Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Орлов Ю.М., Восхождение к индивидуальности. Ю. М. Орлов Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности Кн для учителя. М просвещение. 287 с. Книга


Скачать 2.97 Mb.
НазваниеЮ. М. Орлов Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности Кн для учителя. М просвещение. 287 с. Книга
АнкорОрлов Ю.М., Восхождение к индивидуальности.pdf
Дата10.03.2018
Размер2.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOrlov_Yu_M__Voskhozhdenie_k_individualnosti.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#37144
страница7 из 34
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 40612 файл(ов). Среди них: Экзаменационные вопросы по БХ (МПФ).doc, NF_EKZ_VOPROSY_PED_2017.pdf, Экзаменационные вопросы по БХ (Леч, Пед).doc, Literatura_Ves_kurs_shkoln_progr_v_skhemakh_i_tablitsakh_2007_-1, 4.gif, Literatura_v_skhemakh_i_tablitsakh_Titarenko_Khadyko_2012_-320s., 8.gif, spetsifikatsia_KIM_po_komi_yazyku_rodnomu.pdf, spetsifikatsia_KIM_po_komi_yazyku_nerodnomu.pdf и ещё 40602 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   34
Слабоволие, проявляющееся в упрямстве
Под упрямством мы (50:) понимаем решение, которое сохраняется несмотря на его абсурдность и бессмысленность. Обычно в жизни подростка первые признаки взросления проявляются в упрямстве. Большей частью это упрямство является отстаиванием подростком возможности самостоятельно принимать решение. С этой точки зрения упрямство нужная вещь. Но при остром конфликте следует скорее пожалеть родителей, уступить им сознатель- но.
Итак, подобное упрямство является не слабоволием, а, наоборот, тренировкой воли, приобретением опыта отстаивания своего решения.
Но бывает другой род упрямства, когда человек настаивает на явно ложном решении или из стремления наказать тех, кто уговаривает или упрашивает отказаться от него, или из чувства стыда за неправильно принятое решение, или вследствие полной прострации и нервного переутомления. При сильном истощении нервной системы появляются, как показал И. П.
Павлов, так называемые фазовые состояния, когда на любой раздражитель мы реагируем противоположно привычному. Вот именно этот вид упрямства можно рассматривать как проявление слабоволия, которое также способствует истощению способности к принятию реше- ния.
Такое упрямство — это проявление не силы, а извращения воли, и потому — слабоволие.
Посмотрите на себя и ответьте на вопросы, как часто, в каких обстоятельствах, с кем вы проявляли упрямство. Этим вы много узнаете о самом себе, что окажет вам неоценимую услугу в определении целей самосовершенствования. Если вы поставите задачу перестать быть упрямым, вы сделаете много.
Слабоволие как реакция на кризис в жизни
Наша жизнь не течет плавно и без подводных камней. Если конфликты носят временный характер, то мы можем довольно быстро от них освободиться, но затянувшиеся конфликтные ситуации порождают кризисы отношений, дел, психического состояния, состояния здоровья и др. Длительная печаль, вызванная потерей любимого человека, непокидающее чувство отчаяния, переутомление, крушение длительно вынашиваемых надежд, потеря смысла жизни порождают кризис. Первые симптомы кризиса обнаруживаются в возрастающем слабоволии,
в котором человек привычки, а иногда даже примитивный человек рефлексов одерживает победу над человеком воли и даже человеком нравственности».
В жизни каждого человека всегда происходят колебания хорошего и плохого состояний.
Только амплитуда этих колебаний различна. Сейчас стало модным рассчитывать биоритмы и как-то предвидеть эти колебания. Те люди, у кого они незначительны, не верят в наличие ритмов, а те, кто чувствует на себе их действие, верят. Однако несомненно, что человек должен познать периоды своих кризисов, чтобы заранее их предвидеть. Тогда он не будет истощать свои силы в тщетных стремлениях преодолеть кризис усилием воли, что никогда не удается,
а спокойно будет ждать (51:) конца плохого периода, готовя силы для выхода из него. Ведь
плывя против течения, борясь против сил, которые во много раз превосходят наши собственные, мы напрасно истощаем себя и приобретаем неблагоприятный опыт тщетности наших усилий, который впоследствии оказывает больше вреда, чем сам кризис, возникающий лишь периодически.
Тот, кто умеет переждать ненастье в укрытии, может лучше использовать хорошее время,
которое наступает после кризис. Если у вас начался период конфликта и напряжения с друзьям, то следует не тратить бесполезные усилия к немедленному восстановлению отношений, а использовать этот период по-другому, переждать ив это время поработать в ка- кой-либо области знания и деятельности. Вынужденное уединение окажется весьма полезным для работы над собой и завершения ранее начатых де. Конфликты с коллегами, вместо того, чтобы их продолжать стимулировать в тщетных попытках одержать в них верх (ведь вас плохой период, могут быть успешно заменены деятельностями вне основного места работы. Если возник кризис в отношениях с близкими, то следует переместить домашние взаимоотношения на второй или третий план и заняться друзьями, которые помогут вам облегчить кризис. Тот, кто пренебрегает этими простыми правилами, похож на того, кто плывет посередине рек против течения, не желая использовать прибрежное его ослабление и завихрения побочных течений для облегчения своего плавания по реке жизни».
Исследования психологов и специалистов по биоритмам показывают, что эти колебания хороших и плохих дней носят избирательный характер, касаясь определенных областей нашей жизни. Для самопознания важно знать, что происходит с вами в различные периоды, в каких областях проявлялись кризисы, с каким постоянством и интенсивностью они обнаруживали себя. Это исследование легко провести, если выведете дневник, по которому можно обнаружить эти периоды. Они прямо-таки бросаются в глаза. Для исследования такого рода не требуется ни аппаратура, ни компетентность психолога. Для этого достаточно простой наблюдательности и постоянства наблюдений. Поэтому на вопрос Кто я такой отчасти можно ответить, изучив периоды кризисов и светлых дней в потоке вашей жизни.
Исследованию периодов в жизни человека мы уделяли много времени. Известно, что индивидуальные психобиоритмы определяются моментом рождения. Можно предполагать, что появление на свет сопровождается индуктивным закреплением фаз космических ритмов,
имеющих место в данный момент в живой системе, какой является младенец. В дальнейшем характер реакций человека на изменения в околокосмическом пространстве определяется именно этими индивидуальными особенностями, запечатленными ранее. На основе этого разработана система расчетов благоприятных и неблагоприятных дней, которые хорошо согласуются с результатами самонаблюдений. (В этой связи важным является понятие психобиоритмической совместимости двух людей.
Под психобиоритмической совместимостью людей понимаются совместимость и конфликтность, вызванные сдвигом индивидуальных фаз биоритмов одного человека относительно таковых у другого. Ведь нетрудно представить, что фазы одного человека могут оказывать влияние на другого человека, находящегося в другой фазе. Например, если я вас люблю, но каждый раз, когда у меня начинается хороший период, вы оказываетесь в плохом периоде, то ваше эмпатическое влияние будет заражать меня депрессией, которая проистекает только оттого, что я вас люблю. Поэтому много конфликтов обусловлено психобиоритмической несовместимостью.
Но было бы неверно пережидать каждый кризис путем свертывания своей активности.
Важно также уметь изменять отношение к тому, в чем проявляется кризис. Если мы немо- жем изменить обстоятельства, то можем изменить отношение к этим обстоятельствам. Это также свидетельствует о проявлении нашей воли. Безволие же проявляется в том, что человек, охваченный кризисом, не в состоянии изменить свое отношение. Влюбленный юноша может оказаться в кризисе, убедившись в том, что он нелюбим. Этот кризис может вызвать апатию, безволие, которые сочетаются с потерей смысла жизни. Однако кризис может быть пережит без этих последствий, если он используется для выработки определенного отношения к своему любовному чувству и даже к объекту любви. Правда, для изменения этого отношения требуется акт воли и не один, а много. Способ же, каким будет осуществляться это изменение отношения, зависит от опыта жизни, особенностей мышления, нравственного уровня личности. Поэтому каждому, почувствовавшему свое слабоволие вследствие кризиса,
можно рекомендовать проявить свою волю в том, чтобы осмыслить себя в более широком контексте жизни, выходящем за пределы этого кризиса, и изменить к нему отношение.
Кризис проявляется прежде всего в том, что потребности и желания не удовлетворяются.
Поэтому чем сильнее потребности, тем сильнее переживание кризиса. Если мы в состоянии управлять своими потребностями, то проявления кризиса уменьшаются. Воля и знание способствуют управлению потребностями. Отсюда возникает вопрос о том, как устроены потребности и как управлять ими.
О потребностях, мотивах и действиях
Самосовершенствование состоит в развитии способностей управлять своими потребностями. Вспоминаю, когда я был подростком, мы соревновались друг с другом, кто лучше попадет из рогатки в цель. Так как моим родителям нравилось обсуждать снами пути самосовершенствования, то я поспешил сообщить о своем успехе, который, кажется, состоял в том, что мне удалось (53:) попасть в ворону, которая завела обычай сидеть на суку дерева, расположенного на приличном расстоянии от крыльца нашего дома, и нахально разглядывала цыплят во дворе. Мама без всякого удовольствия выслушала меня и ответила Ты бы лучше поменьше ел Когда садишься за стол после всех своих экспериментов с рогатками и воронами, ты просто звереешь.
Потом добавила Культурный человек прежде всего управляет своими желаниями, а не наоборот — желания управляют им. Было бы лучше, если бы тебе больше нравилось сидеть за своим письменным столом, чем стрелять из рогатки.
Я считал себя хорошими культурным человеком, и такие апелляции к культурному человеку оказывали на меня воздействие.
Тогда я стал задумываться над тем, как управлять своими желаниями, которые, как оказалось, в большей степени определяют меня, чем другие способности, например к учению. Я
задумался о том, кто я и каковы мои черты. Я попытаюсь воспроизвести эти представления о себе с позиций уже современной психологии, с позиций психолога, поскольку познание своих потребностей необходимо, чтобы управлять ими.
Я и мои потребности
Мои внешние черты обычно причиняли мне мало беспокойства. Я привык к тому, чтобы- стро устаю, подолгу сплю и не могу, например, развить нужную быстроту вовремя игры в баскетбол. То, что у меня память была лучше, чему других, или я быстрее мог сосредоточиться, не вызывало особого чувства самоуважения. Да это и не было заметно для других. Но некоторые мои свойства, которые периодически обнаруживали себя, не могли оставаться для меня безразличными. Они настоятельно заявляли о себе. Я имею ввиду потребности и жела- ния.
Если мне чего-то хотелось, то это приводило меня в состояние активности, которая подчиняла меня себе полностью. Если я увлекался чтением, то меня было невозможно оторвать от книги, желание посмотреть фильм заставляло отказываться от многих других полезных для моего развития занятий. Тогда я точно отличал мои потребности от потребностей, скажем,
мамы или моего брата. И довольно часто приходилось отказываться от удовлетворения собственных потребностей ради удовлетворения потребностей других. Для этого всегда требовалось усилие. Приходилось включать активность человека воли».
Если бы меня попросили тогда составить список моих потребностей и желаний, то ему не было бы конца. Ноя никогда не задумывался над тем, сколько у меня этих потребностей и желаний. Они просто приходили и властно заявляли о себе, принуждая меня к их удовлетворению. Если бы мне пришлось тогда составлять программу самовоспитания, я, наверное,
указал быте потребности, от которых мне хотелось бы освободиться в пользу других потребностей например, потребность в пище причиняла достаточно много неудовольствий, так как ради нее мне надо было (54:) вовремя приходить домой, закупать продукты, сажать картошку.
Я бы отказался от этой потребности, скажем, в пользу чтения или решения головоломок или в пользу того, чтобы что-то мастерить. Однако мои потребности меня не слушались, и иногда у меня появлялось ощущение того, что я всего лишь придаток для удовлетворения этих потребностей. Когда мне хотелось есть, я не мог ни о чем думать кроме пищи Если в этот момент мне задать вопрос Кто ты есть, то наиболее вероятным был бы ответ Я — человек,
который хочет есть. Аналогичные ответы были бы при потребности читать, танцевать, петь и т. д.
Если сказанное объяснить или описать в терминах психологии, то придется использовать категории потребность, мотив, концентрация внимания, принятие решения. Точнее, когда возбуждается потре6ностьТ^она вызывает ориентировку мысли, анализ ситуации, выделяется цель, достижение которой может удовлетворить потребность при этом сознание концентрируется, можно сказать, фокусируется на объекте удовлетворения, мышление подчиняется цели и поставленной задаче, воля ослабевает, предвосхищение удовлетворения порождает энергию мотивации, остальные желания исчезают, и человек превращается в придаток своей потребности. Это очень динамичный и сложный процесс, который чаще всего ускользает от осознания, поскольку оно концентрируется на достижении цели. Когда я чего-то хочу, я перестаю быть самосознающим. Самосознание пробуждается с момента появления препятствий,
внутренних или внешних, к удовлетворению желания, сличения этих препятствий со своими желаниями, возникновения проблемы, решение которой зависит от соразмерности моих действий с реальностью, представленной в виде других, которые тоже чего-то хотят, и наши желания перекрещиваются или противоречат друг другу. Это характеризует меня как человека и желающего, и самосознающего.
Таким образом, самопознание прежде всего должно ответить на вопрос о том, какие у меня потребности преобладают ив каких обстоятельствах они определяют мое поведение.
Внешние же черты обнаруживают себя в том, как возбуждаются мои потребности и каким образом я стремлюсь их удовлетворить Есть пословица Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты. Но гораздо сильнее выразит суть человека пословица Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты».
Однако большинство потребностей, которые есть у меня, свойственны и другим. Тогда в чем же люди отличаются друг от друга Видимо, в том, как они реагируют на возбуждение потребностей, как могут управлять своими потребностями и каким образом их удовлетворяют. Тот, кто полностью находится во власти потребностей, очень сильно отличается от того,
кто контролирует или сдерживает свою потребность, может одну потребность заменить другой или вовсе отказаться от одной из них. Значит, познание самого себя состоит не только в том, чтобы знать, какие у тебя потребности, но ив том, чтобы понимать, насколько они тебя) слушаются. Итак, одной из главнейших задач самовоспитания является приобретение способности контролировать свои влечения, желания и потребности, а не только их знать. Но для этого мы должны понять, как устроены наши потребности, желания и влечения. Восхождение к индивидуальности происходит в самосознании, в познании собственных потребностей и приобретении способности их контролировать Однако потребность и желание не всегда составляют одно и тоже. Я могу очень красиво сервировать стол, пригласить гостей и наслаждаться общением в большей степени, чем от поедания этого великолепия. Какие потребности у меня в этом удовлетворяются Потребность в престиже в общении А может быть, в любви, поскольку я этих людей люблю?
Анатомия желания
Если мы подумаем о наших желаниях и стремлениях, то заметим, что они, как правило,
выражены в виде глаголов в неопределенной форме, к которым мы добавляем слово хочу
Хочу пить, танцевать, петь, молчать, забить гвоздь в доску, построить домик, изготовить табуретку, поговорить с другом, испытать успех, заставить кого-то сделать то, чего я хочу. Вне- которых случаях описываем наши желания путем добавления слова быть к некоторым прилагательным быть первым, быть одному и т.д.
Читатель может попытаться подробно описать свои многочисленные желания с помощью небольшого и относительно примитивного набора слов. Как в описании черт мы прежде всего обращали внимание на наименование черты, а потом на то, что скрывается за этим наименованием, также и сейчас постараемся рассмотреть, что подразумевается под тем или другим словом, обозначающим наше желание.
Поскольку наши желания преимущественно описываются глаголами в неопределенной форме, то можно сказать, что наше желание в большинстве случаев есть желание действовать определенным образом. Что скрывается за словами, с помощью которых мы обозначаем такую потребность, как потребность в пище, еде Если вдуматься в суть нашего желания, то увидим, что она состоит в выполнении тех действий, в результате которых желание или потребность удовлетворяется. Например, определенное количество жеваний и глотаний, атак- же реакций желудка и слюнных желез при условии наличия объектов пищи, которые жуются и смачиваются слюной, приводит к тому, что напряженность желания устраняется, и мы чувствуем, что наша потребность удовлетворена. Когда же нет объектов пищи, а есть хочется, то пищевое поведение может выполняться в воображении. Например, голодные скворцы, по наблюдениям одного психолога, делают клевательные движения в пустом пространстве, т. е.
движения, соответствующие потребности, возникают спонтанно и, наверное, создают иллюзию удовлетворения этой потребности.
Приведенные примеры позволяют прийти к утверждению о том, что потребность почти всегда потребность во пределен н ы х действиях, ведущих к ее удовлетворению. Эти действия (56:) мы можем назвать техникой удовлетворения потребности. Очевидно,
что смысл любой потребности легко описать, указав, какие действия требуются для удовлетворения данной потребности для потребности в пище — действия еды, для жажды питья,
для потребности во власти — действия, подчиняющие других, и др.
Ну хорошо, а для сна Какое действие осуществляется, когда мы спим Ив каких действиях удовлетворяется потребность в отдыхе Все дело в том, что в этом случае наша психика и наше тело тоже совершают действия, в процессе которых и происходит удовлетворение этих потребностей. Нельзя сони отдых рассматривать как простое бездействие.
Одни системы отключаются, но включаются другие, которые могут работать безучастия нашего сознания. Например, сон осуществляется в работе сновидений, в процессе которых устраняются последствия стрессовых состояний, которые имели место вовремя бодрствования. Когда вполне здоровым испытуемым не давали видеть сны, те. будили каждый раз,
когда они начинали видеть их, то эти испытуемые заболели неврозом, похожим на невроз,
возникающий при лишении отдыха. Значит, потребность во сне тоже удовлетворяется в определенной деятельности сна, в действиях сна. Это и будет техника удовлетворения потребности в сне, хотя ей мы специально не обучаемся. Но ведь и ребенок тоже не обучается технике удовлетворения потребности в пище путем сосания. Эта врожденная схема поведения передается по наследству. Точно также и потребность в отдыхе удовлетворяется в деятельности отдыха. В обществе существует целая индустрия отдыха, которая создает условия и орудия,
необходимые человеку для осуществления действий, удовлетворяющих потребность в отдыхе. Я специально привожу примеры, чтобы в обобщенном виде описать любое наше желание.
Действия удовлетворения могут быть умственными. Например, когда мы смотрим кино, то удовлетворяем потребность в знании или в сочувствии героям. Действия восприятия тоже могут работать на удовлетворение потребности. Например, мы наслаждаемся, созерцая красивый цветок. Можно выделить и мануальные ручные) действия, когда мы получаем исключительное удовлетворение, мастерски вбивая гвоздь в табуретку, которую сделали сами. А
когда вы видите, что ваш младший брат быстро и точно исполняет ваши требования, то вы удовлетворяете потребность во власти. Таким образом, удовлетворение включает в себя все
многообразие действий, которые имеются в репертуаре нашей жизни.
Действия удовлетворения могут осознаваться нами в каких-то своих частях, а иногда исполняться автоматически, или по привычке, или инстинктивно. Когда мы едим, тоне имеем представления о том, какой спектр активности включается при этом в нашем теле. Тот, кто хочет детально представить это, может открыть учебник физиологии — и удивится многогранной и (57:) скоординированной работе по усвоению пищи. Техника удовлетворения в ка- кой-то ее части врожденная, а в какой-то является результатом научения. Поэтому можно сказать, что нашим потребностям мы научаемся, так что каждой человеческой культуре соответствует своя техника удовлетворения потребностей.
Читатель может заметить а зачём мне нужно знать все эти подробности Я отвечу — для самопознания. Одно дело — испытывать желание, другое — знать, как оно устроено. В последнем случае происходит включение интеллекта в желание и возникает возможность управлять этим желанием. Часто человек плохо знает, чего же он хочет. Уточнение всегда повышает возможности сознательного отношения и формирования желаний. Поэтому надо знать свои потребности и желания.
Если мы детально опишем технику удовлетворения какой-либо потребности, тоне спутаем ее с другой. Например, потребность во внимании со стороны других проявляется в том,
что тот, кто находится рядом со мной, совершает действия, которые я рассматриваю как внимание к своей особе, и если то, что я вижу, дает мне удовлетворение, то можно суверенностью сказать, что действительно удовлетворяю именно эту потребность, а не другую. Поэтому, анализируя саму технику удовлетворения, можно относительно точно выделить именно
те потребности, которые при этом удовлетворяются. Например, меня пригласили в гости.
Какие потребности будут удовлетворяться у меня при этом Все зависит оттого, у кого я нахожусь в гостях. Если это будет государственный человек, который должен принимать решение об ассигнованиях на исследовательский проект, предложенный моей кафедрой, то при этом будут у меня желания, отличающиеся от ситуации, когда я в гостях встречаюсь с одноклассниками спустя 30 лет после окончания школы. Поэтому, если хочешь представить,

какие потребности преобладают в определенной ситуации, обрати внимание на то, что же
дает в ней удовлетворение.
Когда психологи стремятся составить окончательный список человеческих потребностей,
то они оказываются в затруднении, так как списки, составленные разными психологами, не совпадают. Одни выделяют больше, другие — меньше. Довольно часто выделяются такие потребности, как потребность в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении,
познании, во власти, любви, безопасности. Нонам ненужно иметь окончательный список потребностей. Достаточно научиться различать их в самом себе и анализировать их структуру, в частности технику удовлетворения. Это и дает ключ к управлению потребностями.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   34

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей