народом в качестве лидера народного движения «Кази-Кумух» в период, когда лакцы оказались в невыносимо тяжёлой политической ситуации.
Вот краткая предыстория этой ситуации в изложении дагестанской газеты «Новое дело»:
«б феврале 7944 года из Ауховского района по решению сталинского режима были депортированы чеченцы-аккинцы. Сам район был у резан, пере-
86
именован в Новолакский, туда в последующем насильственно переселили лакцев в основном из Кулинского и Лакского районов. После реабилитации /957 года чеченцы-аккинцы стали возвращаться на свою историческую родину. В конце прошлого века Верховный Совет РСФСР ратифицировал закон «О реабилитации репрессированных народов». В июле 7997 года 111-й съезд Народных депутатов республики принял решение о восстановлении Ауховского района и переселении лакцев Новолакского района на другие земли. Первоначально предполагалось заселение Кизилюртовскогорайона, затем для новолакцев были выделены земли прямо на берегу Каспийского моря, рядом с Махачкалой, в том числе и в рекреационной зоне...»*
За этой сжатой и где-то даже бодренькой информацией стоит громадная по своим человеческим и политическим масштабам проблема.
Принятый в эпоху горбачёвской перестройки закон о реабилитации репрессированных народов позволил чеченцам-аккинцам совершать по отношению к лакцам недопустимые действия в виде самовольного захвата земель в Новолакском районе, угона скота, нападения на лакские сёла и т.д.
Решение дагестанского парламента о выделении земельных угодий для переселения новолакцев в район реки Сулак, встретило отчаянное сопротивление со стороны кумыкского народа, подстрекаемого движением «Тенглик» и наотрез отказывавшегося уступить лакцам земли.
Именно этот непростой период и положил начало формированию лакского народного движения «Кази-Кумух». Став его лидером, Магомед Хачилаев спустя несколько лет будет избран Председателем Координационного Совета всех национальных движений Дагестана и сопредседателем Конфедерации Горских Народов. Не в этом ли заключается истинное доверие народа?
Мы помним, что народные избранники в Лакии так и назывались - «халклавчи», и история Лакии знает примеры, когда народ шёл за избранными им самим лидерами.
Хизри Ильясов, перу которого принадлежит ряд книг о братьях Хачилаевых, говорит о появлении братьев Хачилаевых как о явлении вполне закономерном, называя Магомеда человеком, от
А. Ахмеднабиев «Опасные должности». «Новое дело» №28. 20 июля 2007.
87
которого исходило «...объединяющее начало, человеком, помыслы и цели которого подчинены исключительно нравственным и демократическим критериям горцев»*
Движение «Кази-Кумух», возникшее в ответ на необоснованную дискриминацию лакцев со стороны властей и других общественно-политических сил, имело своей единственной целью защитить национальные интересы лакского народа. Едва лишь оно набрало силу, «...мнение о лакцах как об «интеллигентишках», с которыми можно не считаться, резко изменилось. Движение отстаивало свои права на любом уровне и на равных вело переговоры с любой политической силой. Мало того, пожертвованиями и сборами были собраны необходимые средства для вооружения отрядов самообороны. С такой силой не считаться правительство не могло. И оно заигрывало с ним, обещало должности, привилегии, шло на компромиссы».**
Движение «Кази-Кумух» под председательством Магомеда Ха-чилаева активно выступало со многими мирными инициативами, в том числе - создания республиканской согласительной комиссии по предупреждению межнациональных конфликтов в Дагестане. Оно организовывало и спонсировало проведение международных турниров; активно участвовало в подготовке и проведении научно-практической конференции, посвящённой творчеству учёного-арабиста Али Каяева; праздника «Навруз-байрам» в Москве; фестиваля лакской песни; праздника «День Кумуха»; 100-летия со дня рождения классика лакской литературы Муэтдина Чаринова. Движение издавало газету «Кази-Кумух» на русском языке и выступило инициатором и спонсором создания документальных фильмов «Лакия - страна израненных камней», «Сурхай-хан» и «Чудак из Чукна», получивших дипломы Международного кинофестиваля.
В этой активной деятельности на благо своего народа, где Магомеду не раз приходилось сталкиваться с самыми разными обстоятельствами политического свойства, рядом с ним неизменно стояли его братья - Надыр, Джабраил и Адам.
Отступим сейчас от политики и присмотримся к «групповому портрету» братьев Хачилаевых.
* Х.Ильясов «Миротворцы». Махачкала, ООО «Тарих», 2003, с. 5 ** Там же, с. 9
88
Это потом они станут депутатами Госдумы и Народного собрания, замминистра сельского хозяйства, председателями Комитета по рыболовству, Союза Мусульман России и Фонда Защиты Мира, а пока что они спортсмены, чемпионы.
Магомед Хачилаев - 2-х-кратный чемпион кубка СССР по каратэ, 4-х-кратный чемпион России, лауреат Международных турниров, обладатель 5-го дана по каратэ. Вице-президент Федерации каратэ России, член Международной организации ВУКО, организатор спортивного клуба «Дагкемпо».
Надиршах Хачилаев - обладатель чёрного пояса, призёр целого ряда чемпионатов России по каратэ. Президент Федерации бокса Дагестана.
Джабраил Хачилаев - спортсмен, чемпион России по карате.
Адам Хачилаев - 5-кратный абсолютный чемпион СССР по каратэ, «самурай восточных единоборств», как его называли единомышленники по спорту...
«Одному всегда тяжело в жизни», говорил Магомед и, как старший из братьев, мечтал, чтобы семья была единой и чтобы братья находились друг подле друга. С этой целью он отстроил огромный дом на месте старого, отцовского, что на улице Котрова, и именно этой целью руководствовался, отозвав из Санкт-Петербурга Нады-ра, уже принявшего решение остаться жить в так приглянувшемся его душе Питере. Он вызвал из Ростова-на-Дону жившего там Джабраила. Более того, он убедил своего младшего брата Адама, отказаться от блестящего коммерческого предложения из США и остаться жить в Дагестане. Строя дом, Магомед мечтал о том, как все его братья и сестры вместе со своими семьями будут жить рядом, друг подле друга. В силу разных причин мечте его не дано было сбыться, и братья вскоре разъехались по разным домам.
Но они держались друг друга, и они были молоды, здоровы, богаты, сильны и знамениты. Разлучить их могла только смерть, как, собственно, и случилось.
«...С самого начала своей публичной деятельности мы с Магомедом утвердились в мысли, что, какая бы сложная ситуация ни складывалась вокруг нас, действия наши должны быть открытыми и публично объяснимыми. Мы понимали,
89
что, не имея никакой поддержки среди политиков, мы сможем найти поддержку и опору среди народа, только работая прозрачно. Этого принципа придерживаюсь я и по сей день...»
* * *
Все, знавшие братьев, отмечают одну деталь. Магомед, говоря о Надыре, бывало, жаловался на него, обвиняя младшего брата в том, что он то и дело нарушает тот хрупкий «консенсус», который старший из братьев упорно и методично выстраивал в отношениях с властью и обществом. Магомед бывал откровенно недоволен поступками Надыра в тех или иных ситуациях, касавшихся взаимоотношений семьи с властями.
Что до Надыра, никогда в жизни он не позволит себе каких-либо выпадов в адрес старшего брата. И то, что воспринималось всеми, как дерзкая упёртость, было на самом деле непримиримым протестом против всего, что, по его понятиям, попирало идеалы справедливости. Его неуступчивость, резкость, кое-где излишняя эмоциональность, порою шокировавшая многих, были не чем иным как вызовом конформизму в любом его проявлении, вызовом Системе, «прогибавшей» людей и низводившей их до положения «винтиков», тогда как при всех режимах «наверху», по сути дела, царили практически одни и те же люди.
Магомед, как более лояльный, не ставил перед собою цели оппонировать властям, по большей части решая политические вопросы средствами и методами «народной дипломатии». Надыр же шёл напролом. Он не просто желал реализовать себя в политике, а стремился к осуществлению самых дерзких своих устремлений -привести дагестанский народ к счастливой и справедливой жизни. И путь к этой жизни он видел через религию - как единственный светоч, указывающий людям дорогу к справедливости.
При всей своей «упёртости» Надыр, безусловно, почитал брата и гордился им. Пресловутый «комплекс младшего брата» в данном' случае не срабатывал, хотя бы потому, что Надыр был личностью в высшей степени самодостаточной, и лишь далёкие от него и совершенно не знающие его люди могли считать, что на фоне Магомеда он терялся или проигрывал. На самом деле, именно Надыру при-
90
надлежало авторство большинства идей и начинаний, и именно он вынес имя Хачилаевых далеко за пределы Дагестана.
Несмотря на внешнюю суровость, братья испытывали глубокую привязанность друг к другу. Убийство Адама, всеобщего любимца, причинило неизгладимую боль и в беседах с друзьями они не скрывали, какая для них это утрата. Для Магомеда Адам был «нежно и горячо любимым братишкой», Надыр и много лет спустя говорил о нём с волнением, «как будто Адам жив и беда вот-вот случится с ним».*
Вне всякого сомнения, братья Хачилаевы были яркими, неординарными личностями, наделенными множеством достоинств. Вот как характеризует Магомеда Хизри Ильясов, многие годы знавший братьев:
«По природе своей он был прямой, честный, целеустремлённый человек, который всего добивался собственным усердием. Он не признавал чинопочитания, фальши, лжи, подкупа и подхалимажа. Всё, чего он добивался в политической жизни, сопряжено с кропотливой работой, самоотверженным трудом. Ничто ему не перепадало, не доставалось просто так. Истинный спортсмен, он жил, как на вечном ринге. Бой, раунд, и снова бой...
Будучи Председателем Фонда Защиты Мира. Магомед Мугадович Хачилаев принимал участие в ликвидации азербайджано-лезгинского, азербайджано-цахурского конфликтов, решении грузино-аварского территориального вопроса, снятии очага напряжённости с Первомай-ска, разрешении карачаево-черкесского конфликта, снятии противоречий ингушей и осетин, в перемирии грузин и абхазов, преодолении кумыкско-лакского кризиса, гуманитарной помощи беженцам из Чеченской и других республик. Магомед Хачилаев сделал много разного рода пожертвований, в частности, высшим учебным заведениям, школам-интернатам, абхазским и чеченским беженцам, на строительство мечетей и медресе, дорог и мостов.
Тот огромный, титанический труд на политическом поприще, который он проделал, под силу едва лишь единицам. Многие, кому он помог из самых лучших побуждений, не сумели оценить того, что он сделал для их блага, и оказались неблагодарными, а кое-кто даже коварным...
Х.Ильясов. Надиршах Хачилаев. Махачкала: «Юпитер»,2003. с.1
91
Он прожил короткую, но яркую жизнь. Словно звезда, которая живёт всего лишь миг, а свет её озаряет всё небо...
Пожалуй, не было у лакского народа и всего дагестанского народа после Чолак Сурхай-хана и имама Шамиля подобного лидера, светского и духовного руководителя, как Магомед Мугадович Хачилаев. Как Чолак Сурхай-хан и Шамиль, он мечтал об объединении всего Кавказа, о мире и дружбе между его народами...
Он был кавалером Ордена имама Чолак Сурхай-хана 1-ой степени и Золотой медали имама Шамиля. Это высшие награды народов Кавказа и удостоиться их первым выпала честь Магомеду Мугадовичу Хачилаеву...»*
Потеря старшего брата стала для Надыра не просто трагедией, а одним из тяжелейших жизненных испытаний. Убийство Магомеда было ударом для всей семьи, а для Надыра - в особенности. Всё, чего братья достигли в жизни, они добивались вместе, вместе строили планы, вместе мечтали, вместе шли к цели.
Лишившись Магомеда, Надыр не стал изливать эмоции на окружающих, ибо понимал, что в данном случае подвергается испытанию крепость его веры. Ему уже пришлось пережить подобное в связи с потерей младшего брата Адама, чья гибель легла тяжёлым грузом на всю семью Хачилаевых. Но тогда рядом с ним были ещё братья, и вместе они смогли преодолеть эту беду. Теперь же он остался не просто без брата, он потерял Единомышленника, Соратника, верного Друга. Того, который, не раздумывая ни секунды, ринулся ему на помощь в тот майский день 1998 года и который до самой последней минуты находился рядом с ним...
Надыр не был столь наивен, чтобы поверить в официальную версию убийства Магомеда на бытовой почве, понимая, что за всем этим кроется изощрённая и коварная интрига противников, хорошо просчитавших ситуацию и сумевших спровоцировать конфликт, повлекший за собой обезглавливание как семьи Хачилаевых, так и всего Лакского национального движения. Но он не пошёл по пути «кровной мести». Сказав: «Мы не ставим свою жизнь выше другой», он положился на Бога и продолжил свой путь - к Справедливости и Правосудию. Как бы он ни назывался, но факт, что Путь свой у него был. Неровный, тернистый, но с благородной целью впереди. О ней, этой цели, мы и поговорим'далее.
* X. Ильясов «Миротворцы», с. 16-17. 92
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |