Главная страница
qrcode

Зак задачки. А. З. Зак Как развивать логическое мышление 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. Издательство Аркти


Скачать 293.22 Kb.
НазваниеА. З. Зак Как развивать логическое мышление 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. Издательство Аркти
Дата07.12.2019
Размер293.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗак задачки.docx
ТипКнига
#65653
страница1 из 8
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8

А.З. Зак «Как развивать логическое мышление»

800 занимательных задач для детей 6-15 лет.

Издательство «Аркти» Москва 2003 г.

Пособие включает 800 логических задач разных видом и разной сложности. Изложены методы использования задач для тренировки логического мышления детей, оценки их умственного развития, а также для организации разнообразных развлечений, в том числе и творческого характера. Книга адресована детям, учителям, родителям, практическим психологам, а также студентам педагогических и психологических факультетов вузов.

Введение

Хорошее логическое мышление необходимо каждому ребенку. Ведь и в учёбе, и в жизни устойчивого успеха добиваются только те, кто действует логично, последовательно, непротиворечиво.

Книга содержит 800 логических задач разных видов и разной сложности для школьников от 6-и до 15-и лет. Автор, психолог, много лет изучает мышление детей. Установлено, что дети, часто решающие логические задачи, заметно улучшают свои способно­сти к мышлению: легче сверстников справляются с учебными за­дачами, увереннее действуют в нестандартных ситуациях, глубже понимают программный материал.

В книге излагается, как использовать задачи для тренировки логического мышления детей, оценки их умственного развития и организации разнообразных развлечений, в частности соревно­ваний по решению и придумыванию задач.

Пособие адресовано детям, родителям, учителям начальных и средних классов общеобразовательной школы, практическим пси­хологам, студентам педагогических и психологических факуль­тетов — всем, кто хочет помочь ребенку стать умнее, развить его интеллект.
ДАВАЙТЕ МЫСЛИТЬ ЛОГИЧНО!

Задача-загадка

Ирине из четвертого класса рассказали такую историю: «Гена из соседней школы получает тройки, учится хуже Васи. А Вася хоть и много занимается, его оценки хуже, чем у Миши».

Девочку спросили: «Как ты думаешь, какие отметки получа­ет Миша?»— «Откуда мне знать, — ответили она, — ведь я с ним не учусь!»

Когда же ее спросили: «Что это такое — над цветком порха­ет, пляшет, веерком узорным машет?», — она ответила сразу: «Это — бабочка».

Интересно, что оба раза ребенку предлагали найти неизвест­ное. Но в одном случае нужны конкретные знания: как выгля­дит бабочка, что она делает и т.п. А в другом случае подробно­сти не нужны: чтобы сделать вывод, достаточно того, что сказа­но в условии.

Именно этим отличается задача от загадки. Решение задачи требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирова­ния знаниями по логическим правилам, по которым строятся отношения между любыми предметами.

Так, если сообщается, что один какой-то предмет больше дру­гого, который, в свою очередь, больше третьего, ясно, что первый больше третьего. Если бы наша Ира знала это правило, то, даже не учась вместе с Мишей, смогла бы сказать, что он отличник.

Мышление по правилам

Мышление по правилам, то есть логическое, лежит в основе решения математических, грамматических, физических, химичес­ких и многих других задач, решаемых в школе. Поэтому, если оно развито так, как у Иры, то обучение в средних классах будет малоуспешным, тягостным и мучительным.

Тренируемся в умозаключениях

Однако этого можно избежать, если заняться тренировкой ло­гического мышления. Книга содержит обширный материал — 800 логических задач разного рода и разной сложности.

Так, детям 6-8-и лет адресованы 144 самые простые задачи,
детям 8-10-и лет — 235 простых задач, 11-13-и лет -235 непростых, но и несложных, а тем, кому 14-15 лет, - 192 сложные
задачи. О том, как организовать тренировочшл мин и что на них делать, рассказано в разделе «Развиваем рассудительность».

Практика проведения развивающих занятий показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам.

Но даже если просто решать подряд каждый день три-четы­ре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое глав­ное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Оцениваем развитие

Вместе с тем задачи, представленные в книге, можно исполь­зовать и для того, чтобы оценить, проверить уровень умственно­го развития. Условные нормы для детей разного возраста даны и разделе «Как оценить умение делать выводы?».

Кроме того, решение этих задач полезно еще и как трениров­ка для выполнения заданий любых интеллектуальных тестов, по­скольку в них логические задачи занимают центральное место.

Это существенно облегчит ребенку поступление в начальные классы, обучение в средних и старших классах. Понятно, также и то, что освоение элементарных логических задач вообще необ­ходимо для полноценной подготовки ребенка к школе.

Развлекаемся и соревнуемся

Важно подчеркнуть, что решение логических задач можно рас­сматривать и как развлечение, такое же, как, например, решение кроссвордов.

Это может быть «соревнование» с самим собой, если, напри­мер, поставить цель решать каждую последующую задачу быст­рее, чем предыдущую, или просто пытаться справиться с 10-ю задачами за 20 минут.

Очень увлекательны соревнования друг с другом. Тогда побе­дит либо тот, кто больше задач успеет решить за определенное время, либо тот, кто быстрее решит определенное количество задач.

В целом отметим, что любое решение логических задач — и с целью развлечения, и для проверки умственных способностей, и на регулярных занятиях — полезно детям, поскольку способ­ствует лучшему пониманию ими своих возможностей и желаний.

Точное рассуждение — условие успеха

Известно, что способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам складываются благодаря обучению в школе. Но не сами в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить или рассудить спорящих.

Ведь, опираясь именно на логическое следование мыслей, на преемственность их понятийного содержания, а не на собствен­ное желание или на возникшее неожиданно предпочтение, врач ставит грамотный, обоснованный диагноз, судья выносит закон­ный, аргументированный приговор, критик справедливо, беспри­страстно и объективно оценивает фильм или спектакль.

Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, способ­ными вырабатывать верные пути лечения, толковыми юристами, склонными к глубокому анализу всех фактов, имеющихся в рас­поряжении следствия, честными критиками, умеющими разобрать­ся в сути авторского подхода, в содержании законов, по которым он творит, им необходимо учиться мыслить отвлеченно, по пра­вилам, логически, освоить простые и сложные виды умозаклю­чений, обрести гибкость и одновременно непротиворечивость мышления, овладеть умением легко оперировать утвердительны­ми и отрицательными суждениями.
ИГРАЕМ С СУЖДЕНИЯМИ

Решаем и забавляемся

Известно, что шахматные задачи можно решать ради возна­граждения— тогда это будет своеобразным видом заработка. Иногда их решают с целью научиться взаимодействию тех или иных конкретных фигур.

Но можно решать шахматные задачи и просто для удоволь­ствия, когда человек увлекается самим процессом размышления над тем, как поставить мат за два хода.

В последнем случае — это развлечение, забава, игра, т.е. та­кое занятие, которое человек и начинает по собственному жела­нию, и может закончить, когда хочет.

Подобно этому решение логических задач также можно счи­тать игрой. И если в шахматных задачах человек играет с фи­гурами, перемещая их по соответствующим правилам, то при решении логических задач он «играет» с суждениями, распола­гая их в последовательности по определенным правилам.

Различие суждений и правил их последовательности позво­лило разработать ряд логических игр, содержание которых де­тально разбирается в разделе «Основные югические игры».

Игры, задачи

Перечислим эти игры и укажем задачи, которые решаются на основе их правил.

Игра «У кого что?» По ее правилам решаются задачи толь­ко одного уровня сложности — из раздела «Самые простые задачи»: №№ 1, 7, 13, 19,... 121, 127, 133, 139.

Игра «Так же, как ...». По ее правилам решаются задачи всех ровней сложности.

В разделе «Самые простые задачи»: №№ 2, 8, 14, 20, ... 122, 128, 134, 140.

В разделе «Простые задачи»: №№ 2, 12, 22, 32, ... 202, 212, 222, 232.

В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 2, 12, 22, 32, ... 202, 212, 222, 232.

В разделе «Сложные задачи»: №№ 2, 10, 18, 26, ... 162, 170, 178, 186.

Игра «Меньше малого». По ее правилам решаются задачи всех уровней сложности.

В разделе «Самыепростые задачи»: №№ 3, 9, 15, 21,... 123, 120, 135, 141.

В разделе «Простые задачи»: №№ 3, 13, 23, 33, ... 203, 213, 223, 233.

В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 3, 13, 23, 33, ... 203, 213, 223, 233.

В разделе «Сложные задачи»: №№ 3, 11, 19, 27, ... 163, 171, 179, 187.

Игра «Что подходит?». По ее правилам решаются задачи только одного уровня сложности — из раздела «Самые простые шдичи»: №№ 4, 10, 16, 22, ... 124, 130, 136, 142.

Игра «Дочь, дядя». По ее правилам решаются задачи трех уровней сложности.

В разделе «Самые простые задачи»: №№ 5, 11, 17, 23, ... 125, 131, 137, 143.

В разделе «Простые задачи»: №№ 5, 15, 25, 35, ... 205, 215, 225, 235.

В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 5, 15, 25, 35, ... 205, 215, 225, 235.

Игра «До — после, вверх — вниз». По ее правилам решаются задачи только одного уровня сложности — из раздела «Самые простые задачи»: №№ 6, 12, 18, 24, ... 126, 132, 138, 144.

Игра «Двое и разные». По ее правилам решаются задачи трех уровней сложности.

В разделе «Простые задачи»: №№ 1, 11, 21, 31, ... 201,211, 221, 231.

В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 1, 11, 21, 31, ... 201, 211, 221, 231.

В разделе «Сложные задачи»: №№ 1, 9, 17,25, ... 161, 169, 177, 185.

Игра «Первая — одинаковая». По ее правилам решаются за­дачи трех уровней сложности.

В разделе «Простые задачи»: №№ 4, 14, 24, 34, ... 204, 214,224, 234.

В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 4, 14, 24, 34, ... 204, 214, 224, 234.

В разделе «Сложные задачи»: №№ 4, 12, 20, 28, ... 164, 172, 180, 188.

Игра «Старше, моложе». По ее правилам решаются задачи двух уровней сложности. В разделе «Простые задачи»: №№ 6, 16, 26, 36, ... 206, 216, 226, 236.

В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 6, 16, 26, 36, ... 206, 216, 226, 236.

Игра «Где — "и", где — "или"». По ее правилам решаются задачи трех уровней сложности.

В разделе «Простые задачи»: №№ 7, 17, 27, 37, ... 207, 217, 227, 237.

В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 7, 17, 27, 37, ... 207, 217, 227, 237.

В разделе «Сложные задачи»: №№ 5, 13, 21, 29, ... 165, 173, 181, 189.

Игра «Столько же, сколько ...». По ее правилам решаются задачи трех уровней сложности.

В разделе «Простые задачи»: №№ 8, 18, 28, 38, ... 208,218,228, 238.

В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 8, 18, 28, 38, ... 208, 218, 228, 238.

В разделе «Сложные задачи»: №№ 6, 14, 22, 30, ... 166, 174, 182, 190.

Игра «Левее, выше». По ее правилам решаются задачи трех уровней сложности.

В разделе «Простые задачи»: №№ 9, 19, 29, 39, ... 209, 219,229, 239.

В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 9, 19, 29, 39, ... 209, 219, 229, 239.

В разделе «Сложные задачи»: №№ 7, 15, 23, 31, ... 167, 175, 183, 191.

Игра «То ли одно, то ли другое». По ее правилам решаются задачи трех уровней сложности.

В разделе «Простые задачи»: №№ 10, 20, 30, 40, ... 200, 210, 220, 230, 240.

В разделе «Задачи непростые и несложные»: №№ 10, 20, 30, 40, ... 110, 220, 230, 240.

В разделе «Сложные задачи»: №№ 8, 16, 24, 32, ... 168, 176, 184, 192.

Однородные — разнородные

С материалами любого раздела: «Самые простые задачи», «Простые задачи», «Задачи непростые и несложные», «Сложные задачи» — можно действовать по-разному.

Так, некоторые дети просто решают задачи и проверяют ре­зультат по ответу — либо после решения каждой задачи, либо после решения нескольких.

При этом возможны два подхода. Одни решают задачи по по­рядку из разных игр — разнородные. Другие — не по порядку, из одной и той же игры — однородные.

Если посмотреть, в частности, на самые простые задачи, то к разнородным относятся, например, №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, а к однородным — например, №№ 1, 7, 13, 19, 25 и так далее.

Если же взять задачи из раздела «Задачи непростые и несложные», то к однородным будут относится такие, как, на­пример, №№ 1, 11, 21, 31 и т.д. или 4, 14, 24, 34 и т.д.

Различие этих подходов выступает достаточно отчетливо и основано оно на том, для чего решаются задачи. Если ребенок хочет просто развлечься или проверить свои интеллектуальные силы, го и этом случае целесообразно решать задачи подряд, одну за другой. Нужно только иметь в виду, что, если мы не хотим, чтобы появилось отвращение к рассуждениям, не стоит за один раз решить больше 20-и задач.

Если же ребенок — сам или с нашей помощью — хочет по­тренироваться в логическом мышлении, в поиске непротиворе­чивого вывода, то тогда имеет смысл заняться однородными за­дачами: сначала освоить одну какую-нибудь игру, затем — дру­гую и так далее.

Понятно, что в зависимости от возраста и подготовки ребенка ныбираются игры, представленные в соответствующих разделах: «Самые простые задачи» или «Простые задачи»; «Задачи непро­стые и несложные» или «Сложные задачи».

САМЫЕ ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ

1. Алик и Боря собирали марки: кто-то из них — английские, кто-
то — немецкие. У Алика были английские марки. Кто из ребят соби­рал немецкие:

а) Боря; б) Вова; в) Алик; г) Гена; д) Дима; е) Костя?

2. В слове «СОН» переставили буквы, и получилось слово «НСО».
Такая же перестановка была сделана в слове «МИР». Что получилось:

а) РИМ; б) РМИ; в) МРИ; г) МИР; д) ИРМ; е) ИМР?

3. Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы
дальше:

а) Валя; б) Катя; в) Света; г) Аня; д) Вера; е) Лиза?

4. На одной странице нарисованы роза и ландыш. На другой —
тюльпан и крапива. Что из нарисованного на второй странице подходит к первой:

а) тюльпан; б) ландыш; в) крапива; г) роза; д) мимоза; е) сирень?

5. Андрей — сын Владимира. Кем является Владимир по отношению к Андрею:

а) дядей; б) отцом; в) сыном; г) внуком; д) племянником; е) дедом?

6. Утро — вечер, зима — ?..

а) холод; б) весна; в) снег; г) лето; д) лыжи; е) санки.

7. Вера и Глаша пекли пирожки: кто-то из них — с капустой, кто-
то — с яйцом. У Глаши не было пирожков с яйцом. Кто пёк пирожки
с капустой:

а) Маша; б) Глаша; в) Света; г) Вера; д) Инна; е) Лиза?

8. В слове «РАК» переставили букву, и получилось слово «АКР».
Такая же перестановка была сделана в слове «ЗУБ». Что получилось:

а) УБЗ; б) БЗУ; в) ЗУБ; г) БУЗ; д) ЗБУ; е) УЗБ?

9. Гена влез на дерево выше, чем Данила. Кто залез не так высоко,
как Гена:

а) Данила; б) Гена; в) Миша; г) Рома; д) Петя; е) Сева?

10. На одной странице нарисованы туфли и ботинки, на другой —
сапоги и кепка. Что из нарисованного на второй странице не подходит к первой:

а) сапоги; б) туфли; в) шляпа; г) тапки; д) кепка; е) ботин­ки?

11. Евгения — сестра Екатерины. Кем приходится Екатерина Евгении:

а) сестрой; б) матерью; в) дочерью; г) бабушкой; д) внучкой е) племянницей?

12. Веселый — грустный, тихо — ?.

а) громко; б) темно; в) дети; г) в саду; д) светло; е) нешумно.

13. Леша и Вася играли в шашки. Кто-то из них выиграл два раза,
я кто-то — три. Миша проиграл четыре раза, Петя — шесть, Коля выиграл один раз, Вася — три. Сколько раз выиграл Леша:

а) четыре; б) пятъ; в) три; г) один; д) шесть; е) два?

14. В слове «ПОЛ» переставили буквы, и получилось слово «ОПЛ».
Такую же перестановку сделали в слове «МЕЛ». Что получилось:

а) ЛЕМ; б) ЛМЕ; в) ЕМЛ; г) ЕЛМ; д) МЕЛ; е) МЛЕ?

15. Тоня шла быстрее Веры, Надя шла долго, Ира — недолго. Кто
шёл медленнее Тони:

и) Вера; б) Ира; в) Тоня; г) Надя; д) Света; е) Лиза?

16. На одной странице нарисованы морковь и свёкла. На другой —
капуста, яблоко, груша, слива и персик. Что из нарисованного на второй странице подходит к первой:

а) яблоко; б) слива; в) лимон; г) капуста; д) груша; е) персик?

17. Антон — брат Виктора. Игорь, Юра, Олег и Петя — друзья Виктора. Кто из них брат Антона:

а) Виктор; б) Игорь; в) Юра; г) Олег; д) Петя; е) Сева?

18. Молчать — говорить, раньше — ?..

а) было; б) прежде; в) начало; г) всех; д) позже; е) времени.

19. Даша и Инна читали: кто-то из них — книгу, кто-то — журнал.
Дина читала книгу. Кто не читал журнал:

а) Инна; б) Марина; в) Юля; г) Света; д) Даша; е) Глаша?

20. В слове «БАК» переставили буквы, и получилось слово «БКА».
Такая же перестановка была сделана в слове «ВИД». Что получилось:

а) ВДИ; б) ДВИ; в) ДИВ; г) ИДВ; д) ВИД; е) ИВД?

21. У Юры загар темнее, чем у Дениса. У Вовы загар хороший, у
Димы— плохой. У кого загар не такой тёмный, как у Юры:

а) у Юры; б) у Васи; в) у Вовы; г) у Димы; д) у Коли; г) у Дениса?

22. На одной странице нарисованы стул и стол. На другой — крес­ло, табурет, диван, шкаф, тахта и кастрюля. Что из нарисованного на
второй странице не подходит к первой:

а) диван; б) кастрюля; в) шкаф; г) тахта; д) кресло; е) та­бурет?

23. Зина — дочь Клавы. Лида — сестра Зины. Галя — сестра Клавы.
Кто мать Зины:

а) Маша; б) Катя; в) Надя; г) Клава; д) Лида; г) Галя?

24. Вход — выход, въезд — ?..

а) выезд; б) заезд; в) отъезд; г) узкий; д) съезд; е) открыт.

25. Гриша и Егор приколачивали доску: кто-то из них забивал ма­ленькие гвозди, кто-то — большие. Гриша забивал большие гвозди.
Какие гвозди забивал Егор:

а) большие; б) маленъкие; в) прямые; г) кривые; д) длинные; е) ржавые?

26. В слове «ЖИР» переставили буквы, и получилось слово «РИЖ».
Такая же перестановка была сделана в слове «ГОЛ». Что получилось:

а) ЛОГ; б) ЛГО; в) ГЛО; г) ГОЛ; д) ОЛГ; е) ОГЛ?

27. Зоя была более бережливой, чем Кира. Кто из них был менее
бережливой:

а) Валя; б) Кира; в) Зоя; г) Нина; д) Даша; е) Надя?

28. На одной странице нарисованы яблоко и груша. На другой —
морковь и слива. Что из нарисованного на второй странице подходит
к первой:

а) морковь; б) слива; в) яблоко; г) груша; д) арбуз; е) дыня?

29. Георгий — дядя Иосифа. Кем приходится Иосиф Георгию:

а) дедом; б) внуком; в) братом; г) отцом; д) дядей; е) племян­ником?

30. Много — мало, конец — ?..

а) обрыв; б) начало; в) всё; г) дела; д) закрытие; е) свет.

31. Лида и Нина купили в магазине одежду: кто-то из них — кур­
тку, кто-то — пальто. Нина не купила куртку. Что купила Лида:

а) куртку; б) плащ; в) пальто; г) юбку; д) платье; е) накид­ку?

32. В слове «КРЯ» переставили буквы, и получилось слово «ЯРК».
Такая же перестановка была сделана в слове «ПЛИ». Что получилось:

а) ИПЛ; б) ИЛП; в) ПИЛ; т) ЛИП; д) ЛПИ; е) ПЛИ?

33. Захар разговаривал вежливее, чем Костя. Кто разговаривал не так вежливо, как Захар:

а) Захар; б) Вова; в) Гена; г) Дима; д) Костя; е) Витя?

34. На одной странице нарисованы плащ и пальто. На другой —
куртка и сапоги. Что из нарисованного на второй странице не подходит к первой:

а) куртка; б) сапоги; в) плащ; г) шуба; д) палъто; е) накидка?

35. Наталья — племянница Софьи. Кем приходится Софья Наталье:

а) дочерью; б) тетей; в) сестрой; г) матеръю; д) бабушкой; е) племянницей?

36. Увеличить — уменьшить, прибавить — ?..

а) много; б) немного; в) что-то; г) добавить; д) дать; е) от­нять.

37. Леня и Паша соревновались в беге. Кто-то из них одолел дистангцию за минуту, кто-то — за две. Юра пробежал за три минуты, Коля – за пять, Витя — за четыре, а Паша — за две. За сколько минут пробежал дистанцию Леня:

а) семь; б) одна; в) пять; г) три; д) шесть; е) две.

38. В слове «МОРЕ» переставили буквы, и получилось слово
«ОМРЕ». Такая же перестановка была сделана в слове «ГРУЗ». Что
помучилось:

а) РУЗГ; б) ОЗГУ; в) ГУЗР; г) РГУЗ; д) ЗУРГ; е) ЗГУР?

39. Лена готовила более вкусные блюда, чем Люся. Нина готовила
много, Вера — мало. Кто готовил менее вкусно, чем Лена:

а) Лена; б) Люся; в) Вера; г) Надя; д) Нина; е) Катя?

40. На одной странице нарисованы дерево с грушами и дерево с
лимонами. На другой странице — яблоня, ель, сосна, береза, ольха и
дуб. Что из нарисованного на второй странице подходит к первой:

а) яблоня; б) дуб; в) сосна; г) ольха; д) ель; е) береза?

41. Женя — внук Коли. Миша не внук Коли. Вова не дед Жени.
Кто дед Жени:

а) Игорь; б) Паша; в) Миша; г) Коля; д) Вова; е) Петя?

42. Большой — маленький, храбрец — ?..

а) герой; б) трус; в) пример; г) хитрец; д) смелый; е) быстрый.

43. Ася и Яна ели яблоки. У кого-то из них яблоки были кислыми,
у кого-то — сладкими. Асе не попались сладкие яблоки. Кто не ел
сладкие яблоки:

а) Катя; б) Яна; в) Лида; г) Ася; д) Светпа; е) Вера?

44. В слове «КАША» переставили буквы, и получилось слово
«КААШ». Такая же перестановка была сделана в слове «ЗВУК». Что
получилось:

а) ЗКУВ; б) ЗУКВ; в) ЗУВК; г) УВЗК; д) УКЗВ; е) ЗВКУ?

45. У Ильи репа посажена гуще, чем у Клима. Ваня посадил репу
раньше, Миша — позже. У кого репа посажена не так густо, как у Ильи:

а) у Ильи; б) у Вани; в) у Миши; г) у Вовы; д) у Клима; е) у Юры?

46. На одной странице нарисованы фуражка и пилотка. На другой
странице — кепка, тюбетейка, шапка, шлем, чалма и пиджак. Что из на­
рисованного на второй странице не подходит к первой:

а) тюбетейка; б) пиджак; в) чалма; г) кепка; д) шапка; е) шлем?

47. Ольга — бабушка Тани. Света не внучка Ольги. Надя не бабушка Тани. Кто внучка Ольги:

а) Света; б) Таня; в) Юля; г) Галя; д) Надя; е) Саня?

48. Всегда — никогда, везде — ?..

а) нигде; б) было; в) будет; г) всюду; д) есть; е) вокруг.

49. Алик и Вова пошли за грибами: кто-то из них набрал белых
грибов. Кто-то рыжиков. У Вовы были рыжики. Кто набрал белых
грибов:

а) Игорь; б) Степа; в) Витя; г) Вова; д) Юра; е) Алик?

50. В слове «БУРЯ» переставили буквы, и получилось слово «БРУЯ».
Такая же перестановка была сделана в слове «ГРОМ». Что получи­лось:

а) ГМОР; б) ГОМР; в) ГОРМ; т) ГМРО; д) РГМО; е) РОГМ?

51. Оксана веселее Тони. Кто печальнее Оксаны:

а) Вера; б) Лиза; в) Тоня; г) Маша; д) Надя; е) Рая?

52. На одной странице нарисованы смородина и крыжовник. На дру­гой — малина и апельсин. Что из нарисованного на второй странице
подходит к первой:

а) малина; б) апелъсин; в) слива; г) груша; д) лимон; е) банан?

53. Год назад Дима был старше Стёпы. Кто старше сейчас:

а) Гена; б) Вова; в) Стпепа; г) Дима; д) Игорь; е) Юра?

54. Строить — разрушать, умный — ?..

а) мыслит; б) верный; в) глупый; г) видит; д) думает; е) слы­шит.

55. Зое и Кате подарили кукол: кому-то из них досталась кукла с тёмными волосами, кому-то — со светлыми. Зоя не получила куклу с тёмными волосами. У кого оказалась кукла со светлыми волосами:

а) у Сони; б) у Кати; в) у Зои; г) у Маши; д) у Веры; е) у Нади?

56. В слове «УБОР» переставили буквы, и получилось слово
«РБОУ». Такая же перестановка была сделана в слове «СНЕГ». Что
получилось:

а) ГЕНС; б) ГНЕС; в) ГЕСН; г) ЕГСН; д) ЕГСН; е) НЕГС?

57. Семен нырнул глубже Эдика. Кто нырнул не так глубоко, как
Семен:

а) Юра; б) Вася; в) Игорь; г) Олег; д) Эдик; е) Фома?

58. На одной странице нарисованы трамвай и автобус. На другой —
велосипед и троллейбус. Что из нарисованного на второй странице
иг подходит к первой:

а) троллейбус; б) лыжи; в) велосипед; г) коньки; д) такси; е) лошадь?

59. Через год Варя будет моложе Аллы. Кто моложе сейчас:
а) Алла; б) Нина; в) Варя; г) Даша; д) Галя; е) Мила?

60. Новое — старое, широкое — ?..

а) горло; б) место; в) узкое; г) шоссе; д) ущелье; е) озеро.

61. У Гриши и Егора были собаки: у одного — дворняжка, у другого - бульдог. У Паши была овчарка, у Степы — дог, у Миши — пудель, у Вити — лайка, у Егора — бульдог. Какая собака была у Гриши:

а) дог; б) пудель; в) бульдог; г) лайка; д) овчарка; е) дворняжка?

62. В слове «СВЕТ» переставили буквы, и получилось слово «ЕВСТ». Такая же перестановка была сделана в слове «КИНО». Что получилось:

а) НИОК; б) НОИК; в) НИКО; г) ОКИН; д) ОНИК; е) КНИО?

63. Поля плавает дольше, чем Ульяна. Ира плавает хорошо, Вера —
плохо, Надя — в группе, Света — одна. Кто плавает по времени меньше, чем Поля:

а) Ира; б) Вера; в) Ульяна; г) Надя; д) Света; е) Инна?

64. На одной странице нарисованы камбала и карась. На другой —
попугай, воробей, сорока, чиж, орел и карп. Что из нарисованного на
второй странице подходит к первой:

а) карп; б) попугай; в) воробей; г) чиж; д) сорока; е) орел?

65. Олег сейчас старше Сергея. Кто из них был моложе год назад:
а) Вова; б) Петя; в) Олег; г) Сергей; д) Дима; е) Юра?

66. Выигрыш — проигрыш, бросать — ?..

а) удочку; б) мяч; в) кидать; г) палку; д) ловитъ; е) швырять?

67. Дуня и Ира вязали: кто-то из них — шарф, кто-то — шапку.
Ира вязала шапку. Кто не вязал шарф:

а) Дуня; б) Юля; в) Ира; г) Света; д) Катя; е) Надя?

68. В слове «КНУТ» переставили буквы, и получилось слово «КТУН». Такая же перестановка была сделана в слове «РОЗА». Что получи­лось:
а) РЗОА; б) РАЗО; в) РАОЗ; г) РОАЗ; д) ЗРОА; е) АЗРО?

69. Саша добрее Юры, Вова — выше, Костя — слабее, Витя — медлительнее. Кто из них не такой добрый, как Саша:

а) Витя; б) Вова; в) Юра; г) Костя; г) Миша; е) Дима?

70. На одной странице нарисованы чашка и тарелка. На другой —
блюдце, стакан, ложка, миска, кружка. Что из нарисованного на второй
странице не подходит к первой:

а) стакан; б) блюдце; в) ложка; г) чашка; д) миска; е) круж­ка?

71. Лара сейчас моложе Люды. Кто из них будет старше через год:
а) Люда; б) Лара; в) Мила; г) Лида; д) Галя; е) Соня?

72. Взять — отдать, мороз — ?..

а) холод; б) зима; в) лето; г) жара; д) занос; е) ночь.

73. Георгий и Емельян отгадывали загадки: кто-то из них — лег­кие, кто-то — трудные. Емельяну попались легкие загадки. Кому достались трудные загадки:

а) Георгию; б) Василию; в) Емельяну; г) Петру; д) Борису; е) Сергею?

74. В слове «БАТОН» переставили буквы, и получилось слово «БОТАН». Такая же перестановка была сделана в слове «ШЕСТЬ». Что
получилось:

а) ШЕТСЬ; б) ШСЕТЬ; в) СЕТЬШ; г) ШТСЕЬ; д) ЕСТЫШ; е) СТЕШЬ?

75. Дина доверчивее, чем Глаша. Кто из них менее доверчив:
а) Света; б) Рита; в) Надя; г) Лиза; д) Глаша; е) Маша?

76. На одной странице нарисованы ворона и сорока. На другой —воро6ей и кролик. Кто из нарисованных на второй странице подходит
к первой:

а) воробей; б) кролик; в) синица; г) удав; д) голубь; е) медведь?

77. Сейчас Антон на 2 года старше Василия. На сколько он будет
старше Василия через много лет:

а) на 1 год; б) на 3; в) на 2; г) на 4; д) на б; е) на 5?

78. Война — мир, слышащий — ?..

а) голос; б) звук; в) шорох; г) глухой; д) зрячий; е) уши.

79. Лиза и Нюра принимали лекарство: кто-то из них — от гриппа,
кто-то - от ангины. Лиза не принимала лекарства от гриппа. Что лечсила Лиза:

а) кашель; б) грипп; в) сыпь; т) ангину; д) простуду; е) зубы?

80. В слове «ШАЛУН» переставили буквы, и получилось слово «ШАУЛН». Такая же перестановка была сделана в слове «СМЕНА». Что получилось:

а) СНЕМА; б) СНМЕА; в) СМЕАН; г) СЕАНМ; д) СНЕАМ; е) СМНЕА?

81. Артем здоровее Данилы. У кого не такое хорошее здоровье,
как у Артема:

а) у Вити; б) у Миши; в) у Данилы; г) у Кости; д) у Юры; е) у Гены?

82. На одной странице нарисованы пылесос и холодильник. На другой - ножницы и полотер. Что из нарисованного на второй странице не подходит к первой:

и) полотер; б) щипцы; в) иголка; г) ножницы; д) нитки; е) чайник?

83. Сейчас Галина на 3 года моложе Евдокии. На сколько она была
моложе Евдокии много лет назад:

а) на 2 года; б) на 3 года; в) на 4 года; г) на I год; д) на 6 лет; е) на 5 лет?


а) свеча; б) ночь; в) денъ; г) вечер; д) светло; е) мрачно.

85. Миша и Рома плыли по реке: кто-то из них — на лодке, кто-
то — на байдарке. Витя плыл на катере, Леня — на пароходе, Игорь —
на плоту, а Рома — на лодке. Кто плыл на байдарке:

а) Степа; б) Миша; в) Витя; г) Леня; д) Игоръ; е) Рома?

86. В слове «БУРАН» переставили буквы, и получилось слово «РУБАН». Такая же перестановка была сделана в слове «СКАЛА». Что
получилось:

а) АКАСЛ; б) АСАКЛ; в) АСКЛА; г) АКСЛА; д) АКЛСА; е) АЛКСА?

87. Даша рассказывает интереснее, чем Галя, Маша — хорошо,
Лена— плохо, Света — много, Ира — мало. Кто из них рассказывает
не так интересно, как Даша:

а) Ира; б) Лена; в) Света; г) Маша; д) Галя; е) Валя?

88. На одной странице нарисованы молоко и творог. На другой —
печенье, конфеты, торт, пирожное и сметана. Что из нарисованного на
второй странице подходит к первой:

а) торт; б) пирожное; в) печенье; г) сметана; д) сливки; е) мороженое?

89. Много лет назад Алексей был старше Ивана на 4 года. На сколь­ко лет Иван окажется моложе Алексея, когда пройдет 2 года:

а) на 1 год; б) на 2 года; в) на 3 года; г) на 4 года; д) на 5 лет; е) на 6 лет?

90. Сладкий — горький, черная — ?..

а) белая; б) светлая; в) краска; г) кисть; д) зависть; е) си­няя.

91. Таня и Рая учились писать буквы. Кто-то из них выводил букву
«Р», кто-то — «С». Таня не писала «Р». Кто не писал «С»:

а) Катя; б) Соня; в) Таня; г) Лиза; д) Рая; е) Лара?

92. В слове «СМЕЛО» переставили буквы, и получилось слово «СМЕОЛ». Такая же перестановка была сделана в слове «БРЫСЬ». Что по­лучилось:

а) БЫРСЬ; б) БРЫЬС; в) БСЫРЬ; г) БЬЫРС; д) БЫСЬР; е) БЫРЬС?

93. Валентин стал известнее, чем Дима, Витя — спортивнее, Гена —
порядочнее, Костя — привлекательнее, Юра — слабее, Алик — бодрее. Кто из них не так известен, как Валентин:

а) Витя; б) Гена; в) Юра; г) Дима; д) Алик; е) Петя?

94. На одной странице нарисованы стул и табурет. На другой — скамейка, диван, шкаф и кресло. Какие из нарисованных на второй стра-предметов не подходят к первой:

а) кресло; б) табурет; в) шкаф; г) скамейка; д) диван; е) стол?

95. Через год Юлия будет на 6 лет моложе Надежды. На сколько лет Надежда была старше Юлии в прошлом — 3 года назад:

а) ни 1 год; б) на 2 года; в) на 3 года; г) на 4 года; д) на 5 лет; е) на 6 лет?

96. Вверх — вниз, справа — ?..

а) сбоку; б) хуже; в) видно; г) слева; д) лучше; е) слышно.

97. Андрей и Витя ловили рыбу. Один из них поймал карпа, другой – ерша. Витя выловил ерша. Кого поймал Андрей:

а) ерша; б) щуку; в) карпа; г) карася; д) сазана; е) плотву?

98. В слове «МАСЛО» переставили буквы, и получилось слово «МЛСАО». Такая же перестановка была сделана в слове «СТЕНА». Что получилось:

а) ТСЕАН; б) СЕАНТ; в) СТЕАН; г) САЕНТ; д) СНЕТА; е) СНЕАТ?

99. Лиза смеялась громче Маши. Кто из них смеялся тише:
а) Соня; б) Маша; в) Настя; г) Инна; д) Рая; е) Рита?

100. На одной странице нарисованы ручка и фломастер. На другой тетрадь и карандаш. Какой из нарисованных на второй странице предметов не подходит к первой:

а) скрепка; б) гвоздь; в) пенал; г) карандаш; д) тетрадь; е) кисть?

101. Захар старше Феди. Кто из них может быть сыном другого:
а) Боря; б) Юра; в) Макар; г) Захар; д) Федя; е) Иван?

102. Волнение — спокойствие, нашел - ?..

а) гриб; б) время; в) деньги; г) билет; д) вынул; е) потерял.

103. Лена и Клава собирали ягоды: одна из них — малину, другая — смородину. Клава не собирала малину. Кто собирал смородину:

а) Лара; б) Лена; в) Рая; г) Рита; д) Клава; е) Маша?

104. В слове «ДРОВА» переставили буквы, и получилось слово «ВРОДА». Такая же перестановка была сделана в слове «РОЛИК». Что получилось:

а) ЛИОРК; б) ИРЛОК; в) ИЛРОК; г) ИОРЛК; д) ИОЛРК; е) ИЛОРК?

105. У Ильи лыжи короче, чем у Кости. У кого лыжи не такие ко­роткие, как у Ильи:

а) у Маши; б) у Коли; в) у Гены; г) у Вовы; д) у Кости; е) у Юры?

106. На одной странице нарисованы бутылка и банка. На другой —
сковорода, тарелка, блюдце, флакон и миска. Какие из нарисованных
на второй странице предметов подходят к первой:

а) сковорода; б) флакон; в) блюдце; г) тарелка; д) миска; е) чашка?

107. Рита моложе Тони. Кто из них может быть матерью другой:
а) Тоня; б) Валя; в) Рита; г) Надя; д) Инна; е) Катя?

108. Хорошо — плохо, тяжело — ?..

а) нести; б) жить; в) трудно; г) легко; д) много; е) учить.

109. Костя и Федя завтракали: кто-то из них пил чай, кто-то —
кофе. Миша пил компот, Сережа — сок, Игорь — кисель, а Федя —
чай. Что пил Костя:

а) кофе; б) компот; в) кисель; г) чай; д) сок; е) какао?

110. В слове «ПАРОМ» переставили буквы, и получилось слово «АПРОМ». Такая же перестановка была сделана в слове «МОРОЗ». Что
получилось:

а) ОЗМОР; б) ОМЗОР; в) ОРМОЗ; г) ОЗРОМ; д) ОМРОЗ; е) ОРМОЗ?

111. У Лиды рисунки крупнее, чем у Маши, у Вали — лучше, у Кати — интереснее. У Нины рисунки — в альбоме, у Лены — в тетради. У кого рисунки мельче, чем у Лиды:

а) у Юли; б) у Кати; в) у Нины; г) у Маши; д) у Лены; е) у Яны?

112. На одной странице нарисованы огурец и кабачок. На другой —
клюква, тыква, черника и голубика. Что из нарисованного на второй
странице подходит к первой:

а) клюква; б) голубика; в) лимон; г) слива; д) тыква; е) чер­ника?

113. Коля — отец Бори. Кто из них моложе:

а) Юра; б) Игорь; в) Петя; г) Коля; д) Боря; е) Витя?

114. Проснуться — заснуть, вспомнить — ?..

а) слова; б) песни; в) лицо; г) узнать; д) голос; е) забыть.

115. Поля и Таня отправляли письма: одна — в Киев, другая — в
Минск. Таня послала письма в Киев. Кто не послал письма в Минск:

а) Рита; б) Поля; в) Соня; т) Маша; д) Таня; е) Рая?

116. В слове «КОФТА» переставили буквы, и получилось слово «АОФТК». Такая же перестановка была сделана в слове «НОСИК». Что получилось:

а) КОСИН; б) КОНСИ; в) КОИСН; г) КНИОС; д) СНИКО; е) СКИНО?

117. Игорь связывал веревки крепче, чем Олег, Митя — вниматель­нее, Вова — чаще, Гена — реже, Дима — лучше. Юра — хуже. Кто связал веревки не так крепко, как Игорь:

а) Вова; б) Гена; в) Дима; г) Митя; д) Олег; е) Юра?

118. На одной странице были нарисованы булка и плюшка. На другой - сухари, баранки, повидло, калач и батон. Что из нарисованного на второй странице не подходит к первой:

а) баранки; б) сухари; в) калач; г) повидло; д) батон; е) ватрушка?

119. Вера — дочь Аси. Кто из них старше:

а) Рита; б) Катя; в) Лера; г) Вера; д) Ася; е) Рая?

120. Хорошо — тепло, глубоко — ?..

а) на дне; б) в море; в) внизу; г) омут; д) мелко; е) в реке.

121. Вова и Юра поступили в школу: один — в математическую,
другой в спортивную. Вова стал учиться в математической школе.
Кто поступил в спортивную школу:

а) Вова; б) Миша; в) Юра; г) Дима; д) Федя; е) Степан?

122. В слове «ВЕНИК» переставили буквы, и получилось слово «ВЕКИН». Такая же перестановка была сделана в слове «ЛОДКА». Что получилось.

а) ЛОДАК; б) ЛАОДК; в) ЛКОДА; г) ЛОАДК; д) ЛДОАК; е) ЛОАКД?

123. Вова улыбался чаще, чем Юра. Кто из них улыбался реже:
а) Юра; б) Гена; в) Вова; г) Петя; д) Дима; е) Фома?

124. На одной странице нарисованы пила и молоток. На другой — пила и бревно. Что из нарисованного на второй странице подходит к первой:

а) бревно; б) пила; в) доска; г) фанера; д) планка; е) дверь?

125. Костя — племянник Фомы. Боря — друг Фомы. Кто из них дядя Кости:

а) Петя; б) Боря; в) Игоръ; г) Вова; д) Коля; е) Фома?

126. Чистый — грязный, мокро — ?..

а) вода; б) влажно; в) сухо; г) дождь; д) таять; е) снег.

127. Ира и Яна были в театре: одна — в субботу, другая — в воскресенье. Яна не была в театре в воскресенье. Кто был в театре в
субботу:

а) Юля; б) Вера; в) Ира; г) Люда; д) Нина; е) Яна?

128. В слове «ТУФЛЯ» переставили буквы, и получилось слово
«ЯУФЛТ». Такая же перестановка была сделана в слове «ГРОЗА». Что
получилось:

а) АОРЗГ; б) АЗОРГ; в) АР03Г; г) АГОЗР; д) АЗРОГ; е) АГЗРО?

129. Ульяна убиралась чище, чем Валя. Кто убирался не так чисто,
как Ульяна:

а) Гена; б) Галя; в) Вера; г) Оля; д) Юля; е) Валя?

130. На одной странице нарисованы книга и газета. На другой —
журнал и телевизор. Какой предмет из нарисованных на второй стра­нице не подходит к первой:

а) журнал; б) альбом; в) бланк; г) листовка; д) карта; е) телевизор?

131. Катя — тетя Жени. Рита — знакомая Жени. Кто из девочек —
племянница Кати:

а) Женя; б) Рита; в) Инна; г) Вера; д) Надя; е) Люба?

132. Близкий — далекий, друг — ?..

а) верный; б) милый; в) ссора; г) дружба; д) война; е) враг.

133. Коля и Федя вышли из дома: кто-то из них надел фуражку,
кто-то — кепку. Игорь надел шапку, Вова — пилотку, Олег — берет, а
Федя — фуражку. Что надел Коля:

а) фуражку; б) шляпу; в) берет; г) кепку; д) шапку; е) капю­шон?

134. В слове «ДУПЛО» переставили буквы, и получилось слово
«ДОПЛУ». Такая же перестановка была сделана в слове «ТАЛОН».
Что получилось:

а) ТЛНОА; б) ЛТНАО; в) ТНОАЛ; г) ТЛАОН; д) ТНЛАО; е) ТНЛОА?

135. Глаша на фотографии сидит правее Лизы, Нина — выше, Катя — ниже, Надя — со щенком, Оля — с котенком. Кто сидит левее Глаши:

а) Катя; б) Надя; в) Вера; г) Юля; г) Лиза; е) Оля?

136. На одной странице нарисованы фасоль и кукуруза. На другой —
опята, маслята, рыжики, горох и лисички. Что из нарисованного на вто­рой странице подходит к первой:

а) лисички; б) маслята; в) опята; г) рыжики; д) белые грибы; е) горох?

137. Миша — дед Сергея. Гриша — приятель Миши. Коля — друг Сергея. Кто из них внук Миши:

а) Вова; б) Юра; в) Коля; г) Гриша; д) Петя; е) Сергей?

138. День — ночь, куда — ?..

а) откуда; б) туда; в) оттуда; г) идти; д) смотреть; е) ехать.

139. Аня и Юля мерили в магазине обувь: одна — босоножки, другая - туфли. Аня не мерила босоножки. Что мерила Юля:

а) босоножки; б) тапки; в) ботинки; г) сапоги: д) сандалеты; е) туфли?

140. В слове «ВОЙНА» переставили буквы, и получилось слово
«НОЙВА». Такая же перестановка была сделана в слове «СПОРТ». Что получилось:

а) РОСТП; б) РПОСТ; в) РОПСТ; г) РОПТС; д) СПРТО; е) СТРПО?

141. Миша строил дома прочнее, чем Толя, Коля — выше, Петя —
реже, Вова — светлее, Дима — по проекту, Игорь — без чертежа. Кто строил дома не такие прочные, как Миша:

а) Вова; б) Петя; в) Коля; г) Дима; д) Игорь; е) Толя?

142. На одной странице нарисованы скрипка и труба. На другой — рояль, гитара, домра, телефон, баян и горн. Что из нарисованного на второй странице не подходит к первой:

а) телефон; б) горн; в) рояль; г) гитара; д) домра; е) баян?

143. Лиза — внучка Насти. Галя — подруга Лизы. Клава — подруга Насти. Кто из них бабушка Лизы:

а) Рая; б) Надя; в) Галя; г) Маша; д) Клава; е) Настя?

144. Середина — край, закрыл — ?..

а) глаз; б) рот; в) убрал; г) открыл; д) снял; е) завесил.

145. Миша и Гена прыгали в высоту: один — на 160 см, другой —
на 170 см. Миша не прыгал в высоту на 170 см. Какую высоту брал Гена:

а) 140 см; б) 160 см; в) 170 см; г) 180 см; д) 190 см; е) 150 см?

146. В слове «ПЕНКА» переставили буквы, и получилось слово
«ПАНКЕ». Такая же перестановка была сделана в слове «КАТЕР». Что получилось:

а) КРЕАТ; б) КРТЕА; в) КАЕРТ; г) КЕАТР; д) КТЕАР; е) КТАЕР?

147. Игорь затачивал карандаши острее, чем Миша, Ира — чаще,
Нина— реже, Коля заточил карандашей больше, Федя — меньше, Юра — цветные. Кто затачивал карандаши не так остро, как Игорь:

а) Ира; б) Нина; в) Коля; г) Федя; д) Миша; е) Юра?

148. На одной странице нарисованы сапоги и сандалеты. На другой — галстук, рубашка, пиджак, туфли, брюки, носки. Какие предметы
из нарисованных на второй странице подходят к первой:

а) носки; б) брюки; в) рубашка; г) пиджак; д) галстук; е) туфли?

149. Катя — сестра Вовы. Оля — подруга Кати. Ваня — брат Оли.
Миша — брат Вани. Кто брат Кати:

а) Вова; б) Ваня; в) Миша; г) Сережа; д) Игорь; е) Олег?

150. Ловкий — неуклюжий, здоровый — ?..

а) зуб; б) плохой; в) больной; г) веселый; д) человек; е) смех.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом