Главная страница

Ивановская О.Г.Занятия с логопедом по обучению... Занятия с логопедом по обучению связной речи


Скачать 1.53 Mb.
НазваниеЗанятия с логопедом по обучению связной речи
АнкорИвановская О.Г.Занятия с логопедом по обучению.
Дата16.05.2018
Размер1.53 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИвановская О.Г.Занятия с логопедом по обучению...doc
ТипДокументы
#40400
страница2 из 3
Каталог
1   2   3
Тема: Распространение предложений прямыми дополнениями, выражен­ными существительными в винительном падеже без предлога.

Цели: Закрепить знания о категории падежа существительных.

Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.

План и ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Игра «Измени слова».

Оборудование: предметные картинки. Логопед читает стихи.

Дети договаривают слова по картинкам, ставя их в форму винитель­ного падежа.

Карандаши цветные Умеют рисовать (Труба), (часы) стенные, (Корова) и (кровать). Всё нарисует карандаш, Когда ему (работа) дашь.

Мальчик Серёжа готовил салат. Взял он (варенье), (мука), (виноград), (Сахар), (сметана), (селёдка), (укроп), (Чипсы), (морковь) и (фруктовый сироп). Всё размешал и довольным остался: «Кушайте, гости! Я очень старался».

(Н. Павлова)

3. Игра «Найди родственные слова. Профессии».

Дети дополняют предложения по вопросам и ищут родственные слова.

11

Учитель учит (КОГО?) .... Почтальон разносит (ЧТО?) .... Повар варит (ЧТО?) .... Доярка доит (КОГО?) .... Пастух пасёт (КОГО?) .... Птичница кормит (КОГО?) ....

4. Игра «Почему так названы? Профессии»,

Дети отвечают на вопросы и ищут родственные слова.

Что варит сталевар? Что разводит цветовод? Что копает землекоп? Что рубит лесоруб? Кого пасёт свинопас? Кого разводит пчеловод? Кого ловит рыболов?

5. Игра «Почему так названы? Электроприборы».

Дет и дополняют предложения по вопросам и ищут родственные слова.

Полотёр натирает (ЧТО?) .... Хлеборезка режет (ЧТО7) .... Пылесос высасывает (ЧТО?) .... Картофелечистка чистит (ЧТО?) ... .

6. Игра «Расшифруй обобщающие слова».

Дети перечисляют товары, которые могут продаваться в магазинах «Молоко», «Овощи и фрукты», «Булочная», «Обувь», «Одежда», «Ме­бель» и пр.

Образец: В магазине «Молоко» продают масло, сметану, творог, мо­локо, йогурт.

7. Игра «Составь предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 5). Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных кар­тинок» к Рисунку 5).

8. Итог урока.

УРОК 5

Тема: Распространение предложений косвенными дополнениями, выра­женными существительными в винительном падеже с предлогом.

12

Цели: Закрепить знания о категории падежа существительных.

Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.

План и ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Игра «Измени слова».

Оборудование: предметные картинки.

Логопед читает стихи.

Дети договаривают слова по картинкам (во втором стихотворении —

по словам, данным в скобках), ставя их в форму винительного падежа.

Играли ребятки в прятки. Прятались ребятки: Оля — за (Коля), Егорка — за (горка), Андрейка — за (лейка), Тимошка — за (кошка), Лена — за (сено), Светка — за (ветка), Игнат — за (ушат), Филипп — за (гриб). А Барбос пришёл — Сразу всех нашёл.

(И. Ильичёв)

Я с утра в лесу гуляю. От росы я весь промок. Но зато теперь я знаю Про (берёзка) и про (мох), Про (малина), (ежевика), Про (ёж) и про (ежиха), У которой за ежат Все иголочки дрожат.

(Н. Матвеева)

3. Инсценировка сказки «Репка».

Логопед демонстрирует иллюстрацию к сказке «Репка». Дети вспоминают сказку, распределяют роли.

Во время инсценировки выход каждого персонажа сопровождается его репликой.

13

Дедка: Дедка — за репку.

Бабка: Бабка — за дедку.

Внучка: Внучка — за бабку.

Жучка: Жучка — за внучку.

Кошка: Кошка — за Жучку.

Мышка: Мышка — за кошку.

Все вместе: Тянут-потянут — вытащили репку!

4. Игра «Любимые занятия».

Образец: Я люблю играть в шашки, в футбол, в куклы и т. д.

Я люблю играть... Я люблю ходить...

5. Игра «Составь предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 6). Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных кар­тинок» к Рисунку 6).

6. Итог урока.

УРОК 6

Тема: Распространение предложений косвенными дополнениями, выра­женными существительными в творительном падеже без предлога.

Цели: Закрепить знания о категории падежа существительных.

Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.

План и ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Игра «Учительские огорчения».

Логопед читает стихи. Дети исправляют ошибки.

Учитель наш собрал тетрадки — Всю ночь отгадывал загадки. Вот кто-то тяпкой вытер стол. Ах, почему же тяпкой? А кто-то каской красит пол. Напрасно! Лучше шапкой!

14

Оказывается, гвозди вбивают молоком. Навряд ли слышал кто-то о чуде о таком.

(А. Шибаев)

3. Игра «Чем?».

Дети дополняют предложения по вопросам.

Ваня удит (ЧЕМ?) ....

Петя копает (ЧЕМ?) ....

Федя пилит (ЧЕМ?) ....

Мама шьёт (ЧЕМ?) ....

Катя метёт (ЧЕМ?) ....

Ира пишет (ЧЕМ?) ....

Маша рисует (ЧЕМ?) ....

Папа режет (ЧЕМ?) ....

Мама расчёсывается (ЧЕМ?) ....

4. Игра «Что к чему?».

Дети восстанавливают соответствие слов первого и второго стол­биков.

Света вытирается вилкой.

Таня ест лейкой.

Вика поливает полотенцем.

Бабушка вяжет крючком.

Вася режет нитками.

Дедушка укрывается одеялом.

Сеня копает ножницами.

Брат сгребает лопатой.

Сестра*вышивает граблями.

5. Игра «Составь предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 7). Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных кар­тинок» к Рисунку 7).

6. Итог урока.

УРОК 7

Тема: Распространение предложений косвенными дополнениями, выра­женными существительными в творительном падеже с предлогом.

Цели: Закрепить знания о категории падежа существительных.

Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.

15

План и ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Игра «Найди имя среди слов для справок».

Дети читают стихи и вставляют имена из «Слов для справок».

У меня сестрёнок семь

У меня сестрёнок семь,

Помогать я буду всем!

С ... сеять,

С ... жать,

С ... куклу наряжать,

С ... стряпать,

С ... шить,

С ... сено ворошить,

Песни петь с ...,

Самою малюсенькой.

(Л. Дьяконов)

Слова для справок: Оля, Паша, Даша, Лена, Нюра, Шура, Мару­сенька.

3. Игра «Что я люблю».

Логопед: Я люблю хлеб с сыром. А вы?

Дети (поочерёдно): Я люблю хлеб ... (с колбасой, с маслом, с варе­ньем, с повидлом, с ветчиной, с икрой). Логопед: У меня целая корзина с яблоками! А у вас? Дети (поочерёдно): У меня корзина ... (с грибами, с орехами, с цве­тами, с ягодами).

4. Игра «Что с чем?».

Дети восстанавливают соответствие слов первого и второго стол­биков.

Тарелка с воротником.

Пальто с супом.

Лыжи с карандашами.

Коробка с кефиром.

Бутылка с палками.

Чашка с блюдцем.

Булка с цветами.

Бублик с изюмом.

Ваза с маком.

16

5. Игра «Конкурс чтецов».

Дети выразительно читают стихи и находят в них существительные в творительном падеже.

Берёза

(отрывок)

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

(С. Есенин:

6. Игра «Составь предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 8). Дети составляют предложения .Содержание предметных кар­тинок» к Рисунку 8).

7. Итог урока.

УРОК 8

Тема: Распространение предложений косвенными дополнениями, выра­женными существительными в дательном падеже без предлога и с предлогом.

Цели: Закрепить знания о категории падежа существительных.

Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.

План и ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Игра «Кому что».

Логопед читает стихи.

Дети изменяют слова, ставя существительные в скобках в форму

дательного падежа.

(Иголка) — нитка, (Забор) — калитка,

17

(Суп) — картошка, А (книга) — обложка, (Мышка) — нора, (Братишка) — сестра. (Утки) — пруд, А (лентяй) — труд, Солнышко — (лето), Рифмы — (поэт). И всем воскресенья Нужны, без сомненья.

(Л. Николаенко)

3. Игра «Кому что нужно».

Логопед показывает картинки.

Дети отвечают на вопрос, используя слова для справок.

Молоко, кость, капуста, зерно, сено, морковь, портфель, краска, кукла, указка.

Слова для справок: кошка, собака, коза, курица, лошадь, кролик, ма­ляр, девочка, учитель.

4. Игра с мячом «Лови».

Логопед: Я кидаю мяч Вове.

1-й ребёнок: Я кидаю мяч Тане. И т. д.

5. Инсценировка «Едет белка на тележке».

Логопед: Едет белка на тележке. Продаёт она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому — Кому в платок, Кому в зобок, Кому в кузовок, Кому в лапочку.

Белка: На тележке я стою

И орешки продаю. Подходи, не зевай, Только имя называй. Кому в платок?

Лисичка: Лисичке-сестричке.
Белка: Кому в зобок?

18

Воробей: Воробью!

Синичка: Синичке!

Белка: Кому в кузовок?

Медведь: Мишке косолапому.

Белка: Кому в лапочку?

Заяц: Заиньке усатому.

6. Игра «Найди окончания предложений».

Дедушка ехал поле.... - Кошка подкралась нора....

Заяц бежал дорога.... Боря пришёл дом... .

Всадник скакал ПО улица.... Мальчик прибежал К брат....

Грибник шёл лес... . Папа приехал берег... .

Рыбак плыл река... . Лодка приплыла друг... .

7. Игра «Что как передвигается?».

Машина едет по земле. Лодка плывёт по воде. Самолёт летит по воз­духу. Велосипед едет по дороге. Корабль плывёт по морю.

8. Игра «Составь предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 9). Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных кар­тинок» к Рисунку 9).

9. Итог урока.

УРОК 9

Тема: Распространение предложений косвенными дополнениями, выра­женными существительными в родительном падеже без предлога и с предлогом.

Цели: Закрепить знания о категории падежа существительных.

Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.

План и ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Игра «Что (кто) без чего не проживёт?».

Логопед читает стихи.

Дети подбирают словосочетания, отвечающие на поставленный во­прос.

19

Без «ку-ку» кукушка, Без нитки катушка, Без лука стрела, Очки без стекла, Смычок без канифоли, Обед без соли, Дом без крыши, Вишня без вишен, Стакан без донца, Лето без солнца, Зима без снега, Земля без неба И без гребня борода Не годятся никуда.

(М. Успенский)

Как белочка без леса, А роща без кукушки, А дерево без ветки, А ёлка без верхушки, Как ложка без тарелки, А мальчик без лошадки, А девочка без куклы, А рот без шоколадки, Как солнышко без неба, А петушки без драки, Как праздники без гостя, Так дом, где нет собаки.

(В. Лифшиц)

3. Игра «Чьи это вещи?».

Дети высказывают предположения, кому в семье могут принадле­жать вещи.

Образец: халат мамы, тапочки папы, кукла дочки, машинка сына, очки дедушки, платок бабушки.


4. Игра «У кого какие детёныши?».

Жеребёнок у .... Медвежонок у .

I Т Т а и/"л ту лг Л T/ry^Aix jг\чг лт
г , .... ^ ;.... Цыплята у ....

.Щенок у.... Лисёнок у.... Утята у....

Котёноку.... Волчоноку... . Мышатау... .

Козлёнок у .... Оленёнок у .... Зайчата у....

Ягнёнок у.... Лосёнок у.... Бельчата у ....

Поросёнок у .... Тигрёнок у .... Совята у....

20

5. Игра «Из чего это делают?».

Дети называют, из чего сделаны предъявленные предметы (картинки).

Образец: Столы делают из дерева. Стаканы делают из стекла. Книги делают из бумаги. Шторы шьют из ткани. Ручки делают из пластмассы.

6. Игра «Составь предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 10). Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных кар­тинок» к Рисунку 10).

7. Итог урока.

УРОК 10

Тема: Распространение предложений косвенными дополнениями, выра­женными существительными в предложном падеже.

Цели: Закрепить знания о категории падежа существительных.

Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.

План и ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Игра «Цирковая пирамида».

Логопед читает стихи.

Дети изменяют слова, ставя существительные в скобках в форму

предложного падежа.

На (полка) сметана, Творог, молоко. И рад бы поесть, Да достать нелегко.

(А. Шибаев)

В (булочная) у нас баранки, Пышки, бублики, буханки.

(И. Лопухина)

3. Игра «Где хранят эти вещи?».

Мыло , вешалка.

а в (на)

Дневник конверт.

21

Книги футляр.

Очки шкаф.

Письмо в (на) мыльница.

Платье портфель.

Пальто полка.

4. Игра «Где что покупают?».

Лекарство булочная.

Хлеб аптека.

Газета в ^на' почта.

Конверт киоск.

5. Игра «Где что изготавливают?».

Ткань типографии.

Часы фабрике.

Книги в ^на' заводе.

Хлеб пекарне.

6. Игра «Составь предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 11 и Рисунок 12). Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных кар­тинок» к Рисунку 11 и Рисунку 12).

7. Итог урока.

Связь слов в предложении по типу примыкания


Главное слово

Зависимое слово

Глагол (сказуемое)

Наречие (обстоятельство), выражающее простран­ственные, временные отношения или образ действия

В подчинительной связи по типу примыкания зависимым выступа­ет неизменяемое слово. Учащиеся практически осваивают примыкание на примере наречий. Вначале усваиваются наречия, которые выражают пространственные отношения и отвечают на вопрос ГДЕ?: близко, вы­соко, справа, слева и т. п. Далее отрабатываются наречия, выражающие временные отношения и отвечающие на вопрос КОГДА?: вчера, сегодня и т. д. Последними актуализируются наречия образа действия, отвечающие на вопрос КАК?: быстро, тихо, медленно, громко, шумно, ловко, красиво, ровно, чисто, спокойно, дёшево, дорого, верхом, пешком, ползком, илагом, бегом и др.

22

УРОК 11

Тема: Распространение предложений обстоятельствами, выраженными

наречиями. Цели: Закрепить знания о связях глагола в предложении.

Тренировать учащихся в употреблении наречий при составлении

простых распространённых предложений.

План и ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Игра «Когда это бывает?».

Логопед загадывает загадки.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает?

(весной)

Солнце печёт, Липа цветёт, Рожь поспевает. Когда это бывает?

(летом)

Пусты поля, Мокнет земля, Лист опадает. Когда это бывает?

(осенью)

Снег на полях, Лёд на реках, Иней сверкает. Когда это бывает?

(зимой)

3. Игра «Нарядим игрушечную ёлку».

Действия сопровождаются пояснениями с использованием слов ввер­ху, внизу, справа, слева, выше, ниже и др.

23

4. Игра «Когда?».

Дети катаются на санках и коньках .... Люди собирают урожай .... Дети лепят снежную бабу, играют в снежки .... Ученики готовятся к школе .... Дети собирают подснежники .... Дети готовят скворечни­ки .... Люди сажают овощи .... Дети собирают землянику ....

5. Игра «Как?».

Дети распространяют предложения, используя слова для справок.

Образец: Птицы летают быстро и медленно, плавно, высоко или низко, красиво, ловко, охотно.

Птицы летают... Катя читает... Вова пишет... Папа уехал... Акула плавает...

Слова для справок: глубоко, быстро, ловко, громко, выразительно, тихо, охотно, чисто, красиво, аккуратно, утром, рано, надолго, летом, стремительно.

6. Игра «Составь предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 5, Рисунок 9 и Ри­сунок 10).

Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных кар­тинок» к Рисунку 5, Рисунку 9 и Рисунку 10) и дополняют следующие предложения:

Девочка рисует (ГДЕ?)... (дома).

Девочка рисует (КОГДА?)... (утром).

Девочка рисует (КАК?)... (быстро, красиво, охотно).

Бабушка вяжет (КОГДА?)... (вечером).

Бабушка вяжет (КАК?)... (ловко, аккуратно, стремительно).

Малыш строит (КОГДА?)... (днём).

Малыш строит (КАК?)... (медленно, увлечённо, тщательно).

7. Итог урока.

Составление рассказов

Чтобы речь была связной, учащиеся должны:

  1. ясно представлять тему и уметь делать вывод или выражать своё
    отношение к изложенному;

  2. последовательно излагать события, устанавливать логические
    связи между частями рассказа;

  3. оформлять речь по грамматическим законам языка.

24

Из этого следует, что обучение связной речи поначалу должно стро­иться на темах, близких детям, и с опорой на их жизненный опыт. При этом важной остаётся задача научить детей видеть, наблюдать, сравни­вать и делать обобщения.

Поэтому мы предлагаем начинать обучение составлению рассказов на материале программы «Вместе — дружная семья», посвященной жизни ребёнка в семье.

УРОК 12

1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом