Главная страница
qrcode

Безпарашютное десантирование. Беспарашютное десантирование (бпд) с помощью спусковых устройств и специального каната


НазваниеБеспарашютное десантирование (бпд) с помощью спусковых устройств и специального каната
Дата26.06.2020
Размер2.48 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБезпарашютное десантирование.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипГлава
#70240
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

198
Глава 8. Беспарашютное десантирование (БПД) с помощью спусковых
устройств и специального каната
8.1. Общие положения
Этот вид десантирования начал свою историю в конце 20-х годов прошлого века.
Конструкторское бюро П.И.Гроховского, занимавшееся разработкой парашютных систем, создало целый ряд устройств и приспособлений для беспарашютного десантирования людей и грузов. Был проведён комплекс испытаний, результаты которых были признаны вполне удовлетворительными. Однако дальнейшее развитие получило лишь десант ирование грузов и техники на десантных платформах с бреющего полета. Следует отметить, что, например, в армии США этот способ десантирования боевой техники до сих пор оста ется едва ли не единственно возможным. В других странах также проводились работы в этом направлении – достаточно вспомнить разработки немецких конструкторов по десантированию личного состава десантных подразделений с бреющего полета по брезентовому рукаву (этот способ десантирования не получил распространения в силу высокого травматизма).
С появлением вертолетов БПД получило новый толчок к развитию - стала возможна посадочная и беспосадочная (с высоты 2-3 м с режима висения и на скорости полета до 10 км/ч) выброска тактических десантов. Но далеко не всегда рельеф местности и растительность позволяют вертолёту приблизиться к земле на безопасное расстояние - зачастую подходящая площадка, позволяющая провести десантирование, находится на значительном удалении от места предстоящих действий. Возникла насущная необходимость десантирования с высоты 5 м и более с режима висения. Пионерами в этом деле стали сотрудники лесопожарной охраны и авиационные спасатели, так как именно им было необходимо проводить десантирование как можно ближе к очагам пожаров и местам крушения ВС. За рубежом также велись раб оты в этом направлении - были разработаны и применяются на практике два основных способы десантирования л/с: по веревкам на спусковых устройствах и по специальным канатам (фото
8.1.1).
Фото 8.1.1. Десантирование л/с по специальному канату
Необходимо отметить, что опыт войн и вооруженных конфликтов второй половины ХХ века показали высокую эффективность десантирования личного состава с высоты 5 м и более с режима висения на неудобные площадки, поскольку:
 командир группы не стеснен в выборе места выброски;
 противнику трудно определить места наиболее вероятного десантирования и, соответственно, заранее приготовиться к противодействию;
 противнику очень сложно уничтожить группу, десантируемую на лес, так как, требуется значительное время для того, чтобы, во -первых, определить точное место высадки группы, во-вторых, для ведения по вертолету сколько-нибудь эффективного огня необходимо подойти практически под него (отметим при этом, что подготовленная группа из пятнадцати человек покидает вертолет в одну дверь с высоты 15-25 м в течение 3,5-4 минут, а в две двери или в дверь и в грузовой люк - в течение 1,5-2 минут).

199
8.2. Материальная часть и необходимое снаряжение
Требования, предъявляемые к спусковым устройствам, предназначенным для БПД личного состава в боевых условиях:
1. устройство должно обеспечивать безопасную скорость снижения десантника при общей полетной массе до 180 кг;
2. при потере десантником контроля за спуском, устройство должно обеспечивать безопасную скорость его снижения и освобождение веревки после его приземления подъемом ВС;
3. устройство должно обеспечивать минимальное кручение спусковой веревки;
4. устройство должно обеспечивать возможность работы с о спусковыми веревками диаметром от 8 до 12 мм.
Исходя из этих требований, спусковые устройства можно ра зделить на
предпочтительные и устройства на крайний случай. В рамках настоящего курса к
предпочтительным устройствам относятся СУ-Р и СУ-Р2, а к устройствам на крайний
случай, соответственно, «Восьмерка», «Десантер» и «GriGri».
8.2.1. Спусковое устройство СУ-Р
Спусковое устройство СУ-Р (фото 8.2.1) предназначено для спуска по одинарной спусковой веревке диаметром 10 мм. Легко устанавливается, не перекручивает веревку.
Возможна фиксация положения при зависании. Может использоваться для спуска человека или груза.
Фото 8.2.1. Комплект СУ-Ров
Спусковое устройство СУ-Р состоит из стального защитного съемного кожуха и стального основания (фото 8.2.2), на котором закреплены четыре алюминиевые ролика и два полуролика, имеющие на боковых поверхностях сферические канавки, в которые укладывается веревка для спуска.
Символы на кожухе означают: числитель - номер отверстия (начиная с отверстия, расположенного рядом с пружинным фиксатором), знаменатель - массу человека или груза.
Количество охватываемых веревкой роликов зависит от индивидуальной массы спускающегося человека или массы груза. На верхнем ролике имеется пружинный фиксатор. В нижней части основания есть отверстие для крепления карабина.
При движении спускового устройства по веревке возникает сила трения. При этом начальная скорость спуска может быть от 0,5 до 1 м/с, по мере дальнейшего продвижения скорость не должна превышать 3 м/с. Допустимая рабочая нагрузка - 1500 кг, вес устройства -
520 г.

200
Фото 8.2.2. СУ-Р (общий вид; в разобранном виде)
Спусковую веревку необходимо уложить в самораспускающуюся бухту, которая при сбрасывании должна легко распускаться.
Для подготовки устройства к работе необходимо:
1. нажать кнопку и сместить защитный кожух со спускового устройства;
2. свободный конец веревки в непосредственной близости от места ее закрепления запасовать в СУ-Р в зависимости от предполагаемой массы спускаемого (фото 8.2.3).
Применение СУ-Р для самостоятельного спуска человека:
1. подготовить СУ-Р к работе;
2. надеть кожух на основание с уже запасованной веревкой согласно одной из схем укладки спусковой веревки;
3. посредством карабина соединить используемую подвесную систему или спасательную косынку с нижним овальным отверстием СУ-Р;
4. зависнуть на спусковой веревке, натягивая свободный конец веревки ниже СУ -Р;
5. ослабляя захват веревки рукой, начать скольжение вниз;
6. перед приземлением необходимо увеличить натяжение нижнего конца веревки для снижения скорости до 0,2–0,5 м/с или до полной остановки;
7. после приземления необходимо присесть, тем самым создавая слабину веревки;
8. отцепить карабин от СУ-Р, нажав на головку фиксатора, снять защитный кожух и отсоединить основание СУ-Р от спусковой веревки.
Фото 8.2.3 Схема запасовки спусковой веревки в СУ-Р при массе десантника или груза:
35 кг
60 кг
70 кг
80 кг
90 кг
100 кг

201
Скорость спуска (не более 3 м/с) выдерживается натяжением свободного конца веревки ниже СУ-Р с необходимым усилием от 1 до 10 кгс. Для фиксации веревки необходимо обмотать его вокруг верхнего выступа СУ-Р(рис.8.2.4).
Фото 8.2.4
Фиксация
вревки на СУ-Р
Для безопасной эксплуатации СУ-Р необходимо проводить периодический визуальный осмотр устройства для обнаружения механического износа и наличие коррозии, механических дефектов, трещин, деформации и других повреждений. При их наличии, изношенности более чем на 10% от начального размера СУ-Р, эксплуатация его запрещена. Не реже одного раза в 6 месяцев СУ-Р подлежит испытаниям статической нагрузкой в 400 кг. Таким же испытаниям подлежат устройства после испытанного динамического рывка или хранящиеся на складе более 1 года. После эксплуатации СУ-Р следует тщательно вычистить и высушить. Хранить в сухом помещении. Не хранить в полиэтиленовых пакетах, оберегать от воздействия агрессивных химических веществ. Разрешается транспортировать любым видом транспорта при условии защиты СУ-Р от механических повреждений, атмосферных осадков и воздействия агрессивных сред. Срок службы СУ-Р зависит от интенсивности его использования.
8.2.2. Спусковое устройство СУ-Р2
Устройство спусковое роликовое СУ-Р2 (фото 8.2.5) предназначено для проведения спасательных работ и индивидуальных безопасных спусков для людей, не имеющих специальной подготовленности, с высоты до 70 м в условиях чрезвычайных ситуаций, с использованием страховочно-спасательной верёвки.
Отличительной особенностью изделия является схема роликового спускового устройства с рукояткой, обеспечивающая автоматическую блокировку спуска при потере контроля над веревкой или при панических и неправильных действиях спускающегося.
Основные ТТХ СУ-Р2:
Диаметр используемой верёвки (имеется настройка на толщину верёвки), мм
10-12
Наибольшая высота спуска, м
70
Наибольшая допустимая скорость спуска, м/с
2,5
Возможность регулирования скорости спуска рукояткой имеется
Возможность остановки в любой момент спуска имеется
Наибольшая скорость спуска при потере контроля над рукояткой устройства, м/с
0,2
Наибольшая допустимая спускаемая масса, кг
200
Наибольшая допустимая нагрузка на устройство в зафиксированном положении верёвки Ø11мм, кгс
500
Масса спускового устройства не более, кг
0,7±0,07
Для спуска используются страховочно-спасательные веревки диаметром 10-12 мм, поставляемые по заказу при необходимости. Конструкция устройства позволяет осуществить настройку на толщину применяемой веревки и обеспечивает безопасный спуск в случае потери контроля над рукояткой устройства.
Спусковое устройство состоит из базовой щеки 1 с отверстием 2 для присоединения карабина, на ней размещены три ролика 3, 6, 7. В верхней части базовой щеки выполнен клювовидный выступ 13. На оси 4 верхнего ролика 3 крепится поворотная щека 5. На оси 8, закрепленной на базовой щеке, расположена рукоятка с роликом 14 и кулачком 15. Веревка проходит зигзагообразно огибая ролики 3, 6, 14, 7 и кулачок 15, и углы охвата регулируются поворотом рукоятки относительно оси 8. Устройство можно настраивать под диаметр веревки за счет разных положений кулачка. Схема запасовка веревки представлена на рис.8.2.1.

202
Начать спуск можно только нажатием на рукоятку вверх, «от себя» против часовой стрелки. При нажатии на рукоятку вниз, ее полном отпускании или потере контроля устройство тормозится. Спусковое устройство обеспечивает автоматическую фиксацию при потере контроля над веревкой во время спуска. Для полной остановки при необходимости длительного висения необходимо заложить нижнюю ветвь веревки за выступ 13, в положение фиксации, как показано на фото 8.2.6.
Фото 8.2.5
Внешний вид СУ-Р2
Рис. 8.2.1. Устройство СУ-Р2 и схема
запасовки веревки
Фото 8.2.6
Фиксация верёвки
Правила безопасной эксплуатации СУ-Р2 аналогичны правилам безопасной эксплуатации СУ-Р (см.п.8.2.1).
8.2.3. Спусковое устройство «Восьмерка»
Спусковое устройство типа «Восьмерка» предназначено для спуска по одинарной или двойной веревке. Наличие выступов (рожек) в модификациях «Восьмерки» с рогами обеспечивают возможность дополнительной фиксации бойца.
Аналоги: Спусковое устройство «Восьмерка классическая» (ВЕНТО); Спусковое устройство «Восьмерка рогатая Про» (ВЕНТО); Спусковое устройство «Восьмерка рогатая»
(ВЕНТО); HUIT (PETZL). Спусковое устройство«Восьмерка» изготавливается из различных материалов и в различных модификациях, однако для боевой работы следует отдавать предпочтение устройствам, выполненным из стали (фото 8.2.7).
«Инвар» стальной, вес 298 г
«Восьмерка» стальная с рогами увеличенная, вес 400 г
Фото 8.2.7. Варианты СУ «Восьмерка»
Для подготовки устройства к работе необходимо:
1. запасовать один конец веревки в спусковое устройство согласно предлагаемым вариантам (фото 8.2.8);
Вес спускающегося менее 100 кг
Вес спускающегося более 100 кг
Фото 8.2.8. Вариант запасовки веревки в «Восьмерку»

203 2. посредством карабина с завинчивающейся муфтой присоединить «Восьмерку» к подвесной системе десантника.
Скорость спуска регулируется силой зажима кистью нижнего конца спусковой веревки и силой ее трения о бедро десантника. Для фиксации «Восьмерки» на веревке необходимо нижний конец веревки обернуть вокруг ее рожек (фото 8.2.9).
Фото 8.2.9
Фиксация
«Восьмерки»
на веревке
Внимание! Во время спуска отпускать левой рукой нижний конец веревки, либо
оставлять его не зафиксированным запрещается!
Следует особо отметить, что, согласно инструкции, применять это устройство допустимо только совместно с самозатягивающимися страховочными узлами или зажимами, установленными выше спускового устройства. Однако, учитывая специфику деятельности спецподразделений, в соответствии с внутриведомственными приказами допускается применение устройства без самозатягивающихся страховочных узлов или зажимов, установленных на страхующей верёвке выше спускового устройства.
Для безопасной эксплуатации спускового устройства «Восьмерка» необходимо перед каждым использованием проводить его осмотр на наличие механических дефектов, трещин, коррозии, деформации и других повреждений. При их наличии либо изношенности более чем на 10% от начального размера эксплуатация устройства запрещается! После эксплуатации спускового устройства «Восьмерка»следует тщательно вычистить и высушить его. Хранить в сухом помещении при температуре от +5°C до +25°C, оберегать от воздействия агрессивными химическими веществами. Разрешается транспортировать любым видом транспорта при условии защиты спускового устройстваот механических повреждений, атмосферных осадков и воздействия агрессивных сред. Не реже одного раза в 6 месяцев «Восьмерка» подлежит испытаниям статической нагрузкой в 400 кг. Таким же испытаниям подлежат спусковые устройствапосле испытанного динамического рывка или хранящиеся на складе более 1 года.
8.2.4. Спусковое устройство «Десантер»
Спусковое устройство «Десантер» предназначено для спуска по одинарной веревке.
Может использоваться для обеспечения страховки и организации полиспастов.
Аналоги: спусковое устройство «АнтиПаник» (ВЕНТО); Спусковое устройство
«Стопор-десантер» (ВЕНТО); Самоблокирующееся спусковое устройство для одинарно й верёвки STOP (PETZL); Спусковое устройство для одинарной вер евки (SIMPLE).
«Десантер» представляет собой устройство, имеющее две раздвижные металлические щеки, на одной из которых закреплен неподвижный полуролик и подвижный кулачокэксцентрик с рукоятью (фото 8.2.10). В зависимости от исполнения «Десантер» может комплектоваться системой «Антипаника», фиксатором раскрытия щек и подвижной щекой с разомкнутым овальным отверстием (для удобства заправки веревки без отсоединения устройства от карабина).
Размер ширины овального отверстия специально выбран меньше диаметра муфты карабина. Это предохраняет от самопроизвольного выщелкивания спускового устройства из карабина. За счет перегиба веревки только в одной плоскости «Десантер» практически не крутит веревку.
Щеки, неподвижный ролик и рукоять «Десантера» могут быть изготовлены как из стали, так и высокопрочного алюминиевого сплава. В зависимости от исполнения рукоять подвижного кулачка-эксцентрика может быть направлена как вниз, так и вверх, быть

204 обрезиненной или нет. Возвратная пружина может возвращать эксцентрик в «открытое» состояние и «закрытое». Это необходимо для удобства заправки веревки и для предотвращения проскальзывания спускового устройства вдоль веревки при временном ее разгружении. Размер и вес «Десантера» зависят от его конструкции и использованных материалов.
Фото 8.2.10
Спусковое устройство
«Десантер»
Запасовка веревки в спусковое устройство «Десантер»:
1. отвести в сторону подвижную щеку (фото 8.2.11) ;
2. запасовать веревку в устройство так, как показано на рисунке, расположенном на подвижной щеке (фото 8.2.12);
3. повернуть щеку для закрытия веревки;
4. вставить карабин, вщелкнутый в подвесную систему, в нижнее отверстие
«Десантера» (фото 8.2.13). Внимание! При использовании устройства муфта
карабина должна быть зафиксирована!
Фото 8.2.11
Рис. 8.2.12
Фото 8.2.13
Во время спуска устройство автоматически останавливается при отпускании или отжатии рукояти, что зависит от конкретной модели «Десантера» (фото 8.2.14).
Фото 8.2.14

205
Регулировка скорости спуска осуществляется как натяжением свободного конца верёвки, так и углом поворота рукояти кулачка-эксцентрика. Внимание! Использовать для
регулировки скорости только угол поворота рукояти кулачка-эксцентрика без натяжения
нижнего свободного конца спусковой веревки опасно!
После эксплуатации «Десантер» следует тщательно вычистить и высушить, а шарниры смазать индустриальным маслом. Хранить в сухом помещении, оберегать от воздействия агрессивных химических веществ. Для безопасной эксплуатации спускового устройства
«Десантер» необходимо перед каждым использованием проводить осмотр устройства на наличие механических дефектов, трещин, коррозии, деформации и других повреждений. При их наличии либо изношенности более чем на 10% от начального размера эксплуатация спускового устройства «Десантер» запрещается! Не реже одного раза в 6 месяцев спусковое устройство «Десантер» подлежит испытаниям статистической нагрузкой в 400 кг. Таким же испытаниям подлежат спусковые устройства, испытавшие динам ический рывок или хранящиеся на складе более 1 года. Разрешается транспортировать любым видом транспорта при условии защиты устройства от механических повреждений, атмосферных осадков и воздействия агрессивных сред.
8.2.5. Страховочно-спусковое устройство «GriGri»
Страховочно-спусковое устройство с автоматической блокировкой «GriGri» (фото
8.2.15), разработанное и запатентованное французской фирмойPetzl
,
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом