Значение семейного воспитания в формировании личности ребёнка с ДЦП.
Задачи и условия семейного воспитания детей, с ДЦП в своей основе являются общими задачами воспитания разносторонней гармоничной личности. По мнению одного из основоположников развития основ семейного воспитания в России П. Ф. Каптерева они включают:
- воспитание самодеятельной личности, вытекающее из всестороннего и, по возможности, гармонического развития ее духовных и телесных сил;
- развитие личности как члена общественного целого;
- развитие личности лицом к лицу с природой и при помощи природы;
- воспитание личности в сознании ее связи со всемирным бытием и его первоисточником.
Вопросы семейного воспитания детей с ДЦП отражены в работах отечественных и зарубежных авторов: Е.М. Мастюковой, Р.Д. Бабенковой, М.В. Ипполитовой, И.И. Мамайчук, В.В. Ткачевой, Н.Р.Финни, С.А. Игнатьевой, Ю.А. Блинкова. В этих работах раскрыты особенности и наиболее распространенные недостатки семейного воспитания детей с ДЦП. С.А. Игнатьева, Ю.А. Блинков выделяют следующие основные задачи родителей по реализации комплексной реабилитации ребенка с церебральным параличом: - создание дома спокойной, доброжелательной по отношению к ребенку внутрисемейной атмосферы с режимными ограничениями и особенностями, рекомендованными ребенку специалистами;
- обеспечение режима питания, своевременного приема предписанных ребенку медикаментозных средств;
- овладение техникой различного вида массажа, специальных упражнений ЛФК, специальных физиотерапевтических процедур и ее применение по медицинским предписаниям;
- освоение технологии применения и использования специальных приспособлений (укладок, шин и т.п.);
- овладение основами детской психологии и специальной педагогики с проведением в домашних условиях занятий по развитию у ребенка необходимых психомоторных функций;
- участие в деятельности общественных объединений родителей детей-инвалидов.
Основываясь на анализе литературы, выделены условия полноценного развития ребенка с церебральным параличом в семье:
1) повышение уровня знаний родителей, касающихся сущности данного нарушения, этапов и закономерностей психомоторного развития в норме;
2) овладение способностью выявлять отклонения в развитии своего ребенка; 3) правильная организация жизни ребенка в семье, которая будет способствовать развитию и коррекции двигательной, речевой, познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы и социализации в целом;
4) обучение родителей некоторым приемам коррекционной работы с целью повышения ее эффективности.
Источники: Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье.
Специальная семейная педагогика. Учебное пособие под редакцией профессора В.И. Селиверстова, доцента О.А. Денисовой, доцента Л.М. Кобриной. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |