Главная страница
qrcode

Доступность моделирования Долгополова. Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста фгос дошкольного образования в разделе Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования


НазваниеДоступность метода моделирования для детей дошкольного возраста фгос дошкольного образования в разделе Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Дата28.10.2019
Размер158 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДоступность моделирования Долгополова.doc
ТипДокументы
#64646
Каталог


«Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста»
ФГОС дошкольного образования в разделе «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования» обозначены показатели, одним из них является овладение основными способами познавательно исследовательской деятельности. Ребенок должен осваивать эти основные способы познания в течение дошкольного возраста, его следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслуши­ванию, сформировать у него перцептивные действия. Не­обходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным и образовательный процесс в детском саду в основном строится на методах наглядных и практических.

Формы детского мышления

Используя в работе с детьми модели и моделирования - основное внимание переносим с содержания обучения на его средства. Для развития умственных способностей важны не столько знания, сколько то, каким образом они преподносятся детям, усваиваются В результате сред­ства обучения превращаются в средства собственного мышления ребенка — построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач, а это и есть развитие умственных способностей.
Наиболее эффективно развитие умственных способностей дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.

К основным способам познавательно исследовательской деятельности в дошкольном возрасте относится экспериментирование и моделирование («модель» и «моделирование»):
В процессе экспериментирования, ребенок выделяет в объекте новые свойства и зависимости.
В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия, в старших группах проводятся опыты.

В настоящее время при организации образовательного процесса стало широко использоваться понятие «модель» и «моделирование»: модель(мера, образец) - воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде, схемы, изображения или описание явления в природе и обществе. Это - образец в малом виде. Модель выполняет функции замещения, представ­ления, интерпретации и исследования.
моделирование -подражание кому-нибудь, чему-нибудь, разложение предмета на эталоны, из которых он состоит, деятельность, направленная на изготовление какой – либо модели;
- создание в уме плана будущей игры, сказки, постройки, рисунка - планирование действий, осуществляется в форме образов, представлений, соотношение частей.
Моделирование — это одно из средств познания действительности, в результате чего, реализуются потенциальные возможности развития способностей: от построения и использования реальных (графичес­ких, предметных, двигательных) моделей дети постепенно перехо­дят к их построению и использованию «в уме».

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности

Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана работами психологов А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина. Оно определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Ребенок в раннем возрасте овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности.
В дидактике выделяют три вида моделей:

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С.И. Николаева).

Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служить модели по ознакомлению дошкольников с природой:

модель покровительственной окраски (С.Н. Николаева)

модель "длинных и коротких ног" (С.Н. Николаева)

модель, позволяющая формировать у детей знания о потребности растений в свете (И.А. Хайдурова)

модели Н.И. Ветровой для ознакомления детей с комнатными растениями.

Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы)

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
  • быть простой и доступной для создания и действия с ней;
  • ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
  • облегчать познание (М.И. Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Усмов)

    Этапы овладения детьми моделями

    Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

    На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

    Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

    В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:
    начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;
  • целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;
  • обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.
    Использование метода моделирования помогает ре­шать комплекс очень важных задач:

    - развитие продуктивного творчества детей;

    - развитие высших форм образного мышления;

    - применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

    - закрепление математических знаний, получен­ных детьми ранее;

    - создание условий для делового сотрудничества;

    - активизация математического словаря детей;

    - развитие мелкой моторики руки;

    - получение новых представлений и навыков в процессе работы;

    - наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моде­лей.

    Так, в сюжетно-ролевой игре дети создают модели отношений между людьми в виде отношения между ролями; в конструировании моделируются пространственные отношения между частями предметов при помощи отношений между деталями строительного материала; в рисовании отношение между графическими формами моделирует пространственные отношения вещей, людей, животных и их строение.

    Модели можно классифицировать по разным типам признаков:
    по признаку (из чего они сделаны) различают модели предметные (плоскостная модель фигуры человека, хищной птицы). Предметная модель делится на:
    - предметно – схематическую (длинные и короткие ноги, знания о потребности растений);
    - графическую – (графики, формулы, схемы, пример: календарь погоды) + знаковыеи игровые;
    по способу познания различают модели научно-технические, житейскиеи художественные;
  • модель может быть статической,т. е. отображать структуру оригинала и может быть  динамической,т. е. отображать поведение, функционирование оригинала.
    С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.

    Материалом для игр и исследования могут выступать «привычные» на первый взгляд объекты: игрушки, природный бросовый материал, любые предметы окружающие дошкольника.

    1. Ознакомление с пространственными отношениями. Освое­ние ориентировки в пространстве — важный и благодатный мате­риал для умственного развития детей-дошкольников.

    Дети учатся самостоятельно строить планы разных помеще­ний или схематически изображать заданные участки пути (напри­мер, ближайшую к детскому саду улицу или дорогу от детского сада к своему дому), понимать и уметь подбирать условные значки, ко­торые требуются при составлении подобных схем.

    2. Развитие элементов логического мышления. Для развития познавательных способностей в процессе ознакомления детей с ло­гическими отношениями предполагается овладение дошкольниками действиями наглядного моделирования одних из основных логиче­ских отношений — отношений сериации и классификации.

    При знакомстве детей с отношениями сериации используются наглядные модели в виде ряда из полосок или кружков равномерно возрастающей величины, при ознакомлении с отношениями класси­фикации — круги Эйлера и классификационное древо (круги́ Э́йлера — геометрическая схема, изображающая отношения между подмножествами, для наглядного представления).

    Дается круг с условным обозначением, обозначающий родовое понятие и подбираются видовые понятия. Таким образом, развивается умение классифицировать, группировать и обобщать без применения практических действий.

    3. Ознакомление детей с художественной литературой и разви­тие речи. Решение задач по развитию умственных способностей на занятиях по ознакомлению с детской художественной литературой осуществляется по нескольким направлениям.
    Первое направление включает в себя задания по анализу и пе­ресказу сказок с помощью наглядных моделей. При выполнении та­ких заданий дети подбирают условные заместители к персонажам и основным предметам сказок, составляют наглядные модели и с их помощью пересказывают сказки. В старшей группе дети это дела­ют совместно, в подготовительной — составляют индивидуальные модели сказок.
  • Второе направление занятий включает задания по составле­нию планов игр-драматизаций. Дети договариваются о распределе­нии ролей и организации игровой площадки: они обсуждают и догоТретье направление работы заключается в развитии продук­тивного воображения детей - придумывают детальные опи­сания предметов и ситуаций в процессе дорисовывания схематичес­ких изображений. Даются задания на придумывание историй по заместителям и пространственным моделям, дети дополняют сказки, незаконченные истории, вместе сочиняют новые сказки.
    В работе используются заня­тия синтетических типов: одновременное сочинение и рисование, сочинение и изображение персонажей, драматизации.

    4. Развитие элементарных математических представлений. Раз­витие умственных способностей на занятиях по мате­матике предполагает овладение детьми построением и использова­нием предметных и графических моделей различных математиче­ских отношений.
    При этом происходит развитие у детей представлений о количе­ственных отношениях, о числе как отдельности, о числовом ряде, о составе числа (от трех до десяти) из двух меньших, обучение решению арифметичес­ких задач.
    Игры – головоломки или геометрические конструкторы «Составь фигуру» (геометрическую), логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера - эффективные пособия для подготовки мышления детей к усвоению математики. Задача – активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество.

    5. Подготовка к обучению грамоте. Предполагается введение ребенка в звуковую действительность нашего языка, фор­мирование широкой ориентировки в ней; анализ и составление предложений; звуковой анализ слов; диффе­ренциацию звуков по их качественной характеристике (глас­ные — ударные, безударные, согласные — твердые и мягкие). Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

    6. Конструирование. Основной задачей занятий по конструиро­ванию является развитие способности к передаче в условно-гра­фической форме основных отношений между отдельными частя­ми в одном объекте или между объектами, т. е. к наглядному мо­делированию.

    Такое плоскостное моделирование осуществляется в трех проекциях, вычерчиваемых при помощи специальных трафаретов из прозрачного материала. Они выступают на начальных этапах обучения в роли заместителей, с которыми соотносится элемент конструкции и его изображение, а также служат средством анали­за и контроля собственной деятельности.

    Две основные цели. Во-первых, стимулирование интеллектуального развития детей, так как с помощью таких задач развивается ориентировка в свойствах предметов.

    Во-вторых, развитие творческого мышления детей, умение по-новому взглянуть на объекты, пересмотреть уже слоПредусматривается ознакомление детей с различными исто­рическими архитектурными стилями, например построение черте­жа и конструкций египетских пирамид, средневековых замков, го­тических соборов, современных зданий.

    7. Подготовка к сюжетно-ролевой игре. Важнейшим содержа­нием игры дошкольников является воспроизведение детьми отно­шений между людьми, когда они берут на себя роли взрослых. От качества этих представлений во многом зависит разнообразие и богатство детских игр.

    Детей, прежде всего, знакомят с взаимоотношениями людей в совместной деятельности, отношения социальной субординации.

    Субординация ролей фиксируется в виде модели, где отдель­ные персонажи изображаются кружочками, а величина кружочков выражает главенство между ролями. Условно этот тип занятия называется «Кто главнее». Дети осваивают, что в игровых ситуациях, как и в жиз­ни, главенство одного и того же персонажа среди других может меняться в зависимости от обстоятельств.

    8. Ознакомление с природой. Основной целью является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. С этой целью используются средства обучения, которые в обобщенном и схематизированном Ребенок рассматривает картинки с изображением деревьев: дуб, береза, ель, сосна - обобщает и называет образованную группу обобщающим словом – деревья.

    Используются условные обозначения и модели(планы-схемы, таблицы – опоры, схемы, символы) , отража­ющие связь животного и растительного мира с окружающей сре­дой, классификацию растений и животных, эволюционное разви­тие живой природы, происхождение современных видов животных и растений от древних форм. Эта связь закрепляется с помощью модели, отражающей происхождение современных форм от древних.

    9. Изобразительное искусство. Основное направление в работе с детьми по изобразительной деятельности состоит в том, чтобы научить детей создавать художественный образ средствами живо­писи и лепки. Обучение детей живописному языку осуществляется в задания, требующих от ребенка передачи эмоционального состояния.

    В ходе таких занятий дети должны научиться:
    освоению пространственной организации листа, включаю­щей заполнение листа линией, пятном, соединением линий с пят­ном;
  • освоению цветовой организации листа, включающей пони­мание роли каждого цвета, его соотношения с другими цветами, смешение цветов;
  • рисованию с натуры;
  • передаче средствами изобразительной деятельности отно­шений разного типа.
    (взаимоотношений между человеком и окру­жающим миром живой и неживой природы; отношений между предметами; отношений в мире людей; отношений действенных и эмоциональных).
    Подготовка педагогов

    У неподготовленного воспитателя реализа­ция занятий может вызвать существенные затруднения. То, что мало понятно самому воспитателю, детям преподносить нельзя.

    Одним из способов профессиональной подготовки педагогов могут стать тренинги, организующие осознание стиля, способа, целей, ре­зультатов взаимодействия с одаренными детьми в процессе их раз­вивающего обучения.

    - Практика работы с дошкольниками показывает, что на первый план выдвигаются следующие требования к деятельности педагога:
    высокий уровень профессиональной подготовки, который предполагает ознакомление с особенностя­ми детей;
  • умение бы­стро и гибко перестраивать намеченный план работы в зависимос­ти от возможностей детей, появляющимися вопросами и проблемами;
  • умение ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребенка; обеспечение оптимальных условий развития всем детям группы, различающимся по уровню развития умственных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровню знаний.
  • наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудни­чества, стремления помочь ребенку, по­иска сфер деятельности для реализации его способностей и воз­можностей;
  • эмоциональной стабильности и устойчивости, позволяющих выдерживать психологическую нагрузку, возникаю­щую в результате общения с группой детей;
  • наличие у педагога специальных способностей или навыков, позволяющих ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности.

    Выводы

    Овладевая умением работать с различными видами моделей, дети раскрывают новые представления о предметах. В разных видах деятельности работа с моделями ставит ребенка в активную позицию и стимулирует познавательную деятельность. Применение моделей на занятиях в готовом виде являются средством обучения, при котором повышается уровень умственных способностей детей. Использование моделей и моделирования сочетается с другими приемами обучения.

    Использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать при познании предмета.

    Планируется также и работа е родителями, кото­рым даются задания по изготовлению несложных моделей (родители дома вместе с ребенком создают мо­дель). Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон: педагог, родитель и ребенок.

    И самое важное в обучении - это умение использовать знания в деятельности, а наиглавнейшее - предвидеть результаты действия.
    Педагог – психолог - Н.А.Долгополова
    Литература:

    Борякова Н.Ю. Моделирование в детском саду: методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М.: Изд – во Владос, 2003. – 66 с.

    Венгер, Л.А. Психология : Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 366 с.

    Князева, О.Л. Занятия в детском саду с использованием наглядного моделирования: Книга для воспитателя дет. сада / О.С. Князева. – М.:   Просвещение, 1999. – 150 с.

    Клюкина, О.М. Модели в детском саду: Книга для воспитателя дет. сада / О.М. Клюкина. – М.: Детство – Пресс, 2002. – 78с.

    Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебник для студ. проф. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – Изд-й центр «Академия», 2006. - 368 с.


    От «А»

    Игры с использованием пиктограмм по сказке “Под грибом” В. Сутеева.
    В игру входят пиктограммы с изображением: слов-предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;


    слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;


    слов-признаков: большой, маленький, грустный, веселый;


    символов-предлогов:,: под, за, над, на, около, к;


    до «Я»


    перейти в каталог файлов


  • связь с админом