Главная страница
qrcode

Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Д.Н.Колдина. Isbn 978-5-9949-0299-8 удк 373 ббк 74. 102 К


НазваниеIsbn 978-5-9949-0299-8 удк 373 ббк 74. 102 К
АнкорИгровые занятия с детьми 2-3 лет. Д.Н.Колдина.pdf
Дата12.09.2019
Размер1.37 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIgrovye_zanyatia_s_detmi_2-3_let_D_N_Koldina.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#58805
страница1 из 10
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ISBN 978-5-9949-0299-8
УДК 373 ББК
74.102 К
Колдина ДНК Игровые занятия с детьми 2—3 лет. — М ТЦ Сфера, 2011. —
144 с. — (Ранний возраст.
ISBN 978-5-9949-0299-8 В книге содержатся 37 игровых развивающих занятий для детей
2—3 лет с сентября по май. Представленные в данной книге занятия проводятся только в игровой форме, а задания объединены общей темой. Они позитивно настраивают детей, приучают их к самостоятельности, игре в различные игры, помогают каждому ребенку полностью раскрыться и познать окружающий мир, развивают восприятие, мышление, внимание, память, формируют навыки культурного поведения, воспитывают полноценную и разностороннюю личность. Книга будет полезна педагогам, работающим в группах кратковременного пребывания, воспитателям младших групп дошкольных учреждений и родителям.
УДК 373
ББК 74.102
© ООО «ТЦ Сфера, 2010 ©
Колдина ДН, 2010
ВВЕДЕНИЕ Возраст ребенка до 3 лет — самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Игра — первое, чему нужно научить любого малыша. Во что же можно поиграть с ребенком, какие дидактические игрушки подобрать для него, как правильно организовать занятия — решению этих и других вопросов посвящена данная книга. Именно в возрасте до 3 лет ребенок начинает посещать детский сад. Первые дни в детском саду — один из самых волнующих моментов в жизни каждой семьи. К какой воспитательнице попадет ребенок, понравится ли ему в детском саду, как быстро он привыкнет к новой обстановке, найдет ли себе друзей, не будут ли его обижать. Эти и еще многие вопросы волнуют каждого родителя. Уютная группа и обилие новых красивых игрушек не в силах заменить отсутствие близкого человека. Маленький ребенок еще не может сам занимать себя, он не знает, что делать стой или иной игрушкой, не умеет общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Поэтому главная задача педагога на данном этапе — помочь ребенку как можно быстрее адаптироваться к непривычной для него обстановке. Умный, знающий, внимательный, искренний, добрый, а главное любящий детей педагог может сделать многое. В его силах создать в группе радостную и доброжелательную атмосферу, завоевать доверие детей. Их настроение поднимется, если малыши поймут, что взрослый всей душой отдается игре сними. Они с удовольствием будут играть со взрослым на равных, повторяя все его действия. Хорошо, если мамам разрешено находиться вместе с детьми. Ребенок будет чувствовать себя более уверенными менее напряженным. Если малыш увидит, что мама активно участвует входе занятия, то и сам с увлечением вступит вовсе предложенные игры. Конечно, постепенно и незаметно роль мамы на занятиях должна сокращаться до минимума. Адаптация к детскому саду — сложный, а иногда и длительный процесс, продолжающийся от 1 до 3 недель, но бывает, затягивается на полгода и даже год Вхождение ребенка в коллектив должно быть постепенным. Сейчас существует много групп кратковременного пребывания. Как правило, такие группы работают 2—3 раза в неделю, и ребенок находится в них от 30 домин. з
4 Задача таких мини-групп не только воспитать полноценную и разностороннюю личность, но и помочь ребенку безболезненно пережить поступление в детский сад. На занятиях дети знакомятся со следующими видами игр. Виды игр
Описательная характеристика игр
1
2
Подвижные
«Прятки», Догонялки, Поймай собачку, Передай кошку, Маленький
— большой, Дождики солнышко, Через ручеек, Воробышки и автомобиль, Принеси предмет и т.д.
Спортивные
Ползание, лазанье, ходьба, игры с мячами, прыжки, упражнения в равновесии, бег, общеразвивающие упражнения
Музыкальные
Игра на музыкальных инструментах, угадывание, что звучит, слушание музыкальных произведений, пение и подпевание, танцы под музыку
Стихотворные
(физкультми
Физкультминутки: Зайка серенький сидит, Мишка косолапый, Как на горке снег пальчиковые игры Этот паль нутки, пальчи чик — мама, «Сорока-белобока»; хороводы Как на наши ковые, хороводы, марши)
именины», Мыши водят хоровод, Раздувайся, пузырь марши Большие ноги шли по дороге и т.д.
Упражнения
Чтение детям потешек, стихотворений, сказок, рассказов. Игры для развития на понимание слов Что это Что делает, Какой он?»,
речи
«Для чего это нам, пополнение активного словаря детей
Игры Инсценировка сказок и потешек: Курочка Ряба, «Репка»,
драматизации
«Теремок», Три медведя, Кошкин дом и т.д.
На развитие
«Переложи горох, Переложи крупу ложкой, «Мозаика»,
мелкой мото Наполни бутылку палочками. Сними прищепки, При рики рук крепи магниты, Забиваем гвозди, Шнурки и т.д.
Артикуляци Дыхательные упражнения Дуем на одуванчики, ватку, мел онная гимна кие бумажки, воду, Играем на трубе, Мыльные пузыри»;
стика упражнения для подвижности артикуляционного аппарата Как воет волк, Котенок лакает молоко, Лошадка и т.д.
С дидактиче Сенсорные игры с деревянными шариками и кубиками, пи скими предме рамидками, матрешками, стаканчиками, баночками, вклады тами шами, матрешками, брусками, водой и т.д.
Ролевые
Игры с куклами и мягкими игрушками (покормить, одеть, причесать, искупать, положить спать, полечить Магазин, Доктор, Стройка, Моем посуду, Разговариваем по телефону и т.д.
Обучающие
«Подбери двери к домикам, Кто на чем играл, Раздели на развитие предметы на две группы, Найди одинаковые предметы»,
внимания, па Убери лишний предмет, Что исчезло, Подбери заплат мяти, мышле ку на коврик, Найди бабочке ее крылышко, Чем отлича ния и т.д.
ются предметы, Что изменилось и т.д.
5 Чтобы сделать занятия более эффективными, обратите внимание наследующие моменты
— проводите занятия с детьми систематически в предложенной последовательности
— представленный материал каждого тематического занятия рассчитан на проведение 2—3 занятий (в зависимости от возраста детей и их индивидуальных особенностей. Вы можете разделить материал одного занятия на несколько частей и провести их в разные дни. Дети любят играть в одни и те же игры. Чтобы малыши могли запомнить основные игры, повторяйте их на каждом из этих занятий
— вы можете выбрать и провести с детьми отдельные выборочные игры
— до начала занятия ознакомьтесь с игровыми заданиями, продумайте план занятия, подготовьте необходимый материал
— не забывайте о технике безопасности Вы должны быть уверены, что ребенок не проглотит или не засунет себе вносили ухо мелкий предмет, не упадет или не ударится. Если вы не можете гарантировать полной безопасности проведения данной игры — не проводите ее
— организуйте рабочее пространство, уберите отвлекающие предметы
— вначале занятия необходимо вызвать у детей желание к совместному творчеству. Для этого важно эмоционально подготовить малышей, создать игровое настроение с помощью ролевых или подвижных игр
— ваша речь должна быть четкой, эмоционально окрашенной и неторопливой
— важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие во всех играх детей;
Окончание табл.
1 Конструирование из деревянных деталей башенок, поездов, столов, домиков и т.д.; из различных видов пластмассового конструктора дороги, стены домов, дома, башни, подъемные краны, машинки и т.д.
Рисование
Рисование цветными карандашами, гуашевыми красками пальчиками, ладошками, поролоновыми тампонами, кисточками
Лепка
Лепка из пластилина и глины
Аппликация
Наклеивание заранее вырезанных из цветной бумаги деталей

— если некоторые дети отказываются заниматься, не навязывайте им игры. Начните занятие, и очень скоро эти дети захотят присоединиться к вам
— будьте доброжелательны и уважительны к детям
— похвала — прекрасный стимул для дальнейшего развития ребенка. Не забывайте об этом Не акцентируйте внимания на неудачах ребенка, лучше поощряйте его успехи
— занятия приносят детям больше пользы, если родители повторяют дома со своим ребенком физкультминутки, упражнения и другие игровые задания, которые они узнали на занятиях
— помните сами и чаще напоминайте родителям, что ни один ребенок не может вырасти счастливым, если мама и папане будут проявлять свою любовь к нему. Ребенку в любом возрасте, а тем более такому малышу, нужно, чтобы его обнимали и целовали. Что должен знать ребенок к 2—3 годам. Общение со сверстниками

— развивается умение играть рядом, а к середине года и вместе со сверстниками
— формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Усвоение социальных норм поведения

— воспитываются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания начинает складываться произвольность поведения
— ребенок осознает свое я. Умственное развитие
— формируются представления о взаимосвязи между предметами, в их сходстве и различии
— подбирает подобные предметы, группирует их по определенному признаку. Развитие представлений об окружающем мире
— может называть окружающие его предметы (игрушки, посуду, одежду, обувь, мебель, транспорт
— учится называть цвет, форму, величину предметов, материал, из которого они сделаны. Развитие речи
— учится понимать речь взрослых без наглядного сопровождения
— самостоятельно рассматривает и обсуждает картинки, книжки, предметы
— рассказывает об интересующих его событиях
— приучается слушать взрослых, обогащая свой словарь
— отчетливо произносит звуки, кроме некоторых свистящих, шипящих и сонорных
— употребляет предлоги и вопросительные слова

— отвечает на вопросы, ведет диалоги. Математические представления
— учится различать количество предметов (один, два, много
— обозначает в речи контрасты предметов большой — маленький, высокий — низкий
— учится различать геометрические формы круг, квадрат, треугольник, шар, кубик, кирпич
— ориентируется в окружающем пространстве. Физическое развитие
— формируется умение сохранять равновесие
— учится бегать водном направлении, ползать, лазать, катать, бросать, метать мяч, прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед
— выполняет общеразвивающие упражнения
— приучается к совместным подвижным играм. Рисование
— учится изображать знакомые единичные предметы округлой формы
— задумывается над тем, что он нарисовал
— рисует разные палочки и линии, пересекает их
— учится правильно держать карандаш или кисть. Леша
— лепит из глины и пластилина, отламывая маленькие комочки от большого куска
— скатывает шары, приплющивает их пальцем или между ладонями, раскатывает колбаски, учится соединять две детали в один предмет. Аппликация
— учится выкладывать на листе бумаги приготовленные бумажные силуэты предметов, наносить клей тонким слоем при помощи кисточки и затем наклеивать фигуры
8 ИГРОВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ИГРУШКИ Демонстрационный материал
— неваляшка
— поднос с мелко нарезанными кусочками цветной бумаги
— трехместная матрешка, маленький колокольчик
— кегли и шары (мячи
— коробка с дидактическими игрушками (матрешки, стаканчики, пирамидки, вкладыши, абаки и т.д.). Раздаточный материал
— детали напольного деревянного строительного материала (кирпичики и призмы
— альбомные листы с крупно нарисованными на каждом листе контурами одной игрушки (неваляшки, матрешки, пирамидки, мячики, уточки и т.д.);
— гуашь красного, синего, желтого и зеленого цвета, разведенная водой. Организационный момент Организационный момент помогает положительно настроиться на занятие 1. Воспитатель вместе с неваляшкой на руках радостно встречает детей, представляет им неваляшку и называет каждого ребенка по имени. Воспитатель. Какие вы стали большие за лето. Сколько же вам годиков Два Как вы отдыхали Загорали Купались И т.д. Обучающая игра Где носики Закрепляет умение самостоятельно показывать называемые части тела человека. Неваляшка. Давайте проверим, не забыли ли вы за лето, где у вас носики Покажите. А где глазки Правильно. Покажите ушки. А где ножки Да, вот они и т.д. Дыхательное упражнение Самолетики Помогает формировать дыхательный аппарат. Неваляшка. Я прилетела к вам ребята на самолете. Посмотрите, как много у меня тут самолетов. Покажите детям поднос с разноцветными бумажками Давайте подуем на самолетики, чтобы они улетели высоко-высоко в небо.
1 Здесь и далее курсивом после подзаголовков выделены целевые ориентиры этапов занятия.
9 Чтение стихотворения А. Барто Самолет с договариванием слов Помогает эмоционально затронуть детей, приучает слушать и понимать стихотворные строки. Неваляшка рассказывает детям стихотворение, а дети договаривают последнее слово в каждой строке. Самолет построим ... Понесемся над ... Понесемся над ... А потом вернемся к ... Спортивная игра Идем за мной Развивает основные движения детей, учит их двигаться стайкой с изменением направления. Неваляшка. У меня есть подруга — матрешка. Хотите отправиться к ней в гости Тогда вставайте все за мной и пошли. Дети идут за неваляшкой стайкой. Неваляшка передвигается, качаясь тов одну сторону, тов другую. Дети должны успевать вовремя менять направление движения. Обучающая игра Где звенит Направлена на развитие слухового восприятия, мышления и памяти. Детей встречает матрешка. Она здоровается. Неваляшка. Моя подружка непростая, в ней спрятались еще две матрешки. Дети открывают матрешку, отдельно собирают всех трех матрешек и выставляют их на столе по росту от самой большой до самой маленькой, и наоборот. Неваляшка достает маленький колокольчик, звенит ими прячет в одну из матрешек. Затем несколько разменяет матрешек местами и просит показать, в какой матрешке спрятан колокольчик. Игра повторяется несколько раз
Спортивная игра Большая и маленькая матрешка Способствует двигательной активности, снимает импульсивность, развивает игровые навыки и произвольность поведения, учит понимать слова большая — маленькая. Покажите детям маленькую и большую матрешку. Воспитатель. Видите, какая эта матрешка большая, а эта — маленькая. Когда выбудете говорить большая матрешка — детям нужно поднять руки вверх, а на слова маленькая матрешка — присесть. Конструирование из строительного материала Дома для матрешек Знакомит с деталями напольного строительного материала, учит сооружать элементарные постройки по образцу определенного размера. Матрешки предлагают детям построить для них домики. Для большой матрешки — большой, для маленькой — маленький. Маленький домик строится из двух положенных друг на друга кирпичиков, а сверху ставится трехгранная призма (крыша. Большой дом сложится из 4—5 кирпичиков. Дети строят домики по образцу, предложенному воспитателем. Затем в домики расселяются матрешки. Спортивная игра Кегли Развивает глазомер и точность движений. Матрешка и неваляшка предлагают детям сыграть в кегли. Перед детьми выставляются 6—8 кеглей и каждому ребенку дается по одному мячу. Дети садятся на пол и толкают мяч вперед, чтобы он ударился о кеглю и сшиб ее. Сюрпризный момент Сюрпризный момент помогает эмоционально затронуть детей и поднять настроение. Неваляшка. Вы так хорошо занимались. Посмотрите, что я для вас приготовила. Вынимает из коробки по одной игрушке и называет ее Пирамидка, матрешка, стаканчики, вкладыши. Кто хочет поиграть в эти игрушки Раздайте каждому ребенку по одной дидактической игре и предоставьте ему возможность самостоятельно разобрать и собрать доставшуюся игру. Рисование пальчиками Игрушки Задание учит рисовать пальчиками на заданном пространстве. ю
11 Неваляшка раздает детям альбомные листы с нарисованными игрушками и предлагает им назвать изображенную игрушку. Дети выбирают цвет, которым они будут рисовать окунают пальчик в краску и ставят отпечатки на листе в виде пятнышек. Вовремя рисования прочитайте детям стихотворение Л.Н. Смирновой. Воспитатель Мыс игрушками играем, Мы игрушки называем Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик. ЗВЕРУШКИ Демонстрационный материал
— аудиозапись веселой плясовой музыки
— ширма и несколько (по количеству детей) мягких зверушек, которые в жизни издают какой-либо звук кошка, собака, волк, медведь, сова, коробка с низкими бортами, где лежит столько же других игрушек, например, мячик, матрешка, пирамидка, машинка и кубик
— настенная азбука-плакат с буквами и нарисованными животными, начинающимися на эти буквы (если детей много, нужно иметь 2—3 такие азбуки. Раздаточный материал
— для каждого ребенка по мягкой игрушке
— парные картинки животных 2 одинаковые лисы, 2 одинаковых зайца и т.д.;
— альбомные листы, сложенные пополам. В верхней части листа крупно рисуется контур любого животного, желательно участвующего в данном занятии (кот, лиса и т.д.), затем его силуэт вырезается
— гуашь красного, синего, желтого и зеленого цвета, разведенная водой, и поролоновый тампон. Организационный момент Здесь и далее организационные моменты создадут положительный настрой на занятие, эмоционально затронут детей. Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, сделайте комплимент. Воспитатель. Какое у Нины красивое платье Иван принес с собой синюю машинку. Как хорошо улыбается Гоша. Здравствуй, Арина, ты пришла с мамой И т.д. Артикуляционная гимнастика Развивает подвижность артикуляционной моторики.
12 Предложите детям угадывать, кого вы изображаете. Расположите руку чашечкой около рта и «полакайте» молоко. Конечно же, это кошка. Дети несколько раз повторяют это упражнение завами) Высуньте язык. Правильно, так делает собачка. Дети показывают собачку Вытяните губы впереди произнесите «у-у-у». Это воет волк. Дети изображают волка Прищелкивая языком, поцокайте. Верно, это лошадка. Дети цокают вслед завами' Музыкальная игра Танец зверей
Развивае/h эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Воспитатель читает стихотворение. Приглашаю всех вас в лес, Полный сказок и чудес. Много разных здесь зверей Мишек, зайцев и ежей. Звучит музыка. Дети свободно танцуют. Музыка смолкает, дети замирают в позе, которую вы им показываете. Например, вы присаживаетесь на корточки, руки впереди на полу. Дети повторяют завами. Воспитатель. Кто же мы Лягушки. Давайте попрыгаем, как лягушки. Затем снова звучит музыка. Музыка смолкает, вы с детьми принимаете новую позу, например, зайца (кисти прижаты к груди. Надо попрыгать, как заяц. Так можно изобразить неуклюжую ходьбу медведя, нюхающую воздух собачку, плавную походку плутоватой лисы и т.д. Дидактическая игра Парные картинки Развивает восприятие, внимание и умение сравнивать предметы, изображенные на картинках, воспитывает сосредоточенность. Два комплекта одинаковых карточек. Один комплект разложите на столе перед детьми, а второй держите в руках. Каждый ребенок подходит к вами получает карточку из вашего комплекта с изображенным на нем животным, например, волком. Воспитатель или ребенок. Это волк. Ребенку надо внимательно рассмотреть остальные карточки на столе и найти среди них волка. Затем подходит следующий ребенок и т.д. Подвижная игра Лиса и зайцы Способствует двигательной активности, снимает импульсивность, развивает игровые навыки и произвольность поведения. Воспитатель или один из детей назначается лисой, остальные — зайцы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов


связь с админом