Главная страница
qrcode

11 конспектов занятий. Дифференциация с-ш в словах, предложениях, связных текстах


Скачать 129.48 Kb.
НазваниеДифференциация с-ш в словах, предложениях, связных текстах
Дата01.10.2020
Размер129.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла11 конспектов занятий.docx
ТипКонспект
#71724
страница3 из 4
Каталог
1   2   3   4

Конспект занятия 7.


Тема :        Дифференциация гласных  а - я  в слогах, словах, предложениях

Задачи :        

 1. Закрепить знания детей о звуковом составе гласных  а –я.

 2. учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах, предложениях,

текстах; развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического

 восприятия; развивать внимание, расширять словарный запас учащихся.

3. развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;

4. Расширять активный словарь учащихся, внимание, логическое    мышление.        

5. воспитывать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми  ситуациями.  

Оборудование: индивидуальные зеркала, рабочие тетради, магнитная доска, предметные картинки, мяч, таблица, карточки со слогами, словами и предложениями, задания на карточках, речевой материал ( загадки, чистоговорки), .

План занятия:

I. Оргмомент.

II. Речевая зарядка.

      Повторение пройденной темы.

III. Закрепление темы: « Различай а – я».

       Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

IV. Физпауза.   

       Зарядка для пальцев и кистей рук.

V.   Подведение итогов занятия.

Конспект занятия:
Оргмомент.
 – Здравствуйте, ребята! Урок у нас сегодня необычный в гости к нам придут сказочные герои. А кто вы должны догадаться сами.

Загадки:

1)Уплетая калачи,

    Парень едет на печи.

                                 (Емеля)

2) Опасней всех она в реке,

    Хитра, прожорлива, сильна,

    Притом такая злюка!

    Конечно, это …(щука)

II. Речевая зарядка.

      Повторение пройденной темы.

      - А теперь посмотрите на  эти картинки, назовите этих героев, и скажите какими гласными заканчиваются эти слова?

     - Правильно, Емеля  гласная – я - , щука -а.

     - С какой гласной мы её  размечаем?

     -Это  первая пара гласных первого и второго ряда, которые мы сегодня на уроке будем учиться различать в слогах, словах, предложениях.

А сейчас вместе со мной скажем чистоговорку про гласных А-Я.

 

Чистоговорка:

             

На-на-на- у старика было три сына,

                                   Ля-ля-ля – один из них Емеля,

                                   Ла-ла-ла – в проруби щука жила,

                                   Ля-ля-ля- её поймал Емеля.

III. Закрепление темы: « Различай а – я».

       Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

 А сейчас открываем рабочие тетради и записываем тему занятия: « Различай  а – я ».

(открыть на доске).
а – ( а )
мал        

             тв. согл.
я – ( й, а )
мял

           мягк. согл.
       - Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вместе вспомним, чем отличаются друг от друга гласные  а – я. В этом вам поможет вот эта таблица ( на магнитную доску  вывешивается таблица):

       - Сколько звуков в гласной  - а - ? – я-? ( один ( а ); два ( й, а ))

       - Как произносится и слышится согласный перед гласной  - а - ?, - перед гласной  - я - ? ( твердо, мягко).

   Артикуляция звуков [а-я].

Ребята, давайте произнесём гласные а- я перед зеркалом, и скажем в каком положении губы и язык.

- Хорошо, ребята. А теперь давайте повторим правило, которое поможет нам не ошибиться в написании гласных  а – я  в слогах, словах, т. е. на письме.

       

     Если согласный слышится твёрдо, то пишем  – а -, если мягко то пишем  – я -.

гласные  а – я учащиеся подставляют в правило сами, а затем правило хором зачитывается).

        1.)-А сейчас мы с вами немного разомнёмся и поиграем, а сказочные герои посмотрят, как вы научились различать слоги с твёрдой и мягкой согласной, проведем небольшую игру

 « Наоборот».

Я бросаю кому-то из вас мяч и называю слог с твёрдой согласной, а  вы должны назвать слог с мягкой согласной и бросить мне мяч назад.

Например: ма – мя.

Слоги: ЛА, НА, РА, ВА, ДА, СА.

( учитель – логопед с детьми играют).

           - Молодцы, ребята.

 - Скажите, с какой гласной были слоги, которые называла я? ( с гласной – а -). Почему вы так считаете? (потому что согласные слышались твердо).

 - С какой гласной были слоги, которые называли вы? Почему?  (- я -, мягко).

       2.) Игра « Закончи слово»

          -Когда Емеля и щука добирались к нам у них случилась беда. Из слов, которые они приготовили нам выпали слоги. И теперь эти слова нужно снова собирать из слогов. Начало  слов  у них сохранилось, а последний слог вы должны выбрать из тех, которые перепутались. Вот эти слоги, которые выпали из слов и перепутались: ( на магнитную доску закрепляются таблички со слогами: ля, ка, ня, да, ря, ва).

- Ну что ребята, вы согласны мне помочь? Итак, я называю  первый слог, а вы подбираете из данных – второй, чтобы получилось слово. После чего мы это слово запишем в тетрадь и подчеркнём гласные  а -  я.

        Слова:  Емеля, щука, деревня, вода, царя,  дрова.

IV Физпауза.    

 –  Сказочные герои и мы немного устали, давайте отдохнём и проведём зарядку для пальцев.                                        

                                                                                     
Пальцы – дружная семья.

Друг без друга им нельзя.        

.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Вот – большой, а это – средний,

Безымянный и последний, -

Наш мизинчик – малышок.

Указательный забыли!
Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх.
Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять

И движенья выполнять.
Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.
       3.) Мы с вами отдохнули и теперь давайте выполним следующее задание. Слова, которые записаны на доске и в тетради(Емеля, щука, деревня, вода, царя,  дрова) распределим  на 2 столбика, в первый столбик слова с гласной

-а-, а второй –я-.

А                        Я

щука                Емеля

вода               деревня

дрова                   царя

- Теперь проверим у всех ли так и произнесем, записанные слова в первый и во второй столбики.

- Ребята, обратите внимание, какое слово записано с большой буквы. Почему?

4) Емеля с щукой к нам пришли неслучайно, они готовы исполнить наши сокровенные желания. А эти желания находятся в ведре, которые прихватил с собой Емеля, а чтобы оно исполнилось вам необходимо выполнить задания. Подходите и выбирайте желания.

 В желаниях есть слова с пропущенными буквами, а чтобы оно исполнилось вам необходимо вставить соответствующие гласные а или я. 

                     Желания (на карточках)

1)По щучьему веленью, по-моему хотенью – хочу получать одни п..тёрки.

2) По щучьему веленью, по-моему хотенью –хочу завести соб…ку.

3) По щучьему веленью, по-моему хотенью – хочу посетить зооп…рк.

- А теперь давайте прочитаем ваши желания.

- Какие буквы вы вставили?  Почему?

- Так как вы задание выполнили правильно, то ваше желание исполнится обязательно.

5.) Игра « Подбери слово в предложение»

 - Ребята, мы с вами продолжаем работу по различению гласных  а – я, Сейчас мы  будем добавлять в предложение недостающее слово. ( Одно из двух). Эти слова особенные.

- Итак, я предлагаю вам два слова и два предложения, после чего мы вместе выясняем значение этих слов, читаем предложения и думаем, какое слово в какое предложение подходит. Затем готовые предложения записываем в тетрадь и подчеркиваем гласные, которыми отличаются друг от друга слова – близнецы.

        Слова:        Предложения:

                                                     Наш  Емеля ….        .

                 м
                                                                                  Он подушку ….

                                                                                  Емеля был  …..     .

                   р
                                                                                  Поставил вёдра в …..   .

                                                                                  У дома Емели …..    .

        с
                                                                                  Емеля, ….. в сани.

( слова с предложениями записаны на табличках и вывешиваются по очереди на магнитную доску).

V. .   Подведение итогов занятия.

– Ребята, какие гласные мы сегодня различали в слогах, словах, предложениях?

     - Какое правило, мы с вами выучили и запомнили, чтобы не ошибиться в написании этих гласных в словах? Давайте вместе его повторим ещё раз.

      - Молодцы, ребята, Вы хорошо работали сегодня, и нашим сказочным героям очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями.  На этом наше занятие окончено.

Конспект занятия 8.

Тема: Слоги. Слоговой состав слова. Знакомство с одно-, двух-, трех- и четырехсложными словами. Соотнесение со слоговой схемой.

Группа: Нарушение чтения и письма,обусловленное фонематическим недоразвитием речи

Класс:2 класс

(логопедическое коррекционно-развивающее групповое занятие).

Занятие №1

Тип занятия:

"Закрепление нового материала по теме слоговой состав слова. Соотнесение со слоговой схемой.

Цели: Определить

1. - Определить слогообразующую роль гласных в слове.

- Учить детей делить на слоги слова, выделяя гласные.

2. - Понять важность последовательности слогов при чтении и письме.

3. - Уметь определять порядок слогов в слове;

Задачи:

1. Образовательные:

* знания (сформировать понятие о слогообразующей роли гласных в слове)

* умения (научить детей правильно делить на слоги слова, выделяя гласные; учить определять порядок слогов в слове); научить составлять графические схемы слоговой структуры слов

общеучебные: владение основными видами ответов;

* умение делать сравнения, доказательства, определять цель работы;

* владеть способами контроля и взаимоконтроля, само-и взаимооценки;

* уметь коллективно работать.

. Воспитательная задача.

Воспитывать:

* усидчивость;

* сдержанность;

* дисциплинированность;

* организованность;

* уважение к коллективу.

3. Развивающая задача:

* развитие речи, мышления, зрительного восприятия и зрительной памяти;

* развивать орфографическую зоркость и фонематический слух;

* закреплять навыки умственных действий (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы);

* развивать мелкую моторику рук;

* формировать умение составлять развернутое учебное высказывание.


Оборудование к занятию:

* нетбуки по количеству детей

* рабочие тетради

* ручки

* карточки на печатной основе

* мяч

* компьютерная игра "Собери слово из слогов"

* дидактическая игра "Касса слогов на магнитах"


План занятия

Этап занятия
Методы и приемы
Время (мин)
1
Орг. момент. Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

а) Методы передачи информации с помощью практической деятельности. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

б) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

в) Методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия.

г) Эмоциональные.

д) Познавательные.

е) Волевые.

ж) Социальные.
а) Беседа

б) Экспериментальная задача

Наблюдение

в) Практические упражнения

Компьютерная игра

г) Поощрения

Создание ситуации успеха

д) Создание проблемной ситуации

е) Предъявление учащимся требований

Информация об обязательных результатах обучения

ж) Создание ситуации взаимопомощи
2

5

3

2
II. Формирование понятий о слоговом составе слова.

3
Физминутка.




3
5
Работа по карточкам
a) Письменные

б) Самоконтроль

в) Устные

г) Методы передачи информации с помощью практической деятельности.

д) Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

е) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

а) Индивидуальный опрос

Фронтальный вопрос

«Тихий опрос»

б) Самостоятельная работа

Тест

в) Самоконтроль по образцу

Форма организации занятия -разновозрастная
10

15
6
Развитие графических навыков.

7
Закрепление пойденного материала
8
Подведение итогов занятия.

Ход занятия

I. Орг. момент. Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

Цель:
Задача:
Сядет тот, чье имя состоит из двух слогов, трех, четырех.

“Дети, что мы с вами только что делали? Как вы думаете, какая будет тема у нашего сегодняшнего занятия? Правильно, мы сегодня поговорим о слогах, делении слов на слоги.

Логопед предлагает вспомнить, что наша речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов, а слоги - из звуков”.

II. Формирование понятий о слоговом составе слова.

Задание 1. Игра "Телеграф".

Цель:
Задача:
Логопед предлагает детям назвать картинки и разделить эти слова на слоги. Произнести слова по слогам, выделяя голосом гласные – из односложных слов, из двусложных, из трехсложных. Отхлопать количество слогов. Ответить на вопрос: “Ребята, какими способами можно поделить слово на слоги?” (можно приставить руку к подбородку и посчитать количество толчков или проскандировать и хлопать в ладоши, но самый надежный способ - сосчитать количество гласных в слове).

Логопед вместе с учениками делает вывод: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

мох, сом, суп, шляпа, вата, усы, малина.

Задание 2. Графическое изображение слогов.

Цель:
Задача:
Логопед: «Ребята, поставьте вопрос к слову лев. (Кто это? – лев). Слово «лев» обозначает предмет, графически изображаем его одной чертой. (Логопед показывает на доске, учащиеся – в тетрадях). Сколько гласных в слове? (Одна), значит в слове один слог: ___, какая гласная в слове? (е), значит графическая схема слова лев: е ».

Аналогично изображаются другие слова графически. Если в слове два гласных, значит в слове два слога, две части, если три гласных – три слога.

Логопед предлагает изобразить слова графически, надписать над каждым слогом соответствующую гласную. (Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют задание, остальные – в тетрадях).

муха - у а, рубашка - у а а, пузыри - у ы и, торт - о ,

музыка - у ы а, карп - а , попугай - о у а, муравей - у а е.
Задание 3. Авторская компьютерная игра "Составь слово из слогов".

Цель:
Задача:
На доске записаны слоги. Ученики работают каждый за своим нетбуком. Логопед предлагает учащимся из слогов составить слова.

III. Физминутка.

1. Упражнения на перекрестную ориентировку:

- возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левую руку поставьте на пояс;

- правую руку – на голову, а левую – за голову;

- левой рукой покажите правый локоть, а кисть правой руки положите на левое плечо.

2. Гимнастика для глаз.

Закрыли глаза, открыли, посмотрели вправо, влево, вверх, вниз.

Чтение за указкой.
мо
зо
ры
у
ро
сы
но
за
зы
Выразительно читаем.


3. Игра с мячом.

Перекидывая мяч друг другу, учащимся необходимо превратить односложные слова в двусложные, двусложные – в трехсложные. Например: шар – шары – шарики.

дом, год, кот, слон, нос, сад, лось, сом, тигр, мышь, еж.


VI. Работа по карточкам. (каждый ученик получает карточку)

Цель:
Задача:
Задание 1. Прочитайте текст по слогам. Найдите ошибки. Спишите текст правильно.

Лтом волк хдит сытый. А зимой ему глодно. Птиц улетя. Зври спрячутс. Змой глодные влки по лес рыщут, ищт добчу.

Задание 1. Прочитайте текст по слогам. Найдите ошибки. Спишите текст правильно.

Лтом волк хдит сытый. А зимой ему глодно. Птиц улетя. Зври спрячутс. Змой глодные влки по лес рыщут, ищт добчу.
Развитие графических навыков.
Цель:
Задача:
VI. Закрепление пройденного материала.

Дидактическая игра "Что на картинке?"

Цель: закрепить умение определять правильный порядок слогов в слове.

Задача: вытянуть карточку с картинкой, определить, что на ней изображено и составить слово-ответ. Если все сделано правильно, игрок забирает карточку с картинкой себе, а карточки со слогами возвращает на место. Затем второй участник составляет слово к новой картинке. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек с картинками.

VII. Подведение итогов занятия.

Чему вы сегодня научились? Что узнали нового? Какие задания, предложенные на занятии, вызвали трудности?


Конспект занятия 9.

1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом