Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ЯШ vi


Скачать 14.81 Mb.
НазваниеЯШ vi
Анкорabueva zh nadyr hachilaev listaya sudbu.doc
Дата07.12.2017
Размер14.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаabueva_zh_nadyr_hachilaev_listaya_sudbu.doc
ТипДокументы
#32745
страница6 из 21
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

ГЛАВА 7. СТРАНА ИЗРАНЕННЫХ КАМНЕЙ

Я иду к тебе,

мучимый жажадой,

как к роднику, мечтая взобраться

на престол печных снегов. Я иду к тебе,

чтобы иринастьгубами

ко всем твоим камням, начиная от 11пабаку и до Нал мялу.

Я иду к тебе,

чтобы погладить руками

твои скалы, .заболев твоими снегами

и мечтая о 1юге. Я иду к тебе,

преступая через горные вершины, чтобы растопить твои вечные льды огнем своего сердца. Я иду к тебе,

к твоим .заоблачным высям, чтобы во.знести молитву

о сохранении моего народа, Я иду к тебе

дорогою Всевышнего,

как шел пророк Адам

в своих странствиях.

Появление на общественно-политической арене Дагестана це­лой плеяды «молодых львов», крепких, уверенных и амбициозных, безусловно, не могло не быть тут же замечено Властью. Власть их

93

заметила и начала игру в «кошки-мышки», или пинг-понг... назо­вите, как хотите.

«Львята», возбуждённые тем, что в стране официально объ­явлена демократия, игру подхватили, пребывая в полной уверен­ности, что у них хватит и сил и решимости, сломав десятилетиями сложившиеся устои, навести в Дагестане новый порядок. Каким именно должен быть этот порядок, они, наверное, и сами до кон­ца не понимали, но перестройка открывала пред ними заманчивые возможности выстраивания новой экономической системы, выхода на Запад и на Восток, ну, и, конечно, внедрения в политическую структуру Дагестана.

Кто-то, как Гамид Гамидов, активно занялся банковско-финансовой деятельностью, при этом одновременно набирая и не­плохой политический капитал.

Другие, как Салав Алиев или Гаджи Махачев, сделали ставку на свой народ и, вооружившись патриотическими лозунгами, ста­ли выдвигать вполне определённые требования в плане права на­ции на самоопределение.

Надо сказать, что впервые в Дагестане такие лозунги прозву­чали из уст активистов кумыкского движения «Тенглик», провоз­гласивших свой народ несправедливо обиженным и ущемлённым в своих политических и территориальных правах.

Когда «кумыкские голоса» зазвучали всё настойчивее и звонче, произошла своего рода «цепная реакция», и другие титульные на­ции Дагестана также подняли свои голоса, протестуя против «ущем­ления» своих прав.

К моменту зарождения Национального движения лакцев эта проблема уже приняла угрожающий характер. Речь идёт о вынуж­денном переселении лакцев со своих земель на чеченские и обрат­ное их выселение.

Да, с середины 80-х годов с лёгкой руки Горбачёва «чечен­ская» тема вновь зазвучала во всех продемократических СМИ и, воодушевлённые таким вниманием, чеченцы стали выдвигать требования о возврате некогда принадлежавших им земель на территории Дагестана. Не желая при этом возвращать доброт­ные дома и участки в Хасавюртовском районе, они притязали

94



на новолакские земли, которые трудолюбивые и основательные лакцы на протяжении многих десятилетий обживали и возде­лывали.

Возмущённые таким оборотом, лакцы со своей стороны под­няли вопрос о статусе «депортированного» народа с вытекающи­ми отсюда выводами и решениями. Будучи по своей сути мирным и законопослушным народом, лакцы хотели, чтобы историческая справедливость в отношении их была восстановлена.

Земли, куда они были насильственно заселены и которые уже обжили, надо было отдать прежним хозяевам, а взамен им предла­гались варианты один хуже другого. На фоне этой весьма непростой и серьёзной ситуации, когда стало уже отчётливо проявляться ор­ганизованное недовольство чеченцев-аккинцев, выражавших свои действия в массовом пикетировании правительственных зданий на центральной площади в Махачкале, и членов кумыкского нацио­нального движения «Тенглик», заблокировавших выделенные под лакские сёла земельные участки близ Махачкалы, политическая ситуация в Дагестане стала усложняться.

«Проблема репрессированных и депортированных народов ока­залась в Дагестане тем стержнем, на который стала накручиваться общая эскалация межнациональной напряжённости......Конфликт ре­прессированных чеченцев-аккинцев и депортированных лакцев, авар­цев, даргинцев, кумыков и др. оказался катализатором политического процесса, зародившегося тогда в Дагестане»*

Социально-экономическая ситуация лишь усилила межнацио­нальную напряжённость:

«В многонациональной республике, где во многих местах коренные народности оказались меньшинством на своей исторической земле, экономические, политические и кадровые проблемы становятся удоб­ным поводом для активных сепаратистских движений и межэтниче­ских распрей. Раздаются требования по поводу перераспределения государственных должностей и сфер влияния. Обостряется противо­стояние этносов, стремящихся удержать власть, привилегии и права безраздельно влиять на политические решения, с одной стороны, и

* М.Р.Курбанов, Ж.Р.Курбанов. Дагестан: депортация и репрессии. Трагедия и уроки, Махачкала. Дагестанское книжное издательство, 2001, сс.117, 136

95

I

,!

национальных меньшинств, добивающихся экономического, политич! ского, социального равноправия, - с другой»*

С возникновением в Дагестане кумыкского, аварского и лез­гинского нацдвижений, созрела необходимость в появлении у лак­цев собственной организации, призванной заявить о себе как о ве­сомой политической силе, способной защищать интересы своего народа и, наряду с остальными, регулировать все сколько-нибудь значимые процессы, происходившие в республике.

Это движение лакцев взялся возглавить старший из братьев Хачилаевых - Магомед.

Кто-то может сказать, что тем самым братья Хачилаевы пре­следовали корыстные цели продвижения на политический Олимп Дагестана с целью занять там свою собственную нишу. Можно допустить, что имело место здоровое честолюбие, основанное на уверенности в своих силах и предназначении, но несомненно и то, что над всем доминировало чувство любви и великой боли за свою малую родину.

Несмотря на то, что национальные движения, добивавшие­ся экономического, политического и социального равноправия, представляли крайнее неудобство для республиканских и россий­ских властей, они не оставались в стороне от большинства поли­тических проблем того периода, в первую очередь, от проблемы депортированных народов, всячески стремясь к её разрешению и неоднократно ставя в качестве приоритетной на многочисленных собраниях и съездах.

Следует особо подчеркнуть, что решение проблем репресси­рованных и депортированных народов тормозилось рядом фак­торов. Это и противоправные действия чеченцев-аккинцев, вы­разившиеся в противостоянии и самовольном захвате земельных участков (1991-1998 гг); и противостояние части членов кумык­ского национального движения «Тенглик», заблокировавшей вы­деленные под лакские сёла земельные участки близ Махачкалы; и война в Чечне (1994-1996 гг.); и события в Кизляре и в Перво­майском; и нападение чеченских бандформирований на Дагестан (1999г.). Война в Чечне, создав чрезвычайную обстановку вокруг

М.Р.Курбанов, Ж.Р.Курбанов, с. 134

96



Дагестана, ещё более осложнила его социально-экономическое и политическое положение.

Выходит, что именно депортация 40-х годов положила начало событиям 90-х годов в Дагестане!

«Репрессии и депортация, которые якобы ставили своими основны­ми задачами укрепление государственности, народного хозяйства и вы­равнивание несоответствий между плотностью населения и наличием земельных угодий, имели и негативные последствия. Это привело к по­тере огромных экономических и человеческих ресурсов, осложнению меж­национальных отношений, опустению гор, в результате чего погибли и пострадали десятки тысяч людей, были заброшены и разрушены сотни аулов, огромное количество пахотных земель, а равнинные земли ока­зались перенаселёнными, что вызвало ряд демографических, экономиче­ских, экологических и других социальных проблем»* (и политических! - до­бавим мы здесь, умудрённые опытом прошедших десятилетий -Ж.А.).

Когда-то давно лакский народный поэт Абуталиб Гафуров мет­ко заметил, что если выстрелить в прошлое из пистолета, то буду­щее в ответ выстрелит из пушки. Мудрый старец чётко указал на «времён связующую нить». Пожалуй, ничто не обходится народам так дорого, как ошибки их правителей.

* * *

...Ёлки-палки, говорят, наши предки были бесстрашными мужчинами... - Н.Х.

Писатель X. Ильясов справедливо полагает, что во многом благо­даря Надыру Хачилаеву лакский народ, «пришедший за годы Советской власти в инертное состояние, получил обратно свой национальный иммунитет. Лакцы впервые за долгие годы «спячки» осознали себя, своё место в истории...»**

Х.Ильясов называет Надыра Хачилаева «человеком риска, бес­страшно идущим навстречу опасностям и страхам» и «харизмати­ческой роковой фигурой»:

...Даже трудно назвать такого человека политиком. Политик под­страивается под власть предержащих, Надыр же всем становится,

* М.Р.Курбанов, Ж.М.Курбанов, с. 152

** Х.Ильясов «Надиршах Хачилаев». Махачкала, «Юпитер», 2003, с. 6-7

97

как кость поперёк горла, благодаря своему характеру. Эта черта ещё в молодости была свойственна ему, и из-за неё он всегда набивал себе шишки. Да, политикой необычный, нестандартный...»*

Считая объединение лакцев и отстаивание интересов лакского народа одной из приоритетных своих жизненных задач, в много­численных интервью в числе основных достижений Лакского на­ционального движения Надыр называл обозначение лакских ис­токов, придание уверенности народу, пробуждение национального самосознания.

На замечание одного журналиста, что после убийства Маго­меда Хачилаева лакцы явно пребывают в растерянности и упадке, потеряв надежду и веру в Движение, Надыр отвечал:

«...тем не менее, Движение существует. И необходи­мость в нём не спала. Сейчас больше опасности для лакцев. Государство взяло на себя функции заступника и разруша­ет всё лакское. На горе народа, на переселении делаются большие деньги; отмываются миллионы, народу же доста­ются крохи; безвольных людей из лакцев делают руково­дителями. Это марионетки, лояльные и угодные властям. То, что начало возрождаться, разрушено путём внедре­ния спецслужб. Лакцы уже не могут обозначать свои ин­тересы. Состояние коррупции, охватившее государство, перешло и на лакцев. Есть опасность превращения ЛНД в чествующий, приветствующий, банкетный, застольный орган......Новолакская проблема не решена. Район не по­строен, люди не переселены. Проблема в том, что отмы­ваются немалые деньги. Я всё время пытаюсь бороться с этим явлением. Тем более обидно, что деньги эти делаются на несчастье моего народа...

Он предлагает «... создать независимый Лакский На­циональный Совет, который бы определял, что является приоритетным, первоочередным для лакцев. Он должен обозначить, что отвечает национальным интересам. Рас­ставлять приоритеты, разбить по этапам, спланировать их выполнение, заставить народ поверить в свои силы. Что­бы любые действия властей по отношению к народу не про-

* Там же 98

ходили безнаказанно. Чтобы слово народа стало весомым и услышанным... Я боюсь, чтобы движение не выродилось...»*

Будучи по натуре неисправимым патриотом и одновременно оставаясь интернационалистом, Надыр уважал и почитал все нации, при этом отдавая явное предпочтение угнетаемым. Его.выступления в качестве депутата Госдумы всегда носили исключительно мирные инициативы. Так, в период особенно острого притеснения лезгинско­го народа со стороны азербайджанцев Надиршах Хачилаев заступил­ся за братский лезгинский народ, обратившийся к нему за помощью, за что впоследствии был назван Гейдаром Алиевым «персоной нон грата» в Азербайджане. Во время грузино-российского пограничного конфликта Надыр поспешил на помощь жившим на границе с Гру­зией аварцам, как сделал это и в период конфликта между аварцами и азербайджанцами в Закаталах. В период Балканского кризиса им были отправлены письма к лидеру косовских албанских мусульман Хашиму Тачи с пожеланиями мирного разрешения конфликта.

«Проблема малых народов существовала всегда, - го­ворил Надыр. -Декларируя их права, на деле даже в самых развитых странах идёт дискриминация малых народов: так происходит с басками в Испании, с ирландцами в Англии, с темнокожим населением Америки...».

На вопрос: «Что же делать?» он отвечал: «Быть бдительным. Не терять национального самосознания, сохраниться как народ, ибо Аллах создал каждый народ и каждого отдельного человека для высокой цели...».

Рассуждая о чеченцах, Надыр отмечает их свойство «сплачи­ваться перед лицом нависшей опасности, умение забывать о лич­ных неурядицах и мелких ссорах. Общая беда, общая опасность делают верными друзьями вчерашних врагов...».

Он восхищается мужеством выдающихся сыновей Лакии Чо-лак Сурхай-хана и хана Муртазали, и гордится тем фактом, что свою военную службу нёс в полку имени Аметхана'Султана.

Надыр много размышляет о русском народе. В интервью глав-

Опасения Н.Хачилаева оправдались. Избранный после убийства Магомеда Хачилаева руководителем ЛНД Муса Омаров не оправдал надежд своего народа и. пойдя на поводу-у власти, распустил движение.

99

ному редактору российской газеты «Завтра» Александру Проханову он прямо говорит, что «беда России и её правителей - в неумении и нежелании предвидеть и предупреждать негативные проявления в межнациональных противоречиях, в полном невнимании к настро­ениям народа. И если русские позволяют к себе так относиться, то почему это должны позволять мы? Дагестан - многонацио­нальная республика с массой социальных и национальных проблем. Есть претензии одного народа к земле другого народа. Есть и самое страшное — коррупция, которая вызывает недоверие народа к пра­вительству, и на этой почве вырастают параллельные институты власти. Например, мой родной лакский народ - когда-то это был стратегический народ, который определял политику на Кавказе. В силу многих причин он стал законопослушным народом, он поверил Советской власти, поверил, что Красная армия всегда защитит его интересы. А теперь он понял, что брошен на произвол судьбы, что Российское государство уже не будет его защищать - и он, естественно, повернулся к своим истокам, к своим традиционным ценностям, которые нас никогда не обманывали... Долгое время лак­цам не приходилось думать о своём выживании. Чувства опасности у нас не было, потому что былц, органы власти, которые должны были защищать наши интересы, и неплохо с этим справлялись. Но сейчас такая необходимость настала, и мы начинаем думать о себе сами, снова учимся защищать себя от внешних посягательств. И это происходит с каждым народом Дагестана...»

Хачилаев считал, что прежде чем осуждать те процессы, ко­торые происходят на Кавказе, русские в первую очередь должны осмыслить своё собственное предназначение. Если народ чувству­ет в себе такой потенциал, что может вести за собою другие наро­ды, то, пожалуйста, пусть ведёт, говорил он, «но только это долж­но быть красиво и справедливо. Ответственность на нём должна быть. Он должен быть облечён бременем ответственности. А тот народ, который сам себя считает имперским, но, как идол, присваивает право только миловать и наказывать, - этот народ сам попадёт под немилость»...

Исторические судьбы народов Дагестана и России, великие по­беды и великие поражения, национальный характер горцев и боль-

100

шие судьбы малых народов, - все эти темы бередили и волновали душу Надыра, заставляя вновь и вновь обращаться к ним как в ин­тервью, так и на страницах своих произведений:

...Высокогорный Кази-Кумух некогда был известен и сла­вен. Он был политическим и военным центром Дагестана и всего Северного Кавказа. Через него пролегал Великий Шёл­ковый Путь, все торговые пути и дороги религиозных мис­сионеров...

...Россия должна быть не христианской, а христианско-мусульманской, многоконфессиональной страной. Надо, что­бы ответственность накладывалась не только на опреде­лённый народ или конфессию, но и на все остальные народы, населяюгцие эту страну. Если участия будет больше, то и заинтересованности будет больше, чтобы целостность не распалась. Необходимость силового присутствия в регионах также уменьшится...

Он много думает об истоках, корнях наций, о роли и месте в мировой истории его родной, лакской, нации:

Надыр Хачилаев: ЗАПИСИ НА ПОЛЯХ:

Я не грузин, не армянин, не азербайджанец, не еврей, не русский!

Я из того народа, берущего своё родословное начало пря­мо от Адама, потом от Нуха; у нас каждого мужчину на­зывают Адам-ина, т.е. Адам - ты!

Нет за мной ни народа со статусом супердержавы, ни танков, ни самолётов, ни боеголовок, ни атомных бомб...кро­ме одной только правды.

Правды, которой я готов поделиться...

Которую я готов отстаивать!

...Примитивно выяснять, внесли ли представители моей народности или кавказской расы что-то в копилку всемир­ного научного потенциала... Это абсурд. Это, по-моему, и не выясняют. Так не принято. Европейцы, азиаты, африканцы - все имеют отношение...

Я лакец. Нас, лакцев, очень мало, но 93% лакцев не соот­ветствуют своей национальности.

101

Я был у себя в ауле - Кум и (Ххуми). (В переводе с лакского - победители).

Середина лета. Время словно остановилось. На кладби­ще знамёна на могилах. Знамёна у надгробных камней. Они выцвели на солнце.

Нация без знамени, нация ли она?!

Где твои знамёна, Дагестан?

На кладбищах твои зна­мёна!...

Тема знамён не однажды встречается в произведениях Надыра. Знамёна у него символизируют былую мощь, и славу, и величие мужественных горцев, предпочитавших смерть беспамятству и бесчестию.

Знамёна Кавказа! Разные, очень разные, но чем-то и оди­наковые. «Кавказ, суровый царь земли»... Мы с Маринэ много говорили о нашем Кавказе. О его подвигах, характере, народах. Мы говорили о грузинах и о северокавказских народах, о том, что они, хотя и разные, но всё же дополняют друг друга...

...В этом городе я вырос. Знамёна Хасавюрта. Знамёна Ха­савюртовского кладбища. Зелёные, белые, выцветшие. Они со­вершенно архаично порхали на г^олых ветвях высохших деревьев. Здесь похоронен мой дед, Хажа. Говорят, его расстреляли здесь с его людьми. Помимо дагестанцев, в его отряде было, говорят, много чеченцев...

Проезжая мимо кладбища, мы остановились и вышли. Чеченец сказал: «Патиха!» и мы все, подняв руки, прочитали Алхам. Потом он говорил, что в лакцах ему нравится всё, кроме того, что они оставили религию. Лакцев они называли газ-гумучами... *

...Умирает ли народ, не спев свою главную песню? Если нет, то как нам долго осталось жить!...

Надыр Хачилаев: ЗАПИСИ НА ПОЛЯХ:

...Русские - это самая большая нация, по отношению к которой мы - маленькие народы - являемся нацменами. Но и среди русских - часть, или группы населения, недовольные характером её же нации, являются тоже нацменами (вну-

* Газ-Гумучи - от названия аула Гази-Гумучи (прим. Н.Х.) 102

тренними). Они обычно отличаются болезненностью нацио­нального самолюбия и полным набором крайних комплексов.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей