Главная страница
qrcode

Доклад по теме Организация психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи в структуре сложного нарушения развития


Скачать 25.88 Kb.
НазваниеДоклад по теме Организация психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи в структуре сложного нарушения развития
Дата26.06.2020
Размер25.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад.docx
ТипДоклад
#70245
Каталог

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

Доклад по теме:

«Организация психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи в структуре сложного нарушения развития»

Выполнили:

студентки ФПиП группы

МС-19-1 Бровкина Юлия, Воронова Анастасия, Голованова Ирина

Проверила: Карпушкина Н.В.


г. Нижний Новгород

2020 г.

В последние годы детей с одним вариантом отклоняющегося развития встречается все меньше, чем детей, у которых сочетаются сразу нескольких дефектов. В современном понимании к сложным нарушениям относятся варианты отклоняющегося развития, обусловленные несколькими первичными дефектами, каждый из которых изолированно определяет характер и структуру аномалии, т.е. тот или иной тип дизонтогенеза.

Сегодня число детей, имеющих сложный речевой дефект, продолжает расти, при этом обнаруживается симптоматика различных форм речевой патологии как органического, так и функционального генеза. Данная категория аномалий не является однородной, в ее рамках можно выделить ряд различных нарушений, отличных по степени выраженности и количеству сочетающихся дефектов. В данной группе за основу выступает речевой дефект, отягощённый сопутствующими не грубо выраженными нарушениями сенсорной, интеллектуальной, двигательной сферы.

Например, общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрическими расстройствами, сочетающееся с лёгкими проявлениями гемипареза. Или вариант общего недоразвития речи, проявляющийся на фоне незначительного снижения слуха у детей с сенсорной алалией. Также встречаются случаи сразу двух выраженных психофизических нарушения, одно из которых – речевой дефект, другой – иная аномалия в сенсорной, или в интеллектуальной, или в двигательной сфере. Например, случай атипичной олигофрении, когда интеллектуальный дефект и обусловленное им недоразвитие речи сочетаются с симптомами речевой патологии (заикание, ринолалия и др.). И наконец, встречаются случаи множественных дефектов речи, когда сразу два и более речевых нарушений сочетаются в структуре сложного (комплексного) нарушения развития с иной аномалией (в сенсорной, или в интеллектуальной, или в двигательной, или в другой сфере.

Трудности, с которыми сталкиваются эти дети настолько серьёзны, что для многих они становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Тяжёлое нарушение речи отрицательно влияет на все составляющие психического развития ребенка: затрудняется и замедляется развитие познавательной деятельности, нарушается логическая и смысловая память, уменьшается продуктивность запоминания, дети с трудом овладевают мыслительными операциями. В большинстве случаев для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие примирения со своим положением и преодоления психологического дискомфорта, а в дальнейшем затруднения в обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Следовательно, для таких детей просто необходима организация психолого-педагогического сопровождения, в котором, в котором будут учитываться их психологические и физические особенности и возможности.

В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи складывается как особая культура поддержки и помощи ребёнку, как профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребёнком.Психолого – педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи направлено на оказание помощи в преодолении трудностей в усвоении общеобразовательной программы, социальной адаптации, самореализации, укреплении психического и физического здоровья.

Качество сопровождения обеспечивается соблюдением базовых принципов:
комплексности сопровождения;
  • непрерывности коррекционного, обучающего и воспитательного процессов;
  • междисциплинарности;
  • приоритета интересов ребенка;
  • командного подхода, в том числе и к коррекционному воздействию;
  • согласованной работе всех специалистов сопровождения – педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога, воспитателя.

    В качестве необходимых составляющих психологического сопровождения рекомендовано:
    ранняя диагностика (в том числе логопедическая) и включение в систему специальной помощи сразу же после выявления первичных нарушений;
  • оказание комплексной коррекционной помощи, ориентированной на устранение индивидуальных проблем каждого ребенка разными специалистами (т. е. комплексная работа логопеда и других специалистов);
  • расширение коррекционного образовательного пространства за пределы учреждения: оказание помощи не только в условиях ОУ, но и дома (выполнение домашних заданий родителями);
  • определение в качестве приоритетных направлений коррекционной помощи развитие индивидуального жизненного опыта ребенка на максимально доступном ему уровне и социальная адаптация;
  • планирование содержания программы обучения и воспитания детей осуществляется с учетом уровня развития компенсаторных возможностей, индивидуально-типологических особенностей;
  • обеспечение разных форм организации детей в зависимости от этапа обучения (на начальном этапе предусмотрено индивидуальное обучение и сопровождение каждого ребенка, на последующих занятиях - подгрупповые и фронтальные занятия);
  • включение членов семьи в качестве активных участников коррекционного образовательного процесса.
    Условия организации образовательной среды на уровне учреждения:
    введение дополнительных ставок специалистов (психолога, дефектолога, логопеда) для оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи;
  • организация щадящего режима (оптимальное чередование режима занятий и отдыха, определение доступной нагрузки индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов);
  • особая организация максимально насыщенной сенсорной среды для развития компенсаторных функций ребенка с опорой на все сохранные анализаторы;
  • разделение коррекционного пространства на зоны (столовая, игровая, коррекционная, двигательная и др.) для оказания различных видов помощи;
  • составление индивидуальной программы на каждого ребенка с учетом уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
  • включение в учебный план специальных коррекционных занятий с учетом вида и структуры нарушений (занятия ЛФК, логопедические занятия, ритмика).
    Цель психолого-педагогического сопровождения: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию психических и мыслительных процессов, коммуникативной деятельности обучающихся.

    Задачи сопровождения:

    профилактика возникновения проблем развития ребёнка;

    помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

    развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
    Основные направления деятельности. (Программное содержание)
    Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
    АООП НОО предусматривается создание индивидуальных учебных планов с учётом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. В этом случае обучающийся может получить образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями, и основное содержание образования составляют формирование практических навыков, необходимых в типичных социальных и бытовых ситуациях
      Повышение мотивации обучения
      Организация различных игр, создание общей положительной атмосферы на уроке, снижение тревожности детей, исключение всех оттенков отрицательного подкрепления: упрёки, насмешку, угрозы, отрицательно окрашенную интонацию голоса;
        Создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка
        Основными направлениями деятельности по созданию психологически

        безопасной образовательной среды являются:

        ­ использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Яреальным» и «Я-идеальным» и т. п.

        ­ оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностномотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию.

        ­ активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья и устранение деформаций, вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях участников образовательной среды.
        4. Диагностика уровня психологического, речевого, психофизического развития и отклонений в поведении детей с тяжёлыми нарушениями речи.

        5. Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

        6. Оказание помощи педагогам, родителям по вопросам воспитания и обучения, учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
        Прогноз

        На разных этапах онтогенеза роли, составляющих сложного (комбинированного) нарушения не остаются статичными: в зависимости от возраста ребенка и социальных требований к нему меняется значимость различных составляющих дефекта, в соответствии с законом иерархии формирования высших психических функций, сформулированным Л.С. Выготским.

        Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

        Результат можно достичь при систематическом комплексном сопровождении: медикаментозным сопровождение, назначенным врачом-неврологом, направленным на активизацию нервных процессов, снятия мышечного напряжения, укрепления мышц артикуляционного аппарата и т.д.; физиотерапевтическом лечении; занятиями со специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физическому воспитанию и т.д.; занятия в системе дополнительного образования в качестве развития компенсаторных возможностей.

        Анализ структуры речевых и неречевых нарушений в клинико-психологической картине дизонтогенеза показывает, что наиболее востребованным является поиск адекватной стратегии и тактики логопедического воздействия, который требует интегрированных подходов к коррекции нарушений психофизического развития, а также совершенствования квалификации учителя-логопеда, расширение его междисциплинарного кругозора, что позволит наряду с традиционными логопедическими методиками использовать технологии психокоррекции, психотерапии, семейного консультирования, методы сурдо-, тифло-, олигофренопедагогики и психологии.

        Обучение детей осуществляется в школе 5 вида по программе 5.1. и 5.2.

        5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями

        Пример ребенка с множественными дефектами речи (два и более), сочетающиеся в структуре сложного (комплексного) нарушения развития с иной аномалией (в сенсорной, или в интеллектуальной, или в двигательной, или в другой сфере).

        Например, Павел С. (4 года 1 месяц). В неврологическосм статусе отмечены признаки резидуально-органического поражения ЦНС, синдром двигательных нарушений, дефицита внимания, ЗПР. В анамнезе отмечается выраженная задержка формирования экспрессивной речи при относительно благополучном (ситуативно-номинативном) понимании обращенной речи: первые слова после 1,5 лет, но «стадия первых слов» затянулась до 3,5 лет. Активное компенсаторное использование экспрессивно-мимических средств общения: вокализации, жестовые слова. Активный словарь представлен лепетными, аморфными, искаженными в звуковом и слоговом плане общеупотребительными словами; пользуется примитивной фразой без грамматического оформления с грубым нарушением синтаксической структуры простого предложения («ми де ам» - кошка ловит мышку, чтобы съесть; «пя-пи де» - мальчик кидает мяч, примечательно, что слово «мяч» заменяет асемантическим словом-блендом; «саит ту» - шарик летит; «дека мо» - девочка моет руки); навыки словоизменения и словообразования - на начальной ступени формирования. В 3,5 года при попытке продуцирования первых комбинаций слов постепенно стали проявляться запинки судорожного характера, которые нарастали и приобрели ярко выраженный тоно-клонический характер. В условиях усложнения лингвистического задания и нервно-психического истощения ребенка судороги усугубляются. При этом в ходе обследования отмечается гиперсаливация, сглаженность носогубных складок, асимметрия органов артикуляции, проявляющаяся при вокализации и при произнесении звуков, положительные функциональные дизартрические пробы (синкинезия глаз и кончика языка, иррадирующее напряжение мышц органов артикуляции и шеи). По данным логопедического обследования сформулировано заключение: недоразвитие речи (среднетяжелая степень), обусловленное ЗПР у ребенка с синдромом моторной алалии, минимальными дизартрическими расстройствами. Заикание неврозоподобной формы с тоно-клоническими вокально-артикуляционными судорогами средней степени тяжести

        Список литературы
        Егорова, О. А. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи / О. А. Егорова // Специальное образование. - 2017. - С. 36-41.
      1. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение/ М.В. Жигорева, И.Ю Левченко// М.: Национальный книжный центр, 2016. — 208 с.
      2. Овчарова, А. П. Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии / А. П. Овчарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - С.128-132.
      3. Гаранина, Л. А. Современные подходы к анализу вариантов сложного (комплексного) нарушения развития у детей с речевой патологией / Л. А. Гаранина, Е. Н. Российская // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2008. - С. 1-5.
      4. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 2009. - 416 с
      5. Шешина, А. В. Специальные условия обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи в общеобразовательной школе / А. В. Шешина // Вестник науки и образования. - 2020. - №3 (81). - С. 64-68.

        перейти в каталог файлов


  • связь с админом