Главная страница
qrcode

Правила по русскому языку 2-4 класс. Гласные и согласные


НазваниеГласные и согласные
АнкорПравила по русскому языку 2-4 класс.doc
Дата15.05.2019
Размер0.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПравила по русскому языку 2-4 класс.doc
ТипДокументы
#50006
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5

Зпрямоугольник 1

звуки и буквы

(то, что слышим) (то, что пишем)

прямая соединительная линия 2

прямая соединительная линия 3
прямая со стрелкой 7
прямая со стрелкой 6

ударные безударные звонкие [Л] глухие [Х]

твёрдые [М] мягкие [М']

парные [Б] непарные [П]

Все слова в устной речи состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные.


Гласные звуки и буквы.

А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.

Их не трудно перечесть,

Гласных звуков ровно шесть.

А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.


При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград.

Гласных звуков в языке 6. Это звуки: А, О, У, Ы, Э, И. Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов. В русском языке 10 гласных букв: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е, причем:

- гласные первого ряда: А, О, У, Ы, Э – показатели твёрдости согласного.

- гласные второго ряда: Я, Ё, Ю, И, Е – показатели мягкости согласного.

Твёрдый звук Мягкий звук

[М] мал, мол, мул, мыл [М'] мял, мел, мил, мёл

[Н] нос [Н'] нёс

[Л] лук [Л'] люк
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один или два звука.

Бпрямая со стрелкой 11е
[э] или [й'] [э]

Бпрямая со стрелкой 14ё
[о] или [й'] [о]

Бпрямая со стрелкой 13ю [у] или [й'] [у]

Бпрямая со стрелкой 12я [а] или [й'] [а]
Один звук эти буквы обозначают после мягких согласных:
вес [в'эс], вёз [в'ос], тюк [т'ук], вяз [в'ас]
Два звука могут обозначать в следующих случаях:
- в начале слова ель [й'эл']

- после гласных стоял [стай'ал]

- после ъ, ь вьюга [в'й'уга] съёмка [cй'омка]
Согласные звуки и буквы.
При произнесении согласных звуков струя воздуха встречает преграду в виде языка, зубов и губ.

Согласных звуков 36. Они делятся на:
Парные
звонкие
Б В Г Д Ж З
глухие
П Ф К Т Ш С
Непарные
звонкие
Й Л М Н Р (сонорные)
глухие
Х Ц Ч Щ


твёрдые
мягкие

Звуко – буквенный разбор слова.
Определи сколько в слове слогов.
прямоугольник 10

ЗАПОМНИ!

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Деревья3 слога

Одна гласная буква может образовать целый слог.

    Узнай, на какой слог падает ударение. Ударный слог сам тянется и «выдаёт» себя.
    Дай характеристику гласным и согласным звукам.
    Подсчитай количество звуков и букв в слове.



    Кра – си – ва – я – 4 слога

    к [к] – согл., тв., глух., парн. (г-к)

    р [р] - согл., тв., зв., непарн.

    а [а] – гл., безуд.

    с [с'] - согл., мягк., глух., парн. (з-с)

    и [и] – гл., ударн.

    в [в] - согл., тв., зв., парн. (в-ф)

    а [а] – гл., безуд.

    прямая соединительная линия 17
    япрямая соединительная линия 18
    8прямая соединительная линия 19


    Мель – 1 слог

    м [м'] - согл., мягк., зв., непарн.

    е [э] – гл., ударн.

    л [л'] - согл., мягк., зв., непарн.

    ь [-]

    4прямая соединительная линия 20

    Буквы Ъ и Ь.
    Буква Ь (мягкий знак) звука не обозначает.

    Ь пишется

    - в конце или в середине слова (показывает мягкость предыдущего согласного);

    Например: конь, деньки

    - после согласной перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я (разделяет согласную с гласной);

    Например: бьёт, платье

    - после шипящих в именах существительных женского рода (3 склонение имён существительных);

    Например: мышь, рожь

    - в конце слова после Ш (2 лицо, ед. ч. глаголов: в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени);

    Например: греешь, думаешь

    - в середине слова после Ш перед –СЯ (2 лицо, ед. ч. глаголов: в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени);

    Например: греешься, улыбаешься

    - в конце слова после Т и Ч (неопределённая форма глаголов);

    Например: одевать(что делать?), беречь(что делать?)

    - в середине слова после Т и Ч перед – СЯ (неопределённая форма глаголов).

    Например: одеваться (что делать, беречься (что делатьЬ не пишется

    - -ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-;

    Например: дочка, ручной, птенчик, каменщик, помощник

    - после шипящих в именах существительных мужского рода;

    Например: мяч, малыш, плющ

    - после шипящих в именах существительных женского рода множественного числа в родительном падеже;

    Например: много туч, мимо дач

    - в кратких именах прилагательных;

    Например: ветер свеж и могуч

    - в глаголах 3 лица настоящего и будущего времени перед –СЯ.

    Например: умывается (что делает, умоется (что сделаетЪ пишется

    Ъ показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

    - после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнями, начинающимися с гласных Е, Ё, Ю, Я (разделяет согласную с гласной).

    Например: объект, съел
    ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ
    Орфограмма – это опасное место или сомнительная буква, в написании которой можно сделать ошибку.

    Как работать с орфограммой.

    Найди орфограмму (сомнительную букву) и подчеркни её одной чертой.
    О¬), корень ( ), суффикс (˄), окончание ( ).
    Объясни и обозначь условия выбора этой орфограммы.

    Употребление заглавных букв.

Большая буква пишется
в именах, отчествах, фамилиях людей
АСПСв кличках животных
кот БКгеографических названиях
МВРпервое слово в предложении
МДназвания улиц, проспектов
улица МНназвания праздников
РНназвания музеев, организаций
ЭГС заглавной буквы и в кавычках пишутся
названия книг, картин, кинофильмов
роман «ВТназвания журналов, газет
«Вназвания фирм
фирма «Лназвания кораблей, поездов
крейсер «АК
Правила переноса слов.
- Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам.

Например: пар – та, пе – нал

- Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. Переносить надо только так: эта – жи, ра – дио

- Ъ, Ь, Й остаются на предыдущей строке.

Например: паль – то, май – ка, объ – ём

- При переносе не отрывай первую букву от корня.

Пример: по – свя – ти – ли, при – крик – нуть

- Слова с удвоенными согласными надо переносить так: кас – са, рус – ский




ЗАПОМНИ!
Если удвоенные согласные стоят в начале корня, они не разделяются:

по – ссо – рил – ся.
Ь и Ъ

Ь пишется

- в конце или в середине слова (показывает мягкость предыдущего согласного);

Например: конь, деньки

- после согласной перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я (разделяет согласную с гласной);

Например: бьёт, платье

- после шипящих в именах существительных женского рода (3 склонение имён существительных);

Например: мышь, рожь

- в конце слова после Ш (2 лицо, ед. ч. глаголов: в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени);

Например: греешь, думаешь

- в середине слова после Ш перед –СЯ (2 лицо, ед. ч. глаголов: в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени);

Например: греешься, улыбаешься

- в конце слова после Т и Ч (неопределённая форма глаголов);

Например: одевать(что делать?), беречь(что делать?)

- в середине слова после Т и Ч перед – СЯ (неопределённая форма глаголов).

Например: одеваться (что делать, беречься (что делатьЬ не пишется

- -ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-;

Например: дочка, ручной, птенчик, каменщик, помощник

- после шипящих в именах существительных мужского рода;

Например: мяч, малыш, плющ

- после шипящих в именах существительных женского рода множественного числа в родительном падеже;

Например: много туч, мимо дач

- в кратких именах прилагательных;

Например: ветер свеж и могуч

- в глаголах 3 лица настоящего и будущего времени перед –СЯ.

Например: умывается (что делает, умоется (что сделаетЪ пишется

Ъ показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

- после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнями, начинающимися с гласных Е, Ё, Ю, Я (разделяет согласную с гласной).

Например: объект, съел

БУКВОСОЧЕТАНИЯ
Гласные И, У, А после шипящих.
- В сочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И.

Например: жираф, ушивали

- В сочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А.

Например: участок, щавель

- В сочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У.

Например: Чукотка, щупальца
Правописание сочетаний.
- В сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН, НЧ мягкий знак не пишется.

Например: ночной, манекенщица

- -оро-, -оло-, -ере-

Например: корова, соловей
Удвоенные (двойные) согласные.
- может быть в корне

Например: класс, аппетит

- может образоваться при помощи приставки и корня

Например: рассказ

- может образоваться при помощи корня и суффикса

Например: осенний

- может быть в суффиксе

Например: измученный

Слова с двойными согласными надо запоминать, а при сомнении обращаться к орфографическому словарю.
Правописание гласных в корне слова.
ГЛАСНЫЕ



проверяемые непроверяемые
Чтобы правильно написать безударные гласные о, а, е, и, я в корне слова нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Например: вода – воды, зима – зимний

Непроверяемые безударные гласные нужно проверять по орфографическому словарю и запоминать.

Правила правописания согласных в корне.
Проверяемые согласные.

- Парные согласные: Б–П, В-Ф, Г-К, З-С, Д-Т, Ж-Ш.

Слабая позиция – конец слова, перед глухой согласной.

Чтобы проверить парную согласную, стоящую в конце слова или перед глухой согласной, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная буква.

Например: лес – леса, лесной
Непроизносимые согласные.

В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Согласные, которые не произносятся, называются непроизносимыми. Эти слова нужно проверять. Для проверки подбери такое проверочное слово, чтобы этот согласный звук слышался ясно.

Например: поздно – опоздать, местность – места


ЗАПОМНИ!

В словах ЛЕСТНИЦА, ПРАЗДНИК, ЧУВСТВО

непроизносимая согласная не проверяется. Эти слова нужно запомнить.
Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке!

Если согласный звук не «проявляется», значит он не пишется.

Например: опасный – опасен, вкусно – вкусен

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать опасно!

Но известно, что прелестно

Букву Т писать уместно.
Предлог или приставка?
Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

- Мама стояла (у) окна. Мама стояла у
    У глаголов нет предлогов.

    - Машина завернула за угол.
      Местоимения могут иметь предлоги.

      - Они были у нас в гостях.

      Сложные слова.
      Слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и сложением основ. Пароход, пешеходсложные слова. Они образованы из двух основ при помощи соединительных гласных О и Е.

      В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – соединительная Е.
      Правописание О и Е в именах существительных 1 и 2 склонения после шипящих и Ц в творительном падеже.
      В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и Ц под ударением пишется О, а без ударения Е.

      Например: мячом, овцой, душем, ученицей
      Твёрдый согласный Ц.
      После твёрдого согласного Ц может писаться как буква И, так и буква Ы.

      После Ц пишется буква Ы:

      - в конце слов: синицы, лисицы, страницы, курицы;

      - в конце слов перед согласными: курицын, синицын, лисицын, смуглолицый, бледнолицый;

      - в корнях слов: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнул, цыпа, цыц.

      После Ц пишется буква И:

      - в конце слов перед гласными: лекция, секция, милиция, специи, Греция;

      - в корнях слов: цирк, циркуль, цитрусовые.





      СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

      Предложение.

      Предложение – это слово или группа слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

      Предложения бывают различные по интонации и по цели высказывания.

      повествовательные (о чём-либо рассказывают), вопросительные (спрашивают), побудительные (побуждают к действию).

      восклицательные и невосклицательные.

      членов распространённые (имеют второстепенные члены) и нераспространённые (состоят только из главных членов).

      По цели всегда различай предложения:

      В повествовательном – сообщение,

      Вопрос - в вопросительном (Дашь ответ?),

      А в побудительном – просьба, совет.
      Словосочетание.

      Слова в предложении связаны парами по смыслу, то есть от одного слова к другому можно поставить вопрос. Словосочетание – два слова, связанные между собой по смыслу.

      Например: Солнце золотит вершины берёз.

      Золотит (что?) вершины, вершины (чего?) берёз.


      ЗАПОМНИ! Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания.

      Главные члены предложения.

      Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
подлежащее главный член предложения, который связан со сказуемым
сказуемое – главный член предложения, который связан с подлежащим
показывает
о ком или о чём говорится в предложении
что говорится о подлежащем в предложении
отвечает на вопросы
кто? что? (И.п.)
что делает?

что делают?

что делал (а)?

что делали?

что сделал (а)?

что будет делать?

что сделает?
всегда стоит в именительном падеже

способ выражения:

сущ. м.

Шёл дождьОн

числ.

Семеро
способ выражения:

чаще всего выражено глаголом.

гл.

Мы
будемиграть.
в предложении подчеркивают



Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член. Они делают предложение более точным и выразительным.

Например: . (предложение без второстепенных членов)

Г под ногами . (предложение с второстепенными членами)



Определение.

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какой? чей? И поясняет подлежащее и другие второстепенные члены предложения. Подчеркивается волнистой линией.

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

ЧЕЙ и КАКОЙ – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

Способ выражения:

сущ. прил.

Вдеревьев. На столе лежали румяные яблоки. Возьми с полки

числ.

ч книгу.

Дополнение.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?), поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.

Способ выражения:

сущ. числ. м.

Кчашку
. Семеро одного не ждут. Володя с ним поссорился.

Обстоятельство.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или признак признака. Поясняет сказуемое или второстепенные члены предложения.

Обстоятельство коварно,

Чтобы не попасть впросак.

Ты задай ему вопрос:

ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КАК? КОГДА?

Способ выражения:

сущ. нар.

Дк реке. Ребята весело засмеялись.

Разряды обстоятельств.

Разряд
Вопросы
Пример
Обстоятельство времени
когда? с каких пор?

до каких пор? как долго?
Он ушёл утром.
Обстоятельство места
где? куда? откуда?
Мальчик сидел за столом.
Обстоятельство образа действия
каким образом?

каким способом? как?
Марина пишет красиво и быстро.

Знаки препинания в конце предложения.
В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

Поставив тот или иной знак, ты можешь изменить смысл или интонацию предложения.

Например: Погода хорошая. Погода хорошая? Погода хорошая!
Однородные члены предложения.
Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения.

Несколько подлежащих при одном сказуемом, несколько сказуемых при одном подлежащем, несколько второстепенных членов, которые зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос. Между однородными членами предложения ставятся запятые. Они произносятся с интонацией перечисления.

Например: , , , осенью улетают.

Однородные члены предложения связываются с помощью союзов и перечислительной интонации или только при помощи интонации.
Знаки препинания при однородных членах.

Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами А, НО.

Например: Солнце светит, но не греет. В гостях хорошо, а дома лучше.

Запятая ставится, если однородные члены соединены повторяющимися союзами И, ИЛИ, ДА (в значении НО).

Например: В саду растут и яблони, и груши.
Запятая ставится


Чугун, железо, сталь получают из железной руды.


На смелого собака лает, а трусливого кусает.


Гуляй, но дела не забывай.


В саду поспели и яблоки, и груши, и сливы.
Запятая не ставится, если однородные члены соединены одиночными союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И).

Например: В саду растут яблони и груши.

Недалеко от Москвы замечательные художники придумали и создали деревянную матрёшку.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом