Главная страница
qrcode

11 конспектов занятий. Дифференциация с-ш в словах, предложениях, связных текстах


Скачать 129.48 Kb.
НазваниеДифференциация с-ш в словах, предложениях, связных текстах
Дата01.10.2020
Размер129.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла11 конспектов занятий.docx
ТипКонспект
#71724
страница4 из 4
Каталог
1   2   3   4
Тема: «Звуки «С», «СЬ», «Ц»,. Буквы «Ц», «С».

Цели:

Закрепить навык различения и чёткого произношения звуков «с», «ц» изолированно, в слогах, в словах;

Продолжать учить определять наличие и место заданного звука в слове;

Продолжать учить детей делить слова на слоги;

Продолжать развивать фонематический слух и фонематическое восприятие путём замены или добавления заданного звука в начало или конец слов;

Продолжать знакомить детей с буквами «с»,«ц», учить преобразовывать слова с помощью замены гласного и согласного звука с семантизацией вновь образованных слов.

Повторять подбор родственных слов к предмету;

Продолжать учить детей составлять из букв слова как вариант профилактики дисграфии в школе; расширение словарного запаса, основы будущего правильного написания слов.

Продолжать развитие умения выделять существенные признаки предмета, уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, расширение объема словаря,

Учить логическому мышлению, как одной из функций ВПФ, психологической базе речи.

Ход занятия

1. Орг.момент:

Сегодня, друзья, наше занятие пройдёт необычно. У нас в гостях логопеды из других детских садов и школ. Поздороваемся с ними.

2. Сообщение темы занятия.

(Храктеристика звука (с) согл, гл, тв или мяг , длит)

-На какой звук заканчивается? – Ц

(Храктеристика звука (ц) согл, гл, тв отрывистый взрывной)

-Сегодня мы будем сравнивать звуки [с] - [ц]  и буквы которые их обозначают.

Чем похожи звуки [С] - [Ц]?

(Звуки [С] - [Ц] оба согласные, твердые и глухие).

Но чем же тогда они отличаются?

(Звуки [С] - [Ц] отличаются тем, что

по-разному произносятся, обозначатся разными буквами и звук [Ц] не бывает мягким.)

3. Основная часть

Дифференциация с-ц в слогах. Развитие фонематических процессов

Вы сказали, что звуки [С] - [Ц] по- разному произносятся. Давайте проверим, сможете ли вы их различить.

1) «Эхо»

Сейчас мы поиграем в игру Эхо. Оно необычное - повторяет только слоги с определённым звуком. Эхо будет повторять только слоги со звуком С.

СА- СО- ЦА- ЦО- СЫ-ЦУ

2)Если, услышите звук[С] – хлопните 1 раз, а если [Ц]- топните левой ногой.

(Собака, слон, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, граница, сабля, седло, стена, цена, сила, сосна, цапля, цирк, самовар, колесо, солнце, ножницы, пятница, рукавица, соболь, снегирь, акация, цветы)

Подбор родственных слов:

А кто запомнил, какое слово я называла последним – (цветы)

В нашем домике будет жить слово «цветы». А вы попробуйте подобрать к нему слова-родственники, т.е. слова, похожие на слово «цветы»:

цветы –цветик ,цветут , цвести, цветник, цветочница, цветной, разноцветный, первоцвет, пустоцвет, соцветие, семицветик

Выбери схему, рассортируй по группам 1-С, 2-Ц

  Дети, подойдите, пожалуйста, к столу.

Игра такая: на столе разложены картинки предметов, в названии которых 1,2 или 3\ слога. Вы подходите к столу, выбираете картинку и размещаете её под нужной схемой. Слова со звуком «Ц» размещаете на этой доске, а слова со звуками «С» на другой.

Дети выполняют задание.

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили мое задание.

Обведи буквы

Какой буквой обозначается звук с, звук ц.

Обведи только правильные буквы ц и с

Работа в тетрадях «шифровка».

Я называю слова , а вы пишете.буквы с или ц

Слова:  птица,  самолет,  яйцо,  сок, блюдце, колесо, кольцо, синица

(у доски работает ученик)

Проверка выполнения.

-назовите сколько букв Ц вы записали, С-?

Физминутка.

«Аист»

Очень трудно так стоять, И не падать, и не падать,

Ножку на пол не пускать. За соседа не держаться.

Звукослоговой анализ слов

Скворец перелётная птица.

- А каких ещё перелётных птиц вы знаете?

(аист, ласточка, соловей, цапля)

(работа по рядам)

1 ряд - ласточка     2 ряд - соловей

Сколько слогов в слове ласточка? Соловей?

Какой слог ударный?

Составление предложений по опорным словам:

«Составь как можно больше маленьких слов»

ЛИСТВЕННИЦА: лес, сила, лсит, цена, стена, Лена, вес, слива, вина, цвет, наст, нести.

игра «Продолжи ряд»

Итог. Рефлексия

Конспект занятия 10.

Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных.


Цель: закрепить умение дифференцировать парные звонкие и глухие согласные в устной и письменной речи.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:развивать мелкую моторику рук при выполнении пальчиковой гимнастики;
  • корригировать и развивать фонематический слух через выполнение упражнений;
  • развивать навыки звукового анализа и синтеза при работе  с загадками;
  • корригировать и развивать письменную речь на основе выполнения письменных упражнений.
    Образовательные:учить дифференцировать согласные звуки по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • закрепить дифференциальные признаки звонких-глухих согласных;
  • учить применять полученные знания о глухих-звонких согласных на письме.
    Воспитательные:воспитывать положительное отношение учащегося к учёбе;
  • воспитывать аккуратность, усидчивость.
    Оборудование и материал: мультимедийная презентация, персонаж «Звуковичок», конверт с загадками, медальки.  

    Ход занятия
    Организационный момент
    Здравствуйте, ребята, все подравнялись, сели красиво, спинки держим ровно, ножки под партой, как две дорожки, ручки положили вот так (показ…).  Посмотрите назад, на нашем сегодняшнем занятии присутствуют гости, поприветствуйте их. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Страну Слов. Чтобы в него отправится, вам нужно ответить на несколько моих вопросов. Готовы?
    Какое сейчас время года?
  • Какой месяц?
  • Вспомните и  назовите все месяцы этого времени года
  • Какой сегодня день недели?
  • Сколько всего дней в неделе?
  • Какое сегодня число?
    Молодцы! Наше путешествие начинается! Оно будет не быстрым, предстоит много работы, поэтому давайте подготовим наши пальчики к работе, выполним пальчиковую гимнастику. Смотрим внимательно на меня и повторяем все движения. Готовы? Начинаем!

    Пальчиковая гимнастика с предметами
    Пироги печем исправно.

    Кто на кухне самый главный?

    Дочка тесто раскатает,

    Мама в печь его поставит.

      Я мячом круги катаю,

      Взад - вперед его гоняю.

      Им поглажу я ладошку.

      Будто я сметаю крошку,

      И сожму его немножко,

      Как сжимает лапу кошка,

      Каждым пальцем мяч прижму,

      И другой рукой начну.

      А теперь, подготовим к работе и наш язычок. Выполним для него разминку. Смотрим на меня и повторяем.

      Артикуляционная гимнастика«Часики»;
    1. «Окошко»;
    2. «Варенье»;
      Молодцы!

      Ну, вот мы с вами и очутились в Стране Слов. Эта страна необычная, ребята. Здесь живёт… (звучит музыка, под неё появляется звуковичок – житель страны слов).

      Здравствуйте, ребята! Меня зовут Звуковичок.  В Стране Слов я хранитель звуков, знаю о них всё – всё, наверное…(задумчиво). Но, со мной случилась беда (вздыхает…). Звукознайкин – глава нашей Страны Слов, попросил меня отгадать загадки. Вот они (показывает конверт, в котором находятся загадки). А я не справился (плачет). Никак не могу понять, с каких звуков начинаются на них отгадки… Что мне делать, ребята? Помогите, мне, пожалуйста…

      Ну что, ребята, поможем нашему Звуковичку найти потерянные им звуки?


      Задание 1: отгадайте загадку  и напишите отгадку
      Белый пух лег на дороги,

      На ступеньки и пороги.

      Знает каждый человек –

      Этот пух зовется…(опережает учащихся и говорит: нег…).

      Какой первый звук в слове снег? - Звук [с] - Какой это звук? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Согласный, глухой. Какой буквой на письме обозначаем звук [с]?  Буквой «С». Запишем слово снег.

      Крыша в шапке меховой,

      Белый дым над головой,

      Двор в снегу,

      Белы дома.

      Ночью к нам пришла ...

      Какой первый звук в слове зима? - Звук [з]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим на письме этот звук? - Буквой «З». Запишем слово зима.

      Физминутка (выполняется вместе со Звуковичком)









      Может, зайка сбил с дороги?        Показывают руками ушки



      Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

      Вот и весь репертуар.

      Оглашает крону клёна

       Своим пением …(опережает учащихся и говорит: орона…)

      Какой первый звук в слове «ворона»? - Звук [в]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим звук [в] на письме? - Буквой «В». Запишем слово «ворона».

      После брата Января,

      Править очередь моя.

      Помогают мне два друга:

      Снежная метель и вьюга…(опережает учащихся и говорит: евраль…)

      Какой первый звук в слове «февраль»? - Звук [ф]. - Какой это звук? - Согласный, глухой. - Какой буквой обозначим звук [ф] на письме? - Буквой «Ф». Запишем слово «февраль».

      ПОСЛЕ СОСТАВЛЯЮТ ПАРЫ ЗВУКОВ: З-С, В-Ф, ДАЮТ ХАРАКТЕРИСТИКУ. ЗВУКОВИЧОК РАЗДАЁТ МЕДАЛЬКИ ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ.

      Конспект занятия 11.

      Тема : Формирование звукового анализа в словах со стечением согласных.

      Цели: 1. Учить анализировать слова со стечением согласных.

      2.Развивать звуко-буквенный анализ и синтез, грамматический строй речи, зрительное восприятие, наблюдательность, логическое мышление. Обогащение словарного запаса.

      3.Воспитывать усидчивость, любовь к природе.

      Оборудование: разрезные птицы, разрезные буквы, звуковые схемы, зимующие и перелетные птицы, словосочетания с переносным значением.

      Ход занятия:
        Организационный момент.
      1. Артикуляционная гимнастика.
      2. Сообщение темы.
        Составление слова «ласточка» по первым звукам слов.

        Луна, арбуз, сок, ток, очки, человек, кот, абрикос

        Запись слова в тетрадь.

        -Анализ слова «ласточка», подведение к теме занятия.

        -Сегодня будем анализировать слова со стечением согласных.
        Составление птиц из разрезных картинок. Назвать птиц.
      3. Чтение по полубуковкам. Работа по обогащению словаря. Разделить птиц по столбикам: перелетные и зимующие птицы. Запись в тетрадь по столбикам
      4. Подбери схемы к картинкам: кукушка, ласточка, журавль, утка, цапля, иволга. К доске выходят по 2 ученика и подбирают схемы к картинкам.

        Физминутка.
        Угадай птичку. На доске птицы скворец и дрозд. Дети должны узнать птиц и написать их название из разрезной азбуки, затем составить звуковой анализ слов из фишек.

          Работа с предложением.
          Объяснить переносное значение выражений

          Взъерошенный, как воробей

          Ворон считать

          Составление предложений с данными словосочетаниями.
            Итог. Составление слова «молодцы» по птичьим перышкам от большого к маленькому.
          1. Саморефлексия.
            1   2   3   4

            перейти в каталог файлов


  • связь с админом