Главная страница
qrcode

Рабочая программа. Золотая осень . Вместо сорок вы можете поселить на тропинке других птиц


НазваниеЗолотая осень . Вместо сорок вы можете поселить на тропинке других птиц
АнкорРабочая программа.pdf
Дата27.02.2017
Размер1.8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRabochaya_programma.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#10616
Каталог

Дошкольная педагогика ∙ Сентябрь ∙ 2014 22
видуализации предстоящей детской
изобразительной деятельности по
мотивам картины известного ху-
дожника
.) Но обязательно каждый из вас внесет свое дополнение в сюжет или композицию своей картины.
Сейчас вновь зазвучит мелодия композитора Грига «Утро», а вы будете рисовать пейзажи на тему «Золотая осень». Вместо сорок вы можете
«поселить» на тропинке других птиц.
Решите сами, каких именно. Какие цвета каждый из вас подберет для своей картины об осени? Сначала подумайте, какой будет именно ком­
позиция картины. Кто уже готов, может приступить к рисованию.
Применяется повторное исполь­
зование приема акцентированного восприятия музыки, формирующей воссоздающее воображение у детей.
Но это уже не удерживаемые в памяти образы, а возможность их воплощения в процессе продуктивной художествен­
ной деятельности — рисования раз­
личными (по самостоятельному выбору детей) изобразительными средствами.
Если позволяют технические воз­
можности ДОУ, то этот конспект можно дополнить приемом практической реконструкции педагогом сюжета и композиции пейзажа с помощью ИКТ.
Это вызывает у детей интерес и дает мощный стимул к развитию воссозда­
ющего воображения.
Готовые работы детей педагог размещает в групповом «Центре вы­
ставок». Дети рассматривают рисунки, обсуждают интересные сюжеты и ком­
позиции, сравнивают свои пейзажи и картину И. Остроухова.
Вечером педагог организует в группе просмотр детских рисунков совместно с приходящими в группу родителями. Каждый ребенок рас­
сказывает своим родителям о картине
И. Остроухова и о своем рисунке. Та­
ким образом образовательная ситуация находит свое продолжение вечером и одновременно происходит информи­
рование родителей о ходе образова­
тельного процесса. Составление рас­
сказов детей о картине преднамеренно определено педагогом на это время.
представили их, но и какое­то время смогли удержать в памяти. И сейчас всем нам описали интересные картины, нарисованные вашим воображением.
(
Положительная констатирующая
оценка ответов детей
.) А теперь я хочу обратить ваше внимание на композицию картины. Я уверена, что вы прекрасно сможете ответить на все мои вопросы. (
Прием предвосхищаю-
щей положительной оценки ответов
детей
.) Что мы видим на переднем плане? Что на дальнем? Что изобра­
жено на центральном плане картины?
Дети. На переднем плане два дерева. И еще тропинку с сороками, сидящими на ней.
На дальнем плане художник на­
рисовал старые деревья.
На центральном плане картины нарисованы сороки. Они кажутся ма­
ленькими на фоне высоких деревьев.
А я думаю, что на центральном плане картины нарисованы опавшие красивые листья, лежащие на еще зеленой траве.
Воспитатель выслушивает и другие ответы детей, далее использует при­
ем воображаемого изменения детьми композиции картины.
Воспитатель. Попробуйте пред­
ставить, как бы выглядел этот пейзаж, если бы не было тропинки и приле­
тевших сюда сорок. А как бы выглядел пейзаж, если бы художник нарисовал на тропинке других птиц, а не сорок?
Представьте себе, как бы выглядела эта картина, если бы художник еще что­
то или кого­то изобразил на переднем или заднем плане картины? (
Пауза
для того, чтобы дети могли поду-
мать, представить
.) Представили?
А теперь я хочу предложить вам все это нарисовать. (
Прием практической
реконструкции детьми сюжета и
композиции репродукции полотна
пейзажиста, в ходе собственной изо-
бразительной деятельности, после
детального ознакомления с пейза-
жем художника
.) Когда работы будут готовы, мы с вами устроим выставку наших пейзажей. Сюжет каждого ваше­
го рисунка будет напоминать картину художника Остроухова. (
Прием инди-
Н. В. Верещагина
2 013/14 учебный год ознамено­
вался для всех педагогов ДОУ
России вступлением в силу таких законодательных актов, которые опреде­
лили принципиально новое понимание сущности взаимодействия всех участ­
ников образовательного процесса
1
, в частности приоритет активного вклю­
чения родителей в непосредственную образовательную деятельность с детьми и создание условий для гармоничного развития ребенка, то есть развивающей среды. С другой стороны, наступила необходимость корректирования со­
держания планирования образова­
тельной деятельности в ДОУ, то есть приведение в соответствие с требо­
ваниями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет (четко прописано в разделе 2 ФГОС ДО), то с рабочей программой педагога возникает немало вопросов, которые достаточно легко разрешить при ана­
лизе новых законодательных актов.
Рабочая программа в ДОУ — это документ, отражающий специфику об­
разовательной деятельности конкрет­
ной группы или конкретного педагога
(воспитателя, учителя­дефектолога, учителя­логопеда, музыкального ра­
ботника, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования, педагога­психолога). От­
сюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, по­
1
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г.
№ 273­ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; Семейный кодекс Российской
Федерации от 29.12.1995 № 223­ФЗ (ред. от 25.11.2013); Приказ Министерства об­
разования и науки РФ от 17 ноября 2013 года «Об утверждении Федерального го­
сударственного стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая
2013 г. № 26 Главного государственно­
го санитарного врача РФ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об утверждении СанПиН 2.4.1.3049­13
«Санитарно­эпидемиологические требова­
ния к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образователь­
ных организаций».

23
Мастер-класс
Анализ вышеизложенного показывает, что большая часть из перечисленного уже есть в группах ДОУ в том или ином виде. Педагогам необходимо скоррек­
тировать то, что было разработано за
4 года функционирования ФГТ, и струк­
турировать имеющиеся методические разработки в виде рабочей программы.
Опыт написания рабочих программ коллегами­педагогами показывает, что временная затратность относительно небольшая и составляет 1 час ме­
тодической работы в день в течение
2—4 недель (всего 10—20 часов на подготовку рабочей программы группы) в зависимости от уровня владения ком­
пьютерной грамотностью, что является основным компонентом Профессио­
нального стандарта педагога
1
. Объем рабочих программ педагогов и спе­
циалистов, как правило, не превышает
20 листов, за исключением музыкальных работников и инструкторов физического воспитания, которые определяют со­
держание работы по всем группам, с которыми непосредственно работают.
Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников.
ровках ФГОС ДО и не превышая предельно допустимую нагрузку со­
гласно СанПиН).
5) Содержание работы согласно комплексно­тематическому планирова­
нию и по образовательным областям
(социально­коммуникативное, позна­
вательн ое, речевое, художественно­
эстетическое, физическое развитие).
6) Развивающая среда группы: перечислить а) все игры, пособия по всем образовательным областям; б) художественные произведения (ав­
тор, название, источник) для вос­
приятия детьми согласно комплексно­
тематического планирования.
7) Методическое обеспечение реа­
лизации рабочей программы: пере­
числить демонстрационный материал, составить список литературы, исполь­
зуемой для подготовки образователь­
ного процесса в группе.
8) Система работы с родителями: период, содержание, форма работы.
9) Планируемые результаты освое­
ния программы воспитанниками (по всем образовательным областям в формулировках согласно ФГОС ДО пункты 2.6 и 4.6 и в соответствии с поставленными задачами в рабочей программе).
скольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы. Рабочая программа ДОУ — это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей
(группы компенсирующей, комбини­
рованной, оздоровительной и другой направленности). Поэтому во всех возрастных группах, включая первую младшую, рабочую программу разраба­
тывают оба воспитателя. Специалисты
ДОУ также должны иметь свою рабо­
чую программу, которую обязательно согласовывают с образовательной программой детского сада и рабочей программой воспитателей группы. Сле­
дует отметить, что требование наличия рабочих программ — не новшество для педагогов­психологов и педагогов дополнительного образования, кото­
рым предстоит только незначительно скорректировать содержание в новых формулировках и сделать акцент на активных методах работы с родителями.
В связи с тем что нет жестко регла­
ментированной структуры рабочих про­
грамм педагогов, можно предложить с опорой на содержание ФГОС ДО и СанПиН такую последовательность ее структурных компонентов.
1) Титульный лист: полное название учреждения, утверждено (дата педаго­
гического совета, номер протокола), согласовано (подпись заведующего, дата), название рабочей програм­
мы с указанием возраста детей, на­
правленность группы, учебный год, авторы­составители (должность, ФИО полностью).
2) Содержание: перечислить все структурные компоненты, возможно с указанием страниц.
3) Пояснительная записка: цель рабочей программы, задачи по образо­
вательным областям (на год / по кварта­
лам / по месяцам, как принято в конкрет­
ном ДОУ), характеристика детей (указать конкретные особенности детей в группе по всем образовательным областям).
4) Расписание образовательной деятельности в группе (в формули­
Рабочая программа
педагога ДОУ
Ху до ж
н и
к И
. Н
. Р
ж ев ц
ев а

Дошкольная педагогика ∙ Сентябрь ∙ 2014 24
Примеры оформления структурных компонентов рабочей программы
Содержание коррекционно-развивающей работы
Период, тема
Содержание комплексно-тематического планирования
Отчетная работа
1—2­я недели сентября,
«Здравствуй, детский сад», «Я и моя семья»,
«Игрушки»
1. Познавательное развитие.
Продолжать учить откликаться на свое имя, узнавать на фото и обозначать звуками своих близких. Уточнять назначение помещений группы. Упражнять в группировке предметов по цвету.
2. Речевое развитие.
Обогащать словарь детей названиями игрушек, предметами окру­
жения, именами сверстников и близких людей. Активизировать собственную речь ребенка, развивать артикуляционную моторику, стимулировать издавание разнообразных звуков.
3. Социально­коммуникативное развитие.
Упражнять в соблюдении правил поведения в группе и на прогулке.
Закреплять социально сформированные способы действий с игруш­
ками и предметами окружения.
4. Художественно­эстетическое развитие.
Продолжать учить правильно держать карандаш, проводить линии в контуре. Продолжать учить хлопать и приседать под музыку, вы­
зывать эмоциональное удовольствие от совместных действий под музыку, поощрять самостоятельность.
5. Физическое развитие.
Продолжать учить ходить друг за другом и за руки хороводом, бе­
гать врассыпную, менять движение по сигналу
Фотовыставка ра­
бот, выполненных родителями с деть­
ми и педагогами
Система работы с родителями
Период
Содержание работы
Форма работы
Ответственный
1—2—3­я недели сен­
тября
Особенности адаптации ребенка в группе
Индивидуальная беседа
Воспитатели, учитель­
дефектолог
3­я неделя сентября
Правила дорожного движения для ро­
дителей. Беседы с ребенком
Очная консультация, «круглый стол»
Воспитатели
4—5­я недели сентября Особенности психоречевого развития ребенка
Индивидуальная беседа
Учитель­логопед
1—2­я недели октября Развивающие игры с ребенком дома Заочная дистанционная консультация
Педагог­психолог
3­я неделя октября
Формирование культурно­гигиенических навыков у ребенка
Индивидуальная беседа.
Заочная консультация
Воспитатели, меди­
цинская сестра
4—5­я недели октября Блоки Дьенеша для малышей
Игротренинг родителей с детьми
Воспитатели, учитель­
дефектолог
1—2­я недели ноября
Учим ребенка наблюдать «Осень в гости к нам пришла»
Детско­родительское занятие
Воспитатели, учитель­
дефектолог
Вариативность развивающей среды группы
Социально-
коммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественно-
эстетическое раз-
витие
Физическое
развитие
Д/и «Как поступают друзья», д/и «Расскажи сказку».
Игра с фишками
«Звездолет»
Шашки.
Д/и «Животные жар­
ких стран».
Д/и «Последовательность картинок»,
д/и «Сказки потерялись».
Коллаж «овощи».
Мнемотаблица «Птицы улетели».
Д/и «Укрась поднос»
Кольцеброс, клюшки, кегли.
Перечень художественных произведений для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования
Тема: «Игрушки»
Барто А. «Игрушки» (из хрестоматии: Читаем детям. — М., 1984).
Тема: «Домашние животные»
«Зимовье зверей» (русская народная сказка). — М., 2006.

перейти в каталог файлов


связь с админом