Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Задание 1 чтение вслух небольшого текста Время на подготовку 2 минуты. В задании 2


НазваниеЗадание 1 чтение вслух небольшого текста Время на подготовку 2 минуты. В задании 2
АнкорOGE-2018 Russkiy yazyk Ustnaya chast.ppt
Дата08.05.2018
Размер4.75 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаOGE-2018_Russkiy_yazyk_Ustnaya_chast.ppt.ppt
ТипДокументы
#39858
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей




Задание 1 – чтение вслух небольшого текста Время на подготовку – 2 минуты.


В задании 2 предлагается пересказать прочитанный в задании 1 текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.


В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем.. Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.


Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.


Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.


Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!






Последовательность подготовки к пересказу:


самостоятельно прочитать текст и сформулировать его основную мысль;


пронумеровать количество абзацев;


выделить ключевые слова,  главную  мысль  каждой микротемы текста;


установить причинно-следственные  связи между событиями;


 пересказать  текст, логично и уместно включив приведенное высказывание.










Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание С.П.Королева о Юрии Гагарине:


«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее ― он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»

Подумайте, где лучше использовать слова С.П.Королёва в пересказе.


У Вас есть 1 минута на подготовку. Вы можете использовать любые способы цитирования.












Ю.Гагарин отличался доброжелательностью, трудолюбием, инициативностью.


12 апреля 1961 года: «Поехали!»


108 минут полёта – и первый космонавт навсегда вошёл в историю человечества.


+ высказывание:


Ю.Гагарин дал людям веру в их силы и возможности.










1.  Праздник (на основе описания фотографии).


2.  Мой поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).


3.  Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)


Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.









Не забудьте рассказать,


 куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию);


 с кем Вы ходили в поход (на экскурсию);


 как Вы готовились к походу (экскурсии);


 почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).






Не забудьте дать ответы на вопросы:


 Что значит следовать моде?


 Для Вас важно следовать моде и почему?


 Следовать моде можно только в одежде?


 Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?








Круг возможных вопросов для диалога


К теме 1 «Праздник»


1) Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние,


школьные, праздники в кругу друзей)?


2) Когда можно сказать, что праздник удался?


3) Вы больше любите праздник или подготовку к нему? Почему?


К теме 2 «Поход (экскурсия)»


1) Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?


2) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются


впервые отправиться в поход (на экскурсию)?


3) Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?


К теме 3 «Мода»


1) Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»?


2) Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?


3) Приведите пример отрицательного влияния моды.Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?


4) Что на сегодняшний день Вы считаете модным в одежде? Это важно для Вас?


За что можно уважать человека?











апеллировать к личному опыту школьников, к чувствам и эмоциям; быть посильным в задаваемой речевой задаче;


предусматривать наличие собственной точки зрения ученика, стимулировать наблюдения, размышления, самостоятельные выводы и обобщения;


способствовать развитию потребности в саморефлексии, саморазвитии;


приобщать школьников к культурному наследию страны, способствовать социологизации;


характеризоваться избыточностью, что даст возможность реализации индивидуального подхода к обучению устной речи на уроках русского языка.






Спонтанная речь - это наиболее естественное проявление самопроизвольной разговорной речи, характеризующейся неподготовленностью, непринужденностью и непосредственностью общения [Вишневская Г.М.].


Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь. [Девкин В.Д.].


Спонтанность речи является целевой характеристикой обучения устной речи.






Темы социально-культурного характера (человек и общество, человек и наука, человек и искусство)


Темы общегуманитарной проблематики (человек и окружающая среда, духовное развитие человека);


Темы профессиональной направленности (ученик как субъект учебной деятельности)






2. Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):


• устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;


• формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;


• передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно- научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.


• Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:


• составлять план прочитанного текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;


• представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.


3. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.


Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов.


Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, — 200–250 слов.






2. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.


3. Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка.


4. Соблюдать в устной речи правила речевого этикета.


Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов.






2. Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии).


3. Участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики — стимулы; умение запросить дополнительную информацию);


диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).

Рекомендуемый объём диалогического высказывания:


не менее 3 реплик (диалог–запрос информации);


не менее 4 реплик (диалог–сообщение информации).






Логичность речи предполагает четкое построение высказывания, наличие в нем тезисов, доказательной части и вывода, соблюдение хронологической последовательности изложения мыслей, их взаимозависимость и взаимообусловленность, непротиворечивость фактов и обоснованность выводов.
Содержательность речи предполагает наличие определенного опыта у говорящего, знание им фактического материала для полного и глубокого раскрытия темы и основной мысли своего высказывания.

(Е.А. Баринова  и Т.А. Ладыженская)






Критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего.

Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста.


К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка членов последовательности; смешение разных рядов последовательности (когда ученик, не закончив описания какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему и т.п.).




Функциональные типы речи – это коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, которые выражаются определенными языковыми средствами.



















Изображается мир в статике ( к тексту можно задать вопрос каков объект?)


Основа описания – перечень, перечисление признаков, свойств предмета, явления.


Цель описания состоит в том, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании.


Структура описания: общее представление о предмете; перечень отличительных признаков предмета; авторская оценка, вывод, заключение.


Функции описания - создание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается нередко подбором ярких деталей, перечислением их.






Связь между предложениями обычно параллельная. Вначале – первое предложение или абзац в качестве исходного пункта, остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Они между собой связаны менее тесно или вовсе не связаны грамматически.

Каждое предложение относительно самостоятельно.


Свойственно единство видовременных форм глаголов-сказуемых. Глаголы чаще всего в форме несовершенного вида, чаще прошедшего времени, а для особой наглядности – в форме настоящего времени.


В описании глаголы обозначают не последовательную смену событий, а одновременность происходящего.


Если глаголы совершенного вида, то обычно со значением признака, а не активного действия.


Характерен синтаксический параллелизм.


Частотно употребление именных сказуемых, назывных и безличных предложений.


В описании больше используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.


Широко используются синонимы, определения, неполные предложения.














Однако динамическое описание природы, окружающей среды, состояния человека не может быть соотнесено с одним кадром. Если ученик пользуется этим приёмом при определении типа текста, в котором представлено динамическое описание, то он, определяя текст как повествование, допускает распространённую ошибку.
Необходимо дать ученикам чёткие представления о типах речи, о критериях их выделения, структурных и языковых особенностях. Без определённой теоретической базы невозможно обеспечить формирование коммуникативных умений, опирающихся на эти понятия.




Таков был обычный приход Субоча.


(К.Паустовский)


Описание учителя латинского языка дается через перечисление действий, характеризующих его поведение, и указание на реакцию окружающих, также весьма активно отзывающихся на поведение героя. Однако употребленные здесь автором глаголы по своей грамматической природе не способны показать развитие действия, они указывают на одновременность происходящего.

«Прошедшее время несовершенного вида не двигает действия. Оно описательно, а не повествовательно. Оно не определяет последовательности действий в прошлом, а ставит их все в одной плоскости»


В.В. Виноградов










Составьте предложения на предложенную тему.


Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, размер).


Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.


Опишите людей, запечатлённых на фотографии, их внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние.


Составьте описание фотографии по опорным словам.










Л.Б. Щерба








а) содержание картины, её композиционный строй:


яркая по накалу эмоций сцена


спортивной борьбы, даны крупным


планом, атакующий удар, занимает


всё пространство фотографии,


своеобразный приём как бы остановленного


мгновения, на фоне буйной южной природы,


специальная площадка, разделённая


сеткой, дух соперничества и дружбы и т.п.


б) состояние спортсменов:


физически сильные люди, крепкое


телосложение, напряжённые позы,


сильные руки, высокие прыжки,


стремление направить мяч на сторону


соперника и т.д.


в) определите слова и словосочетания, передающие колорит фотографии:


Залитая ярким солнцем площадка, голубое


небо, лёгкие белые облака, все оттенки


изумрудного и бежевого цвета, ярко-


красные и тёмно-синие костюмы игроков и


т.д.





фотографию.


фотографию.



2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.


Не забудьте рассказать


в каком музее Вы были;


когда и с кем;


что вы увидели;


что понравилось и запомнилось больше всего.








— Мы с мамой были на концерте! — закричала она прямо с порога. — Ой, до чего концерт был интересный — ужас! Сначала мы пришли и стали раздеваться. Очередь в раздевалке — ужас! Все нарядные, духами пахнут, а некоторые в длинных платьях до пола...
Мы взяли бинокль. Ой, Люська, какой бинокль красивый — ужас! Весь беленький, перламутровый! А потом мы стали подниматься по лестнице. Лестница такая широкая, мраморная - ужас, а посередине ковёр. Я бы ни за что не разрешила по такому ковру в ботинках ходить! Я бы по нему только босиком пускала. Такой замечательный ковёр — ужас!
А потом мы пришли в зал и сели на свои места. Ой, какие у нас места были хорошие! Такие мягкие, бархатные… И кнопочками обиты. Очень хорошие места! И мы стали на сцену глядеть. А там на сцене рояль посерёдке, а по обе стороны занавес свисает. Тоже бархатный.
А потом на сцену вышла очень красивая тётенька.... Ну, у неё платье было так себе, мне не понравилось. Рукавчики короткие, тут сборочки, а тут такие пуговицы… Зато причёска, Люсь, потрясающая! Тут спереди чёлка длинная, а вот тут сбоку волосы кверху, и тут такие большие кудри. Я такой причёски никогда не видела!

Ну, в общем, она первую вещь сыграла, и все захлопали. Она тогда обрадовалась, встала и начала кланяться.


А потом села и заиграла вторую вещь. Да так громко! Прямо стены затряслись! Знаешь, как старалась! Даже на месте подскакивала! Честное слово! Она так по роялю дубасила, что я боялась, как бы рояль не сломался. Всё-таки жалко рояль. Такой красивый, чёрный, блестящий!

Она по нему, наверное, целый час дубасила, у меня даже в ушах звенело...


Очень интересный был концерт!


(По Пивоваровой И.)






Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1-2-3-4…)


Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В  нем могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.


Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий.
Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., заключающие текст.

Повествование может быть представлено серией назывных предложений.






Основной вопрос к тексту: «Что произошло с героем?»


Основная мысль – ответ на основной вопрос («С героем произошло следующее...»


План построения повествования:


сообщение о действующем лице;


указание на место и время событий;


рассказ о действиях с указанием их особенностей и последовательности во времени;


указание на итог действий, завершение повествования.


вывод.


5. В тексте имеются слова и словосочетания, показывающие соотношение действий во времени и пространстве (однажды, сначала, только что, как-то зимой (осенью, летом, весной), в праздник, на каникулах, на прогулке, потом, тогда, а в это время и т.п.)

6. В тексте много глаголов, обозначающих конкретные действия.


7. Для текста характерна цепная связь между предложениями.






Смысловая цельность текста создается единством темы (тематическая цепочка: различные наименования действующего лица или предмета) и сохранением основной мысли (цепочка «нового»: последовательное перечисление действий этого лица).






(Л.Толстой)








Что является главным языковым средством, организующим это повествование?





Заяц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремянный закричали во всё горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа ее под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а Берестов пригласил его к себе.
Заяц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремянный закричали во всё горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа ее под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а Берестов пригласил его к себе.












Растолкала, подняла. Кинулась разогревать, накрывать, накручиваться…


Позвала. Молчит. Заглянула — накрылся, храпит. Пощекотала. Лягнул.


Рявкнула! Замычал, поднялся, поплёлся… Опоздаю!! Выскочила, помчалась.


Отходит! Догнала, уцепилась, повисла. Доехала. Спрыгнула. Звенит!


Побежала, ворвалась, отпихнула, проскочила. Отлегло!


Поднялась. Уселась. Вскочила, позвонила, напомнила погасить, выключить, причесать, застегнуть, обуть… Бросил. Разложилась, начала работать.








Во-первых, каждому ясно, что это предмет не живой. Во-вторых, какая может быть у него отдельная жизнь, если оно «в руках» человека и целиком зависит от его желаний и прихотей: одно слово он вставил в письмо, другое небрежно бросил приятелю, с этим обратился к начальнику, а затем – к маленькому сынишке. В – третьих… В седьмых…Можно привести немало доводов в пользу того, что слово нельзя причислить к миру животного. И все-таки оно – живое!
Если пристально вглядеться в течение нашей речи, присмотреться к тому, как ведет себя слово в ее потоке, если, наконец, проследить путь того или иного слова «во времени и пространстве», то, пожалуй, сама собой придет на ум аналогия с живой жизнью: и в речи, и в истории слово живет, движется, рождается, играет красками и звучанием, брызжет радостью или сверкает гневом, в нем бьется человеческая мысль и чувство…
Поневоле начинаешь думать о некой «магии» слова, о тайнах словесного воздействия, о непростоте языка и сложных переливах в оттенках значения каждого слова, в его употреблении и еще о многом, что уместно назвать емким, давним русским существительным «жизнь».

Л.П. Крысин





Тезис


Тезис


Причины (почему истинен тезис?)


III. Следствия (что следует из основного тезиса, справедливость которого доказали?)





Больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии. Поэзия обладает удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях. Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую силу). А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи. Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами. И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза. Но главное не в этом. Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, является по существу, подлинной поэзией. Паустовский К.
Больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии. Поэзия обладает удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях. Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую силу). А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи. Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами. И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза. Но главное не в этом. Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, является по существу, подлинной поэзией. Паустовский К.










Нужно заниматься самообразованием.


Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель.


Особое место в самообразовании уделяется деловым играм.


Изменяющиеся условия жизни требуют от человека постоянного совершенствования знаний.


Самообразование помогает расширить кругозор, эрудицию.


Самообразование позволяет узнать новые идеи на их начальном уровне. 


Самообразование есть средство самовоспитания, способствующее выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия.


Самообразование по русскому языку нужно не только профессиональному журналисту или преподавателю.








Нужно следовать моде.


1) Модно одетый человек чувствует себя уверенно в любом обществе. 2) Модные журналы учат комбинировать элементы одежды и скрывать недостатки фигуры. 3) Изучение модных тенденций позволяет подбирать то, что идёт именно вам.

4) Мода показывает нам образы и темы, которые каждый может интерпретировать по-своему и выглядеть современным.


5) Следуя массовому вкусу, человек теряет свою индивидуальность.






Следить за модой смешно, а не следить - глупо.


Б.Шоу


Развить чувство стиля возможно.



2. Всё хорошо в меру.



3. Наблюдайте за модой, но не подчиняйтесь ей.



4. Нужно найти ту тонкую грань между модой и индивидуальным стилем, которая позволит чувствовать себя комфортно, уверенно и современно.






Объясните, чем варианты отличаются друг от друга.


У школьной формы есть свои достоинства.


Вариант ответа:



(Потому что) Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.


(Потому что) Форма помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива.


(Потому что) Онаубирает социальные различия между бедными и богатыми.


Следовательно, неплохо было бы ввести её в школу как обязательную форму одежды.








Работая с пособием, учащиеся научатся


 грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты;


 выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи;


 излагать материал на основе личного жизненного опыта;


 представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге;


Пособие рекомендовано учащимся 8-9-х классов, учителям и методистам и может быть использовано на уроках и для самостоятельной подготовки.








Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. — Улан-Удэ, 1974.


Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения. – Екатеринбург, «Сократ», 2012


Материалы сайта https://licey.net


Егораева Г.Т. ОГЭ Тренажёр: подготовка к устной части. Раздел «Говорение». – М., 2018





galinaland@rambler.ru


galinaland@rambler.ru





перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей