Главная страница

Орлов Ю.М., Восхождение к индивидуальности. Ю. М. Орлов Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности Кн для учителя. М просвещение. 287 с. Книга


Скачать 2.97 Mb.
НазваниеЮ. М. Орлов Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности Кн для учителя. М просвещение. 287 с. Книга
АнкорОрлов Ю.М., Восхождение к индивидуальности.pdf
Дата10.03.2018
Размер2.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOrlov_Yu_M__Voskhozhdenie_k_individualnosti.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#37144
страница1 из 34
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
Восхождение к индивидуальности
Ю. М. Орлов
Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности Кн. для учителя. — М Просвещение. — 287 с.
Книга посвящена проблемам самосовершенствования, основанного на самопознании. В
ней популярно излагаются сведения о психологии личности, социальной психологии, характерологии, психологии эмоций и чувств (обиды, вины, стыда, зависти, гордости, любви и др, необходимые для усвоения принципов саморегуляции и управления собственным пове- дением.
Книга, основанная на опыте психологического консультирования семей, подростков, родителей, является переработкой книги автора Самопознание и самовоспитание характера, вышедшей в свет в 1987 году и вызвавшей большой интерес читателей Орлов Ю. М, 1991
ББК 38.8
O-66
ISBN 5-09-003075-8
Содержание
Содержание....................................................................................................................................1
От автора.........................................................................................................................................4
Часть первая. Самопознание.......................................................................................................10
О чертах характера...................................................................................................................10
Я познаю самого себя...........................................................................................................10
Что такое черта характера?..................................................................................................12
Наименование черт...............................................................................................................14
Для чего нам нужно знать черты характера?.....................................................................16
Какие черты следует вырабатывать в себе?.......................................................................17
Как устроены черты характера?..........................................................................................18
Как влияет на нас ситуация, в которой мы действуем?....................................................21
Как порождается образ?.......................................................................................................21
Набор чертили нечто большее?..........................................................................................23
Две группы черт....................................................................................................................24
О привычках и воле..................................................................................................................25
«Человек привычки»............................................................................................................25
«Человек воли».....................................................................................................................27
«Человек нравственный».....................................................................................................29
Слабоволие как реакция на эмоциональные барьеры.......................................................32
Слабоволие как реакция на внутренний конфликт...........................................................35
Слабоволие, проявляющееся в упрямстве.........................................................................37
Слабоволие как реакция на кризис в жизни......................................................................37
О потребностях, мотивах и действиях...................................................................................39
Я и мои потребности............................................................................................................39
Анатомия желания................................................................................................................40
От чего зависит удовлетворение потребности?.................................................................42
Две стороны потребности....................................................................................................43
Идея потребности.................................................................................................................44
Образное выражение потребности.....................................................................................45
Мотивационное выражение потребностей
Направляющая сила мотива.................................................................................................48
Потребность, желание, действие........................................................................................50
Техника удовлетворения потребности................................................................................51
Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении...................................................................................................................................52
О сознании и самосознании....................................................................................................53
Как работает мое сознание?................................................................................................53
Самовоспитание как расширение сознания...................................................................57
Как я сознаю самого себя?...................................................................................................59
Как устроено наше самосознание?.....................................................................................61
Как работает психологическая защита?.............................................................................65
О познании своих эмоций.......................................................................................................74
Удовольствие и неудовольствие. Приятное и неприятное................................................75
Новое мышление об эмоциях..............................................................................................79
Эмоции, возникающие в общении с другим человеком...................................................80
Как устроена обида?.............................................................................................................80
Вина.......................................................................................................................................82
Стыд.......................................................................................................................................84
Зависть и тщеславие, гордость............................................................................................87
Эмоции за других.................................................................................................................89
Наименование эмоций..........................................................................................................90
Боль........................................................................................................................................90
Страх......................................................................................................................................92
Часть вторая. Самовоспитание...................................................................................................94
Зачем это нужно?......................................................................................................................94
Цели самосовершенствования.............................................................................................95
Достижение согласия с самим собой как цель самовоспитания......................................96
Достижение гармонии с окружением.................................................................................97
Устранение плохих привычек..............................................................................................98
Контроль своих потребностей.............................................................................................98
Развитие способностей........................................................................................................99
Овладение саногенным мышлением..................................................................................99
Восхождение к индивидуальности...................................................................................100
Восхождение к индивидуальности — расширение смысла жизни...............................103
Движение к индивидуальности через последовательность внутренних рождений....106
Управление собой и другими................................................................................................109
Парадигма насильственного управления.........................................................................110
Парадигма ненасильственного управления......................................................................112
Насилие явное и скрытое...................................................................................................113
Условия парадигмы насильственного управления..........................................................114
Соотношение парадигм управления в поведении...........................................................115
По пути самосовершенствования......................................................................................119
Как начать новую жизнь?...................................................................................................120
Отчего трудно и отчего легко?..........................................................................................121
Необходимое возвращение к первой части..........................................................................123
Кое-что о психических механизмах..................................................................................123
Как мы научаемся?.............................................................................................................125
Как происходит отучивание?.............................................................................................128
Схема угашения плохих привычек...................................................................................129
Работа с плохими привычками.............................................................................................131
Как бросить курить?...........................................................................................................131
Как быть с другими плохими привычками
Выработка хороших привычек..............................................................................................138
Как сделать так, чтобы это мне понравилось?.................................................................138
Как извлечь пользу из радости?........................................................................................140
Как я учился бегать............................................................................................................145
Как соблюдать диету?.........................................................................................................147
Как извлечь пользу из страданий?....................................................................................150
Поведение и псевдоповедение..........................................................................................153
Развитие способностей и психических процессов.............................................................155
Я развиваю свои способности...........................................................................................155
Я развиваю память..............................................................................................................157
Учусь управлять своим воображением............................................................................160
Черты патогенного мышления..........................................................................................162
Основные черты саногенного мышления........................................................................165
Значение общения в самовоспитании..............................................................................168
Виды потребностей в общении.........................................................................................170
Факторы, дезорганизующие общение..............................................................................174
Отработка техники общения.............................................................................................175
Организация самовоспитания...............................................................................................178
Постановка целей самовоспитания..................................................................................178
Найди наставника...............................................................................................................179
Моральная поддержка окружения....................................................................................179
Соревнование......................................................................................................................179
Самообязательство.............................................................................................................180
Самоприказ..........................................................................................................................180
Стимулы-орудия.................................................................................................................181
Еще раз напоминаем об извлечении пользы из радостей и неприятностей.................182
О результатах деятельности..............................................................................................183
Подведение итогов самосовершенствования...................................................................184
Усвоение саногенного мышления.........................................................................................185
Размышление об обиде......................................................................................................186
Комментарий к размышлению об обиде..........................................................................190
Проигрывание эмоции.......................................................................................................193
Размышление о страхе смерти..........................................................................................194
(286:)
От автора Часть первая. Самопознание.
О чертах характера Я познаю самого себя. — Что такое черта характера — Наименование черт. — Для чего нам нужно знать черты характера — Какие черты следует вырабатывать в себе — Как устроены черты характера — Как влияет на нас ситуация, в которой мы действуем — Как порождается образ — Набор чертили нечто большее — Две группы черт.
О привычках и воле Человек привычки. — Человек воли. — Человек нравственный. — Слабоволие как реакция на эмоциональные барьеры. — Слабоволие как реакция на внутренний конфликт. Слабоволие, проявляющееся в упрямстве. — Слабоволие как реакция на кризис в жизни.
О потребностях, мотивах и действиях Я и мои потребности. — Анатомия желания. — Отчего зависит удовлетворение потребности Две стороны потребности. — Идея потребности. — Образное выражение потребности Мотивационное выражение потребностей. — Направляющая сила мотива. — Потребность, желание, действие. — Техника удовлетворения потребности. — Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении.
О сознании и самосознании 73
Как работает мое сознание — Самовоспитание как расширение сознания. — Как я сознаю самого себя — Как устроено наше самосознание — Как работает психологическая защита Опознании своих эмоций Удовольствие и неудовольствие. Приятное и неприятное. — Новое мышление об эмоциях Эмоции, возникающие в общении с другим человеком. — Как устроена обида — Вина.—
Стыд. — Зависть и тщеславие, гордость. — Эмоции за других. — Наименование эмоций. Боль. — Страх. (Часть вторая. Самовоспитание
.
Зачем это нужно Цели самосовершенствования. — Достижение согласия с самим собой как цель самовоспитания Достижение гармонии с окружением. — Устранение плохих привычек. Контроль своих потребностей. — Развитие способностей. — Овладение саногенным мышлением Восхождение к индивидуальности. — Восхождение к индивидуальности — расширение смысла жизни. — Движение к индивидуальности через последовательность внутренних рождений.
Управление собой и другими Парадигма насильственного управления. — Парадигма ненасильственного управления. Насилие явное и скрытое. — Условия парадигмы насильственного управления. — Соотношение парадигм управления в поведении. — По пути самосовершенствования. — Как начать новую жизнь — Отчего трудно и отчего легко?
Необходимое возвращение к первой части 176
Кое-что о психических механизмах. — Как мы научаемся — Как происходит отучивание Схема угашения плохих привычек.
Работа с плохими привычками Как бросить курить — Как быть с другими плохими привычками?
Выработка хороших привычек Как сделать так, чтобы это мне нравилось — Как извлечь пользу из радости — Как я учился бегать — Как соблюдать диету — Как извлечь пользу из страданий — Поведение и псевдоповедение.
Развитие способностей и психических процессов Я развиваю свои способности. — Я развиваю память. — Учусь управлять своим воображением Черты патогенного мышления. — Основные черты саногенного мышления. Значение общения в самовоспитании. — Виды потребностей в общении. — Факторы, дезор- ганизующие общение. — Отработка техники общения.
Организация самовоспитания Постановка целей самовоспитания. — Найди наставника. — Моральная поддержка окружения Соревнование. — Самообязательство.— Самоприказ. — Стимулы-орудия. — Еще раз напоминаем об извлечении пользы из радостей и неприятностей. — О результатах деятельности Подведение итогов самосовершенствования.
Усвоение саногенного мышления Размышление об обиде. — Комментарий к размышлению об обиде. — Проигрывание эмоции Размышление о страхе смерти.
(3:)
От автора
Обычно в книге о самосовершенствовании читателя завлекают перспективами повысить его эффективность в решении жизненных задач. Учитель или родитель склонны использовать знание для того, чтобы лучше учить и воспитывать детей в школе или в семье. Но процесс воспитания подразумевает то, что воспитатель и сам должен совершенствовать себя
Многие читают не для того, чтобы что-то делать с помощью прочитанного, а ради самого чтения, получения информации, чтобы потом рассказать кому-нибудь о прочитанном. Яне уверен, что мне удалось сделать чтение интересным. Яне собирал факты о сверхспособно- стях, сверхпамяти, сверхвыносливости и других сверх, о которых очень часто пишут для того, чтобы удивить читателя и дать ему почувствовать его слабость Есть, мол, такие люди,
которые могут то-то и то-то. А что можешь ты Читатель думает, что он-то как раз этого и не может, и сразу же начинает относиться к книге как к чему-то такому, что не имеет к нему отношения.
Когда я писал эту книгу я предполагал говорить с читателем, не имеющим специальной психологической подготовки, что побудило меня всячески избавляться от научных терминов,
заменяя их обыденными словами. Я опирался на повседневный опыт человека, и поэтому многое в книге кажется банальным, общеизвестными даже общепринятым.
Однако вместе стем я считаю, что книга содержит много не совсем привычных утверждений. Например, чтобы стать сильным, ненужно постоянно насиловать себя и заставлять развивать силу и выносливость чтобы развить память, не надо эту память специально тренировать чтобы соблюдать диету, не надо себе запрещать есть то, что ты хочешь, и столько,
сколько хочешь чтобы научиться вовремя вставать, ненужен будильник чтобы развить мышление, необязательно решать головоломки, и многое другое. Научное знание парадоксально, если смотреть на него сточки зрения обыденных представлений, сточки зрения привычного. Ведь действительно парадоксально, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля, вращаясь вокруг оси, создает эту иллюзию. Но это нам не кажется парадоксом, так как научное положение о строении Солнечной системы стало привычным для нас. Однако в научном познании скрыто очень много истин, весьма далеких (4:) от привычных стереотипов понимания. Поэтому эти истины и кажутся подчас парадоксами.
Эта книга имеет целью помочь читателю стать психологом для самого себя. Поэтому в ней излагаются основные закономерности и механизмы психической жизни человека применительно к тому, как они действуют в нас самих, и применительно к тому, каких использовать для себя, своего воспитания. Самопознание и научное познание — разные вещи. Человек может знать многое, ноне быть в состоянии применить знание к решению своих задач. Врач,
который не может вылечить самого себя, тренер, имеющий излишний вес, психотерапевт, который не может бросить курить и разными способами оправдывает себя, педагог, который оказался в тупике, так как не знает, что делать с детьми, отбившимися от рук, могут быть названы людьми, владеющими бесполезными для них сокровищами знания. Знание, которое не используется, мертво и бесполезно. Вспоминается ответ Сократа его ученикам, которые спросили, почему он не пишет книги, ведь он так много знает он им ответил Яне хочу живое знание переносить на мертвые овечьи кожи. В этих условиях трудно отказаться от искушения дать новое определение знаниям, не ссылаясь на привычную теорию отражения, к которой мы привыкли со студенческой скамьи.
Под знанием мы будем понимать нечто нематериальное, являющееся условием эффективности поведения, деятельности и даже жизни. Знание может осознаваться нами, но оно может работа ь и помимо нас. Например, наше сердце знает, что нужно делать, когда мы сердимся или боимся. То, что оно делает, мы можем не осознавать. Знает, собственно, не сердце,
а то, что в нас сидит и занимается нашим сердцем, управляет им. Нам необязательно знать о том, что оно знает.
Сказанное позволяет нам думать о том, что может существовать знание, о котором мы не имеем представления. Притом это знание может быть живым — например, знание, которое
«работает» в нашем сердце, и мертвым — когда оно хранится без применения.
Знание становится живым, если оно применяется для достижения определенных целей.
Поэтому я надеюсь, что значительная часть этой книги может стать источником живого знания для самосовершенствования. Процесс постижения самого себя и изучение психологии с помощью книги, учебника — разные вещи. Нужно уметь применить психологическое знание к самому себе, к самопознанию. Для этого читатель должен научиться взглянуть на самого
себя изнутри и извне и применить психологическое знание к самопознанию. Научные понятия разработаны для того, чтобы на основе уже известных закономерностей и разработанной теории открывать новые закономерности психической жизни человека. А самосовершенствование не требует открытия новых закономерностей психологии, для него достаточно только уметь применять их к самому себе. Хотя это и не исключает возможности (5:) открытий для себя. Итак, от усвоения науки до использования научного знания применительно к самому себе дистанция велика.
Обычно переход к познанию собственной психики облегчается с помощью психотерапевта, психологического консультанта, тес помощью других людей, которые обучают тому, как применять знания к самому себе, передают свой опыт. Автор имеет опыт психологического консультирования, которыми хочет поделиться с читателем этой книги с целью побудить его стать психологом-консультантом для самого себя, для близких. Самопознание и самосовершенствование невозможны без знания психологии. Яне ошибусь, назвав эту книгу психологией для непсихолога.
До того как стать профессиональным психологом, я, как все, был ребенком, ходил вдет- ский сад, школу, учился в вузе и приобретал профессию. Сейчас я стараюсь вспомнить, как мне приходилось решать те задачи, которые могут стоять перед читателем. В процессе изложения мне приходится снова проигрывать жизненные ситуации, через которые я прошел, для того чтобы стать понятным для читателя. Поэтому если, я иногда впадаю в детство, то только для того, чтобы помочь читателю лучше понять себя. Каждому, чтобы понять себя,
необходимо умственно воспроизвести те жизненные ситуации, через которые он проходил ранее, и переосмыслить их.
Самопознание — это не постижение некоторой скрытой метафизической и таинственной сущности, которую мы в быту называем душой или научным синонимом психика, а воспроизведение и осмысление того, что мы делали, как делали и почему делали, как относились к другими как они относились к нами почему. Поэтому тот, кто думает, что для самопознания нужно обязательно уединиться, отключиться от жизни и погрузиться в самосозерцание, как это советуют йоги, кто думает, что самосозерцание и самопознание — это синонимы, ошибается. Попробуйте сесть скрестив ноги в уединении и погрузиться в самого себя. Из этого состояния вы ничего не вынесете, кроме блуждающих образов, обрывков мыслей и неожиданных переживаний. Самосозерцание это искусство, к которому нужно подготовиться. Неготовому к этому процессу такое занятие может даже повредить. Образ нашей жизни не располагает к уединению и самосозерцанию. Я думаю, что для нас предпочтительнее самопознание в повседневной обыденной жизни.
Процесс самопознания и самосовершенствования — это обычная повседневная деятельность, которая внешне не отличается оттого, что мы делаем сегодня и каждый день. Я хожу на работу, читаю, отдыхаю, выполняю поручения близких, хожу в свой клуб или в гости, посещаю кино или театр, встречаюсь с друзьями, делаю гимнастику, обижаюсь, горжусь, разочаровываюсь и, если хотите, боюсь чего-то, испытываю чувство любви или ущемленного достоинства, тренируюсь, решаю головоломки, может быть, и соблюдаю диету или тщетно стараюсь бросить курить. Внешне я могу ничем не отличаться от другого человека, который делает) тоже, что и я. Но то, что я делаю, может вести меня по пути самосовершенствования или по пути бессмысленной борьбы с самим собой, со своими слабостями, которые меня побеждают. Поэтому тот, кто совершенствует самого себя, внешне ничем не отличается оттого, кто считает, что незачем делать из себя что-то, и думает Пусть из меня само получится то, что должно быть. Но он отличается внутренне Эта книга и посвящена тому, чтобы читатель понял, в чем состоит это отличие, это г процесс самосовершенствования в жизни.
Принято думать, что самосовершенствование состоит в развитии способности заставить себя делать то, чего не хочется, преодолеть себя ради достижения целей, значение которых чаще всего неопределенно и смутно. Многие учителя самосовершенствования учат скорее эффективному насилию над собой. Это не путь. Насилие в любом случае способствует возрастанию сопротивления, что требует еще большего насилия, и конца этому нет.
Путь, предлагаемый в этой книге другой, противоположный насилию. Самосовершенствование состоит в развертывании своей индивидуальности по пути ненасилия, который способствует достижению целей путем ненасильственных усилий, усилий на грани приятного, желанного.
Новая эпоха, начавшаяся с последней четвертью XX века, характеризуется появлением идеи ненасильственного мира, которая уже переросла философские и религиозные оболочки и приобретает облик политических требований и даже формул международных договоров,
деклараций.
Способность ненасильственно достигать желаемого результата требует знания, самопознания и совершенствования. Влияние на собственное поведение и поведение других при незнании законов поведения и отсутствии навыков саморегуляции, самодисциплины и терпения всегда вырождается в прямое насилие как наиболее архаический, краткий и глупый путь к достижению цели.
Невежество всегда было основой и оправданием всякого насилия, а путь ненасилия предполагает знание. Это особенно верно в воспитании.
Чтобы соответствовать новому времени, каждый должен развивать в себе готовность к бескорыстной деятельности на благо общества, умение в совершенстве делать то дело, к которому он приставлен жизненным путем или другими обстоятельствами. А для этого недостаточно просто быть таким, каков ты есть в настоящий момент. Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, чем ты есть, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, необходимые для жизни, такие, как трудолюбие, стойкость, ответственность, бесстрашие, проявляющееся в способности подавить возникающие страхи неуверенность, и многие другие. Черты эти важны не только в отношении к успешности самореализации в жизни, но и сточки зрения воспитания. Ведь большая часть человеческих черт усваивается подрастающим поколением в результате подражания. Поэтому-то (7:) воспитатель и должен вырабатывать в себе ценные качества.
Эти черты сами собой не возникают. Для этого и нужна работа по самовоспитанию.
Самосовершенствование происходит в процессе жизни, в событиях жизни. Все зависит оттого, в какой степени те уроки, которые дает жизнь, мы используем.
Когда мы что-то делаем или переживаем, то снами происходит нечто, что в самом общем виде может быть охарактеризовано так вначале дела мы были совсем другими, чем в его конце, когда его завершили. Одно и тоже дело может иметь разные последствия. Это зависит от изначальной установки человека, его ориентации — или на самосовершенствование, или на избавление от трудностей жизни.
Скажем, мне жена говорит, чтобы я начистил картофеля для приготовления обеда, ей некогда, Если я отнесусь к этому неожиданному поручению как к помехе или отвлечению отважной работы и с отвращением примусь задело с целью быстрее от него отделаться, торе- зультат этого дела будет совсем другим, чем если я эту рутинную деятельность превращу в акт самосовершенствования, в частности в упражнение по концентрации внимания ив опыт быстрого погружения в любую деятельность, которую я стремлюсь выполнить наиболее совершенным способом.
Если в первом случае я чувствую себя плохо, время для меня тянется медленно, я испытываю раздражение оттого, что меня отвлекают, то во втором случае я забиваю самого себя вдел е , теряю счет времени и выхожу из этого дела лучшим, чем в него вошел. Сказанным я хочу дать понять, что в этой книге я не собираюсь говорить о чем-то необычном и из ряда вон выходящем. Но если все, что я делаю каждый день, я делаю с определенной целью самосовершенствования и саморазвития, то я с каждым днем становлюсь лучше, сильнее, здоровее, умнее, приобретаю силу воли и самодисциплину. Если к этому я еще добавлю и специальные упражнения, которые доставляют мне истинное удовольствие, то мой процесс самосовершенствования будет происходить быстро.
Тайна непривязанного труда была открыта давно. Бескорыстное деяние, не порождающее
карму, по убеждению автора Бхагават-Гиты, возможно только при отсутствии привязанности к плодам своей деятельности, только при полном погружении в процесс дела. Мы устроены так, что полное погружение в действие, сосредоточенность на нем обязательно вызывают состояния, близкие к экстатическим, что принято называть вдохновением. Если вдохновение не наступает даже при сосредоточенном труде, то это симптом того, что ранее эта работа осуществлялась через насилие, принуждение или со стороны другого человека, или со стороны самого себя. Именно в прошлом, далеком или близком, воспитатели насилием приобщали нас к культуре, принуждением вовлекали нас вдело, и оно из творческого превращалось в вид за- щитно-оборонительного поведения, которое может дать (8:) единственное удовольствие примитивное удовольствие избавления от страха, тревоги и страдания.
Соотношение свободы и принуждения, те. того, в какой мере мы должны себя насиловать,
лишь в незначительной степени определяется обстоятельствами и ситуацией ив куда большей — уровнем нашей саморегуляции и совершенствования. Если дело, которое я исполняю, понравится мне спустя пять минут как як нему приступила не через 10 часов самопринуждения, то я более совершенен, чем если бы оно мне вообще не понравилось и вызвало у меня отвращение. Поэтому самосовершенствование состоит в постепенном уменьшении самопринуждения к делу, к которому побуждает меня необходимость, и соответственно в уменьшении моей несвободы, в приобретении все большей и большей свободы.
В данном случае едва ли справедлива формула свобода — это осознанная необходимость. Я могу действовать, осознавая необходимость, ноне могу чувствовать себя свободным, если эти действия мне неприятны и я заставляю себя их выполнять. Я сознаю необходимость, но, действуя с отвращением к делу, становлюсь несвободным, хотя внешний наблюдатель и может думать, что это не так. Поэтому самопознание и самосовершенствование представляют собой нечто большее, чем осознание необходимости и закономерностей ее.
Самосовершенствование прежде всего состоит в управлении своими переживаниями, чувствами. Понимание природы собственной радости и удовольствия, способность управления внутренними механизмами радости и страдания не врождены, а приобретаются в опыте. Следовательно, самосовершенствование состоит в приобретении этого опыта.
Одним из достаточно распространенных заблуждений философов, рассуждающих о свободе, является попытка логически вывести понятие свободы из некоторых исходных принципов, минуя переживания человека, положительные и отрицательные. Разрешить конфликт между желаниями человека и нуждой, необходимостью без понимания природы желаний невозможно. Поэтому восхождение человека к индивидуальности состоит прежде всего визжи- вании отрицательных переживаний и приобретении опыта радости и соответственно внутренней свободы.
Жизнь неминуемо связана с приобретением опыта — опыта радости, опыта страданий.
Жизнь кого-то из нас щадит, ас кем-то обращается беспощадно. Во втором случае жизнь дает больше опыта. Этот опыт сам по себе нейтрален к целям самосовершенствования. Он может вести с равной вероятностью по пути восхождения к индивидуальности, к совершенству или по пути деградации и распада. Потеря любви одного человека ведет к деградации и самоубийству, а в другом происходит восхождение к высшей, непривязанной любви, которую еще греки считали божественной. Поэтому самосовершенствование — это прежде всего правильное использование опыта жизни. И потому идущий по пути восхождения к индивидуальности извлечет больше опыта из (9:) страданий и тем самым их нейтрализует, так как смысл этих страданий будет другим.
Самосовершенствование многими понимается как развитие способностей, реализация задатков, присущих нам от рождения. Наше отношение к собственным способностями возможностям других обусловлено нашей культурой отчуждения. Поскольку мы оцениваем друг друга по уровню способностей, из которых хотим извлечь пользу, мы точно также оцениваем и себя. В результате этих актов оценивания и сравнения людей между собой и себя с другими по способностям мы приучаемся видеть себя и других не как цельную индивидуальность, а как комплекс способностей и черт характера. Мы приучили себя видеть в других и самом
себе эти черты — и только черты!—теряя из поля зрения то, что издревле именовалось душой. Мы не принимаем других и самих себя, если нет соответствия с некоторым стандартом.
Поскольку эти акты сравнения повторяются тысячи раз на дню, то это стремление сравнивать и оценивать превратилось в привычку. Самосовершенствование состоит в том, чтобы устранить эту привычку, чтобы научиться не рассматривать людей как совокупность черт, хороших или плохих, а принимать себя и других в целом — и хороших, и плохих.
Самосовершенствование мудрецы прошлого сравнивали сдвижением по лезвию бритвы.
В самом деле, можно ли полностью отказаться оттого, чтобы сравнивать себя и других по уровню способностей или других черт Можно ли полностью отказаться от совершенствования способностей, поощряемых нашим обществом Конечно, нельзя. Если у вас нет способностей делать дело, к которому вы приставлены или которое вы выбрали, то вас оттеснят и лишат возможности его делать. Как же быть Ответом должно стать изменение смысла того,
что выделаете. Вы сравниваете себя и других, обнаруживаете и развиваете способности, однако это делается не привязан ноте. ваше Яне вовлечено полностью в это сравнение. Вас не трогает то, что у вас хуже, чему другого, развита данная способность. Вам нравится развивать какую-то способность, вы даже можете сравнивать ее уровень с другими, но вас это не трогает если у вас лучше, чему других, вы не гордитесь если же у вас хуже, чему других,
вы не завидуете. А разве это возможно?»—удивится читатель. Самосовершенствование должно состоять именно в том, чтобы такое стало возможным!
Самосовершенствование неразрывно связано с процессом самоопределения. Чем сильнее развиваются способности вообще, тем определеннее проявляются мои индивидуальные способности. Тот, кто делает самого себя, постепенно отчетливее воспринимает свое будущее, и соответственно для него проблема выбора профессии решается сама собой, как бы автоматически. А кто живет только удовольствиями сегодняшнего дня и не изучает самого себя с целью стать лучше, для того проблема самоопределения в жизни становится почти неразрешимой. Он боится, что, выбрав (10:) профессию, ошибется вступая в брак, он полон сомнений Ане ошибся ли я Буду ли я счастлив Есть люди, которые всю жизнь, каким кажется, делают не то, что им следовало бы делать, занимаются не тем, чем хотят, дружат нес теми, с которыми, как они думают, следовало бы дружить, и даже погода на сегодняшний день у них не такая, как бы им хотелось. Это происходит не оттого, что у них плохая судьба или плохие родители, а оттого, что они отказались от работы над самими собой по самоопределению, самосовершенствованию. Это происходит оттого, что им кажется, что самосовершенствование и самоопределение — это занятия, угодные родителям, учителям,
«начальству», а не им.
Если смотреть на самосовершенствование под этим углом зрения, то мы увидим, что оно состоит в том, чтобы быть довольным, удовлетворенным тем, что мы имеем, и тем, что мы делаем здесь и теперь. А как же быть со стремлением к успеху, к достижению положения в обществе, повышению престижа и со многим другим, ради чего мы развиваем кипучую деятельность Ведь источником этой деятельности является наше недовольство тем, что мы имеем положением, престижем, статусом. Если мы будем довольны тем, что есть и что мы имеем, то прекратится импульс к активности и наступит застой, оцепенение, потеряется смысл жизни Так думает большинство тех, кто оказывает влияние на обыденное сознание через средства массовой коммуникации, относясь к человеку как к существу, которое может побуждаться к делу, к любому проявлению активности лишь недовольством, страхом, страданием,
с тем чтобы избавиться от них. Они по-своему правы, так как стоит перестать бичевать изнуренного принуждением раба, как он немедленно впадает в сон, спячку. Исчезнет ли, прекратится ли всякий импульс к активности, если перестать его бичевать недовольством?
Конечно, прекратится Ноне всякий импульса импульс защитный, импульс бегства от недовольства, чувства неполноценности, неудовлетворенности. Прекратится именно защитный импульс, который побуждает нас к активности, угрожая страданием неудовлетворенности,
скуки, чувства неполноценности. Импульс, являющийся порождением нашей внутренней и постоянно действующей несвободы Ион достаточно силен, его легко обнаружить. Уединитесь в своей комнате и сядьте в удобную позу с намерением предаться созерцанию. Вы обнаружите, что это очень трудно сделать, так как вас начнут одолевать мысли о несделанном, о том, что вы зря проводите время начнется беспокойство, которое даже может превратиться в зуд или неудобство, которое завершится непроизвольным импульсом прекратить неподвижность. Вы находите повод, чтобы прекратить созерцание, отложить его наследующий день,
когда выбудете, по вашему мнению, более свободны для такого занятия. Именно этот импульс и является проявлением вашей глубокой несвободы и склонности действовать не спонтанно, изнутри, а под пинками внешней необходимости (Именно этот импульс будет устранен в результате самосовершенствования, создающего в вас базовое чувство довольства и удовлетворенности здесь и теперь.
А как же насчет активности Дело в том, что с прекращением недовольства и неудовлетворенности жизнь не прекращается, а входит в фазу подлинной, истинной жизни, которая будет порождать импульсы к действию ради самого действия и удовлетворения ради самого удовлетворения, а не избавления от страдания неудовлетворенности.
Процесс самосовершенствования представляет собой самовоспитание. Нам часто не нравится слово самовоспитание, так как оно имеет своим корнем слово воспитание, которое подчас воспринимается как процесс, в котором над нами совершают грубое или утонченное насилие, вызывая, например, стыдили чувство вины, а чаще всего — зависть или состояние лишения. Мы не хотим, чтобы нас заставляли что-либо делать. Нам лучше, если мысами хотим это делать.
Однако самосовершенствование и есть самовоспитание. Поэтому читатель должен принять то, что эта книга пос а м о воспитанию. Но чтобы себя воспитывать, надо знать самого себя.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

перейти в каталог файлов
связь с админом