Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Орлов Ю.М., Восхождение к индивидуальности. Ю. М. Орлов Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности Кн для учителя. М просвещение. 287 с. Книга


Скачать 2.97 Mb.
НазваниеЮ. М. Орлов Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности Кн для учителя. М просвещение. 287 с. Книга
АнкорОрлов Ю.М., Восхождение к индивидуальности.pdf
Дата10.03.2018
Размер2.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOrlov_Yu_M__Voskhozhdenie_k_individualnosti.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#37144
страница4 из 34
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 40612 файл(ов). Среди них: Экзаменационные вопросы по БХ (МПФ).doc, NF_EKZ_VOPROSY_PED_2017.pdf, Экзаменационные вопросы по БХ (Леч, Пед).doc, Literatura_Ves_kurs_shkoln_progr_v_skhemakh_i_tablitsakh_2007_-1, 4.gif, Literatura_v_skhemakh_i_tablitsakh_Titarenko_Khadyko_2012_-320s., 8.gif, spetsifikatsia_KIM_po_komi_yazyku_rodnomu.pdf, spetsifikatsia_KIM_po_komi_yazyku_nerodnomu.pdf и ещё 40602 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
Как порождается образ?
Трудно кратко ответить на этот вопрос, поскольку пришлось бы рассказывать о сложных процессах ощущений и восприятий. Но любознательный читатель может прочитать об этом в любом учебнике психологии. Поэтому замечу лишь, что восприятие представляет собой непросто некоторое зеркальное отражение окружающей ситуации, а определенную деятельность по построению образа восприятия. Мы слышим, видим, ощущаем прикосновение, осязаем благодаря умению слышать, видеть, осязать. Когда слепорожденным снимают бельмо сглаз, они не могут видеть, пока не научатся Однако самое интересное здесь то, что человек склонен заранее предугадывать, что он намерен увидеть. Поэтому когда показывают причудливые чернильные пятна, каждый видит в этих пятнах свое, соответствующее его чертам характера и потребностям.
Способность заранее предвидеть, каков будет образ воспринимаемого в данный момент объекта, была обнаружена давно. Демокрит, например, считал, что восприятие возможно потому, что от предметов истекают образы и мы только должны улавливать их. Августин Блаженный полагал, что восприятие возможно благодаря интенциальному акту, в котором мы испускаем нечто похожее на образы, и окончательный образ образуется при встрече (29:) с объектом. То, что мы увидим, намного больше зависит от нас самих, чем от объекта восприятия. Попробуем указать на источники, благодаря которым возникает образ.'
П ер вы м источником наших образов является ситуация, обстоятельства. Однако в одних и тех же обстоятельствах разные люди актуализируют разные образы, соответствующие их чертам. Например, ситуация спортзала у одного актуализирует образ (и черту) соревнования и стремление насладиться усилием и победой, у другого, наоборот страх поражения, или боязнь оказаться несостоятельным, или чувство стыда за свое неповоротливое тело.
В торы м источником образов является слово. Человек может воспроизводить обстоятельства в воображении путем их словесного описания. Когда мы читаем роман, в котором описывается страстная любовь или яростная борьба за престижи славу, то эти слова будут вызывать различные образы у различных читателей. Когда я говорю Берегись, то немедленно включается защитно-оборонительное поведение у каждого, кто слышит это слово. Ноу осторожного и боязливого оно вызовет более активную реакцию, чему спокойного и уравновешенного человека.
Тр е т ь им источником образов являются наши потребности. Голодный человек представляет пищу, а воинственный — сцены борьбы. Возбуждение, вызываемое потребностью,
способствует конструированию образов объектов и обстоятельств, в которых в прошлом происходило удовлетворение потребностей. Поэтому наши потребности могут, вызывая образы, способствовать проявлению черт. Когда голодным людям предлагали составить рассказы по нейтральным по отношению к пищевой потребности картинкам, то у них образов пищи возникло намного больше, чему тех, кто был сыт. Наши потребности способствуют проявлению наших черти выражают направленность личности на то, чтобы действовать в одних и тех же обстоятельствах различным образом. У ученика с сильно выраженным мотивом достижения успеха вид учебника будет вызывать страстное желание приступить к изучению интересующего его вопроса, в то время как у ученика с преобладающей потребностью избегания неудачи этот же учебник будет вызывать тягостное чувство необходимости готовиться к экзамену, а в некоторых случаях — просто отвращение.
Теперь мы знаем, что образы являются как раз тем ключевым пунктом, который оказывает влияние на наши черты и потребности. Если я могу управлять своими образами, тов конечном счете смогу управлять и своими чертами, уменьшая или усиливая их проявление в зависимости от моих целей самосовершенствования. Если мое воображение бесконтрольно и я не могу оказывать какого-либо влияния на него, то мои черты будут проявляться стихийно в соответствии с обстоятельствами и я буду полностью находиться во власти этих обстоятельств.
Если же я могу управлять своими образами, то смогу водной и той же ситуации увидеть то,
что способствует проявлению моих лучших черти не дать (30:) проявиться своим плохим чертами привычкам. Однако говорить об этом намного легче, чем делать. Самая трудная вещь управлять своими мыслями и воображением. Гораздо легче управлять двигательной активностью.
Например, мне не хочется мыть посуду, ноя могу себя заставить делать это. Гораздо труднее заставить себя думать о том, о чем следует, и устранить из головы нежелательные мысли:
я хочу выполнить свою работу, но мне в голову лезет вчерашняя ситуация, в которой со мной поступили несправедливо. Вместо того чтобы думать и писать статью, я вдруг начинаю представлять то, как мне следовало бы ответить и как поступлю в следующий разв подобной ситуации. Действительно, очень трудно управлять своими мыслями. Это требует высокой культуры и искусства, что само по себе не приходит. Этому нужно научиться.
Итак, для управления своими чертами и их формирования надо влиять на жизненные ситуации, разумно пользоваться речью, контролировать свои потребности и, наконец, научиться управлять своими мыслями. Последнее представляется не особенно трудным, когда мы имеем дело с мыслями, которые нас не задевают (например, мысли по решению задачи или обдумывание какого-либо мероприятия. Но наши мысли становятся необыкновенно упрямыми,
когда мы размышляем о предметах, касающихся нашей личности, потребностей, наших черт.
Поэтому культура и умение правильно мыслить являются необходимым условием самосовершенствования. В этой книге я намерен рассказать, как это следует делать. Но прежде все-таки продолжим обдумывание того, кто мы есть.
Набор чертили нечто большее?
Сейчас уже у нас больше возможностей правильнее судить о себе и ответить на поставленный вопрос хотя бы в первом приближении. Если я буду рассматривать себя в терминах черт личности, то можно сказать, что я — это совокупность свойственных мне черт.
Когда я, будучи девятиклассником, размышляло самом себе, то шел легчайшим путем я пытался понять себя в сравнении с другими. Добрый, умный, красивый, «сильный»,
«слабый» и многие другие прилагательные, приписанные к индивидуальности, носящей определенное имя, имеют смысл только в сравнении с другими индивидуальностями. Другие могут быть умнее меня, или, наоборот, красивее, или менее красивыми и т.д. Нетрудно убедиться, что подход к самопознанию сточки зрения черт как-то скользит по поверхности и не дает глубинного представления обо мне как личности. Когда я сравниваю других между собой, это меня вполне устраивает. Но когда я рассматриваю самого себя под лучами самоанализа, то мне кажется, что это неверно, что я представляю нечто более глубокое и сущностное,
чем просто набор черт, которые, впрочем, легко можно измерить с помощью специальных методик.
Тогда, будучи юношей, я отказался от дальнейших размышлений на эту тему, так как меня вполне устраивало, что Лида (31:) Стаховская считает меня красивыми это совпадает с мнением моей матери. Потом вопрос о том, красив я или нет, отошел на второй план, так как я начал учиться в институте, а преподавателей, которые принимали у меня экзамены, интересовали совсем другие мои черты усидчивость, добросовестность, ответственность, пунктуальность. В соответствии с этими стали развиваться мои качества личности. Я стремился стать добросовестным, пунктуальными даже педантичным. Но из этого мало что вышло, так как я быстро научился производить о себе благоприятное впечатление. Главное, что мне не удавалось скрыть это свою глупость и назойливую черту задавать преподавателям странные вопросы, на которые ни они, ни я не могли получить ответа. Это прежде всего вопросы о том,
представляю ли я просто набор чертили нечто большее. Преподаватель психологии, ссылаясь на авторитеты, утверждал, что человек — это непросто набор черти свойств, которые обнаруживаются в отношении людей друг к другу, к делу, к самому себе, но и еще что-то неповторимое, которое прямо не обнаруживается в моих чертах. Это мое Я. Это индивидуальность. Это мое сознание и самосознание.
Две группы черт
Будучи подростком и юношей, я был уверен в том, что во мне есть унаследованные черты,
в проявлениях которых я не властен, и черты, которые могут быть изменены путем тренировки. Например, моя внешность, телосложение, состояние здоровья рассматривались мною как наследственный дар моих родителей. Я даже иногда был недоволен тем, что они меня таким уродили. А такие черты, как физическая сила, сообразительность, умение решать задачи,
быть хорошим другом и многие другие, рассматривались мною как приобретенные в опыте.
Во мне было неодолимое убеждение в том, что я могу с помощью тренировки развить этика- чества. Однажды прочитав в какой-то книге о методах тренировки внимания и сосредоточенности, я просиживал часами, рассматривая кончик карандаша и размышляя с нем. Это привело меня к врачу, который обнаружил у меня конъюнктивит неизвестного происхождения. Но я-то знал, что мое упорное таращение глаз не прошло даром ведь впоследствии заметил, что моя сосредоточенность повысилась и я стал быстрее входить в работу, например в написание сочинения. Впоследствии я был убежден в том, что именно только эти две группы черти составляют мои внешние черты.
А что же скрывается за этими чертами, которые я легко мог обнаружить в себе и других Я
тог^а об этом не задумывался, хотя проявлял многое, что сам объяснить не мог. Например,
неуверенность в себе, непонятную тревогу, хотя точно знал, что мне в ближайшее время ничто не угрожает, какой-то неожиданный страх перед отцом, внезапные изменения настроения, причину которых я не мог объяснить, какую-то скованность, которая меня охватывала всякий раз, когда приходилось говорить перед классом, странное ощущение вины перед матерью, хотя в данный момент я был совсем не виноват переднею, непонятную (32:) агрессивность или чувство злорадства, когда были неприятности с моим другом, и многое другое. Я
полагал, что эти проявления случайны, зависят от обстоятельств и преходящи. Эти мои проявления я не рассматривал в качестве черт моей личности и не задумывался над ними. Если бы меня в то время попросили составить программу самосовершенствования, то я запланировал бы что угодно, но только не устранение этих внутренних черт, хотя они доставляли мне очень много неудобств. Я счел бы необходимым совершенствовать свою память, чтобы лучше отвечать на уроках, или удивлять своих товарищей своими знаниями, или лучше всех играть в баскетбол, или решать кроссворды
Сейчас я понимаю, что эти наиболее важные внутренние черты не осознавались мною и я не имел возможности и опыта пытаться понять их. Понимание этих внутренних черт, обусловленных тайной и незаметной работой нашего самосознания, было мне недоступно. Я
воспринимал только проявления этих черти не видел их самих. Они были продуктом проявления бессознательной части моего Я, изнанки моего самосознания. Если посмотреть на самого себя с позиций психологии личности, то все эти черты можно довольно отчетливо распределить на две группы черты, которые я могу осознать без особого обучения, и черты,
которые являются продуктом незаметной для меня работы моего Я.
Однако прежде чем мы будем пытаться понять, как работают и проявляют себя эти черты,
которые дальше я буду называть внутренними, рассмотрим человека в целом сточки зрения этой группировки черт на две категории.
Если в жизни вести себя совершенно свободно, не прилагая никаких волевых усилий, а поступать в соответствии с теми побуждениями, которые возникают в данный момент и на данном месте, то мы обнаружим в себе какую-то силу, которая нами управляет. Это ощущение настолько явно и сильно, что в свое время люди были убеждены, что эта сила и есть душа — некоторое идеальное и бессмертное начало, управляющее нашим телом. Поскольку любое действие должно кем-то управляться, то за нашими привычками мы привыкли видеть того, кто ими управляет. Это побуждает нас думать, что каждый содержит в себе целую систему, которая работает сама собой, не нуждаясь в нашем волевом вмешательстве. Эту систему мы назовем человеком привычки (О привычках и воле

«Человек привычки»
В любой ситуации мы склонны обнаруживать то, что способствует формированию в нас образов, соответствующих нашим чертам. Если наша воля безмолвствует, спит, то мы обнаруживаем себя как человек привычки. Это почти механический человек. Образы сами извлекают из нас определенное поведение, и нам ненужно принимать какого-то решения или управлять собой. Все происходит само. Я вхожу на кухню и вижу пирожок, который съедаю,
хотя в данный момент мне вовсе не хотелось есть. Но увидев этот предмет, я почувствовал желание есть. Собираясь писать, я заметил, что карандаши не поточены, и я с удовольствием стал точить их. Потом раздался телефонный звонок, и пришлось разговаривать с Петей Ки- зютиньш. Потом я вспомнило том, что нужно написать письмо старшему брату приход другого моего товарища помешал мне закончить это письмо (которое я пишу уже третий день).
Вечером пришла со стадиона сестра, и мыс ней битых полчаса обсуждали спортивные дела.
Потом мне захотелось спать, и я лег в постель, подставив будильник на полшестого, чтобы на свежую голову утром начать писать сочинение (к которому я намереваюсь приступить в течение этой недели. Я поставил будильник на полшестого, подсознательно не веря в то, что утром возьмусь задело. Читатель без труда поймет, что во мне многоразличных привычек кроме привычки вовремя начинать работать.
«Человек привычки работает в нас, с одной стороны, облегчая нашу жизнь, ас другой затрудняя ее. Если бы во мне были хорошие привычки, соответствующие тем требованиям Этот термин вы не найдете в учебниках психологии, в которых описываются только привычки как определенные психические механизмы. Однако если взять человека в целом, то обнаруживается, что привычки, сколько бы их ни было, образуют некоторую целостную систему, управление которой может происходить бессознательно. Вот именно эту целостность мы и будем в дальнейшем называть человеком привычки. В этом же смысле дальше мы пользуемся словосочетаниями человек воли, человек нравственный. Если бы вместо словосочетания человек привычки мы использовали научный термин бессознательное, то затруднили бы понимание читателем привычного плана целостного поведения человека. (33:)
которые предъявляет ко мне жизнь студента или профессора, то я свои дела делал бы безо всякого усилия с моей стороны. Я сейчас не говорю о том, хорошо это или плохо. Я просто привожу пример существования этого человека во мне. Поэтому было бы неправильно думать, что каждый из нас целостен и монолитен, как, скажем, телефонная станция, которая автоматически управляется из единого центра. Человек устроен так, что этот центр в нем все время перемещается. Наши привычки каждый разделаю с нас другими. В определенный момент я — ученик, так как хожу на занятия, где изучаю иностранный язык, в другой отец, озабоченный поведением дочери, потом учтивый кавалер, так как заметил, что моя жена начинает помирать со скуки, в то время, как я пишу эту книгу, потом — послушный сын, который следует советам восьмидесятилетней матери одеть шарф и не простуживаться.
В одном человеке умещаются различные поведения, роли.
Однако за этим многообразием скрывается некоторое постоянство, целое, что позволяет мне думать о себе как о едином, единственном и неповторимом существе. Наши черты не дают представления об этом едином существе, так как все наши черты общи, свойственны многим другим. А я неповторим, уникален единствен, хотя не все признают это, кроме разве моей матери. (Я вспоминаю, например, что учитель относил меня к некоторой категории учащихся, на успех которых в будущем не следует надеяться, тренер считал плохим центральным нападающим, участковый врач — несносным пациентом, который всегда некстати заболевает. Иногда я сам теряю связь с этим внутренним моим Я, особенно когда попадаю в переплет.
Например, когда мы всем классом ушли в кино с урока истории, то я забыло своей уникальности и почти неделю мыслил себя как дезорганизатор и нарушитель школьного порядка. В
общении с Лидой Стаховской я совсем потерял себя и думало себе только в том контексте, в каком эта девушка думала обо мне. Нов те минуты, когда мне удавалось отключиться от своих ролей, у меня появлялось ощущение своей неповторимости. В институте мне было трудно поверить преподавателю психологии, который утверждал, что уникальность и неповторимость каждого из насесть нечто иное, как неповторимое сочетание наших черт. Но размышление над этим вопросом привело меня к представлению о том, что это единое и целостное, скрывающееся за моими внешними чертами, есть человек, привычки. Мои привычки и способы их реализации в различных ситуациях делают меня неповторимыми уникальным, хотя каждая привычка в отдельности похожа на привычки других. Но все мои привычки, взятые вместе, создают индивидуума привычки, механическую работу моей души»,
которая показывает себя в виде различных реакции на различные ситуации, в которых мне приходится бывать. Поведение человека, обусловленное проявлением человека привычки»,
психологи называют полевым поведением. При этом мыслится поле стимулов, которые создают различные напряжения (притяжения и отталкивания, в направлении которых и происходит движение нашего поведения.
О человеке привычки нельзя думать только в смысле психического. Приходится входить в область, которую принято называть физиологической. Мой врач охотно прибегал к обезболивающими это меня устраивало простая инъекция — и боль отпускает. Потом я только узнал, что чаще всего он вводил мне дистиллированную воду. Неужели вода обладает таким свойством Дело не в веществе, которое мне врач вводил в данный момента в том, что ранее он мне точно такими же приемами вводил действительно обезболивающие вещества, пока не образовалась привычка, интегрирующая в себе биохимические, висцеральные и другие реакции, способствующие обезболиванию. Это был настоящий врач. Он знал, что после того как возникла привычка, обезболивание будет вызываться самой ситуацией проведения укола, а вещество, которое при этом вводится, приобретает третьестепенное значение, а может быть,
и вовсе теряет его. Значит, мой человек привычки может действовать на физиологическом уровне. Плацебо не принято объяснять действием привычек, обычно говорят о внушении. К
сожалению, после того как я узнало плацебо, инъекции перестали действовать. Я теперь должен по-настоящему отравлять свой организм, вводя анальгетики, спасаясь от боли. (Я недавно прочитал в журнале, а потом в газете, как разоблачили филиппинских хирургов
которые пальцами делали внутри-полостные операции и удаляли опухоли без ножа. Эти хирурги умели побуждать человека привычки к тому, чтобы растворить и рассосать опухоли и другие разрастания. Они использовали для этого древние магические ритуалы, приводящие в движение древнейшие механизмы нашего архетипа, человека привычки. Однако для этого надо было верить. Я узнало том, что эти кудесники подвидом вынутой опухоли показывали пациенту куриные потроха. И теперь сожалею, что мне никогда не удастся воспользоваться их услугами. И надо ложиться под нож научного хирурга, если придется. Я сравнил искусство знахаря, который с помощью таинственных ритуалов и психических актов регулирует таинственный биохимизм человека привычки, с разрушительным вторжением в недра организма человека с помощью ножа, и сравнение оказалось не в пользу научного хирурга.
«Человек привычки может сам научиться тому, что впоследствии мы именуем болезнью.
Например, если он научился на ситуацию обиды реагировать отделением кислого желудочного сока, как будто его сейчас будут кормить бифштексом, он будет всегда в первую очередь,
когда поведение других его обижает, выделять кислый желудочный сок, независимо от того,
есть в желудке то, что нужно переваривать, или нет. В этом случае этот человек привычки»
обязательно сделает себе язвенную болезнь, рано или поздно. Его следовало бы переучить, а хирург ему вырезает треть желудка!
Каким образом происходят эти странные научения, мы рассмотрим позже. А сейчас для нас достаточно получить представление о том, что человек привычки автоматически совершает не только умственные операции (он точно знает, что дважды два — четыре, но и социальные, висцеральные и даже биохимические действия. Например, рассердившись, я не думаю Вот сейчас мне нужно выделять адреналин и сахар, они пригодятся для усиления обмена, если дело дойдет до драки дело обстоит проще. Достаточно мне считать, что дело доходит до драки, как человек привычки услужливо выполняет всю мелкую работу по выделению нужных веществ в кровь и мобилизации всей иммунной системы на всякий случай,
если будет кровопролитие. Эти привычки не появились сами собой, а вырабатывались в течение миллионов лет эволюции. А в последний момент в моей жизни появились лишь способности различать признаки безопасные и признаки угрозы, которые включают без осо- знавания этот древний механизм выживания.
Нетрудно понять, что самовоспитание, в частности, состоит в том, чтобы облагородить
«человека привычки, усилить те привычки, которые соответствуют жизненным задачами ослабить или вовсе устранить дурные привычки. Знание собственных привычек дается нелегко. Большая часть наших привычек, особенно в области висцеральных действий, нами не) осознается. Мы о них узнаем па последствиям этих привычных действий. Например, тяжесть и боль в правом боку может свидетельствовать о том, что тот, кто во мне сидит, в ответ на какую-то ситуацию сжимает желчевыводящий проток безотносительно к выполнению пищевой функции. Когда и при каких ситуациях это происходит, узнать можно, внимательно наблюдая за собой, лучше под руководством своего психотерапевта-соматика. Это — психосоматические привычки. А сколько других привычек!
Привычное поведение происходит всегда, независимо оттого, сознаем мы это или нет, находимся в своем уме или во власти страсти, которая туманит голову и мы плохо осознаем то,
что лежит за пределами нашего аффекта. Человек привычки хорошо проявляет себя в полевом поведении. Но это состояние нас обычно не устраивает. Полевое поведение обнаруживается обычно в состояниях апатии, скуки и усталости. Нов жизни мы обнаруживаем в себе черты, которые свидетельствуют о нашей способности активно влиять на этого механического человека привычки. В этом случае мы обнаруживаем себя как человека воли».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей