Архитектор был дагестанец?
«Да. Его звали Аюб Мусаев».
Звали?
«Он убит».
... «Убит». За последние несколько лет слово это стало обычной эпитафией на дагестанских могилах. Махачкала может справедливо претендовать на звание «российской столицы убийств», по крайней мере, в отношении собственного населения. Как раз за два дня до моего интервью с Магомедом в половине третьего утра была брошена ручная граната в дом его брата Надыра, расположенный в нескольких кварталах отсюда. Никто не пострадал. Несколько часов спустя мощный взрыв сотряс десятки домов на одной из главных улиц Махачкалы, уничтожив министра финансов Дагестана. Другие правительственные министры были на очереди. «Здесь это в порядке вещей», - сказал Хачилаев. - «Таким способом осуществляется борьба за власть».«
Наша беседа была прервана каким-то человеком, принёсшим Хачи-лаеву большой, плотный коричневый конверт, который тот быстро осмотрел и вернул обратно, тихо отдав краткие распоряжения. «В дагестанском теле распространена болезнь», - продолжал Хачилаев. - «Никакие бальзамы тут не помогут, и мы не можем делать вид, что её нет... Мы растеряли свою вековую духовность, и сейчас просто необходимо её восстановить ... Происходит процесс разрушения...».
Можно простить любого сомневающегося в хачилаевских переживаниях по поводу духовности. Проживая в роскошном особняке, наслаждаясь передачами спутникового телевидения, разъезжая по городу в иностранных лимузинах и летая на частных вертолётах, наряжаясь в дорогие костюмы и итальянскую обувь, потребляя вина лучших импортных марок, Хачилаев выглядит неубедительно в качестве проповедника справедливости...
...Мой визит к Хачилаеву был устроен при содействии одного местного правительственного чиновника, желавшего, чтобы я услышал и «другую сторону» дагестанской истории. В конце концов, Хачилаев также был правительственным чиновником. Он занимался комитетом по рыболовству, был заместителем министра одной из немногих прибыльных отраслей Дагестана. Дагестан расположен на берегу Каспийского моря,
114
чьё название почти синонимично многочисленным рыбным деликатесам, вне зависимости от загрязнения окружающей среды.
Вкус Хачилаева к дарам моря едва ли отличается от вкуса бывших коммунистов, правивших Дагестаном и нуждавшихся в нём так же, как он нуждался в них. Но вряд ли они-предложили бы ему другой, более престижный пост, ведь распределение министерских портфелей должно отражать хрупкий этнический баланс.
«Оглянемся назад в историю», - предложил мне Хачилаев, - «и взглянем на себя. Лакские князья правили не только Лакией, но практически всем Северным Кавказом. Они командовали армиями, намного превосходившими всё лакское население! И они делали невозможное, отражая удары войск таких знаменитых завоевателей, как великий Тамерлан, великий Надир-шах, турки и многие другие».
То, что Хачилаев воспринимал себя наследником великих лакских династий, было вполне очевидно. Будь у него возможность, он революционизировал бы весь Дагестан и Кавказ. Даже если бы он не стремился к полной независимости от Москвы, или не мечтал бы возглавлять великие сражения, всё равно он был полон решимости освободить свою республику из цепкой российской хватки. «Здесь всё контролируется Москвой и к её выгоде. И это дорога в никуда. Это верный путь к катастрофе»...
...Я был у Хачилаева в пятницу утром, это день мусульманского Саб-бата (выходной -Ж.А.), который мало что значит для русифицированного города. Хачилаев извинился перед нами и ушёл, но если он и отправился на пятничную молитву, то не стал мне ничего объяснять. Немного погодя он вернулся и настоял, чтобы я пообедал с ним...
Особняк кишел посетителями, одни из которых пришли выразить хозяину поместья своё благоговейное почтение, а других привели дела. Вот вошёл приземистый бородатый мужчина, который был мне представлен как Гуссейн, «наш великий мастер спорта по каратэ». Другой гость, приехавший на чёрной служебной «Волге», официально признанном лимузине советской эры, был брат Али Алиева Иззат, глава Союза журналистов Дагестана. Он слушал моё интервью с Хачилаевым, иногда с удовольствием и со знанием дела вставляя информацию из истории и демографии, как, например, число лакцев, погибших в ходе проводимых Россией депортаций и переселений в предыдущие 120 лет (треть нации, по его утверждению).
По окончании официальной части нашего интервью, мы последовали за Хачилаевым из его строгого тёмного кабинета в богато убранную жилую комнату, уставленную новой импортной мебелью.
В высоком кресле, вдвое больше его самого, почти спрятался красивый мальчик, светловолосый и белолицый - младший сын Хачилаева. Во время моего посещения ему было восемь лет. Хочбар - названный в честь мифического героя другой дагестанской нации, аварцев, - озорно улыбался нам. Повернувшись к моему русскому спутнику, длинноволосому москвичу, Хочбар спросил: «Ты мужчина или женщина?» Хачилаев-старший рас-
115
хохотался, остальные последовали его примеру. Москвич, вероятно, бывший от этого не в восторге, хранил самообладание. Я спросил Хочбара, на каком языке он разговаривает дома. «На лакском», - отрезал он.
Мальчик изучал меня с любознательным любопытством - а может, это была притворная благожелательность?-опершись лицом на ладонь и сверля меня взглядом своих тёмно-карих глаз. Он чувствовал себя вполне комфортно посреди всей этой недавно обретённой роскоши, и обращался с гостями и придворной челядью своего отца настолько непринуждённо, что я почти готов был признать, что он держится, как настоящий принц. Не будь он испорчен декадентством, он мог бы стать более подходящим претендентом на лакскую мантию, нежели его отец или даже его набожный дядя, глава Союза Мусульман...
...Возможно, Хачилаевы не были бы столь известны в Дагестане, если бы не чеченская война и не её растущее влияние на дагестанскую жизнь. Глубокой зимой 1996 года чеченские боевики захватили большое дагестанское село Первомайское. Чеченцами командовал зять Джохара Дудаева, цветистый и недозрелый мужчина по имени Салман Радуев, обладавший манерами этакого гангстера-нарцисса и шедший на поводу у собственных амбиций, утвердив себя главным военным министром в свите своего тестя.
Вся операция выглядела чрезвычайно нелогично, она причинила страдания нерусскому гражданскому населению, которое вследствие этих действий утратило все свои симпатии к чеченцам.
Операция не принесла Радуеву практически ничего, зато продемонстрировала потрясающую слабоств и хилые боевые навыки российских военных. Русские предпочли сравнять Первомайское с землёй, в первую очередь, оттого, что не обольщались на свой счёт в случае столкновения лицом к лицу с фанатиками-чеченцами, а ещё потому, что подозревали местное население в сговоре со своими врагами...
...Война в Чечне, никогда не отступавшая от дагестанской границы и от дагестанских умов, сейчас приблизилась к ним, как никогда, не столько оттого, что кто-то хотел развязать её ив Дагестане, сколько потому, что прихоть и капризы, бравада и просчёты чеченских полевых командиров могли привести к переизбытку. Магомед Хачилаев взял на себя миссию переговоров с чеченцами в целях убедить их не развязывать мини-войны в Дагестане. Это был своего рода разговор горца с горцем, основанный на многовековых принципах сосуществования и партнёрства. Эта война ваша, сказал он им. Поверьте, что нам она не нужна. Хачилаев, безусловно, заслужил огромный кредит доверия в плане того, что Дагестан не намерен впутываться в войну, оставившую бездомными добрую треть чеченцев.
Истинный флирт Хачилаевых с судьбой произошёл несколько месяцев спустя, в сентябре 1996 года, когда они способствовали тайным переговорам, приведшим к поразительному концу первого раунда чеченской войны. Многие русские, так же, как и их союзники среди чеченцев, приш-
116
ли в ярость не только из-за соглашения как такового, фактически признававшего независимость Чечни (к чему Россия и так пришла тремя годами позже), но и из-за непосредственного участия в этом деле Хачилаевых. Премьер-министр назначенного Москвой временного правительства Чечни, жаловался, что ангелы мира находятся под покровительством дагестанской «рыбной и нефтяной мафии»...
...В моих продолжительных беседах с Али Алиевым, полной лакской антитезой Хачилаевым, он постоянно подчёркивал, что переселение его народа со своих исторических мест проживания в города, где они столкнулись с бедностью и безработицей, «создаёт определённую криминальную атмосферу. Человек, не знающий, чем себя занять, может оказаться вовлечённым в преступную деятельность». Алиев тщательно подбирал слова, но было ясно, что он имеет в виду и к кому именно относятся его слова.
«Почему», - спросил я его, - «вы пытаетесь поднимать с пола медяки, чтобы сохранить свою культуру, при наличии у вас лакцев, которые могли бы с лёгкостью пожертвовать для этого своими деньгами?» Алиев улыбнулся. «Позвольте в сотый раз вам повторить», - ответил он, - «Не помогает никто... К сожалению, люди, о которых вы говорите и от которых можно было бы ожидать помощи, демонстрируют полнейшее безразличие. Я у них спрашивал прямо: «Для чего покупать новые «мерседесы», или строить новые дворцы, когда можно построить памятник, который переживёт вас на целые поколения? Но всё это абсолютно без толку. В голове у так называемых «национальных лидеров совершенно другое...»*
Итак, перед нами описание знакомых лиц и событий с точки зрения стороннего наблюдателя. Оставим на совести автора ряд неточностей, равно как и ироничные комментарии бытовых и биографических деталей, а обратим внимание на то, что имя Надыра Хачилаева упоминается в тексте крайне редко и весьма осторожно. Почему, можно лишь догадываться, и одной из версий служит предположение об активной международной деятельности Надыра на посту Председателя Союза Мусульман России. Если роль Магомеда ограничивалась лидерством крохотного относительно всего земного шара национального движения, то Надыр представлял достаточно серьёзную общественную и известную в мире организацию, и автор «Горцев», скорее всего, предпочёл не затрагивать его личность, дабы не вызвать нареканий со стороны мусульманской общины. Это, повторяем, одна из версий. Остаётся сожалеть, что
Уо'ау Кагпу «Н1§Ыагк1ег5. А Зоигпеу Ю 1Не Саисазиз т (}ие$1 оГ Метогу", Рр. 145-159. (Перевод с англ. Ж. Абуевой)
117
Йо'ав Карни не удосужился встретиться с Надыром, не увидел его прекрасных картин и не ознакомился с его литературными трудами. Возможно, знакомство с личностью и творчеством Надыра Хачилаева, естественно, при условии отсутствия у Карни предубеждений, сложившихся в ходе бесед и привнесённых извне, значительно обогатило бы его книгу. А тема «высоты», охватывающая книгу «Горцы», в этом случае получила бы ещё более пронзительное звучание.
Невольно приходят на ум слова известного российского публициста Николая Добрюхи, сказанные по иному поводу, однако вполне уместные в данном случае:
«Самая большая опасность незеркального отображения происшедших событий в том, что они подобны разговорам, которые доносит до нас «испорченный телефон», когда случившееся, передаваясь от одного к другому, обрастая додумываниями и сплетнями, превращается в слухи, которые, в конце концов, преподносятся как неоспоримые факты истории. А если иметь в виду, что одно и то же разными людьми воспринимается и передаётся по-разному, то становится понятным, как далеки сложившиеся представления от действительно имевших место событий.
Вот что получается, если очистить так называемые «факты истории» от шелухи, возникшей из-за неоднозначности восприятия живых и греш-
* Николай Над (Добрюха) «Как убивали Сталина». Москва, ИПО «У Никитских ворот», 2007. с. 303
118
Поскольку в задачу нашу входит максимально больший охват того, что имеет непосредственное отношение к Надыру Хачилаеву, предоставим слово и другому свидетелю, также гостю Дагестана, но уже из гораздо более близкой к нам как географически, так и по духу Адыгеи.
Асфар Куёк, заслуженный журналист Республики Адыгея, главный редактор газеты «Голос адыга», в начале 90-х годов по- 1 сетил нашу республику вместе со своим коллегой, журналистом Анатолием Пренко. По просьбе гостей для них была организована встреча с Надыром Хачилаевым, и день этот настолько запомнился им, что воспоминания и связанные с ними размышления нашли
своё отражение в газетной публикации. «Удел сильных личностей» . так назвал А. Куёк свои мысли. Послушаем его:
«Стоя у могилы Расула в Дагестане, я подумал о том, что мало всё-таки людей, способных во имя идеи или заботы о других вот так отказаться от благ или возможности обогатиться. Это удел сильных личностей - понимать проблемы своего народа, пропускать их через себя, стремиться помочь ему, думать о его будущем и находить пути дальнейшего развития. Это они становятся локомотивами общества. Таким был и Расул Гамзатов. Но не все лидеры народа успевают пожинать плоды своего труда, чаще всего они не доживают до счастливых дней. Как это случилось с Надиршахом Хачилаевым.
Мне бы посетить и его могилу, попросить Всемогущего Аллаха простить его грехи и возвеличить его добрые дела, чтобы он нашёл своё место в раю. Ведь он был очень набожным человеком и истинным мусульманином. Он был не по годам мудр, и мне часто вспоминается встреча с ним.
О лидере лакского народа Дагестана и Союза мусульман России, председателе Дагестанского отделения Фонда мира и бывшем депутате Госдумы Надиршахе Хачилаеве мы слышали не раз и видели часто его по Центральному телевидению. Особенно после известных событий в Махачкале 21 мая 1998 года, захвата здания Госсовета. Лидерами мятежа были братья Магомед и Надиршах Хачилаевы. Надир был настоящим «харизматиком», яркой личностью, считался одним из самых влиятельных дагестанских политиков, известным государственным и общественным деятелем. Когда он был лишён депутатской неприкосновенности и объявлен в федеральный розыск, он скрылся в Чечне, - недалеко от границы с Дагестаном.
Надиршах не отсиживался в Чечне и не прекращал активного участия в делах на Северном Кавказе. Он имел влияние и на известных чеченских полевых командиров. По просьбе федеральных и местных властей он уладил назревающий конфликт лакцев с чеченцами в Ауховском районе, содействовал освобождению заложников в Чечне, в том числе и генерала Геннадия Шпигуна. Выступал Надиршах и посредником на российско-чеченских переговорах, в 1996 году даже принял участие в подписании мирных соглашений между представителями Кремля и чеченскими полевыми командирами. А три года спустя, в 1999 году, оказался в центре ваххабитского мятежа в Карамахи, где способствовал освобождению российских омоновцев. Несмотря на свою миротворческую деятельность, осенью Надиршах был арестован и вместе с Магомедом приговорён к лишению свободы за участие в событиях мая 1998 года, хотя чуть позднее братья были амнистированы. В день встречи с Расулом Гамзатовым мы получили возможность познакомиться и с Надиршахом Хачилаевым. Раджаб Идрисов, сам лакец, близкий человек Надиршаха, организовал для нас эту встречу, за что мы были ему весьма признатель-
119
ны. Встретиться с человеком, у которого такой «послужной» список, было для нас честью.
Дом Надиршаха Хачилаева был похож на средневековую крепость. Казалось, что и птица с трудом перелетела бы через высоченный забор. Охранник открыл широкую калитку и впустил нас в большой просторный дом, где нас уже ждал знакомый по фотографиям и телевидению высокий горец в папахе, с короткой посеребренной бородой. Запомнились тонкие черты лица, мудрый спокойный взгляд. Внутри дом оказался высоким, просторным и уютным. В зале был камин, стена возле которого была увешана разного рода оружием, главным образом, кинжалами. На Кавказе новый кинжал всегда считался одним из самых дорогих подарков. Но у нас, писателей, есть лишь одно оружие - перо, вот мы и подарили Надиру то, что было сотворено нашим оружием - свои книги.
- «Эта непостижимая любовь» - новая книга моего друга, - представил я работу своего коллеги, когда мы уютно расселись в просторном холле. - Она издана в Москве, оценена в Адыгее, за неё он получил Государственную премию в нашей республике.
- Машааллах, машааллах! - сказал Надир, беря в руки книгу. - Название «Непостижимая любовь» загадочно и красиво...
- А эта книга называется «Дубовый листок», написана на адыгском языке, - продолжил я представление книг. - Здесь тоже много о любви, но я не могу об этом говорить так громко, как мой друг Анатолий. Он старше меня и больше знает о любви, чем я...
- Любви все возрасты покорны, так ведь говорят? Но горец должен скрывать свои чувства, и поэтому, как можно предположить по названию, ты раскрываешь её через природу. - Надир принимает и мою книгу и крепко пожимает мне руку. -Жаль, что я не понимаю адыгского. Говорят, если хочешь что-то сказать по-адыгски, надо уметь свистеть, очень сложное произношение. Я по-абхазски кое-что могу ещё сказать, а вот по-вашему нет! А вы с абхазами понимаете друг друга?
- Адыги, абхазы, абазины и убыхи - всё это ветви одного дерева. Нашему дереву более семи тысяч лет, его корни начинаются ещё с хаттов. За это время, естественно, языки изменились, хотя многие слова и сегодня совпадают. В хаттском языке найдено более ста пятидесяти адыгских слов, расшифровку каменных хаттских надписей можно прочитать на том нашем древнем языке, от которого пошли и наши с абхазами языки.
- Это интересно...
- Чем больше корни, чем глубже они уходят в землю, тем шире крона. Все мы, кавказцы, сегодня листья одного дерева. У нас общий кавказский дом и все мы дети одной семьи. И нам, уважаемый Надир, очень приятно, что мы находимся сегодня в вашем доме. Да не перешагнут порог вашего дома люди с помыслами и намерениями худшими, чем у нас!
- Мы, Надиршах, много слышали о вас, часто видели по телевидению, и нам по духу многие ваши мысли, - сказал Анатолий Пренко. - Вы известный и уважаемый человек, и для нас большая честь встретиться с Вами.
120
- И для меня честь, что я принимаю таких дорогих гостей из Адыгеи, как мне сказали, известных и довольно строптивых редакторов. - Хозяин улыбнулся. - Спасибо, что вы выбрали время посетить мой скромный дом. А насчёт телевидения, которое иногда нас показывает, то скажу честно, что оно оставляет больше вопросов, чем ответов. Но спасибо, что не совсем испортило наш скромный образ.
- В вашем скромном, как вы говорите, образе мы видим самостоятельного, сильного и симпатичного человека. Честного и открытого. Негатива у нас в душе к вам нет, кто бы и как бы ни старался вас преподнести телезрителям или читателям. Так думает и Асфар, на эту тему мы говорили и до приезда в Дагестан. И самое главное, что так мыслят редактор-адыг и редактор-казак.
- Если моего старшего брата Магомеда спросить, он столько недостатков найдёт у меня, что стыдно будет перед вами. - Надыр улыбнулся.
- Старший на то и старший, чтобы критиковать. У нас тоже так. Мой отец рано ушёл из жизни, нас было четыре брата и сестра. За отца был старший брат, вот он и отвечал за нас, но и с нас требовал жёстко, чтобы мы были достойными своих родителей и своего рода. И до сих пор так. А твой старший брат Магомед - известная личность, как мы знаем, один из лидеров лакского народа. Критику такого брата надо воспринимать как похвалу.
- Но не до такой степени. - Надыр, улыбнувшись, встал и достал небольшую красивую коробку, откуда вытащил длинную палочку. - Сейчас я вас, как дорогих гостей, немного окурю. Много говорят о мусульманских кальянах, а я вас просто окутаю приятным дымом. - Белесый дым от зажжённой палочки распространился по холлу, наполнив его приятным ароматом.
- Запах необычный и ароматный, - сказал Анатолий, - подобное я видел в Египте.
- А это из Америки. В 1998 году я был в США, в их Конгрессе, как депутат Госдумы России. По американскому телевидению это не раз транслировали. И однажды, когда мы гуляли по Вашингтону, меня узнали. Прямо в центре города продавали мусульманские кальяны и благовония. Вот мне их и подарили.
- Это была делегация Госдумы?
- Нет. В Америке тогда собрались мусульманские делегации со всего мира. У нас была своя делегация с Кавказа: ингуши, кабардинцы, в общем, кавказцы. От Чечни был Аслан Масхадов. Правда, из Адыгеи никого не было.
- Видимо, не пригласили...
- Не знаю, почему. Вот оттуда я и привёз эти благовония, которыми иногда окуриваю самых дорогих гостей.
- Насчёт того, чтобы попутешествовать, это к Асфару, - улыбнулся Анатолий Пренко. - Он часто разъезжает по миру, побывал в разных странах, где живут адыги. В Турции, Иордании, Сирии, Ливии, Израиле,
121
и в других странах был, много чего интересного рассказал, написал. Но вот про кальяны и благовония умолчал.
- Обо всём не расскажешь, могут не так понять. Скажут, что за рубеж выезжает, чтобы покурить кальян и закроют шлагбаум, - поддерживаю юмор коллеги, - но я скажу, что везде хорошо, но дома лучше.
- Дома всегда лучше, но хорошо ли дома? - Надир улыбнулся. - Как у вас сегодня в Адыгее, хорошо развиваетесь или процветаете?
- Упираемся. Согласно статистике, среди субъектов ЮФО Адыгея твёрдо в пятерке. Развиваемся в основном в промышленности, на селе, конечно, сложнее, -отвечает Анатолий Савельевич.
- На селе всегда сложно, - говорит Надиршах в задумчивости, - не знаю, были ли вы у нас в горах наверху, там даже на маленьких участках умудрялись вести террасную обработку земли. Ни клочка неиспользованной земли не оставляли.
- Эта традиция земледелия потом была нарушена?
- Да. Особенно виноградарство. Система была нарушена, начали вырубать виноградники. А эти плантации органически вплетались в наши горы. Сельское хозяйство, раз мы коснулись этой темы, было разрушено в одночасье при Гайдаре. Когда закупили новозеландскую шерсть, основа труда селянина была подорвана. Это было огромным преступлением, что наша шерсть стала дешевле, чем пепси-кола. Поголовье скота резко снизилось, стало не рентабельно заниматься животноводством. Даже себестоимость заготовки сена превышала доходы от содержания домашнего скота, не окупалось ничего. Что делать молодёжи? Молодёжь спустилась с гор сюда, потому что на селе нечего стало делать. Начались демографические процессы, возросла преступность. Всё это стало основой определённых негативных процессов в Дагестане. А потом начали задавать вопрос - откуда всё это произошло? До сих пор не могут восстановить разрушенное. У нас в колхозе, например, было двенадцать тысяч овец, а сегодня осталось двести. Когда нет работы в селе, оно начинает угасать. А растут что: преступность, пьянство, другие негативные дела, которые создают нездоровую атмосферу. Налицо то, что происходит - нарушается экономическая основа общества, возникает духовный вакуум. Нездоровая атмосфера в обществе становится предпосылкой религиозного экстремизма. У человека, живущего в таких условиях, начинает по-другому работать психика, мысли начинают экстремально работать, правовые нормы и устои в обществе активно разрушаются...
Беседа прерывается подготовкой к столу, где семья уже расставила необходимое угощение для гостей. Что было сразу нами замечено — это спокойствие, умиротворяющая обстановка в доме Надиршаха Хачилаева. Здесь всё шло своим чередом, домочадцы сделали намаз, неторопливо занимались домашними делами. Создавалось впечатление, что каждый заранее знал, чем ему заниматься, и всё здесь шло своей проторенной семейной дорогой, веками создаваемой дагестанскими горцами.
А хозяин неторопливо продолжил свой разговор:
122
- Когда люди видят один негатив, а их попытки жить в согласии с добром, с этикетом народа, с законом, что бы они ни предпринимали, не получаются, тогда народ теряет веру. Даже честные люди, видя всё это, начинают думать: а давай-ка я себе урву что-нибудь, пока всё не растащили, в этом обществе хорошим быть невозможно. Я поднимал вопрос в Госдуме: если политики дают обещание, они его должны выполнять. Сказал политик, что если будет что-то не так, то он положит голову на рельсы, пусть кладёт. Я жду, говорил я в Госдуме, когда же он голову на рельсы положит. И не я один... Я инициировал вопросы борьбы с коррупцией, потому что народ разуверился в правдивости общества. При коммунистах могли пойти пожаловаться куда-то, такого, как сейчас, беспредела не было. А попробуй сейчас поднять голос на сильного мира сего, так тебя растопчут. Время нас убило...
- А есть у нас какая-нибудь перспектива?
- Перспективы стали радужнее и лучше, - горько ухмыльнулся Надир. - Какой указ был первым, когда Путина избрали?
- Сохранить блага Ельцина, - мгновенно реагирует Анатолий.
- Во-о- т! То есть защита частного капитала и частной собственности! Защищаются и интересы авторов финансовых пирамид, которые обманули нищий народ, украли последние сбережения людей. Интересы частного капитала выше всех интересов, посягательство на это даже словами уже преследуется.
- В этом мы мыслим одинаково, Надиршах. - говорит Анатолий Пренко. - Я крестьянский сын, моя мама работала в колхозе агрономом. Потом родители переехали в Майкоп, на свои деньги построили дом, Я работал в обкоме партии и сам получил жильё. Мама умерла, отец ещё раньше ушёл из жизни, и мы решаем с женой: двое детей, если дом не продавать - там надо жить, заниматься хозяйством. Дом ведь тоже живое существо, не живёшь в нём, так он ветшает. Лучше продадим, деньги положим на сберкнижку, сын подрастёт, мы ему купим или построим приличный дом. Раз - обвал! Я достаточно сознательный человек, и говорю: «Самый большой вор в России - это государство!»
- Я извиняюсь, но это уже экстремистские мысли! - Надир говорит с улыбкой.
- Все думают так, как я, но если я говорю вслух, то другие просто молчат. Асфару в Иордании арабы говорили: «Видишь несправедливость -постарайся помешать ей. Если не можешь - скажи словами. А если и это не можешь - осуди в душе и Бог это увидит». Одни борются, другие говорят, третьи тоже с нами, но они безмолвны, - Анатолий говорит эмоционально.
- Мой коллега говорит о времени Павлова, - вмешиваюсь и я в разговор. - С Анатолием трудно не согласиться. И ты прав, Надир. С пирамидами и у нас в Адыгее сгорело немало людей. Один из моих близких друзей накануне краха хотел забрать свои деньги из мавродиевой пирамиды, но ему не дали, и он прогорел так, что до сих пор долги выплачивает. А ход с долларами при Кириенко? Обвал валюты похоронил много предприятий,
123
фирм, да что организаций, самое страшное - людей, их надежды. Демократия демократии рознь. Но, дорогой Надир, за наши «экстремистские» мысли ты не обессудь, плохие мы или хорошие - мы какие есть, такие есть. У нас есть одна поговорка: «Коровья нога телёнка не убьёт», то есть, наши мысли никому не навредят, наоборот, может, кому-то откроют глаза. Дай Аллах стране только таких, как мы, «экстремистов»!
- На наш взгляд, не только в экономике, но и в политическом устройстве государства наши правители идут не той дорогой, - поддерживает меня Пренко. - Вот раздробили страну по округам. Кому это выгодно? Да никому, кроме чиновников. Их просто стало больше. Зачем, если я хочу говорить с Москвой, мне нужен посредник? Раньше мы часто видели у себя в республике федеральных министров, начальников, прямые контакты с ними помогали быстрее решать вопросы. В мире ищут прямых контактов, освобождаются от дилеров, а здесь, как в адыгской поговорке: «Когда мышь не смогла пролезть в нору, то привязала к хвосту тыкву».
- Если кто-то так придумал, значит, кому-то это выгодно. Не только федеральному центру, но, видимо, и отдельным народам. Вспомни, что нам в Казани сказал их вице-премьер, когда мы поинтересовались, почему Татарстан, как донор, как влиятельная республика, часто выступающая рупором национальных субъектов, молчит по поводу этих федеральных округов. «Да вы что?! - воскликнул он. - Это же была наша вековая мечта! Поволжский округ - это зона наших национальных геополитических интересов. Мы за округа...»
- Татары, конечно, в стране на особом положении, - сказал Раджаб Идрисов. - Да и договор у них с Российской Федерацией особенный. Они могут, например, праздновать с размахом свой суверенитет, готовят алфавит на латинской основе, уже издан такой закон о языках Татарстана. А у нас, когда вместо «суверенное государство» случайно в газету попало слово «суверенитет» столько шума было из-за этого...
- Самое обидное и самое важное, что должно быть на повестке дня в первую очередь, - это витание авантюры над Кавказом, как, впрочем, и над всей Россией, - Надир зажёг ещё одну ароматную лучину. - Мы с Рад-жабом недавно обсуждали то, что сейчас происходит со СМИ. Они становятся такими непредсказуемыми, что даже та правда, которая лежит на поверхности, не доходит до людей... говоришь о ней, а не тебя слышно. Пресса - это очень актуально, вы, редактора, часть СМИ, и от вашей правдивости много зависит. Там, где правде места нет, начинает править ложь, она быстро растёт и зомбирует людей. Авантюра над Кавказом сильно отличается от настоящей правды. Пресса должна быть свободной и правдивой. Если она в руках сильных мира сего, как достучишься до людских сердец, как им раскроешь истину? Наша цель - взаимопонимание, чтобы мы друг друга поняли, и нет такой проблемы, которую мы не смогли бы разрешить. И здесь принадлежность к различным конфессиям ничего не значит. Межконфессиональные войны начинают не конфессиональные лидеры, а политики и всякие авантюристы.
124
- Мы были на большом форуме прессы в Москве, это было накануне выборов Владимира Путина, - вспомнил Анатолий Пренко. - Более четырёхсот представителей региональной прессы были на этом заседании, где прямо заявили, что центральные СМИ насквозь продажны. Чистый голос остался только у региональной прессы. Такими мы считаем и наши республиканские газеты, мы пытаемся всеми силами быть правдивыми. И свою правду мы защищаем не только у себя, но и в центре. За это наши коллеги с Кавказа и других национальных субъектов страны доверяют нам и часто поручают выступить на крупных форумах СМИ по тем или иным вопросам, даже политическим. Это доверие стоит многого, и мы дорожим им.
- Будь уверен, дорогой Надиршах, что мы, два главных редактора республиканских газет, знаем цену себе и своим газетам. Мы, когда надо, не боимся спорить, отстаивать свои позиции, стремимся быть искренними. Мы любим своё дело и дорожим своей честью. Если было бы по-другому, то мы бы не зашли к тебе.
- Спасибо, что пытаетесь объективно воспринимать мир. В Коране сказано, что если Аллах хочет наказать человека, то отнимает у него разум. Главное, чтобы наш разум не отнялся, и в любой ситуации, как бы тяжело ни было, надо стремиться оставаться человеком. В России говорят, «от сумы да от тюрьмы не зарекайся». Будущего мы не знаем, но, как бы жизнь ни заставляла и ни пригибала, газетное слово должно быть правдивым. Мы живём на юге России, и в наших коммуникациях должна быть мобильность. Чаще встречаешься, больше узнаёшь друг друга, а когда знаешь и доверяешь другому, то и тебе тоже верят...
Ещё о многом говорили мы с Надиршахом Хачилаевым, беседа лилась спокойно, еда со стола убывала плавно, но всё имеет свой конец, пришло время и нам покинуть этот гостеприимный дом.
- Спасибо тебе, дорогой Надир, за хлеб-соль, за интересную беседу. - Мы крепко пожали друг другу руки и по-братски обнялись. - У нас в народе говорят, что если ты с человеком сидел за одним анэ, столом, ел, пил с ним, то он становится тебе другом. Дай Аллах, чтобы мы стали настоящими друзьями, ибо друзей никогда не бывает много. Жаль, что время нас сегодня разъединяет. Но это же не навсегда, даст Бог, мы еще погостим у тебя, а ты у нас. Мир и уют твоему дому!
- Добро пожаловать! Я затоплю для вас камин, сделаем плов, поговорим об исламе, православии, других религиях, о нашей жизни. Мой дом всегда открыт для друзей, а значит, для вас. Я жду...
Это были последние слова, что мы слышали от Надира. У него были большие планы. В тот год он не смог стать депутатом Народного собрания Дагестана, почему это случилось, он знал, как знал и то, кто этому способствовал. Поражение тоже часть победы, победы над собой,"в мире всё не идет всегда гладко, жизнь - это борьба. Как лидер лакцев, он имел большие планы по возрождению своего народа: провести съезд народа, обсудить проблемы сохранения родного языка, создать общественно-
125
политическое движение, основной задачей которого было бы отстаивание прав лакцев. Не секрет, что у него были, мягко говоря, весьма натянутые отношения с властью. Он считал чиновничью элиту коррумпированной, а действующую власть сравнивал с туркменским правительством. Возможно, как писали центральные СМИ, у него был компромат против действующей дагестанской власти, и, будучи депутатом Госдумы, он предпринял попытку «дать ход» этим материалам, за что и поплатился вместе со своими братьями. Младший Адам, а затем и Магомед, убиты. Расстрелян около своего дома Надир.
Как яркая харизматичная личность, Надиршах Хачилаев не мог отсиживаться в своём доме, он вёл активную деятельность, продолжая оставаться достаточно влиятельной фигурой среди дагестанской оппозиции. Он планировал принять участие в декабрьских выборах в Госдуму, но это не устраивало тех, кто хотел видеть в депутатских креслах совсем других людей. Возможно, это и стало причиной его гибели. Ведь его соратники из народно-демократической партии «Ватан» прямо называли его убийство политическим. Когда воин погибает, горе приходит в семью, а когда он теряет оружие в борьбе за свободу своего отчества, горе приходит ко всему народу. Так говорят. Надиршах Хачилаев был оружием своего народа, его защитником, как и многие его сподвижники. У него остались три сына и недописанные мемуары. Может, сыновья допишут историю своего отца и продолжат его ратные дела! Мне бы посетить и могилу Надира и попросить за него Аллаха...»*
Итак, перед нами два рассказа, и пусть их герои разные, но речь в них идёт о родных братьях. В первом случае мы имеем дело с западным мышлением, для которого мы, кавказцы, по большому счёту, представляем интерес лишь как в чистом виде аборигены. Во втором же - с мышлением кавказским, которое нам, безусловно, ближе и понятней, как и мы сами ближе и понятнее для наших собратьев из Адыгеи, потому как проблемы и чаяния у нас общие. И даже подробности, касающиеся бытописания, или процедуры приёма гостей, или поведения хозяев домов, - описываются достаточно полярно: иронично и кое-где с сарказмом у американца, и искренне и дружелюбно - у адыга.
Безусловно, здесь не просто два рассказа, а два видения, два восприятия, возможно, где-то запрограммированные, ибо, объективно или нет, но действительность воспроизводится всеми нами исключительно так, как она воспринимается...'
«Илчи» № 8. 29 февраля 2008 г.. сс.8-9
126
Наше исследование будет неполным, если мы проигнорируем один эпизод, достаточно значимый, но отчего-то мало упоминаемый в средствах массовой информации. А если и упоминаемый, то, как правило, с негативным оттенком. Речь идёт о так называемых Хасавюртовских соглашениях между Россией в лице генерала Александра Лебедя и Чеченской Республикой в лице Аслана Масхадова, касавшихся прекращения военных действий в Чечне. В данном случае ситуация интересует нас в связи с непосредственным участием в ней Надыра Хачилаева.
Надо сказать, что хасавюртовская акция подаётся сегодня военными как досадная уступка Чечне и как несомненная стратег иче-ская и политическая ошибка России. При этом отчего-то не берётся в расчёт громадное количество сохранённых человеческих жизней, как российских солдат, так и мирных жителей.
Чтобы яснее представить себе картину, обратимся к хронологическим фактам:
...10 августа Б.Н.Ельцин объявил днём траура в связи с событиями в Грозном. Он назначил секретаря Совета Безопасности РФ, помощника президента по национальной безопасности А.И.Лебедя своим полномочным представителем в Чеченской Республике. 10 августа А.ИЛебедь встретился с председателем Союза мусульман России Надыром Хачилаевым и секретарём Совета Безопасности Дагестана Магомедом Толбоевым. На встрече речь шла о необходимости прекращения боевых действий в Чечне...
...11 августа А.И.Лебедь вылетел в Дагестан, оттуда в Чечню и ночью в районе села Старые Атаги встретился с А.Масхадовым. Они договорились, что в течение семи дней будут решены вопросы, связанные с прекращением военных действий в Чечне и началом вывода федеральных войск из республики...
...12 августа Б.Н.Ельцин одобрил предложения А.И.Лебедя по урегулированию ситуации в Чечне.
...14 августа Б.Н.Ельцин встретился с А.И.Лебедем. Б.Н.Ельцин подписал Указ №1169 «О дополнительных мерах по урегулированию кризиса в Чеченской Республике», которым были расформированы Государственная комиссия по урегулированию кризиса в Чечне и все другие переговорные группы, а руководство процессом урегулирования целиком перешло к Совету Безопасности РФ. Командование федеральных сил в Чечне отрицало наличие каких-либо договоренностей о прекращении огня. Однако интенсивность перестрелок в Грозном резко снизилась. Состоялась вторая встреча А.Масхадова и К.Б.Пуликовского...»*
* * О.П.Орлов, А.В.Черкасов. «Россия - Чечня: цепь ошибок и преступлений»:
127
Итак, генерал Лебедь, полагаем, не без ведома и благословения российского президента, инициирует встречу с Надыром Ха-чилаевым и ведёт с ним своего рода политические консультации по вопросу оказания содействия в прекращении боевых действий в Чечне.
Сам Надыр рассказывал об этой встрече так:
«... Я узнал о поездке за сутки. Меня пригласили в Москву на инаугурацию президента, и сразу же после торжеств я встретился с Александром Лебедем. Мы были знакомы до этого, обговаривали различные варианты, но без сроков и деталей. Я уже имел полномочия от Зелимхана -Яндарбиева. 9 августа Александр Иванович сказал, что готов встретиться с Асланом Масхадовым...»
Обращает на себя внимание разница в указываемых датах. Надыр, в отличие от официальной информации, называет день 9 августа, это значит, что встреч, по меньшей мере, было две, и что именно 10 августа, окончательно обговорив всё с президентом, генерал Лебедь сообщил о своей готовности к действиям.
Вместе с Лебедем Надыр вылетает в Махачкалу и связывается с Удуговым и Масхадовым. Несмотря на то, что те пребывали «в горячке боёв», на встречу они согласились, и тогда же, 11 августа, Александр Лебедь вместе с Надыром Хачилаевым отправляется в Чечню, в село Старые Атаги.
Надыр, конечно же, осознавал взятую им на себя ответственность. Поездка проходила в обстановке строжайшей секретности, а потому он привлёк к охране генерала собственных своих братьев и родственников.
«...Во время встречи Александр Иванович сказал: «Разработка маршрута за тобой». О нашей поездке знали лишь Масхадов и несколько человек из его окружения. Федералы не были предупреждены, потому мы ехали горными тропами.
Один раз обстреляли федералы из крупнокалиберных орудий. Думаю, что случайно: увидели колонну из пяти машин с включёнными фарами, ну и решили пострелять. Мы, естественно, не отвечали, не до того было, опаздывали на встречу на четыре часа... Признаться честно, я уже начал сильно сомневаться в том, что встреча состоится. Места были незнакомые, кромешная тьма и бездорожье. До этого прошли дожди, и почва раскисла. Я сидел за рулём, и вдруг въехал в лужу, оказавшуюся воронкой. Вода залила салон, но удалось выбраться. Поехали дальше - и
ЬПр: //зеагсЬ.гатЫег/ш.) 128
Тут раздаётся звук, похожий на взрыв. Охрана Лебедя, сидевшая на заднем сиденье, мгновенно передёрнула затворы, но оказалось, что просто спустилось колесо. Машину понесло на большой скорости, охрана заволновалась... Сидевший рядом со мною Александр Иванович и бровью не повёл. Железная у него выдержка, его волновало лишь то, что мы не поспеваем к сроку. Он поинтересовался, не заблудились ли мы. Я, конечно, чувствовал, что мы заплутали в этих горных тропах, а спросить не у кого. Надеялся только на Аллаха, и видимо, молитвы помогли -доехали...»
Встреча, столь необходимая и столь знаковая для обеих сторон, состоялась, и Надыр Хачилаев присутствовал на ней.
«...Во время беседы двух генералов я понял, что поездку затеяли не зря, что толк будет. Это был откровенный, честный и прямой разговор. Разговор мужчин, которые привыкли держать слово. У нас на Кавказе это качество ценится превыше всего. Я этим людям поверил... »
На обратном пути военные уже были поставлены в известность, но на блок-постах генерала Лебедя неоднократно задерживали якобы для выяснения личности:
«... Были щекотливые моменты, когда казалось, что не выберемся (по некоторым причинам рассказать о них не могу). Охрана сразу начинала нервничать и пыталась внушить, что везём не простого человека. Я им говорил: уважаемые, не дёргайтесь, по обычаям Кавказа считатется позором, если взялся охранять гостя и не сумел. На моих ребят Александр Иванович произвёл впечатление своей простотой и смелостью...»
Именно после встречи в Старых Атагах, в конце августа 1996 года были подписаны Хасавюртовские соглашения о прекращении боевых действий в Чечне и поэтапном выводе с территории республики российских войск. Соглашения подписали Аслан Масхадов, в то время начальник Главного штаба вооружённых сил Ичкерии, и Александр Лебедь, секретарь Совета безопасности России.
Некоторые политики и военные по сей день ставят эту акцию в вину генералу Лебедю, не желая признавать, что Хасавюрт суть не что иное, как итог российской политики в Чечне, по меньшей мере, с 1994 года.
31 марта 1996 года президент Ельцин заявил, что с 1 апреля в Чечне наступает мир. Военные действия, однако, не прекращались, и 28 мая Ельцин самолично прибыл в Чечню, где в очередной раз заявил, что война окончена. Отныне, пообещал он накануне пред-
129
стоявших стране выборов главы государства, будет расследоваться каждый выстрел со стороны российских военных.
После президентских выборов боевые действия тут же возобновились, но ситуация, сложившаяся в среде военных, привела к тому, что в августе 1996 года Грозный был захвачен боевиками.
«На второй день августовских событий секретарь Совета безопасности генерал Александр Лебедь был в Чечне. Он не отсиживался в штабах, а сразу пошёл на боевые посты, к сражающимся солдатам и офицерам. Он увидел всю эту бойню своими глазами. Бездарно погибали чьи-то дети в солдатской одежде. Гибли мирные жители, для которых эти события стали полной неожиданностью. Необходимо было остановить убийства, спровоцированные бездействием политического и военного руководства России. И генерал Лебедь его остановил. Те, кто осуждает Лебедя, своих детей в Чечню не посылали, а к судьбе чужих равнодушны. Вторая чеченская компания длится почти в два раза дольше, чем первая... По-прежнему чьи-то дети бездарно гибнут на этой войне. Но, к сожалению, второго Лебедя в стране нет», - так писал очевидец тех событий, военный обозреватель Вячеслав Измайлов.*
Итак, 30 августа 1996 года в дагестанском городе Хасавюрте подписываются мирные соглашения между Россией и Чечнёй, ставшие впоследствии камнем преткновения для «партии войны».
Вот что говорит Владимир Яукин, известный российский политик, участник встречи Лебедя и Масхадова в Хасавюрте и один из авторов текста Хасавюртовских соглашений:
«И сегодня... я говорю, что в тех условиях Хасавюртовские соглашения были правильными и необходимыми... Для всех было очевидно, что длительная война в Чечне 1994-1996 годов не увенчалась успехом... Надо было ... дать хоть какую-то передышку тем российским войскам, которые в результате неумелого руководства ими несли большие потери. Их моральное состояние было низким. Передышка была просто необходима в этих условиях, чтобы предотвратить большие человеческие жертвы. Многие критики не знают текста Хасавюртовских соглашений. Главный вопрос о статусе Чечни согласно этим соглашениям откладывался на пять лет. Оно также предполагало обмен пленными, частичный отвод войск обеих воюющих сторон, сдачу оружия бандформированиями. Вывод всех российских войск из Чечни не планировался... Оно не предполагало отделения Чечни от России, а обязывало всех, включая Чечню, соблюдать права человека в русле движения России к правовому государству. На за-
* В.Измайлов. «Если Хасавюртовские соглашения - символ предательства, то кто же кого предал? - «Новая газета», 2003г. Перепеч. «Зов предков», май 2003 г.
130
седании правительства России в начале сентября, где председательствовал Черномырдин, Хасавюртовские соглашения были одобрены...
Покойный генерал Лебедь в Хасавюрте действовал правильно, хотя впоследствии допустил ошибку: российские войска вышли из Чечни без разоружения противоположной стороны. И, безусловно, большой ошибкой было то, что передышка, данная Хасавюртом, не была использована обеими сторонами. Российские военные и власти были пассивными наблюдателями того, что происходило в Чечне. Эта пассивность и безнаказанность и привели спустя три года к нападению Басаева на Дагестан... Так что всё дело не в Хасавюртовских соглашениях, которые, повторюсь, были в тот момент вынужденными и правильными, а в том, что той передышкой, которую они давали, мы и Масхадов не воспользовались».*
Мир между Чечнёй и Россией, убеждён Х.Ильясов, был провозглашён благодаря посредничеству Надиршаха Хачилаева, «однако, лавры этой политической победы пожинали кто угодно, кроме самого Председателя Союза мусульман России. Разве религиозный экстремист стал бы тратить силы на то, чтобы заключить мирное соглашение?»**
Надо сказать, что поездка в Старые Атаги способствовала сближению таких разных, но одинаково сильных личностей - Александра Лебедя и Надиршаха Хачилаева. В дальнейшем, вплоть до гибели генерала, их дружеское общение продолжалось. Надыр с большим уважением отзывался о генерале А.И.Лебеде, называя его личностью «очень колоритной и неординарной»:
«... Как у любого человека, у него есть свои плюсы и минусы, но его отличает высокая гражданская позиция и понятие офицерской чести. Мы поддерживаем с А. И.Лебедем хорошие отношения. Я уверен, что его лебединая песня ещё не спета...»
К сожалению, случилось так, что свои «лебединые песни» не допели они оба, и, продолжая мысль В.Измайлова, добавим, что второго Надыра Хачилаева в стране тоже нет.
* В.Измайлов, с. 21
** X. Ильясов. «Надиршах Хачилаев», с.7
131
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |