Главная страница
qrcode

17-Лекция экономика и финансирование здравоохра... Экономика здравоохранения


НазваниеЭкономика здравоохранения
Анкор17-Лекция экономика и финансирование здравоохра.
Дата13.01.2017
Размер80 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла17-Lektsia_ekonomika_i_finansirovanie_zdravookhra.doc
ТипДокументы
#4383
Каталог


Экономика здравоохранения - это отрасль экономической науки, изучающая экономические аспекты деятельности системы здраво­охранения, а также роль здравоохранения в сохранении и воспроиз­водстве рабочей силы и производстве ВВП.

Одна из центральных проблем экономики здравоохранения - опреде­ление экономического субъекта, который должен оплачивать услуги, пре­доставляемые медицинской организацией.

Три основные группы инвесто­ров вкладывают свои средства в обеспечение функционирования и разви­тия здравоохранения. Это - государство, страховые организации, пациен­ты. Этим трем группам инвестиционных источников соответствуют и три ос­новные системы финансирования здравоохранения - бюджетная, страхо­вая и частная. С внедрением системы обязательного медицинского страхо­вания в Российской Федерации приоритетно формируется механизм сме­шанного бюджетно-страхового финансирования здравоохранения. Экономи­ка здравоохранения изучает планирование, финансирование здравоохране­ния с целью улучшения его эффективности. Важно анализировать, каковы достоинства и недостатки различных механизмов финансирования здраво­охранения, какие организационные решения наиболее эффективны с точки зрения поведения медицинских работников, каковы отношения между поку­пателями и производителями медицинских услуг.

Способы оплаты медицинской помощи находятся в прямой зависимо­сти от организационно-правовой формы медицинских организаций. Поли­клиника, стационар, медицинский центр могут быть государственными, коо­перативными, акционерными. Организационно-правовая форма деятельно­сти определяет степень хозяйственной самостоятельности и источники фи­нансирования экономического субъекта.

На микроэкономическом уровне одной из основных задач является учет затрат медицинской организации на оказание конкретных видов меди­цинских услуг. В свою очередь, методы учета затрат влияют на систему це­нообразования на предоставляемые медицинские услуги.

Экономика здравоохранения исследует еще одну важную проблему - анализ экономической эффективности в здравоохранении. Рассмотрение методов экономических оценок позволяет обосновать выбор альтернативных вариантов оказания медицинской помощи в медицинской организации, что непосредственно связано с проблемой эффективного использования ограниченных ресурсов. На макроэкономическом уровне требуется реше­ние вопроса, какие программы в здравоохранении являются наиболее эф­фективными и как выбрать приоритеты?

Развитие рыночных отношений в здравоохранении предопределяет необходимость изучения специфики рынка медицинских услуг, отличие его от рынка услуг в экономике в целом. Экономика здравоохранения призвана определить оптимальное сочетание рыночных и плановых регуляторов в отрасли.

Таким образом, предметом экономики здравоохранения является изучение совокупности экономических отношений, возникающих по по­воду производства, распределения и потребления медицинских услуг.

Здравоохранение в системе рыночных отношений.

Особенности динамики спроса на медицинские услуги, подвержен­ного значительному влиянию временного фактора. Так, спрос на медицин­ские услуги учреждений здравоохранения ослабевает в летний период, а в осенне-зимний - увеличивается.

Особенности территориальной сегментации рынка услуг здраво­охранения зависит от структуры заболеваемости населения данно­го региона. Относительно высокую скорость оборачиваемости капитала, по­скольку производство медицинских услуг, как правило, представляет собой короткий цикл (менее года, а чаще - менее месяца).

Высокую изменчивость рыночной конъюнктуры, поскольку происхо­дит процесс совпадения производства и потребления медицинских услуг во времени и пространстве, а это обусловливает зависимость состояния рын­ка от спроса на медицинские услуги, сложившегося на данный момент (эпи­демии, экологические катастрофы, вызывающие всплеск заболеваемости, реклама модных методик лечения и т.п.).

Особенности процесса оказания медицинской услуги, которые обусловлены личным контактом производителя (медицинского работника) и по­требителя (пациента). Это, с одной стороны, делает возможным «форсирование спроса» на дополнительные медицинские услуги, а, следовательно, увеличение их предложения в целом, а с другой стороны, общая неудовлетворенность пациента может уменьшить спрос, подорвать имидж учреждения и создать трудности на рынке.

Сложную структуру спроса на услуги здравоохранения, связанную с необходимостью их персонификации и индивидуализации.

Специфику результата медицинской деятельности, который может быть определен только после потребления услуги и который с трудом вы­ражается в стоимостной форме (что может привести к неэффективности экономических отношений).

«Асимметричность» информации на рынке медицинских услуг. Это особенно проявляется в системе медицинского страхования. Пациент на­много лучше знаком с состоянием своего здоровья, чем любая страховая компания, даже если она проводит медицинское освидетельствование. Точ­но также учреждение здравоохранения, производящее медицинские услуги, лучше пациента знает о своих возможностях. Кроме того, недостаток меди­цинских знаний делает пациента (как потребителя) уязвимым по отноше­нию к врачу, и врач может диктовать условия экономических отношений. Следовательно, здесь возникают неравные конкурентные условия и нару­шается действие механизма рынка. Однако, и врач как производитель ме­дицинских услуг, имеет неоднозначное положение по отношению к пациен­там, так как недостаток медицинских знаний у них может привести к потере врачом потребителей, приносящих доход.

Необходимость стандартизации, так как «асимметричность» ин­формации, в свою очередь, делает важным поддержание репутации и стан­дартизацию на рынке медицинских услуг. Хорошую репутацию и успех на рынке имеет то лечебное учреждение, которое пред­лагает медицинское обслуживание в соответствии со стандартом медицин­ской помощи и соблюдает протоколы ведения больных. На других рынках возможен коммерческий успех в результате предложения именно новинки, в здравоохранении - чаще наоборот: именно стремление врача обеспечить стандарт медицинской помощи привлекает пациента, защищает его права как потребителя.

Финансовые и моральные потери. Дополнительная моральная на­грузка на рынке с асимметричной информацией, каким и является рынок ус­луг здравоохранения, ведет к дополнительным финансовым потерям. На­пример, если пациент застраховал свое здоровье на все возможные слу­чаи, то он может посещать доктора чаще, чем при ограниченном договоре. И если у страховой компании нет возможности наблюдать за пациентом и отслеживать каждый его шаг (а, как правило, это именно так), то выплата по страховке окажется больше ожидаемой. Также страхующая сторона может меньше заботиться о предотвращении потерь после заключения договора, чем до этого. Негативным моментом является и то, что страховая компания чаще заинтересована иметь дело с относительно здоровыми людьми и не страховать так называемые «плохие риски», т.е. тяжелобольных людей, чье лечение требует больших затрат. С социальной точки зрения, отбор «рис­ков» недопустим, снижает социальную эффективность здравоохранения и требует вмешательства государства. Это явление можно охарактеризовать как «изъян» рынка услуг здравоохранения.

«Форсирование» спроса пациентом. Для рынка услуг здравоохра­нения характерно нерациональное потребительское поведение. Это психо­логический фактор, особенность которого заключается в том, что пациент стремится получить максимальный объем услуг (настоять на дополнитель­ных, а на самом деле, не нужных услугах, получении дорогого лекарства и т.п.). Этот фактор увеличивает спрос на медицинские услуги.

Говоря о развитии рынка услуг здравоохранения, характеризуя его осо­бенности, мы не должны забывать о главных принципах доступности и рав­ных возможностей в получении медицинской помощи. Это усиливает роль государства в регулировании рынка медицинских услуг.

Современный рынок услуг здравоохранения - это обмен услугами и то­варами медицинского назначения, организованный по законам товарного обращения, но осуществляемый под жестким контролем государства и об­щества. Рассмотрим схему 1, которая характеризует основные условия ста­новления рыночных отношений.

Если характеризовать структуру рынка услуг здравоохранения по дей­ствию рыночного механизма, то нужно выделить три главных элемента: спрос, предложение и цену. Определим экономическое содержание назван­ных категорий применительно к рынку медицинских услуг.

Спрос - количество медицинских услуг, которое желают и могут при­обрести пациенты за некоторый период времени по определенной цене. Спрос - это платежеспособная потребность в медицинских услугах. Спрос зависит от уровня доходов населения, изменений в структуре населения, численности пациентов в стране, изменения вкусов пациентов, от так называе­мого «форсированного спроса» на медицинские услуги, когда врачи своими диагнозами и рекомендациями способны увеличить спрос на свои услуги.

Предложение - это количество медицинских услуг, которое врачи и ме­дицинские сестры могут оказать в определенный период времени по опре­деленной цене. На предложение влияют такие факторы, как количество вра­чей и среднего медицинского персонала, стоимость медицинского оборудо­вания, технология лечения, налоги, новые конкуренты.

Когда спрос соответствует предложению, это состояние называют ры­ночным равновесием.

Система финансирования здравоохранения.

По источнику финансирования можно выделить бюджетную, страхо­вую и частную системы. Однако, никогда не существует в чистом виде стра­ховой, бюджетной или частной системы финансирования. Можно говорить о преимущественном, доминирующем источнике финансирования. Если это система ОМС, то преобладают взносы работодателей, если бюджетная сис­тема - общие налоги (налог на прибыль, на добавленную стоимость и т.п.).

По характеру взаимодействия субъектов здравоохранения выделяют интеграционную, контрактную модель системы финансирования, а также модель возмещения и модель «управляемой медицинской помощи». Такая классификация использует опыт финансирования здравоохранения не толь­ко в России, но и в зарубежных странах.

Источниками финансирования в системе здравоохранения являются:

  • средства консолидированных бюджетов всех уровней;

  • средства обязательного медицинского страхования;

  • средства целевых фондов и Федеральных программ, предназначенных для охраны здоровья населения.

В целом, система финансирования здравоохранения России (по источни­кам финансирования) характеризуется как бюджетно-страховая модель

Как уже отмечалось, можно наблюдать несколько финансовых потоков, направляемых в сферу здравоохранения.

Бюджетные источники: федеральный бюджет; бюджет субъекта РФ; местный бюджет; ресурсы внебюджетного перераспределения. К последним относятся средства обязательного медицинского страхования.

Лечебно-профилактические учреждения любой формы собственности, получившие лицензию и аккредитованные в установленном порядке, финансиру­ются на основе договоров со страховыми медицинскими организациями, с террито­риальным фондом ОМС, его филиалами, выполняющими функции страховщика.

Определены следующие способы оплаты за оказанные медицинские услуги.

Для амбулаторно-поликлинических учреждений:

  • финансирование по смете расходов;

  • финансирование по «подушевому» нормативу;

  • оплата законченных случаев лечения;

  • оплата отдельных медицинских услуг.

Для стационарных учреждений:

  • финансирование по смете расходов;

  • оплата средней стоимости пролеченного больного;

  • оплата за законченный случай лечения;

  • оплата за койко-дни.

Стратегическими направлениями современной программы государ­ственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской по­мощью являются сокращение объема стационарной помощи (примерно на 20%); развитие стационарозамещающих видов помощи; увеличение расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь, усиление ее лечебной функции.

Проблема доступности медицинской помощи и одновременно сокра­щение объемов стационарной помощи может быть решена преимуществен­но за счет крупных городов, где существует развитая сеть медицинских уч­реждений и корректировки их мощности. Однако нельзя идти путем закры­тия небольших участковых больниц, поскольку это сразу снизит уровень доступности медицинской помощи для удаленных районов, что было бы не­правильным.

Поиск решения проблемы финансового дефицита должен быть
направлен на:

  • сокращение финансирования секторов вторичной и третичной ме­дицинской помощи и поддержание за счет программы государственных га­рантий именно первичной медико-санитарной помощи;

  • перевод дорогостоящих медицинских технологий на платную основу;

  • четкое определение минимального объема оказываемых бесплат­ных услуг, а за дополнительные медицинские услуги введение доплаты па­циентов;

  • возможность формирования системы обязательного медицинского страхования нескольких уровней: базовой системы ОМС и дополнительных программ с более высокой ставкой взноса на ОМС;

  • узаконивание соплатежей населения.

Наряду с организацией ОМС законом о медицинском страховании пре­дусмотрено внедрение системы добровольного медицинского страхования (ДМС). Главной отличительной чертой ДМС является то, что оплату расходов на медицинские услуги берет на себя преимущественно сам пациент. Кроме того, если ОМС осуществляется в рамках утвержденной Базовой программы ОМС, то при ДМС предоставляемые медицинские услуги выхо­дят за рамки Базовой программы.

ДМС развивается как дополнение к программам ОМС, обеспечивая до­полнительные услуги более высокого уровня, что в итоге расширяет финан­совые возможности здравоохранения в целом.

Особенности развития добровольного медицинского страхова­ния (ДМС) в России следующие:

  • имеет большой потенциал.

  • доступно только самым обеспеченным категориям населения.

  • не является формой реализации принципа общественной со­лидарности, поскольку выплаты по ДМС увязаны с размером сделанных взносов, а сами взносы устанавливаются с учетом рисков застрахованных граждан.

Существует определенное недоверие населения к коммерческим финансовым институтам, что тормозит развитие ДМС.

ДМС может развиваться только при условии четкого определения границы между государственными обязательствами и дополнительными наборами медицинских услуг и лекарственных средств.

ДМС может использоваться для получения плановой стационарной помощи вне очереди или прямого обращения к узкому специалисту, минуя участкового врача.

Соучастие пациентов в расходах на медицинские услуги связано с конкретными механизмами политики, которые действуют в области спроса на рынке медицинских услуг. Эти механизмы обычно функционируют в рам­ках системы страхования и определяют следующие основные формы уча­стия пациентов в покрытии расходов.

Соучастие в оплате услуг: единовременные взносы, которые потребитель должен уплатить за каждую предоставленную услугу, за каждое выписанное лекарство.

Совместное страхование: доля в процентах от общей суммы за услуги, которая должна быть оплачена потребителем (например, пациент оплачивает 20% общей стоимости стационарного лечения).

Необходимость участия населения в оплате медицинской помощи обу­словлена следующими глубинными причинами. Объем ресурсов, которые государство может выделить для развития социального сектора, в том чис­ле здравоохранения, прямо связан с бюджетными ограничениями, особен­но в условиях переходной экономики. С одной стороны, незрелость рыноч­ных структур не дает возможности запустить рыночные механизмы. С другой стороны, переходная экономика требует уменьшения затрат государства и повышения ответственности граждан за самообеспе­чение, за социальное развитие (в условиях бюджетного дефицита и других неблагоприятных экономических реалий). Все это приводит к широкому во­влечению внебюджетных средств в процесс развития отрасли

Социальная ответственность граждан есть ответственность за резуль­таты экономического развития. Она предполагает выполнение нескольких требований:

  • улучшение экономического и социального положения населения страны в меру роста его деловой активности;

  • обеспечение оправданной дифференциации доходов и потребле­ния в зависимости от результатов деятельности и предпринимательской ак­тивности граждан;

  • достижение оптимального уровня соотношения затрат на социаль­ные цели (имеются в виду затраты, которые осуществляют государство, не­посредственно граждане из своих доходов и предприниматели).

Процесс реформирования в финансировании здравоохранения про­должается, на ближайшее десятилетие в нем планируются следующие из­менения:

Государство должно обеспечить конституционные права граждан на получение бесплатной медицинской помощи путем выделения на здравоохранение средств из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, необходимых для финансирования программы государственных гарантий. Также государство берет на себя обязательства обеспечить приоритетность развития здравоохранения посредством выделения финансовых средств в размере не менее 6% валового внутреннего продукта.

В федеральном бюджете на здравоохранение должны выделяться денежные средства в размере не менее 5% его расходной части. В бюдже­тах субъектов Российской Федерации на здравоохранение планируется вы­делять денежные средства в размере не менее 20% их расходной части. При поступлении средств из внебюджетных источников запрещается умень­шение размера бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение.

Нормативы финансовых средств для компенсации затрат по предос­тавлению бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год (подушевые нормативы) применяют для:

  • планирования объемов оказания медицинской помощи гражданам;

  • расчетов платежей по обязательному медицинскому страхованию неработающих граждан;

  • распределения финансовых ресурсов при выравнивании условий оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации;

  • расчетов с производителями медицинских услуг за оказание меди­цинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

Порядок определения подушевых нормативов для обязательного ме­дицинского страхования неработающих граждан утверждается Федераль­ным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти в области здра­воохранения.

В бюджетах всех уровней, выделяемых на здравоохранение, долж­на быть предусмотрена доля средств, направляемых на цели санитарного просвещения населения и профилактику заболеваний.

Объем бюджетного финансирования в области здравоохранения уста­навливается в зависимости от задач, выполняемых в рамках государствен­ных программ. Если организации здравоохранения, источником финансиро­вания которых является федеральный бюджет, принимают непосредствен­ное участие в реализации региональных целевых программ в области здра­воохранения, то такая деятельность обеспечивается за счет средств бюд­жетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крайне недостаточное бюджетное финансирование лечебных учреждений, невозможность территориальных фондов ОМС компенсировать дефи­цит бюджетных средств требует коммерциализации сферы здравоохране­ния, а следовательно и создания медицинских организаций на основе раз­личных форм собственности, в том числе акционерной, кооперативной и др. Это приводит к тому, что сегодня здравоохранение представлено не только бюджетными учреждениями федерального и местного подчинения, но и ком­мерческими структурами. Пациент выступает заказчиком на рынке медицин­ских услуг и получает возможность выбирать более привлекательное для себя лечебное учреждение. Это стимулирует устремление к повышению ка­чества медицинского обслуживания

доцент кафедры Организации здравоохранения и общественного здоровья
кандидат медицинских наук Орешин Андрей Анатольевич

«_____» _______________ ________г.

Примечание:

- Первый экземпляр лекции составляет основной учебный фонд кафедры и хранится на кафедре постоянно.




перейти в каталог файлов


связь с админом