ГЛАВА 7. СТРАНА ИЗРАНЕННЫХ КАМНЕЙ
Я иду к тебе,
мучимый жажадой,
как к роднику, мечтая взобраться
на престол печных снегов. Я иду к тебе,
чтобы иринастьгубами
ко всем твоим камням, начиная от 11пабаку и до Нал мялу.
Я иду к тебе,
чтобы погладить руками
твои скалы, .заболев твоими снегами
и мечтая о 1юге. Я иду к тебе,
преступая через горные вершины, чтобы растопить твои вечные льды огнем своего сердца. Я иду к тебе,
к твоим .заоблачным высям, чтобы во.знести молитву
о сохранении моего народа, Я иду к тебе
дорогою Всевышнего,
как шел пророк Адам
в своих странствиях.
Появление на общественно-политической арене Дагестана целой плеяды «молодых львов», крепких, уверенных и амбициозных, безусловно, не могло не быть тут же замечено Властью. Власть их
93
заметила и начала игру в «кошки-мышки», или пинг-понг... назовите, как хотите.
«Львята», возбуждённые тем, что в стране официально объявлена демократия, игру подхватили, пребывая в полной уверенности, что у них хватит и сил и решимости, сломав десятилетиями сложившиеся устои, навести в Дагестане новый порядок. Каким именно должен быть этот порядок, они, наверное, и сами до конца не понимали, но перестройка открывала пред ними заманчивые возможности выстраивания новой экономической системы, выхода на Запад и на Восток, ну, и, конечно, внедрения в политическую структуру Дагестана.
Кто-то, как Гамид Гамидов, активно занялся банковско-финансовой деятельностью, при этом одновременно набирая и неплохой политический капитал.
Другие, как Салав Алиев или Гаджи Махачев, сделали ставку на свой народ и, вооружившись патриотическими лозунгами, стали выдвигать вполне определённые требования в плане права нации на самоопределение.
Надо сказать, что впервые в Дагестане такие лозунги прозвучали из уст активистов кумыкского движения «Тенглик», провозгласивших свой народ несправедливо обиженным и ущемлённым в своих политических и территориальных правах.
Когда «кумыкские голоса» зазвучали всё настойчивее и звонче, произошла своего рода «цепная реакция», и другие титульные нации Дагестана также подняли свои голоса, протестуя против «ущемления» своих прав.
К моменту зарождения Национального движения лакцев эта проблема уже приняла угрожающий характер. Речь идёт о вынужденном переселении лакцев со своих земель на чеченские и обратное их выселение.
Да, с середины 80-х годов с лёгкой руки Горбачёва «чеченская» тема вновь зазвучала во всех продемократических СМИ и, воодушевлённые таким вниманием, чеченцы стали выдвигать требования о возврате некогда принадлежавших им земель на территории Дагестана. Не желая при этом возвращать добротные дома и участки в Хасавюртовском районе, они притязали
94
на новолакские земли, которые трудолюбивые и основательные лакцы на протяжении многих десятилетий обживали и возделывали.
Возмущённые таким оборотом, лакцы со своей стороны подняли вопрос о статусе «депортированного» народа с вытекающими отсюда выводами и решениями. Будучи по своей сути мирным и законопослушным народом, лакцы хотели, чтобы историческая справедливость в отношении их была восстановлена.
Земли, куда они были насильственно заселены и которые уже обжили, надо было отдать прежним хозяевам, а взамен им предлагались варианты один хуже другого. На фоне этой весьма непростой и серьёзной ситуации, когда стало уже отчётливо проявляться организованное недовольство чеченцев-аккинцев, выражавших свои действия в массовом пикетировании правительственных зданий на центральной площади в Махачкале, и членов кумыкского национального движения «Тенглик», заблокировавших выделенные под лакские сёла земельные участки близ Махачкалы, политическая ситуация в Дагестане стала усложняться.
«Проблема репрессированных и депортированных народов оказалась в Дагестане тем стержнем, на который стала накручиваться общая эскалация межнациональной напряжённости......Конфликт репрессированных чеченцев-аккинцев и депортированных лакцев, аварцев, даргинцев, кумыков и др. оказался катализатором политического процесса, зародившегося тогда в Дагестане»*
Социально-экономическая ситуация лишь усилила межнациональную напряжённость:
«В многонациональной республике, где во многих местах коренные народности оказались меньшинством на своей исторической земле, экономические, политические и кадровые проблемы становятся удобным поводом для активных сепаратистских движений и межэтнических распрей. Раздаются требования по поводу перераспределения государственных должностей и сфер влияния. Обостряется противостояние этносов, стремящихся удержать власть, привилегии и права безраздельно влиять на политические решения, с одной стороны, и
* М.Р.Курбанов, Ж.Р.Курбанов. Дагестан: депортация и репрессии. Трагедия и уроки, Махачкала. Дагестанское книжное издательство, 2001, сс.117, 136
95
I
,!
национальных меньшинств, добивающихся экономического, политич! ского, социального равноправия, - с другой»*
С возникновением в Дагестане кумыкского, аварского и лезгинского нацдвижений, созрела необходимость в появлении у лакцев собственной организации, призванной заявить о себе как о весомой политической силе, способной защищать интересы своего народа и, наряду с остальными, регулировать все сколько-нибудь значимые процессы, происходившие в республике.
Это движение лакцев взялся возглавить старший из братьев Хачилаевых - Магомед.
Кто-то может сказать, что тем самым братья Хачилаевы преследовали корыстные цели продвижения на политический Олимп Дагестана с целью занять там свою собственную нишу. Можно допустить, что имело место здоровое честолюбие, основанное на уверенности в своих силах и предназначении, но несомненно и то, что над всем доминировало чувство любви и великой боли за свою малую родину.
Несмотря на то, что национальные движения, добивавшиеся экономического, политического и социального равноправия, представляли крайнее неудобство для республиканских и российских властей, они не оставались в стороне от большинства политических проблем того периода, в первую очередь, от проблемы депортированных народов, всячески стремясь к её разрешению и неоднократно ставя в качестве приоритетной на многочисленных собраниях и съездах.
Следует особо подчеркнуть, что решение проблем репрессированных и депортированных народов тормозилось рядом факторов. Это и противоправные действия чеченцев-аккинцев, выразившиеся в противостоянии и самовольном захвате земельных участков (1991-1998 гг); и противостояние части членов кумыкского национального движения «Тенглик», заблокировавшей выделенные под лакские сёла земельные участки близ Махачкалы; и война в Чечне (1994-1996 гг.); и события в Кизляре и в Первомайском; и нападение чеченских бандформирований на Дагестан (1999г.). Война в Чечне, создав чрезвычайную обстановку вокруг
М.Р.Курбанов, Ж.Р.Курбанов, с. 134
96
Дагестана, ещё более осложнила его социально-экономическое и политическое положение.
Выходит, что именно депортация 40-х годов положила начало событиям 90-х годов в Дагестане!
«Репрессии и депортация, которые якобы ставили своими основными задачами укрепление государственности, народного хозяйства и выравнивание несоответствий между плотностью населения и наличием земельных угодий, имели и негативные последствия. Это привело к потере огромных экономических и человеческих ресурсов, осложнению межнациональных отношений, опустению гор, в результате чего погибли и пострадали десятки тысяч людей, были заброшены и разрушены сотни аулов, огромное количество пахотных земель, а равнинные земли оказались перенаселёнными, что вызвало ряд демографических, экономических, экологических и других социальных проблем»* (и политических! - добавим мы здесь, умудрённые опытом прошедших десятилетий -Ж.А.).
Когда-то давно лакский народный поэт Абуталиб Гафуров метко заметил, что если выстрелить в прошлое из пистолета, то будущее в ответ выстрелит из пушки. Мудрый старец чётко указал на «времён связующую нить». Пожалуй, ничто не обходится народам так дорого, как ошибки их правителей.
* * *
...Ёлки-палки, говорят, наши предки были бесстрашными мужчинами... - Н.Х.
Писатель X. Ильясов справедливо полагает, что во многом благодаря Надыру Хачилаеву лакский народ, «пришедший за годы Советской власти в инертное состояние, получил обратно свой национальный иммунитет. Лакцы впервые за долгие годы «спячки» осознали себя, своё место в истории...»**
Х.Ильясов называет Надыра Хачилаева «человеком риска, бесстрашно идущим навстречу опасностям и страхам» и «харизматической роковой фигурой»:
...Даже трудно назвать такого человека политиком. Политик подстраивается под власть предержащих, Надыр же всем становится,
* М.Р.Курбанов, Ж.М.Курбанов, с. 152
** Х.Ильясов «Надиршах Хачилаев». Махачкала, «Юпитер», 2003, с. 6-7
97
как кость поперёк горла, благодаря своему характеру. Эта черта ещё в молодости была свойственна ему, и из-за неё он всегда набивал себе шишки. Да, политикой необычный, нестандартный...»*
Считая объединение лакцев и отстаивание интересов лакского народа одной из приоритетных своих жизненных задач, в многочисленных интервью в числе основных достижений Лакского национального движения Надыр называл обозначение лакских истоков, придание уверенности народу, пробуждение национального самосознания.
На замечание одного журналиста, что после убийства Магомеда Хачилаева лакцы явно пребывают в растерянности и упадке, потеряв надежду и веру в Движение, Надыр отвечал:
«...тем не менее, Движение существует. И необходимость в нём не спала. Сейчас больше опасности для лакцев. Государство взяло на себя функции заступника и разрушает всё лакское. На горе народа, на переселении делаются большие деньги; отмываются миллионы, народу же достаются крохи; безвольных людей из лакцев делают руководителями. Это марионетки, лояльные и угодные властям. То, что начало возрождаться, разрушено путём внедрения спецслужб. Лакцы уже не могут обозначать свои интересы. Состояние коррупции, охватившее государство, перешло и на лакцев. Есть опасность превращения ЛНД в чествующий, приветствующий, банкетный, застольный орган......Новолакская проблема не решена. Район не построен, люди не переселены. Проблема в том, что отмываются немалые деньги. Я всё время пытаюсь бороться с этим явлением. Тем более обидно, что деньги эти делаются на несчастье моего народа...
Он предлагает «... создать независимый Лакский Национальный Совет, который бы определял, что является приоритетным, первоочередным для лакцев. Он должен обозначить, что отвечает национальным интересам. Расставлять приоритеты, разбить по этапам, спланировать их выполнение, заставить народ поверить в свои силы. Чтобы любые действия властей по отношению к народу не про-
* Там же 98
ходили безнаказанно. Чтобы слово народа стало весомым и услышанным... Я боюсь, чтобы движение не выродилось...»*
Будучи по натуре неисправимым патриотом и одновременно оставаясь интернационалистом, Надыр уважал и почитал все нации, при этом отдавая явное предпочтение угнетаемым. Его.выступления в качестве депутата Госдумы всегда носили исключительно мирные инициативы. Так, в период особенно острого притеснения лезгинского народа со стороны азербайджанцев Надиршах Хачилаев заступился за братский лезгинский народ, обратившийся к нему за помощью, за что впоследствии был назван Гейдаром Алиевым «персоной нон грата» в Азербайджане. Во время грузино-российского пограничного конфликта Надыр поспешил на помощь жившим на границе с Грузией аварцам, как сделал это и в период конфликта между аварцами и азербайджанцами в Закаталах. В период Балканского кризиса им были отправлены письма к лидеру косовских албанских мусульман Хашиму Тачи с пожеланиями мирного разрешения конфликта.
«Проблема малых народов существовала всегда, - говорил Надыр. -Декларируя их права, на деле даже в самых развитых странах идёт дискриминация малых народов: так происходит с басками в Испании, с ирландцами в Англии, с темнокожим населением Америки...».
На вопрос: «Что же делать?» он отвечал: «Быть бдительным. Не терять национального самосознания, сохраниться как народ, ибо Аллах создал каждый народ и каждого отдельного человека для высокой цели...».
Рассуждая о чеченцах, Надыр отмечает их свойство «сплачиваться перед лицом нависшей опасности, умение забывать о личных неурядицах и мелких ссорах. Общая беда, общая опасность делают верными друзьями вчерашних врагов...».
Он восхищается мужеством выдающихся сыновей Лакии Чо-лак Сурхай-хана и хана Муртазали, и гордится тем фактом, что свою военную службу нёс в полку имени Аметхана'Султана.
Надыр много размышляет о русском народе. В интервью глав-
Опасения Н.Хачилаева оправдались. Избранный после убийства Магомеда Хачилаева руководителем ЛНД Муса Омаров не оправдал надежд своего народа и. пойдя на поводу-у власти, распустил движение.
99
ному редактору российской газеты «Завтра» Александру Проханову он прямо говорит, что «беда России и её правителей - в неумении и нежелании предвидеть и предупреждать негативные проявления в межнациональных противоречиях, в полном невнимании к настроениям народа. И если русские позволяют к себе так относиться, то почему это должны позволять мы? Дагестан - многонациональная республика с массой социальных и национальных проблем. Есть претензии одного народа к земле другого народа. Есть и самое страшное — коррупция, которая вызывает недоверие народа к правительству, и на этой почве вырастают параллельные институты власти. Например, мой родной лакский народ - когда-то это был стратегический народ, который определял политику на Кавказе. В силу многих причин он стал законопослушным народом, он поверил Советской власти, поверил, что Красная армия всегда защитит его интересы. А теперь он понял, что брошен на произвол судьбы, что Российское государство уже не будет его защищать - и он, естественно, повернулся к своим истокам, к своим традиционным ценностям, которые нас никогда не обманывали... Долгое время лакцам не приходилось думать о своём выживании. Чувства опасности у нас не было, потому что былц, органы власти, которые должны были защищать наши интересы, и неплохо с этим справлялись. Но сейчас такая необходимость настала, и мы начинаем думать о себе сами, снова учимся защищать себя от внешних посягательств. И это происходит с каждым народом Дагестана...»
Хачилаев считал, что прежде чем осуждать те процессы, которые происходят на Кавказе, русские в первую очередь должны осмыслить своё собственное предназначение. Если народ чувствует в себе такой потенциал, что может вести за собою другие народы, то, пожалуйста, пусть ведёт, говорил он, «но только это должно быть красиво и справедливо. Ответственность на нём должна быть. Он должен быть облечён бременем ответственности. А тот народ, который сам себя считает имперским, но, как идол, присваивает право только миловать и наказывать, - этот народ сам попадёт под немилость»...
Исторические судьбы народов Дагестана и России, великие победы и великие поражения, национальный характер горцев и боль-
100
шие судьбы малых народов, - все эти темы бередили и волновали душу Надыра, заставляя вновь и вновь обращаться к ним как в интервью, так и на страницах своих произведений:
...Высокогорный Кази-Кумух некогда был известен и славен. Он был политическим и военным центром Дагестана и всего Северного Кавказа. Через него пролегал Великий Шёлковый Путь, все торговые пути и дороги религиозных миссионеров...
...Россия должна быть не христианской, а христианско-мусульманской, многоконфессиональной страной. Надо, чтобы ответственность накладывалась не только на определённый народ или конфессию, но и на все остальные народы, населяюгцие эту страну. Если участия будет больше, то и заинтересованности будет больше, чтобы целостность не распалась. Необходимость силового присутствия в регионах также уменьшится...
Он много думает об истоках, корнях наций, о роли и месте в мировой истории его родной, лакской, нации:
Надыр Хачилаев: ЗАПИСИ НА ПОЛЯХ:
Я не грузин, не армянин, не азербайджанец, не еврей, не русский!
Я из того народа, берущего своё родословное начало прямо от Адама, потом от Нуха; у нас каждого мужчину называют Адам-ина, т.е. Адам - ты!
Нет за мной ни народа со статусом супердержавы, ни танков, ни самолётов, ни боеголовок, ни атомных бомб...кроме одной только правды.
Правды, которой я готов поделиться...
Которую я готов отстаивать!
...Примитивно выяснять, внесли ли представители моей народности или кавказской расы что-то в копилку всемирного научного потенциала... Это абсурд. Это, по-моему, и не выясняют. Так не принято. Европейцы, азиаты, африканцы - все имеют отношение...
Я лакец. Нас, лакцев, очень мало, но 93% лакцев не соответствуют своей национальности.
101
Я был у себя в ауле - Кум и (Ххуми). (В переводе с лакского - победители).
Середина лета. Время словно остановилось. На кладбище знамёна на могилах. Знамёна у надгробных камней. Они выцвели на солнце.
Нация без знамени, нация ли она?!
Где твои знамёна, Дагестан? На кладбищах твои знамёна!...
Тема знамён не однажды встречается в произведениях Надыра. Знамёна у него символизируют былую мощь, и славу, и величие мужественных горцев, предпочитавших смерть беспамятству и бесчестию.
Знамёна Кавказа! Разные, очень разные, но чем-то и одинаковые. «Кавказ, суровый царь земли»... Мы с Маринэ много говорили о нашем Кавказе. О его подвигах, характере, народах. Мы говорили о грузинах и о северокавказских народах, о том, что они, хотя и разные, но всё же дополняют друг друга...
...В этом городе я вырос. Знамёна Хасавюрта. Знамёна Хасавюртовского кладбища. Зелёные, белые, выцветшие. Они совершенно архаично порхали на г^олых ветвях высохших деревьев. Здесь похоронен мой дед, Хажа. Говорят, его расстреляли здесь с его людьми. Помимо дагестанцев, в его отряде было, говорят, много чеченцев...
Проезжая мимо кладбища, мы остановились и вышли. Чеченец сказал: «Патиха!» и мы все, подняв руки, прочитали Алхам. Потом он говорил, что в лакцах ему нравится всё, кроме того, что они оставили религию. Лакцев они называли газ-гумучами... *
...Умирает ли народ, не спев свою главную песню? Если нет, то как нам долго осталось жить!...
Надыр Хачилаев: ЗАПИСИ НА ПОЛЯХ:
...Русские - это самая большая нация, по отношению к которой мы - маленькие народы - являемся нацменами. Но и среди русских - часть, или группы населения, недовольные характером её же нации, являются тоже нацменами (вну-
* Газ-Гумучи - от названия аула Гази-Гумучи (прим. Н.Х.) 102
тренними). Они обычно отличаются болезненностью национального самолюбия и полным набором крайних комплексов.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |