Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Язычок л-а-л-аычит


НазваниеЯзычок л-а-л-аычит
АнкорKulikovskaya T A Yazychok lychit Fe-fekty diktsii.doc
Дата20.09.2017
Размер1.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKulikovskaya_T_A_Yazychok_lychit_Fe-fekty_diktsii.doc
ТипДокументы
#15731
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей








ЯЗЫЧОК Л-А-Л-АЫЧИТ

Постановка и коррекция звука Л

Это пособие поможет логопедам, воспитателям детских садов и родителям в постановке у детей 5-7 лет правильного и четкого произношения звука Л.

Как подготовить пособие к работе

Выньте картонную вставку из середины книжки, разрежьте листы по пунктирным линиям на отдельные картинки. Вы получите набор иллюстративного материала для закрепления звука Р во фразовой речи. От книжки останется несколько страниц с методическими рекомендациями и логопедическими упражнениями.

Система и методика проведения занятий

Перед каждым занятием нужно сделать артикуляционную

гимнастику, чтобы «разогреть» губы и язычок, подготовить их

к работе (4-5 упражнений),

«Поставить» изолированный звук (2-3 занятия и больше - по

ситуации), освоить артикуляцию,

Закрепить произношение звука в слогах и словах (3-4 занятия),

Автоматизировать звук до свободного употребления во фразовой

речи (в предложениях и рассказах).

Вам понадобятся картонные карточки с картинками. На оборотной стороне каждой из них вы найдёте текст, насыщенный словами с определённым звуком. Рассматривая картинки, ребёнок легко запомнит стихи, повторяя их вместе с вами. Попросите найти на картинке все предметы, в названии которых встречается данный звук; уточните, какой вопрос можно задать к этому слову (кто? или что?); подобрать как можно больше глаголов, которыми можно обозначить действия, изображенные на картинках (что делает?); описать картинки (какой?). Такие задания не только обогатят речь и пополнят активный словарь, но и научат вслушиваться в слова, замечать каждый звук, использовать слова-синонимы, упражняться в четком произнесении нужного звука.

Заниматься лучше перед зеркалом по 10-15 минут в день. Все задания выполняйте вместе с ребёнком, чтобы он видел правильное положение губ и языка. И последний совет: контролируйте то, как говорит ребёнок. Поправляйте произношение трудных звуков, ведь на первых порах ему самому очень трудно контролировать свою речь. Ваша доброжелательность и терпение помогут ребёнку преодолеть недостаток произношения.

Издательский дом «Карапуз» предлагает серию книг для постановки у детей наиболее трудных для произношения звуков: Язычок с-с-с-свистит», Язычок ш-ш-шипит», «Язычок р-р-рычит» и «Язычок л-л-лычит». Надеемся, что эта серия книг поможет сделать речь вашего ребенка чистой и внятной.

Куликовская Татьяна Анатольевна, логопед






АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Л
Здравствуй! Я - Язычок. Я пришел к тебе в гости. Сегодня мы с тобой поучимся правильно произносить звук/7.

Садись перед зеркалом, слушай внимательно и старательно выполняй все задания.

Что надо сделать, чтобы получить звук Л?

Подними свой язычок к верхним зубкам и закрути его кончик наверх. Тебе стала видна нижняя сторона язычка. Слегка прикуси язычок, чтобы он не раскрутился. Правда, похоже на катушку? А теперь спой - потяни звук Л и, не прерывая пения, сделай «катушку», зажми ее зубками. Получится -АЛ.

Можно тянуть А и несколько раз прижимать «катушку» зубками. Получится -АЛА-ЛА-ЛА.Слушай звукЛ. Попробуй потянуть его, прижимая «катушку»: Л-Л-Л-Л-Л.Если губки мешают тебе и вытягиваются вперед, нужно задержать их пальцами, растягивая в улыбку.

Когда у тебя будет хорошо получаться звук Л, будем произносить его в слогах, словах и предложениях.





Посмотри и назови картинки. Есть ли в этих словах звук Л? Где

ты его слышишь: в начале, середине или в конце слова?






НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!

Артикуляционная гимнастика
Чтобы научиться произносить трудные звуки, надо укрепить мышцы языка, щёк и губ. Сделаем для них гимнастику. Приготовились! Начали!
Упражнение «Катушка»

Сейчас поиграй со мной. Игра называется «катушка». Язычок поднимется к верхним зубкам и закрутит свой кончик наверх. Тебе видна нижняя сторона языка. А зубки прикусят язычок, чтобы язычок не раскрутился. Вот как он умеет!





Упражнение «Заборчик»

Первыми упражняются губки и зубки. Они делают «заборчик». Губки широко улыбаются и открывают все зубки. Верхние и нижние зубки сомкнуты. Теперь спрячь зубки и отдохни. Вновь сделай «заборчик». Повторяй это упражнение 5-6 раз подряд.











ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯЮТ

Теперь попробуем произнести звук Л отдельно и в паре с гласными. Шагай пальчиками по слоговой дорожке, читай слоги, выделяя звук Л.








сильный, ловкий, УМЕЛЫЙ

Упражнения для язычка
Выполним основные упражнения для постановки звука Л. Не забывай делать гимнастику перед каждым занятием с трудными звуками.

Упражнение «Качели»

Язычок высовывается наружу и то поднимается на верхнюю губку, то опускается на нижнюю. Сначала язычок делает это медленно, а затем все быстрее и быстрее. Ух! Захватывает дух! Ух! Повторяй это упражнение 3-4 раза.





Упражнение «Парус»

А еще язычок может стать «парусом». Ротик откроется широко, а язычок поднимется наверх и спрячет свой кончик за верхние зубки. Правда, язычок похож на парус? Ветер стих и «парус» спрятался. Отдохнём и снова его покажем. Раз-два! Раз-два!








ТР-Р-РБНИР-Р-РОВКА!

Во время «прогулки» старайся четко произносить звук Л. Пройди пальчиками по дорожке сначала в одну, потом в другую сторону.











ПОРИФМУЕМ

Отработка звука Л в слогах и отдельных словах

А теперь будем чётко произносить звук Лв словах Повторяй за мной.

ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА - лампа, ласточка, зола.

ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ - лужа, лунка, лук, пилу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - малыши, полынь, столы.

ЛО-ЛО-ЛО-ЛО-ЛО-ЛО-ЛО - лодка, ложка, лоб, село.

АЛ-АЛ-АЛ-АЛ-АЛ-АЛ-АЛ - скалка, палка, вал, пенал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ-ОЛ-ОЛ-ОЛ-ОЛ - полдень, гол, укол, чехол

УЛ-УЛ-УЛ-УЛ-УЛ-УЛ-УЛ- ущипнул, качнул, зевнул.

ИЛ-ИЛ-ИШ-ИЛ-ИЛ-ИЛ-ИЛ - пилка, жилка, Михаил.











Сел за стол голодный слон, Заказал себе бульон.

Принесли бульон в лоханке

И три белые буханки.


Делим булку пополам: Половину - голубям,

Половину - уткам, Крошечки - голубкам.


Если моль вы увидали

На любимой вашей шали, То, пожалуй, вашу шаль После моли станет жаль.


Клумба около клуба, Сделала клумбу Люба.










Положил Алёшка

Жёлуди в лукошко.

Жёлуди со шляпками

Для белочки с бельчатами.


Сделали чучело мы из соломы. Вымокло чучело около дома.

Шлёпали капли по жёлтой соломе. Сохло на вешалке чучело в доме.


На вокзал пошел осёл

До вокзала не дошёл.

Встал Осёл на полпути: - Лучше мне домой пойти.


Зима была белым-бела. Платок из снега соткала.

А город спал, во сне зевнул, Платок на плечи натянул.










Полз по половице на половичок

В платье полосатом Толстый паучок.

В дальнем уголочке на половике

Паучок спит ночью В спальном колпаке.


Под столом клубок лежал. Лапой кот клубок достал.


- Где ты был, лесной олень? - Бегал по лесу весь день. - Кого видел ты в лесу? - Белку, дятла и лису.


Я ловил на лавочке Мотыльков и бабочек. Всё ловил, ловил, ловил... Пожалел и отпустил.










На лужайке под луной Колокольчик голубой

Летней ночью сладко спал, Головой во сне качал.


Клоун публику смешил,

Он в больших калошах был. Клоуну в калошах

Хлопали в ладоши.


Мне неполных восемь лет. Я чиню велосипед.

Вот колёса, вот педали. Смазал маслом я детали.


Лось лоскут в лесу нашел,

И к лосихе лось пришёл: -

Сшей, лосиха, мне для лоска Галстук в желтую полоску.





по-л-л-лычим?

Отработка звука Л в словах и фразовой речи

А теперь будем чётко произносить звук Лв словах. Повторяй за мной.

ЛА-ЛА-ЛА - Алла пол метлой мела.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - у Павлуши нет пилы.

ЛУ-ЛУ-ЛУ - постучали по столу.

ЛО-ЛО-ЛО - в полку вставили стекло.

АЛ-АЛ-АЛ - стал Володе галстук мал.

ИЛ-ИЛ-ИЛ - дятел ствол в лесу долбил. ОЛ-ОЛ-ОЛ - положи платок на стол.

УЛ-УЛ-УЛ - по лужайке бегал мул.





Рассмотри картинку. В каких словах тебе встретился звук Л? Сочини историю под названием «Однажды на поляне...».





ПОВТОРЯЕМ

Отработка звука Л во фразовой речи

А теперь будем чётко произносить звук Л в словах. Повторяй за мной.
Клава вышивала гладью одеяло.

Каша - в ложке, плюшка - в плошке.

Алфавит козёл учил, половину букв забыл.

Лена леечку взяла. Ландыш Лена полила.

Взял я папину пилу. Палку я пилой пилю.

Луша в школу не ходила, полгодочка Луше было.

Для салата Михаил чистил лук... и слёзы лил.





Рассмотри картинку. Назови слова со звуком Л, отвечающие на вопрос «что?», «какой?» и на вопрос «что делает?».





ЛАБИРИНТ

Отработка звука Л в словах и фразовой речи





«Пробеги» пальчиками по лабиринту. На каждый шаг называй нарисованный предмет и выделяй голосом звукЛ.






ОТГАДАЕМ

Автоматизация звука Л во фразовой речи


Светит ночью нам она. Это желтая ... (Луна).
У мишутки косолапы Были все четыре ... {лапы).
В огород пришли ребята, Будет им нужна ... (лопата).
В дождь гулять ничуть не хуже, Если есть большие... (лужи).
Снег идет, зима все ближе. Покупай коньки и ... (лыжи).





ПРИДУМАЕМ

Автоматизация звука Л во фразовой речи






Будет много слез и мук, Если резать горький ... (лук).
Стали елки до небес. Вырос так еловый ... (лес).


Вкус имеет кислый он. Откусили мы ... (лимон).
Показал огромный зев На арене цирка ... (лев).


Время года знаем это.

За весной приходит ... (лето).





перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей